4. Деятельность и обмен

Читать онлайн Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории страница 40. Большая и бесплатная библиотека

4. Деятельность и обмен

Смысл такого упорядочивания товаров состоит в том, чтобы обеспечить фундамент для теории ценности и цен факторов производства.

Ниже будет показано, как определение ценности и цены благ более высоких порядков зависит от определения ценности и цен благ более низких порядков, произведенных путем их расходования.

Первые и исходные оценки ценности внешних предметов относятся только к потребительским благам. Ценность всех остальных вещей определяется в соответствии с ролью, которую они играют в производстве потребительских благ.

Поэтому нет необходимости выстраивать блага производственного назначения по порядкам от второго до n-го. Также излишне вдаваться в педантичные дискуссии о том, нужно ли присвоить конкретному товару низший порядок или его следует отнести к одному из более высоких порядков.

Неважно, какой кофе следует называть потребительским благом, готовым к потреблению: сырые или жареные кофейные зерна, сваренный кофе или только что сваренный кофе после добавления сливок и сахара. Несущественно, какую манеру речи мы выберем.

Относительно проблем определения ценности все, что мы говорим о потребительском благе, приложимо к любому благу более высокого порядка (за исключением тех, которые относятся к высшему порядку), если рассматриваем его как продукт.

Экономическое благо необязательно должно быть воплощено в осязаемом предмете. Нематериальные экономические блага называются услугами.

2. Шкала ценности

Действующий человек выбирает между различными возможностями, предлагающимися на выбор. Он предпочитает один альтернативный вариант другому.

Обычно говорят, что действующий человек, выстраивая свои действия, держит в уме шкалу потребностей или ценности. Основываясь на этой шкале, он удовлетворяет то, что имеет большую ценность, т.е. более настоятельные потребности, и оставляет неудовлетворенным то, что имеет более низкую ценность, т.е. менее насущную нужду. Против такого представления положения дел не возникает возражений.

Однако не следует забывать, что шкала ценности и потребностей проявляет себя только в реальности деятельности. Эти шкалы не обладают независимым существованием в отрыве от действительного поведения индивидов.

Единственным источником, из которого мы черпаем наше знание, касающееся этих шкал, является наблюдение за поведением человека.

Любое действие всегда в точности соответствует этим шкалам ценности или потребностей, поскольку эти шкалы не что иное, как инструмент объяснения действий человека.

Этические теории заняты установлением шкал ценности, в соответствии с которыми человек должен поступать, но не всегда поступает. Они заявляют претензии на право отделять правильное от неправильного и советовать человеку, к чему ему следует стремиться как к высшему благу. Они не являются нейтральными относительно фактов; они судят о них с точки зрения произвольно принятых стандартов.

Позиция праксиологии и экономической науки иная. Они полностью отдают себе отчет в том, что конечные цели человеческой деятельности не поддаются анализу на основе какой-либо абсолютной нормы. Конечные цели являются конечной данностью, чисто субъективны, они различны у разных людей и у одних и тех же людей в разные моменты их жизни.

Праксиология и экономическая теория изучают средства достижения целей, выбранных действующими индивидами. Они не высказывают никакого мнения относительно того, что лучше сибаритство или аскетизм, и тому подобных проблем.

К средствам они применяют одну мерку, а именно: подходят они или нет для достижения целей, к которым стремятся действующие индивиды.

Поэтому понятиям ненормальности и порочности нет места в экономической науке. Она не говорит, что человек порочен, потому что предпочитает неприемлемое, вредное и неприятное приемлемому, полезному и приятному.

Экономическая наука просто говорит: он отличается от других людей; ему нравится то, что другие отвергают; он считает полезным то, чего другие избегают, поскольку это причиняет им вред.

