40.1. ПРИРОДА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Зоны свободной торговли

40.1. ПРИРОДА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Зона свободной торговли – это территория, в рамках которой отменены таможенные пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле стран, образующих эту зону.

В отличие от таможенного союза создание зоны свободной торговли не требует установления ЕТТ в отношении третьих стран и проведения странами-участницами зоны единой торговой политики.

Они создаются на договорной основе путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений, которыми может быть охвачен весь товарооборот стран, образующих зону, или его часть – промышленные товары, отдельные виды готовой продукции (например, изделия определенной отрасли промышленности).

Создание зон свободной торговли наиболее типично для торговых отношений развитых капиталистических стран. Однако в последнее время они входят в торговую практику и развивающихся государств, в частности латиноамериканских.

Характерным примером функционирования зоны свободной торговли на многосторонней основе является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960 г.

на основе Стокгольмской конвенции, которую подписали семь стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария. В 1970 г. участником ЕАСТ стала Исландия. В декабре 1972 г. в связи с присоединением к ЕС из ассоциации вышли Великобритания и Дания, в 1985 г. – Португалия.

С 1986 г. полноправным участником ЕАСТ стала Финляндия, являвшаяся с 1961 по 1985 г. ассоциированным членом этой организации.

Формирование зоны свободной торговли в рамках ЕАСТ осуществлялось поэтапно путем постепенной отмены пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле стран-участниц. Оно было завершено к началу 1967 г. (в отношениях стран ЕАСТ с Финляндией – к 1968 г.

, с Исландией – к 1980 г.).

Участники ЕАСТ сохраняют свои национальные тарифы (средний уровень таможенного обложения промышленных товаров государств, входящих в ассоциацию, невысок – 3% против 4,2% у ЕС) и самостоятельность в проведении торгово-политических мероприятий.

Режим зоны свободной торговли в рамках ЕАСТ распространяется только на промышленные товары.

Регулирование торговли продукцией сельского хозяйства и рыболовства в соответствии со Стокгольмской конвенцией решается путем заключения двусторонних соглашений.

При этом таможенные уступки, предоставляемые в рамках двусторонних договоренностей между членами ЕАСТ, распространяются и на других участников этой организации.

Беспошлинная торговля внутри ЕАСТ обеспечивается за счет строгого контроля за происхождением товаров.

В соответствии с правилами от таможенного обложения во взаимной торговле освобождаются товары, полностью произведенные в странах зоны из добываемого в них сырья или произведенные в ЕАСТ с применением материалов и компонентов, ввезенных из третьих стран при условии, что они подверглись в одной из стран ассоциации существенной переработке или стоимость импортированных материалов и компонентов не превышает 50% экспортной стоимости готового изделия. В торговле стран ЕАСТ практикуется в основном последнее условие.

Контроль на границах стран ЕАСТ осуществляется в соответствии с национальным таможенным законодательством, различающимся в отдельных странах, хотя и основывающимся на международных конвенциях.

В целях обеспечения режима зоны свободной торговли страны ЕАСТ обязались устранить из своего национального законодательства наиболее явные элементы дискриминации в отношении партнеров и не предпринимать действий, которые могли бы нанести ущерб другим участникам и лишить их выгод от отсутствия пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле. В этой связи при импорте товаров из стран ЕАСТ запрещается применять к ним более высокие ставки налогов, чем к соответствующим национальным товарам, а при экспорте в государства ассоциации предоставлять помощь экспортерам в форме прямых субсидий, возврата прямых налогов, льготных условий кредита и др. Государственные закупочные организации обязаны руководствоваться только коммерческими соображениями и не делать различия между равноценными национальными товарами и товарами других участников ЕАСТ.

В соответствии со Стокгольмской конвенцией страны ЕАСТ проводят взаимные консультации по основным аспектам экономической политики, а также следят за тем, чтобы их торгово-политические мероприятия не отражались негативно на функционировании зоны свободной торговли.

В настоящее время большое значение в группировке придается также решению вопросов, связанных с ликвидацией нетарифных барьеров, мешающих развитию взаимного товарообмена стран-членов.

В рабочей программе ассоциации, принятой в 1984 г.

, в качестве первоочередных определены такие меры, как упрощение пограничных и таможенных формальностей, унификация торговой документации, сертификатов качества, технических норм и стандартов.

Кроме того, было принято решение поднять на более высокий уровень координа­цию внешнеэкономической политики участников ассоциации, в том числе усилить консультации по вопросам торговой политики, участия в ГАТТ и ОЭСР.

Отмена таможенных пошлин и количественных ограничений в рамках ЕАСТ привела к активизации внутризональной торговли.

Наиболее быстрыми темпами она развивалась в период формирования зоны (1960-1968) и более динамично, чем торговля стран ЕАСТ в целом. В 1982-1995 гг.

