3.3.3. Институциональный анализ

§ 3. УРОВНИ АНАЛИЗА В НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И

3.3.3. Институциональный анализ
: ж

Институциональные соглашения 2

С

I

Индивид

Рис. 2. Трехуровневая схема исследования

На первом уровне — индивиды, или экономические агенты, на втором уровне — различные институциональные соглашения в виде рынков, фирм, гибридных (смешанных) форм, а на третьем уровне — институциональная среда, состоящая из системообразующих правил игры. В соответствии с терминологией, разработанной Д. Нортом и JI.

Дэвисом, институциональная среда — совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения. Институциональные соглашения — договоры между хозяйственными единицами, которые определяют способы кооперации и конкуренции [Davis L., North D.

, 1971, p. 5—6].

На рис. 2 изображено семь видов зависимостей между уровнями анализа. Первые три типа являются, по О.Уильямсону, ключевыми, или первостепенными, для теории трансакционных издержек (выделенные сплошной линией). Поскольку речь идет не только об экономической теории трансакционных издержек, рассмотрим коротко каждую из вьщеленных зависимостей. 1.

Поведенческие предпосылки. В зависимости от принятых поведенческих предпосылок будут по-разному выглядеть модели рынков и фирм, а также государства. Отправной точкой анализа в неоклассической теории является модель рационального выбора. В свою очередь, неоклассическое направление рассматривается здесь как точка отсчета.

Вот почему в предыдущем разделе мы в оснойном рассматривали соотношение между альтернативными течениями экономической мысли на первом уровне.

Использование предпосылки об ограниченной рациональности и оппортунизме обусловливает не только согласование условий обмена пучками правомочий ex ante (как это имеет место в теории управления поведением исполнителя и экономической теории прав собственности, о чем более подробно см.

в главах 9, 10 и 11), но и ex post (экономическая теория трансакционных издержек, см. главы 12 и 13)33. Последняя особенно важна, когда используются специфические ресурсы.

Данная проблема находит отражение в концепции «неполных контрактов», что имеет непосредственное отношение к объяснению сравнительной эффективности тех или иных форм институциональных соглашений (устройств). Данная зависимость может быть суммирована как поведение, противоречащее или соответствующее правилам игры, а также направленное на изменение (создание) правил, которые не являются системообразующими. 2.

Влияние институциональных соглашений друг на друга. В данном случае речь идет об изменении характера отношений на рынке, или структуры рынка, в результате действия фирм и в то же время изменения поведения фирм под влиянием изменения рыночной ситуации.

Содержательное рассмотрение данного вопроса предполагает определение и рынка, и фирмы как институтов, являющихся полярными формами институциональных соглашений с точки зрения способа решения проблемы координации34.

Кроме того, использование единой системы координат позволяет выявить и исследовать гибридные формы институциональных соглашений, такие, как субподряд и франчайзинг (коммерческая концессия) [Макмиллан Дж., 1994, с. 182—210; Dnes A., р. 297—324; Klein В., 1995, р. 9—37].

Это является следствием определения института как единицы анализа. — 3.

Сдвиги в параметрах означают изменения в основополагающих правилах игры. Речь идет, например, об изменениях в системе ценообразования, налогообложения, антимонопольного или таможенного регулирования, введения новых правил лицензирования, регистрации предприятий и т.п.

Сдвиги в параметрах влияют на сравнительную эффективность альтернативных институциональных соглашений, изменяя структуру трансакций в экономике в результате отбора и адаптации институциональных устройств и организаций.

В частности, снижение налогового бремени при условии наличия гарантий стабильности нового налогового режима, при прочих равных условиях создает стимулы к более активному использованию легальных (нетеневых) рыночных трансакций.

Данное влияние опосредованно, поскольку прежде всего изменяются затраты ресурсов на использование существующих институтов и создание новых, то есть трансакционные издержки. Однако в данном случае изменения в институциональной среде рассматриваются как экзогенные. 4.

Формирование институциональными соглашениями социальных условий жизни индивида, а более узко — правил игры. Данная зависимость показывает, что предпочтения индивидов могут рассматриваться как эндогенные.

Свойства этих предпочтений оказываются зависимыми от особенностей институциональных соглашений. Поскольку правила кооперации и конкуренции ограничивают набор возможностей для экономического агента, то тем самым ограничивается и размерность ситуации выбора.

Соответственно изменение размерности и структуры ситуации выбора приводит к изменению предпочтений.

Необходимость учета данного аспекта в анализе поведения экономических агентов обусловлена рассмотрением доступных институциональных альтернатив, а не всех гипотетически возможных35.

Объяснение предпочтений, превращение их в эндогенную переменную требует если не отказа, то, по крайней мере, существенной модификации модели инструментальной рациональности, которая лежит в основе неоклассической теории выбора. 5.

