48.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

48.2. Формы и методы социальной защиты

48.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Система социальнойзащитыв Российской Федерации в значительнойстепени развивалась как системареагирования на возникающие и обостряющиесясоциально-экономические проблемы.

Индексация имеющихся социальных пособийи льгот; появление новых форм и методовсоциальной защиты, таких как созданиеучреждений поддержки социально уязвимыхгрупп населения и введение новых пособийи льгот на федеральном, региональном,местном уровнях; создание системысоциальных внебюджетныхфондоввсе эти меры были нацелены на смягчениеостроты социальных проблем.

На федеральномуровне установлено около 156 видовсоциальных выплат, льгот,пособий, дотаций, оказываемых 236 различнымкатегориям населения (например, такимкатегориям, как ветераны, дети, инвалиды,учащаяся молодежь и т. д.).

Практически всесоциальные пособия, выплаты и льготы,установленные на федеральном уровне,предоставляются на основе категориальногопринципа. Лишь два вида социальныхвыплат ежемесячное пособие на ребенка и жилищныесубсидии предусматривают проверку нуждаемостии предоставляются домохозяйствам,чей среднедушевой доход ниже прожиточногоминимума.

Существуютсоциальные пособия и дотации, которыефинансируются из средств внебюджетныхфондов социальной сферы (например,пособия по безработице,по временной нетрудоспособности и т.д.), социальные выплаты и льготы,предоставляемые отдельными регионамиразличным категориям проживающего вэтих регионах населения, в том числе исоциальная помощь малообеспеченнымсемьям.

Во многих регионахприняты или разрабатываются законы обадресной социальной помощи нуждающимсяв различных вариантах. Для болееэффективной помощи в условиях нехваткисредств среди нуждающихся выделяютсяостро нуждающиеся категории, например,со среднедушевым доходом, не превышающим4050%прожиточного минимума, которым помощьоказывается в первую очередь.

Часть мероприятийв области социальной защиты населенияосуществляется федеральными итерриториальными социальными внебюджетнымифондами. Однако для выполнения всехсоциальных обязательств такогофинансирования явно недостаточно.

Необходимоефинансирование установленных нафедеральном уровне льгот и пособийоценивается в более чем 15% ВВП,что превышает расходы федеральногобюджета на социальную политику почтив 10 раз.

Муниципалитетамкомпенсируется около 2030%их затрат на выполнение федеральногосоциального мандата. Основная частьрасходов местной власти на социальнуюзащиту населения приходится на выполнениефедеральных законов:

 «О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19 мая 1995 г. с поправками иизменениями от 30 декабря 1996 г., 29 июля1998 г. и 17 июля 1999 г.;

 «О ветеранах»№ 5-ФЗ от 13 января 1995 г.;

 «О социальнойзащите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября1995 г.

Отсутствиесистемного подхода к формированиюсоциальной защиты населения и недостаточнаямежведомственная координация работыорганов, отвечающих за установление,назначение и осуществление различныхсоциальных льгот и выплат, нередкоприводит к дублированию расходов насоциальные цели.

Развитие ифункционирование сети учрежденийсоциальной защиты населения тяготеетк стационарным видам социальных услуг,хотя их эффективность в большинствеслучаев ниже, чем у нестационарных видовсоциальной помощи.

В сфере финансированиясоциального обслуживания населенияприоритетным часто является финансированиесложившейся сети социальных учрежденийна основе затратных принципов.

Доступнегосударственных организаций к оказаниюсоответствующих услуг в рамках социальногозаказа ограничен. Слабо развитосотрудничество с благотворительнымии религиозными организациями.

Недостаточноиспользуются возможности самофинансированияпри предоставлении социальных услуг.

Практически несуществует стимулов к снижениюадминистративных издержек функционированиясистемы социальной защиты. Отсутствуетпрактика оценки эффективности социальнойпомощи в большинстве регионов.

Одной из проблем,связанных с действующей системойсоциальной защиты населения, являетсянедостаточность статистическойинформации о состоянии дел в социальнойзащите, низкая репрезентативность такойинформации и несопоставимость различныхисточников статистических данных.

На общероссийскомуровне отсутствуют точные данные оструктуре распределения средств междусоциальными выплатами, установленныминормативно-правовыми актами РоссийскойФедерации, субъектов РФ и органовместного самоуправления.