среднегодовые темпы роста взаимного экспорта участников ассоциации несколько снизились и составляли 8,1%, взаимного импорта – 7,8% (аналогичные показатели торговли стран ЕАСТ в целом в тот же период равнялись 11,6 и 10,5%).

Удельный вес внутризональной торговли стран-участниц ЕАСТ в середине 90-х годов составил 13,6% (экспорт) и 12,4% (импорт). Для отдельных членов группировки эта доля была значительно выше: 25,4% импорта Норвегии поступает из стран-партнеров по ЕАСТ, для Исландии этот показатель составляет 21,2%, Швеции – 18%.

К числу многосторонних зон свободной торговлиотносится и западно­евро­пейская зона свободной торговли промышленными товарами, образованная на основе соответствующих договоренностей между странами ЕАСТ и ЕС, достигнутых в 1972-1973 гг. С 1 января 1973 г.

указанные государства отменили количественные ограничения, а с 1 июля 1977 г.– таможенные пошлины во взаимной торговле промышленными изделиями.

Сельскохозяйственные продук­ты исключены из сферы действия указанных соглашений, хотя ряду стран ЕАСТ удалось договориться с ЕС о незначительных взаимных уступках в этой области.

Зоны свободной торговли на двусторонней основедействуют в отношениях ЕС и Израиля (по промышленным товарам), США и Израиля, США и Канады.

Зона свободной торговли промышленными товарами между ЕС и Израилем создана в соответствии с соглашением, заключенным между сторонами в 1975 г. С 1 июля 1977 г.

сообщество отменило пошлины и количественные ограничения на ввоз израильских промышленных товаров (исключая нефтепродукты, текстильные изделия и некоторые химические товары, беспошлинный ввоз которых в страны сообщества ограничивается контингентами). Начиная с 1980 г.

, Израиль со своей стороны поэтапно осуществляет либерализацию импорта промышленной продукции стран ЕС.

По соглашению о создании зоны свободной торговли между США и Израилем (1985 г.) стороны обязались поэтапно с 1 января 1995 г. устранить таможенное обложение товаров во взаимной торговле.

Кроме того, предусматривался облегченный порядок лицензирования импорта американских товаров в Израиль, отказ последнего от субсидирования экспорта, взаимное расширение сторонами доступа к сфере государственных закупок, а также некоторая либерализация торговли услугами.

Соглашение подобного типа было заключено в 1988 г. между США и Канадой.

Помимо устранения в течение 10 лет таможенных пошлин во взаимной торговле (в том числе на энергоносители и сельскохозяйственную продукцию), США обязались устранить различные импортные ограничения, действующие в отношении канадских товаров, и предоставить Канаде доступ к разработке нефтяных месторождений на Аляске.

В соглашении нашли отражение и такие вопросы, как порядок инвестирования, налогообложение, вопросы субсидирования национальных отраслей промышленности и др. Данному соглашению предшествовала достигнутая в 1965 г.

между этими двумя североамериканскими государствами договоренность о зоне беспошлинной торговли продукцией автомобильной промышленности, которая составляет около 30% взаимного товарооборота. США отменили пошлины на ввоз всех новых автомобилей и деталей из Канады, тогда как последняя ликвидировала пошлины на автомобили и детали, импортируемые чисто канадскими предприятиями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_211127_zoni-svobodnoy-torgovli.html

Зона свободной торговли (ЗСТ)

40.1. ПРИРОДА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Зона свободной торговли является теоретической концепцией создания торгового блока, страны-члены которого подписывают соглашение о свободной торговле (FTA), которое исключает тарифы, импортные квоты и преференции на большинство (если не все) товары и услуги, торгуемые между данными странами. Если люди могут также свободно перемещаться между странами, в дополнение к ЗСТ, то можно считать, что создается открытая граница. Это можно считать вторым этапом экономической интеграции. Страны выбирают этот вид экономической интеграции, если их экономические структуры дополняют друг друга. Если их экономические структуры являются конкурентоспособными, вполне вероятно, что для них не будет никакого стимула создавать ЗСТ, либо только выбранные товары и услуги будут фигурировать в соглашениях между подписавшими договор о ЗСТ странами.

В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли области не имеют единого внешнего тарифа, то есть они имеют различные квоты и традиции, а также разную политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ.

Чтобы избежать уклонения от уплаты тарифов (через обратный вывоз) страны используют систему сертификации происхождения товаров чаще всего под названием «правила происхождения», где указана потребность в минимальной степени местных материальных затрат и локальных преобразований для добавления стоимости товаров.

Только товары, которые отвечают этим минимальным требованиям, имеют право на особое отношение, предусмотренное положениями зоны свободной торговли.

Зона свободной торговли является результатом соглашения о свободной торговле (формой торгового пакта) между двумя или более странами. Иногда различные ЗСТ дополняют друг друга, в других случаях взаимодействия между ЗСТ нет.