Влияние институциональных соглашений на институциональную среду. Иначе говоря, опосредованное влияние индивида (если здесь проводится принцип методологического индивидуализма) на формирование основополагающих и системообразующих правил игры. Данное воздействие осуществляется через организацию.

Вот почему в основе анализа данной зависимости лежит проблема коллективного действия. О.Уильямсон выделяет две формы воздействия на институциональную среду: инструментальную и стратегическую.

Если инструментальная носит чисто координационный характер, позволяя улучшить положение всех участников обмена, иначе говоря, добиться Парето-улучшения (с учетом возможных компенсаций, о чем см.

главу 16), за счет изменений в законодательстве, то стратегическая форма влияния36 означает получение одной из групп специальных интересов распределительных преимуществ, что известно в теории как рентоориентированное поведение и вымогательство ренты [Заостровцев А.П., 1999; с. 3; Тамбовцев В.Л., 20016; с.

16—17, МсСЬевпеу Р., 1997, 1998]. Это обстоятельство отражает двойственность институтов с точки зрения окончательного размещения ресурсов в условиях положительных трансакционных издержек, что, в свою очередь, влияет на характер институциональных изменений. 6.

Формирование институциональной средой социальных условий жизни индивида. Свойства данной зависимости аналогичны рассмотренным выше характеристикам зависимости 4. Только в данном случае большое значение для объяснения индивидуальных предпочтений будет иметь теория организованных идеологий37. 7.

Влияние индивида на институциональную среду посредством участия в политическом процессе, в частности в выборах.

Данную зависимость также можно рассматривать в терминах предпосылок поведения, в результате чего можно выделить различные альтернативы объяснения формирования и изменения системообразующих правил игры.

В частности, существенное значение имеет информация об ожидаемых распределительных последствиях той или иной системы правил, которой располагает индивид, а также распространение рациональной неосведомленности среди экономических агентов.

Как уже отмечалось выше, в рамках экономической теории трансакционных издержек акцент сделан на определении характеристик поведения (ограниченная рациональность, оппортунизм).

Выделенные особенности поведения вместе с характеристиками того или иного актива (степень его специфичности) позволяют исследовать альтернативные формы институциональных соглашений (рынок, гибрид, иерархия) и процесс замещения на пределе одной формы институционального соглашения другой, как это предлагал Р. Коуз. Сам процесс замещения определяется изменениями в институциональной среде, принимающих форму «параметрических сдвигов». С этой точки зрения экономическая теория трансакционных издержек не изучает процессы изменения «конституционных правил», что, в свою очередь, не позволяет систематически рассматривать ограниченную рациональность индивидов как изменяющуюся, эндогенную величину.

По той же самой причине за пределами внимания остается четвертая зависимость, которая в то же время оказывается принципиально важной в теории принятия решений в условиях ограниченной рациональности (Г.Саймон).

В рамках новой экономической истории предметом изучения оказываются не только изменяющиеся институциональные соглашения (механизмы управления сделками), но и институциональная среда.

Источник же таких изменений — рост населения, сдвиги в технологии (в результате накопления знаний) и предпочтениях (система ценностей), накопление знаний.

С точки зрения анализа изменений в институциональной среде данное направление близко к конституционной экономической теории (Д. Бьюкенен). Для объяснения институциональных изменений в рамках единой системы координат Д.Бромли [Bromley D., 1989, р.

110] предложил выделить два типа трансакций: товарные и институциональные (подробнее об их соотношении см. главу 6). Таким образом, институциональная структура в модели оказывается не только ограничением в процессе выбора и обмена, но и их результатом.

Экономическая теория прав собственности в отличие от новой экономической истории и аналогично экономической теории трансакционных издержек делает акцент на анализе институциональных соглашений (формы деловых предприятий, организация использования ресурсов в рамках свободного доступа и т.п.)38.

Однако в данном случае они представлены в терминах обмена пучками правомочий, что соответствует различным типам контрактов.

В силу отмеченного выше акцента на отношениях ех ante в теории прав собственности и контрактов (в форме теории управления поведением исполнителя) не уделяется внимания проблемам неполноты контрактов, их самовыполняемости и частного порядка улаживания конфликтов.

Если рассматривать новую институциональную экономическую теорию как процесс, то различные интерпретации возникают на основе «отправных пунктов» анализа, лежащих за пределами ортодоксальной экономической теории.

В частности, это экономическая история, право, социология, теория организаций, политология. Однако по мере развития осуществляется многократное заимствование приемов анализа одного направления для развития некоторых аспектов другого.

Данное обстоятельство может рассматриваться как косвенное свидетельство «родственности» рассмотренных течений экономической мысли.

