4.1. Принципы регулирования бухгалтерской и финансовой отчетности в России

5.4. Принципы регулирования бухгалтерской отчетности в России

4.1. Принципы регулирования бухгалтерской и финансовой отчетности в России
Как следует из предыдущих рассуждений, обоснованная унифициро­ванная методика анализа финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия может базироваться лишь на бухгалтерской отчетности как един­ственном формализованном и общедоступном информационном ресурсе.

Ее построение и/или осознанное применение возможно лишь в случае адек­ватного понимания принципов составления и представления этой отчет­ности, которые обобщенно характеризуются как система регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Подходы к регулированию чрезвычайно разнятся в международном аспекте (см. гл. 12).

И в России за последние десятилетия эти подходы претерпели определенную эволюцию.

В годы советской власти бухгал­терский учет регулировался так называемыми подзаконными актами — инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и респуб­лик; методология учета задавалась Министерством финансов СССР.

Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были так называемые положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и др. Это были документы предпи­сывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможно­сти выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бух­галтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчет­ности.

Ситуация кардинально изменилась в начале 90-х годов.

Был принят новый план счетов, позволявший вести учет объектов и операций, харак­терных для рыночной экономики, изменены принципы учета с ориента­цией на международную практику и, в конце концов, была принята новая концепция по методологии, регулированию и организации бухгалтерско­го учета. В 2000 г. план счетов был существенно переработан; при этом 2001 г. определен как переходный, в течение которого разрешено приме­нение как плана счетов, действовавшего в 90-е годы, так и модифициро­ванного плана.

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методо­логии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана достаточно стройная четырехуровневая система регулиро­вания, в которой выделены законодательный, нормативный, методичес­кий и организационный уровни (см. табл. 5.2).

Важно подчеркнуть, что приведенная система оказывает прямое воз­действие на принципы и технику ведения учета; на практике существует еще и система косвенного регулирования бухгалтерского учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отража­ющие налоговый аспект учета.

Прежде всего это законы «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную сто­имость», Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли и т.п. Заметим, что исходя из
традиционной для отечественной системы бухгалтерского учета налого­вой его ориентации', регулятивы из группы косвенного воздействия нередко являются для бухгалтера приоритетными при определении и выборе учетных процедур.

Таблица 5.2 Система регулирования бухгалтерского учета в России

Органы, принимающие документы

I уровень — законодательный

И уровень — нормативный

III уровень — методический

IV уровень — организационный (уровень предприятия)

Федеральные законы, постановления, указы

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Нормативные акты (иные, чем положения), методиче­ские указания

Организационно-распоря­дительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполни­тельной власти, консультаци­онные фирмы

Организации, консультационные фирмы

' Налоговая ориентация бухгалтерского учета означает, что при исчислении отчетной прибыли должны приниматься во внимание ограничения и нормативы ло затратам, определенные в налоговом законодательстве; в этом случае нало­гооблагаемая прибыль и прибыль, приводимая в отчетности, должны совпа­дать.

В последние годы предпринимаются усилия в определенном смысле раз­граничить налоговый учет (цель — предоставление отчетности налоговым орга­нам) и собственно бухгалтерский учет (цель — предоставление отчетности владельцам компании), что и имеет место в большинстве экономически разви­тых стран.

В частности, бухгалтеры могут формировать себестоимость продук­ции в соответствии с учетной политикой, т.е.

не обращая внимания на ограни­чения налоговых регулятивов (естественно, эти ограничения будут учтены при расчете налогооблагаемой прибыли), возможно использование метода начисле­ния для расчета конечных финансовых результатов и кассового метода для оп­ределения налогооблагаемой прибыли, в Законе «О бухгалтерском учете» орга­ны налоговой службы не упомянуты в качестве адресов, куда бухгалтерская отчетность должна быть представлена в обязательном порядке, и др. Отметим, что здесь нет никакого противоречия; речь идет лишь о том, что отчетность, представляемая акционерам, и отчетность, предъявляемая в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством, не обязательно совпадают.

Подобные изменения в принципах регулирования бухгалтерского учета были обусловлены разными причинами; в их числе — необходимость ин­теграции отечественной бухгалтерской профессии в мировое сообщество, что и было закреплено принятием в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, предусматривающей в ближайшие годы осуществить модернизацию отечественной системы бух­галтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности.