Зоны свободной торговли и соглашения допускают до некоторой степени каскадное подключение.

Если некоторые страны подписывают соглашение по формированию ЗСТ (как торговый блок или в качестве форума отдельных членов ЗСТ) со странами, объединенными другим соглашением о свободной торговле или с другой страной, то новая ЗСТ будет состоять из старой ЗСТ плюс новая страна (или страны).

В промышленно развитой стране существует, как правило, мало, если они вообще существуют, значительных препятствий для легкого обмена товарами и услугами между частями этой страны.

Например, не существует, как правило, торговых тарифов или квот на импорт; Есть правило, что не должно быть никаких задержек, когда товар поступает из одной части страны в другую (кроме тех, которые накладывает расстояние); Есть правило, что не должно быть никаких различий в налогообложении и регулировании.

Между странами, с другой стороны, многие из этих препятствий на пути быстрого обмена товаров возникают часто. Является обычным делом установление импортных пошлин на того или иного рода товары, а уровень налога с продаж и регулирование часто зависят от страны.

Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, так что торговля может расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ утверждает, что на неограниченном рынке (в равновесии) каждый источник производства будет, как правило, специализироваться в той деятельности, где у него есть сравнительное (а не абсолютное) преимущество.

Теория утверждает, что конечным результатом будет увеличение доходов и в конечном итоге богатства и благополучия для всех участников зоны свободной торговли.

Но теория относится только к совокупности богатства и ничего не говорит о распределении богатства; на самом деле могут быть значительные проигрыши, в частности в ранее охраняемых отраслях, которые оказались в сравнительно неблагоприятном положении. В принципе, общие выгоды от торговли могут быть использованы для компенсации последствий снижения торговых барьеров в соответствующих отраслях экономики.

Этапы экономической интеграции по всему миру:

  1. Экономический и валютный союз (например, Европейский союз)
  2. Экономический союз (например, Союзное государство России и Беларуси)
  3. Таможенный и валютный союз (например, Западноафриканский экономический и валютный союз или Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки)
  4. Общий рынок (например, Единое экономическое пространство Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России)
  5. Таможенный союз (например, МЕРКОСУР)
  6. Многостороннее соглашение о зоне свободной торговли (например, НАФТА или Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство и т.д.)

Каждый таможенный союз, общий рынок, экономический союз, таможенный и валютный союз и экономический и валютный союз имеют внутри себя зоны свободной торговли.

Список соглашений о свободной торговле

Большинство из этих многосторонних соглашений подписаны между соседними странами, но есть и исключения, такие как ВТО и Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство, которое является региональным в соответствии с некоторыми определениями, но заключено не между соседними странами.

Ниже приводятся действующие между странами мира соглашения о свободной торговле:

1. Соглашения о Всемирной торговой организации (ВТО):

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле
  • Соглашение по сельскому хозяйству
  • Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер
  • Соглашение по техническим барьерам в торговле
  • Соглашение по торговым инвестиционным мерам
  • Антидемпинговое соглашение
  • Соглашение о таможенной оценке
  • Соглашение о предотгрузочной инспекции
  • Европейское торговое соглашение
  • Соглашение по правилам происхождения
  • Соглашение по процедурам импортного лицензирования
  • Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
  • Соглашение о гарантиях
  • Генеральное соглашение по торговле услугами
  • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
  • Соглашение по правительственным закупкам
  • Соглашение по информационным технологиям
  • Балийский пакет соглашений

2. Другие соглашения о зоне свободной торговли:

  • Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА)
  • Торговое соглашение Азиатско-Тихоокеанского региона (АПТА)
  • Система Центральноамериканской интеграции (СЦАИ)
  • Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA)
  • Общий рынок для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)
  • Соглашение о свободной торговле G-3 (G-3)
  • Большая арабская зона свободной торговли (GAFTA)
  • Соглашение о свободной торговле между Доминиканской Республикой и странами Центральной Америки (DR-CAFTA)
  • Совет сотрудничества стран Залива (GCC)
  • Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
  • Тихоокеанский альянс
  • Соглашение о свободной торговле в Южной Азии (САФТА)
  • Сообщество развития Юга Африки (САДК)
  • Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)
  • Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство (TLILI)
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
  • Зона свободной торговли СНГ
  • Ассоциация карибских государств (АКГ)
  • Союз южноамериканских наций (UNASUR)
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
  • Зона свободной торговли стран Америки (АЛКА)
  • Трансатлантическая зона свободной торговли (TAFTA)
  • Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ)
  • Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭСЦАГ)
  • Сообщество сахело-сахарских государств (СЕН-САД CEN-SAD)
  • Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС)
  • Евро-средиземноморская зона свободной торговли (EU-MED FTA, EMFTA)
  • Межправительственный орган по вопросам развития (ИГАД)

Источник: http://www.ereport.ru/articles/mirecon/fta.htm

Опубликован текст соглашения о создании Транстихоокеанской зоны свободной торговли

40.1. ПРИРОДА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

5 октября в Атланте (США) было подписано соглашение о формировании Транстихоокеанской зоны свободной торговли, самой крупной ЗСТ в мире.