Полярные понятия нормального и извращенного могут использоваться в антропологии для различения тех, кто ведет себя как большинство людей, и посторонними и нетипичными исключениями; они могут применяться в биологии для различения между теми, чье поведение сохраняет жизненные силы, и теми, чье поведение саморазрушительно; они могут применяться в этике для различения тех, кто ведет себя правильно, и тех, кто ведет себя не так, как им следовало бы. Однако в структуре теоретической науки о человеческой деятельности нет места для такого разграничения. Любое исследование конечных целей оказывается чисто субъективным и потому произвольным.

Ценность это важность, которую деятельный человек приписывает конечным целям. Только конечным целям присваивается первичная и подлинная ценность.

Соответственно средства оцениваются относительно полезности их участия в достижении конечных целей. Их оценки производное от оценок соответствующих целей.

Они важны для человека только в той степени, в какой делают возможным достижение некоторых целей.

Ценность не является внутренне присущей, она не находится внутри предмета. Ценность в нас; она суть способ, которым человек реагирует на окружающие его обстоятельства.

В словах и теориях нет ценности. Она отражается в человеческом поведении. Имеет значение не то, что человек или группа людей говорят о ценности, а то, как они действуют. Красноречие моралистов и великолепные партийные программы важны и сами по себе. Но они оказывают влияние на ход человеческих событий только в том случае, если реально определяют поведение людей.

3. Шкала потребностей

Несмотря на все заявления об обратном, подавляющее большинство людей прежде всего желает улучшения материального благополучия. Они хотят больше хорошей еды, лучшие дома и одежду и тысячи других удовольствий. Они стремятся к изобилию и здоровью.

Принимая эти цели как данность, прикладная психология пытается определить, какие средства больше всего подходят для обеспечения как можно более высокой степени удовлетворения. С этой точки зрения она разграничивает реальные нужды человека и мнимые и ложные аппетиты.

Она учит людей как они должны поступать и что они должны иметь в виду в качестве средств.

Важность таких теорий очевидна. С их точки зрения физиолог прав, когда разграничивает благоразумную деятельность и деятельность, противоречащую намерениям. Он прав, противопоставляя здравомыслящие способы питания и неблагоразумные. Он может осуждать определенные образцы поведения как абсурдные и противоречащие реальным нуждам.

Однако для науки, изучающей реальность человеческой деятельности, такие оценки неуместны. Для праксиологии и экономической науки имеет значение то, что человек делает, а не то, что ему следует делать. Гигиена может быть права или не права, называя алкоголь и никотин ядами.

Но экономическая теория должна объяснять цены на табак и ликер такими, какие они есть, а не такими, какими они будут в иных обстоятельствах.

В сфере экономической науки нет места для шкалы потребностей, отличной от шкалы, отражающейся в реальном поведении человека. Экономическая наука изучает реального человека как он есть, слабого и подверженного ошибкам, а не идеальные существа, всеведущие и совершенные, какими могут быть только боги.

4. Деятельность и обмен

Деятельность является попыткой привести менее удовлетворительное состояние дел к более удовлетворительному. Мы называем такое намеренно вызванное изменение обменом. Менее желательное состояние обменивается на более желательное.

От того, что удовлетворяет меньше, отказываются для того, чтобы достичь чего-нибудь, что нравится больше. То, от чего отказываются, называется ценой, уплачиваемой за достижение преследуемой цели. Ценность уплаченной цены называется издержками.

Издержки равны ценности, приписанной удовлетворению, от которого нужно отказаться, чтобы достигнуть преследуемую цель.

Разница между ценностью уплаченной цены (понесенные издержки) и ценностью достигнутой цели называется выигрышем, прибылью или чистым доходом. Прибыль в этом простейшем смысле является чисто субъективной, это увеличение счастья действующего человека, это психическое явление, которое нельзя ни измерить, ни взвесить.

Степень устранения ощущаемого беспокойства может быть большей или меньшей; но насколько одно удовлетворение превосходит другое, можно только почувствовать; этого нельзя установить или определить объективно. Субъективная оценка не измеряется, она помещается на шкале степеней, ранжируется. Она суть отражение порядка предпочтений или последовательности, но не меры и веса.