В качестве примеров документов, входящих в данную систему, можно привести:

• Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О бухгалтерском уче­те», «Об акционерных обществах» и др. (I уровень);

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в РФ, План счетов бухгалтерского учета, Положение об учетной политике и др. (II уровень);

• текущие методические материалы по ведению бухгалтерского учета, например о порядке оценки стоимости чистых активов акционерных об­ществ, о составе и порядке заполнения годовой и квартальной отчетности и др. (III уровень);

• внутренние рабочие документы, например приказ об учетной поли­тике (IV уровень).

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандар­ты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практи­кующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

Во-первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер. Во-вто- рых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций (в виде ти­повых проводок), т.е, по мнению рядового бухгалтера, они бесполезны.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, т.е. за их неиспол­нение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету (вместе с типовым планом сче­тов), по существу, задают методологию учета, поэтому они носят доспа- точно общий характер и не всегда очевидны для понимания практи­кующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное про­тиворечие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные в ос­новном для интерпретации документов первого и второго уровней.

Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в из­вестном смысле здесь были эталоны — международные стандарты бух­галтерского учета), то содержательная сторона соответствующих мето­дических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит и в том, что вряд ли
возможно дать унифицированную структуру подобного документа; эта структура в значительной степени будет зависеть от вида базового стан­дарта {ПБУ), к которому готовится документ — Методические рекомен­дации по применению ПБУ.

Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином Рос­сии и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для бухгалтеров. Что касается пользователей отчетности, в том числе и аналитиков, то для них важны лишь основополагающие регулятивы; их перечень приведен в табл. 5.3 .

Таблица 5.3

Перечень основных регулятивов по бухгалтерскому учету н отчетности

Источник: https://finances.social/finansovyiy-analiz_926/printsipyi-regulirovaniya-buhgalterskoy-92141.html

Принципы регулирования бухгалтерской отчетности в России — Энциклопедия по экономике

4.1. Принципы регулирования бухгалтерской и финансовой отчетности в России
Принципы регулирования бухгалтерской отчетности в России
 [c.181]

Бухгалтерская отчетность — важнейшая часть информационной системы, формируемой в рамках предприятия. Общие принципы оформления бухгалтерской отчетности определены международным стандартом финансовой отчетности № 1 Представление финансовой отчетности [81].

Регулирование основ формирования бухгалтерской отчетности в России, наряду с Федеральным законом О бухгалтерском учете [4], осуществляется в соответствии с ПБУ 1/98 Учетная политика организации [11], определяющим принципы формирования бухгалтерских данных, ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации [14], регламентирующим состав и структуру отчетности, порядок оценки ее показателей, правила ее представления.
 [c.91]

Интересным с точки зрения постановки проблемы профессионального регулирования является то обстоятельство, что в системе бухгалтерского учета, ориентированной на применение Международных стандартов финансовой отчетности, для которых характерно концептуальное построение исходя из основополагающих принципов бухгалтерского учета и большая вариантность в выборе способов бухгалтерского учета, в принципе менее значительна роль строгой регламентации, а возрастает значение так называемого профессионального суждения. Встраивание основных положений МСФО, носящих рекомендательный характер, в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, имеющую обязательное применение, также представ-
 [c.523]

К сожалению, в современной методологии бухгалтерского учета в России отсутствует концепция по определению границ функционирования данного принципа.

Одной из первых попыток реализации данного требования в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в России является утверждение Положений по бухгалтерскому учету События после отчетной даты (ПБУ 7/98) и Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/98).
 [c.85]

Важное значение для составления бухгалтерских отчетов имеет тот факт, что в 1996 году приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 г. № 10 было утверждено Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/96).

Данное положение, являясь элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, определило основные подходы и принципы составления бухгалтерской отчетности.

Большое значение данного положения заключается также и в том, что оно должно определить стабильность, методическую последовательность и принципиальную неизменность бухгалтерской отчетности на ближайшую перспективу.
 [c.131]

Целью проводимых в настоящее время работ по стандартизации бухгалтерского учета в России является создание принципиально новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, ориентированной на рыночную модель функционирования экономики и гармонизацию принципов и правил ведения учета и составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. При этом важнейшей задачей становится интеграция системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в новое хозяйственное законодательство страны.
 [c.291]

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ
 [c.180]

В книге излагается методика планирования и проведения аудита бухгалтерского учета и отчетности организаций. Описана система регулирования аудиторской деятельности в России и за рубежом, а также дана ныне действующая нормативная база российского аудита. Анализируются общие принципы и правила аудита, порядок проведения аудиторской проверки, действия аудитора на всех ее этапах.
 [c.2]

Прошедший год показал, что из всех направлений реализации Концепции развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России на среднесрочную перспективу приоритет в ближайшее время будет отдаваться изменению системы регулирования данной сферы.

