4.1.3. Источники предпринимательского права

Читать онлайн Источники предпринимательского права. Учебно-методический комплекс. Вайпан Виктор Алексеевич

4.1.3. Источники предпринимательского права

Вайпан Виктор Алексеевич. Источники предпринимательского права. Учебно-методический комплекс читать онлайн

A-AA+Белый фонКнижный фонЧерный фон
» Вайпан Виктор Алексеевич » Источники предпринимательского права. Учебно-методический комплекс.  

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Юридический факультет

Кафедра предпринимательского права

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Рабочей программой «Предпринимательское право Российской Федерации» (Рабочая программа «Предпринимательское право Российской Федерации»: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2016. – 112 с.), Образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым Московским государственным университетом имени М.В.

Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация: бакалавриат с присвоением квалификации (степени) «бакалавр», магистратура с присвоением квалификации (степени) «магистр», а также Образовательным стандартом, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

 

Ключевые слова: источники предпринимательского права, законодательство о предпринимательстве, нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, правовой обычай, обычай делового оборота, обыкновение, судебный прецедент, внутренние документы организации, кодификация, Предпринимательский кодекс.

LAW FACULTY

DEPARTMENT OF BUSINESS LAW

V.A. VAYPAN

SOURCES OF BUSINESS LAW

TEACHING MATERIAL

(Tutorial for the course «Business Law of the Russian Federation») 

Vaypan V.A.

Sources of Business Law: teaching material (Tutorial for the course «Business Law of the Russian Federation») / V.A. Vaypan – M.: Yustitsinform, 2017. – 84 p.

This teaching material is a systematic tutorial for the topic «Legal regulation of entrepreneurial activity (Sources of Business Law)» which is taught as part of the course «Business Law of the Russian Federation». It includes lectures and practical materials, including assignments for studies of problematic issues, normative legal acts and judicial practice, tasks, tests, recommended readings, etc.

The tutorial is intended for bachelor students, master students, postgraduates, teachers, researchers and practitioners, employees of public authorities, as well as for anyone interested in business law.

Keywords: sources of business law, law on entrepreneurial activity, normative legal act, normative treaty, legal custom, custom of business turnover, judicial precedent, internal documents of an organization, codification, Business Code.

© LLC «Yustitsinform», 2017

Предисловие

 

Данная книга издана в форме Учебно-методического комплекса (далее – УМК) и представляет собой систематизированное учебное пособие по теме «Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности (источники предпринимательского права)», изучаемой в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации». Она содержит лекционный и практический материал, который предназначен для использования как преподавателями в области предпринимательского права, так и студентами, осуществляющими самостоятельную подготовку по данному предмету. Кроме того, материалы пособия будут полезны практикующим юристам и предпринимателям при освоении нового материала.

УМК строится на основе учебника «Предпринимательское право Российской Федерации» (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 3 изд… перераб. и доп. – М.

: Норма: ИНФРА-М, 2017) и практикума «Предпринимательское право: практический курс» (отв. ред. Е.Г. Афанасьева, А.Е. Молотников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Право и бизнес.

2016), подготовленных на кафедре предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

УМК построен на основе следующих принципов:

1) разумное сочетание теоретических и практических заданий;

2) простота и системность в изложения учебного материала;

3) предоставление преподавателю возможности из большого числа заданий самостоятельно сконструировать семинарское занятие;

4) актуальность содержания материалов;

5) использование современных методов преподавания.

Данный УМК – это книга и для студентов, и для преподавателей.

Работа с ней предполагает серьезную подготовку к занятию со стороны обучающихся: изучение теории, в том числе на основе рекомендуемой научной литературы, законодательства, судебной практики и т. д.

От преподавателя требуется вдумчивое планирование проведения семинара по теме, подготовка дополнительных материалов, предварительное формирование заданий для студентов.

УМК содержит два основных раздела.

В первом разделе представлен теоретический материал, на основе которого читается лекция по теме «Источники предпринимательского права». В ходе лекции и самостоятельного изучения темы необходимо освоить следующие вопросы:

Понятие, виды и основные классификации источников предпринимательского права. Конституционные основы предпринимательства. Понятие и соотношение публично-правовых и частноправовых норм в регулировании предпринимательской деятельности. Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники предпринимательского права.

Понятие, состав и система предпринимательского законодательства Российской Федерации. Кодексы и другие федеральные законы в сфере предпринимательского законодательства. Подзаконные правовые акты как источники предпринимательского права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты), порядок их разработки и принятия.

Регистрация подзаконных нормативных правовых актов предпринимательского законодательства и условия их действительности. Локальные нормативные акты (внутренние документы организации): понятие и виды. Правовые обычаи как источники предпринимательского права.