Через месяц после подписания и после нескольких лет интриг (в том числе публикации отдельных частей документа на сайте «Викиликс») был обнародован полный текст соглашения.

Заместитель декана Факультета международного бизнеса и делового администрирования, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Татьяна Исаченко анализирует документ.

5 ноября на сайте Министерства иностранных дел и торговли Новой Зеландии был опубликован текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТПП), содержание которого долгое время составляло интригу для многих заинтересованных сторон.

Было известно немногое, в том числе то, что это соглашение было инициировано и продвигалось США, что оно нацелено на формирование более благоприятного торгового и инвестиционного режима между США и их основными партнерами, к которым отнесены 12 стран региона.

Участниками соглашения, помимо США, стали Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Мексика, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония.

ТПП представляет собой крупнейшее региональное торговое соглашение за последние 20 лет, с момента создания ВТО. Эта зона свободной торговли будет объединять страны, совокупная доля которых в мировой торговле составляет 40%.

Как видно, к числу участников относятся и важные партнеры России, прежде всего Вьетнам, с которым в текущем году было подписано соглашение о свободной торговле, что обуславливает интерес нашей страны к новым договоренностям в регионе.

Другим примечательным фактом является то, что участником соглашения не стал Китай. Более того, в своем заявлении по поводу подписания документа президент США Барак Обама достаточно четко отразил свою позицию и позицию Конгресса, заявив, что «…мы (США — прим. авт.

) не можем позволить таким странам, как Китай, писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила…».

Подобное заявление не могло не смутить правительство крупнейшего мирового экспортера, коим является Китай; по мнению китайских экспертов, новое соглашение является инструментом экономического сдерживания и своего рода противостояния Китаю.

В то же время 3 ноября в ходе официального визита в Казахстан госсекретарь США Джон Керри заявил, что администрация США не возражает против того, чтобы Россия, Китай и другие страны, стремящиеся внедрять высокие стандарты и проводящие открытую политику, присоединились к ТПП. В этом отношении опубликованный текст соглашения, который еще может подлежать определенным изменениям в процессе ратификации парламентами стран-участниц, представляет большой интерес.

Нотифицированное как зона свободной торговли (ЗСТ), соглашение о ТТП охватывает спектр вопросов, выходящих далеко за рамки торговли товарами и услугами.

Согласно официальным заявлениям, соглашение представляет собой всеобъемлющий, амбициозный и сбалансированный проект, проработанный на основе самых высоких стандартов сотрудничества между странами.

Реализация его положений призвана способствовать экономическому росту; повышению инновационной активности, производительности и конкурентоспособности экономик стран-участниц; сокращению масштабов нищеты; содействию прозрачности в регулировании торговли и инвестиций; защите окружающей среды.

Формирование высоких стандартов для торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассматривается в качестве важного шага на пути к конечной цели — открытой торговле в глобальном масштабе и полноценной интеграции во всем регионе.

Соглашение о ТПП базируется на пяти ключевых положениях. Прежде всего, страны стремятся к формированию комплексного свободного доступа на рынки, в целях чего снимаются ограничения на торговлю практически всеми группами товаров и услуг, а также в сфере инвестиций. Соглашение основано на региональном подходе к принятым обязательствам.

Это должно проявиться в активизации производственного сотрудничества и формировании глобальных производственных цепочек, активизации усилий по развитию трансграничной интеграции, а также открытии внутренних рынков.

Третьим ключевым элементом ТПП является реагирование на новые вызовы в мировой торговле, что означает включение в соглашение таких вопросов, как повышение роли инноваций в развитии рынков, повышение производительности и конкурентоспособности национальных экономик за счет использования новых методов, в том числе цифровой экономики, и роль государственных предприятий в мировой экономике. ТПП включает в себя новые элементы, нацеленные на достижение инклюзивного роста, а именно обязательства по оказанию поддержки малым и средним предприятиям в толковании положений и договоренностей с тем, чтобы каждая страна и каждое предприятие смогли в полной мере воспользоваться преимуществами соглашения. Наконец, как уже отмечалось выше, соглашение призвано стать основой для дальнейшей интеграции в Транстихоокеанском регионе в целом.

Безусловно, все пять положений не вызывают никакой критики и являются справедливыми и обоснованными. Однако более внимательное прочтение текста и обязательств отдельных сторон позволяет сделать некоторые более конкретные выводы. В частности, первым делом обращает на себя внимание структура соглашения.

