3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов

Читать онлайн Экономическая теория. Завтра экзамен страница 14. Большая и бесплатная библиотека

3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов

Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса – цена?

Изучали ли вы экономическую теорию в школе (гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйте свое понимание ее предмета. Случалось ли применять полученные знания в жизни? Где, когда, при каких обстоятельствах? Расскажите.

Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России.

Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?

Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: что производить, как производить, для кого производить в современной экономической теории? Какая роль отводится потреблению?

Прокомментируйте слова Г. Мюрдаля: «Беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать». О какой функции экономической теории они свидетельствуют?

Объясните, какова взаимосвязь между экономикой и политикой. Растолкуйте тезис В. И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики».

Тесты, ситуации, задачи

Выберите правильные ответы

1. Какая из школ экономической теории считала, что предметом политической экономии является:

а) изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве;

б) анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну;

в) исследование богатства, условий его производства и накопления;

г) изучение народного хозяйства и его особенностей в каждой отдельной стране;

д) анализ экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление;

е) поиск эффективного использования редких ресурсов? 2. Кто, когда и где прочитал впервые курс «Экономикс»:

а) Джон Стюард Милль;

б) Адам Смит;

в) А. Маршалл;

г) П. Самуэльсон?

Отбросьте неверные утверждения

1. Экономикс – это:

а) теория и практика рыночной организации производства;

б) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

в) концепция, базирующаяся на анализе стоимости;

г) наука, которая большое внимание уделяет социально-кассовым отношениям;

д) пособие на тему: «Как делать деньги»;

е) исследование экономических мотивов поведения людей;

ж) исследование использования ограниченных ресурсов общества.

2. Политическая экономия – это:

а) наука, основанная на классической философии;

б) наука, базирующаяся на анализе цены;

в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;

г) социально-нейтральная дисциплина.

Разграничьте позитивные и нормативные утверждения

а) за последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

в) структурная перестройка экономики России помимо других целей направлена на повышение уровня потребления людей;

г) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.

Вопрос для сообразительных

Согласны ли вы с известным выражением «Бесплатных обедов не бывает»? Если да, то каково ваше отношение к идее «Бесплатного образования не бывает»? Если положительное, то кто за него должен платить: государство, ваша семья или вы сами? Что рациональнее: всеобщий налог на образование или адресная оплата вами услуг того вуза, где вы учитесь?

Выберите правильный ответ

Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:

а) бегство от налогов;

б) сопоставление выгод и издержек;

в) завышение цен на свою продукцию.

Отбросьте неверные утверждения

1. Экономические законы – это законы, которые:

а) проявляются через экономическую деятельность людей;

б) имеют объективный характер;

в) являются вечными;

г) имеют исторически преходящий характер.

2. Под индукцией понимается:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

в) выведение теории из фактов;

г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.

3. Анализ – это:

а) соединение различных элементов в единое целое;

б) разделение исследуемого предмета на составные части;

в) изучение исследуемого предмета на макроуровне.

4. Социально-экономическая политика – это:

а) абстрактная экономическая теория;

б) способ решения конкретных социальных и экономических вопросов;

в) политика, направленная на достижение только экономической

эффективности.

5. м экономической политики правительства на микроуровне является:

а) стремление к полной занятости населения;

б) обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики;

в) эффективное использование ограниченных ресурсов;

г) обеспечение стабильности цен;

д) управление валютным курсом;

е) проведение разумной фискальной политики;

ж) достижение равновесного платежного баланса;

з) обеспечение экономического роста.

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе

Обратитесь к статистике

Экономисты для наглядности часто пользуются таблицами и графиками.

Ответьте на вопросы:

а) Что такое таблица и как грамотно ее составить?

б) Что такое график и как его построить?

в) Придумайте пример, характеризующий функциональную зависимость двух переменных; оформите эту зависимость графически и покажите в таблице.

Напишите реферат на выбранную тему

Роль экономической науки в развитии общества.

Философия – основа политической экономии.

Математический анализ – кредо экономикса.