В течение 2005 г. дискуссии о конструкции системы регулирования отодвинули на второй план и вопрос юридического признания МСФО, и принципы взаимодействия в рамках всех требований к организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России.
 [c.

616]

Но при отсутствии основополагающих принципов свобода учетной практики субъектов действительно не может гарантировать объективности информации. Поэтому принципиально важно не то, как будет устроена система регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России, а что она будет вырабатывать.
 [c.632]

В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
 [c.36]

В настоящее время складывается четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском учете. Это федеральные законы О бухгалтерском учете , О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации , Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.

Особое место на этом уровне системы занимает Федеральный закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, принятый Госдумой РФ 23 февраля 1996 г. Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву.

В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала меры, обеспечивающие достоверность информации порядок публикации бухгалтерской отчетности и госрегулирования всей системы бухгалтерского учета.

Закон должен стать правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.
 [c.494]

Источник: https://economy-ru.info/info/104562/

Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

4.1. Принципы регулирования бухгалтерской и финансовой отчетности в России

Курсовая работа

Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

Введение

На процесс формирования и становления системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в переходной экономики Российский Федерации влияют, как минимум, следующие объективные факторы:

во-первых, рыночная среда по определению характеризуется большим многообразием хозяйственной жизни, чем административная экономика, а значит, обуславливает демократизацию экономической и общественной жизни, что в системе регулирования бухгалтерской деятельности проявляется в их либерализации, то есть в некоторой предоставленной профессиональной свободе;

во-вторых, переходная экономика характеризуется, в том числе и незрелостью экономических отношений в стране, отсутствием массового цивилизованного пользования бухгалтерской отчетности и потребителя финансовой информации.

Те же трудности и сложности, которые влияют на формирование бухгалтерского законодательства, характерны и для формирования системы налогового права.

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.

В данной работе нами будет дано понятие бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные нормативные документы по данному вопросу, выделены содержание отчетности и требования, предъявляемые к ней. Целью данной работы является изучение нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

· изучим нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности;

· рассмотрим состав бухгалтерской финансовой отчетности.

.Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.1 Организация нормативной базы

отчетность финансовый бухгалтерский баланс

К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.

Каждое юридическое лицо (предприятие) и физическое начинает свою деятельность с вступления в сделки путем заключения договоров на поставку сырья (материалов), оказание услуг, реализацию выпускаемой продукции и на другие виды возникающих взаимоотношений.

Договор – соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в определенных случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством.

Прежде чем приступить к заключению договора нужно, в первую очередь, убедиться в правоспособности и дееспособности контрагента (другой стороны по договору). Для определения правоспособности организации необходимо ознакомиться с ее учредительными документами (учредительный договор, устав либо положением).

Свидетельством или решением органа государственной власти о регистрации предприятия. Кроме того, от руководителя требуется документ, подтверждающий его должностное положение (Решение собрания учредителей и т.п.), а его полномочия проверяются по учредительным документам. Законодательством установлены следующие основные формы: простая, письменная и нотариальная.

Договоры между организациями заключаются в письменной форме.

.2 Система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности в России

Введение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету – ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Верхний законодательный уровень системы представлен в первую очередь Конституцией Российской Федерации, где в ст.

71 определено, что «официальный» бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, который законодательно закрепляет наличие самостоятельного бухгалтерского баланса, как признак юридического лица и обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета.

На этом же уровне Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.

№402_ФЗ, устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центрального банка РФ; индивидуальных предпринимателей, а также для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой; для находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Вторым нормативным уровнем регулирования раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности.

Они, как правило, регистрируются Министерством юстиции Российской Федерации и имеют законодательную силу для всех организаций, которым адресуются. Основными положениями, регулирующими состав и содержание бухгалтерской финансовой отчетности, являются:

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н;

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;

ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности»;

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».

В третьем методическом уровне регулирования одним из самых главных документов,непосредственно связанным с формированием бухгалтерской финансовой отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В данном нормативном документе представлены образцы форм бухгалтерской финансовой отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской финансовой отчетности и особенности формирования, порядок её составления и представления.

Важным аспектом указанного документа признается право организацией самостоятельно разрабатывать формыбухгалтерской финансовой отчетности на основе предлагаемых образцов и с соблюдением общих требований к отчетности (полнота, существенность, нейтральность и прочее).