Текст состоит из 30 глав, регулирующих вопросы торговли и сопряженные с ними аспекты взаимодействия, начиная с торговли товарами и дополняя ее вопросами содействия торговли, применения санитарных и фитосанитарных мер, технических барьеров в торговле, защитных мер; далее следует регламентация инвестиций, торговли услугами, электронной коммерции, государственных закупок, интеллектуальной собственности, трудовых отношений и окружающей среды. Соглашение содержит «горизонтальные» обязательства, такие как механизм разрешения споров, конкурентоспособность, а также большой перечень исключений и положений, касающихся отдельных стран. Следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие положений о разрешении споров в рамках группировки, ст. 28 документа разрешает странам выбирать любую площадку, в том числе и механизм разрешения споров ВТО.

Более детальный анализ исключений и системы регулирования отдельных секторов сотрудничества свидетельствует об активной роли американских компаний в разработке этих положений. Так, отдельная глава посвящена регулированию в сфере телекоммуникаций, что полностью соответствует интересам ведущих американских ТНК.

Другой важный раздел посвящен вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, что особенно важно для американской фармацевтики в части производства дженериков.

В разделе «Интеллектуальная собственность» вопросам регулирования торговли медицинскими препаратами и химическими субстанциями посвящен отдельный блок.

В частности, в ответ на давление США страны ТПП согласились предоставить фармацевтическим компаниям восьмилетний срок защиты для ультра-дорогих препаратов, производимых на основе биотехнологий, от более дешевых конкурентных продуктов. По некоторым позициям срок защиты составляет 12 лет.

Определенные опасения вызывает положение о том, что транснациональные компании могут оспаривать национальные нормы регулирования на основании того, что они представляют барьеры в торговле.

В то же время эксперты отмечают, что из-под действия соглашения практически выпал вопрос изменения климата, что, в свою очередь, важно для развивающихся стран, входящих в состав блока.

Подписание соглашения о ТПП находится в центре внимания ВТО, поскольку у последней существуют серьезные опасения касательно того, что мега-региональные соглашения подобного типа в определенной степени угрожают самому факту существования ВТО как центра глобального регулирования.

В рамках мега-региональных договоренностей отдельные положения получают свою трактовку и могут повлиять на изменение многосторонних правил или снизить степень заинтересованности таких крупных игроков мирового рынка, как США, в функционировании многосторонней торговой системы.

Безусловно, данное соглашение не может не заслуживать интереса всех стран региона, в рамках которого образовано столь крупное и масштабное региональное объединение.

В отдельных странах-участницах уже звучат определенные комментарии и замечания по тексту, что может привести к появлению новых положений в ратифицированном тексте. Для России формирование подобного блока представляет очередной вызов.

Соглашение о ТТП может стать основой новой архитектуры регионального и глобального сотрудничества, что, несомненно, требует внимательного изучения.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

Источник: https://mgimo.ru/about/news/experts/opublikovan-tekst-soglasheniya-o-sozdanii-transtikhookeanskoy-zony-svobodnoy-torgovli/

Глава 40. Свободная торговля и протекционизм

40.1. ПРИРОДА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Передизучением данной главы внимательнопрослушайте введение к главе. Затемизучите последовательно материалыпараграфов главы, обращаясь по меренеобходимости к объектам «материалы»,«Глоссарий», «Персоналии». После изучениякаждого параграфа рекомендуетсявыполнить тренировочные задания.

Послеизучения всех параграфов прослушайтеосновные выводы по главе.Затемпроверьте свои знания по главе, выполнивконтрольные задания и ответив напроблемные вопросы, приведенные ниже.

Проблемные вопросы

1.Какова природа свободной торговли?

2.Что означает понятие «таможеннаязащита», или протекционизм?

3.Приведите экономические доводы в пользупротекционизма.

4.Какие вам известны экономические доводыне в пользу протекционизма?

5.Что такое тариф на экспорт? На импорт?

6.Что вы можете сказать о таможенномсоюзе?

40.1. Природа свободной торговли

Свободнаяторговля это торговля между странами без каких-либоограничений.

Благодарясвободной торговле, базирующейся напринципе сравнительныхиздержек,мироваяэкономикаможет достигнуть более эффективногоразмещения ресурсови более высокого уровня материальногоблагосостояния.

Структураресурсов и уровень технологическихзнаний каждой страны различны.Следовательно, каждая страна можетпроизводить определенные товары сразными реальными издержками.

Каждая страна должна: 1) производить тетовары,издержки производства которых относительнониже издержек в других странах, и 2)обменивать товары, на которых онаспециализируется, на те продукты,издержки производства которых в даннойстране выше относительно других стран.

