33.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

Распределение налогового бремени

33.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

ГОСБЮДЖЕТ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Государственный бюджет и его структура

Для управления макроэкономической стабильностью правительство может использовать два основных экономических инструмента: бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политики. Рассмотрим вначале бюджетно-налоговую политику.

Государственный бюджетэто централизованный фонд денежных средств, которыми распоряжается правительство страны под контролем парламента. Государственный бюджет включает доходную и расходную части.

Государственные расходы – это целенаправленное использование бюджетных средств на удовлетворение общественных потребностей государства. К числу основных статей государственных расходов относятся:

  • административно-хозяйственные расходы;
  • военные расходы;
  • социальные расходы (образование, здравоохранение, пособия матерям и инвалидам и т.д.;
  • государственные инвестиции в науку, развитие инфраструктуры и т.д.;
  • обслуживание государственного долга;
  • поддержка госпредприятий (характерна для России).

Доходная часть государственного бюджета складывается из налогов на граждан и предприятия, таможенных платежей, продажи госсобственности, поступлений от выплаты долгов иностранных государств.

Если расходы госбюджета превышают доходную часть, то образуется дефицит госбюджета, который покрывается заимствованием недостающих денег внутри страны (внутренние займы) или от внешних кредитных организаций (внешние займы).

Правительство может покрыть дефицит путем выпуска дополнительной денежной массы, однако этот путь однозначно ведет к повышению уровня инфляции.

Если, наоборот, доходы превышают расходы, то образуется профицит госбюджета, который обычно направляется на поддержку отечественной валюты, увеличение золото-валютных запасов, создание Стабилизационного фонда и выполнение целевых государственных программ.

А вот некоторые цифры. Федеральный бюджет России исполняется с профицитом с 2000 года (112,7 млрд. руб. в 2000 году, 272 млрд. руб. за 2001 год, 150,4 млрд. руб.

— 2002 год, 227,6 млрд. руб. — 2003 год, 730,7 млрд. руб. – 2004 год, 1 трлн. 536,8 млрд. за 2005 год). Профицит федерального бюджета России в 2006 году на кассовой основе составил 1 трлн. 999,39 млрд.

руб., или 7,38% ВВП.

По данным Минфина, доходы федерального бюджета в 2006 году составили 6 трлн.276,74 млрд. руб. (порядка $250 млрд.) — на 1,7% больше показателя, предусмотренного уточненной росписью поступления доходов на год. Расходы по кассовому исполнению равнялись 4 трлн. 277,35 млрд. руб., что на 3,8% ниже показателя уточненной бюджетной росписи. Это рекордный показатель за семь лет.

Федеральная налоговая служба в минувшем году перечислила в бюджет почти 3 трлн. руб., федеральная таможенная служба – 2,864 трлн. руб., Росимущество направило в федеральный бюджет 69,83 млрд руб., другие федеральные органы власти — 342,96 млрд. руб.

Виды налогов

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это подоходный налог, налог на доход корпорации, налог на имущество, налог на наследство и др. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и др.

В большинстве развитых стран НДС составляет 17-19%. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. По структуре налогов можно судить об уровне экономического развития страны. Взимание прямых налогов характерно для стран с развитой экономикой.

Если, например, две трети или более всех налоговых поступлений приходится на косвенные налоги, то речь идет о стране со слаборазвитой экономикой.

С точки зрения ставок, налоги бывают прогрессивными(средняя ставка растет по мере роста дохода), регрессивными (средняя ставка снижается по мере роста дохода) и пропорциональными (средняя ставка не зависит от размера дохода).

В России, например, пропорциональным является подоходный налог, который составляет 13%. В большинстве развитых стран используется прогрессивная система взимания подоходного налога, что представляется более справедливым и рациональным.

Обычно в таких странах существует минимальный доход, с которого подоходный налог не взимается.

Существуют налоги, которые взимаются с владельцев определенных благ. Например, дорожный налог взимается с владельцев автотрансорта. В некоторых странах существует налог на домашних животных. В Советском Союзе какое-то время существовал налог «на бездетность», средства от которого направлялись на помощь многодетным семьям.

