24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований

Переходная экономика и проблемы становления рыночного механизма

24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований

     В силу глубокого, коренного отличия этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований.

Несоответствие социально-экономической, организационно-экономической и производственно-технологической структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом: невиданными до сих пор в истории спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа. Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим к рыночной экономике, то нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.

1.3 Варианты перехода к рыночной экономике

      Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем «шоковой терапии».

Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

      Эволюционный путь («градуализм»)

      Градуализм — это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями.

По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

      Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

      1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

      2.

Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

      3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

      4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

      5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994 г.).

      6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

      Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

      Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)

       Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой.

Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства.

За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

       В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

       • одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

       • скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

       • ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

       • либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала[1, C.336].

       Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

      Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты.

В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях.

Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

      2 Задачи, решаемые в переходной экономике

      Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс.

Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

      Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий.

Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и «выплеснул» наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

      Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях.

Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами.

Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

      Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

      Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач:

       во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни;

       во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;

      в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

      Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения:

      1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

Она включает как минимум такие компоненты как регулирование эмиссии, в частности, объема этой эмиссии, определение объектов эмиссии и ее субъектов, скорости денежного обращения, того пространства, на котором будут функционировать деньги.

Последний пункт, в частности, предполагает определение механизмов свертывания бартерных отношений, механизмов противодействия натурализации экономики, преодоление региональных и ведомственных барьеров, создание единой денежной системы в рамках бывших интегрированных экономических систем.

Цель кредитно-денежной политики — это поддержание внешней и внутренней покупательной способности денег, регулирование цен и валютного курса, достижения  денежной стабилизации, которая осуществляется при помощи следующих средств:

  • эмиссия денег. Очевидно, что стабилизация денежной системы предполагает контроль над эмиссией и, как следствие этого, концентрацию денежной эмиссии в руках некоторого ограниченного круга институтов.
  • скорость обращения денег. Важнейшим компонентом повышения скорости обращения денег в современной экономике является развитие пострыночных механизмов, обеспечивающих необходимую социальную и институциональную базу для более эффективного движения денежных ресурсов.
  • повышение ликвидности денег. Необходим:

       во-первых, преодолеть границы между наличными и безналичными деньгами,

      во-вторых, решить такую проблему, как уход от огромного объема неплатежей,

      в-третьих, необходимо преодолеть качественное различие между деньгами внутри экономического пространства переходного общества и свободно-конвертируемой валютой.

  • обеспечение единства  в развитии денежной, кредитной и финансовой систем[1,C.280-284]. 

     2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. При градуалистской модели разгосударствление экономики достигается весьма продуманными, многообразными и последовательно реализуемыми способами, среди которых наиболее значимы следующие:

  • деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народных коммун и превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения политики экономического зонирования, что, по существу, тождественно импорту рыночных отношений в страну, и при этом в самом развитом их виде, обладающих огромным демонстрационным эффектом, убеждающим лучше всяких слов в их мощном экономическом потенциале;
  • коммерциализация деятельности самих государственных предприятий на основе разграничения права собственности, которое остается за государством, и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми наделяются государственные предприятия, постепенно превращающиеся в подлинных товаропроизводителей. Исключена была лишь приватизация государственной собственности, неприемлемая как «мера буржуазной либерализации», что, однако, не воспрепятствовало разрушению монопольного положения государственной собственности, положительному по своему экономическому эффекту уже в силу того, что подорвана монополия;
  • с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпринимательской деятельности, что способствовало ее бурному развитию.

Источник: https://www.freepapers.ru/110/perehodnaya-jekonomika-i-problemy-stanovleniya/43818.282853.list2.html

Признаки и функции переходной экономики

24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований

Переходной экономикой называют такой период преобразования, когда экономика одного типа экономических отношений преобразуется в другой.

Характерные признаки переходной экономики:

  • Наличие большого количества вариантов общественно-экономической динамики. Одним из главных является многоукладность;
  • Собственно, многоукладность;
  • Период неустойчивого развития.

Под экономическим укладом следует понимать такой тип экономических отношений, в котором базовыми положениями являются:

  • Способы регуляторов хозяйственных связей;
  • Разновидность определенной формы собственности;
  • Определенные методы координации производства;
  • Способы ведения хозяйства.