Если каждая страна будет поступатьтаким образом, то мировая экономикаможет в полной степени использоватьпреимущества географической и человеческойспециализации. Иначе говоря, каждаясвободно торгующая страна может получитьбольший реальный доход от использованиятого объема ресурсов, которыми онарасполагает.

Еслистраны не могут свободно торговать, онидолжны перебросить ресурсы с эффективного(с низкими издержками) их использованияна неэффективное в целях удовлетворениясвоих разнообразных потребностей.

Побочнаявыгода от свободной торговли заключаетсяв том, что последняя стимулируетконкуренциюи ограничивает монополию.Возросшая конкуренция иностранных фирмзаставляет местные фирмы переходить кпроизводственным технологиямс наиболее низкими издержками.

Это такжевынуждает их вводить новшества и держатьруку на пульсе технического прогресса,повышая качество продукции и используяновые методы производства и такимобразом содействовать экономическомуросту.

Свободная торговля предоставляетпотребителям возможность выбора изболее широкого ассортимента продукции.Причины, по которым следует отдатьпредпочтение свободной торговле, всущности, те же, по которым необходимостимулировать конкуренцию.

Поэтому нетничего удивительного в том, что подавляющеебольшинство экономистов оцениваютсвободную торговлю как экономическиобоснованное явление.

Впользу свободной торговли выдвигаютсячрезвычайно веские аргументы (см.рис. 40.1):

1)способствует взаимовыгодномумеждународному разделению труда;

2)увеличивает реальный валовойнациональный продуктвсех стран;

3)создает возможность повышения уровняжизнинаселения на всем земном шаре.

Доводв пользу свободной торговли основан натом, что международная специализацияв соответствии с законом сравнительногопреимущества дает возможность повыситьпроизводительностьтруда.

Это способствует увеличению объемамирового производства, и все страныоказываются в состоянии повыситьжизненный уровень.

Экономисты-либералысчитают, что свободная торговля междустранами с различными уровнями жизниявляется наиболее взаимовыгодной:

1)в условиях свободной торговли товарыобмениваются по ценам,базирующимся на международных среднихиздержкахпроизводства;

2)каждая страна будет специализироватьсяна таком товаре, в производстве которогоона обладает сравнительным преимуществом,экспортируя излишки этой продукции вобмен на товары, импортируемые из-заграницы;

3)национальное производство не можетбыть эффективным. А эффективноепроизводство всегда лучше неэффективного;в условиях свободной торговли заработнаяплатав каждой стране имеет тенденцию повышатьсяв экспортных отраслях, а не снижатьсядо уровня отраслей с низкой эффективностью,производящих товары, которые странаимпортирует.

Введениетаможенныхпошлин(т. е. налога тарифа) на импортные товары и услугипринципиально изменяет природу свободнойторговли и приводит к формированиюторговлитаможенной защиты, илипротекционизма.

Рекомендация:

Длясамоконтроля полученных знаний выполнитетренировочные задания из набора объектовк текущему параграфу

Источник: https://studfile.net/preview/6327551/page:147/

ЗО́НА СВОБО́ДНОЙ ТОРГО́ВЛИ

40.1. ПРИРОДА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Авторы: С. В. Приходько

ЗО́НА СВОБО́ДНОЙ ТОРГО́ВЛИ, груп­па из двух или бо­лее та­мо­жен­ных тер­ри­то­рий, в ко­то­рых от­ме­не­ны по­шли­ны и др. ог­ра­ни­чи­тель­ные пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­гов­ли в от­но­ше­нии прак­ти­че­ски всей вза­им­ной тор­гов­ли, про­ис­хо­дя­щей на этих тер­ри­то­ри­ях. Клас­сич. ме­ж­ду­нар.

со­гла­ше­ния о сво­бод­ной тор­гов­ле пред­по­ла­га­ют уст­ра­не­ние та­риф­ных и не­та­риф­ных, пре­ж­де все­го ко­ли­че­ст­вен­ных, барь­е­ров во вза­им­ной тор­гов­ле то­ва­ра­ми, то­гда как ка­ж­дая из стран-уча­ст­ниц со­хра­ня­ет собств. сис­те­му ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­гов­ли с треть­и­ми стра­на­ми. Соз­да­ние З. с. т.

 – пер­вый этап про­цес­са ин­те­гра­ции в эко­но­ми­ке.

В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ус­ло­вия З. с. т. рас­про­стра­ня­ют­ся на все то­ва­ры, кро­ме про­дук­тов с. х-ва. В не­ко­то­рых слу­ча­ях она мо­жет ко­ор­ди­ни­ро­вать­ся не­боль­шим меж­го­су­дар­ст­вен­ным сек­ре­та­риа­том, рас­по­ло­жен­ным в од­ной из стран-чле­нов, но обыч­но осн.