Субсидииобычно предоставляются правительством для стимулирования производства или потребления определенных товаров или услуг. Субсидии могут даваться всем гражданам на определенный товар (например, хлеб), гражданам с низким доходом (например, на оплату квартиры), фирмам, использующим труд инвалидов.

Хотя в налоговой практике преобладает принцип прогрессивного налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы налоговая система, с одной стороны, была эффективной (приносила больший доход государству, способствовала росту экономики), и, с другой стороны, была справедливой, чтобы не создавать социальной напряженности в стране. В мире накоплен большой опыт, когда стремление пополнить государственный бюджет приводило к обратному результату: вывозу капитала за рубеж, уходу в «теневую» экономику, предпочтению деятельности не на товарном рынке, а на рынке ценных бумаг. Подтверждением сказанного является кривая американского экономиста А.Лаффера (рис.8.1).

Рис.8.1. Кривая Лаффера

На рисунке по горизонтали показана налоговая ставка, а по вертикали – налоговые поступления в бюджет, т.е. данная кривая устанавливает принципиальную (качественную) зависимость величины поступлений в бюджет от величины налоговой ставки.

Эта кривая показывает, что вначале при росте налоговой ставки поступления в бюджет увеличиваются, достигают максимума и затем начинают падать.

Это говорит о том, что для каждой страны налоговая ставка зависит от многих факторов: законопослушности населения, сложившийся системе налоговых льгот, скидок и субсидий. Одних людей снижение налоговой ставки стимулирует работать лучше, других – хуже.

Обычно снижение налоговой ставки вызывает рост потребления, оживление экономики, но приводит к росту дефицита государственного бюджета. Такое явление имело место в 80-е годы в США в период правления президента Рейгана и получило название «рейганомики».

В результате постоянного совершенствования систем налогообложения в разных странах вырисовывается общая тенденция изменения налоговой политики: унификация налоговых систем, перенос тяжести налогового бремени на физических лиц. Мировая практика выработала следующие важнейшие принципы формирования налоговой системы:

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2. Административная простота: налоговая документация должна быть простой, понятной налогоплательщику, дифференцированной для различных категорий налогоплательщиков.

3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия. Другим проявлением гибкости налоговой системы может быть снижение ставки налога на прибыль для инновационных отраслей промышленности.

4. Обязательность: в большинстве развитых стран уклонение от уплаты налогов или сокрытие доходов является уголовным преступлением.

5. Поощрение (с помощью налоговых льгот) спонсорской и благотворительной деятельности корпораций и физических лиц.

6. Справедливость: налоговая система должна быть справедлива (в общечеловеческом понимании) в подходе к различным индивидуумам.

Последний тезис является дискуссионным, поскольку есть сторонники как пропорциональной (принятой в России), так и прогрессивной (принятой в большинстве развитых стран) систем налогообложения.

Какова должна быть шкала прогрессии при прогрессивном налогообложении? Имеет ли право государство требовать отчета граждан об источниках дохода? На чьей стороне (налогоплательщика или государства) должна лежать обязанность доказательства легальности полученного дохода? (Последние два вопроса особенно актуальные для России с ее высоким уровнем коррумпированности государственного аппарата и большим объемом «теневой» экономики).

Распределение налогового бремени

Налогоплательщик старается вести себя таким образом, чтобы, в конечном счете, уменьшить ту часть налогового бремени, которую ему предстоит нести. На рынке налогоплательщиками являются производители и потребители, а получателем — государство. Таким образом, вопрос стоит о том, на чьи плечи ложится «налоговое бремя».

Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик может использовать два легальных пути: сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности (уменьшения налогооблагаемой базы) или переложением налогового бремени на других.

Способность переложения налогового бремени зависит от двух факторов:

  • ценовой эластичности (чувствительности спроса и предложения к изменению цены);
  • характера рынка (конкурентный или монопольный).

Если рынок является конкурентным, то возможности переложения налогового бремени определяются соотношением эластичности спроса и эластичности предложения. Допустим, что спрос абсолютно неэластичен, т.е. нечувствителен к цене (рис.8.2).

Тогда производители перекладывают налог на потребителя за счет увеличения цены (возросшие издержки привели к сокращению предложения). На рисунке кривая предложения S1 смещается вверх в положениеS2.

