23 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОНДЫ

Право собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц. Право собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц

23 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОНДЫ

Право собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц. Объединение указанных субъектов права собственности в одну классификационную рубрику объясняется тем, что в законе все они отнесены к некоммерческим организациям с вытекающими из этого последствиями.

К тому же и сам законодатель достаточно четко еще не определился в вопросе о том, существует ли родовое понятие, под которое можно было бы подвести все указанные виды юридических лиц как субъектов права собственности.

Так, в ныне отмененном Законе РФ о собственности в разделе III «Право собственности общественных объединений (организаций)» фигурировала не только собственность указанных объединений (организаций), но также собственность благотворительных и иных общественных фондов и собственность религиозных организаций.

Важно при этом подчеркнуть, что собственность всех этих организаций, фондов и объединений относится ныне к частной собственности юридических лиц, кто бы ни выступал в качестве их учредителей, членов, участников или спонсоров.

Указанные организации, фонды, объединения относятся к числу таких юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Это положение закреплено в виде общего в п. Зет. 48 ГК и конкретизировано применительно к общественным и религиозным организациям в п. 2 ст. 117 ГК.

Закон об общественных объединениях от 19 мая 1995 г. содержит специальный раздел, посвященный собственности общественного объединения и управлению его имуществом В силу ст.

30 Закона общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности объединения, указанной в его уставе.

В собственности объединения могут также находиться учреждения издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности объединения.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления (см. ч. 4 ст. 30 Закона об общественных объединениях, п. 4 ст. 209 ГК).

В этих случаях фонд как собственник передает свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет смены собственника.

Доверительный управляющий обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (бенефициария).

К источникам формирования имущества объединения отнесены вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходы от предпринимательской деятельности; гражданско-правовые сделки; внешнеэкономическая деятельность; другие не запрещенные законом поступления.

Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов. Для современной России это запрещение особенно актуально.

В законе определены субъекты права собственности в общественных организациях, общественных движениях, общественных фондах и органах общественной самодеятельности. В общественных организациях субъектами права собственности являются сами эти организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член данной организации не имеет права на долю в ее имуществе.

В общественной организации, структурные подразделения которой действуют на основе единого устава данной организации, собственником имущества является организация в целом. Структурные подразделения в случае признания их юридическими лицами имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.

Если общественная организация объединяет свои территориальные организации в союз (ассоциацию), то союз является собственником имущества, которое используется в интересах общественной организации в целом, а территориальные организации — собственниками принадлежащего им имущества.

Субъектами права собственности признаются в случае регистрации их в качестве юридических лиц и такие объединения, как общественные движения, общественные фонды и органы общественной самодеятельности. Все они не имеют членства.

В отношении общественных движений и общественных фондов предусмотрено, что от их имени права собственника осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах.

Что же касается такой организационно-правовой формы общественного объединения, как созданные и финансируемые собственником общественные учреждения, то они в соответствии со ст. 296 и 298 ГК и ст. 35 Закона об общественных объединениях наделяются правом оперативного управления закрепленным за ними имуществом.

В то же время они могут быть и собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества. Так, они могут стать собственниками имущества, полученного ими по наследству или в виде дара (пожертвования).

Если общественному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Таким образом, имущество может находиться в оперативном управлении, в собственности и в самостоятельном распоряжении общественного учреждения. Право оперативного управления и право самостоятельного распоряжения имуществом принадлежат к числу ограниченных вещных прав.

На них распространяется характеристика указанных прав, которая была дана в главе «Право государственной и муниципальной собственности».

К числу некоммерческих относятся также благотворительные организации, которые могут создаваться в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах.

Благотворительная организация является неправительственной. Ее учредителями не могут быть ни органы государственной власти и местного самоуправления, ни государственные и муниципальные предприятия и учреждения.

Они могут быть как основаны, так и не основаны на членстве.

Источники формирования имущества благотворительной организации определены в ст. 15 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от II августа 1995 г. В ст. 16 Закона предусмотрено, какое имущество может принадлежать благотворительной организации на праве собственности либо находиться у нее на ином вещном праве.