па­ра­мет­ры сво­его раз­ви­тия стра­ны со­гла­со­вы­ва­ют на пе­рио­дич. со­ве­ща­ни­ях ру­ко­во­ди­те­лей со­от­вет­ст­вую­щих ве­домств. Ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми со­хра­ня­ют­ся та­мо­жен­ные гра­ни­цы и по­сты, кон­тро­ли­рую­щие про­ис­хо­ж­де­ние то­ва­ров, пе­ре­се­каю­щих их гос.

гра­ни­цы.

Пе­ри­од с сер. 1990-х гг. ха­рак­те­ри­зует­ся зна­чит. рос­том ко­ли­че­ст­ва ре­гио­наль­ных тор­го­вых со­гла­ше­ний. Из чис­ла дей­ст­вую­щих со­гла­ше­ний на З. с. т. при­хо­дит­ся 84%, а из пред­ло­жен­ных и тех, по ко­то­рым ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры, – 96%. Это объ­яс­ня­ет­ся срав­ни­тель­ной лёг­ко­стью пе­ре­го­во­ров по соз­да­нию З. с. т.

: тре­бу­ет­ся час­тич­ная ко­ор­ди­на­ция внеш­не­эко­но­мич. по­ли­ти­ки, со­хра­ня­ет­ся не­за­ви­си­мость стран в фор­ми­ро­ва­нии тамо­жен­ной по­ли­ти­ки в от­но­ше­нии треть­их стран, во­про­сы член­ст­ва ре­гу­ли­ру­ют­ся в рам­ках та­мо­жен­ных сою­зов, об­щих рын­ков, эко­но­мических сою­зов и раз­ви­тия про­стых форм ме­ж­ду­народной ин­те­гра­ции.

Соз­да­ние З. с. т. спо­соб­ст­ву­ет ре­ше­нию во­про­сов дос­ту­па к стра­те­гическим рын­кам, по­это­му гео­гра­фическая бли­зость парт­нё­ров не­обя­за­тель­на, в от­ли­чие от бо­лее слож­ных форм ме­ж­ду­народной ин­те­гра­ции, пред­по­ла­гаю­щих на­ли­чие об­щих гра­ниц.

До­го­во­рён­но­сти в рам­ках Ге­не­раль­но­го со­гла­ше­ния по та­ри­фам и тор­гов­ле (ГАТТ)/ВТО фор­ми­ру­ют мно­го­сто­рон­нюю сис­те­му осн. тре­бо­ва­ний к соз­да­нию и функ­цио­ни­ро­ва­нию зон свободной торговли.

1.

Соз­да­ние та­ких зон ВТО раз­ре­ша­ет в по­ряд­ке ис­клю­че­ния из ре­жи­ма наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния (на­ря­ду с об­ра­зо­ва­ни­ем та­мо­жен­ных сою­зов, ве­де­ни­ем при­гра­нич­ной тор­гов­ли, тор­го­вы­ми пре­фе­рен­ция­ми для ме­нее раз­ви­тых стран). В этих слу­ча­ях стра­ны – уча­ст­ни­цы ВТО име­ют бо­лее бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для раз­ви­тия вза­им­ной тор­гов­ли по срав­не­нию с ус­ло­вия­ми для треть­их стран.

2. В прин­ци­пе та­кие со­гла­ше­ния чле­ны ВТО долж­ны за­клю­чать лишь с др. стра­на­ми-чле­на­ми, то­гда как с про­чи­ми стра­на­ми – лишь в по­ряд­ке ис­клю­че­ния, хо­тя на прак­ти­ке это тре­бо­ва­ние не все­гда ис­пол­ня­ет­ся.

3. Создание З. с. т. дол­жно не толь­ко сти­му­ли­ро­вать тор­гов­лю ме­ж­ду дан­ны­ми стра­на­ми, но и не соз­да­вать до­пол­нит. барь­е­ров для треть­их стран. Ре­гио­наль­ные со­гла­ше­ния при­зва­ны до­пол­нять прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния мно­го­сто­рон­ней тор­го­вой сис­те­мы в рам­ках ВТО, а не про­ти­во­пос­тав­лять­ся ей.

4. Сво­бод­ная тор­гов­ля то­ва­ра­ми долж­на быть вза­им­ной и ох­ва­ты­вать б. ч. то­ва­ро­обо­ро­та ме­ж­ду сто­ро­на­ми, вклю­чая осн. сек­то­ры эко­но­мич. дея­тель­но­сти. Тор­гов­ля ус­лу­га­ми также долж­на ох­ва­ты­вать мн. сек­то­ры, в­клю­чая все спо­со­бы ока­за­ния ус­луг.

5. Пе­ре­ход к З. с. т. дол­жен осу­ще­ст­в­лять­ся в те­че­ние ра­зум­но­го пе­рио­да вре­ме­ни, ко­то­рый мо­жет пре­вы­шать 10 лет лишь в ис­клю­чит. слу­ча­ях. Счи­та­ет­ся, что это дос­та­точ­ный срок, что­бы по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во нац. про­из­во­ди­те­лей адап­ти­ро­ва­лись к но­вым ус­ло­ви­ям кон­ку­рен­ции.

