3.4.2. Транснациональные финансово-промышленные группы

Транснациональные финансово-промышленные группы

3.4.2. Транснациональные финансово-промышленные группы
Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп

5. Транснациональные финансово-промышленные группы

Финансово-Промышленные Группы — активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

В статье 4 Федерального Закона «О финансово-промышленных группах» дано определение транснациональных финансово-промышленных групп:

«1.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями.»

Изучение организационно-правовых проблем ФПГ показало, что в ряде стран СНГ также идет процесс законодательного оформления процесса создания ФПГ. Причем следует отметить важнейшую особенность: в этом процессе участвует Россия, и большинство принятых законодательных актов в значительной мере повторяют, следуют за законодательством России.

Так, между Правительством РФ и правительством Киргизской республики заключено соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп. Аналогичное соглашение подписано с правительством Республики Таджикистан.

Согласно этим договорам, под ФПГ стороны понимают группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, созданную на основе объединения капиталов ее участников в соответствии с национальным законодательством сторон.

Регистрация ФПГ осуществляется компетентными органами того государства, на территории которого в соответствии с учредительными документами будет находиться головное предприятие группы или ее управляющая компания в порядке, установленном законодательством этого государства.

Выделена специальная статья о поддержке в создании ФПГ важных приоритетов: для Киргизской республики в сфере производства цветных и драгоценных металлов, выпуска комплектующего оборудования для кораблестроения, радиоэлектронного приборостроения; для Республики Таджикистан в сфере производства и переработки хлопка-волокна, овощей и фруктов, горнорудной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности, строительства, энергетики.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 12 сентября 1995 г. № 354 утверждено Положение о ФПГ.

Его анализ показывает, что это положение практически полностью повторяет Положение о ФПГ и порядке их создания, принятом Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. (к настоящему времени отмененному).

Заметим только, что и в Республике Узбекистан формирование ФПГ предусматривается также на основе консолидации пакетов акций.

Интересен опыт создания законодательной базы для ФПГ в Украине. В ноябре 1995 г. был принят Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”.

В соответствии с ним, промышленно-финансовая группа (ПФГ) — объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли, и которое создается по решению правительства Украины на определенный срок в целях реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами, а также производства конечной продукции. В составе ПФГ может находиться только одно головное предприятие и один банк. В законе выделяются понятия главного предприятия ПФГ, конечной продукции ПФГ и промежуточной продукции ПФГ.

В Беларуси на сегодняшний день действует Указ Президента РБ “О создании и деятельности хозяйственно-промышленных групп” от 27 ноября 1995 г. и постановление КМ “О государственной регистрации промышленных и иных хозяйственных групп” № 402 от 19 июня 1996 г.

Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное” налогообложение”.

Определенные надежды на повышение загрузки белорусских предприятий связываются с их участием в ТФПГ, ведущая роль в которых закономерно должна принадлежать российскому капиталу как более мощному. Опыт последних лет доказывает это. В 1995 г.

к ТФПГ «Нижегородские автомобили», имеющей своей целью производство грузовых автомобилей, присоединились ГП Борисовский завод «Автогидро-усилитель» и ЗАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования».

Доля государственной собственности белорусских предприятий в уставном капитале ТФПГ составляет 0,55%.

В 1996 г. в состав ТФПГ «Точность» вошло АО «Пеленг» (доля в уставном капитале — 2%).

24 апреля 1997 г. участником ТФПГ «Гранит» стало белорусское НПО «Агат», а в состав ТФПГ АЭРОФИН* вошли Национальная авиакомпания «Белавиа», ГП «Аэропорт Гомельавиа», ГП «Аэропорт Минскавия», ЗАО «Авиакомпания «Техавиасервис», авиакомпания «Трансавиаэкспорт» и Минский авиаремонтный завод.

Прорабатываются возможности участия белорусских предприятий ПО «Беларусьторгмат», ПО «Химволокно» (Светлогорск) и Бресткого машиностроительного завода в Межгосударственной ФПГ «Формаш»; Гомельского радиозавода и Гомельского конструкторского бюро системного программирования — в ТФПГ «Вымпел»; МАЗа, БелАЗа, МоАЗа и МЗКТ — в ТФПГ «Дизельное машиностроение».

Все перечисленные ФПГ возглавляются (или должны возглавляться) центральной компанией (холдингом), зарегистрированной в России . Поэтому их принято называть российско-белорусскими. В то же время в сентябре 1996 г.