Как и любой подход, любая теория или исследовательская программа, новая институциональная экономическая теория также имеет свои ограничения, которые в значительной мере определяются ее происхождением.

Вот почему так много вопросов возникает по поводу применения моделей рационального выбора в объяснения нерыночных институтов, а также использования контрактной терминологии в объяснении отношений подчинения, феномена власти.

По мере изложения соответствующих моделей мы попытаемся предложить обоснование для их использования в качестве объясняющих моделей.

Прежде чем приступать к дальнейшему изложению, следует отметить еще одну важную деталь, связанную с предложенной выше схемой. Признание значимости институтов в плане определения окончательных результатов размещения ресурсов может быть разным. И эти различия обусловлены теми требованиями, которые предъявляются к рабочей модели человека.

В некоторых случаях вполне возможно использование стандартных предположений неоклассической теории для объяснения той или иной проблемы, в других случаях это ведет лишь к выхолащиванию анализа.

Вот почему для лучшего понимания возможностей и границ неоклассического подхода, необходимости его модификации следует обратиться к элементам рабочей модели человека.

Источник: https://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-institutsionalnaya/urovni-analiza-novoy-institutsionalnoy-27413.html

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

3.3.3. Институциональный анализ

Л.И. Макарова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Учебное пособие

Челябинск 2012

Макарова Л.И.

Институциональная экономика: Учебное пособие. Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2012.

Учебное пособие по курсу институциональной экономики даёт представление о предмете и методах институциональной экономической теории, предпосылках её возникновения и особенностях функционирования современной экономики с учётом институциональных факторов.

Предназначено для студентов направления «Экономика», обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

Рецензенты: кафедра банковского дела ЮУрГУ;

Е.И. Бухаров, кандидат экономических наук, доцент

кафедры финансов и бухгалтерского учёта ЮУПИ

© ФГБОУ «Челябинский государственный

университет», 2012

© Л.И. Макарова, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………5

Тема 1. Введение в институциональный анализ………………………..7

1.1. Определение института ………………………………………………..7

1.2. Предшественники институционализма: неоклассическая

экономическая теория…………………………………………………….…….9

1.3. Институциональная экономика………………………………………….12

1.3.1. Традиционный институционализм……………………………………13

1.3.2. Новая институциональная экономическая теория (НИЭТ)…………16

Контрольные вопросы задания…………………………………………….…19

Тема 2. Значение институтов для развития экономики…………………..19

2.1. Функции институтов. Соотношение формальных

и неформальных институтов………………………………………………….19

2.2. Сравнительная характеристика неформальных

институтов рыночной и командно-административной системы …………..24

2.3. Институциональная среда и институциональные матрицы…………28

2.4. Взаимодействие индивида и институциональной

среды. Институциональные соглашения ……………………………………30

Контрольные вопросы задания……………………………………………….33

Тема 3. Теория прав собственности………………………………………..34

3.1. Общая характеристика прав собственности. Спецификация

прав собственности……………………………………………………………34

3.2. Альтернативные режимы собственности……………………………39

3.3. Практическое значение теории прав собственности

(на примере теоремы Коуза)…………………………………………………44

3.4. Теории возникновения и развития прав собственности………………..48

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..49

Тема 4. Контрактный подход к исследованию институтов…………….50

4.1. Определение контракта……………………………………………….50

4.2. Типы контрактов………………………………………………………53

4.3. Проблема оппортунистического поведения ………………….54

4.4. Теории контрактов …………………………………………………….56

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..60

Тема 5. Трансакционные издержки………………………………………..61

5.1. Понятие и виды трансакций…………………………………………..61

5.2. Общая характеристика трансакционных издержек ………………..64

5.3. Количественная оценка трансакционных издержек ……………..…68

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..69

Тема 6. Институциональная теория фирмы………………………………70

6.1. Способы координации хозяйственной деятельности……………….70

6.2. Неоклассический подход к анализу фирмы…………………………72

6.3. Институциональный подход к анализу фирмы………………………74

6.4. Различные организационные формы фирм …………………………78

6.5. Типология фирм в институциональной теории…………………….83

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..85

Тема 7. Институциональная теория государства……………………..…86

7.1. Теории происхождение государства…………………………………….86

7.2. Сущность и функции государства………………………………………..88

7.3. Типы государств……………………………………………………….89

7.4. Государство в переходной экономике……………………………………94

7.5. Эффективность государственного регулирования экономики…………96

Контрольные вопросы и задания………………………………………..……98

Тема 8. Институциональные аспекты теневой экономими……….……99

8.1. Сущность и причины теневизации экономики…………….….…….99

8.2. Трансакционные издержки ведения нелегального и легального

бизнеса…………………………………………………………………………102

8.3. Масштабы распространения и последствия функционирования

теневой экономики……………………………………………………….…..104

Контрольные вопросы задания………………………………………………108

Тема 9. Институциональные изменения…………………………………108

9.1. Стабильность институтов и институциональная динамика ………….108

9.2. Теория реформ. Перспективная институциональная траектория…….112

9.3. Стратегии реформ ……………………………………………………………114

9.4. Основные издержки и ошибки институциональной

трансформации……………………………………………………………….116

Контрольные вопросы задания………………………………………………118

Библиографический список…………………………………….…………151

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый текст лекций по истории институциональной экономической мысли предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Экономика».