З. с. т. раз­ли­ча­ют­ся ме­ж­ду со­бой: по ко­ли­че­ст­ву стран-уча­ст­ниц; срав­ни­тель­ным раз­ме­рам нац. эко­но­мик стран; уров­ню эко­но­мического раз­ви­тия; количеству охваченных от­рас­лей и то­варов; ха­рак­теру влия­ния на нац.

эко­но­ми­ку; про­дол­жи­тель­ности пе­рио­да пе­ре­хо­да к сво­бод­ной тор­гов­ле; сте­пени ре­аль­ной эко­но­мической взаи­мо­за­ви­си­мо­сти стран; роли по­ли­тического фак­то­ра; тра­ди­ци­ям, цен­но­стям, нор­мам ре­гио­наль­но­го ин­те­грац.

про­цес­са.

Из­вест­ны сле­дую­щие З. с. т.: Ев­ро­пей­ская ас­со­циа­ция сво­бод­ной тор­гов­ли – ЕАСТ (European Free Trade Association). Фак­ти­че­ски с 1990 дея­тель­ность ЕАСТ пре­кра­ще­на.

Со­гла­ше­ние о сво­бо­де тор­гов­ли стран Юго-Вос­точ­ной Азии – АСЕАН (Association of South East Asi­an Nations), од­на из круп­ней­ших ре­гио­наль­ных ор­га­ни­за­ций, объ­е­ди­няю­щая все стра­ны Юго-Вост. Азии (1967).

Про­воз­гла­си­ла сво­ей це­лью со­дей­ст­вие эко­но­мическому, со­ци­аль­но­му и куль­тур­но­му раз­ви­тию стран-уча­ст­ниц, обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти от вме­ша­тель­ст­ва из­вне. Выс­ший ор­ган – со­би­раю­щая­ся один раз в три го­да Кон­фе­рен­ция глав го­су­дарств и пра­ви­тельств.

Цен­траль­ный ру­ко­во­дя­щий ор­ган – еже­год­ная встре­ча ми­ни­ст­ров иностр. дел. Име­ет­ся по­сто­ян­ный сек­ре­та­ри­ат, тер­ри­то­ри­аль­но рас­по­ло­жен­ный в Джа­кар­те (Ин­до­не­зия).

Се­ве­ро-Аме­ри­кан­ская зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли – НАФТА (North American Free Trade Agreement), со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой, всту­пив­шее в си­лу с 1994; пре­ду­смат­ри­ва­ет по­этап­ную ли­к­ви­да­цию та­мо­жен­ных та­ри­фов и не­та­риф­ных барь­е­ров как для про­мыш­лен­ных, так и для с.-х. то­ва­ров, за­щи­ту прав ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, вы­ра­бот­ку об­щих пра­вил для ин­ве­сти­ций, ли­бе­ра­ли­за­цию тор­гов­ли ус­лу­га­ми и соз­да­ние эф­фек­тив­но­го ме­ха­низ­ма для раз­ре­ше­ния тор­го­вых спо­ров ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми.

Бал­тий­ская зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли – со­гла­ше­ние ме­ж­ду Лат­вией, Лит­вой и Эс­то­ни­ей, под­пи­сан­ное в 1993.

Цен­траль­но­ев­ро­пей­ское со­гла­ше­ние о сво­бод­ной тор­гов­ле – со­гла­ше­ние ме­ж­ду Венг­ри­ей, Поль­шей, Ру­мы­ни­ей, Сло­ва­ки­ей, Сло­ве­ни­ей и Че­хи­ей, под­пи­сан­ное в 1992.

Ав­ст­ра­лий­ско-Но­во­зе­ланд­ское тор­го­вое со­гла­ше­ние об уг­луб­ле­нии эко­но­мич. свя­зей, под­пи­сан­ное эти­ми дву­мя стра­на­ми в 1983.

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду Ко­лум­би­ей, Эк­ва­до­ром и Ве­не­су­элой – со­гла­ше­ние, под­пи­сан­ное в 1992.

Бан­гкок­ское со­гла­ше­ние ме­ж­ду Банг­ла­деш, Ин­ди­ей, Рес­пуб­ли­кой Ко­рея, Лао­сом, Шри-Лан­кой, под­пи­сан­ное в 1993. Его цель – со­дей­ст­вие раз­ви­тию тор­гов­ли ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми пу­тём вы­ра­бот­ки сис­те­мы вза­им­ных та­риф­ных пре­фе­рен­ций.

Источник: https://bigenc.ru/economics/text/1995500

Refpoeconom
Добавить комментарий