На каком именно праве находится имущество у благотворительной организации, зависит от того, в какой организационно-правовой форме она создана. Так, если она образована в форме учреждения, то имущество может находиться у нее и в оперативном управлении, и в собственности, и в самостоятельном распоряжении.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству, уставу данной организации а также пожеланиям благотворителя- Особо подчеркивается, что благотворительная организация не вправо использовать свои средства и имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний независимо от их ориентации.

Согласно ст. 21и 22 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» имущество, необходимое для обеспечения деятельности религиозной организации, может' находиться как в собственности, так и в пользовании указанной организации.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального,, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначений, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей. Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами или организациями, переданное в собственность государством либо приобретенное иными не противоречащими законодательству способами.

Кредиторы религиозной организации не могут обратить взыскание на имущество богослужебного назначения, как движимое, так и недвижимое.

В пользовании религиозных «организаций может находиться имущество, которое предоставляется им государственными, муниципальными, общественными и иным организациями и гражданами и соответственно составляет государственную или муниципальную собственность либо частную собственность граждан или юридических лиц.

Передача религиозным организациям в собственность или в пользование в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозным организациям для реализации своих уставных целей предоставлено право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также создавать собственные предприятия (см. ст. 18 и 23 Закона). За учреждениями, создаваемыми религиозной организацией, имущество закрепляется на праве оперативного управления, а за предприятиями — на праве хозяйственного ведения.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях не предусматривает предоставления имущества в собственность такой форме религиозного объединения, как религиозная группа. Объясняется это тем, что религиозная группа не является юридическим лицом.

В то же время участники религиозной группы предоставляют в пользование помещения и иное имущество, необходимое для ее деятельности. Если же религиозная группа будет в дальнейшем преобразована в религиозную организацию, то на нее как на юридическое лицо могут быть распространены положения об имуществе религиозной организации, которые закреплены в ст.

21и 22 Закона. Обретет она и право создания учреждений и предприятий со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для религиозных организаций остается пока наиболее актуальным вопрос о возврате им ранее принадлежавшего имущества. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г.

№ 248 утверждено Положение о порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения.

Положение предусматривает, что имущество может передаваться религиозным объединениям в собственность, пользование либо совместное с учреждениями и организациями культуры Российской Федерации пользование.

Обращение религиозного объединения о передаче ему имущества направляется в Мингосимущество, а если имущество относится к памятникам истории и культуры — в Министерство культуры Российской Федерации. К обращению прилагается историческая справка, сведения об использовании культового здания, строения с прилегающей к нему территорией и иного имущества в настоящее время, о техническом состоянии этого здания, строения.

Если имущество, относящееся к федеральной собственности, является памятником истории и культуры, то его передачу в пользование религиозным объединениям осуществляет Министерство культуры, а если не является, -то Мингосимущество.

Передачу относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения в собственность религиозным объединениям осуществляет на основании решения Правительства Российской Федерации Мингосимущество.

При этом особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации передаче в собственность религиозным объединениям на подлежат. Они могут передаваться религиозным объединениям

только в пользование на основе соглашения между объединением и Министерством культуры .

В случае возникновения разногласий по поводу передачи религиозному объединению имущества религиозного назначения эти разногласия рассматривает комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

При необходимости комиссия вносит в Правительство проект соответствующего решения.

Правительство рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при передаче имущества религиозного назначения руководствоваться Положением от 14 марта 1995 г.

Правового статуса фондов мы уже частично касались. Здесь же отметим их наиболее характерные общие черты. Во-первых, фонды относятся к числу некоммерческих организаций.

Предпринимательской деятельностью фонд вправе заниматься для достижения целей, определенных в его уставе. Во-вторых, в фондах нет членства.

В-третьих, имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Касались мы и правового статуса объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). Как и фонды, они относятся к некоммерческим организациям.

В то же время они имеют членов, в качестве которых могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать в этих целях хозяйственное общество или участвовать в нем.

