33.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИХ СТРУКТУРА

33.4. Государственные расходы и их структура

33.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИХ СТРУКТУРА

33.4. Государственные расходы и их структура

   Государственные расходы — расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.   Государство сталкивается с такими социально-экономическими проблемами, решать которые приходится “всем миром”.

Существенное отличие государственных расходов от частных состоит в том, что правительственные решения в конечном счете носят политический характер. Количество товаров и услуг в экономике в целом ограниченно.

Поэтому правительство вынуждено соизмерять возможности и желания, всякий раз спрашивая себя: сколько можно выделить Министерству культуры, сколько — на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения, хватит ли средств на поддержку местных органов власти, можно ли сокращать взносы предприятий на социальное обеспечение?   В наши дни государственные расходы в развитых странах составляют более 30% ВНП, хотя в начале XX в. этот показатель был менее 10%. Направления государственных расходов также изменились. Раньше они направлялись на поддержание правопорядка и законности, а сейчас — на решение социально-экономических проблем. Об этом мы сейчас и поговорим.    Государственные расходы по назначению можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти.   Основные статьи федеральных расходов — это:   1) национальная оборона, или поддержание боеготовности страны, и внутренняя безопасность;   2) социальные выплаты (защита доходов), или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т. д.;   3) экономическая помощь республикам и местным органам власти, или так называемая политика фискального федерализма;   4) выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранты местным властям.   В последние годы в развитых странах крупнейшая из этих статей — статья расходов по выплате процента по государственному долгу в связи с ростом размера самого государственного долга и величины процентной ставки.   Основные статьи — республиканских расходов и местных органов власти — это расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и больницы, автомагистрали, а также расходы на обычные функции государства: поддержание порядка и внутренняя безопасность.   Государству приходится платить не только за блага разового пользования, но и за долгосрочные блага. Разовые блага связаны с регулярными платежами и поэтому их закупку надо оплачивать из регулярных же поступлений. Капитальные же расходы — расходы на строительство дорог, кредитование государственных предприятий и содержание университетских зданий — справедливее финансировать за счет государственных займов, хотя выплата долга частично ляжет и на будущие поколения их пользователей.

   Вопрос: как же правительство может осуществлять расходы? Ответ один: с помощью собственных доходов.

33.5. Государственные займы как способ покрытия разницы между государственными расходами и доходами
33.5. Государственные займы как способ покрытия разницы между государственными расходами и доходами   Государственные займы — разновидность кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком или кредитором.   По срокам погашения государственные займы подразделяются на:   1) краткосрочные займы (со сроком погашения до одного года) — поступления от продажи казначейских векселей;   2) среднесрочные (со сроком погашения от года до пяти лет);   3) долгосрочные займы оформляются как продажа государственных ценных бумаг (на срок от пяти лет).   По видам доходности государственные займы подразделяются на:   1) процентные (их держатели получают твердый доход по фиксированной ставке) и   2) выигрышные: доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения.   По месту размещения государственные займы подразделяются на:   1) внутренние (в национальной валюте);   2) внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или какой-либо третьей страны).   Известны займы структурной адаптации — займы, предоставляемые Международным валютным фондом (МВФ) и Мировым банком (МБ) под программы, связанные с определенными условиями, в частности, с требованиями либерализации цен, ликвидации дефицита государственного бюджета и внешнеторгового дефицита, сокращения государственных расходов. Займы подобного рода имеют место в России в связи с проведением курса рыночных реформ. Ежегодная величина займов правительства добавляется к государственному долгу — общей сумме задолженности государства.   Государственные займы размещаются по подписке среди населения, через банки, посредством продажи на бирже и с аукциона.

 

Источник: https://yourlib.net/content/view/13566/158/

Государственные расходы и их структура

33.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИХ СТРУКТУРА

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.

Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.

Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

1. финансирование промышленного производства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. финансирование науки;

4. финансирование обороны;

5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6. расходы по внешнеэкономической деятельности;

7. создание резервных фондов;

8. расходы по обслуживанию государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат.

Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

1. заработная плата;

2. начисления на заработную плату;

3. канцелярские и хозяйственные расходы;

4. командировки и служебные разъезды;

5. стипендии;

6. расходы на питание;

7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;

8. приобретение оборудования и инвентаря;

9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10.капитальные государственные вложения;

11.капитальный ремонт;

12.содержание сооружений благоустройства;

13.геологоразведочные работы;

14.проектирование;

15.государственная дотация;

16.операционные расходы;

17.платежи по ссудам;

18.возмещение разницы в ценах;

19.прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей классификации по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

Источник: https://studopedia.su/12_78583_gosudarstvennie-rashodi-i-ih-struktura.html

Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России ..

33.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИХ СТРУКТУРА

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Финансово-экономический факультет

Кафедра финансов

Специальность Финансы и кредит

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

Тема: Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России

Выполнил: Тютрин А.А.

Группа:

Руководитель: старший преподаватель

Иркутск 2007

Стр.Введение …………………………………………………………………

31. Состав и структура Государственных расходов ………………….

52. Осуществление бюджетных расходов……….……………………..

92.1.Экономическое содержание системы расходов бюджета………..

92.2.Виды и методы предоставления средств из бюджета……………

113. Динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России…………………………………………………….

22Заключение ……………………………………………………………..

27Список использованной литературы ………………………………….

29Приложение 1 …………………………………………………………..

31Приложение 2 …………………………………………………………..

32Приложение 3 …………………………………………………………..

33Приложение 4 …………………………………………………………..

34Приложение 5 …………………………………………………………..

38

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы «Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России» обусловливается мной тем, что Государственные расходы являются ведущим звеном финансовой системы государства, и играют важную роль в экономической и политической жизни любого государства.

Цель данной курсовой работы является раскрытие темы: Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России.

Понятие, состав и структура Государственных расходов описывается в первой части курсовой работы, подробное описание этой темы, а также динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России во второй и третьей частях работы.

Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы [12].

Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры.

С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений.

Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы [11].

Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.

Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

1. состав и структура Государственных расходов

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе

которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину [10].

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.

Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов [12].

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.

Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. финансирование промышленного производства;
  2. финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование обороны;
  5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. создание резервных фондов;
  8. расходы по обслуживанию государственного долга;
  9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования [7]. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в

Источник: https://www.studsell.com/view/34846/

Государственные расходы , их состав, структура. Проблемы более эффективного использования государственных средств в современных условиях

33.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИХ СТРУКТУРА

Государственные расходы –это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ – это финансирование,т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование,т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

· расходы, обусловленные внутренними проблемами;

· расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы: Капитальныерасходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств; Текущиерасходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др; Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий.

По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп: Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов.

В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса.

За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.Внешнеэкономические расходысвязаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок.

Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.Экономические расходыимеют важное народнохозяйственное значение.

Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям.

Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.Расходы на оборону страны (военные расходы)относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:содержание личного состава;вооружение;материально-техническое оснащение;строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;подготовку кадров;создание запасов и резервов на случай войны и др.Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой. В состав этих расходов входят: расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти; расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры. Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия. Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулированиялимитирование расходов;сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления;нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы: Обыкновенныеотвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом.

Чрезвычайныеобусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.

), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.

Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФПравительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.

Основу задач формируемых п территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разссигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.



Источник: https://infopedia.su/6x4620.html

5.4. Состав и структура расходов государственного федерального бюджета

33.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИХ СТРУКТУРА
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда де­нежных средств государства и его использованием по отрас­левому, целевому и территориальному назначениям. Расхо­ды удовлетворяют общегосударственные потребности.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

• по своей роли в процессе воспроизводства — на затра­ты, связанные с финансированием материального производ­ства и содержанием непроизводственной сферы;

• по функциональному назначению — на расходы на фи­нансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управ­ления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содей­ствие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслу­живанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Начиная с бюджета на 2005 год функциональная класси­фикация расходов включает 11 разделов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей сре­ды; образование; культура, кинематография, средства массо­вой информации; здравоохранение и спорт; социальная поли­тика; межбюджетные трансферты.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капи­тальные вложения.

