22.3. Экономическая мысль Средневековья

Экономическая мысль Средневековья

22.3. Экономическая мысль Средневековья

Появление человечества практически сразу сопровождалось формированием хозяйственных связей. Еще в первобытных племенах практиковали собирательство и охоту, несколько позже появился обмен. Земледелие и ремесла способствовали развитию торговли, первому накоплению капитала.

Формирование богатств помогло созданию производства и специализации труда. Скачок под названием «промышленная революция» убыстрил процесс усложнения хозяйственных систем и в конечном итоге вывел их на современный уровень.

Для того чтобы управлять подобными структурами, понимать и исследовать их, необходимо обширное фундаментальное знание, которым стала экономическая теория.

Замечание 1

Она изучает методы удовлетворения потребностей общества, имеющих тенденцию к увеличению в условиях лимитированности ресурсов и ограниченности доступа к ним.

Принято всю науку делить на два блока:

  • Первый использует нормативный подход, то есть дает оценку реальным событиям в практической жизни. Он лежит в основе формирования прикладных дисциплин, имеющих узкую специализацию.
  • Второй блок основан на изучении фактов и их взаимодействия друг с другом, что заложило начало теоретическому направлению.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что в экономической теории принято оперировать макроэкономическими и микроэкономическими величинами. Макроэкономика, как часть науки, появилась относительно недавно.

Она исследует крупные хозяйственные системы уровня государства и мира, анализируя совокупные показатели.

Микроэкономика рассматривает структуры, создаваемые экономическими агентами более низкого уровня организации.

Сама наука позволяет накапливать знания об отношениях, институтах, принципах построения экономических систем. На основе полученных теоретических знаний создаются практические рекомендации по решению текущих и стратегических вопросов. Кроме того, фундаментальное знание позволяет отслеживать тенденции в экономических структурах и составлять прогнозы их развития.

Экономика Средневековья

Средневековье в экономической науке имеет несколько другие временные границы, чем в истории. Сюда относят период со времен падения Римской Империи и до начала великих географических открытий, которые привели к развитию торговли и первоначальному накоплению капитала.

Этот период в истории считается периодом упадка, когда практически все сферы социально – экономической жизни снизились до минимального уровня. Кроме того, в этот период имели место крупные эпидемии, унесшие жизни большей части населения. Климат ухудшался, наблюдалось всеобщее похолодание.

Этот временной период был ознаменован множеством жесточайших войн.

Все это приводит к резкому снижению уровня жизни, а значит, к демографическому кризису. Население переходит на растительную пищу, повышается уровень детской и взрослой смертности, сокращается общая продолжительность жизни.

По сравнению с расцветом цивилизации в античном мире, раннее средневековье ознаменовалось не только социально – экономическим, но и культурным упадком. В это время произошел отток городского населения, люди стали вновь трудится на земле и питаться за счет ведения натурального хозяйства.

Ограниченность ресурсов влияет на начало крестовых походов и поиска новых методов пропитания и обогащения.

В средневековье сформировался феодальный строй, где существовало три слоя населения:

  • феодалы или владельцы земель, которые использовали наемный или рабский труд;
  • крестьяне, создававшие большую часть населения того времени, осуществлявшие работу на земельных наделах феодалов;
  • ремесленники и торговцы, являвшиеся основными налогоплательщиками того времени.

Хозяйственные отношения строились на ренте, которая имела три формы:

  • барщина или отработка, которая строилась на личной зависимости крестьянина;
  • денежная рента, позволяющая сохранять личную независимость и производить своевременные платежи за пользование землей;
  • оброк или натуральная рента, представлявшая собой выплаты в пользу феодала в продуктовой или натуральной форме.

Ремесленное дело строго регламентировалось. Не позволялось отходить от установленных норм. В торговле так же существовал контроль со стороны торговых гильдий. Монахи, солдаты, слуги, ученые, представители закона составляли лишь три процента населения.

Замечание 2

Стоит отметить, что эпоха Средневековья привела к формированию традиционного подхода в экономике, основанного на общинном труде. Тот период с хозяйственной точки зрения, можно назвать феодальным.