Начало начал: Аристотель.

Золотой фетиш и научный анализ: меркантилисты.

Становление классической школы политической экономии: физиократы.

Шотландский мудрец: Адам Смит.

Гений из Сити: Давид Рикардо.

Переведите

Источник: https://dom-knig.com/read_232077-14

Билет №4

3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Потребности — это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его разви­тие как личности и как члена общества. Потребности человека — это состояние объективной ну­жды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функциониро­вания. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Биологические (или как их иногда называют — органические, или материальные) потребности — потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удов­летворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.
  2. Социальные потребности — необходимость в общении с другими людьми, в общественной дея­тельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстни­ков, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.
  3. Духовные (идеальные, или познавательне) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономиче­ской сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязае­мы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно раз­делить во времени.
Ресурсы (факторы производства). Постепенно с развитием общества экономическая наука расширяла представления о факторах, необходимых для производства благ. К ним относят все при­родные, людские и произведенные человеком ресурсы:

  1. Природные факторы (Земля, природные ископаемые, растения, животные и пр.)
  2. Человеческие факторы (Умственные и физические   усилия человека) 
  3. Капитал (Деньги, машины, оборудование)
  4. Информационные факторы (Знания, управленческие и информационные навыки)

На рубеже VIII-VII тыс. до н.э. человечество перешло от собирательства, то есть присваиваю­щего хозяйства (сбор дикорастущих плодов, охота, рыболовство), к производству (воздействию че­ловека на природу с целью создания благ или оказания услуг). С появлением земледелия, скотовод­ства, ремесел основным производителем продуктов потребления становится непосредственно человек. В таком хозяйстве труд человека соединяется с действием природных сил (прежде всего земли и пр.), что во много раз увеличивает эффективность использования природных ресурсов. Та­ким образом, земля и труд в начале Нового времени считались основными факторами.
Чтобы осуществлялось производство, необходим еще третий фактор — капитал (или средства производства). Под этим понятием подразумеваются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, оборудование, то есть все те блага, что создаются людьми для того, чтобы производить другие блага. Признание понятия капитала как фактора производства связывают с именем К. Мар­кса.
Возросшая активность предпринимателей в эпоху научно-технического прогресса в XX в. заста­вила признать в качестве фактора производства предпринимательскую деятельность.
Научно-технический прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффек­тивность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются качественно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограни­ченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора — поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ным и почему?

Положение, когда общество служит государству, не приводит к устойчивому, эффективному развитию ни государства, ни общества. Общество создает государство. Государство является поли­тической организацией общества и призвано служить «общему благу». Слабое государство не мо­жет нормально защищать общественные интересы и неизбежно приведет общество к социальным кризисам и катаклизмам. Но общество должно иметь и рычаги влияния на государство. Такое об­щество называют гражданским.
Три начала формируют общество — человек, коллектив и власть. В обществе заложено непре­рывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состоя­ния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумно­сти) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского обще­ства предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственно­сти, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.
Особой проблемой являются взаимоотношения гражданского общества и государства. Граждан­ское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за преде­лами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют непосредст­венную структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния на политическую организацию общества.В формировании гражданского общества в настоящее время наряду с обеспечением личных и политических прав и свобод граждан на первый план выходит создание системы социально-экономической защиты личности по отношению к государству.
3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

В соответствии со ст.

56 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) при согласии свиде­теля давать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть исполь­зованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего от­каза от этих показаний.

Свидетель имеет право являться на допрос с адвокатом, чтобы иметь возможность защитить свои права.
Согласно ст.

191 УПК РФ допрос свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет) проводятся с привлечением педагога, чтобы не на­вредить психоэмоциональному состоянию несовершеннолетнего. При допросе несовершеннолетне­го свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (родитель, опекун, попечитель).

Свидетель не имеет права:

  1. уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
  2. давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;
  3. разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с уча­стием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.

Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи пока­заний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям их процессуаль­ных прав следователь должен указать на необходимость говорить правду.