Законодательнаяи нормативная база действующей системысоциальных пособий, выплат и льготпредставляет собой огромное числозаконов со всеми вносимыми в нихпоправками, Указов Президента РФ,постановлений Правительства РФ и другихактов, принятых и принимаемых нафедеральном, региональном и муниципальномуровнях, часто не согласованных междусобой и далеко не всегда четко описывающихисточники финансирования социальныхвыплат, ответчиков и формы ответственностив случае невыполнения положений данныхактов.

Фактическаячисленность получателей социальныхпособий и льгот ниже, чем численностьлиц, имеющих право на различные видысоциальной помощи. Недостаточноефинансирование, ведущее к задержкамвыплат социальных пособий и льгот,приводит к тому, что число получателейпособий меньше числа тех, кто имеет наэто право.

По оценкамМеждународнойорганизации труда,в развитых странах и некоторых странахВосточной Европы эффективностьпрограмм социальной поддержки населения,рассчитанная как доля суммарныхсоциальных трансфертов, приходящаясяна семьи, живущие за чертой бедности,достигает 50%, эффективность программсоциальной помощи населению в РоссийскойФедерации составляет 19%, т. е. основнаячасть средств, направляемых на социальнуюзащиту, распределяется в пользуобеспеченных домохозяйств. Такойхарактер распределения средств нельзяназвать ни справедливым, ни эффективным,особенно учитывая значимость социальнойпомощи для бедных домохозяйств. Уровеньотношения льгот и пособий к размерудоходов(располагаемых ресурсов) в бедныхдомохозяйствах является крайне низкими не позволяет рассматривать существующуюсистему социальной защиты как системуреальной поддержки бедных домохозяйств.Если сравнить средние размеры пособийи дотаций,получаемые членами бедных домохозяйствсо средним дефицитом располагаемыхресурсов бедных домохозяйств, тополучится, что дотации на питание могутпокрыть только около 6% дефицитарасполагаемых ресурсов бедныхдомохозяйств, дотации на оплатутранспортных расходов менее 5%, дотации на оплату жилья менее 5%, ежемесячное пособие на ребенкаменее 8%.

Результаты анализаданных российского мониторингаэкономического положения и здоровьянаселения показывают, что значительнаячасть средств, получаемых населениемв виде социальных выплат и льгот, идетна поддержку тех групп населения, доходыкоторых выше прожиточного минимума.

Так, только четвертьобщей суммы реализуемых всемидомохозяйствами льгот и пособийприходится на долю домохозяйств сосредним доходом ниже прожиточногоминимума домохозяйства, в то время какна долю домохозяйств со средним доходомвыше прожиточного минимума домохозяйства3/4(см. рис. 48.1).

Из схемы видно,что общая сумма средств, полученныхдомохозяйствами со средним доходомвыше прожиточного минимума (п. 2 п. 3) в качестве перечисленных социальныхпособий, субсидий, дотаций, льгот ивыплат, равна 74,7% от всех расходовфедеральногобюджетана социальнуюполитику.

Рис. 48.1. Доляобщей суммы социальных пособий, субсидий,дотаций и льгот, приходящаяся на отдельныегруппы населения (в %) в 1999 г.

Примечание:Общаясумма получаемых или реализуемыхдомохозяйствами социальных пособий,субсидий, дотаций и льгот 100%:

1домохозяйства со средним доходом нижепрожиточного минимума домохозяйства(40% домохозяйств);

2домохозяйства со средним доходом отодного до двух прожиточных минимумовдомохозяйства (30% домохозяйств);

3домохозяйства со средним доходом свышедвух прожиточных минимумов домохозяйства(30% домохозяйств)

Регрессивныйхарактер различных форм социальнойзащиты населения характерен как длявыплат и льгот, финансируемых изрегиональных бюджетов (ежемесячноепособие на ребенка, субсидии или льготыпо оплате квартиры и коммунальных услуг,дотации на топливо, льготы по приобретениюлекарств), так и для льгот, финансируемыхиз федерального и местного бюджетов(льготы пенсионерам на пользованиепассажирским транспортом), а также длявыплат, финансируемых из внебюджетныхфондовсоциальной сферы (пособие по безработице,финансируемое из Государственногофонда занятости населения; пособие повременной нетрудоспособности, пособиепо беременности и родам, льготы по оплатеотдыха, включая дотации на приобретениепутевок на санаторно-курортное лечение,финансируемые из Фонда социальногострахования).

Необходимостьреформирования существующей системысоциальной защиты становится все болееочевидной после кризисаавгуста 1998 г. В послекризисный периоднаблюдались уменьшение размеровсоциальных пособий и льгот в реальномвыражении и нарастание задолженностипо основным видам пособий, что не моглоне сказаться на положении наиболеесоциально уязвимых групп населения.