К ней можно применять только порядковые, а не количественные числительные.

Бессмысленно говорить о вычислении ценности. Вычисления возможны только с количественными числительными. Различие оценок двух состояний дел имеет психический и личный характер. Оно не открыто для проекций во внешний мир, а может ощущаться только индивидом. Оценки ценности нельзя сообщить или передать другому человеку. Это интенсивные величины.

Физиология и психология разработали многочисленные методики, используя которые они делают вид, что нашли замену неосуществимым измерениям интенсивных величин. Экономической науке нет нужды вдаваться в анализ этих довольно сомнительных паллиативов.

Их приверженцы сами осознают, что они неприменимы к субъективным оценкам. Но даже если их можно было бы использовать для этих целей, они не имели бы никакого отношения к экономическим проблемам.

Экономика занимается деятельностью как таковой, а не психическими явлениями, которые приводят к определенному поведению.

Снова и снова получается так, что деятельность не приводит к достижению намеченных целей.

Источник: https://dom-knig.com/read_158667-40

Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы — Обществознание

4. Деятельность и обмен

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 22121.

Источник: https://www.sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/celovek/tema-4-deatelnost-celoveka-ee-osnovnye-formy

В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление

4. Деятельность и обмен

Производство – это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.

Распределение – процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.

Обмен – процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю – продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление – процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.

Предмет экономической теории. Проблема выбора – предмета современной экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория – это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма.

В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда.

Макроэкономикаизучает экономические процессы и явления на уровне государства.

Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

В отличие от микроэкономики макроэкономика имеет дело с агрегатными (совокупными) величинами: не с рынком какого-то отдельного и конкретного блага, а с рынком всех благ, не с отдельной фирмой или домашним хозяйством, а с совокупностью всех фирм и домашних хозяйств одновременно.

Экономическая теория выполняет несколько функций.

Таблица – Функции экономической теории

Функция
Методологическая Экономическая теория — фундамент развития целого ряда др. экономических дисциплин (маркетинг, статистика и др.)
Практическая (прикладная) Рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового продукта (экономической политики) научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования
Познавательная Изучение форм экономических явлений, их внутренней сущности и выявление законов и закономерности функционирования экономических систем и отдельных субъектов рыночных отношений
Эмпирическая Научная деятельность: сбор и обработка конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии
Окончание таблицы 2
Функция
Теоретическая Выявление закономерностей и принципов экономики и представление полученных знаний в виде понятий, определений, а также теорий, доктрин

На протяжении первого столетия после выхода работы Адама Смита новая наука называлась «Политическая экономия». Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. То был период расцвета «классической школы».

В последнюю четверть XIX в. в предмете экономики произошел поворот от изучения богатства народов к рациональному поведению индивидов. Таким образом, центр тяжести в теоретических изысканиях переносился с государственного уровня на уровень фирмы.

Качественный экономический анализ эпохи политической экономии (political economy) сменяется количественным анализом экономики (economics). Исследования все в большей степени концентрируются на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов и выработке практических рекомендаций.

Описательный метод исследования уходит на второй план. Широкое применение получает математический, графический, модельный аппараты. Во главе этого переворота стоял английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Наука приобретает новое наименование: «economics», или «экономика».

Маршалла и его последователей принято считать основателями «неоклассической школы». Существует множество вариантов определений современной экономической науки. Приведем два, на наш взгляд, наиболее удачных.

Таблица 1 – Трактовка предмета экономической теории

Две основные трактовки предмета экономической теории в современных учебниках
1.Это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства экономических благ и распределения их среди экономических агентов (или, удовлетворения неограниченных потребностей). 2. Экономическая теорияизучает экономические отношения по поводу воспроизводства (т.е. производства, распределения, обмена, потребления) общественного продукта.
Два раздела экономической теории
1. Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, потребителей, фирм, домохозяйств, закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Она анализирует затраты и издержки на изготовление отдельных благ, ценообразование на них и т.д. 2. Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики в целом. Объектами ее изучения выступают валовой внутренний продукт, общий уровень цен, занятость и безработица в масштабах общества, инфляция, изменения в структуре общественного производства и др.

