22.4. Модели приватизации и управление собственностью

22.4. Модели приватизации и управление собственностью

22.4. Модели приватизации и управление собственностью

В предыдущемпараграфе (22.3) приведено определениеприватизации в узком смысле слова,означающее передачу собственности отгосударства частному сектору.

В этомпонимании от приватизации ожидаетсялишь перераспределение собственностив рамках «нулевого результата», когдагосударственный сектор до нуля теряетактивы в пользу частного сектора. Нарядус «нулевым подходом» в научной литературерассматривается и более широкий.

Всоответствии с ним «приватизировать»означает, что следует в большей мереопираться на частные институты обществаи в меньшей мере на правительство вцелях удовлетворения нужд населения.

В более же узком понимании приватизация– это акт усиления роли частного сектораили ослабление роли правительства враспоряжении или владении финансовымиактивами.

Другими словами, приватизациядолжна не только перераспределитьсуществующие активы, но и, прежде всего,обеспечить необходимую базу для прочногомеханизма создания частного капитала.Следовательно, широкое пониманиеприватизации означает, что это не простопроцесс перехода собственности наактивы существующих государственныхпредприятий в частный сектор, но исоздание макроэкономической среды,характеризующейся благоприятнымиусловиями для воспроизводства частногокапитала.

Выделяютполитические, социальные и экономическиепричины, обусловившие необходимостьпроведения приватизации.

Кполитическим причинам относятсярассуждения о том, что без приватизации:во-первых, невозможна демократия;во-вторых, без появления институтанезависимых частных собственниковпроизойдет возрождение системы команднойэкономики; в-третьих, без стремительнойприватизации, начатой государством,может произойти (и на начальном этапеактивно происходила) «дикая», или«спонтанная», приватизация, т. е.экспроприация национальных активовпредставителями номенклатуры.

В лицесоциальных причин, во-первых, выступаланеобходимость вернуть собственностьтем, кто владел ею до коммунистическихпреобразований в Восточной Европе инекоторых странах СНГ; во-вторых,стремление к созданию среднего класса.

Экономическоеобоснование необходимости приватизациибазируется на понятии эффективности.Основными функциями эффективнодействующей экономической системыпризнаются:

• инициативаи ответственность;

• жесткиебюджетные ограничения;

• конкуренция;

• децентрализацияпринятия решений;

• управлениериском;

• разрешениепроблемы «собственник – субъектуправления»;

• мобильностькапитала.

Считается,что только на основе преимуществ частнойсобственности возможна эффективнаяреализация названных функций. Моделиприватизации государственных активов

Ихнесколько:

1. Относительнобыстро прошла в России так называемаямалая приватизация. Небольшие предприятияторговли, общественного питания и сферыуслуг в большинстве случаев былираспроданы за «живые» деньги. Приватизациякрупных предприятий столкнулась сбольшими проблемами и противоречиями.

Крупные социалистические предприятияне отвечали требованиям, выдвигаемымперед ними рыночной экономикой. Онибыли обременены излишней рабочей силой,дорогостоящими социальными фондами иобязательствами, т. е. в новых условияхони стали неэффективными.

Первоначальнопредполагалось приватизироватьгосударственные предприятия путем ихпродажи за реальные деньги крупныминостранным инвесторам. Однако иностранныйкапитал шел в Россию неохотно.

Сталоочевидно, что прямые продажи как методприватизации могут быть успешными лишьпри наличии развитых институтов рынка.

Разновидностьюпрямой продажи стало размещение акцийгоспредприятий на фондовой бирже.

Однаковозможности использования этого методаприватизации зависят от степениразвитости фондовых бирж, которые вбольшинстве стран с переходной экономикойнаходятся лишь в стадии становления.

Кроме того, такая форма приватизацииприемлема только в отношении наиболееуспешно функционирующих предприятий,не требующих серьезных структурныхизменений.

Третийподход – это ваучерная, или массовая,приватизация. Необходимость ееиспользования изначально обосновываласьцелями социальной справедливости.

Входе массовой приватизации населениюраздавались или продавались за небольшуюплату сертификаты (ваучеры, боны, купоны),которые становились платежным средствомв ходе приватизации государственнойсобственности.