Вероятностьоказаться среди бедных остается оченьвысокой для семей с детьми и особеннодля многодетных семей, а детские пособияне могут оказать существенной помощисемьям с детьми, доходы которых былиниже уровня прожиточногоминимума.Растет вероятность бедности дляпенсионеров.

Рекомендация:

Длясамоконтроля полученных знаний выполнитетренировочные задания из набора объектовк текущему параграфу

Источник: https://studfile.net/preview/1089295/page:180/

48.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: Система социальной защиты в Российской Федерации в значительной

48.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Система социальной защиты в Российской Федерации в значительной степени развивалась как система реагирования на возникающие и обостряющиеся социально-экономические проблемы.

Индексация имеющихся социальных пособий и льгот; появление новых форм и методов социальной защиты, таких как создание учреждений поддержки социально уязвимых групп населения и введение новых пособий и льгот на федеральном, региональном, местном уровнях; создание системы социальных внебюджетных фондов ? все эти меры были нацелены на смягчение остроты социальных проблем.

На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям, как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.). Практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа.

Лишь два вида социальных выплат ? ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии ? предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Существуют социальные пособия и дотации, которые финансируются из средств внебюджетных фондов социальной сферы (например, пособия по безработице, по временной нетрудоспособности и т. д.), социальные выплаты и льготы, предоставляемые отдельными регионами различным категориям проживающего в этих регионах населения, в том числе и социальная помощь малообеспеченным семьям.

Во многих регионах приняты или разрабатываются законы об адресной социальной помощи нуждающимся в различных вариантах. Для более эффективной помощи в условиях нехватки средств среди нуждающихся выделяются остро нуждающиеся категории, например, со среднедушевым доходом, не превышающим 40?50% прожиточного минимума, которым помощь оказывается в первую очередь.

Часть мероприятий в области социальной защиты населения осуществляется федеральными и территориальными социальными внебюджетными фондами. Однако для выполнения всех социальных обязательств такого финансирования явно недостаточно.

Необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15% ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз. Муниципалитетам компенсируется около 20?30% их затрат на выполнение федерального социального мандата.

Основная часть расходов местной власти на социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов: ? «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. с поправками и изменениями от 30 декабря 1996 г., 29 июля 1998 г. и 17 июля 1999 г.; ? «О ветеранах» № 5-ФЗ от 13 января 1995 г.

; ? «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. Отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения и недостаточная межведомственная координация работы органов, отвечающих за установление, назначение и осуществление различных социальных льгот и выплат, нередко приводит к дублированию расходов на социальные цели. Развитие и функционирование сети учреждений социальной защиты населения тяготеет к стационарным видам социальных услуг, хотя их эффективность в большинстве случаев ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи.

В сфере финансирования социального обслуживания населения приоритетным часто является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов.

Доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в рамках социального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными и религиозными организациями. Недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг. Практически не существует стимулов к снижению административных издержек функционирования системы социальной защиты. Отсутствует практика оценки эффективности социальной помощи в большинстве регионов. Одной из проблем, связанных с действующей системой социальной защиты населения, является недостаточность статистической информации о состоянии дел в социальной защите, низкая репрезентативность такой информации и несопоставимость различных источников статистических данных. На общероссийском уровне отсутствуют точные данные о структуре распределения средств между социальными выплатами, установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных пособий, выплат и льгот представляет собой огромное число законов со всеми вносимыми в них поправками, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других актов, принятых и принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, часто не согласованных между собой и далеко не всегда четко описывающих источники финансирования социальных выплат, ответчиков и формы ответственности в случае невыполнения положений данных актов. Фактическая численность получателей социальных пособий и льгот ниже, чем численность лиц, имеющих право на различные виды социальной помощи. Недостаточное финансирование, ведущее к задержкам выплат социальных пособий и льгот, приводит к тому, что число получателей пособий меньше числа тех, кто имеет на это право. По оценкам Международной организации труда, в развитых странах и некоторых странах Восточной Европы эффективность программ социальной поддержки населения, рассчитанная как доля суммарных социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, достигает 50%, эффективность программ социальной помощи населению в Российской Федерации составляет 19%, т. е. основная часть средств, направляемых на социальную защиту, распределяется в пользу обеспеченных домохозяйств. Такой характер распределения средств нельзя назвать ни справедливым, ни эффективным, особенно учитывая значимость социальной помощи для бедных домохозяйств. Уровень отношения льгот и пособий к размеру доходов (располагаемых ресурсов) в бедных домохозяйствах является крайне низким и не позволяет рассматривать существующую систему социальной защиты как систему реальной поддержки бедных домохозяйств. Если сравнить средние размеры пособий и дотаций, получаемые членами бедных домохозяйств со средним дефицитом располагаемых ресурсов бедных домохозяйств, то получится, что дотации на питание могут покрыть только около 6% дефицита располагаемых ресурсов бедных домохозяйств, дотации на оплату транспортных расходов ? менее 5%, дотации на оплату жилья ? менее 5%, ежемесячное пособие на ребенка ? менее 8%. Результаты анализа данных российского мониторинга экономического положения и здоровья населения показывают, что значительная часть средств, получаемых населением в виде социальных выплат и льгот, идет на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. Так, только четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства ? 3/4 (см. рис. 48.1). Из схемы видно, что общая сумма средств, полученных домохозяйствами со средним доходом выше прожиточного минимума (п. 2 ? п. 3) в качестве перечисленных социальных пособий, субсидий, дотаций, льгот и выплат, равна 74,7% от всех расходов федерального бюджета на социальную политику.