Перемещение налога осуществляется при этом за счет роста уровня цен от P1 до P2.

Рис. 8.2. Переложение налога на потребителя при абсолютно неэластичном спросе

Неэластичным спросом обладают подакцизные товары (алкоголь, табак, бензин), а также ряд товаров, не имеющих хороших заменителей.

Пусть теперь спрос абсолютно эластичен (рис.8.3). В этом случае, хотя кривая предложения S1 также смещается вверх, цена P1 не будет расти. Таким образом, при наличии многих товаров-заменителей именно производители попадают под действия налога.

Рис. 8.3. Переложение налога в случае абсолютно эластичного спроса

Если предложение абсолютно неэластично (рис.8.4), т.е. не изменяется под влиянием изменения спроса (показано пунктиром), то налоговое бремя ложится на производителей, поскольку они не могут отреагировать на повышение издержек уменьшением предложения. Вертикальная прямая абсолютно неэластичного предложения остается на месте при росте издержек, и цена не меняется.

Рис. 8.4. Невозможность переложения налога при абсолютно

неэластичном предложении

В случае абсолютно эластичного предложения (рис.8.5.) продавцы могут варьировать объем предложения, они не станут продавать товар по цене, не возмещающей прирост издержек.

Предложение будет уменьшаться, а цена расти до тех пор, пока покупатели не возьмут на себя налоговое бремя.

Но продавцы все же оказываются в некотором проигрыше: они вынуждены частично переключаться на торговлю другими товарами.

Рис. 8.5. Переложение налогового бремени в случае абсолютно

эластичного предложения

Рассмотренные простейшие ситуации позволяют сделать вывод о том, что на конкурентном рынке отдельного товара или услуги переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности сделок по цене.

Рассмотрим теперь возможность переложения налогового бремени на покупателя у монополии (рис.8.6). На рисунке показаны кривая спроса D и лежащая ниже кривая предельного дохода MR. При наложении на монополию налога T кривая предельных издержек смещается вверх из положения MC1 в положение MC2.

Рис.8.6. Распределение налогового бремени на монопольном рынке

Здесь возможны два случая.

Если равновесное положение Q1 и цена P1 соответствует оптимальному количеству предлагаемого продукта и уменьшение предложения (при более высокой цене) вызовет сокращение продаж, то налоговое бремя ложится полностью на монополиста, и он вынужден поделиться с государством частью своей монопольной ренты. Если же монополист может сократить предложение до Q2 и увеличить цену доP2, то он переложит часть налогового бремени на потребителя.

Источник: https://sdamzavas.net/3-761.html

33.3. Распределение налогового бремени

33.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

Существует двавзгляда на проблему распределенияналоговогобременив экономике.

Принципналогообложения полученных благ. Этотпринцип утверждает, что домохозяйстваи предпринимателидолжны приобретать товары и услуги,предоставляемые государством,таким же образом, как и другие товары иуслуги. Те, кто получает большую выгодуот предлагаемых правительством товарови услуг, должны платить налоги, необходимыедля их производства.

Известно, чтозначительная часть общественныхблагфинансируется главным образом на основепринципа налогообложения полученныхблаг. Например, налогина бензин обычно предназначаются дляфинансирования строительства и ремонтаавтодорог. Следовательно, те, кто получаетвыгоду от хороших дорог, тот и долженоплачивать затраты на эти дороги.

По-русски это означает: «Любишь кататься,люби и саночки возить».

Концепцияплатежеспособности. Этот принципналогообложения резко контрастируетс принципом налогообложения полученныхблаг.

Принцип платежеспособностибазируется на идее, что тяжесть налоговдолжна быть поставлена в зависимостьот конкретного дохода и уровняблагосостояния.

Принцип платежеспособностигласит: отдельные лица и предпринимателис более высокими доходами должнывыплачивать более высокие налоги как в абсолютном, так и в относительномвыражении, чем те, кто имеет болеескромные доходы.

Как утверждаютамериканские экономисты, налоговаяструктура экономики США в большейстепени соответствует концепцииплатежеспособности, чем принципуналогообложения полученных благ.

