44.5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ В XXI В.

Что такое инвестиционный климат

44.5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ В XXI В.

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами – без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Субъекты инвестиционного процесса, прежде чем реализовать инвестицию, оценивают все возможные риски операции и её целесообразность.

Если инвестор желает вложить деньги в развитие определённого предприятия или проекта, он анализирует всю совокупность экономических, гуманитарных, политических демографических, юридических экологических и геополитических факторов, которые характеризуют конкретную страну или её отдельный регион.

Суть

Понятие инвестиционного климата объединяет в себе целую систему факторов, которые определяют деловую привлекательность отдельной страны или её территории. Без учёта особенностей инвестиционного климата невозможно рассчитать возможные риски и ожидаемую прибыльность проекта.

Благоприятный инвестиционный климат – понятие относительное, так как оно оценивается потенциальными инвесторами субъективно. К примеру, для одного высокоразвитого государства, инвестиционная среда менее прогрессивного, будет оцениваться как малопривлекательная и рискованная.

При оценке делового климата государства получателя инвестиций, инвестор будет обращать внимание на целесообразность реализации конкретного проекта. К примеру, в стране с развитым аграрным сектором будет оправданным финансирование фермерских хозяйств.

Основными характеристиками благоприятного инвестиционного климата можно считать:

  • прозрачную и обоснованную законодательную базу в сфере инвестирования;
  • гарантии, предоставленные государством инвесторам-нерезидентам;
  • налоговые льготы;
  • стабильную работу финансовых и кредитных учреждений;
  • стабильную политическую ситуацию;
  • отсутствие коррупции и бюрократии.

Оценка

Инвестиционный климат можно классифицировать исходя из сфер его существования и статуса инвесторов. Существуют такие виды делового климата как:

  • мировой,
  • государственный,
  • региональный,
  • отраслевой.

В зависимости от статуса инвестора можно выделить инвестиционный климат с точки зрения прямых и портфельных инвесторов, а также кредиторов.

Деловой климат может быть оценён в количественном выражении, которое называется рейтингом. Существуют такие показатели климата:

  1. Корпоративный – привлекательность объекта с точки зрения его кредиторов, покупающих ценные бумаги.
  2. Привлекательность отрасли экономики.
  3. Региональный деловой климат, который оценивается как соотношение риска и экономического потенциала.
  4. Инвестиционный климат страны, оцениваемый лидирующими рейтинговыми агентствами мира.
  5. Мировой деловой климат.

Инвестиционный климат России

Каждой государство мира имеет свой уникальный инвестиционный климат, который определяет привлекательность его экономики для потенциальных инвесторов.

Инвестиционный климат в России имеет ряд характерных качеств. Формирование деловой среды страны пришлось на период после распада СССР.

В экономике России в то время прошли существенные изменения, которые и определили качество развития деловой среды.

Инвестиционный климат России нельзя оценить однозначно, ведь он имеет как положительные, так и негативные характеристики. Страна находится на этапе перехода от экономики административного типа к рыночному.

Кроме того, перед Россией стоит крайне важная задача выхода из кризисной ситуации. Также существуют некоторые противоречия в законодательной базе, сформированной с целью регулирования инвестиционной деятельности.

Несомненным плюсом ситуации, связанной с инвестированием в России, является стремление к имплементации новых производственных технологий и инноваций. Также стоит отметить попытки государства в создании стимула для развития малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что инвестиционный климат России из года в год демонстрирует качественное развитие. Подтверждением этому является перемещение России ближе к лидирующим позициям в международных рейтинговых списках инвестиционной привлекательности, которые составляются мировыми организациями.

При выведении общей оценки инвестиционного климата страны зачастую берутся в учёт такие показатели как:

  • простота регистрации предприятий внутри страны;
  • беспрепятственность в оформлении прав собственности;
  • степень развития кредитования;
  • фискальная политика;
  • участие в мировых торговых операциях;
  • беспрепятственность в ликвидации экономических объектов;
  • простора получения разрешений на возведение промышленных и жилых объектов;
  • беспрепятственное подключение к коммуникациям.

Формирование благоприятного инвестиционного климата должно стать стратегической задачей для страны.

На протяжении последних десяти лет зарубежные инвесторы проявляют активность во вкладывании капитала в такие отрасли экономики России как:

  • пищевая промышленность;
  • торговое посредничество;
  • финансовое посредничество;
  • производство машин и оборудования;
  • нефтяная и химическая промышленность;
  • производство нефтепродуктов и химических продуктов;
  • туризм;
  • металлургия.

