34.5. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

34.5. Бюджетная политика россии

34.5. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Основными задачамибюджетной политики на среднесрочнуюперспективу являются обеспечениевыполнения государствомсвоих функций и достижение финансовойстабильности.В этих целях Правительство РоссийскойФедерации намерено реализовать меры,направленные на достижение сбалансированностибюджетов всех уровней и повышениеэффективности функционирования бюджетнойсистемы, включающие:

 приведениеобязательств государства в соответствиес его ресурсами путем отмены илиприостановления нефинансируемых иличастично финансируемых обязательствфедерального бюджета;

 оценкуэффективности бюджетных расходов,концентрацию ресурсов федеральногобюджета на решении ключевыхсоциально-экономических задач;

 внесениеизменений в порядок финансированиярасходов за счет средств федеральногобюджета,устанавливающих необходимость регистрацииопераций в процессе исполнения бюджетав Главной книге Казначейства;

 обеспечениебездефицитности федерального бюджета;

 урегулированиекредиторской задолженности государства;

 постепенныйотказ от практики предоставлениягосударственных гарантий по иностраннымсвязанным кредитам;

 четкоеразграничение расходных полномочиймежду бюджетами всех уровней с наделениемих соответствующими финансовымиресурсами,завершение реформирования системыфинансовой поддержки регионов;

 максимальнуюконсолидацию внебюджетных фондов вбюджетах всех уровней, а также ликвидациюцелевых бюджетных фондов федеральногобюджета;

 завершениеперевода всех получателей средствфедерального бюджета на казначейскуюсистему, а также перевод бюджетоввысокодотационных субъектов РФ накассовое обслуживание через органыФедерального казначейства;

 установлениеконтроля за обязательствами бюджетныхучреждений, финансируемых по смете, покоторым государство как собственникнесет субсидиарную ответственность;

 обеспечениепрозрачности бюджетов всех уровней ивнебюджетных фондов, а также процедурзакупок товарови услугдля государственных нужд.

Рекомендация:

Длясамоконтроля полученных знаний выполнитетренировочные задания из набора объектовк текущему параграфу

Глава 35. Государственная фискальная политика и экономическое развитие

Перед изучениемданной главы внимательно прослушайтевведение к главе. Затем изучитепоследовательно материалы параграфовглавы, обращаясь по мере необходимостик объектам «материалы», «Глоссарий»,«Персоналии». После изучения каждогопараграфа рекомендуется выполнитьтренировочные задания.

Особое вниманиепри изучении главы обратите на содержаниевидеолекции«Фискальная политика государства».После изучения всех параграфов прослушайтеосновные выводы по главе.Затемпроверьте свои знания по главе, выполнивконтрольные задания и ответив напроблемные вопросы, приведенные ниже.

Проблемные вопросы

1. Государственнаяфискальная политика: что это такое?Может ли быть «нейтральная фискальнаяполитика». Почему? Рассмотрите этотвопрос критически.

2. На что направленасдерживающая фискальная политика икогда она имеет место в экономическомразвитии?

3. По какому критериюразличают дискреционную и недискреционную,или автоматическую, фискальную политику?

4. Политикасознательного манипулированияправительственными расходами и налогамиотносится к дискреционной илинедискреционной фискальной политике?

5. Что такое«встроенные стабилизаторы»? Что делаютстабилизаторы? Как они действуют?

6. За что выступают«либеральные» экономисты? А «консервативные»?Кто ближе вам по духу?

7. Неоклассическийсинтез: что это такое?

8. Что раскрываетданное выражение: М (рост) → i (падение)→ I (рост) → Y (рост), или ЧНП (рост)?

9. Что являетсянаиболее предпочтительным в экономическойполитике правительственные расходы или налоги?

10. Сформулируйтеи дайте оценку «неоклассическомусинтезу». Каковы взгляды кейнсианцеви монетаристов? В чем их принципиальноеразличие?

11. Каким образомкредитно-денежная политика влияет науровень дохода?

12. В чем спецификавлияния фискальной политики на уровеньдохода? Какова роль фискальной политикив смешанной экономике?

13. Когда возникаетэффект чистого экспорта? Влияют ли нароссийский экспорт меры экономическойполитики, принимаемые за рубежом?

14. В какой фазеэкономического цикла находится сейчасРоссия? Какая политика правительственныхрасходов и налогообложения была бысегодня для нее подходящей?