Источник: http://humanitar.ru/page/bilet_number4

Естественные и социальные условия жизни. многообразие потребностей и ограниченность ресурсов

3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов

Чтобы существовать, люди должны обеспечить себя пищей, жилищем, одеждой и многим другим. Не все вещи нужны людям в равной мере, поэтому их часто группируют по различным признакам: первой необходимости, повседневного спроса, роскоши и др. Во всех случаях их количество, состав, мера использования зависят от естественных и социальных условий жизни.

К естественной среде относятся трудовые, природные ресурсы и иные условия жизни.

Важнейшим элементом естественной среды являются трудовые ресурсы. Их часть, занятая в сфере материального и нематериального производства, образует экономически активное население. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими, которое называют демографической нагрузкой.

В мире лишь три государства – Россия, США и Китай имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляют свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов.

Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства, а затем вовлеченные в общественное производство, и многократно в нем преобразованные, превращаются в экономические ресурсы.

Естественную ограниченность ресурсов следует отличать от экономической редкости. Редкость ресурсов связана с тем, что все имеющиеся в распоряжении любого общества ресурсы всегда недостаточны для полного удовлетворения всех потребностей людей.

Ограниченность – это не заданное природой свойство ресурсов, а отношения между людьми по поводу ресурсов.

В отличие от ограниченности редкость блага является относительной категорией, поскольку предполагает сравнение величины запасов блага с величиной потребности в них.

Если запасы блага превышают потребности в них, то у общества нет стимула к их наращиванию и поддержанию. Поэтому запасы будут истощаться до тех пор, пока они не станут редкими.

Тогда деятельность, направленная на пополнение запасов этого блага, станет экономически целесообразной.

Таким образом, можно сформулировать закон редкости, который заключается в невозможности удовлетворить безгранично растущие потребности, вынуждая людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а, также рационально их использовать.

Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято называть законом возвышения потребностей.

Потребности чрезвычайно многообразны. Условно их можно разделить на три большие группы: материальные, духовные и социальные потребности.

По своей природе потребности безграничны, поскольку:

— во-первых, включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, всего государства;

— во-вторых, постоянно увеличиваются в объеме, структуре и изменяются качественно. В результате возникают все новые и новые потребности.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А.

Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных: Согласно А.

Маслоу первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, последние три группы – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Источником удовлетворения потребностей является благо. Благо представляет собой любую полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага, подразделяются на:

— материальные и нематериальные;

— экономические и неэкономические,

— общественные и частные,

— настоящие и будущие;

— прямые и косвенные;

— долговременные и краткосрочные и т. д.

При этом важнейшими потребностями являются первые три группы.

Материальные блага – это дары природы – природные ресурсы и продукты производства. К природным ресурсам относится, например, климат, земля, воздух и т.п., а к продуктам производства – здания, машины, одежду, продукты питания и др.

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека: услуги здравоохранения, культуры, образования и т.п. Нематериальные блага могут быть внутренними и внешними.

Внутренние блага даны человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух, голос, физическая выносливость и т.д.).

Внешние блага «поступают» от внешней среды для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т. д.).

В основе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между потребностью в благах и доступным для распоряжения ими количеством благ.

К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. Их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями, что объясняется редкостью ресурсов.

Неэкономические блага предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода, леса и т. д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

К общественным благам относится национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, маяки, результаты фундаментальных научных исследований и многое другое.

Общественные блага отличаются от частных следующими двумя характеристиками. Во-первых, это отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других.

Во-вторых, невозможность воспрепятствовать потреблению общественных благ.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуга – это результат целесообразной деятельности человека в нематериально-вещественной форме. Она дает полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности того или иного субъекта. Например, услуги могут мыть торговыми, ремонтными, финансовыми, консалтинговыми и т.п.

Социальные условия, среда – это общественная организация жизни людей, их взаимодействие между собой на основе определенных экономических принципов. Социальные условия жизни различаются по имущественному положению людей, трудовому участию в хозяйственной деятельности, социальному обеспечению, качеству и образу жизни.