В связи с претворением в жизнь програм­мы приватизации и преобразованием значительной части го­сударственных предприятий в акционерные общества расши­ренное воспроизводство все в больших масштабах осуществ­ляется за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

В то же время финансирование отдель­ных видов экономической деятельности, связанных с развити­ем высокотехнологического сектора экономики, государствен­ных инвестиционных программ, государственного сектора эко­номики в целом продолжает иметь большое значение.

Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2006 и 2007 гг., приведенные в табл. 5.2.

Как следует из табл. 5.

2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государствен­ная поддержка отдельных видов экономической деятельнос­ти, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности и обес­печения безопасности, финансовая поддержка регионов, по­гашение и обслуживание государственного долга. На них при­ходится в бюджете две трети всех расходов.

Таблица 5.2

Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2007 гг.[32]

2006 г. — ожид.2007 г. — план.
Сумма, млрд руб.Сумма, млрд руб.
Виды доходовВВПобщей сумме доходовВВПобщеі сумм« доход«
1234567
асходы, всего4324,115,9100,05463,517,5100,С
з них:
»бщегосударственные опросы642,12,414,8808,22,614,8
том числе:
обсл. гос. и мун. долга198,50,74,6156,80,52,9
обеспечение деят. фин., нал., там. орг. и надзора125,10,42,9188,70,63,45
фундамент, исследова­ния38,60,140,948,50,160,9
ациональная оборона659,12,415,2822,02,615,0
ациональная безопас- ость и правоохрани- эльная деятельность539,52,012,5622,92,112,2
ациональная экономика346,81.38,0497,21,69,1

1234567
ЖКХ53,50,21,253,00,21,0
Охрана окруж. среды6,40,18,10,15
Образование208,10,84,8277,90,95,1
Культура, кинематограф и СМИ51,20,21,267,80,21,2
Здравоохранение и спорт156,20,63,6206,40,73,8
Соц. политика217,30,85,0215,60,73,9
из них:
пенс, обеспечение155,00,63,6164,90,533,0
соц. обеспечение41,00,150,940,90,130,7
Межбюджет, трансферты1443,75,333,41844,35,933,7
из них:
фин. помощь, бюдже­там и др.542,12,012,5512,41,69,4
трансферты внебюдж. фондам901,63,320,9106,43,419,3
Дефицит (-), профицит (+)+1835,06,7X+1501,84,8X

Заметное место в расходах на национальную экономику занимают государственная поддержка транспортного комп­лекса, сельского хозяйства (в рамках национального проекта) и некоторых других отраслей. В транспорт и связь, топливно- энергетический и аграрно-промышленный комплексы, в 2007 г.

предусмотрено направить около 45% всех расходов на наци­ональную эконмику.

Средства финансовой поддержки на пе­реустройство аграрного комплекса используются на осуще­ствление программ и мероприятий по развитию животновод­ства и растениеводства, на приобретение техники на услови­ях лизинга, повышение плодородия почв и мелиорацию, на улучшение землеустройства и землепользования, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленнос­ти, рыболовецкого флота.

Развитие оборонного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льгот­ного кредита по перепрофилированию оборонных предприя­тий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосудар­ственного значения, реализацию которых невозможно обеспе­чить за счет других источников.

Это инвестиции на обеспече­ние программ структурной перестройки экономики; создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборо­та капитала и быстрой отдачей.

Инвестиции должны концент­рироваться на реализации пусковых и целевых программ по развитию высокотехнологических видов производства, мероп­риятий, связанных с социальным развитием сельской местнос­ти, со строительством жилья для военнослужащих, строитель­ством вузов, интернатов для детей с отставанием умственного и физического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия вклю­чают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, куль­туру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются в 2007 г. на финансирование образова­ния — 36% и социальные нужды — 58,4%.

Значительное внимание уделяется социальной защите наи­менее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увели­чению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных рас­ходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.

Значительные расходы на оборону (15% всех расходов по бюджету на 2007 г.

) вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержа­ния боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защи­щенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продук­цию и рядом других причин.

Пока еще недостаточные средства — всего около 1% от об­щей суммы расходов федерального бюджета в 2007 г. — пре­дусматриваются на фундаментальные исследования и содей­ствие научно-техническому прогрессу.

Расходы на международную деятельность включают зат­раты по неторговым операциям (содержание российских уч­реждений и представительств за границей, уплата членских взносов в международные организации и др.).

