26.6. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

Реформирование естественных монополий в РФ

26.6. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

С необходимостью реформирования основных субъектов естественных монополий – Газпрома, РАО «ЕЭС», Министерства путей сообщения – согласны все.

Эти гигантские организации, контролирующие значительную часть природного и экономического потенциала страны и огромные активы, унаследованные ими с советского периода, отличаются крайне малой прозрачностью, низкой эффективностью и высокими ценами на производимые ими продукты и услуги.

Финансы этих гигантских компаний (на самом деле это своего рода гиперкомпании-холдинги, в принципе неспособные реально контролировать хозяйственную деятельность своих низовых подразделений и дочерних структур) остаются крайне непрозрачными не только для внешних наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров. Это касается как издержек, так и финансовых потоков, анализ которых затруднен сложной и во многом запутанной системой внутреннего учета, перекрестным субсидированием, большим количеством дочерних и аффилиированных структур, непрофильных активов и т.д. Многое остается неясным и в части мотивов принимаемых инвестиционных решений. Например, при огромных трудностях в привлечении инвестиционных ресурсов в электроэнергетику в рамках РАО «ЕЭС» миллиарды рублей закачиваются в проекты, сроки окупаемости которых уходят за пределы 2030 г.

В то же самое время мы наблюдаем постоянное давление со стороны этих монополий, направленное на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию. Это вызывает ползучий, а в отдельные периоды – и скачкообразный рост агрегатных ценовых индексов, причем в последние годы вклад этого фактора в общую инфляцию не уступает по значимости факторам монетарного характера.

Учитывая, что естественные монополии с их инвестиционными программами так или иначе контролируют финансовые потоки, сопоставимые с достаточно крупными статьями федерального бюджета, вопрос о законности и эффективности использования этих средств имеет далеко не второстепенное значение для экономической политики государства и для экономики в целом.

Основное направление реформирования этих суперкомпаний — монополий в принципе определено – это вычленение из их состава той части, которая, собственно, и заключает в себе элемент естественной монополии (это, главным образом, транспортные артерии), и создание конкурентной среды во всех остальных областях, которые сейчас объединены одной организационной крышей с собственно монопольной сферой.

Однако несмотря на кажущуюся очевидной всем необходимость радикальных мер в этой области, реформы застопорились на стадии обсуждения, и в течение ближайших года-полутора реальных изменений (по крайней мере, в лучшую сторону) ожидать мы не можем.

Кроме того, вызывает большую тревогу тот факт, что, несмотря на многолетнее обсуждение планов реформирования естественных монополий, их содержание по-прежнему остается неясным в силу туманности формулировок по многим ключевым вопросам, формулировок, оставляющих нынешнему руководству этих компаний неоправданно большую свободу решений.

Почему это происходит? Во-первых, в силу какой-то совершенно абсурдной логики разработку проектов преобразований естественных монополий фактически поручили руководству самих этих монополий.

Реформу газового хозяйства, то есть самого себя, разрабатывает «Газпром», железных дорог – Министерство путей сообщения, электроэнергетики – руководство РАО «ЕЭС». Дело даже не в личностях – есть объективный конфликт интересов, который недопустим на государственной службе.

Если правила и условия реорганизации государственной компании, распродажи ее активов и т.п.

устанавливают ее наемные управляющие, даже при самом жестком контроле со стороны правительства государственные интересы окажутся в числе наименее учитываемых при определении этих условий, а при отсутствии такого контроля наносимый ущерб может принять колоссальные размеры.

Во-вторых, позиция самой государственной власти, которая и должна проводить соответствующие преобразования, что называется, неоднозначна.

С одной стороны, в долгосрочном плане она, конечно, заинтересована в повышении эффективности и отдачи от соответствующих сфер, но в краткосрочном плане всегда есть неотложные нужды, удовлетворение которых легко можно профинансировать из непрозрачных бюджетов этих монополий.

Да и укоренившаяся в государственном аппарате система «кормлений», которая стала одним из кирпичей фундамента современного российского капитализма, требует для своего существования большого количества именно таких мест, как наши нынешние «естественные монополии».