Положительным качеством инвестиционного климата России можно считать сформированный средний класс, являющийся залогом стабильного функционирования экономики страны.

Важно отметить богатую ресурсную базу России. Страна занимает одну из лидирующих позиций в мире по запасам нефти, что является базой для развития нефтяной промышленности.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Читайте далее

Функции агентства по привлечению инвестиций.

Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций.

Принципы работы инвестиционного фонда.

Как и зачем обращаться в комитет по инвестициям.

Источник: https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/investicionnyj-klimat.html

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

44.5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ В XXI В.

После формирования массива исходных данных результат а рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Уровень показателей – это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 – наихудшее возможное измерение, 100 – наилучшее.  

Уровень факторов – это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы.

Например, балл за эффективность процедуры регистрации предприятий формируется на основании трех показателей: среднее время регистрации юридических лиц, среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц, удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации юридических лиц». 

Уровень направлений – это взвешенные средние значения факторов (баллов по показателям), входящим в направление.

Например, балл за регуляторную среду формируется из пяти факторов: эффективность процедур регистрации предприятий, эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, эффективность процедур по регистрации прав собственности, эффективность процедур по выдаче лицензий, эффективность процедур по подключению электроэнергии». 

Уровень интегрального индекса – это сумма баллов по всем четырем направлениям а.

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100. 

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных.

Расчет показателей.  

Восстановление пропущенных данных.

Изменение шкалы с учетом плотности распределения (для статистических и опросных числовых параметров) и приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием.

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство.

 Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения.

Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных.

Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов.

Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности.

Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета а в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения.

Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета а, однако оно не является результатом региона по пропущенному  показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов а (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

x_norm=100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm=100-100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках  minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей

Этап 2:  переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.  

Источник: https://asi.ru/investclimate/rating/

Формирование благоприятного инвестиционного климата в ставропольском крае

44.5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ В XXI В.

ФОРМИРОВАНИЕ  БЛАГОПРИЯТНОГО  ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА  В  СТАВРОПОЛЬСКОМ  КРАЕ

Воробьева  Елена  Павловна

студент  3  курса,  кафедра  финансового  менеджмента  и  банковского  дела  СТГАУ,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mail Helena992@yandex.ru

Латышева  Людмила  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  экон.  наук,  доцент  СТГАУ,  РФ,  г.  Ставрополь

В  современных  условиях  регионы  России  повышают  активность  в  работе  с  целью  получения  источников  инвестиций.  Для  этого  необходимо  улучшить  инвестиционный  климат  региона,  что  позволит  создать  условия  для  устойчивого  экономического  роста.  Одновременно  снижение  инвестиционного  риска  позволит  повысить  инвестиционную  привлекательность  региона. 

Одной  из  важных  задач  экономической  политики  является  создание  необходимых  условий  для  развития  бизнеса  и  инвестирования,  повышение  конкурентоспособности  региона.

Отмечая  инвестиционную  привлекательность  региона  необходимо  отметить  ее  основные  составляющие,  к  которым  относятся  инвестиционный  потенциал  и  инвестиционный  риск. 

«Инвестиционный  потенциал  представляет  собой  совокупность  экономических,  социальных,  природно-географических  и  других  факторов,  которые  должны  быть  привлекательными  для  инвесторов»  [1,  c.  15].

«Инвестиционный  риск  не  позволяет  полностью  реализовать  инвестиционный  потенциал,  из-за  наличия  в  регионе  негативных  условий,  не  позволяющих  инвесторам  получить  свою  выгоду.  Высокая  организация  работы  исполнительной  власти  в  регионе,  отсутствие  криминогенной  обстановке  значительно  снижают  степень  риска»  [1,  c.  16].

В  процессе  составления  инвестиционной  привлекательности  региона  инвестиционный  потенциал  и  инвестиционный  риск  оцениваются  по  различным  факторам,  указанным  на  рисунке  1. 

Рисунок  1.  Составляющие  инвестиционной  привлекательности  региона

Согласно  данным  национального  рейтингового  агентства  «Эксперт  РА»  в  рейтинге  инвестиционного  потенциала  регионов  Российской  Федерации  Ставропольский  край  занимает  24-е  место  [3]. 

Таблица  1. 