В России было разрешеносвободное хождение ваучеров, что привелок запуску вторичного переделасобственности. Этому способствовал рядмеханизмов:

а) выпускваучеров «на предъявителя» и обеспечениеих свободного оборота;

б) отказот приведения в соответствие совокупнойстоимости выпущенных ваучеров объемуподлежащего приватизации имущества;

в) отсутствиенеобходимой переоценки государственногоимущества в начале приватизации. Оценкаприватизируемых объектов государственнойсобственности на основе балансовойт. е. (заниженной) стоимости;

г) запускинформационной «утки» о якобы оченьнизкой цене приватизируемой собственности,что подвигло подавляющую часть населенияобменять «знаки собственности» наскудные наличные средства;

д) предоставление«своим» – «новой номенклатуре»благоприятных условий для обогащения.

Каковоже положение новых собственников и ктоими стал?

1. Значительнаяпо масштабам собственность сконцентрироваласьв руках внутренних инвесторов, так какв России приватизационные программыпредусматривали особые льготы длятрудящихся и менеджеров приватизированныхпредприятий (инсайдеров).

Возникновениесобственности инсайдеров объясняетсярядом причин: во-первых, «идеологическимнаследием прошлого», когда в почетебыли люди труда вообще и данногопредприятия в частности. Во-вторых,нехватка инвестиционных ресурсов,приводившая к тому, что инсайдеры,заинтересованные в выживании предприятия,становились единственными покупателямисвоей фирмы.

В-третьих, особое положениеруководителей предприятий, которое онизанимали в системе общественных отношенийпри социализме.

Влиятельнымисобственниками стали приватизационныефонды. Сначала предполагалось чтоприватизационные фонды будут выступатьв качестве посредников в процессеобращения акций и ваучеров. На самомделе они сконцентрировали в своих руках60 % активов предприятий и оказалисьв центре управленческой структуры.

В качествевнешних по отношению к предприятиюсобственников выступают банки.«Акционирование долгов» позволялобанкам участвовать в управлениипредприятием-должником и получатьвыгоды от продажи акций.

Определенныепозиции в структуре новых собственниковзаняли физические лица. Среди нихвыделяют две группы. Первая группа неочень велика и состоит из «свободныхпредпринимателей», которые приобретаютнебольшие пакеты акций для того, чтобыполучать дивиденды или осуществлятьспекулятивные сделки на рынке.

Они незаинтересованы в управлении предприятиями.Вторая группа представляет собой болеесложное образование. Она состоит излюдей, которые формально не имеют ничегообщего с предприятиями, но поддерживаютс ними тесные связи.

Это либо высшееруководство или коалиции руководителей,стремящиеся к установлению контролянад ним, либо частные организации,преследующие те же цели.

Иностранныйинвестор – это тот стратегическийсобственник, который знает, зачем онприобретает собственность и чтособирается с ней делать. Участиеиностранного капитала в приватизациивозможно в двух формах – прямых (вложениянепосредственно в предприятия) ипортфельных инвестиций (приобретениеценных бумаг прива-тизированнныхпредприятий на фондовом рынке).

Все прямыеинвестиции могут быть разделены на 4группы:

направленныена завоевание рынков;

используемыедля обеспечения доступа к природнымресурсам;

ведущиек более эффективной работе за счетиспользования сравнительных преимуществстраны в международном разделении труда(дешевая или высококвалифицированнаярабочая сила, развитая инфраструктурарынка и др.);

4) направленныена приобретение стратегических активов.

В качествеитога следует отметить, что приватизациятолько тогда вносит позитивный вкладв управление собственностью, когда онасопровождается трансформациейинституциональной среды и эффективнойэкономической политикой, направленнымина создание движущего механизма рыночнойэкономики – конкуренции и корпоративногозаконодательства.

Источник: https://studfile.net/preview/4330700/page:108/

Формы способы и модели приватизации

22.4. Модели приватизации и управление собственностью

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства.

В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц.

Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства.

Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново.

Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами.

В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

1. продукция — услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией — услугами других предприятий;

2. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;

3. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;

4. в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями — поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства[3].

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Что касается ее этапов, то в экономической литературе описаны следующие[4]:

1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц.

Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции.

Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объекты государственной собственности частным лицам или группам инвесторов. Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

3. Спонтанная приватизация. В этом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ее осуществления. Здесь действует закон «джунглей» или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры.

Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятных для новых собственников.

Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.

4. Частичная имущественная приватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.

5. Собственность трудовых коллективов. Согласно действующему законодательству, в Республике Беларусь преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.

6. Реприватизация собственности — это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности, ранее национализированной (конфискованной) государством.

Вместе с тем, несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы. (Рис 1.1)

Рис 1.1 Модели приватизации.[5]

Бесплатная приватизация.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества.

Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги.

Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник.

Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1823 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-67775.html

Refpoeconom
Добавить комментарий