Ассоциации и союзы, организации, создающие их, хозяйственные общества и товарищества, в которые ассоциации и союзы преобразуются, хозяйственные общества, которые ассоциации и союзы создают или в которых они участвуют, являются юридическими лицами и собственниками принадлежащего им имущества, пределы и способы использования которого зависят от того, какой правоспособностью наделяется соответствующая организация — общей или специальной.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/grazhdanskoe-pravo-1/160.htm

23. Общественные и религиозные организации, фонды

23 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОНДЫ

23. Общественные и религиозные организации, фонды

   Общественные и религиозные организации и фонды являются разновидностями некоммерческой организации. Некоммерческой организацией считается организация, не ставящая целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Полученная прибыль не распределяется между участниками.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в случае, если это служит достижению целей, ради которых она образована. Решение создать некоммерческую организацию принимается ее учредителями. Учредителями в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации вправе выступать граждане и юридические лица.

Число учредителей может быть различным, оно не ограниченно.   Высшими органами управления некоммерческой организации являются общие собрания или коллегиальный орган управления. Общественными и религиозными организациями (объединениями) считаются добровольные союзы граждан, которые объединились на основе общих интересов для удовлетворения духовных либо иных нематериальных потребностей.

Участники объединений не сохраняют прав не переданное ими имущество в собственность этих организаций (также и на членские взносы). Они не отвечают по обязательствам этих организаций, в свою очередь, организации не должны отвечать по обязательствам своих членов.

Особенности правового положения организации, реорганизации, ликвидации религиозных организаций регулируются Законом России “О религиозных объединениях”.

   Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, своими целями имеют социальные, благотворительные, а также культурные, образовательные либо иные общественно полезные цели. Имущество, которое фонду его учредителем, становится собственностью фонда.

   Фонд должен каждый год публиковать отчеты о том, как использует свое имущество, а использовать его он может лишь на цели, которые определяются уставом фонда. Надзор за деятельностью фонда проводит попечительский совет. Принять решение о ликвидации фонда вправе только суд в соответствии с заявлениями заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:   1) если вероятность получения необходимого для осуществления целей фонда имущества нереальна;   2) в случае, если цели фонда не могут быть достигнуты, а нужные изменения целей фонды не могут быть произведены;   3) в случае уклонения фонда в его работе от целей, предусмотренных уставом;   4) в иных случаях, предусмотренных законом.

   Если фонд ликвидируется, имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определенные в уставе фонда. Для ликвидации фонда предусмотрен особый порядок, обозначенный в ст. 119 ГК РФ.

24. Государственные предприятия

   Организационно-правовыми формами российских государственных предприятий являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.   Следует отметить, что унитарным предприятием является коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не может распределяться по вкладам, долям, паям и акциям между кем бы то ни было, в том числе между работниками предприятия. Государственные унитарные предприятия учреждаются государством в лице его уполномоченных органов, т. е. министерств и ведомств.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в соответствии с законом органами местного самоуправления.   Особой разновидностью унитарных предприятий считаются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые проводят деятельность в качестве некоммерческих, сюда относятся государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

   Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия относится к государственной или муниципальной собственности и принадлежит данному предприятию на основании хозяйственного ведения или оперативного управления, при этом унитарные предприятия, созданные на праве оперативного управления, вправе иметь лишь государственную принадлежность.

Это значит, что данные предприятия создаются исключительно Правительством РФ. Такое унитарное предприятие имеет название федерального казенного предприятия. Унитарное предприятие, созданное на праве хозяйственного ведения, может учреждать иное унитарное предприятие, которое называется дочерним, путем передачи ему своего имущества в хозяйственное ведение.

Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ, оно же и назначает руководителя предприятия путем заключения с ним контракта.

Собственник имущества, которое находится в хозяйственном ведении, согласно закону решает различные вопросы, к которым относятся создание предприятия, определение предмета и цели деятельности, его регистрации, ликвидации, а также назначает директора предприятия, утверждает устав, проводит контроль за сохранностью и использованием только по назначению имущества, которое принадлежит предприятию.