Динамика  рейтинга  инвестиционного  потенциала  и  инвестиционного  риска  Ставропольского  края  по  данным  национального  рейтингового  агентства  «Эксперт  РА»  в  2010—2013  гг.

Год2010201120122013
Ранг  потенциала26232424
Ранг  риска8142521

Из  таблице  1  видно,  что  в  2013  году  показатели  инвестиционного  риска  по  сравнению  с  2012  годом  улучшились  на  4  пункта,  а  инвестиционный  потенциал  за  последние  2  года  остался  прежним.  На  протяжении  нескольких  лет  регион  имеет  инвестиционный  рейтинг  3В1  —  «пониженный  потенциал  —  умеренный  риск»  (последняя  дата  присвоения  —  13.12.2013)  [3]. 

Инвестиционный  потенциал  и  инвестиционный  риск  в  совокупности  формируют  инвестиционный  климат  региона,  который  предопределяет  инвестирование  в  региональную  хозяйственную  систему  края  и  отражает  степень  благоприятности  ситуации,  складывающейся  в  регионе.

  Степень  изменения  инвестиционного  климата  в  более  благоприятную  сторону  определяется  эффективностью  инвестиционной  политики  региона,  под  которой  понимается  совокупность  мер  организационного  и  экономического  воздействия  органов  управления,  направленных  на  создание  оптимальных  условий  для  вложения  инвестиций  [5]. 

Ставропольский  край  имеет  выгодное  географической  положение,  обладает  наличием  плодородной  земли,  природными  ресурсами,  наличием  высоко  квалифицированных  кадров  –  земледельцев,  что  позволило  ему  стать  ведущим  аграрным  регионом  Северо-Кавказского  федерального  округа.

  В  течение  ряда  последних  лет  имеет  устойчивый  рост  в  развитии  продуктов  животноводства,  растениеводства,  виноградарства,  производства  молока.  Высокими  темпами  развивается  фермерство,  которое  уже  сегодня  дает  краю  основное  количество  картофеля,  молока,  продуктов  животноводства.

  В  крае  большое  внимание  уделяется  проведению  работ  по  мелиорации  земель,  что  позволяет  повысить  урожайность  продуктов  растениеводства.

В  аграрный  сектор  в  настоящее  время  привлекаются  инвесторы  Германии,  Италии  и  Франции  и  ряд  других  стран  благодаря  созданному  благоприятному  инвестиционному  климату.

  В  крае  развита  химическая  промышленность,  машиностроение,  электротехническая,  нефтедобывающая  и  стекольная.

  Принимаемые  в  промышленных  предприятиях  новые  технологии  делают  их  продукцию  конкурентоспособной  на  общероссийском  рынке  и  за  рубежом.

Развитая  транспортная  инфраструктура  позволяет  уже  в  ближайшем  будущем  делать  ставку  на  развитие  логистических  центров  и  реализацию  транзитного  потенциала,  что  к  2020  году  удвоит  «грузоемкость»  региональной  экономики. 

Экономика  края  в  значительной  степени  диверсифицирована.  Это  повышает  ее  устойчивость,  что  подкрепляется  ресурсной  базой.

  Ставропольская  земля  богата  различными  полезными  ископаемыми:  газом,  нефтью,  редкоземельными  металлами,  строительными  материалами,  минеральными  водами.

  Минерально-сырьевой  потенциал  извлекаемых  запасов  и  прогнозных  ресурсов  полезных  ископаемых  составляет  более  40  миллиардов  евро.  Курорты  и  туризм  —  одна  из  наиболее  инвестиционно-привлекательных  сфер  экономики  края. 

Для  реализации  всех  возможностей  и  потенциала  края  на  региональном  уровне  необходимо  сформировать  инвестиционную  политику,  в  основе  которой  должно  быть  не  просто  стремление  достичь  определенного  уровня  инвестиций,  а  понимание  особенностей  региональных  инвестиционных  процессов  и  их  разворачивание  в  нужном  направлении.  Для  этих  целей  целесообразно  представить  инвестиционную  политику  в  виде  отдельных  сегментов,  объединяющих  инструменты  региональной  инвестиционной  политики  по  функциональному  назначению.  Данный  подход  существенно  упрощает  конструирование  региональной  инвестиционной  политики  в  соответствии  с  особенностями  субъекта  РФ.  Все  инструменты  инвестиционной  политики  можно  сгруппировать  по  4  функциональным  направлениям:

1.  Инструменты  мотивации  и  побуждения  инвесторов  к  вложению  средств  в  производство  на  территории  региона;

2.  Инструменты  информирования  инвесторов  о  состоянии  инвестиционной  среды  региона;

3.  Инструменты  развития  инвестиционного  потенциала,  которым  обладает  регион;

4.  Инструменты  сопровождения  инвестиционного  проекта  до  момента  его  полного  выполнения  (достижения  окупаемости)  [5].