В средние века большое влияние на умы человечества оказывала религия. Принято рассматривать экономическую мысль того периода с точки зрения арабского Востока и исламской веры, а так же с точки зрения западноевропейского христианского подхода.

Богословы составляли образованный круг населения, поэтому именно их труды легли в основу экономической науки того времени.

При этом они часто действовали в угоду действующей власти, оправдывая неравноправие внутри общества, а так же поддерживали ростовщичество, спекуляцию и расширение товарного производства.

Для восточной культуры был характерен традиционный подход к ведению хозяйства и сильная деспотичная власть. Одним из крупнейших ученых того времени считается Ибн-Хальдун, который рассматривал прогресс общества от примитивного к цивилизованному.

Однако он отрицал классовое и имущественное равенство даже при переходе к более высокой ступени общественного развития.

Хозяйственную систему он рассматривал на уровне города, где рост предложения необходимых благ и предметов роскоши зависели от степени процветания самого населенного пункта. Причем, цены на необходимые товары должны были снижаться, а на роскошь повышаться.

Деньги он рассматривал, как часть хозяйственной системы, но предлагал использовать лишь полноценные монеты из драгоценных металлов. Труд оценивался им с точки зрения его полезности, необходимости и количества.

Главным мыслителем западноевропейского средневековья считается Фома Аквинский, который жил и трудился в тринадцатом веке. На ранних этапах ростовщичество считалось грехом и неравноценным обменом.

Однако, к концу средневекового периода церковные канонисты стали применять двойственный подход, как того требовало расслоение общества на богатых и бедных.

Само разделение населения на слои оправдывалось Аквинским с точки зрения божественного проведения, так же он объяснял и разделение труда.

Любой обмен рассматривался, как эквивалентный и добровольный. Цен считались справедливыми и не отделялись от понятия стоимости. Аквинский допускал повышение цены для получения дохода продавцом. Появление денег он связывает с общественным сговором людей, ценность денег должна устанавливаться государственной властью.

Замечание 3

Ростовщичество в основном осуждалось, однако, допускалось в случае, если спекулятивный доход делился в равной степени между ростовщиком и продавцом.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/istoriya_ekonomicheskih_ucheniy/ekonomicheskaya_mysl_srednevekovya/

Экономическая мысль средневековья (стр. 1 из 2)

22.3. Экономическая мысль Средневековья

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Костанайский инженерно-экономический

Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История экономических учений

на тему: Экономическая мысль средневековья

выполнил: студент гр. Э-41

по специальности

Бухучет и аудит

Качеткова В.И.

проверил:________________

________________

________________

Костанай 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Экономическая мысль средневековья 4

Список используемой литературы 10

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое.

Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер.

По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы.

И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Ибн-Хальдун (1332-1406).

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения.

Причем с тех пор, как в начале 7 в.

На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е.

в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274).

Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития.

Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430).

При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества.

В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах.

Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами.

Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.

Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма:

Таблица

Продолжение таблицы

Источник: https://mirznanii.com/a/15101/ekonomicheskaya-mysl-srednevekovya

§ 2. Экономическая мысль средневековья

22.3. Экономическая мысль Средневековья

Экономические воззрения средневековья(феодального обще­ства), судя подошедшим до нас литературным источникам,но­сят ярко выраженный богословскийхарактер.

Научное наследие духовныхидеологов этой эпохи, в том числе вобласти хозяйствен­ной политики,переполняют схоластика, софистическиерассуж­дения, религиозно-этическиенормы, посредством которых имиоправдывается сословный характер ииерархическая структура об­щества,рост концентрации политической властии экономичес­кого могущества у светскихи церковных феодалов.

Их доктринамприсущи также двусмысленное толкованиенеобходимости расши­рения масштабовтоварности экономики, осуждение либонеяв­ное одобрение ростовщичества идругие признаки неприятия в хозяйствеосновополагающих принципов рыночныхотношений.