Материалы лекций содержат темы и вопросы, дающие общее представление о зарождении, развитии, основных направлениях институциональной экономической мысли. Весь лекционный материал разбит на девять тем.

Первая тема содержит различные подходы к определению института, рассматривается институт в трактовке Д. Норта.

Анализируется неоклассическая экономическая теория, предшествующая возникновению институционализма, приводится её критика, раскрываются причины распространения институционализма, который в своём развитии проходит этапы: традиционный институционализм, новая институциональная экономическая теория.

Во второй главе анализируются базовые функции институтов, даётся характеристика основных видов институтов, проводится сравнительная характеристика неформальных институтов рыночной и командно-административной социально-экономической системы. Значительное внимание уделяется определению институциональной среды и институциональных матриц. Также данная глава раскрывает суть институциональных соглашений, их виды и способы соотношения соглашений.

Третья глава посвящена общей характеристике теории прав собственности. В этой связи даётся определение спецификации прав собственности, рассматриваются альтернативные режимы собственности, анализируются наиболее известные теории возникновения и развития прав собственности. Также особое внимание уделяется решению проблемы внешних эффектов и способам их минимизации.

В четвёртой главе рассматриваются контрактные отношения, даётся определение контракта, типов контрактов. Даётся подробная характеристика оппортунистического поведения и его видов.

Понятие и виды трансакций раскрываются в пятой главе. Здесь же характеризуются трансакционные издержки, их суть и наиболее распространённые классификационные подходы. Раскрывается вопрос о количественном измерении трансакционных издержек.

В шестой – анализ основных способов координации хозяйственной деятельности (рынка и иерархии), форм организации совместной деятельности людей (общины, корпорации и ассоциации).

Приводится сравнительная характеристика двух подходов к анализу фирмы: неоклассического и институционального.

Также рассматриваются различные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности людей с точки зрения взаимодействия принципала (собственника) и агента (управляющего): приводится типология фирм с позиций институционального анализа.

Неоинституциональной теории государства посвящена седьмая глава. В этой главе определяется сущность, функции, основные типы государств, анализируется специфическая роль государства в переходный период, поднимается вопрос об эффективности государственного регулирования экономики.

В рамках восьмой главы раскрываются сущность и причины теневизации экономики, сравниваются трансакционные издержки ведения нелегального и легального бизнеса, определяются способы измерения, масштабы и последствия функционирования теневой экономики.

Заключительная, девятая глава содержит материал по теории реформ – наиболее молодого раздела институциональной экономики. Приводится общая характеристика теории реформ, анализируются причины стабильности институтов и их динамики, возможные стратегии реформ, ошибки и издержки институциональной трансформации.

В соответствии со своим назначением текст лекций помимо самих лекций содержит контрольные вопросы и задания, глоссарий, библиографический список. Всё это необходимо студентам для самостоятельного изучения истории институциональной экономической мысли и проверки полученных знаний.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

роль, которую институты играют в обществе,

заключается в уменьшении неопределенности путем

установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной)

структуры взаимодействия между людьми.

Дуглас Норт

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1077; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-32853.html

Московский государственный университет печати

3.3.3. Институциональный анализ

Рис. II.3.1 Рис. II.3.1 Рис. II.6.1 Рис. II.6.1

12.

Глава II.6. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВА

В рамках анализа модели сетевого капитализма особую важность приобретает поиск ответа на вопрос, возможно ли сохранить преимущества кооперации внутри сети, одновременно избавившись от негативных последствий недоверия в отношениях между сетями? Конкретизировав его, мы получаем другую исследовательскую проблему: способно ли государство, обладая территориальной монополией на использование принуждения (Weber, 1968, р. 54), играть ведущую роль в создании обезличенных, универсальных гарантий выполнения условий контрактов? Данная проблема не имеет решения в общем виде. В § 4 главы II.3 было показано, что представители государства вполне могут становиться участниками локальных сетей, нарушая тем самым принцип универсальности своих действий. Поэтому следует говорить, скорее, об анализе особых институциональных условий, при которых государство становится субъектом процесса универсализации. Дискуссия будет начата с определения той роли, выполнение которой ожидается от государства для успешного функционирования рынка (§ 1). Мы уделим особое внимание участию государства в установлении и защите прав собственности, продолжая тем самым сюжетную линию главы II.2. Затем будут описаны институциональные условия, создающие стимулы для эффективного выполнения государством этой роли (§ 2). В § 3 мы обсудим эмпирические методы анализа государства. Наконец, § 4 будет посвящен обсуждению некоторых элементов политической экономии демократического государства.