Рис. 48.1. Доля общей суммы социальных пособий, субсидий, дотаций и льгот, приходящаяся на отдельные группы населения (в %) в 1999 г.

Примечание: Общая сумма получаемых или реализуемых домохозяйствами социальных пособий, субсидий, дотаций и льгот ? 100%: 1 ? домохозяйства со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства (40% домохозяйств); 2 ? домохозяйства со средним доходом от одного до двух прожиточных минимумов домохозяйства (30% домохозяйств); 3 ? домохозяйства со средним доходом свыше двух прожиточных минимумов домохозяйства (30% домохозяйств) Регрессивный характер различных форм социальной защиты населения характерен как для выплат и льгот, финансируемых из региональных бюджетов (ежемесячное пособие на ребенка, субсидии или льготы по оплате квартиры и коммунальных услуг, дотации на топливо, льготы по приобретению лекарств), так и для льгот, финансируемых из федерального и местного бюджетов (льготы пенсионерам на пользование пассажирским транспортом), а также для выплат, финансируемых из внебюджетных фондов социальной сферы (пособие по безработице, финансируемое из Государственного фонда занятости населения; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, льготы по оплате отдыха, включая дотации на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, финансируемые из Фонда социального страхования). Необходимость реформирования существующей системы социальной защиты становится все более очевидной после кризиса августа 1998 г. В послекризисный период наблюдались уменьшение размеров социальных пособий и льгот в реальном выражении и нарастание задолженности по основным видам пособий, что не могло не сказаться на положении наиболее социально уязвимых групп населения. Вероятность оказаться среди бедных остается очень высокой для семей с детьми и особенно для многодетных семей, а детские пособия не могут оказать существенной помощи семьям с детьми, доходы которых были ниже уровня прожиточного минимума. Растет вероятность бедности для пенсионеров. Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу Источник: С.С. Носова. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 2008

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/482-formyi-metodyi-sotsialnoy-25102.html

Методы и формы работы социального педагога в органах социальной защиты (стр. 2 из 8)

48.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами.Социальные службы-это государственные, муниципаль­ные и негосударственные органы управления, структуры испециализированные учреждения и предприятия, осущест­вляющие социальную работу[20,c.55].

Социальные службы функционируют в системе само­стоятельной социальной отрасли-социальной защиты насе­ления, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения.

Цель их деятельности-проведение политики государства, направленной на

установление устойчивых и упорядочен­ных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными благами для

удовлетворения их потребностей, развивать эко­номическую самостоятельность в управлении [3,c.128].

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.

Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных

учреждений, предназначенных для обслуживания определённых групп населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание.

Функции управления социальным обслуживанием населе­ния на подведомственной территории осуществляют органы со­циальной защиты населения [17,c.173].

Актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях.Центральное место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения.

Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных, бедных и индивидов.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети социальных учреждений, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения.

Таким образом, важнейшей задачей государства на совре­менном этапеявляется создание эффективной социаль­ной системы как комплекса услуг различным категори­ям населения, находящимся в зоне социального риска.

Органы социальной защиты призваны помогать клиентам в ре­шении возникших у них социальных проблем по восстановле­нию или усилению их способности в самообеспечении и само­обслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспо­собности лиц с ограниченными возможностями.