Средневековая экономическая мысльв восточных странах. Исламский арабскийВосток

Автором одной из значительных концепцийобщественного прогресса на базеэкономических факторов является видныймыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун(1332-1406)4, который жил и творил всеверо-африканских странах Магриба.

Кэтому вре­мени здесь к унаследованнымтрадициям древности, позволявшимгосударству сохранять за собой ираспоряжаться большим фондом земельныхугодий и пополнять казну налогами,прибавились еще и «всесильные» постулатыКорана, лежащего в основе зародившей­сяв начале VII в. новой религиозной идеологии— ислама.

Причем примечательно, что«услышал», а затем распространял в своихпроповедях «откровения бога», став темсамым основателем ислама, некий пророкМухаммед — несомненно, искушенный вэкономических проблемах купец из Мекки.

В концепции Ибн-Хальдуна («социальнаяфизика») не отверга­ются богоугодностьторговли и провозглашаемое исламом вКора­не возвышенное отношение к труду,порицание скупости, жад­ности ирасточительства, а также то, что «Аллахдал преимуще­ство одних людей переддругими».

Ее основным достижениемяв­ляется дифференцированнаяхарактеристика эволюции общества от«примитивности» к «цивилизации».Последняя, на его взгляд, к традиционнымхозяйственным занятиям людей в земледелиии ско­товодстве прибавила такиепрогрессивные сферы экономическойдеятельности, как ремесло и торговля.

Успешное развитие всех отраслейэкономики, полагает мыслитель, позволитмногократно приумножить богатствонарода, сделать роскошь достояниемкаж­дого человека.

Однако переход кцивилизации с ее возможностя­ми дляизбыточного производства материальныхблаг, предупреж­дает ученый, неозначает, что наступит всеобщее социальноеи имущественное равенство и отпадетнеобходимость в «предводи­тельстве»над подданными и в разделении обществана сословия («слои») по имущественномупризнаку.

Ибн-Хальдун показал понимание того, чтообеспечение граж­дан предметамипервой необходимости и предметамироскоши или, по его терминологии,«необходимым» и «лишенным необходимо­сти»,зависит прежде всего от степенинаселенности города, сим­волизирующейкак его процветание, так и упадок.

Поэтому, если город растет, в нем будутв достатке и «необходимое» и «лишен­ноенеобходимости»; при этом цены на первое(благодаря учас­тию в земледелии втом числе и горожан) будут снижаться, ана второе (из-за резкого роста спросана предметы роскоши) — бу­дутувеличиваться.

И наоборот, упадок городакак результат мало­численностипроживающего в нем населения обусловливаетнедо­статок и дороговизну всех безисключения материальных благ.

Одновременнос этим мыслитель отмечает, что чем нижеустанав­ливается размер налогов(включая пошлины и поборы правителейна городских рыках), тем более реаленрасцвет любого города, общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшимэлементом хозяй­ственной жизни,настаивая на том, чтобы их роль выполнялипол­ноценные монеты из созданныхбогом двух металлов — золота и серебра.

По его мысли, деньги отображаютколичественное содер­жание человеческоготруда «во всем приобретаемом», ценность«всякого движимого имущества», и в них«основа приобретения, накопления исокровища». Он совершенно нетенденциозенпри ха­рактеристике «стоимости труда»,т.е.

заработной платы, утверждая, что ееразмер зависит, во-первых, «от количестватруда челове­ка», во-вторых, «его местсреди других трудов» и, в-третьих, от«потребности людей в нем» (в труде. —Я.Я.).

Средневековая экономическая мысльв западноевропейских странах. Католическаяшкола канонистов

Наиболее значимым автором западноевропейскойэкономичес­кой мысли средневековьяназывают, как правило, доминиканс­когоитальянца монаха Фому Аквинского(Аквината) (1225-1274), отнесенного в 1879 г.католической церковью клику святых.

Онстал достойным продолжателем и оппонентомодного из основателей школы раннегоканонизма Августина Блаженного (СвятогоАвгу­стина) (353-430), который в конце IV —начале V вв.