33.4. Государственные расходы и их структура

Государственныерасходы расходы, производимые государством сцелью создания нормальных условий дляповседневного проживания населения ичастной предпринимательскойдеятельности.

Государствосталкивается с такими социально-экономическимипроблемами, решать которые приходится«всем миром». Существенное отличиегосударственных расходов от частныхсостоит в том, что правительственныерешения в конечном счете носят политическийхарактер. Количество товаров и услуг вэкономике в целом ограниченно.

Поэтомуправительство вынуждено соизмерятьвозможности и желания, всякий разспрашивая себя: сколько можно выделитьМинистерству культуры, сколько на развитие общего и профессиональногообразования, здравоохранения, хватитли средств на поддержку местных органоввласти, можно ли сокращать взносыпредприятий на социальное обеспечение?

В наши днигосударственные расходы в развитыхстранах составляют более 30% ВНП,хотя в начале XX в. этот показатель былменее 10%. Направления государственныхрасходов также изменились. Раньше онинаправлялись на поддержание правопорядкаи законности, а сейчас на решение социально-экономическихпроблем. Об этом мы сейчас и поговорим.

Государственныерасходы по назначению можно разделитьна бюджетные группы: федеральные,республиканские и местных органоввласти.

Основные статьифедеральных расходов это:

1) национальнаяоборона, или поддержание боеготовностистраны, и внутренняя безопасность;

2) социальныевыплаты (защита доходов),или расходы на множество программ поподдержанию уровня доходов, которыепредусматривают помощь престарелым,нетрудоспособным, безработным, инвалидам,нуждающимся в медицинской помощи, семьямбез кормильца и т. д.;

3) экономическаяпомощь республикам и местным органамвласти, или так называемая политикафискального федерализма;

4) выплата процентапо государственномудолгу,а также расходы на содержаниедипломатических служб, гранты местнымвластям.

В последние годыв развитых странах крупнейшая из этихстатей статья расходов по выплате процента погосударственному долгу в связи с ростомразмера самого государственного долгаи величины процентнойставки.

Основные статьиреспубликанскихрасходов и местных органов власти это расходы на образование, социальноеобеспечение, здравоохранение и больницы,автомагистрали, атакже расходына обычные функции государства:поддержание порядка и внутренняябезопасность.

Государствуприходится платить не только за благаразового пользования, но и за долгосрочныеблага. Разовые блага связаны с регулярнымиплатежами и поэтому их закупку надооплачивать из регулярных же поступлений.

Капитальные же расходы расходы на строительство дорог,кредитование государственных предприятийи содержание университетских зданий справедливее финансировать за счетгосударственных займов, хотя выплатадолга частично ляжет и на будущиепоколения их пользователей

Вопрос: как жеправительство может осуществлятьрасходы? Ответ один: с помощью собственныхдоходов.

Источник: https://studfile.net/preview/7345764/page:25/

Эластичность и распределение налогового бремени

33.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

Распределение налогового бремени

Повышение налогов, избыточное налоговое бремя

Покажем, как распределяется бремя акцизного сбора, или налога с продаж, в зависимости от эластичности спроса и предложения. В дальнейшем этот анализ послужит логическим мостом к рассмотрению других аспектов общего налогового бремени.

Используя понятия предложения и спроса, а такжеэластичности, можно определить, кто платит налог с оборота, или акцизный налог.

Предположим, что на рисунке 5.5 показан рынок определенного сорта отечественного вина и что равновесная цена без вычета налога составляет 4 дол. за бутылку, а равновесное количество – 15 млн. бутылок.

Теперь допустим, что правительство вводит специальный акцизный налог, или налог с продаж, равный 1 дол. в расчете на бутылку такого вина.

Кто в действительности платит этот налог – производители или потребители? Или, используя специальную терминологию, как распределяется налоговое бремя?

Рис. 5.5. Распределение налога с продаж

Введение налога с продаж величиной, например, в 1 дол. смещает кривую предложения вверх на величину налога. Это приводит к повышению цены для потребителя (до 4,5 дол.) и к снижению цены после вычета налогов для производителя (до 3,5 дол.). В данном случае налоговое бремя распределяется поровну между потребителями и производителями.