12.1.

§ 1. Роль государства в функционировании рынка

Споры между представителями различных течений в экономической теории касаются в основном не признания самого факта влияния государства на рыночные сделки, а определения оптимальных направлений и интенсивности государственного влияния.

С точки зрения представителей неоклассической теории, объемы государственного вмешательства в функционирование рынка определяются «провалами» последнего. Подобная позиция подвержена критике, причем как в методологическом, так и в практическом плане.

Во-первых, определение функций государства через «провалы» рынка методологически эквивалентно признанию рынка метаинститутом (эта проблема уже затрагивалась в § 2 главы II.3). Во-вторых, использование «провалов» рынка в качестве независимой переменной возможно лишь в том случае, когда рынок исторически предшествует появлению государства.

Подобную ситуацию следует признать лишь гипотетической. В странах Западной Европы, где рынок впервые выделился в отдельную сферу человеческой деятельности, государство сыграло в его становлении ведущую роль. Даже в Англии появление рынка нельзя признать полностью эволюционным процессом.

«Практика свободных обменов была введена и постоянно поддерживалась с помощью все более усиливающейся политики государственного вмешательства, которая была в значительной степени централизованной… Политика laissez-faire была спланированной» (Polanyi, 1995, р. 190-191).

Приватизационные программы правительств бывших стран с командной экономикой служат другой иллюстрацией процесса создания рынка «по плану» (Andreff, 1993а).

Причем не обязательно ставится цель именно создавать рынок: не исключена ситуация, когда практика свободных обменов появляется как «неожиданный результат осознанной деятельности» представителей государства. Например, увеличение доли денежной составляющей в налогах может стимулировать развитие в преимущественно натуральной экономике некоторых видов торговли (Ensminger, 1992, р. 58). В любом случае государство исторически предшествует рынку и решающим образом влияет на процесс его становления.

Оптимальный объем государственного вмешательства произволен не от параметров рынка, а от характеристик институциональной среды, потому что государство, как и рынок, следует признать одним из вариантов управленческой структуры.

Причем, по сравнению с фирмой или сетью, государство функционально связано с наиболее универсальными, нелокальными элементами институциональной структуры.

Такими, как «абстрактный набор правил, которые обезличены, ибо должны применяться к представителям всех без исключения категорий субъектов, и исключают произвол, так как они воспринимаются одинаково всеми представителями одной и той же категории» (, 1995, р. 167). Универсализм государства, в отличие от универсализма рынка, может основываться на применении насилия.

Универсальный характер правил, лежащих в основе деятельности государства, имеет количественное измерение: чем более универсальны правила, тем ниже трансакционные издержки во взаимоотношениях между социально и/или географически удаленными экономическими субъектами.

«Когда государство вводит принцип верховенства закона (rule of law) в регионе, где закон ранее отсутствовал, в результате снижаются трансакционные издержки и стимулируется торговля» (Eggertsson, 1990, р. 16). Одно из наиболее важных с экономической точки зрения универсальных правил касается установления и защиты прав собственности.

По мнению Дугласа Норта, само появление государства было обусловлено установлением исключительных прав собственности на землю («первая экономическая революция»), а его дальнейшее развитие — с установлением прав собственности на технические знания и инновации («вторая экономическая революция», предшествовавшая индустриальной) (North, 1981, р. 94, 147). Поэтому в дальнейшем дискуссия будет посвящена в основном той роли, которую играет государство в отношении прав собственности.

Государство — это особая управленческая структура, которую отличает универсальный характер и возможность применение насилия для реализации властных полномочий, прежде всего связанных с установлением и защитой прав собственности.

Наиболее известная попытка определить универсальный принцип, согласно которому государство устанавливает и защищает права собственности, была предпринята Рональдом Коузом. Этот принцип, легший впоследствии в основу «теоремы Коуза» (см. главы I.3 и II.

4); сводится к желательности в условиях, отличных от нуля трансакционных издержек, закрепления государством прав собственности на ресурсы за теми экономическими субъектами, которые смогут извлечь из их использования наибольшую выгоду.

«Даже когда можно изменить законное разграничение прав с помощью рыночных трансакций, весьма желательно уменьшение потребности в таких трансакциях, чтобы таким образом уменьшить вовлеченность ресурсов в осуществление таких трансакций» (Коуз, 1993, с. 108).