Направленность  данных  инструментов  различна.

  Так,  инструменты  первых  двух  направлений,  касающиеся  формирования  побудительных  механизмов  и  информационного  обеспечения  инвесторов,  действуют  за  пределами  региона,  поэтому  они  направлены  на  развитие  и  совершенствование  внешних  по  отношению  к  региону  факторов  инвестиционной  политики.

  Развитие  инвестиционного  потенциала  и  инвестиционное  администрирование  являются  составными  частями  внутренней  инвестиционной  среды  региона,  их  действие  ограничивается  его  территорией,  поэтому  они  выступают  направлениями  развития  внутренней  подсистемы  инвестиционной  политики. 

Только  при  реализации  всех  выше  указанных  направлений  инвестиционной  политики  региона  можно  достичь  благоприятного  инвестиционного  климата  в  Ставропольском  крае,  к  чему  и  надо  стремиться.

Список  литературы:

1.Антонова  Н.Е.  Государственная  поддержка  инвесторов  как  фактор  инвестиционной  привлекательности  субъекта  Федерации.  //  Региональная  экономика.  —  2013.  —  №  32.  —  С.  14—21. 

2.Вавулин  Д.А.  Инвестиционный  климат  Ставропольского  края.  //  Финансы  и  кредит.  —  2012.  —  №  2.  —  С.  2—7.

3.Инвестиционный  рейтинг  регионов  Российской  Федерации.  [Электронный  ресурс]  —  режим  доступа.  —  URL:  http://raexpert.ru/ratings/  (дата  обращения:  10.05.2014).

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xxi/38615

44.5. Создание благоприятного инвестиционного климата в РФ в XXI в

44.5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ В XXI В.

44.5. Создание благоприятного инвестиционного климата в РФ в XXI в.

   Ключевым условием развития экономики на ближайшую перспективу является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Большинство прямых и косвенных субсидий неэффективным предприятиям, дискриминационное использование государственной помощи необходимо отменить.

Государство должно постепенно отойти от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

   Для решения этих задач в предстоящий период необходимо организовать работу по проведению максимальной детализации в законах, правовых актах Президента РФ и Правительства РФ действий органов государственной власти по регулированию предпринимательской деятельности.

   Правительство РФ намерено радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременным установлением правил надзора и введением ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию.

Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы.

   В целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов (в первую очередь для субъектов малого бизнеса), упорядочить и упростить порядок лицензирования видов деятельности, установить единый предельный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Разработка закона о реорганизации и ликвидации юридических лиц должна обеспечить защиту прав кредиторов и собственников таких организаций.   Прозрачность деятельности предприятий и организаций будет обеспечиваться на основе введения международных стандартов финансовой отчетности, неукоснительного исполнения законодательства об открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности.

   Особое внимание Правительство РФ уделит формированию организованных рынков, в том числе разработке биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажение рыночных цен.

   Основными задачами государственной инновационной политики на ближайшую перспективу являются:   — определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;   — обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

   Правительство РФ намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков.

Одновременно будут проводиться санация и закрытие неэффективно работающих организаций, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой.

Особое внимание Правительство РФ уделит защите прав на интеллектуальную собственность, разработке жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав. Будут закреплены в законодательном порядке механизмы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе полученных за счет средств федерального бюджета.

Предполагается принятие закона о секретных изобретениях и о внесении изменений и дополнений в Патентный закон. Доказано, что инвестиционный спрос является тем звеном, который вытянет всю цепь экономических отношений из депрессии и обеспечит высокоэффективный экономический рост.   Привлечение иностранных портфельных инвестиций является для российской экономики важнейшей задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:   — пополнение собственного капитала российских предприятий;   — аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг;   — пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти.

   Привлечение иностранного капитала в форме прямых или портфельных инвестиций требует устойчивого валютного рынка в России.