С этой точки зрения, власть в данном вопросе оказывается в совершенно двусмысленном, двойственном положении: с одной стороны, она и хотела бы навести в этой сфере порядок, но, с другой – рискует остаться без столь необходимых ей возможностей платить «нужным» людям реальные, а не символические зарплаты; финансировать свои предвыборные кампании.

Наконец, в-третьих, есть, конечно, и объективные препятствия.

Как и в случае с административной реформой и реформой ЖКХ, о которых ниже, прежде чем получить отдачу от этой реформы, в нее надо вложить немало ресурсов и пойти при этом на крупные политические риски.

Тем более что в случае с естественными монополиями социальные издержки даже удачно проведенной реформы могут быть очень велики, а о социальной цене неудачи страшно даже подумать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_83130_reformirovanie-estestvennih-monopoliy-v-rf.html

Реформирование естественных монополий России

26.6. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

Под общ. ред. Ю.З. Саакяна

Москва: ИПЕМ, 2010. – 372 с.

Книга представляет собой комплексное исследование реформирования естественных монополий России. Она вобрала в себя результаты анализа хода и результатов реформирования естественно-монопольных отраслей России, проведенного специалистами Института.

Работа является логичным продолжением монографии «Естественные монополии России» (2007), в которой авторский коллектив провел комплексное исследование данного сектора экономики. Объектами обоих исследований выбраны электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая отрасль, а также нефтетрубопроводный транспорт.

Подобные процессы в той или иной степени имеют место практически во всех странах мира. Реструктуризация монополий и либерализация их рынков, характерна и для текущего состояния России. Однако, общего подхода к этому процессу в нашей стране нет.

Сегодня три инфраструктурные монополии России — электроэнергетика, газовая отрасль и железнодорожный транспорт — олицетворяют собой три принципиально разных подхода к организации экономических отношений в естественно-монопольных секторах, которые сложились в мировой практике.

Раздел 1. Общие вопросы реформирования естественных монополий

Глава 1.1. Предпосылки, цели и задачи реформирования

Глава 1.2. Модели и методы реформирования

Раздел 2. Международный опыт реформирования естественных монополий

Глава 2.1. Свободный рынок

2.1.1. США

2.1.2. Великобритания

Глава 2.2. Частичная либерализация

2.2.1. Германия

Глава 2.3. Консервативная модернизация

2.3.1. Франция

Глава 2.4. Причины различий в подходах и результатах: возможность применения международного опыта в России

Раздел 3. Реформирование государственной «неестественной монополии» (на примере угольной отрасли)

Глава 3.1. Предпосылки реформирования

Глава 3.2. Цели, задачи и ход реформирования

3.2.1. Первый этап реструктуризации: 1992—1996 гг.

3.2.2. Второй этап реструктуризации: 1996—1997 гг.

3.2.3. Третий этап реструктуризации: 1997—1998 гг.

3.2.4. Четвертый этап реструктуризации: с 1998 года по текущий день

Глава 3.3. Итоги реформирования

Глава 3.4. Опыт реструктуризации угольной отрасли и последующие реформы

Раздел 4. Реформа российской электроэнергетики — от государственной монополии к свободному рынку

Глава 4.1. Суть реформы

4.1.1. Модель реформирования

4.1.2. Структура отрасли и рынка до преобразований

4.1.3. Структура отрасли после преобразований

Глава 4.2. Анализ итогов реформирования по принципу «цель — результат»

4.2.1. Целеполагание в реформировании

4.2.2. Реализация задач реформирования

4.2.3. Реализация целей

Глава 4.3. Анализ первых итогов реформирования для компаний электроэнергетики, потребителей и государства: баланс интересов

4.3.1. Результаты реформы для населения

4.3.2. Результаты реформы для промышленности и государства: цены, инвестиции и вводы генерирующих мощностей

4.3.3. Результаты реформы для промышленности и государства: эффективность в электроэнергетике

4.3.4. Кто же выиграл от реформы?