Функции переходной экономики

Переходной экономике характерны следующие основные функции:

  • Преодоление кризисного положения страны, в котором она оказывается в процессе вступления общества в переходную экономику
  • Создание рыночной инфраструктуры и рыночных отношений.
  • Проведение реформ в сфере отношений собственности в качестве основы экономической системы нормально
  • Создание благоприятных условий для реализации экономической свободы хозяйствующих субъектов экономики
  • Формирование и создание система социальной защиты и предоставления социальных гарантий, которые должны ограждать населения от ситуаций, связанных с тяжелыми последствиями процесса реформирования экономики.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В процессе практики определено, что любая постсоциалистическая страна, которая вставала на путь перехода к рыночной экономике формирует свои определенные концепции и специфические программы решения основных задач переходной экономики и организации рыночных отношений.

Однако можно выделить некоторое количество обязательных направлений который присутствует в любой переходные экономике:

Либерализация экономики, которая связана в первую очередь так называемым отпуском цен. Как правило является первым шагом в процессе реформирования экономики.

И позволяет определить реальное соотношение спроса и предложения, а также выявить те нерентабельные виды производства, которые необходимо наметить как направления, попадающие под первоочередную структурную перестройку народного хозяйства.

Следующими либо одновременными шагами становится высвобождение от государственного вмешательства в финансовые отношения, также, как и освобождение процессов внутренней и внешней торговли.

Отношения собственности также попадают под реформирование через процесс разгосударствления и приватизации этой государственной собственности. В результате приватизации должно устанавливаться определяться и формироваться многообразие форм собственности.

Под многообразием необходимо понимать такие формы собственности как государственная, коллективная и частная.

Это важно для того чтобы можно было преодолеть государственную монополию и создать многоукладность рыночной экономики, а также для формирования и развития конкурентоспособных рыночных отношений, сократить действие государственной регламентации на общественное производство.

Запуск процесса стабилизации экономики. Под стабилизации необходимо понимать процесс устранения резких колебаний цен, которые были освобождены, а также процесс формирования стабильных и устойчивых отношений в сфере финансов.

Структурная перестройка или реструктуризация экономики и обособленных предприятий.

Под реструктуризацией понимают комплекс мер, включающих мероприятия по санации производства и структуризации народного хозяйства согласно требованиям, которые запрашивает современная рыночная экономика и одновременно потребности страны в целом. Помимо этого, сюда входит техническая перестройка базы предприятий, происходящая на основе передовых и высокоэффективных технологических процессов.

Замечание 1

Организация процесса интеграции национальной экономики в мировую систему хозяйственных связей с параллельным установлением экономики открытого типа.

Либерализация

Для такой экономики необходимо провести либерализацию внешней торговли, а также предоставить надежную правовую и экономическую защиту для иностранных инвестиций и произвести все процедуры для создания конвертации внутренней валюты.

Одним из самых важных ролей в переходной экономике играют те мероприятия, которые являются главенствующими, первоочередными, такими как широкомасштабная либерализация и основательная, постепенная и последовательная стабилизация экономики. Под либерализацией следует понимать такое ценообразование, которое свободно от государственного влияния, а также полное невмешательство и отсутствие контроля со стороны государства в области торговли.

Либерализация имеет огромное значение в процессе преодоления двух основных недостатков в организации централизованной экономики. Такими недостатками являются ограниченность в информации и искажение системы стимулов.

Через либерализацию предприятия начинают ориентироваться на спрос и получение прибыли в конкурентных условиях. Также она способствует процессу ценообразования и формированию грамотного, адекватного, реального соотношения спроса и предложения, что, в свою очередь, дает сигнальную информацию хозяйствующим субъектом экономики о тех потребностях, которые нужны на рынке в виде товаров и услуг.

Проведение либерализации поначалу ведёт к неизбежному росту цен, соответственно возникающая инфляция стопорит нормальное функционирование экономики.

Тем не менее либерализация, несмотря на все издержки, связанные с её организацией, позволяет прервать достаточно жесткие рамки административных связей, которые существуют между предприятиями и государством.

Дополнительно через неё происходит сокращение субсидий что создает условия для установления стабилизации экономики.

Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства

Замечание 2

Процесс сокращения инфляции и устранения дефицита государственного бюджета, а также ликвидация избыточной денежной эмиссии и прекращение кредитование на льготных условиях, является целью макроэкономической стабилизации. Стабилизация предполагает преодоление дисбаланса и диспропорций как во внешнеэкономической сфере, так и в народном хозяйстве страны.

Процесс макроэкономической стабилизации представляется в некоем разнообразии способов и ее проведения.

Меры макроэкономической стабилизации:

  • Контроль и регулирование объёма денежной массы;
  • Обеспечение конвертируемости внутренней валюты;
  • Контроль за ставкой валютного курса.