   Предприятие не имеет права продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, не вправе сдавать его в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, либо другим способом распоряжаться данным имуществом без согласия собственника. Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Для казенных предприятий Правительством РФ утверждается типовой устав.

Page 3

25. Публичные корпорации

   Публичная корпорация является организационно-правовой формой предприятия. Эта форма применяется для управления национализированными отраслями. Публичная корпорация является юридическим лицом. Публичные корпорации относятся к государственным предприятиям.

   Местные органы власти считаются публичными корпорациями, у них имеются полномочия для выпуска муниципальных ценных бумаг, они имеют право получать займы под обеспечение учетных ставок.

В распоряжении общественных органов власти есть большое количество прибыльных торговых предприятий (арендованные помещения муниципалитета, транспорт, разное имущество для проведения досуга, аэропорты и морские порты).   Публичные корпорации не имеют права выпускать в обращение акции, а также они не могут являться владельцами акций.

Они принадлежат государству, при этом правительство действует как совет директоров, которому доверено эффективное управление общественной собственностью от имени граждан.   Управление в публичных корпорациях осуществляет совет управляющих. Можно предположить, что руководители этих корпораций имеют те же обязанности, что и директора компаний.

Важнейшее различие состоит в том, что они по-разному попадают на руководящие должности. В публичных корпорациях руководители назначаются министром внутренних дел, в то время как в компаниях с ограниченной ответственностью право выбора руководства предоставлено акционерам.

Управляющие публичных корпораций осуществляют руководство работой предприятий, однако отвечают перед правительством, а не перед собранием акционеров. Ответственность за их деятельность несет государственный министр. К примеру, министр энергетики несет ответственность за состояние добычи угля в стране, а министр транспорта отвечает за железнодорожные линии.

   В публичных корпорациях нет акционеров, и данная организация не способна собрать капитал путем выпуска акций. Есть страны, где они получают долгосрочные займы от правительства, а краткосрочные – от банков. Имеются публичные корпорации, которые получают займы из-за рубежа. Государство возмещает все расходы, к которым относятся также убытки публичных корпораций.

Публичные корпорации должны каждый год представлять отчеты о деятельности, а также баланс доходов и расходов. Данные документы рассматриваются правительством. Основной целью публичных корпораций является общее благо.

   Таким образом, управляющие обязаны вести дело таким образом, чтобы оно было максимально эффективно в интересах общества, всей страны. Публичные корпорации должны в большой мере проявлять заботу о социальных последствиях своей деятельности. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить, чтобы железная дорога в отдаленных сельских районах была закрыта, потому что местные жители будут полностью лишены важнейшей транспортной услуги.

Page 4

26. Муниципальные и унитарные предприятия

   Унитарным предприятием является коммерческая организация, которая не имеет права собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Устав унитарного предприятия, кроме обычных сведений о наименовании, местонахождении, должен иметь сведения о предмете и целях деятельности данного предприятия, а также о величине его уставного фонда, порядке и источниках его формирования.

Немаловажно, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества. Унитарные предприятия имеют ряд отличий от других коммерческих предприятий, к которым относятся следующие.   1.

Заложен принцип унитарности в форму хозяйствования унитарного предприятия (этим оно отличается от других коммерческих предприятий, основанных на принципе корпоративности). Различие заключается и в том, что соответствующая коммерческая организация не имеет права собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником данного имущества является учредитель организации, т. е.

государство.   2. Имущество унитарного предприятия неделимо и ни при каких обстоятельствах не может распределяться по вкладам, долям и паям, а также и между работниками унитарного предприятия.   3. У унитарных предприятий есть особый имущественный статус.

Он заключается в том, что право собственности сохраняется за учредителем, а имущество закрепляется за унитарным предприятием только на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления).   4. Управление данным предприятием происходит следующим образом.

Руководитель унитарного предприятия может быть назначен собственником или уполномоченным собственником органом, которым он и подотчетен. В зависимости от того, кто владеет собственностью, унитарные предприятия подразделяются на государственные или муниципальные. Унитарные предприятия делятся на две категории в зависимости от прав, предоставляемых учредителем.