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функ­ционированием федеральных органов законодательной (предста­вительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансо­вых и фискальных органов и др.

В 2007 г. на обеспечение деятель­ности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора направлено 188,7 млрд руб. или 3,45% всех расходов бюджета (в 2006 г. — 125,1 млрд руб. или 2,9% всех расходов).

Необходимость затрат на правоохранительную деятель­ность и обеспечение безопасности обусловлена состоянием кри­миногенной ситуации и разрешением межнациональных кон­фликтов. В бюджете 2007 г. ассигнования на правоохранитель­ную деятельность и национальную безопасность достигают 12,2% расходной части бюджета. Предполагается в 2007 г. даль­нейшее существенное укрепление судебных органов.

Значительный объем расходов в последние годы прихо­дился на погашение и обслуживание государственного долга. Доля их в общих бюджетных расходах достигала в отдельные годы 15~20%. В бюджете на 2007 год на эти расходы приходит­ся лишь 2,9% против 4,6% в 2006 году.

Предусматриваемые бюджетной политикой на 2007 г. меры для достижения более высокого экономического эффек­та требуют адекватной поддержки со стороны субъектов Рос­сийской Федерации. Меры по оздоровлению региональных финансов должны быть направлены на:

• увеличение налоговых поступлений в консолидирован­ные бюджеты регионов с целью обеспечения финансирования социально значимых статей бюджета;

• укрепление расчетно-платежной дисциплины во взаи­моотношениях хозяйственных субъектов с бюджетами и фи­нансирования расходов бюджета с привлечением кредитных ресурсов коммерческих банков;

• инвентаризацию численности занятых и количества бюджетных учреждений, имея в виду их сокращение;

• приведение условий оплаты труда работников бюджет­ной сферы в соответствие с Единой тарифной сеткой по опла­те труда работников бюджетной сферы, а в отношении госу­дарственных служащих — в соответствие с нормативными ак­тами, регулирующими денежное содержание федеральных государственных служащих;

• повышение эффективности расходов бюджета на жилищ- но-коммунальное хозяйство на основе проведения реформы ЖКХ;

• проведение реструктуризации задолженности юридичес­ких лиц перед консолидированными бюджетами субъектов Рос­сийской Федерации по налогам, сборам, начисленным пеням[33].

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которо­го относятся:

• достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

• целевой характер использования бюджетных ассигнований;

• предоставление бюджетных средств в меру выполне­ния производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

• безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирова­ния в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных кредитов. Проценты при этом по таким кредитам либо не взимаются, либо взимают­ся по более низким, чем действующие, ставкам.

Бюджетные кредиты выдаются по специальным распоряжениям Прави­тельства РФ на выполнение целевых программ развития.

Так, в последние годы такие кредиты были предоставлены на фи­нансирование расходов на: закупку сельскохозяйственных про­дуктов в Федеральный продовольственный фонд на конкурс­ной основе; обеспечение агропромышленного комплекса маши­ностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды (лизинга); сезонную за­купку сырья и материалов для производства товаров народно­го потребления и товаров производственно-технического на­значения текстильной и легкой промышленности; развитие фермерской кооперации; осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, и др.

В области расходов бюджета имеют место существенные не­достатки: бюджетные средства используются недостаточно эф­фективно, нередко допускается нецелевое расходование бюджет­ных средств; не решены многие насущные проблемы социальной политики; не организовано на должном уровне перераспределе­ние затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в разных секторах экономики.

Выделим основные задачи в области государственных расходов:

• упорядочить разработку, принятие и финансирование федеральных целевых программ;

• обеспечить концентрацию средств бюджета на наибо­лее эффективных и социально значимых проектах;

• снизить расходы на содержание государственного ап­парата;

• продолжить децентрализацию инвестиционного про­цесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

• повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентри­руя их на решении социальных проблем, конверсии и перс­пективных научно-исследовательских работах;

• усилить контроль за использованием бюджетных средств;

• обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Источник: https://all-sci.net/finansyi-kredit_738/sostav-struktura-rashodov-gosudarstvennogo-200385.html

Refpoeconom
Добавить комментарий