В странах, где фиксируется высокая социальная нестабильность и политическая конфликтность, проведение такой политики зачастую усиливает общественную социальную напряженность, поэтому она может вызвать социальный взрыв внутри страны. В такой ситуации, считается более целесообразно использовать другие не менее результативные методы финансового регулирования более мягкого характера.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/perehodnaya_ekonomika/priznaki_i_funkcii_perehodnoy_ekonomiki/

5.4.2. Механизм рыночных преобразований.. Экономическая теория: учебник. Читать онлайн

24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований

Период рыночной трансформации продолжителен. В нем выделяют три фазы.

Первая фаза – критическая. Основной экономической задачей этой фазы является борьба с инфляцией.

Вторая фаза – становление рынка. Это период, в течение которого происходит формирование институтов рыночной экономики: создание бирж, коммерческих банков, рынков ценных бумаг и т. д.

Третья фаза – фаза структурного корректирования. Она предполагает использование рыночных сил для окончательного изменения характера производства, его структурных преобразований и занятости и по времени может занять жизнь целого поколения.

В процессе трансформации экономики используется два основных типа развития: скачкообразно-революционный и эволюционно-реформаторский.

Первый выступает в виде шокового типа, второй – в виде градуалистического. Третий тип основан на комбинации первых двух типов и называется гетеродоксальный.

«Шоковая терапия» разработана в 70-е годы МВФ для проведения рыночных реформ в развивающихся странах, а также в России и постсоциалистических странах.

В соответствии с этой концепцией доступ к кредитным ресурсам МВФ и иностранным инвестициям увязывался с необходимостью выплаты этими странами огромных внешних долгов западным странам.

«Шоковый» тип предполагал следующие меры:

– либерализацию экономики, т. е. ее освобождение от государственного регулирования;

– разгосударствление производства путем преобразований отношений собственности и проведения ускоренной приватизации;

– обеспечение финансовой стабилизации;

– институциональные преобразования: в области норм права и формирования рыночной инфраструктуры;

– создание открытой экономики, т. е. обеспечение свободного выхода на внешние рынки непосредственных производителей, сокращение тарифов и т. д.

Однако проведение всех этих мероприятий в России не дало ожидаемых результатов.

«Градуалистический», линейный тип рыночных преобразований предполагает постепенный, последовательный переход от одного экономического состояния к другому.

Главным свойством этого пути является стабильность развития, недопущение спада объема производства, устойчивый выпуск продукции, непрерывное поступление ресурсов и инвестиций, а также создание условий для социальной адаптации населения в процессе экономических преобразований. Этим путем проходят (и достаточно успешно) рыночные преобразования в Китае.

«Гетеродоксальный» тип преобразований основан на быстрой финансовой стабилизации (она позаимствована из концепции шоковой терапии) и на идеи фиксированных цен на важнейшие товары и услуги (градуалистическая концепция).

Таким образом, «гетеродоксальный» подход основан на сочетании двух предыдущих подходов и предполагает:

– постепенную либерализацию хозяйственной деятельности;

– длительное сохранение регулирующей роли государства;

– сохранение за государством внешнеэкономического и валютного контроля;

– оказание государством помощи важнейшим отраслям с помощью субсидий и налогового стимулирования.

Осуществление «гетеродоксального» типа не вызывает резкого всплекса инфляции, падения темпов производства и громадной поляризации населения.

Логика «шоковой терапии», согласно которой проходят российские реформы, требует последовательного проведения относящихся к ней мероприятий. Однако на этом пути имеются механизмы противодействия. Их можно обозначить фразой экономические трудности переходного периода:

1. Существование нерыночного сектора. Это совокупность убыточных, неэффективных предприятий, которые достались в наследство от советской системы. Официально в России в настоящее время (начало XXI века) убыточные предприятия составляют 40 %. Суть секрета их долгожительства в том, что нерыночный сектор выживает с помощью явных и скрытых субсидий государства, неуплаты налогов и взаимозачетов.

2. Наличие теневой экономики. Ее существование – логическое продолжение нерыночного сектора, т. к. последний порождает неплатежи, бартер, взаимозачеты.

Теневая экономика использует эти явления, распространяя их далеко за пределы нерыночного сектора для получения нелегальных доходов. Второй средой, питающей теневую экономику, является бюрократия.

Теневая экономика в России охватывает 20–25 % производства ВВП.

3. Слабость банковской системы. Она объясняется объективными причинами: при длительном отсутствии (в советское время) рыночной банковской инфраструктуры и рынка капиталов государство находит выход в повышении налогов и вынуждено увеличивать государственные расходы за счет госбюджета.

  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63

Источник: https://bzbook.ru/Ekonomicheskaya-teoriya-uchebnik.55.html

Refpoeconom
Добавить комментарий