Важную роль играют в раскрытии достоверной информации в бухгалтерской финансовой отчетности такие документы методического регулирования, как:

– Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49;

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 21 марта 2000 г. №29н;

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. №44н;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н;

Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №94н (хотя они с принятием Приказа Министерства финансов РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» нуждаются в доработке);

Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №94н.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Министерства финансов Российской Федерации. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня.

Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т.е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах.

Однако эти документы позволяют рационально организовать учет и представление информации в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с правилами, предусмотренными Министерством финансов Российской Федерации и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы.

Документом четвертого организационного уровня системы нормативного регулирования представления бухгалтерской финансовойотчетности является учетная политика и рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые формирует главный бухгалтер на основании законодательных, нормативных и методических документов.

В приказе об утверждении учетной политики необходимо указать состав форм бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, методы расчета и оценки элементов отчетности, представить самостоятельно разработанные формы бухгалтерской финансовой отчетности. В современных условиях развития бухгалтерской финансовой отчетности назрела настоятельная необходимость изменения устаревшей бухгалтерской терминологии в законодательных актах нашей страны.

Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», «бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». Как видим, в определении отсутствует уточнение «финансовая» отчетность.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г.

№402_ФЗ, в определение законодатели внесли уточнение: «бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом».

Необходимость составления бухгалтерской финансовой отчетности вызвана одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета – принципом непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта. Согласно ему хозяйствующий субъект будет продолжать функционировать в обозримом будущем.

Поэтому для целей планирования (прогнозирования), контроля и анализа при принятии управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении хозяйствующего субъекта и финансовых результатах его деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников.

Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской финансовой отчетности, включающей бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской финансовой отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Однако в одном из самых главных действующих законодательных актах нашей страны – в Гражданском кодексе РФ вместо термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность» употребляется группа устаревших терминов «годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков».

Источник: https://rectorate.ru/2019/11/normativnoe-regulirovanie-formirovaniya-buxgalterskoj-finansovoj-otchetnosti/

1.4 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчётности в рф

4.1. Принципы регулирования бухгалтерской и финансовой отчетности в России

Внастоящее время в России сложиласьчетырехуровневая система регулированияучета и отчетности, на формированиекоторой огромное влияние оказалиэкономические преобразования в стране,необходимость для организаций работатьв новых рыночных условиях, а такжеактивное распространение международныхстандартов финансовой отчетности.

Первый уровеньнаряду с другими законодательнымиактами образует Федеральный закон «Обухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.№ 129-ФЗ, в который в 1998 г. быливнесены изменения и дополнения.

ДаннымЗаконом, который является фундаментомсистемы регулирования бухгалтерскогоучета, установлены единые правовыеметодологические основы ведениябухгалтерского учета и составлениябухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации.

В соответствии с этимиосновами общее руководство бухгалтерскимучетом осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации, предоставившееправо регулирования бухгалтерскогоучета Министерству финансов РоссийскойФедерации, Центральному банку РоссийскойФедерации, другим ведомствам иорганизациям.

Появление этого документатрудно переоценить — в сущностибухгалтерская и налоговая системыприобрели одинаковый статус.

В качествеодной из основных задач бухгалтерскогоучета названный Закон предусматриваетобеспечение информацией, необходимойвнутренним и внешним пользователямбухгалтерской отчетности для контроляза соблюдением законодательстваРоссийской Федерации при осуществленииорганизацией хозяйственных операцийи за их целесообразностью, наличием идвижением имущества и обязательств,использованием материальных, трудовыхи финансовых ресурсов в соответствиис утвержденными нормами, нормативамии сметами.

ВЗаконе о бухгалтерском учете даетсяопределение бухгалтерской отчетностикак единой системы данных об имущественноми финансовом положении организации ирезультатах ее хозяйственной деятельности,составляемой на основе данныхбухгалтерского учета.

Несколькостатей Закона непосредственно посвященыболее конкретным вопросам состава исодержания отчетности.

Водном ряду с Законом о бухгалтерскомучете стоят другие законы, напримерФедеральные законы «Об акционерныхобществах», «Об обществах с ограниченнойответственностью»; Указы ПрезидентаРФ; Постановления Правительства РФ,например постановление «Об утвержденииПрограммы реформирования бухгалтерскогоучета в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности» от6 марта 1998 г. № 283. Эти документыпрямо или косвенно регулируют ведениебухгалтерского учета и составлениебухгалтерской (финансовой) отчетности.Важными нормативными актами первогоуровня являются Гражданский кодекс РФ,Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодексРФ, Кодекс об административныхправонарушениях РФ и др.