   Право хозяйственного владения – это право государственного либо муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться, а также распоряжаться имуществом собственника согласно закону или иным правовым актам.

   Правом оперативного управления – называется право учреждения либо казенного предприятия владеть, пользоваться, а также распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника согласно закону. В случае, когда обнаруживается несостоятельность казенных предприятий, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Следовательно, унитарное предприятия, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может обанкротиться.

Page 5

27. Субъекты и объекты бизнеса
27. Субъекты и объекты бизнеса   Субъекты бизнеса относятся к числу хозяйственных субъектов.   Это отечественные и зарубежные коммерческие организации и их блоки, некоммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью, и индивидуальные предприниматели.   Являются юридическими лицами коммерческие и некоммерческие организации. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью.   Юридические лица представлены коммерческими организациями, к которым относятся полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные организации. Все перечисленные организации как юридические лица имеют в собственности или управлении отдельное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.   Также они могут от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Они имеют автономный баланс и смету.   Экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, направленной на достижение прибыли путем создания и реализации конкретных продуктов и услуг называется бизнесом или предпринимательской деятельностью.   Предпринимательская деятельность выглядит как инициативная, независимая деятельность граждан и их союзов, направленная на получение прибыли, реализовывается гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в рамках, определяемых организационно-правовой формой предприятия.   Капитал является основным понятием бизнеса.   Под капиталом понимается имущество и права, применение которых позволяет получать добавочную стоимость.   Бизнесом называется использование дополнительного капитала с цепью получения добавочной стоимости.   Капитал это очень сложное и многогранное понятие.   Под этим термином раньше понимали только материальные объекты, потом к ним прибавились и нематериальные объекты (например, деньги).   В наше время под этим понятием стали понимать некую совокупность самых разнообразных сущностей (таких как торговые марки), которые в своей общности составляют стоимость той или иной компании.

 

Источник: https://studlib.com/content/view/2736/39/

Общественные и религиозные организации, фонды

23 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОНДЫ

Общественные и религиозные организации и фонды являются разновидностями некоммерческой организации. Некоммерческой организацией считается организация, не ставящая целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Полученная прибыль не распределяется между участниками.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в случае, если это служит достижению целей, ради которых она образована. Решение создать некоммерческую организацию принимается ее учредителями. Учредителями в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации вправе выступать граждане и юридические лица.

Число учредителей может быть различным, оно не ограниченно.

Высшими органами управления некоммерческой организации являются общие собрания или коллегиальный орган управления. Общественными и религиозными организациями (объединениями) считаются добровольные союзы граждан, которые объединились на основе общих интересов для удовлетворения духовных либо иных нематериальных потребностей.

Участники объединений не сохраняют прав не переданное ими имущество в собственность этих организаций (также и на членские взносы). Они не отвечают по обязательствам этих организаций, в свою очередь, организации не должны отвечать по обязательствам своих членов.

Особенности правового положения организации, реорганизации, ликвидации религиозных организаций регулируются Законом России «О религиозных объединениях».

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, своими целями имеют социальные, благотворительные, а также культурные, образовательные либо иные общественно полезные цели. Имущество, которое фонду его учредителем, становится собственностью фонда.

Фонд должен каждый год публиковать отчеты о том, как использует свое имущество, а использовать его он может лишь на цели, которые определяются уставом фонда. Надзор за деятельностью фонда проводит попечительский совет. Принять решение о ликвидации фонда вправе только суд в соответствии с заявлениями заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

1) если вероятность получения необходимого для осуществления целей фонда имущества нереальна;

2) в случае, если цели фонда не могут быть достигнуты, а нужные изменения целей фонды не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его работе от целей, предусмотренных уставом;

4) в иных случаях, предусмотренных законом. Если фонд ликвидируется, имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определенные в уставе фонда. Для ликвидации фонда предусмотрен особый порядок, обозначенный в ст. 119 ГК РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организационно-правовыми формами российских государственных предприятий являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Следует отметить, что унитарным предприятием является коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не может распределяться по вкладам, долям, паям и акциям между кем бы то ни было, в том числе между работниками предприятия. Государственные унитарные предприятия учреждаются государством в лице его уполномоченных органов, т. е.