в Минэкономики РБ была зарегистрирована первая белорусско-российская ТФПГ «Российской уголь», в которую от РБ вошли ООО «КАН-ООО», производственно-коммерческое малое предприятие «Евро-Т» и Научно-производственная фирма «Элкор», а от России — Снабженческо-комплектующая фирма «Росуглеснабкомплект», ОАО «Шахта Варгашорская» и ЗАО «ЦентрТЭК».

Целью формирования данной ФПГ является создание в Беларуси производственной базы по выпуску важнейших продуктов обогащения и переработки каменного угля, ориентированных на внутриреспубликанское потребление и экспорт.

Кроме того, в стадии подготовки находится проект еще одной белорусско-российской ТФПГ под названием «Планар», которая должна заняться разработкой специального технологического оборудования для производства изделий микроэлектроники.

От России в ней будут участвовать 5 приборостроительных АО и научно-исследовательский институт, а от Беларуси —AIIК ТМ «Планар”, на базе которого предполагается создать холдинг (центральную компанию данной белорусско-российской ТФПГ).

В некоторых из перечисленных ФПГ имеются достаточно мощные финансово-кредитные учреждения (крупные российские банки, страховые и инвестиционные компании). Например, в состав Межгосударственной ФПГ «Формаш” входят КБ “Российский кредит», АО «Межэконом-сбербанк», АО «Страховая компания «Стройполис» и др.

Но во многих ФПГ в списке участников такие учреждения не приводятся. Возможно, это связано с запретом для российских банков участвовать более чем в одной ФПГ.

Однако если организаторы ФПГ действительно не предполагают включения в состав своих групп финансово-кредитных учреждений, то возникает закономерный вопрос: в какой мере состав данных ФПГ соответствует смыслу словосочетания «финансово-промышленные” и каким образом эти группы будут координировать финансовую деятельность и консолидировать свободные финансовые ресурсы участников. По всей видимости, эти функции должна взять на себя специально создаваемая центральная компания группы (холдинг), которая будет обслуживаться одним из крупных российских банков. Такие холдинги существуют в структуре ТФПГ «Точность» (АОЗТ Специальная страховая компания «Витязь»), ТФПГ АЭРОФИН (ОАО Международная финансовая корпорация АЭРОФИН), МФПГ «Формаш» (ОАО Центральная компания МФПГ «Формаш”) и т.д.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ — бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации.

Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента.

Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.

Итак, объединение и укрупнение — это хорошо, но во всем надо знать меру.

Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам.

И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Список используемой литературы

1.    Закон Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 г. № 190 – ФЗ.

2.    И.М.Абрамов, И.А.Михайлова-Станюта, О.С. Булко, Е.В.Васина, А.П.Урбан. «Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования)». Минск., 1997.

3.    А. Г. Мовсесян. «Интеграция банковского капитала — необходимое условие развития современной экономики России», председатель правления коммерческого банка «Паритет».

4.    Рожков М., Балабаева Н., «Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания.» Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г

5.    Рожков М., Попов И., «Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс.» Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г

6.    Сборник/Кол. авт. «Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России». Москва.: Центр политических технологий, 1997

7.    Т. Гурова. «Финансово-промышленные группы: современное состояние и перспективы». «Эксперт» №13 от 6 апреля 1998 года.

Приложения

1.    Приложение № 1. Документы, регулирующие процессы создания и деятельности финансово-промышленных групп.

2.    Приложение № 2. Финансово-промышленные группы, внесенные в Государственный реестр на 1 января 1998 года.

Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп

… фирму , брокерские конторы (с выходом на валютные , фондовые , и товарно- сырьевые биржи ) , внешнеэкономические информационные подразделения .

Производственную : предприятия , которые финансово-промышленая группа подписывает деньгами . Коммерческую : торговые компании , товарно-сырьевые биржи , транспортную и сервисную фирму .

ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ …

… системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.

Заключение Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур — одно из ключевых направлений выведения российской экономики из …

… технологическихцепочек; примененияобщестатистическихметодов (корреляции,индексного,табличного,графическогои др.) к новомуобъекту исследования— ФПГ.2.Методикастатистическогоанализа функционированияфинансово-промышленнойгруппы и еетехнологическихцепочек, включающая,разработанныена основе аддитивных,мультипликативныхи смешанныхмоделей, алгоритмыстатистическогоанализа …

… : проблемы и перспективы развития.   3.1. Первые шаги по созданию финансово-промышленных групп в России. Финансово-промышленные группы — явление сравнительно новое в российской экономике.