Однимиз важнейших методологических документовв области бухгалтерского учета являетсяПоложение по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности, вкотором сформулированы важнейшиепринципы учета в организациях.

Вдальнейшем многие статьи данногоПоложения были приняты в новой редакциив связи с введением в действие частипервой ГК РФ и других нормативных актов.Заменив ранее действовавшие положенияо бухгалтерских отчетах, главныхбухгалтерах, законодатели учли вуказанном Положении требования рыночнойэкономики.

Однако, несмотря на всюважность данного документа, его нельзяоднозначно отнести к документам первогоуровня, поскольку оно утверждено незаконодательным органом, а приказомМинфина России.

Второй уровеньсоставляют Положения по бухгалтерскомуучету (ПБУ), которые были разработаныМинфином России согласно государственнойпрограмме перехода Российской Федерациина принятую в международной практикесистему учета и статистики в соответствиис требованиями развития рыночнойэкономики.

В этих ПБУ рассматриваютсяотдельные методологические вопросыучета конкретных операций, напримеросновных средств и запасов. Переченьприоритетных вопросов, подлежащихрегулированию, утвержден упомянутойвыше Программой.

Многие Положения побухгалтерскому учету непосредственносвязаны с составлением отчетности — этопрежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерскаяотчетность организации», утвержденноеприказом Минфина России от 6 июля 1999 г.№ 43н. Данные Положения по бухгалтерскомуучету утверждаются приказами МинфинаРоссии.

Некоторые ПБУ претерпелиизменения с момента их первой публикации.В настоящее время действуют 20 положенийпо бухгалтерскому учету.

Кчислу документов второго уровня следуетотнести также План счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельностии Инструкцию по его применению, являющиесябазовыми документами системы бухгалтерскогоучета в России.

План счетов — документобщего порядка; этот документ являетсяединым, обязательным к применению ворганизациях любых видов деятельностии всех отраслей экономики независимоот форм собственности, подчиненности,за исключением бюджетных организацийи банков.

В План счетов неоднократновносились корректировки в связи сменяющимися экономическими условиями.Минфин России приказом от 31 октября2000 г. утвердил План счетов, которыйвведен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровеньобъединяет ведомственные документы:инструкции, указания, конкретизирующиеобщие методологические указания,изложенные в законах и ПБУ, в соответствиис отраслевой спецификой.

Документытретьего уровня регулируют конкретныеоперации. Так, если ПБУ 4/99 являетсядокументом второго уровня, то приказыМинфина России, издаваемые в его развитиеи конкретизирующие требования котчетности текущего года, являютсядокументами третьего уровня (например,приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «Оформах бухгалтерской отчетностиорганизаций».

Четвертый уровеньвключает приказы, указания, инструкции,выпускаемые самой организацией. Так,рабочий план счетов, составленный наоснове единого Плана счетов, или учетнаяполитика организации, принятая всоответствии с ПБУ 1/98, являются документамичетвертого уровня.

Насовременном этапе развития рыночнойэкономики за Министерством финансовРоссийской Федерации, работающим приактивном участии бухгалтерскойобщественности, сохраняются функциирегулирования, постановки бухгалтерскогоучета и составления отчетности.

Вместес тем все более активное участие вразработке методологических вопросови подготовке профессиональных учетныхкадров принимает созданная в 1997 г.

организация — Институт профессиональныхбухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленнуюсеть во всех регионах России.

Формированиесовременной системы регулированиябухгалтерского учета и отчетности внашей стране происходит под активнымвлиянием процесса распространения вовсем мире международных стандартовфинансовой отчетности — МСФО, разрабатываемыхСоветом по международным стандартамфинансовой отчетности (InternationalAccounting Standard Committee — IASC).

Сцелью приведения национальной системыбухгалтерского учета в соответствие стребованиями рыночной экономики и МСФО;формирования системы национальныхстандартов учета и отчетности,обеспечивающих полезной информациейпользователей, в первую очередьинвесторов; обеспечения увязки реформыбухгалтерского учета в России с основнымитенденциями гармонизации стандартовна международном уровне; оказанияметодической помощи организациям впонимании и внедрении реформированноймодели бухгалтерского учета быларазработана Программа реформированиябухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовойотчетности.

Такимобразом, состав нормативных документов,регламентирующих вопросы бухгалтерской(финансовой) отчетности в РФ, достаточнообширен. Но непосредственное отношениек процессу формирования отчетностиимеют следующие нормативные документы:

1. Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» от 21ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

2. Положениепо ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в РФ, утвержденноеприказом Министерства финансов РФ от29 июля 1998 г. № 34-н.