Экономику, нацеленную на удовлетворение запросов человека, семьи, принято называть социально-ориентированной. Если социальная организация общества является прогрессивной, то возникают благоприятные условия для включения в эффективный хозяйственный оборот природных условий и, как следствие – ускоряются темпы социально-экономического роста.

При этом социальная среда может в определенной мере компенсировать нехватку природных ресурсов, неблагоприятные климатические или демографические условия, местоположение.

С другой стороны, отсталая неэффективная социальная структура может не позволить рационально использовать богатые естественные ресурсы и тем самым затормозить экономическое развитие общества.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 46 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-180485.html

Рост человеческих потребностей и ограниченность ресурсов

3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рост человеческих потребностей и ограниченность ресурсов

Производство постоянно развивается и, с одной стороны, увеличивает количество и улучшает качество продукции и услуг, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, а с другой — создает новые товары, которых раньше не было и которые могут лучше удовлетворять уже имеющиеся человеческие потребности и порождать новые. Например, еще недавно люди не пользовались компьютерами, мобильными телефонами, спутниковыми антеннами, кондиционерами, кухонными комбайнами, микроволновыми печами и другими вещами. их не существовало. А теперь они все больше входят в обиход населения, и все это благодаря развитию науки и техники.

Потребности общества безграничны, а экономические ресурсы, необходимые для их удовлетворения, — ограничены. Бесконечность потребностей имеет разные формы проявления.

Во-первых, они воспроизводятся (нельзя, один раз поев, удовлетворить эту потребность навсегда) во-вторых, развитие общества и производства порождает все новые и новые потребности; в-третьих, не имеет границ процесс совершенствования структуры потребностей, их обустройство, как и не имеет границ совершенствования человеческой личности.

Бесконечность потребностей обусловлена как развитием производства, в условиях конкуренции постоянно совершенствуется, создает новые потребительские блага, а следовательно и новые потребности, так и фантазией.

Росту и распространению потребностей способствуют современные коммуникации, развитая реклама, которая пытается убедить потребителя в том, что мы нуждаемся в те или иные вещи, которых без рекламы не покупали бы.

Итак, если рассматривать систему потребностей в целом, анализировать изменения, происходящие в ней в течение длительного времени, то мы убедимся, что их рост является закономерным процессом.

Потребности людей меняются и развиваются с развитием самого человека и материального производства. Рост потребностей является объективным законом.

Суть данного закона заключается в том, что с развитием общественного производства и самого человека растет и развивается круг потребностей, изменяется соотношение между различными потребностями и формами их удовлетворения.

Практически это проявляется в том, что люди нуждаются все большего количества и более широкого круга предметов потребления, повышаются их требования к жизни и труда, к расширению и улучшению круга услуг и изменения их структуры.

Рост потребностей, расширение их круга стимулирует развитие производства, а развитие порождает новые потребности. Закон возрастания потребностей выражает связь между производством и потребностями, показывает, как развитие и изменения социально-экономических и природных условий ведут к изменению потребностей, которые уже существуют, и появления новых, а иногда и к отмиранию первых.

Рост общественных потребностей и изменение их структуры определяются многими факторами. Важнейшими из них являются развитие материального производства, повышение культурно-образовательного уровня населения, урбанизация.

Материальным потребностям свойственен высокий коэффициент воспроизводства. Быстрое появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а реклама стремится убедить нас в том, что нам требуется значительное количество новых вещей.

Еще не так давно у нас не было возможности покупать персональные компьютеры, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи, мобильные телефоны и другие новые товары. А сейчас они вошли в быт многих людей.

Таким образом, рост потребностей является объективным следствием развития производства, технического прогресса и роста культурно-образовательного уровня человека.

Закон роста потребностей является законом общественного прогресса. Он выражает не просто рост, то есть появление все новых потребностей, ай изменение их структуры, свидетельствует о движении общества к прогрессу, разностороннего развития человека и высшего уровня.