Их возникновение свидетельствует о формировании крупного слоя финансово-экономических отношений.

Что удалось на сегодня сделать по созданию ФПГ? Какова нормативно-правовая база их деятельности? До декабря …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/61656/3

Транснациональные банки и финансово-промышленные группы

3.4.2. Транснациональные финансово-промышленные группы

Транснациональны банки (ТНБ). представляют собой разновидность ТНК(транснациональные корпорации или компании), действующих в банковской сфере.

ТНБ распространили свои филиалы по всему миру, проводят невиданные ранее по масштабам операции сверх национальных границ, ставят под свой контроль валютный и финансовые связи между государствами и экономические процессы внутри отдельных стран. Нужноотметитьогромныеразмерыактивов, которымирасполагают ТНБ.

Транснациональные банки мобилизуют огромные денежные средства в разных валютах, предоставляют кредиты на любой срок, осуществляют на международном уровне операции с ценными бумагами, применяют самые разнообразные формы финансирования производства и внешней торговли, развивают невиданные ранее по масштабам доверительные операции.Главный принцип и цель ТНБ:мобилизовать любые средства там, где это наиболее удобно и дешево, и перебрасывать их туда, где их использование сулит наибольшую выгоду. Виды деят-ти:1)прием вкладов — мобилизация капиталов, их переброска из страны в страну с целью получения максимальной прибыли, высокая гибкость в управлении ресурсами. 2)кредитные операции-для проведения кредитных сделок главным критерием в выборе страны является наличие благоприятного экономического и политического климата.Следуя общей экономической ситуации в разных странах, банки кредитуют наиболее перспективные отрасли экономики.3)расчетные операции-особенность расчетных операций ТНБ состоит в том, что они ведутся одновременно в нескольких валютах. Если раньше банки выступали на валютных рынках только лишь как посредники, покупая и продавая валюту по поручению крупных клиентов, то теперь они обслуживают всю сложную систему расчетов между странами.

Клиентами ТНБ могут являться:импортеры и экспортеры, кот необх профинансировать свою междунар. торговлю; корреспондентские банки, кот требуются ден. ср-ва для финансирования торговых или инвест.

операций своих клиентов; крупные международные фирмы, кот нуждаются в фондах для зарубежных инвестиций; иностранные правительства, кот требуются деньги для финан-иядефицита платежного баланса или для выполнения программ развития.

Современные финансово-промышленные группы(ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункцион.

структуры, образующиеся в результате объединения капиталов пред-ий, кредитно-финансовых и инвест-ых институтов, а также других организаций с целью макс прибыли, повышения эффек-типроизв-ых и финанс-ых операций, усиления конкуренто-ти на внутреннем и внешнем рынках, роста экономического потенциала их участников.

Включают в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Решающее значение имеет классификация ФПГна два вида:1)участники которой участвуют как основное и дочерние общества — ФПГ холдингового типа; 2)участники которой подписали договор о создании ФПГ, объединили свои имущественные активы и учредили центральную компанию.

ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участий», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение.

15.Международная экономическая интеграция: понятия, движущие мотивы, этапы интеграции

МЭИ– объединение стран на основе подписания соглашений и имеет разную степень развития.

К наиболее общим предпосылкам относят:

–между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы;

– географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу;

– наличие между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем.

Движущие мотивы:1.экон интересы 2 получение преимуществ за счет: а) расширение рынков сбыта товаров(проникновение на рынки других стран) б) сокращения торговых издержек(использование элементов торговой политики) в) содействия структурной перестройке экономики: получение инвестиций и технологий более развитых участников интеграции.

Этапы интеграции:

0.Начальный этап: подписание соглашений между странами (мы покупаем у Германии моторы для MAN)

1.Создание зон свободной торговли (СЭЗ) – часть территории гос-ва с особым льготным режимом – снижение налогов, сниж тамож тарифов. Особенно много СЭЗ в Китае, в РБ 6 СЭЗ, В Росии(Калининград). Здесь налоги на прибыль ниже. Зона беспошлинной торговли.

2. Таможенный союз (дается послабление по тамож пошлинам между странами)

3. Создание общего рынка(Концепция 4-х свобод: товары, услуги, труд, инвестиц)

4. Экономический союз (единая экономическая и валютная политика)

5. Полная экономич интеграция (создаются наднациональн органы управления, одинак налоги, одинак валютн пол-ка, единая валюта)

Источник: https://sdamzavas.net/1-29379.html

Refpoeconom
Добавить комментарий