3. Экономические взгляды Аристотеля

Экономический взгляды Аристотеля

3. Экономические взгляды Аристотеля
В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости.

Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерностьв развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами.

Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов.

«У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы.

Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловленоестественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизнипредметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользованиекаждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуютсяпо его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотельприводит пользование обувью.

«Ею пользуются и для того, чтобы надевать наноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое»[3]. И в том и вдругом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и состальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена.

Ондоказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами посебе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силунеобходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги»[4].Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещивыражение товарной стоимости.

Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой».

Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов ипокупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меноваяторговля, но с её расширением необходимо возникают деньги.

С изобретениемденег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, апоследняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам,

что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для

свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии

и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить

«средний класс», так как это ведет «к прекращению внутренних

распрей, на почве неравенств возникающих».

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя),

нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель

земледельца — прикован к своему участку, всегда занят

хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит

на собрания. Противоположность — ремесленник, который толчется

на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и

ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических

связей и разделения труда.

6. Богатство — совокупность полезных вещей, то, что служит

удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель

справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции.

«Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и

обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу,

потерей проданной вещи.» — но оставил без ответа, что же

является основой равенства товаров. Признается влияние редкости

«блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое

имеется в изобилии». Аристотель делал попытку решить проблему

происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по

соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей

на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость

появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению

последнего, расширению рыночных связей. «Лишь деньги делают

товары соизмеримыми», что явно завышает функции денег, отношения

между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему

общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность

людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял

ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика — естественная

хозяйственная деятельность, связанная с производством

необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности —

разумное личное потребление человека. Хрематистика же является

искусством наживать состояние. «В искусстве наживать состояние,

поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не

бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь

оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,

занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои

капиталы до бесконечности» Аристотель считает занятие

хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,

чтобы видеть невозможность «чистой экономики».

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах

главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал

довольно полную характеристику денег.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_127750_ekonomicheskiy-vzglyadi-aristotelya.html

Экономические взгляды Аристотеля

3. Экономические взгляды Аристотеля

     Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

     3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ

     В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости.

Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда.

Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.[1]

     Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.

Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них.

Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов.

«У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

     Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.[12]

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

     Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.[10]

     Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими — в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое.

В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом — не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» .И в том и в другом случае обувь является предметом пользования.

Так же обстоит и с остальными объектами владения — все они могут быть предметом обмена.

     Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги».

     Аристотель не сомневается в том, что деньги — это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара — его цена. Деньги — это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.[8]

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

3.3. ХРЕМАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА

     Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель — накопление богатства.

Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей.

Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.

Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги — это начало и конец всякого обмена.[6]

     Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

     Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни».

Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала.

Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.               

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ

— 1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

— 2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить «средний класс», так как это ведет «к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих».

— 3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

— 4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца — прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность — ремесленник, который толчется на городских площадях.)

— 5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

— 6. Богатство — совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

— 7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. «Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи.

» — но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признается влияние редкост «блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии». Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег.

Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей.

«Лишь деньги делают товары соизмеримыми», что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

— 8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой.

 Экономика — естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности — разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние.

«В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами.

Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности» Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность «чистой экономики».[4]

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.

     Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля — важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии.

Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии.

Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, — политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика — получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид.

Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.

     Экономическая мысль Аристотеля развивалась под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли.

В период расцвета экономической мысли Аристотель пытался анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы.

У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

     В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля стали источниками многочисленных школ и направлений.                

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. — М.,

«ТЕИС», 2006г.

2. Богомолов А. С. Античная философия. — М.: МГУ, 1999 г.

3. Костюк В.Н. История экономических учений. — М.: «Центр», 2007г.

4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. — М.: «ЭКСМО-Пресс»,

2008г.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. — М.: «Центр», 2008 г.

6. Чанышев А. Н. Аристотель. — М.: «Мысль», 2005г.

7. Ягдаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. — М.: Инфра — М, 1999.

8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: « Дело Лтд», 2004.

9. Бартенев С.А. Экономические теории и школы ( история и современность): Курс лекций. — М.: БЕК, 2006.

10. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. — М.: Экономика, 2005.

11. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-Пресс, 2006.

12. История экономических учений: (современный этап): Учебник. Под редакцией А.Г. Худокормова — М.: ИНФРА-М, 2008.

13. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов. / Под редакцией А.Н. Марковой. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000

Источник: https://www.stud24.ru/economics/jekonomicheskie-vzglyady-aristotelya/264962-787923-page3.html

3. Экономические взгляды Аристотеля

3. Экономические взгляды Аристотеля

Проектидеального государства этого философаизложен в его трудах «Никомаховаэтика»«Политика».

В них он настаивает на делении обществана свободных и рабов, их труда наумственный и физический, и указываетна более высокую роль в хозяйствеземледелия, а не ремесла или торговли.

Свою приверженность принципам натуральногохозяйства ученый продемонстрировал ввыдвинутой им концепцииоб экономике и хрематистике.

Этаконцепция заключается в том, что всевиды хозяйства и деятельности людей,от земледелия и скотоводства доремесленного производства и торговлиможно соотнести с одной из двух сфер:

1) естественной(экономика),которая представлена земледелием,ремеслом и мелкой торговлей и должнаподдерживаться государством, т.к. еезвенья содействуют удовлетворениюжизненных потребностей населения;

2) неестественной(хрематистика), котораястроится на бесчестных крупных торговыхи посреднических операциях, проводимыхради достижения беспредельной и корыстнойцели, суть которой – искусство наживатьсостояние.