, будучи епископом во владенияхРимской империи в Северной Африке,заложил догматические безальтернативныепринципы религиозно-этического подходак экономическим проблемам. И эти прин­ципыв течение V—XI вв. оставались почтинезыблемыми.

В период раннего средневековьягосподствовавшая экономичес­каямысль ранних канонистов категорическиосуждала торговую прибыль и ростовщическийпроцент, характеризуя их как резуль­татнеправильного обмена и присвоениячужого труда, т.е. как грех.

Эквивалентныйи пропорциональный обмен считалсявозможным только при условии установления«справедливых цен».

Авторы церковныхзаконов (канонов) выступали также противсвойствен­ного идеологам античногомира презрительного отношения кфизическому труду, исключительногоправа на богатство отдель­ных лиц вущерб большинству населения. Крупнаяторговля, ссуд­ные операции, какявления грешные, вообще запрещались.

Однако в XIII—XIV вв., в период расцветапозднего средневе­ковья (когдаусилилась сословная дифференциацияобщества, воз­росли число и экономическаямощь городов, в которых, наряду сземледелием, стали процветать ремесло,промыслы, торговля и ростовщичество,т.е.

когда товарно-денежные отношенияобрели для общества и государствасудьбоносное значение), поздние ка­нонистырасширили круг аргументов, «объясняющих»экономи­ческие проблемы и причинысоциального неравенства.

Здесь име­етсяв виду то, что методологической базой,на которую опирались ранние канонисты,были прежде всего авторитарностьдоказа­тельств (посредством ссылокна тексты священного писания и трудыцерковных теоретиков) и морально-этическаяхарактерис­тика экономическихкатегорий (включая положение о«справедли­вой цене»).

К этим принципампоздние канонисты прибавили еще принципдвойственности позволяющийпосредством ком­ментариев, уточненийи оговорок первоначальную трактовкукон­кретного хозяйственного явленияили экономической категории преподнестив ином или даже противоположном смысле.

Вышесказанное очевидно из сужденийФ.Аквинского по мно­гим экономическимпроблемам, актуальным в странах ЗападнойЕвропы в средние века и нашедшим отражениев его трактате «Сумма теологии».

Например,если ранние канонисты, подразде­ляятруд на умственный и физический виды,исходили из боже­ственного (естественного)предназначения, но не отделяли эти видыдруг от друга с учетом их влияния надостоинство человека в связи с занимаемымположением в обществе, то Ф.Аквинский«уточняет» это «доказательство» впользу сословного деления об­щества.

При этом он пишет: «Деление людей поразличным про­фессиям обусловлено,во-первых, божественным провидением,которое разделило людей по сословиям…Во-вторых, естественными причинами,которые определили то, что различныелюди склон­ны к различным профессиям…»5

Двойственную и компромиссную позициюв сравнении с ран­ними канонистамиавтор «Суммы теологии» занимает такжепо поводу трактовки таких экономическихкатегорий, как богатство, обмен, стоимость(ценность), деньги, торговая прибыль,ростов­щический процент. Рассмотримвкратце эту позицию ученого при­менительнок каждой названной категории.

Богатство со времен Августинарассматривалось канонистами каксовокупность материальных благ, т.е. внатуральной форме, и признавалосьгрехом, если оно создано иными средствами,чем прилагаемый для этого труд.

Всоответствии с этим постулатом бесчестноеприумножение (накопление) золота исеребра, считав­шихся по своей природе«искусственным богатством», не моглосоответствовать нравственным и прочимнормам общества.

Но, по Аквинскому,«справедливые цены» (о них речь пойдетниже) мо­гут быть неоспоримым источникомроста частной собственности и создания«умеренного» богатства, что грехом неявляется.

Обмен в древнем мире и в средние векавоспринимался иссле­дователями какакт волеизъявления людей, результаткоторого пропорционален и эквивалентен.Не отвергая данный принцип, Ф.