Роль и значение актов Конституционного Суда РФ, высших судебных органов и судебной практики в предпринимательском праве. Особенности применения источников предпринимательского права. Аналогия закона и аналогия права в регулировании предпринимательской деятельности. Понятие и виды толкования норм предпринимательского права.

Понятие и формы систематизации предпринимательского законодательства. Основные направления совершенствования российского законодательства о предпринимательской деятельности. 

Во втором разделе представлен практический материал, на основе которого закрепляются теоретические знания и формируются навыки применения источников предпринимательского права.

В «Вопросах, проблемах, мнениях для обсуждения»  предлагаются для обсуждения дискуссионные вопросы, актуальные проблемы и различные точки зрения по изучаемой теме. Задания направлены на развитие самостоятельного мышления обучающихся.

Задания по комментированию норм права  развивают способность студента анализировать положения нормативных правовых актов. Могут использоваться, анализироваться, сопоставляться положения опубликованных комментариев к кодексам и законам, но при этом должна высказываться и собственная точка зрения студента.

Некоторые задачи  из практической части могут решаться «по ролям», если преподаватель предложит студентам подготовить правовое обоснование позиций различных участников конфликта, например, представителя органа власти и субъекта предпринимательской деятельности. Отдельные «роли» можно отвести различным судебным инстанциям.

Предлагается несколько разновидностей письменных контрольных заданий,  выполняемых в рамках семинарского занятия, которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя.

Задания представлены в различных вариантах: систематизация вопроса, составление схем, таблиц, проведение сравнительного анализа.

Практика показывает, что контрольные работы, проводимые на занятии, способствуют углубленной подготовке студентов по теме.

Кроме того, предлагается завершать рассмотрение темы на семинарском занятии решением тестов .

В практическом блоке имеются также различные виды заданий для внеаудиторной работы студентов.  Они могут даваться для выполнения всеми или отдельными студентами во внеаудиторное время, как правило, в письменном виде. Это:

• редактирование текстов  (формирование у студентов навыков распознавания и исправления чужих ошибок и неточностей, грамотного формулирования мыслей);

• правовые заключения  (оценка юридических особенностей сложившейся ситуации с последующим формулированием выводов и рекомендаций по действиям вовлеченных лиц);

• задания по обобщению судебной практики  (необходимы для формирования навыка поиска, анализа и обобщения судебных дел по различным категориям, может предлагаться не только как письменное домашнее задание, но и для публичного выступления на занятии с сообщением);

• задания по составлению документов  (самостоятельная разработка юридических документов, выработка навыка поиска наиболее оптимальных форм документов для конкретных ситуаций);

• работа с иностранными источниками  (формирование важной для современного специалиста способности читать и понимать юридическую литературу, нормативный материал и материалы правоприменительной практики на иностранном языке);

• рефераты  (проведение краткого научного или научнопрактического исследования на базе нескольких, как правило, доктринальных источников);

• эссе  (выражает индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретным аспектам изучаемой темы (проблемы законодательства, правоприменения и т. п.).

Контрольные вопросы  необходимы для быстрой проверки знаний по теме. Они нацелены именно на контроль знаний фактического материала, имеют однозначные ответы и не предполагают дискуссий.

Изучение данной темы направлено на формирование определенных компетенций у студентов. По результатам освоения материала студент должен:

Знать:

– конституционные основы предпринимательства;

– понятие, виды и классификацию источников предпринимательского права;

– систему предпринимательского законодательства РФ;

– основы систематизации и совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности.

Уметь:

– соотносить публично-правовые и частноправовые нормы в регулировании предпринимательской деятельности;

– формулировать понятие и состав предпринимательского законодательства;

– ориентироваться в системе предпринимательского законодательства РФ;

– формулировать положения, направленные на совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности.

Владеть навыками:

– применения источников предпринимательского права;

– определения локальных нормативных актов, внутренних документов организации;

– разграничения правовых обычаев, обыкновений, практика и обычно предъявляемых требований в сфере предпринимательской деятельности;

– толкования норм предпринимательского права;

– систематизации предпринимательского законодательства.

Список сокращений

 

АО – акционерное общество;

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации;

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;

МКАС – Международный коммерческий арбитражный суд;

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочная правовая система;

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации;

ТПП РФ – Торгово-промышленная палата Российской Федерации;

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации;

ФАС РФ – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации;

ФНС РФ – Федеральная налоговая служба Российской Федерации;

ФТС России – Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Раздел I

Источники предпринимательского права

 

(лекция по теме «Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности (источники предпринимательского права)» в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.1. Основные понятия.

1.2. Понятие и виды источников предпринимательского права.

1.2.1. Понятие источников права.

1.2.2. Понятие и классификация источников предпринимательского права.

1.2.3. Законодательство о предпринимательстве как единая система актов.