Источник: https://studfile.net/preview/1089295/page:129/

35.1. Государственная фискальная политика: определение и ее виды

Государственнаяфискальная политика это политика манипулирования расходнойчастью бюджетаи налогообложениемс целью ускорения экономическогороста,контроля над занятостьюи инфляцией.

По характерувоздействия наэкономику различают стимулирующую исдерживающую государственную фискальнуюполитику.

Стимулирующаяфискальная политика политика, направленная на:

1) увеличениегосударственных расходов или 2) снижениеналогов, или сочетание 1) и 2) пунктов.Стимулирующая фискальная политикаимеет место в период экономическогокризиса.Это хорошо доказал Кейнси его сторонники.

Сдерживающаяфискальнаяполитика политика, направленная на:

1) уменьшениеправительственных расходов или 2)увеличение налогов,или сочетание 1) и 2) пунктов. Сдерживающаяфискальная политика имеет место в периодэкономическогоподъемаи галопирующейинфляции.

По степениучастия правительства врешении макроэкономических проблемразличают дискреционную и недискреционную,или автоматическую, фискальную политику.

Дискреционнаяфискальная политика политика сознательного манипулированияправительственнымирасходамии налогами.

Нужна ли дискреционнаяфискальная политика в рыночнойэкономике?Ответы на этот вопрос даются разные.«За» дискреционную фискальную политикувыступают «либеральные» экономисты.Их позиция: расширение государственногосектора с целью устранения недостатковрыночной системы.

И наоборот,«консервативные» экономисты, считающиегосударственный сектор неэффективным,выступают «против» дискреционнойфискальной политики, т. е. за сокращениегосударственных расходов.

Важно отметить,что активная фискальная политика,направленная на стабилизацию экономики,может опираться как на расширяющийся,так и на сокращающийся государственныйсектор.

Недискреционнаяфискальная политика политика «автоматического» манипулированияправительственными расходами и налогамиза счет встроенных стабилизаторов.

Встроенныйстабилизатор это любая мера, которая может повлиятьна дефицитгосударственного бюджетаили его положительное сальдо без участияправительства.

Это именно то, чтоделает налоговаясистема.Образно говоря, экономика «на автопилоте». По мере роста ЧНПв период процветания налоговые поступлениявозрастают автоматически и формируюттенденцию к ликвидации дефицита бюджетаи созданию бюджетного излишка.

Напротив,когда ЧНП сокращается в период спада,налоговые поступления автоматическисокращаются, и это сокращение смягчаетэкономический спад, т. е. с уменьшениемЧНП налоговые поступления также падаюти подталкивают государственный бюджетот бюджетного излишка к дефициту.

Встроеннаястабильность, обеспечиваемая налоговойсистемой, смягчает тяжесть экономическихколебаний. Все, что делают стабилизаторы,это ограничение размаха или глубиныэкономических колебаний.

ПоследователиКейнса соглашаются, что для существеннойкоррекции подъема или спада требуютсядискреционные фискальные мероприятиясо стороны правительства, т. е.

измененияналоговыхставок,налоговой структуры и величиныправительственных расходов. При этоммы отвлекаемся от вопросов политики.

Источник: https://studfile.net/preview/7345764/page:29/

Особенности осуществления бюджетной политики России на современном этапе

34.5. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В статье обоснуется положение, что бюджет – это основной инструмент государства, с помощью которого осуществляется централизация и перераспределение валового общественного дохода и составляется основа финансовой деятельности государства, он исполняет роль координатора экономической жизни. В статье рассмотрены основные приоритеты и направления бюджетной политики.

В Российской Федерации в условиях сохраняющейся неустойчивости банковской системы в последние два года, повсеместного уменьшения объемов вложений в реальный сектор и увеличение конкуренции по поводу их привлечения, нестабильности цен на основные экспортные товары, становится еще более актуальным вопрос совершенствования всей финансовой политики государства, включая бюджетную, банковскую, таможенную, инвестиционную, налоговую, и другие составляющие.

Бюджет имеет значительную, существенную экономическую, политическую и социальную роль в воспроизводственном процессе общества, является инструментом влияния на формирование и развитие экономики и социальной сферы, являясь ускорителем, а в некоторых случаях тормозом социально-экономического развития общества.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. Федеральный бюджет.
  2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты).
  3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
  4. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.[2, стр. 34]

Бюджетная политика является основным механизмом государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет осуществлять важнейшие функции государственной власти через государственный бюджет.

