4. Основные черты и противоречия экономики переход-ного периода

Основные черты переходной экономики в России

4. Основные черты и противоречия экономики переход-ного периода

Каждая экономическая система проходит стадии становления и раз­вития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление но­вой системы.

Переходный период—это период в эко­номике, когда одна система сходит с исторической арены, а ее место занимает другая, новая.

Для переходной экономики любой страны характерны противоречия нового и старого. В социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением отношений между различными слоями общества, что приводит к социаль­но-политическим потрясениям.

Переходная экономика в разных странах возникает и развивается по-разному. Это связано с особеннос­тями экономического развития отдельных стран.

Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали рыночные отношения.

Уровень развития каждой страны определяет характер протекания переходных процессов. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

Переходная экономика в России — это переход от плановой экономики к рыночной, т.к. Россия начала рыночные ре­формы, имея плановую командную экономику.

Административно-командная система ба­зировалась на абсолютном господстве государственной собственности. Плановая экономика функционировала на основе централизо­ванного директивного управления. Развитие народного хозяйства определялось единым для всей страны государственным народнохозяйственным планом.

Более 90% государственных производственных капита­ловложений направлялось в тяжелую промышленность и обо­ронный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность, торговлю. Государственные монополии существовали во всех отраслях народного хозяйства. При отсутствии конкуренции они не заботились о внедрении новинок техники и технологии.

Можно сказать, что в России производство работало ради производства, а не ради потребителя.

Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции.

Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции.

Отсутствие конкуренции, фиксированные цены, государственная монополия внешней торговли, закрытость экономики всегда ведут к упадку промышленности и консервации экономической отсталости.

Таким образом, характерными чертами административно-командной системы России явились государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное планирование как основа хозяйственного механизма.

Результатами существования плановой командной экономики явились:

— неэффективное использование ресурсов;

— искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс;

— низкие темпы научно-технического прогресса и развития всей экономики;

— чрезвычайно низкая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке;

— тотальный постоянный дефицит товаров на внутреннем рынке,

— подавленная инфляция;

— скрытая безработица;

— низкий жизненный уровень населения.

Происходило все большее отставание СССР от мирового уровня развития экономики, науки, техники, социальной жизни.

Таким образом, в середине 80-х гг. прошлого века централизованная система уп­равления закономерно вошла в глобальный экономичес­кий кризис. Целью переходного периода стало формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.

Революционный характер перехода от плановой экономики к рыночной выражается в глубоком преобразовании экономики. Эти преобразования неизбежно сопровождаются падением производства, инфляцией и снижением жизненного уровня населения.

Производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере. Происходит переход подавленной инфляции в открытую.

Во время переходного периода безработица из скрытой трансформируется в явную.

В России специфика переходного периода обусловлена также разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза.

Задачами переходной экономики стали приватизация, экономическая стабилизация, устранение централизованного управления и освобождение от государственного контроля внешнеэкономических связей, развитие рынка товаров и услуг, создание конкурентной среды, переориентация производства на потребителей вместо производства ради производства, формирование финансового рынка, создание и регулирование рынка труда.

16.2. переходной экономики

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят неизбежный характер.

Первый шаг в ходе рыночный преобразований касался освобождения процесса ценообразования от централизованного регулирования, установления свободы торговли для физических и юридических лиц, подчинения деятельности производителей требованиям рыночного спроса. Таким образом, отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате освобождения цен.

«Отпуск» цен сразу приводит к их существенному повышению.

Одновременно снижаются реальные доходы населения и его жизненный уровень, меняется структура потребления, возникают проблемы у производителей по закупке сырья и материалов. Так, в январе 1992 г.

в России потребительские цены увеличились в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., а номинальная заработная плата за этот период повысилась всего на 40%.

В России процесс освобождения цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, так как рыночные отношения в нашей стране были практически утеряны. В январе 1992 г.

стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары. К началу 1996 г. почти все цены в России уже были свободными, то есть они формировались под воздействием требований рынка, а не государственного управления.

Освобождение цен в сопровождении с инфляцией и безработицей закономерно привели к существенному снижению жизненного уровня большинства населения.

В ходе рыночных преобразований ликвидируется государственная монополия на внешнюю торговлю. Это касается расширения доступа в страну иностранных инвестиций, отмены пошлин, таможенных льгот на экспорт, обеспечения конвертируемости национальной валюты. В 1992 г.

впервые зарубежный капитал формально получил свободный доступ в Россию. Отдельные предприятия получили возможность самостоятельного проведения внешнеэкономических операций. Был резко сокращен централизованный экспорт и импорт, до 1996 г.

были отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины.