1.2.4. Конституция Российской Федерации в системе источников предпринимательского права.

1.2.5. Федеральные законы.

1.2.6. Подзаконные нормативные акты.

1.2.7. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

1.2.8. Местные источники предпринимательского права.

1.2.9. Принципы и нормы международного права, международные и иные нормативные правовые договоры.

1.2.10. Правовые обычаи, обыкновения, практика и обычно предъявляемые требования.

Источник: https://e-libra.ru/read/491370-istochniki-predprinimatel-skogo-prava-uchebno-metodicheskiy-kompleks.html

4. Источники предпринимательского права: 1. Основным источником предпринимательского права является

4.1.3. Источники предпринимательского права
1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ.

Законы и иные пра­вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про­тиворечить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те кон­ституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы.

Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гаран­тии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государст­венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим раз­граничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст.

71, в ведении Российской Федерации находятся федераль­ная государственная собственность и управление ею, установление ос­нов федеральной политики и федеральные программы в области эко­номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессу­альное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодатель­ства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предприни­мательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного само­управления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на­селением вопросов местного значения, владения, пользования и рас­поряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона­рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законода­тельства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан.

Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма­тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо­вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор­мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.).

Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп­ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпри­нимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской де­ятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри­нимательскими договорами — все это представлено в ГК РФ.

Обра­щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри­нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос­ти, ст.

322 — различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред­принимательского права играют федеральные законы. Не ставя пе­ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако­ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

— законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках» (далее — Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ);

— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, дей­ствующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), от 14 ноября 2002 г.

№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприя­тиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера­тивах» (далее — Закон о производственных кооперативах), от 8 февра­ля 1998 г.

№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово- промышленных группах» (далее — Закон о финансово-промышлен­ных группах);

— законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де­ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991 г.№ 1488-1 «Об ин­вестиционной деятельности» (далее — Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г.

№ 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельнос­ти» (далее — Закон об аудите), от 29 июля 1998 г.

№ 135-Ф3 «Об оценоч­ной деятельности» (далее—Закон об оценочной деят ельности) и др.;

— законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъ­ектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, на­пример Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торгов­ле» (далее — Закон о биржах) и др.;

— законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (да­лее — Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г.

№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом ре­гулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — Закон о регистрации) и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро­вания предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например Указ Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го­сударственного регулирования цен (тарифов)»).

Издаваемые Прези­дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде­ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран­тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион­ности этих актов.

Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно­шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни­мательского права.

Акты Правительства в точном смысле их регуля­тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов.

Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г.

№ 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре­мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г.

№ 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права — норма­тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня­тые в соответствии с их компетенцией.

Среди этих актов наиболь­шее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис­терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др.

В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и от­четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова­ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встреча­ются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действу­ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 1320-1 «О разграничении государ­ственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ­ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо­вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода­тельству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочис­ленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного ус­тройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъек­тов Российской Федерации.

Их иерархия по юридической силе час­то напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источни­ков предпринимательского права можно найти и Законы г. Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно- правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо­ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа­щие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами­ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде­лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай­ны в организации устанавливается локальным нормативным актом.

Ло­кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпри­нимательского права являются обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко приме­няемое в какой-либо области предпринимательской деят&пности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи­мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(Ст. 5ГКРФ)

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя­ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему.

Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как дву­сторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и много­сторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законода­тельства, решая вопрос в пользу первого.

В завершение следует отметить, что исторически Россия принад­лежит к континентальной, или романо-германской, правовой систе­ме, где судебные прецеденты источниками права не являются.

Не служат источниками предпринимательского права и акты арбит­ражных судов, в частности Постановления Пленума Высшего Арби­тражного Суда РФ.

Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

Источник: https://all-sci.net/predprinimatelskoe-pravo_937/istochniki-predprinimatelskogo-prava-130622.html

4.1.3. Источники предпринимательского права: 1. Основным источником предпринимательского права является

4.1.3. Источники предпринимательского права

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы.

Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения. Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в введении Российской Федерации находятся: дарственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обосновано. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. 2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс РФ. Вопрос о его месте в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров — все это представлено в ГК РФ. 3. Помимо Гражданского кодекса РФ, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы. Их классифицировать через ту сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется: а) законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»; б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах» и др.; в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.; г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.; д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4.

Подзаконные акты также играют большую роль в регулировании предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, противоречащие законам, применяются на практике. Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др. Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов Большой массив источников предпринимательского права- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерства Здравоохранения. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня. 5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». 6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетом многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. 7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. 8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. 9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета. 10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках. 11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

В завершение хотелось бы отметить, что исторически Россия принадлежит к континентальной, или романо-германской, правовой системе, где судебные прецеденты источниками права не являются.