44.6. Валютный рынок России

   Валютный рынок — это механизм проведения валютных операций, формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов.   Разрабатывая и проводя определенную макроэкономическую политику, государство влияет на механизм функционирования валютного рынка.

   Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств.   валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленных на эффективное использование этих средств.

   Конкретные направления валютной политики в России определяет валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.

Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк, а конкретными исполнителями — уполномоченные коммерческие банки и другие субъекты внутреннего валютного рынка.

   Центральный банк (ЦБ) управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте на территории России и за ее границей, выдает разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту и на открытие текущих и депозитных счетов за границей.

При недобросовестном выполнении коммерческим банком своих функций ЦБ может лишить его валютной лицензии.   В то же время ЦБ оказывает воздействие на валютный рынок и чисто административными методами.

Согласно инструкции хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны продавать 50% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг через уполномоченные банки. С 1 января 1999 г. ставка обязательной продажи валютной выручки возросла до 75%.

В то же время предприятия и организации не имеют права покупать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке в целях спекулятивной игры на разнице курсов валют во времени.

   Коммерческие банки как основные субъекты валютного рынка России строят свою деятельность в двух основных направлениях:   — обслуживание клиентской базы по валютно-обменным операциям;   — спекулятивная торговля иностранной валютой в целях получения дохода.

   Если в первом случае банки имеют гарантированный доход (в виде комиссии или разницы в курсах), то во втором их деятельность на рынке связана с определенными валютными рисками (потери, связанные с изменением курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте) и с рисками непоставки на свои счета купленных денежных средств в силу неплатежеспособности своих контрагентов.   Степень валютного риска непосредственно отражается на результатах будущих валютных операций. Для уменьшения риска неполучения купленной валюты от своего контрагента в России, как и в мировой практике, между банками-партнерами устанавливаются взаимные лимиты на конверсионные операции.   Снижение степени риска по конверсионным операциям увеличивает ликвидность внутреннего валютного рынка, что является немаловажным критерием в его оценке и анализе. Для снижения своих валютных рисков аналитические отделы коммерческих банков занимаются прогнозированием динамики валютных курсов.   Универсального метода прогнозирования валютных курсов нет. Поэтому для уменьшения потенциальных валютных рисков эффективно прибегать к практическим методам их страхования (хеджированию). Методы хеджирования валютных рисков — это финансовые операции, позволяющие либо полностью, либо частично уклоняться от рисков получения убытков, возникающих в связи с ожидаемыми тенденциями изменения валютного рынка.   Сущность основных методов хеджирования сводится к тому, чтобы проводить валютно-обменные операции до того, как произойдет неблагоприятное колебание на рынке, либо компенсировать убытки от подобных колебаний за счет параллельных сделок с валютой, курс которой изменяется в противоположном направлении. Сделки типа “swap”, форвардные операции, торговля валютными фьючерсами и опционами — основные методы хеджирования проводимых валютно-обменных операций, которые удачно используются российскими коммерческими банками на внутреннем валютном рынке РФ.   Связь коммерческих банков с хеджированием проявляется двояким образом: с одной стороны, банк может применять методы страхования валютных рисков в повседневной практике своей финансовой деятельности по управлению собственными валютными ресурсами; с другой стороны, хеджирование во многих случаях является той услугой, которую банки предлагают своим клиентам на валютном рынке.

   Выполнение всех операций на валютном рынке, связанных с хеджированием рисков, требует особого внимания и умения, и не случайно западные бизнесмены называют хеджирование не наукой, а искусством, которым должен обладать каждый банк, желающий добиться успеха на валютном рынке.

Page 3

44.7. Внешнеэкономическая политика России в начале III тысячелетия
44.7. Внешнеэкономическая политика России в начале III тысячелетия   Внешнеэкономическая политика России в начале III тысячелетия будет направлена на обеспечение:   — наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;   — эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;   — доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);   — благоприятного платежного баланса страны;   — повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;   — соблюдения принципа взаимности — благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.   Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), позволяющее принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное — на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

 

Источник: https://yourlib.net/content/view/13629/158/

44.5. Создание благоприятного инвестиционного климата в рф в XXI в

44.5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ В XXI В.

Ключевымусловием развитияэкономикина ближайшую перспективу являетсяулучшение инвестиционного ипредпринимательского климата, созданиеравных условий конкуренциидля всех хозяйствующихсубъектовна всей территории страны.