3. ПБУ4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,утвержденное приказом Министерствафинансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н.

4. ПриказМинистерства финансов РФ «О формахбухгалтерской отчетности организаций»от 22 июля 2003 г. № 67-н.

ВФедеральном законе «О бухгалтерскомучете» определены состав бухгалтерскойотчетности, порядок ее представленияи публикации. В «Положении по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в РФ» содержатся правиласоставления отчетности и оценки еестатей.

В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации» установлены требованияк отчетности, содержание и методическиеосновы ее формирования. Приказом № 67-нутверждены перечень форм годовой ипромежуточной отчетности и указанияпо их составлению. Однако этим ПриказомМинфин России утвердил лишь примерныеформы (в качестве образцов).

Организацииимеют право вносить в них изменения. Ноутверждая собственные формы бухгалтерскойотчетности, организации должны соблюдатьопределенные требования. Главное -сохранить принципы построения этихформ. Так, разрабатывая собственныйвариант баланса, организация не вправенарушать порядок расположения егостатей.

Их необходимо размещать постепени возрастания ликвидности(нематериальные активы, основныесредства, незавершенное строительствои т. д.).

Всостав годовойбухгалтерской отчетностиорганизаций,являющихся юридическими лицами, кромекредитных, страховых и бюджетныхорганизаций включаются:

1) Бухгалтерскийбаланс — форма № 1;

2) Отчето прибылях и убытках — форма № 2;

3) Отчетоб изменениях капитала -форма № 3;

4) Отчето движении денежных средств — форма № 4;

5) Приложениек бухгалтерскому балансу — форма № 5;

6) пояснительнаязаписка;

7) аудиторскоезаключение, подтверждающее достоверностьбухгалтерской отчетности, если организацияподлежит обязательному аудиту.

Субъектымалого предпринимательства,необязанные проводить аудиторскую проверкудостоверности бухгалтерской отчетности,могут принять решение о представлениибухгалтерской отчетности в объемеБухгалтерского баланса и Отчета оприбылях и убытках без дополнительныхрасшифровок в указанных формах и имеютправо не представлять в составебухгалтерской отчетности Отчет обизменениях капитала (форма № 3), Отчето движении денежных средств (форма № 4),Приложение к бухгалтерскому балансу(форма № 5), пояснительную записку.

Субъектымалого предпринимательства,обязанныепроводить аудиторскую проверкудостоверности бухгалтерской отчетности,имеют право не представлять в составебухгалтерской отчетности Отчет обизменениях капитала (форма № 3), Отчето движении денежных средств (форма № 4),Приложение к бухгалтерскому балансу(форма № 5) при отсутствии соответствующихданных.

Некоммерческиеорганизациимогутне представлять в составе бухгалтерскойотчетности Отчет об изменениях капитала(форма № 3), Отчет о движении денежныхсредств (форма № 4), Приложение кбухгалтерскому балансу (форма № 5)при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческиморганизациямрекомендуетсявключать в состав бухгалтерскойотчетности Отчет о целевом использованииполученных средств (форма № 6).

Всостав промежуточнойбухгалтерской отчетностивключаются:

1) Бухгалтерскийбаланс;

2) Отчето прибылях и убытках.

Такимобразом, в зависимости от объемовдеятельности возможны триварианта формированиябухгалтерской отчетности:

1) упрощенный- длясубъектов малого предпринимательстваи некоммерческих (кроме бюджетных)организаций;

2) стандартный -для коммерческих организаций, относящихсяк группе средних и крупных организаций.Бухгалтерская отчетность формируетсяисходя из образцов форм, приведенных вПриложении к Приказу Минфина России от22 июля 2003 г. № 67н;

3) множественный -для коммерческих организаций, относящихсяк группе крупнейших и крупных организаций,осуществляющих несколько видовдеятельности.

В этом случае количествоформ, составляющих бухгалтерскуюотчетность организации, и вариантовпредставления отчетной информациизначительно увеличивается.

Вместо однойформы № 5 «Приложение к бухгалтерскомубалансу» целесообразно представлятьпоказатели отдельных ее разделов в видесамостоятельных форм бухгалтерскойотчетности. В крупных компаниях важнуюроль приобретает информация по сегментам(операционным и географическим).

Источник: https://studfile.net/preview/7236953/page:4/

Refpoeconom
Добавить комментарий