Воспроизводство: понятие, формы и стадии (фазы)

Понятие
Систематическое, непрерывно повторяющееся возобновление процесса производства есть воспроизводство.
Формы воспроизводства
Простое воспроизводство – это возобновление процесса производства в неизменных масштабах. Расширенное воспроизводство – это возобновление процесса производства в увеличивающихся размерах.
Фазы воспроизводства
Производство – исходная и основная фаза воспроизводства, без которой невозможно существование всех остальных стадий. В процессе производства происходит потребление ресурсов (труда, средств производства, технологий, земли) для создания продукта Обмен– стадия движения общественного продукта, которая доставляет произведенные продукты и условия производства субъектам экономической деятельности Распределение – это стадия определения доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности Потребление – конечный пункт и смысл производственной деятельности в любом обществе, стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей

Единичное производство характеризуется широкой номенклатурой продукции, малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление которых в большинстве случаев не предусматривается.

Собственность и социально-экономические связи – это отношения между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:

Рисунок 1 – Виды организационно-экономических отношений

Источник: https://studopedia.su/4_16320_v-protsesse-hozyaystvennoy-deyatelnosti-videlyayut-chetire-stadii-proizvodstvo-raspredelenie-obmen-potreblenie.html

Производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг

4. Деятельность и обмен

Производство, как уже говорилось, на индивидуальное (в рамках одной микроэкономической единицы) и общественное (в рамках всей макроэкономики страны). Само производство есть единство производства, распределения, обмена и потребления. Связь этих четырех фаз графически может быть выражена на рис. 4.

Производство выступает как двуединый процесс, имеющий материальную и нематериальную стороны. Материальная сторона производства, т.е. само материальное производство – это есть процесс преобразования природных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Это основа всей жизни общества. Роль материального производства имеет целую совокупность проявлений.

1. В процессе материальной практической деятельности человек создает необходимые ему жизненные средства и средства труда. Он тем самым удовлетворяет свои потребности в поддержании и воспроизводстве самой жизни.

2. Человек создает материальные условия для осуществления своей деятельности за пределами материального производства – в науке, искусстве, медицине, образовании и т.д.

3. В процессе материального преобразования природы производители вступают в производственно-экономические отношения, которые во многом определяют все другие отношения в сферах распределения и обмена, личного потребления и др.

4. Преобразуя предметный окружающий мир, человек преобразует себя интеллектуально, духовно. Деятельность человека по преобразованию мира отражается в развитии его сознания.

Роль материального производства по отношению к нематериальному нельзя абсолютизировать. Дело в том, что в самом материальном производстве представлена духовная деятельность общества.

Это, прежде всего, созидательная, творческая деятельность рабочей силы, которая обладает совокупностью физических и духовных сил. Научно-техническая революция углубляет и развивает связь науки и производительных сил.

Это выражается в том, что научные знания, высокий уровень образованности становятся неотъемлемыми качествами личного фактора рабочей силы. Кроме того, изменяется и сам характер связей «производство — рабочая сила — образование».

Производство достигает такого уровня, когда научная деятельность становится неотъемлемым элементом создания и использования средств производства, потребительских товаров, услуг. Особенно это касается развитых стран.

https://www.youtube.com/watch?v=AzrqNX9OV9k

При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Производство ради производства не имеет смысла. Потребление в этом смысле образует цель. Оно диктует социальный заказ производству и тем самым предопределяет объем, структуру и качество общественного продукта.

Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением. Они образуют исторически конкретный механизм их взаимодействия. Все эти четыре фазы не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целостного процесса; они соединены между собой прямыми и обратными связями.