С одной стороны потребности связаны с производством, с другой они непосредственно связаны с потреблением. Потребление является процесс удовлетворения потребностей. И тенденции, происходящие в потреблении, в определенной степени отражают изменения потребностей.

Но это не значит, что по структуре потребления можно определять структуру потребностей. Потребности часто остаются недовольными за низкого уровня доходов населения, или из-за отсутствия на рынке некоторых товаров или услуг. Это значит, что структура потребления не всегда отражает структуру потребностей.

потребительский благо коммуникация ресурс

Дело в том, что все видыэкономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир — все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих.

Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить.

Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов.

В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы.

К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.

В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ограниченности ресурсов. Однако если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реальным ресурсным возможностям, то его вполне можно считать законом. Люди практически всегда хотят иметь больше, чем могут реально дать им располагаемые ресурсы экономики.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/economy/00836696_0.html

4. Естественные и социальные условия жизни. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей

3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов

Экономическаядеятельность людей осуществляется вопределенных условиях,или СРЕДАХ. Главными из них являютсядве: социальная (общественная)и естественная (географическая).СОЦИАЛЬНУЮСРЕДУ жизни людей образуют:

  1. отношения собственности;

  2. социальное устройство общества.

1. От отношений собственности зависит:

  • место человека в обществе;

  • доля человека в общественном продукте;

  • роль человека в общественной жизни и т. д.

Формысобственности по-разному влияют наделовую актив­ность. Общественная«ничейная» собственность не стимулируетактивнуюхозяйственную деятельность.

Частнаясобственность, напротив,побуждает к инициативному, болеерезультативному труду.Однако с точки зрения социальной онане во всем хороша. То, что попадает вруки одних, становится недоступнымдругим.

Растет имущественное расслоениеобщества, которое часто при­водитк социальной напряженности.

Сцелью создания благоприятной социальнойсреды государ­ство часть благ должнооставлять общедоступными: природныебогатства,леса, парки, зоны отдыха, заповедники,общественный транспорт,водные ресурсы и т. п.

2.Социальноеустройство общества основанона социальном законодательстве,т. е. своде правовых норм, регулирующихпо­ложение работающих граждан,безработных, тех, кто по разным причинамне имеет возможности работать.

Отсоциального зако­нодательствазависит состояние в стране социальногострахования, предполагающеговыплату пенсий, пособий, обслуживаниеинва­лидов, стариков, больных и другихкатегорий нетрудоспособного населения.

Об уровне социальной среды обществасудят по таким показателям,как жилищно-коммунальные и бытовыеусловия жизнии труда, возможности для использованиясвободного вре­мени,уровень здравоохранения, образования,культуры и т. п.

К ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ относятся: природныеи трудовые ресурсыи иные условия жизни. Дарыприроды образуют природныересурсы. В мирелишь тригосударства — Россия, США и Китай —имеют практически все известныевиды природных ресурсов.

Большинствостран осущест­вляетсвою экономическую деятельность вусловиях естествен­нойограниченности ресурсов. Природныересурсы, разведанные идобытые, становятся сырьем дляразнообразных отраслей ма­териальногопроизводства.

В свою очередь, сырьевыематериалы, вовлеченныев общественное производство и многократнов нем преобразованные,превращаются вэкономические ресурсы.

  1. Вторым важнейшим элементом естественной среды яв­ляются трудовые ресурсы. Их часть, занятая в материальной или непроизводственной сфере, образует экономически активное на­селение.

    В развитых странах Запада его доля составляет 70% всех трудовых ресурсов, в развивающихся — 45—55%. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения и нера­ботающими. Его называют демографической нагрузкой.

    В среднем в мире (в том числе и в России) 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

Всересурсы обладают одним общим свойством:они редкиилиимеются в ограниченном количестве.

Естественнуюограниченность ресурсов следует отличатьот экономической.Экономическая ограниченность заключаетсявтом, что всех имеющихся в распоряженииобщества ресурсов всегданедостаточно для полного удовлетворениявсех потреб­ностейлюдей.