Аквинскийобращает внимание на многочисленныепримеры, превращающие обмен в субъективныйпроцесс, обеспечивающий равенствоизвлекаемой пользы при неэквивалентном,казалось бы, обмене вещей.

Иными словами,условия обмена лишь тогда нару­шаются,когда вещь «поступает на пользу одномуи в ущерб дру­гому».

«Справедливая цена» — это категория,которая в экономичес­ком ученииканонистов подменяла категории«стоимость» (цен­ность), «рыночнаяцена». Она устанавливалась и закрепляласьна определенной территории феодальнойзнатью.

Ее уровень ранние канонисты«объясняли», как правило, ссылками натрудовые и материальные затраты впроцессе товарного производства. ОднакоФ.Аквинский затратный подход назначения«справедливой цены» считает недостаточноисчерпывающей характеристикой.

По егомысли, наряду с этим следует признать,что продавец может «по праву продаватьвещь дороже, чем она стоит сама по себе»,и при этом она «не будет продана дороже,чем стоит владельцу», в про­тивномслучае ущерб будет нанесен и продавцу,который недопо­лучит соответствующееего положению в обществе количестводе­нег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуютсяподобно авторам древнего мира и раннегоканонизма. Он указывает, что причинойих возникновения стало волеизъявлениелюдей для обладания «вер­нейшей мерой»в «торговле и обороте».

Выражая своюпривержен­ность номиналистическойконцепции денег, автор «Суммы тео­логии»признает, что, хотя монеты имеют«внутреннюю ценность», государство темне менее вправе допускать некотороеотклонение ценности монеты от ее«внутренней ценности».

Здесь ученыйвновь верен своему пристрастию кдвойственности, с одной стороны,признавая, что порча монеты может сделатьбессмысленным из­мерение достоинстваденег на внешнем рынке, а с другой —вве­ряя государству право устанавливать«номинальную ценность» подлежащихчеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщическийпроцент осуждались кано­нистами какнебогоугодные, т.е. грешные, явления. Сопределен­ными оговорками и уточнениями«осуждал» их и Ф.Аквинский.

Поэтому врезультате, по его мысли, торговаяприбыль и процент за ссуду все же должныприсваиваться соответственно торговцем(купцом) и ростовщиком, если при этомочевидно, что они со­вершают вполнеблагопристойные деяния.

Иначе говоря,необхо­димо, чтобы такого рода доходыявлялись не самоцелью, а заслу­женнойплатой и вознаграждением за имеющиеместо в торговых и ссудных операцияхтруд, транспортные и прочие материальныеиздержки и даже за риск.

Вопросы и задания для контроля

1. Приведите аргументы авторов экономическихидей и концепций древнего мира исредневековья, посредством которых имиотста­ивался приоритет натуральногохозяйства и осуждалось расшире­ниемасштабов товарно-денежных отношений.Можно ли с ними согласиться в том, чтоденьги возникли не стихийно, а врезуль­тате соглашения людей междусобой?

2. В чем особенности модели идеальногогосударства в трудах Аристо­теля?Раскройте сущность аристотелевскойконцепции об эконо­мике и хрематистике.

3. Каковы основные черты средневековойэкономической мысли на арабском Востоке?Изложите суть концепции «социальнойфизи­ки» Ибн-Хальдуна.

4. Какие методологические принципыиспользовали в своих экономи­ческихвоззрениях ранние и поздние канонисты?Приведите при­меры историческойаналогии в тоталитарных государствахXX сто­летия.

5. Сравните трактовки основных экономическихкатегорий в перио­ды раннего и позднегоканонизма. Как они формируются всовре­менной экономической литературе?

Список рекомендуемой литературы

Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1975—1983.

Артхашастра, или Наука политики. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

Древнекитайская философия. Сборниктекстов. В 2-х т. М.: Мысль 1972-1973.

Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль,1980.

Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1968—1972.

Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО«Алгон», 1992.