Большинствопрямых и косвенных субсидийнеэффективным предприятиям,дискриминационное использованиегосударственной помощи необходимоотменить.

Государство должно постепенноотойти от практики избыточноговмешательства в дела бизнеса,что позволит четко очертить сферугосударственногорегулированияи повысить его эффективность.

Длярешения этих задач в предстоящий периоднеобходимо организовать работу попроведению максимальной детализациив законах, правовых актах ПрезидентаРФ и Правительства РФ действий органовгосударственной власти по регулированиюпредпринимательской деятельности.

ПравительствоРФ намерено радикально изменить процедурурегистрации юридическихлиц,перейдя к уведомительному порядку содновременным установлением правилнадзора и введением ответственностиучредителей за соответствие заявленныхсведений их фактическому состоянию.

Будут упрощены механизмы согласованияи получения разрешительной документациина реализацию инвестиционныхпроектов,введена практика осуществлениягосударственными предприятиями иорганизациями с государственным участиемкрупных закупок на конкурсной основе,обеспечены конституционные гарантиибеспрепятственного движения товаров,капитала,рабочейсилы.

Вцелях создания режимамаксимального благоприятствованиядля развития бизнесапредполагается ограничить полномочияи функции контролирующих органов (впервую очередь для субъектов малогобизнеса), упорядочить и упростить порядоклицензирования видов деятельности,установить единый предельный переченьвидов деятельности, подлежащихлицензированию. Разработка закона ореорганизации и ликвидации юридическихлиц должна обеспечить защиту правкредиторов и собственников такихорганизаций.

Прозрачностьдеятельности предприятий и организацийбудет обеспечиваться на основе введениямеждународных стандартов финансовойотчетности, неукоснительного исполнениязаконодательства об открытости информациио финансово-хозяйственной деятельности.

Особоевнимание Правительство РФ уделитформированию организованных рынков, втом числе разработке биржевых механизмов,направленных на предотвращениемонополизмаи искажение рыночных цен.

Основнымизадачами государственной инновационнойполитики на ближайшую перспективуявляются:

 определениеприоритетов развития инновационной инаучно-технической сфер, оказывающихвлияние на повышение эффективностипроизводстваи конкурентоспособности продукции;

 обеспечениеблагоприятных правовых, экономическихи финансовых условий для активизацииинновационной деятельности.

ПравительствоРФ намерено обеспечить эффективностьфинансирования фундаментальныхисследований, приоритетных научно-техническихнаправлений, реализуемых в формегосударственных программ и проектов,а также оказать государственную поддержкуразвитию системы венчурногоинвестированияи страхованияинновационных рисков.Одновременно будут проводиться санацияи закрытие неэффективно работающихорганизаций, реструктуризация частиотраслевых научно-исследовательскихи проектных институтов в инжиниринговыеорганизации с развитой финансово-экономической,маркетинговой и коммерческой структурой.Особое внимание Правительство РФ уделитзащите прав на интеллектуальнуюсобственность,разработке жесткой системы правоохранительныхмер в рамках государственной политикизащиты авторскихправ.Будут закреплены в законодательномпорядке механизмы вовлечения вхозяйственный оборот результатовинтеллектуальной деятельности, в томчисле полученных за счет средствфедеральногобюджета.Предполагается принятие закона осекретных изобретениях и о внесенииизменений и дополнений в Патентныйзакон. Доказано, что инвестиционныйспросявляется тем звеном, который вытянетвсю цепь экономических отношений издепрессиии обеспечит высокоэффективныйэкономическийрост.

Привлечениеиностранных портфельных инвестицийявляется для российской экономикиважнейшей задачей. С помощью средствзарубежных портфельных инвестороввозможнорешение следующих экономических задач:

пополнениесобственного капиталароссийских предприятий;

аккумулированиезаемных средств российскими предприятиямидля реализации конкретных проектовпутем размещения среди портфельныхинвесторов долговыхценных бумаг;

пополнениефедерального и местных бюджетов субъектовРФ путем размещения среди иностранныхинвесторов ценных бумаг, эмитированныхсоответствующими органами власти.

Привлечениеиностранного капитала в форме прямыхили портфельных инвестицийтребует устойчивого валютного рынка вРоссии.

Рекомендация:

Длясамоконтроля полученных знаний выполнитетренировочные задания из набора объектовк текущему параграфу

Источник: https://studfile.net/preview/6327551/page:162/

Refpoeconom
Добавить комментарий