По рассматриваемой концепцииАристотеля, все, что могло бы подорватьосновы натурально – хозяйственныхотношений (а это обусловленное разделениемтруда движение торгового и денежногокапитала), относится к издержкамхрематистики.

Истинноебогатство состоит в совокупности изсредств, необходимых для жизни и полезныхдля государственной и семейной «общины».Подобная форма богатства естественнаи не безгранична в отличие от неестественногостремления наживать деньги – для такойформы богатства «нет никакого предела».

Аристотельразличает справедливость «распределяющую»,которая относится к области права,и «уравнивающую» –к сфере обмена. «Уравнивающая»справедливость предполагает равнуюдолю для всех, «распределяющая» –каждому по заслугам.

Аристотельположил начало традиции выясненияэтических (нравственных) основ поведенияучастников хозяйственной деятельности.Аристотелевская этика предписываеткак необходимо поступать.

В «Никомаховойэтике» утверждается,что наука о государстве законодательноопределяет, какие поступки следуетсовершать и что для одного человекаблагом является тоже самое, что и длягосударства.

Экономическиевзгляды Аристотеля не отделены от егофилософского учения, они вплетены вобщую тему рассуждений об основах этикии политики (науки о государстве, управлениилюдьми). В его трактатах видно стремлениевыделить и понять некоторые категориии связи, ставшие впоследствии предметомполитической экономии как науки.

4. Особенности экономической мысли в эпоху средневековья

Существеннойособенностью идеологии средневековьяявляется ее богословский характер.Экономическим доктринам присущимногообразные хитросплетениясхоластических суждений, причудливыенормы религиозно – этического иавторитарного характера, с помощьюкоторых предполагалось не допуститьутверждения рыночных экономическихотношений и демократических принциповобщественного устройства.

Средневековыйтип натурально–хозяйственных отношений(феодализм) зародился в III-VIIIвв. наВостоке и в V-XIвв. –в Европе. Вся политическая власть иэкономическое могущество было достояниемсветских и церковных феодалов, которыеявно и неявно осуждали тенденциирасширения масштабов товарностиэкономики и ростовщичества.

Самымзначимым представителем средневековойэкономической мысли на Востоке былидеолог арабских государств Ибн–Хальдун(1332-1406),а в Европе – ФомаАквинский (1225-1274).

Верув незыблемость сословной дифференциацииобщества, т.е. в то, что «Аллах далпреимущество одним людям перед другими».

а также в существовании бартернойторговли на всех этапах эволюции обществаот прошлого к цивилизации Ибн–Хальдунвыдвинул в своей концепции «Социальнойфизики»,которая содержит поучительный идеи иисторико–экономические обобщения:возвышенное отношение к труду, порицаниескупости, жадности, понимание измененийв сферах экономики, благодаря которымпоявились новые занятия в ремесленномпроизводстве и торговле. Переход кцивилизации и избыточному производствуматериальных благ позволит приумножитьнациональное богатство, каждый человекприобретет большой достаток, но приэтом никогда не наступит социальное иимущественное равенство и никогда неисчезнет деление общества на слои исословия.

Итальянскийепископ Фома Аквинский – авторсочинения «Сумматеологии»,суммировавшего канонические взглядыкатолической церкви. В его работе главнойзадачей являлось определение «справедливой»цены, которая должна отвечать двумтребованиям:

1)обеспечивать эквивалентность обменав соответствии с количеством труда ииздержек;

2)обеспечивать участникам обмена пропитаниепо их социальному статусу.

Епископпризнает справедливым получение надбавкик первоначальной цене и прибытка,возникающего благодаря участию всоздании продукта сил природы. Получениевладельцем земли рентного доходапозволяет ему заниматься умственнымтрудом в интересах общества, для спасенияостальных. Тот, кому предназначенозаниматься физическим трудом, обязантрудиться.

Источник: https://studfile.net/preview/4363494/page:2/

Экономические взгляды аристотеля

3. Экономические взгляды Аристотеля

Аристотель (384-322 до н.э.) — сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году стал учителем А.Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.

Вынужден покинуть Афины. Наиболее всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки. Универсальная эрудиция и поразительная логика суждений. У него отсутствуют привычные нам термины.

Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Кризис строя зашел еще дальше, и Аристотель мог высказывать более зрелые суждения о причинах кризисных явлений.

Экономическая концепция:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев, доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами.

Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду.

Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить «средний класс», так как это ведет «к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих».

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

(Добродетель земледельца — прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность — ремесленник, который толчется на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатства — совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. «Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи» — но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров.

Признается влияние редкости «блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии». Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег.

Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей.

«Лишь деньги делают товары соизмеримыми», что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт) и занятия фрематистикой.

Экономика — естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности — разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние.

«В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами.

Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности» Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность «чистой экономики».

В трудах Аристотеля можно найти зачатки и как первой, так и второй теории стоимости.

Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.

Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собой конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; это своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже.

Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-экономического устройства древнего мира.

Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей — ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более поздним государствам.

Основными чертами экономического уклада Древнего мира было рабовладение и господство натурального хозяйства. Общая черта экономической мысли древнего мира это стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиции нравов, морали и этики того времени, развивающиеся товарно-денежные отношения (в основном в виде торгово-ростовщических операций).

Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе — М., Дело. 1994.

2. Жди Ш., Рост Ш. История экономических учений. — М.: Высшая школа,

2005.

3. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний

Рим. – М.: Олма-пресс, 2001.

4. История мировой экономики: Учебник./Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н.

Марковой. — М.: Юнити, 2000.

5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших

дней. — М.: Россмэн, 2001.

6. Самин Д.К. Сто великих ученых. — М.: Вече, 2006.

Источник: https://poisk-ru.ru/s45149t7.html

Refpoeconom
Добавить комментарий