Например, экономическаяограниченность земли неозначает ограниченность квадратныхкилометров площади, накоторых осуществляется жизнедеятельностьобщества, а сви­детельствует о том,что общество не может, даже используявсю имеющуюсяземлю, произвести столько потребительскихблаг, чтобыудовлетворить все человеческиепотребности.

Вывод.Каждоеобщество сталкивается с одной и той жепроблемой— ограниченностью ресурсов, т. е. своихВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Акак обстоит дело с ПОТРЕБНОСТЯМИ?

ПОТРЕБНОСТЬ- ЭТО НУЖДА ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОБЩЕ­СТВА ВЧЕМ-ЛИБО НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ПОДДЕРЖА­НИЯЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ РАЗВИТИЯ.

Потребностилюдей многообразны. В марксистскойтеории выделяюттри группы потребностей: материальные,духовные, социальные.Напервом плане всегда стоит удовлетворениематериальныхпотребностей— впище, одежде, жилье и пр.

Материальныепо­требностимогут удовлетворяться как товарами,так и услугами (ре­монтавтомобиля, консультация юриста иливрача и т. п.).

В состав материальныхвключаются также потребности фирм иучреждений взданиях, сооружениях, транспорте и вомногом другом.

Духовныепотребности удовлетворяютсяв занятиях наукой, искусством,в получении образования, в нравственномсовершен­ствованиии пр. В широком смысле к духовной пищеотносятся всевиды информации, которые получаетчеловек.

Помере развития общества растут возможностирасширения иудовлетворения социальныхпотребностей, таких,которые связа­ныс участием в различных формах общественнойи коллективной деятельности.Они могут быть и материальными идуховными, но главноев них то, что они носят общественныйхарактер и обу­словлены необходимостьюмногих людей жить и сотрудничать вместе.

Взападной литературе распространенатеория А. Маслоу, согласнокоторой все потребности располагаютсяв восходящем порядке от «низших»материальных (физиологические и вбезо­пасности)до «высших» духовных (самоуважение,реализация способностей).До тех пор пока не удовлетвореныпотребности низшего порядка, не действуютпотребности высшего порядка.

Степеньудовлетворения потребностей определяетсяуровнем развитиядвух сфер: к первой относится материальноепроизвод­ство,ко второй — нематериальное.

Всфере материального производствасоздаются вещественные блага(промышленность, сельское хозяйство,строительство и др.) иоказываются материальные услуги(транспорт, торговля, бытовое обслуживаниеи т. д.).

Внепроизводственной сфере создаютсядуховные, нравственные ииные ценности и оказываются аналогичныеуслуги (образование, культураи др.).

Обесферы находятся в состоянии постоянноговзаимодей­ствия,которое в современных условиях резкоусилилось.

Так, высокийуровень развития материальногопроизводства в ряде странпозволил им использовать в нематериальномпроизводстве большуючасть (50—70%) всех работающих в стране.

В свою оче­редь,достижения в сфере нематериальногопроизводства в виде научныхоткрытий, технических изобретенийоказывают сильное воздействиена развитие производственной сферы.

Источникомудовлетворения потребностей являетсяблаго — любаяполезность (предмет, явление, продукттруда), удовлетво­ряющая определеннуючеловеческую потребность.

Взависимости откритериев, положенных в ее основу, благаподразделяются на материальныеи нематериальные, экономические инеэкономи­ческие,общественные и необщественные, настоящиеи будущие, прямыеи косвенные, долговременные и краткосрочные.

Выводы:

  1. История экономической цивилизации предполагает удов­летворение индивидуальных и общественных потребностей и формирование новых, количественно и качественно более адекватных обществу.

  2. Потребности общества (индивидов и институтов) БЕЗГРА­НИЧНЫ, полностью не утолимы.

  3. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ОГРАНИЧЕННЫ или РЕДКИ.

  4. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.

Источник: https://studfile.net/preview/6717294/page:6/

Refpoeconom
Добавить комментарий