Лекция 3.Меркантилизм — экономическая мысльпериода зарождения рыночных экономическихотношений

Изучив эту тему, вы будете знать:

— что именно в период экономических идеймеркантилизма рыноч­ные экономическиеотношения возобладали, вытеснив некогдаигравшее ведущую роль натуральноехозяйство;

— в чем заключается меркантилистскаяконцепция о богатстве и почему принятобыло считать, что достижение активноготорго­вого баланса невозможно безнациональной политики «разори I соседа»;

— каковы особенности протекционистскихнастроений меркантилистов на раннем ипозднем этапах в развитии меркантилизма;

— почему меркантилистская экономическаяконцепция являет собой! «экономическуютеорию во младенчестве» (М.Блауг) и «быласистемой практической политики»(Н.Кондратьев), заботившейся «о развитиирыночной системы совершенно нерыночнымиспосо­бами» (К.Поланьи);

— с каких пор экономическая наука сталаназываться политической экономией.

Источник: https://studfile.net/preview/5714726/page:3/

История. Экономические мысли Средневековья

22.3. Экономическая мысль Средневековья

Формирование феодализма имело в каждой стране свои особенности. Общей чертой был захват общинной земли и создание поместий, принадлежавших знатным феодалам.

Шло закрепление в частную собственность земли и работников – крепостных крестьян, которые должны были, помимо своих наделов, обрабатывать землю феодала. Экономические мысли Средневековья развивались, в отличие от Древней Греции и Римской империи, с большим трудом.

Этому есть объяснение – преемником идей греческой и римской философии, экономики стала католическая церковь.

Формирование экономических учений в средневековье

Представления об экономической мысли Средневековья дошли до нашего времени благодаря письменным источникам. Они базируются на работах мыслителей Древнего мира. Чтобы лучше понять процесс зарождения и развития экономической мысли в средние века, нужно учитывать политическое и экономическое состояние государства.

Само понятие «экономическая мысль» охватывает огромный спектр воззрений и суждений. Сюда входят представления простых граждан, религиозный взгляд с его влиянием на хозяйственные отношения, работы выдающихся учёных того времени и политические, экономические законы правящей элиты.

Чтобы понять, как формировалась экономическая мысль в средние века, необходимо начать с Древнего мира, так как эти эпохи неразрывно связаны между собой.

Историки рассматривают экономическую мысль Средневековья как часть богословия, так как наряду со знатью духовенство управляло государством и отношениями внутри общества.

Техническое оснащение первобытного общества было примитивным и настолько низким, что человек не всегда мог прокормить себя и членов своей семьи. Люди вынуждены были жить общиной, так как одна семья не в состоянии была существовать.

Вести разговор про экономические мысли в этот период развития общества не имеет смысла, так как существовала только одна мысль – выжить.

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья стала зарождаться на стыке этих исторических эпох, в период зарождения классов и становления государств.

Появление классов

После начала применения железа и появления орудий из него производительность труда увеличилась в несколько раз, появились излишки, что принято называть прибавочным продуктом, который человек мог использовать по своему усмотрению. Именно железные орудия труда привели к появлению ремесленников, которые не обрабатывали землю и не сеяли хлеб, но всегда имели его.

Ремесленники изготавливали товар, применение которого позволяло земледельцам собирать больший урожай и улучшать качество жизни. Стали появляться товарные отношения.

Кроме ремесленников появились люди, которые занимались наукой, искусством.

Если говорить кратко, экономическая мысль Древнего мира и Средневековья зарождалась именно в то время, когда при тотальном натуральном хозяйстве стали появляться товарно-денежные отношения.

Произошло разделение общества на классы, появились бедные и богатые, которые хотели получить ещё больше товаров, продуктов. Им необходимо было присвоить себе чужие излишки. Для этого необходим был определённый механизм насилия. Стало зарождаться государство.

Появление первых государств

Расслоение общества на классы, появление знати, разложение общины привело к образованию государств. Произошло появление различных форм собственности: общинной, государственной и частной.

Именно это заставляло человека думать, сравнивать, анализировать, что приводило к появлению суждений, ставших основой экономических мыслей Средневековья. Характерной особенностью древних государств являлось рабство.