Арсенал методов, с помощью которых государство может влиять на распределение ресурсов между экономическими субъектами, достаточно широк.

Он включает в себя как прямое назначение собственников, так и косвенные методы воздействия: антимонопольное и трудовое законодательства, дифференциацию налогового режима в зависимости от формы собственности и т.д. (Campbell, 1993).

Впрочем, спор о методах вторичен от ответа на вопрос, насколько универсальным следует признать использование критерия наибольшей выгоды при установлении прав собственности? Ведь, как показывает Владимир Андрефф на примере французского опыта приватизации государственных предприятий, наряду с поиском эффективного собственника, способного извлечь наибольшую выгоду, во внимание необходимо принимать целый комплекс других факторов, в том числе и отношение к ее результатам со стороны населения (Andreff, 1999).

По определению критерий наибольшей выгоды разделяется всеми участниками обмена правомочиями, когда их мотивация сводится к поиску полезности. Иными словами, логика теоремы Коуза универсальна в обществе, геометрическое место членов которого на рис. II.3.1 находится в окрестностях вершины «Полезность».

Однако даже в этой гипотетической ситуации может возникнуть потребность в учете морали или других мотивов экономического поведения, если существует несколько удовлетворяющих критерию наибольшей выгоды исходов, т.е. точек равновесия Нэша (Heap, 1995).

Вернемся к классическому примеру, касающемуся определения принадлежности права на запрещение вредного использования во взаимоотношениях между фермером и скотоводом (Коуз, 1993, с. 88-94). Достаточно лишь незначительно изменить условия, чтобы появился второй равновесный исход и простой торг оказался безрезультатным (табл. II.6.1) (см. примечание*).

Пусть чистый доход от обработки пашни составляет 1 долл. Когда по соседству с фермером появляется скотовод, то его корова потравит урожай ценностью в 1 долл. Если фермер решит «выкупить» за 1 долл. право скотовода завести корову, то его положение при этом нисколько не улучшится, а ценность производства не будет максимальна. Аналогично попытка скотовода «выкупить» за 1 долл.

право фермера возделывать пашню также не улучшит его положения и не увеличит ценность производства. В конечном счете рынок (и, следовательно, государство, действующее на основе критерия, предложенного Коузом), оказывается неспособным определить в данной ситуации наиболее эффективного собственника.

Таблица II.6.1

ТОРГ МЕЖДУ ФЕРМЕРОМ И СКОТОВОДОМ

Источник: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook848/01/part-013.htm

Введение в институциональный анализ

3.3.3. Институциональный анализ

Оглавление

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Оглавление. 1

Введение в институциональный анализ. 3

Определение понятия института. 3

Функци институтов: 3

Классификация институтов по признаку ситуаций, в которых они возникают. 4

Ситуации «невидимая рука» и «дилемма заключенных»; обещания, заслуживающие доверия. 4

Ситуация координации, эффект совмещенных ожиданий и фокальные точки (Шеллинг). 6

Ситуация неравенства. 7

Институциональная структура общества. 7

Институты формальные и неформальные. 8

Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил. 8

Условия эффективности неформальных институтов. 9

Взаимодействие формальных и неформальных институтов. 9

Заимствование институтов и роль механизмов принуждения к соблюдению правил. 10

Основные элементы системы общественного контроля. 10

Транзакционные издержки. 11

Понятие транзакции. Транзакции рыночные и внутрифирменные. 11

Виды рыночных транзакционных издержек и средства их минимизации: 12

Издержки поиска информации об альтернативах сделки (о цене и партнере). 12

Издержки измерения. 13

Классификация благ в зависимости от издержек измерения их качества. Поисковые блага, экспериментальные и доверительные. 13

Избыточное производство информации о качестве блага. 14

Способ организации сделки как средство экономии транзакционных издержек измерения (продажа товара с гарантией, продажа под торговой маркой, контракты с долевым участием). 15

Неоднородные товары и способ их продажи (сокрытие информации или «кот в мешке»). 16

Издержки проведения переговоров и заключения контракта. 16

Переговоры по Гоббсу как социальная дилемма. 18

Издержки контроля за соблюдением контракта и предотвращением оппортунистического поведения. 19

Частные способы защиты контракта («заложник», обеспечение, самовыполняющиеся соглашение, эмоциональный союз или соединение интересов). 21

Механизм репутации как средство защиты контракта. 22

Сравнительные преимущества и недостатки правовой системы как механизма защиты контрактов. 23

Издержки защиты контракта от третьих лиц. 25

Protection vs 3d parties (издержки на защиту прав собственности). 25

Транзакционные издержки и основные типы экономического обмена: характеристика институциональной структуры основных типов обмена (по Д.Норту). 27