Меняется характер воздействия государства на экономику страны. Если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных распоряжений, то в рыночной системе государство воздействует на рынок с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов.

Кроме того, происходит реорганизация или ликвидация централизованного планового управления, т.е. таких организаций, как Госплан, большинство отраслевых министерств и т.п.

Преобразование отношений собственности и организационно-эконо­мической структуры экономики означают становление новых производ­ственных отношений. С целью удовлетворения потребностей вновь создаваемой рыночной экономики начинается создание сети коммерческих банков, фондовых бирж, формируется рынок ценных бумаг, то есть начинается процесс образования рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура – это система экономических и правовых учреждений (институтов), обслуживающих рыночный механизм путем организации движения товаров, денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах. К институтам рыночной инфраструктуры относятся товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, бюро по трудоустройству, переподготовке кадров и т.п.

В России формирование институтов рыночной инфраструктуры происходило заново, так как в годы административно-командной системы подобных учреждений не существовало вовсе.

В банковской сфере складывается двухуровневая система. Нижний уровень представляет собой сеть коммерческих банков, которые выполняют роль посредников между бизнесом и владельцами денежного капитала.. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы денежных резервов.

Рыночная экономика в своей основе имеет частную собственность, без част­ной собственности рынок невозможен, следовательно, в России необходимо было провести приватизацию государственной собственности. закономерность переходного периода — утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами.

Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем почти всех материальных богатств об­щества.

Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Специфика приватизации в России была обусловлена ее массовым характером, который вызван как высоким удельным весом государственной собственности в плановой экономике, так и стремлением ускорить процесс преобразования экономической и социальной структуры общества. Быстрые темпы приватизации (1993-1995 гг.) придали данному процессу необратимый характер. В ходе приватизации утвердились многообразные формы собственнос­ти (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.).

В России приватизация происходила двумя основными способами: мелких предприятий – продажей на аукционах, крупных – преобразованием в акционерные общества. Преобладала ваучерная безвозмездная приватизация, поскольку население практически не имело накоплений.

Рыночные преобразования в России осуществлялись в следующих направлениях:

— освобождение цен, т.е. замена плановых фиксированных цен свободными рыночными ценами;

— демонополизация экономики;

— ограничение прямого государственного вмешательства в экономику и его замена косвенным экономическим регулированием;

— формирование институтов рыночной инфраструктуры;

— приватизация государственной собственности и создание тем самым частного сектора экономики;

— отмена государственной монополии внешней торговли;

— проведение соответствующей кредитно-денежной, налоговой, таможенной, социальной политики;

— обеспечение правовой основы всех преобразований,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_17124_osnovnie-cherti-perehodnoy-ekonomiki-v-rossii.html

2. Основные черты и противоречия переходной экономики

4. Основные черты и противоречия экономики переход-ного периода

Переходнаяэкономика характеризуется следующимиосновными чертами, отличающими ее отдругих сложившихся систем:

Во-первых,она представляет собой межсистемноеобразование. Поэтому сущность переходнойэкономики представляет собой смесь,сочетание административно-команднойи современной рыночной систем с ихзачастую противоречиво функционирующимиэлементами.

Во-вторых,если для командной и рыночной экономиксвойственна определенная целостность,устойчивость развития, то переходнаяэкономика характеризуется неустойчивостьюсостояния, нарушением целостности.

Такое положение, являющееся кризиснымдля сложившейся экономической системы,можно рассматривать как нормальное длятрансформирующейся экономики. Сохранениеи воспроизводство в течение относительнодлительного времени неустойчивости,неравновесия системы имеют свою причину:изменение цели.

Если в обычной системетакой целью является ее самосохранение,то для переходной экономики — трансформацияв другую систему.

В-третьих,переходная экономика характеризуетсяколичественным и качественным изменениемсостава элементов. В ней «по наследству»остались структурные элементы предыдущейсистемы: государственные предприятия,колхозы, производственные кооперативы,домашние хозяйства и государство.

Ноэти элементы функционируют в качественноиной, преобразующейся экономическойсистеме, и поэтому изменяют как своесодержание, так и свои функции, связанныес зарождением рыночной экономики.

Вместес тем в переходной экономике появляютсяновые, не свойственные старой системеэлементы: предпринимательские структурыразличных форм собственности,негосударственные предприятия, биржи,коммерческие банки, негосударственныепенсионные, страховые и другие фонды,фермерские хозяйства.

В-четвертых,в переходной экономике наблюдаетсякачественное изменение системных связейи отношений. Распались и исчезли старыепланово-директивные связи междусубъектами экономики, расчистивпространство для формирования новыхрыночных связей.