Зарождение ранних цивилизаций и появление первых государств произошло на территориях с жарким климатом, в основном, в районах с плодородной почвой и водой. Это были долины рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга.

Памятники древней экономической мысли

До нашего времени дошли древнеегипетские документы: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (XXII в. до н. э), «Речение Ипусера» (XVIII в. до н. э), Кодекс законов Вавилонии (XVIII в. до н. э).

Здесь рассматривались вопросы устройства и управления государством, ростовщичество, защита прав собственности, взяточничество, коррупция, причины сокращения налоговых поступлений в казну, правила аренды и найма и т. д.

Экономическая мысль древнего Китая

Конфуций – китайский мыслитель, живший в 551-479 годах до н. э. говорил, что только спокойный и усердный труд приносит богатство жителям государства, а также процветание правителю и стране. Труд должен поддерживаться семьёй и общиной. Мыслитель придавал последним большое значение.

Он считал основой стабильного общественно-политического строя патриархальную семью. Основная задача правящей верхушки – процветание населения, распределение сельскохозяйственных работ, разумный предел налогов. Большую роль отводил знати и считал, что государство должно о ней заботиться.

Авторы коллективного трактата «Гуань-зы» (IV – III век до н. э.) к богатству причислили все материальные блага. Золоту, как мерилу богатства, отводилась роль денег.

Главное для процветания страны – труд и спокойствие, чтобы производить продукты. Для этого государству необходимо регулировать цены на хлеб.

Для его развития нужно иметь достаточные запасы хлеба, давать земледельцам льготные займы под низкий процент.

Античность

Если говорить кратко, экономическая мысль Средневековья использовала основные принципы древних мыслителей, в частности античных.

Во времена рабовладельческого строя, как и в последующих формах государств, были две основные эконоические цели – собрать как можно больше налогов и борьба с расхитителями казны (казнокрадами).

Появились такие понятия, как деньги, товар, использование моральных и материальных стимулов для повышения производительности труда рабов. Большой интерес мыслителей вызывало устройство государства, его управление.

Наряду с существующей общинной собственностью возникли частная и государственная. Изменились общественные отношения. Экономическая мысль Античности и Средневековья тесно связаны, так как многие экономические законы и понятия Древней Греции были использованы впоследствии католической церковью и её мыслителями.

Ксенофонт (430-354 год до н. э.)

Основоположником античной экономической мысли был Ксенофонт, который в своём трактате «Домострой» впервые применил термин «экономия». Он означал науку о домашнем хозяйстве. Мыслитель изучал разделение труда, описал два свойства товара, с точки зрения потребительской и меновой стоимости. Определил две функции денег – средства накопления и обращения.

Платон (428-347 год до н. э.)

В своей работе «Государство» Платон описал проект идеального устройства страны, в котором важную роль отвёл аристократам и военным. Они, не имея собственности, находятся на обеспечении государства, которому она принадлежит.

Философ критически относится к частной собственности, на которую, по его мнению, должен быть установлен допустимый максимум. Всё, что наживается свыше этого, конфискуется в пользу государства. Важнейшая отрасль экономики – земледелие.

Аристотель (384-322 год до н.э.)

В двух своих основных работах «Политика» и «Никомахова этика» описывает устройство идеального государства. Его цель — всеобщее благо жителей.

Он положительно относился к рабству, определив рабов как орудие труда. Общество, по его мнению, должно делиться на рабов и свободных граждан. Труд – на умственный и физический.

Каждое сословие применяет определённые способы хозяйствования, используя собственные накопления.

Экономическими видами деятельности считал сельское хозяйство, ремесло и мелкую торговлю. Они рассматриваются как объект заботы государства. Богатство приобретается двумя способами: естественной деятельностью (экономической) и неестественной (хрематистика). Ростовщичество и крупную торговлю относил к хрематистике.

Средневековье

Средневековье характеризовалось большим влиянием церкви на государство. Идеи Аристотеля, касающиеся экономики, были поставлены в жёсткие рамки догмы.