Экономическая теория прав собственности. 28

Определение понятия прав собственности. 28

Права собственности в экономической теории. 28

Спецификация прав собственности, способы спецификации прав собственности. 29

Размывание прав собственности. 30

Пучок прав собственности. 30

Расщепление прав собственности. 31

Внешние эффекты и несостоятельность рынка. 32

Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. 32

Теорема Коуза. 33

Альтернативные режимы прав собственности. 34

Общая собственность (свободный доступ) и проблема исчерпания ресурсов. 34

Исключительные права собственности и условия их формирования ???. 35

Коллективная (общинная ) собственность. 36

Оптимальная численность группы при коллективной собственности. 38

Частная собственность. 38

Государственная собственность. 40

Теории возникновения и изменения прав собственности (наивная теория прав собственности, теория групп интересов и издержки коллективных действий; теория рентоориентированного поведения). 40

Экономический анализ контрактов. 45

Понятие контракта. 45

Контракт в юридическом и экономическом смысле. 46

Понятие полного контракта. 47

Причины неполноты контрактов. 48

Типы асимметрии информации (скрытые характеристики, скрытые действия/скрытая информация и скрытые намерения) и виды оппорутинистического поведения. 48

Неблагоприятный отбор и методы его предотвращения (подача сигналов и просеивание). 49

Неблагоприятный отбор на рынке труда. 50

Моральный риск. 51

Проблема взаимоотношений принципал-агент. 52

Агентские издержки. 52

Методы предотвращения морального риска (контроль над агентом, стимулирующие контракты, внесение залогов и объединение собственности). 53

Фундаментальная трансформация контрактных отношений. 54

Инвестиции в специфические активы и проблема вымогательства. 54

Типы контрактов (классический, неоклассический и отношенческий) и альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия. 55

Гибридные формы: проблема гарантий специфических капиталовложений. 57

Франчайзинг как форма гибридного институционального соглашения. 58

Институциональная среда и выбор типа контракта. 58

Роль доверия в деловых отношениях, «доверие» в экономической теории. 59

Виды доверия. 60

Институциональные теории фирмы.. 60

Неоклассическая теория фирмы. Объяснение причин возникновения фирмы в неоинституциональной теории (Ф.Найт, Р.Коуз, А.Алчиан, и Х Демсец, О. Уильямсон, О.Харт). 60

Анализ экономических организаций с позиции теории прав собственности. 66

Формы деловых предприятий и распределение прав собственности в них; сравнительные преимущества и недостатки этих форм (частнопредпринимательская фирма, товарищество, открытая корпорация, регулируемая фирма, государственная фирма, некоммерческая организация, фирма с рабочим самоуправлением). 67

Отделение собственности от управления в открытой корпорации. 72

Принципы и механизмы корпоративного управления (не обязательно ,но я решил вставить). 73

Анго-саксонская и германо-японская модели, их сравнительные преимущества и недостатки. 74

Модели корпоративного управления. 74

Экономическая теория государства. 75

Объяснение феномена государства (теория насилия, теория социального контракта). 75

Теория государства Д.Норта. 76

Институциональная динамика ???. 79

Стабильность институтов и институциональные изменения. 79

Понятие институционального равновесия. 79

Основные источники институциональных изменений. 80

Централизованные и стихийные институциональные изменения. 81

Роль государства в процессе институциональных изменений. 81

Проблема компенсации проигравших групп. 82

Теория отбора в процессе конкуренции наиболее эффективных институтов (Алчиан, Фридман). 82

Институциональные изменения в зависимости от траектории развития (path-dependance). 82

Форма зависимости от траектории развития (слабая, средняя и сильная формы). 83

Определение понятия института.

Оглавление

Институт – правило, обеспечиваемое внешней санкцией. North (1990): институты – это правила игры, или созданные человеком рамки, которые задают взаимоотношения между людьми. Институты уменьшают неопределенность, определяют и ограничивают набор имеющихся альтернатив.

Функци институтов:

Оглавление

1)Рамочное регулирование деятельности, ограничение набора доступных альтернатив. Это дает: предсказуемость и устойчивость деятельности; координация действий игроков в условиях неопределенности; устранение распределительного конфликта и ущерба от споров по поводу перераспределения выигрыша.

2) Предсказуемость поведения людей

3) min затрат на совершение трансакций (издержек взаимодействия)

4) обучение игроков правилам и нормам (передача информации)

Классификация институтов по признаку ситуаций, в которых они возникают

Оглавление

1. Ситуация кооперации («дилемма заключенного»)

2. Ситуация координации

3. Ситуация неравенства/перераспределения

Ситуации «невидимая рука» и «дилемма заключенных»; обещания, заслуживающие доверия

Оглавление

Ситуация типа «дилеммы заключенных».