министерств и ведомств. Муниципальные унитарные предприятия создаются в соответствии с законом органами местного самоуправления.

Особой разновидностью унитарных предприятий считаются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые проводят деятельность в качестве некоммерческих, сюда относятся государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия относится к государственной или муниципальной собственности и принадлежит данному предприятию на основании хозяйственного ведения или оперативного управления, при этом унитарные предприятия, созданные на праве оперативного управления, вправе иметь лишь государственную принадлежность. Это значит, что данные предприятия создаются исключительно Правительством РФ. Такое унитарное предприятие имеет название федерального казенного предприятия. Унитарное предприятие, созданное на праве хозяйственного ведения, может учреждать иное унитарное предприятие, которое называется дочерним, путем передачи ему своего имущества в хозяйственное ведение. Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ, оно же и назначает руководителя предприятия путем заключения с ним контракта. Собственник имущества, которое находится в хозяйственном ведении, согласно закону решает различные вопросы, к которым относятся создание предприятия, определение предмета и цели деятельности, его регистрации, ликвидации, а также назначает директора предприятия, утверждает устав, проводит контроль за сохранностью и использованием только по назначению имущества, которое принадлежит предприятию.

Предприятие не имеет права продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, не вправе сдавать его в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, либо другим способом распоряжаться данным имуществом без согласия собственника. Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Для казенных предприятий Правительством РФ утверждается типовой устав.

ПУБЛИЧНЫЕ КОРПОРАЦИИ

Публичная корпорация является организационно-правовой формой предприятия. Эта форма применяется для управления национализированными отраслями. Публичная корпорация является юридическим лицом. Публичные корпорации относятся к государственным предприятиям.

Местные органы власти считаются публичными корпорациями, у них имеются полномочия для выпуска муниципальных ценных бумаг, они имеют право получать займы под обеспечение учетных ставок.

В распоряжении общественных органов власти есть большое количество прибыльных торговых предприятий (арендованные помещения муниципалитета, транспорт, разное имущество для проведения досуга, аэропорты и морские порты).

Публичные корпорации не имеют права выпускать в обращение акции, а также они не могут являться владельцами акций. Они принадлежат государству, при этом правительство действует как совет директоров, которому доверено эффективное управление общественной собственностью от имени граждан.

Управление в публичных корпорациях осуществляет совет управляющих. Можно предположить, что руководители этих корпораций имеют те же обязанности, что и директора компаний. Важнейшее различие состоит в том, что они по-разному попадают на руководящие должности.

В публичных корпорациях руководители назначаются министром внутренних дел, в то время как в компаниях с ограниченной ответственностью право выбора руководства предоставлено акционерам.

Управляющие публичных корпораций осуществляют руководство работой предприятий, однако отвечают перед правительством, а не перед собранием акционеров. Ответственность за их деятельность несет государственный министр.

К примеру, министр энергетики несет ответственность за состояние добычи угля в стране, а министр транспорта отвечает за железнодорожные линии.

В публичных корпорациях нет акционеров, и данная организация не способна собрать капитал путем выпуска акций. Есть страны, где они получают долгосрочные займы от правительства, а краткосрочные – от банков. Имеются публичные корпорации, которые получают займы из-за рубежа.

Государство возмещает все расходы, к которым относятся также убытки публичных корпораций. Публичные корпорации должны каждый год представлять отчеты о деятельности, а также баланс доходов и расходов. Данные документы рассматриваются правительством.

Основной целью публичных корпораций является общее благо.

Таким образом, управляющие обязаны вести дело таким образом, чтобы оно было максимально эффективно в интересах общества, всей страны.

Публичные корпорации должны в большой мере проявлять заботу о социальных последствиях своей деятельности.

Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить, чтобы железная дорога в отдаленных сельских районах была закрыта, потому что местные жители будут полностью лишены важнейшей транспортной услуги.



Источник: https://infopedia.su/2xe39.html

Refpoeconom
Добавить комментарий