Основной макроэкономической задачей является построение федерального бюджета со сбалансированными расходами и доходами бюджета при сильных падениях цен на нефть. Баланс этих показателей является неким гарантом экономической стабильности в государстве. Задача соотношения расходов и доходов бюджета является наиболее актуальным.

Опираясь на данные, из документа «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» можно сделать выводы о динамике расходов и доходов государственного бюджета за период 2013-2015 гг.

В таблице 1 представлены показатели расходов и доходов государственного бюджета за период 2014-2016 гг.

Таблица 1.

Показатель2014 г.2015 г.2016 г.Темп прироста, %
в 2015 г.в 2016 г.
Доходы, млрд. руб.14496,913659,213460,1–5,78–1,46
в % к ВВП18,616,915,6
Расходы, млрд. руб.14831,615620,316416,5,325,10
в % к ВВП19,520,018,9

Согласно данным таблицы, за рассмотренный период наблюдается ежегодный прирост расходов федерального бюджета при постоянном снижении доходов.

Данная тенденция приводит к увеличению дефицита, нестабильному экономическому положению в стране. За период 2014-2016 гг. расходы увеличились на 1584,8 млрд. руб. (5% ежегодного прироста).

Значительное снижение доходов наблюдается в 2015 году (5,78%) 837,7 млрд. руб.

Разберем детально доходы федерального бюджета, проанализируем основные поступления в его структуру (рис.1).

Рисунок 1. Соотношение ненефтегазовых и нефтегазовых доходов, %

За данный период происходит существенное изменение в соотношении ненефтегазовых и нефтегазовых доходов. В 2014 г., структуре доходов бюджета главную роль занимали нефтегазовые доходы и составили 51,30% доходов, а ненефтегазовые доходы составили 48,70% от доходов бюджета в общем объеме. В 2016 г.

доходы бюджета значительно изменились, и можно увидеть обратную картину: объем ненефтегазовых доходов составил 56,0 % в объеме общих доходов бюджета, а нефтегазовые доходы, напротив, уменьшились и составили 44,0 % в общем объеме доходов бюджета.

Это объясняется очень низкими ценами на нефть, и именно поэтому в бюджете не хватает большой доли нефтегазовых доходов бюджета.

Анализ доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг. показал, что для данной части бюджета характерна неблагоприятная ситуация. В Российской Федерации наблюдается ежегодное снабжение доходов федерального бюджета. Это, в первую очередь, обусловлено сокращением нефтегазовых поступлений, падением мировых цен на нефть, ухудшением отношений Российской Федерации с мировым сообществом.

Прослеживается негативная тенденция: увеличение дефицита федерального бюджета за счет сокращения доходов при одновременно существенном росте расходов.

Актуален вопрос в поиске направления увеличения доход бюджетов всех уровней в РФ состоит в улучшении механизма управления денежными средствами от неналоговых доходов.

Неналоговые доходы в структуре доходов бюджета занимают в среднем около 8% поступлений в федеральный бюджет (не учитывая доходы получаемые из таможенных сборов и пошлин) и порядка 14% дохода консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Причины такого слабого воздействия неналоговых доходов на бюджет связано с низким уровнем процесса администрирования этих доходов, вызвано это отсутствием единой кодификации и классификации неналоговых доходов, низким уровнем прогнозирования, ограничением распределения в бюджеты субъектов РФ и в бюджеты муниципальных образований, малоэффективностью механизма взимания платежей.

В Бюджетном кодексе РФ нет определения содержания неналоговых доходов, полномочий органов государственной власти, общих требований к взиманию и исчислению данных платежей.

Взимание платежей, образующих неналоговые доходы бюджетов, регулируется системой нормативных актов, включающих законодательные акты (в том числе Лесной, Гражданский, Воздушный, Водный кодексы РФ), нормы международного права, нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, необходимы решения и активная работа по следующим направлениям:

  1. Механизм предоставления налоговых преференций нужно направить на отказ от неэффективных льгот и ограничение негативных воздействий от их применения.
  2. Необходимо увеличить эффективность использования доходов от неналоговых источников.
  3. Осуществление инвентаризации с дальнейшей кодификацией и классификацией платежей и сборов, взыскиваемых в соответствии с нормативными правовыми актами и поступающих в госбюджет.
  4. Прогнозирование доходов должно быть нормативно закреплено с помощью методологических подходов.

Совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики и реализации инвестиционных проектов с государственным участием является одним из приоритетных направлений повышения эффективности механизма регулирования бюджетных расходов.