Законы в церкви носили название канонов, с помощью которых выражалась средневековая экономическая мысль.

Философские размышления об экономике были заменены на теологические и канонические утверждения, которые не требовали доказательств и осмыслений. Это касалось как европейских, так и азиатских стран, где господствовал Ислам.

Европейское средневековье

Существенная особенность Средневековья – засилье церкви в управлении феодальными государствами Европы и в их экономической жизни.

Несмотря на церковный консерватизм, отрицательное отношение ко всему новому, именно богословы выдвигали учения, в которых нашли отражения основные эпизоды экономической жизни: отношения между субъектами, их движущие силы, основные моменты создания и распределения благ.

Фома Аквинский

Значимый автор экономической мысли Средневековья — Фома Аквинский (XIII век). Он был итальянским монахом. Его трактат «Сумма теологий» — это единственный в своём роде труд, в котором всем экономическим категориям средневековья даны оценки — моральная и этическая. Он входил в школу канонистов, основанную Августином Блаженным в V веке.

Ранние канонисты были противниками прибыли и ростовщических процентов, считая это грехом, как результат присвоения чужого труда. Они были за установление фиксированных справедливых цен. Выступали против торговли в больших объёмах. Отрицательно относились к ссуде.

Методическими руководствами для них были тексты Священного писания. Они относились к экономическим характеристикам с точки зрения морально-этических норм. К этим принципам поздние канонисты, к которым относился Ф. Аквинский, присовокупили принцип двойственности оценок. Кратко экономическую мысль средневековья можно сформулировать:

  • Разделение труда, в их понимании, божественное провидение, с помощью которого произошло классовое деление и склонность человека к той или иной профессии.
  • Справедливые цены, как их понимал представитель экономической мысли европейского средневековья Ф. Аквинский, – это цены, установленные феодальной знатью на подчинённой им территории. Эта догма подменяла собой понятие рыночной цены.
  • Богатство, с точки зрения ранних канонистов, является грехом, но уже Ф. Аквинский утверждает, что при действии «справедливых цен» возможно накопление умеренного богатства, что уже не является грехом.
  • Торговая прибыль и ростовщический процент, отвергаемые ранними канонистами, Ф. Аквинский осуждая, принимает, но при условии, что полученные доходы не были самоцелью, а выступали в виде заслуженной платы за издержки, куда включался риск.
  • Не признает деньги с точки зрения получения ростовщического процента, но признаёт как средство обращения и меры стоимости.

Мусульманское Средневековье

Феодальные государства первоначально возникли на Востоке (III-VIII вв.), появление их в Западной Европе произошло двумя веками позже (V-IX вв.). Власть в государствах Средневековья была сосредоточена в руках крупных феодалов и духовенства. Они осуждали ростовщичество и экономическую товарность.

Значительным представителем экономической мысли мусульманского Средневековья считают Ибн-Хальдуна (XIV в), жившего в Магрибе, находящемся в северной Африке. С VII века здесь получил распространение ислам.

Так же как и в европейских государствах, духовенство вместе со знатью принимало активное участие в жизни мусульманских стран и влияло на их экономическое развитие.

По ряду специфических признаков экономическая мысль европейского Средневековья отличалась от азиатской. Это объяснялось тем, что к торговле в странах Азии всегда относились с уважением и считали, что этот вид деятельности угоден Богу. Даже пророк Мухаммад изначально занимался этим видом деятельности. Государство оставляло за собой значительные земельные угодья, сбор обременительных налогов.

Ибн-Хальдун предполагал, что расцвет всех видов экономической деятельности приведёт к расцвету государства. Его отношение к налогам состояло в том, что он считал, что чем меньше налоги, тем процветающим будет государство.

К деньгам он относился с уважением и считал, что это очень важный элемент жизни. Они должны быть исключительно из золота и серебра.

Но самое главное в учении — его утверждение, что эволюция общества должна идти от примитивности к цивилизации.

Источник: https://FB.ru/article/351150/istoriya-ekonomicheskie-myisli-srednevekovya

Refpoeconom
Добавить комментарий