Распределение отчасти входит в производство в виде распределения средств производства и тем самым членов общества по сферам и отраслям производства, по регионам, предприятиям. В то же время распределение образует особую фазу в движении общественного продукта.

На этой стадии устанавливается доля различных классов, социальных групп, отдельных индивидов в общественном продукте. Проблема здесь и в том, что делить, а также и в том, как делить. Принципы распределения и его механизм зависят опять же от форм собственности и от исторической эпохи в той или иной стране.

Собственники средств производства, учредители акционерных обществ и прочие хозяева господствуют в производстве, управляют им. Поэтому они всегда получают в процессе распределения больше, чем наемные работники. Странно было бы ожидать другого.

С другой стороны, элементы уравниловки, которые встречались в социалистической экономике, снижали трудовую активность, темпы роста производства, качество товаров.

Обмен опосредует связь между производством и распределением, с одной стороны, и с потреблением – с другой. Надо сказать, что обмен, как и распределение, совершается в самом производстве – в виде обмена деятельностью и способностями. В то же время это самостоятельная фаза в движении продукта.

В первом случае, то есть при обмене деятельностью и способностями, речь идет об отношениях между работниками, которые связаны последовательным выполнением операций, а также между руководителями и исполнителями.

Например, при сборке самолета результат достигается совместными, дополняющими друг друга усилиями большой группы работников разных заводов, цехов и специальностей. Между ними и происходит обмен деятельностью.

Обмен продуктами призван доставлять каждому участнику производства, каждому его звену определенные блага, в соответствии с той долей, которую установило распределение. Понятно, что эти отношения опосредуются деньгами и торговлей.

Обмен развивается вместе с углублением общественного разделения труда. Хорошо налаженный обмен обеспечивает согласованность и непрерывность производства и других фаз. Любые нарушения обмена ведут к остановкам, к потерям, к снижению эффективности.

Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется потребительная стоимость товара, его полезность.

Потребление бывает двух видов.

Производственное потребление (сжигание угля в топках ТЭЦ, расходование металлов при изготовлении машин и т.п.) является составным элементом самого производства. Использование средств производства есть их потребление.

Личное потребление представляет собой удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании и т.п. Начав движение с производства, предметы потребления сразу (хлеб) или постепенно (легковой автомобиль) исчезают в процессе их потребления.

Возникает необходимость в их новом производстве. Личное потребление – это не просто физиологический или культурный акт. Это и элемент экономики, заключительная фаза движения предметов потребления. На этой фазе, т.е.

в сфере личного потребления, происходит воспроизводство рабочей силы: питание, обучение, лечение, отдых и т.д.

Таким образом, все четыре фазы в равной мере нужны и необходимы любому обществу. Они друг без друга невозможны в принципе, а в единстве это и есть производство, в том числе микроэкономическое и макроэкономическое.

Но нужно помнить и другое. весь процесс движения продукта через 4 фазы происходит через противоречия. Если производство слабо ориентируется на потребности, то оно будет малоэффективным и неизбежно разориться или обанкротится. Если распределение доходов на фирме не стимулирует высокопроизводительный труд, то фирму также может лихорадить.

Если на рынках существует неэквивалентный обмен продуктами и услугами, то те производства, которые вынуждены продавать (обменивать) товары по низким ценам будут приходить в упадок и разоряться. Так, например, в России происходит с сельским хозяйством, когда многочисленные перекупщики устанавливают низкие цены на произведенные сельхозпродукты.

В результате сельское хозяйство постепенно разваливается. Если в обществе используются неэффективные системы распределения и обмена, то нельзя наладить достойное для большинства людей потребление товаров и услуг. В результате теряется смысл и самого производства. Потому что любое производство предполагает потребление его результатов.

Производство ради самого производства всегда было, есть и будет бессмысленным.

Лекция 2.ИСТОРИЯ И ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ И

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_150471_proizvodstvo-raspredelenie-obmen-i-potreblenie-blag-i-uslug.html

Refpoeconom
Добавить комментарий