Однако последние ещеносят «переходный», неустойчивыйхарактер и проявляются в такойдеформированной форме, как «бартерные»расчеты между предприятиями, взаимныенеплатежи между субъектами хозяйствованияхарактеризуются частыми сбоями икризисными проявлениями.

Отличительнойчертой переходной экономики являютсямасштабность и глубина идущихпреобразований. Они захватывают основысуществующего строя; отношениясобственности, политическую и правовуюсистемы общества, общественное сознание.

Противоречияпереходной экономики – не толькоразнонаправленность тех экономическихпроцессов, которые обусловлены спецификойи целями перехода, это более широкаясовокупность противоречий. В ней можноразличить три основные группы.

Кпервой группе противоречий следуетотнести те, которые «достались» переходнойэкономике от исходной, т.е. той, от которойосуществляется переход. Здесь можноназвать такие, скажем, как противоречие«производство – потребление», прикотором определенная дефицитностьпроизводства потребительских товаровприводила к сбоям в отношениях потребления.

Вторуюгруппу противоречий составляют собственнопереходные противоречия, т.е. те, которыевызваны самим переходом. Среди такихпротиворечий можно выделить следующие:

1.Противоречие между отношениямивозникающей новой собственности(частной, иностранной, смешанной и т.д.)и старой, государственной. Оно проявляется,например, в противоречивых отношенияхдележа государственной собственности,когда в ряде случаев стремятся «отхватить»ее «кусок» без стремления создатьэффективного собственника на местенеэффективного.

2.Противоречие между трансформирующимсяпод влиянием либерализации цен спросоми резко падающим в связи с экономическимкризисом предложением.

3.Противоречие между миром товаров,сужающимся в условиях кризиса, и миромденег, расширяющимся под влияниеминфляционных процессов.

4.Противоречие между деформированной,«больной» денежной системой и объективнойнеобходимостью иметь надежное денежноесредство обмена при товарных операциях.Это противоречие проявляется, в частности,в нарастающем увеличении чисто бартерныхсделок, когда товары обмениваются набезденежной основе.

5.Противоречие между легальной, официальноучитываемой экономикой и «теневой» –экономической деятельностью, скрываемойот учета и налогов либо вообщепротивозаконной. В условиях кризиса инехватки ресурсов они в значительноймере «перекачиваются» в теневуюэкономику, усугубляя кризисную ситуацию.

Ноесть и третья группа противоречий впереходный период. Они как бы вносятсяв экономику.

К ним относятся те, которыерождаются вместе с новым типомэкономических отношений (рыночным) исвойственны ему как таковому.

Примеромтаких противоречий может быть характерноедля рынка противоречие между стремлениемк полной занятости и таким фактическимиспользованием рабочей силы, котороерождает безработицу.

Всетри группы противоречий действуют непо очереди, не последовательно, а вместе,в совокупности, что, естественно,усугубляет сложность переходногопериода и задачи государства по ихразрешению [6, с. 38].

Такимобразом, переход к рыночной экономикетребует глубоких изменений винституциональной структуре общества,институциональной трансформации:преобразования отношений собственности(приватизацию) и введения институтачастной собственности, либерализациюэкономики, создания пакета рыночныхзаконов и ограничения роли государства,формирования новых субъектов хозяйствования(коммерческих банков, различных бирж,инвестиционных и пенсионных фондов идр.).

Источник: https://studfile.net/preview/6318318/page:3/

1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России

4. Основные черты и противоречия экономики переход-ного периода

Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:

1) Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической реформы. Экономическая реформа — сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений.

Причины экономических реформ в разных странах различны — изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы.

Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.

Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция.

Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка.

С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.

2) Экономический кризис — трансформационный спад (Корнаи), его особенности:

— кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся;

— долговременный (девять лет);

— рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;

— его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:

· боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);

· установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;

· распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;

· установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);

· введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;

· нестабильность экономической и политической системы.

Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:

1. Нагрузкой — оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.

2. Структурой системы — т.е. системой производственных отношений — ломается старая — плановая экономика и строится новая — рыночная.

3. Жесткостью — способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.

4. Несовершенствами системы — отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.

Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное.

Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности.

Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними.

Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е.

охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.

Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) — 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.

2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.

3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики.

Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства, непоследовательностью и движением рывками с отступлением назад. Но главное все-таки достигнуто — конституционно оформлена частная собственность.

4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму.

Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство.

Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.

5. Мафиозные структуры и коррупция.

6. Регионализм и сепаратизм — претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Якутия, Тюмень…).

Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях.

Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление).

Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин РФ, выступает наиболее естественным источником пенсионных и других социальных выплат.

Источник: https://mo.bobrodobro.ru/8199

Refpoeconom
Добавить комментарий