Не являются источниками предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/obschie-rabotyi_719/413-istochniki-predprinimatelskogo-21316.html

Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификация

4.1.3. Источники предпринимательского права

Как вид профессиональной активности, предпринимательство сильно отличается от других сфер человеческой деятельности. Поскольку в ходе своей деятельности абсолютно все бизнесмены стремятся получить максимально возможную прибыль, оно подвергается довольно жёсткому государственному регулированию.

Понятие и сущность источников предпринимательского права

Данный вид права регулирует отношения между субъектами предпринимательства. Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками:

  1. Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.
  2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.
  3. Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.

Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.

Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.

Предпринимательское право имеет свои источники. В самом общем виде это законодательно закреплённые правовые стандарты отношений между субъектами предпринимательства.

Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, то есть разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

http://www.plam.ru/bislit/predprinimatelskoe_pravo/p2.php

Классическое деление источников права на 4 вида в зависимости от их документальной формы

Источники права следует изучать с материальной, идеологической, исторической, политической и юридической точек зрения:

  1. В качестве материальной основы предпринимательского права рассматривают экономические приоритеты хозяйствующих субъектов. В результате образуется система отношений для построения оптимальных норм предпринимательского права.
  2. Идеологическими предпосылками для формирования определённой системы предпринимательского права является уровень правосознания как отдельных групп людей, так и всего общества в целом.
  3. В историческом аспекте исследуется правовое наследие предыдущих поколений.
  4. Политическим источником предпринимательского права является государство и государственные органы, ответственные за регулирование этой отрасли.
  5. С юридической точки зрения, в качестве источника предпринимательского права рассматривают формы и методы государственного регулирования бизнеса. Совокупность юридических источников непрерывно изменяется, расширяется, совершенствуется.

Классификация источников российского предпринимательского права

Источники предпринимательского права классифицируют по различным признакам.

По субъектам законотворчества различают правовые нормы, установленные:

  • государством;
  • местными органами самоуправления;
  • негосударственными структурами;
  • непосредственно населением в результате референдума.

По степени влияния и месту в законодательной иерархии выделяют следующие уровни:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский, Налоговый и другие кодексы РФ;
  • федеральные законы РФ;
  • подзаконные акты;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ;
  • муниципальные правовые акты.

Главным ресурсом предпринимательского, как, впрочем, и любого другого права, является Конституция РФ.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституция РФ п. 1 ст. 8

http://constitutionrf.ru

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ

Основной закон нашей страны:

  • устанавливает основные правила правового регулирования предпринимательства в стране;
  • гарантирует права и обеспечивает интересы субъектов предпринимательства на уровне, который не может быть ограничен;
  • закрепляет и разделяет права собственности РФ и субъектов РФ.

На второй ступени иерархической лестницы находятся кодексы РФ. Основная часть норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, относится к Гражданскому кодексу РФ. В нём дано определение предпринимательства и регламентированы его организационные аспекты, обозначены легитимные виды хозяйственных договоров и т. п.

Третья ступень — федеральные законы:

  • регулирующие отдельные рынки;
  • устанавливающие и изменяющие требования к субъектам предпринимательства;
  • регламентирующие требования к отдельным видам хозяйственной деятельности;
  • определяющие правовой статус хозяйствующих субъектов.

К подзаконным относятся нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также акты, издаваемые на уровне отдельных министерств и ведомств.

Субъекты РФ в рамках действующей Конституции могут принимать свои законы, которые не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством.

И, наконец, на муниципальном уровне тоже могут издаваться собственные законы, актуальные только при реализации права собственности на имущество.

Законодательные акты всех уровней призваны обеспечить свободу предпринимательства в РФ

Обычаи делового оборота

Отдельно следует выделить правовые обычаи или обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Гражданский кодекс РФ, ст.5

http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/

ГК РФ допускает использование таких обычаев:

  • при проверке качества товаров и услуг;
  • при установлении момента перераспределения рисков непреднамеренной порчи и гибели товаров;
  • в ряде частных случаев использования правил о подряде;
  • при определении соответствия комплектности поставки товара;
  • при оформлении договора банковского вклада.

Доказательства актуальности обычая делового оборота должна предоставить сторона, которая на него ссылается

В предпринимательской практике применяются как регламентированные каким-либо актом, так и нигде не зафиксированные обычаи делового оборота. Доказательства актуальности обычая должна предоставить сторона, которая его использует.

: доступно и подробно о предпринимательском праве

Знание основных ресурсов предпринимательского права актуально как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Эти источники постоянно изменяются — принимаются новые законы и прекращают действовать старые.

Источник: https://ozakone.com/predprinimatelskoe-pravo/registratsiya/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

Refpoeconom
Добавить комментарий