Сложившиеся механизмы государственной поддержки реального сектора экономики показывает, что бюджетные расходы не эффективно влияют на экономический рост и на осуществление государственных инвестиций. Основными причинами неэффективности расходов бюджета являются:

Исполнение бюджетных инвестиций проходит без сравнительного анализа различных вариантов реализации инвестиционного проекта.

Государственная поддержка охватывает незначительный участников рынка, что очень сильно искажает конкурентные условия ведения бизнеса.

Устанавливаются низкие требования к экономической обоснованности выбранного направления финансирования на создание объектов.

Увеличение объемов незавершенного строительства, и вследствие этого экономический эффект от использования данных объектов уменьшается.

Созданы условия при которых поддерживаются экономически нерентабельные, неконкурентоспособные предприятия, а также монополисты, препятствующие развитию экономики, модернизации производства;

Необходимо пересмотреть нормативно-правовое регулирование рассмотрения и реализации государственного участия в проектах сторонних компаний, подходящих целям государственной политики.

Необходимо решить ряд вопросов, связанных с использованием целевых средств, предоставляемых из бюджета в уставные капиталы компаний с государственным участием.

В частности, существует проблема в образовании на счетах компаний в кредитных организациях временно неиспользуемых бюджетных средств, полученных на реализацию инвестиционных проектов, также существует практика размещения этих средств на депозитах в банке, что не способствует достижению целей инвестиционной политики государства.

Кроме того, не обеспечена прозрачность расходов бюджета, направляемых на реализацию инвестиционных проектов через вертикально интегрированные структуры, в том числе связанных с созданием объектов капитального строительства дочерних организаций указанных интегрированных структур.

Для решения этих задач предлагается осуществить следующие действия:

  1. Ужесточить контроль использования компаниями с госучастием средств, предоставленных из бюджета в виде взносов в их уставные капиталы, с возможностью расширения применения механизма перечисления целевых средств на счета в органах Федерального казначейства.
  2. Выработать механизм при котором будут возвращены целевые взносы компаниями если не были достигнуты показатели эффективности инвестиционного проекта.
  3. Урегулировать механизм использования хозяйственными обществами остатков бюджетных инвестиций на цели реализации других инвестиционных проектов (или возврата указанных остатков в соответствующий бюджет).

Снижение доходов федерального бюджета, в сложившейся ситуации на мировой арене, и необходимость поддержания определенных ограничений размера дефицита бюджета, создают потребность в пересмотре бюджетных расход их объемов и структуры, что может привести к улучшению механизма регулирования бюджета.

Источник: https://novainfo.ru/article/13484

Бюджетная политика рф

34.5. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Бюджетная политика РФ представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.

Бюджетная политика предполагает:

— определение целей и задач в области бюджетов;

— разработка механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджета и внебюджетные фонды;

— выбор направлений использования бюджетных средств;

— управление бюджетным процессом;

— организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.

В условиях реформирования экономики и сфер общественной жизни бюджетная политика должна обеспечить:

1. законодательное разграничение бюджетных полномочий между органами власти в вопросах всего цикла бюджетного процесса;

2. реализация прав самостоятельно принимать каждым органом власти решения о направлениях и объемах использования бюджетных средств;

3. бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирование поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;

4. сбалансирвоанность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств;

5. контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы.

Задачи бюджетной политики:

· повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом;

· стабилизация уровня жизни населения;

· оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации;

· выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

· стабилизация работы сектора экономики;

· централизация всех видов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства;

· погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;

· реструктуризация государственных долгов;

· обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

· повышение роли бюджета развития РФ.

Бюджетная политика реализуется в деятельности органов:

1. органы представительной и исполнительной власти;

2. финансовые и налоговые органы;

3. органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;

4. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

5. государственные целевые внебюджетные фонды.

Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ.

Современная бюджетная политика определяет стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу — содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Бюджетная политика реализуется по следующим направлениям:

1. Модернизация бюджетного процесса:

— создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

— сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

— осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.

2. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам

3. Корректировка налогового законодательства

4. Бюджетные расходы

5. Межбюджетные отношения.

Приоритеты бюджетных расходов:

— агропромышленный комплекс;

— ЖКХ;

— охрана окружающей среды;

— развитие отдельных территорий;

— социальная политика (здравоохранение, образование).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_99055_byudzhetnaya-politika-rf.html

Refpoeconom
Добавить комментарий