Разделение бремени. Допустим, правительство облагает налогом продавцов (поставщиков), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сдвинется вверх на величину налога.

Таким образом, если продавцы хотели предложить, например, 5 млн. бутылок не облагаемого налогом вина по 2 дол. за штуку, то теперь они должны получить по 3 дол. (2 дол. за бутылку плюс 1 дол. налога) за те же самые 5 млн. бутылок. Продавцы должны теперь заработать на 1 дол.

больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рисунке 5.

5, где кривая предложения «без налога» обозначена буквой S, а кривая предложения «после введения налога» – St.

Тщательное сравнение соотношения между спросом и предложением после введения налога с доналоговым равновесием между ними показывает, что если цена до введения налога была равна 4 дол. за бутылку, то новая равновесная цена составляет 4,5 дол.

В данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налога. Потребители платят за бутылку на 50 центов больше, а производители, заплатив государству 1 дол.

налога на единицу продукции, получат 3,5 дол., то есть на 50 центов меньше той цены в 4 дол., которая была установлена до введения налога.

В этом случае потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

Эластичность. Если бы эластичность спроса и предложения отличалась от той, что показана на рисунке 5.5, то и распределение налогового бремени было иным. Здесь действуют два правила (рис.5.6, 5.7).

Рис. 5.6. Эластичность спроса и распределение налога с продаж

На рисунке 5.6-а мы видим, что если спрос эластичен в соответствующем диапазоне цен, то при введении налога с продаж цена поднимется незначительно (от Р до Ре).

Следовательно, большую часть налогового бремени будет нести производитель. Но если спрос неэластичен, как на рисунке 5.

6-б, то цена для покупателя существенно повысится (от Р до Рi) и большая часть налогового бремени будет перенесена на потребителей.

Рис. 5.7. Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Рисунок 5.7-а показывает, что при эластичном предложении налог с продаж приводит к большому повышению цен (от Р до Ре) и поэтому налог оплачивается главным образом потребителями. Но если предложение неэластично, как на рисунке 5.7-б, цена повысится незначительно (от Р до Рi) и большая часть налога ляжет на плечи продавцов.

1. Чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на плечи потребителей при условии, что предложение является постоянным.

Легче всего это можно проверить, составив графики экстремальных случаев – когда спрос либо абсолютно эластичен, либо абсолютно неэластичен. В первом случае налог полностью выплачивается продавцами, а во втором – потребителями. На рисунке 5.

6 сравниваются более вероятные случаи – когда спрос относительно эластичен (Dе) и относительно неэластичен (Di) в соответствующем диапазоне цен. В случае, показанном на рисунке 5.

6-а, когда спрос эластичен, небольшая часть налога (РРе) возлагается на потребителя, а большая часть (РРа) – на производителя. В случае, показанном на рисунке 5.6-б, когда спрос неэластичен, большая часть налога (РРi) возлагается на потребителей и только небольшая часть (PPb) выплачивается производителями.

2. Чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос является постоянным. Кривая предложения эластична на рисунке 5.7-а и неэластична на рисунке 5.7-б, а кривые спроса идентичны.

Для кривой эластичного предложения находим, что большая часть налога (PPе) перекладывается на покупателей и только небольшая доля (РРа) – на производителей или продавцов. Но когда предложение неэластично, наблюдается обратная картина.

Основная часть налога (РРb) приходится на продавцов, а относительно малая доля перекладывается на покупателей (РРi). Кроме того, при неэластичном предложении количество товара сокращается меньше, чем при эластичном.

Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото, поэтому бремя акцизного налога на него несут главным образом производители. С другой стороны, предложение бейсбольных мячей эластично, поэтому большая часть акцизного налога на них скорее всего ляжет на покупателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_47470_elastichnost-i-raspredelenie-nalogovogo-bremeni.html

Что такое налоговое бремя?

33.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Избыточное налоговое бремя и его последствия

Налоговое бремя в России в 2016 году

Итоги

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой).

Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.

).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2015 году читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015 году»

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

Нн = Ну / В,

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/chto_takoe_nalogovoe_bremya/

Refpoeconom
Добавить комментарий