«Парадокс индивидуальной рациональности»:

Индивидуально максимизирующее поведение не всегда приводит к оптимальным результатам.

Игроки-одиночки попадают в ловушку вследствие своей рациональности.

«Не чувствуя себя в безопасности люди стремятся напасть первыми, поскольку лучшая защита это нападение».

Доминирующая стратегия –стратегия от которой не выгодно отклонятся в независимости от действий другого игрока

Оптимум по Парето— ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положения другого.(предпосылки по Парето: Полная и совершенная информация, известна цена, издержки обмена информации между людьми отсутствуют)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_183690_vvedenie-v-institutsionalniy-analiz.html

Направления и задачи институционального анализа

3.3.3. Институциональный анализ

Тема. Институциональный анализ

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

1. содержание и задачи институционального анализа;

2. основные направления институционального анализа;

3. задачи стратегического анализа;

4. задачи анализа административных вопросов;

5. задачи анализа организации проекта и его участников.

и приобретете следующие компетенции:

1. приобретете навыки рассмотрения основных вопросов институционального анализа;

2. навыки определения задач по различным направлениям институционального анализа.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· Институциональный анализ.

· Стратегический анализ.

· Анализ административных барьеров.

· Анализ участников проекта.

· Анализ организации управления проектом.

Обратите внимание на:

понятия «институциональный анализ», какие внешние и внутренние факторы учитываются при институциональном анализе, каковы основные задачи анализа, какие вопросы решаются в процессе анализа, какие институты должны быть учтены при стратегическом анализе, какие административные барьеры стоят на пути реализации проектов, как влияют участники и организация проекта на его осуществимость.

Обратите внимание на:

Особенности организационных структур, на то, как взаимодействуют между собой участники проекта.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое институциональный анализ;

2. Анализ каких факторов включает институциональный анализ?

3. В чем заключается стратегический анализ эффективности проекта?

4. Какие субъекты участвует в проектах?

5. Для чего нужно анализировать структуру проекта?

6. Какие административные барьеры возникают на пути реализации проекта?

Теоретический материал по теме:

Термин «институциональный» получил за рубежом распространение в начале 1980-х гг., до этого использовался другой термин — «организационный» анализ или развитие. Сейчас они употребляются как синонимы.

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.

Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме.

1. Анализ возможностей производственного менеджмента.

— опыт и квалификация менеджеров предприятия,

— их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли),

— совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.

2. Анализ трудовых ресурсов.

3. Анализ организационной структуры. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение.

Основные приоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловлены следующими аспектами:

1. политика государства, в которой для детального анализа выделяются позиции, наиболее важные для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвестора:

— условия экспорта и импорта сырья и товаров;

— возможности для иностранных инвесторов вкладывать средства и эекспортировать товары;

— законы о труде;

— основные положения финансового и банковского регулирования.

2. государственный контроль.

Некоторые экономисты предлагают рассматривать институциональный анализ как организационный анализ, т.е.

оценивать организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой должен реализовываться и эксплуатироваться проект, а также вырабатывать необходимые рекомендаций в части менеджмента, организационной структуры, планирования, комплектования и обучения персонала, финансовой деятельности, координации деятельности, общей политики.

С этой точки зрения, основными задачами организационного анализа являются:

· определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

· оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точкиз рения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

· оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

· разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также по снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

· разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Таким образом, может быть сформирована система комплексного институционального анализа для целей управления подготовкой и осуществлением инвестиционных решений. Такая система может строиться следующим образом.

Стратегический анализ. В процессе такого анализа исследуются факторы, относящиеся к деятельности государства — стратегического участника всех проектов, его политике в экономической сфере, где оно определяет основополагающие условия хозяйствования не только на этапе инвестирования, но и на последующих этапах проектной деятельности.

Анализ административных барьеров.

Эти институты являются «осязаемыми» для организации проекта как с точки зрения затрат времени на их прохождение, так и с точки зрения затрат денежных средств: это, например, условия лицензирования деятельности или сертификации продукции (услуг). Преодоление любого из них требует заложить в схему реализации проекта соответствующие этапы, каждый из которых сопряжен с потерями денег или (и) времени.

Анализ участников проекта. Оценка деловых партнеров по реализации проекта: степени их организованности, устойчивости, финансовой состоятельности и т.д. Цель такого анализа — исследовать и оценить возможность провала или успеха проекта по причинам организационного характера.

Анализ организации управления проектом. Анализ внутренних элементов проекта — оценка уровня управления его отдельными составляющими, образующими организацию. Цель — получить представление о слабых и сильных сторонах организационной структуры проекта.

Источник: https://studopedia.su/9_239_napravleniya-i-zadachi-institutsionalnogo-analiza.html

Refpoeconom
Добавить комментарий