Раздел 5. Реформа железнодорожного транспорта: итоги и перспективы

Глава 5.1. Предпосылки и план реформирования

5.1.1. Предпосылки реформы

5.1.2. Планирование реформ в сфере грузовых перевозок

5.1.3. Планирование реформ в сфере пассажирских перевозок

Глава 5.2. Проблемы развития конкуренции на железнодорожном транспорте

5.2.1. Модели конкуренции на железнодорожном транспорте

5.2.2. Влияние конкуренции на себестоимость перевозок в странах с вертикальной интеграцией

5.2.3. Выбор оптимальной модели конкуренции для России

5.2.4. Оценка влияния конкуренции на рынке между перевозчиками на себестоимость железнодорожных перевозок в России

5.2.5. Оценка целесообразности конкуренции на параллельных ходах

5.2.6. Оценка целесообразности развития географической конкуренции

5.2.7. Выводы о целесообразности развития конкуренции в условиях России

Глава 5.3. Результаты и дальнейшие направления реформирования

5.3.1. Изменение системы управления и государственного регулирования

5.3.2. Реформирование в сфере грузовых перевозок

5.3.3. Реформирование в сфере пассажирских перевозок

5.3.4. Развитие нормативно-правовой базы

5.3.5. Инвестиционная среда в отрасли

Раздел 6. Структурные преобразования в нефтегазовом комплексе

Глава 6.1. Опыт структурных преобразований в нефтяной отрасли

6.1.1. Время разгосударствления: 1990-е годы

6.1.2. Смена парадигмы развития: 2000-е годы

6.1.3. Транснефть и Транснефтепродукт

Глава 6.2. Преобразования в газовой отрасли в 1990—2000-х годах

6.2.1. Основные направления структурных преобразований в 1990-е годы

6.2.2. Вопрос о разделении ОАО «Газпром»

6.2.3. Реформа ценообразования на газ

Глава 6.3. Оценка целесообразности реформированиягазовой отрасли России

6.3.1. Целесообразность выделения инфраструктуры

6.3.2. Рентабельность

6.3.3. Эффективность управления

Раздел 7. Конкуренция и монополия в инфраструктурном секторе экономики России

Глава 7.1. Несовершенство рыночных отношений в инфраструктурном секторе

7.1.1. Миф о конкуренции №1: недискриминационный доступ к инфраструктуре

7.1.2. Миф о конкуренции №2: инфраструктурная монополия обязательно должна приносить прибыль

7.1.3. Миф о конкуренции №3: каждый вид деятельности естественных монополий должен иметь одинаковую доходность или «перекрестное субсидирование — это плохо»

7.1.4. Миф о конкуренции №4: конкуренция в инфраструктурных отраслях обеспечивает баланс спроса и предложения

Глава7.2. Конкуренция в естественно-монопольном секторе в условиях прямого государственного регулирования

7.2.1. Международная конкуренция

7.2.2. Межвидовая конкуренция

7.2.3. «Компромисс с государством»

Глава 7.3. Границы конкуренции и монополии в инфраструктурных отраслях

7.3.1. Экономические границы рынка

7.3.2. Технологические границы рынка

7.3.3. Социальные (общественные) границы рынка

7.3.4. Стратегические границы рынка

7.3.5. Эволюционный принцип

7.3.6. Идентификация границ рынка как методология государственного регулирования естественных монополий

Раздел 8. Инфраструктурные монополии в политике государства

Глава 8.1. Тариф инфраструктурных монополий как инструмент регулирования в экономике

8.1.1. Уровень тарифа и эффективность

8.1.2. Распределение прибыли внутри экономики

8.1.3. Внутренний тариф и мировая конкурентоспособность национальной экономики

Глава 8.2. Управление спросом инфраструктурных компаний

Глава 8.3. Инновационная политика инфраструктурных компаний

Глава 8.4. Баланс интересов инфраструктурных монополий и их потребителей при формировании государственной политики

По вопросам приобретения книги обращайтесь по телефону +7 (495) 690-14-26 или по электронной почте ipem@ipem.ru.

Источник: http://www.ipem.ru/editions/monographs/1.html

Refpoeconom
Добавить комментарий