1.2.Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

Социальная педагогика- это процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры.

Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы, особенно в практической деятельности, настолько тесна, что стала одной из причин их подмены друг другом. В США термин социальная педагогика практически не используется.

Широкое распространение тамполучили социальная работа в школе, социальная ра­бота с родителями, социальная работа в общине [1,c.442].

Социальная работа — специфический видгосударственной и негосударственной деятельности по оказаниюпомощи тем, кто в ней нуждается с целью увеличения или восстановления их функциональных возможностей иособенностей [1,c.442].

Профессия — это род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практи­ческих навыков, приобретенных в результате углублен­ной общей и специальной подготовки и опыта работы [15,c.17].

Профессия «социальный педагог» создан для решения социальных проблем человека и общества: кри­зисные ситуации, нужда и бедность,безработица и профессиональная адаптация, инвалидность и одинокая старость, жилищная проблема и др.

цель социальной работы — забота о благо­состоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социально­му функционированию.

Важ­нейшие направлением социальной работы является работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующей службы, со­циальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками со­циально уязвимых групп населения [15,c.21].

Можно выделить три уровня осуществления профессио­нальной деятельности социального педагога: исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности), пла­нирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств), проектирование (осуществление деятельности, исходя из её системного по­нимания). На каждом этапе профессиональной деятельности со­циальным педагогом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (1-й этап), коммуникативная, побудительная, формирующая (2-й этап), аналитическая, оценочная, координации, коррекции и со­вершенствования (3-й этап).

Можно выделить социальные роли социального педагога такие как:посредник (связующее звено между личностью и соци­альными службами),защитник интересов (защита законных прав личности), участник совместной деятельности (побуждение человека к действию, социальной инициативе), социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответству­ющими специалистами), эксперт (определение ме­тодовдопустимой компетентностьюо вмешательстваи решение его проблемы).

Направления профессиональной деятельности социального педагога:

1. Изучение социально-психологических ценностейличности, социально-педагоги­ческих влияний микросреды на растущего человека (наблюдение,беседа, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, невербальный диагноз, изучение документов, контент-анализ).

2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи (отношения участия, содействие в решении проблем, посредничество в лич­ностной самореализации, побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности).

3.Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях (выбор программы и плана действий, помощь в организации выхода из проблемы, координация усилий ближайшего окружения личности).

4.Коррекция отношений, спосо­бов социального действия, по­средничество в разви­тии личности (организация диалога, моделирование сфер деятельности) [9,c.32].

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализуетпри этом следующие функции (поВ.Г.Бочаровой):

— диагностическая — специалист изучаетспособности человека, вы­являет позитивные и негативные влияния, проблемы.

— организаторская — специалист помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации.

— прогностическая — специалист участвует в про­граммировании и прогнозировании процесса социаль­ного развития.

— предупредительно-профилактическая и соци­ально-терапевтическая — специалист участвует и при­водит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и пре­одоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает за­щиту прав.

— организационно-коммуникативная — специа­лист налаживает взаимодействие меж­ду различными социальными институтами в их работе с клиентом.

— охранно-защитная — специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов[15,c.23].

Рассматривая деятельность социального педагога можно сказать, что профессия социального педагога является востребованной и полезной.

Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им не­обходимо знать, как люди развиваются, взаимодейству­ют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать мето­ды убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

1.3.Классификации и назначения методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты по разным основаниям

Методология- система принци­пов и способов организации и построения теоретической и практи­ческой деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методв общенаучном смысле — это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [12,c.125].

Формы и методы — это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности [9,c.28].

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе реализации практической деятель­ности.

Предметом соци­альной работы как самостоятельной науки являются закономернос­ти, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Объек­том социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторон­ней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Рассматривая вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы.

Рассмотрим методы социальной работы как области научного знания. Была создана классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характе­ром теории и практики социальной работы.

По этому основанию выделяется:

1.Всеобщий (или философский) метод понимается как един­ство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

В науке принято делить два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент. Под наблюдениемв социальной работе понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на осно­ве фиксации проявлений их поведения.

Эксперимент являетсяведущий методом, который направлен на выявление причинно-следственных зависимостей.

Источник: https://mirznanii.com/a/215192-2/metody-i-formy-raboty-sotsialnogo-pedagoga-v-organakh-sotsialnoy-zashchity-2

Refpoeconom
Добавить комментарий