22.1. Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока (стр. 1 из 2)

22.1. Экономическая мысль Древнего Востока

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Тема контрольной работы «Проведите анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока»

Москва 2007

План.

Введение. 3

1. Экономическая мысль Древнего Востока. 4

2. Экономическая мысль Древнего Египта. 5

3. Экономическая мысль Месопотамии. 6

4. Экономическая мысль Древней Индии. 7

5. Экономическая мысль Древнего Китая. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества — рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена.

Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы — рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии — вся верховная власть при­надлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей — общинников, от­стаивавших в борьбе с центральной властью свои права.

1. Экономическая мысль Древнего Востока

В странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией.

Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности.

В письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношений.

В произведениях Древнего Востока проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа.

Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач.

В тоже время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлению государством, контролю за экономической деятельностью граждан.

Основа экономики того периода — земледелие. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства, это порабощение неоплатных должников или порабощение военнопленных.

особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками.

Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер.

Однако чрезмерное государственное регулирование натурального по сути хозяйства, посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока.

2. Экономическая мысль Древнего Египта. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в государственный аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны. Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. 3. Экономическая мысль Месопотамии Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана фискальных резервов, военных контингентов.

В своде законов Хаммурапи была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю различной по своему объему, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение за­емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годо­вых.

Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где «сильный не притеснял бы слабого». Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.4.

Экономическая мысль Древней Индии

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является трактат «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»), под которой понималось пополнение государственной казны.

Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством.

Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины.

Важным источником обогащения государственной казны признается торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась «справедливая» рыночная цена, дифференцировались издержки производителей и купцов в цене товара в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», со­ставлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э.

, выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. «Законы Ману» — это свод пред­писаний, ниспосланных людям «божественным законодателем».

В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «За­коны Ману» отразили существование наследственных каст.

Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

5. Экономическая мысль Древнего Китая

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Китая: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения – с другой, борьба стоявших за ними классов, длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли Древнего Китая.

Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция.

Экономические воззрения Конфуция были противоречивы.

Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих отношения рабов и рабовладельцев. Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.

Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы, который однако был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины и экономических интересов крестьян.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», относящийся к 4 – 3 векам до н.э. В целях укрепления экономического положения крестьян, неизвестные авторы этого трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен и т.д.

Источник: https://mirznanii.com/a/266606/ekonomicheskaya-mysl-drevnego-vostoka

Экономическая мысль Древнего Востока

22.1. Экономическая мысль Древнего Востока

Экономика существует столько же, сколько существует человечество. Сложно представить цивилизацию без хозяйственных отношений, обмена и первых способов производства.

Еще в первобытные времена люди жили общинами и совместно вели хозяйство. Несколько позже появился обмен, а так же ремесленное производство и земледелие.

Постепенное усложнение экономических отношений вело к появлению новых форм создания благ, а значит к специализации труда.

Промышленная революция дала сильный толчок к развитию экономики, накоплению капитала, усложнению профессиональной деятельности работников. Понятно, что хозяйственные системы достаточно сложны по структуре.

Каждый субъект ежедневно вступает во множество экономических отношений с другими субъектами.

Чтобы разобраться в такой сложной системе необходимо базовое фундаментальное знание, в данном случае экономическая теория.

Для общества характерен неограниченный рост потребностей, который вызван разнообразием предоставляемых благ и услуг в современном мире. При этом ресурсы планеты имеют конечную величину и неспособны восстанавливаться. Таким образом, основным предметом экономики, как науки, является поиск оптимальных решений по удовлетворению спроса в условиях ограниченности предложения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экономическая теория делится на два больших блока:

  1. Изучает взаимоотношения и системы на уровне отдельных субъектов хозяйствования и домохозяйств. Он называется микроэкономическим.
  2. Обобщает совокупные показатели крупных государственных и мировых экономических систем. Отметим, что макроэкономический подход сформировался лишь в начале двадцатого века, когда Джон Кейнс выдвинул гипотезу об управляемости государственной экономики.

Экономическая наука делится на прикладную и теоретическую. Первая использует нормативный подход к изучению систем, и дает им качественную оценку. Вторая аккумулирует фактические знания о хозяйственных структурах, тем самым формируя фундаментальное классическое знание.

Теоретическая часть занимается познанием окружающего мира, устройства экономических связей, принципов взаимодействия между субъектами. Она позволяет вырабатывать прогнозы, отслеживать положительные или негативные тенденции в экономике.

Кроме того, теория экономики помогает создавать практические решения для реальных целей и задач.

Экономика стран Древнего Востока

Древневосточная цивилизация играет важнейшую роль в жизни человечества. Именно здесь зародилась жизнь, и появились первые общинные поселения. Они возникли на берегах Нила, Ефрата, Тигра и в долине реки Ганг, а так же около рек на территории современного Китая.

Экономика так же зародилась здесь, так как производство сельхоз продукции на одну семью превышало ее потребности в три раза, что способствовало установлению хозяйственных отношений между индивидами. Государственность сформировалась благодаря особенностям климата тех мест.

Для воспроизводства требовались обширные оросительные системы, которые можно было построить только сообща, что в итоге способствовало объединению племен.

Экономическими особенностями государств того времени можно назвать следующие положения:

  • Земледелием занимались свободные крестьяне, а не рабы.
  • Земля управлялась государством, либо советом общины, частной собственности не существовало.
  • Для государственности была характерная полная деспотия, требования народа не учитывались.
  • Особенности земледелия сохраняли общинный совместный труд.

Необходимость совместного труда, деспотия власти постепенно поработили простых людей. Такая рабочая сила обходилась государству дешевле, чем приобретенные или завоеванные рабы, которых требовалось содержать.

При этом рабы считались собственностью отдельного частного лица, а «свободные граждане» привлекались для общественных работ. Подобное общественное устройство требовало крепкой государственной власти. Даже с появлением частной собственности на землю восточные страны сохраняли свою самобытность в управлении ресурсами страны.

Для стран Востока и Азии характерно разделение общества по уровню приближенности к власти, а не по объемам частного имущества.

Замечание 1

Особенности уклада восточной экономики привели к тому, что у народов снизилась тяга к предприимчивости. В странах, где правил восточный деспотизм на века сложился общинный образ жизни и мышления, который тяготеет к традициям. Подобный подход, в конечном итоге, привел к стагнации экономик Древнего Востока.

Особенности экономического устройства стран Древнего Востока, сильная деспотичная власть и общинный уклад жизни способствовали формированию самобытного подхода к изучению хозяйственной сферы жизни общества.

Экономическая мысль того времени имела религиозное основание и стремилась решить социальные и политические вопросы.

Так как, в повседневной жизни широко использовался труд граждан, экономическая теория того времени давала рекомендации по реализации государственной власти в целях осуществления контроля над работой граждан страны.

В шестом веке до нашей эры был написан китайский трактат «Гуань-Цзи». В нем говорилось о способах установления макроэкономического равновесия.

Если одного товара в обороте много, а другого не хватает, то правителю необходимо сдерживать рост производства первого товара и стимулировать создание второго.

Кроме того, китайская мудрость призывала ограничивать денежную эмиссию и реализовывать государственное управление ценовой политикой.

В Древней Индии была выпущена «Артхашастра». Она предлагала увеличивать богатство страны за счет присоединения новых земель и народов. Рассматривается метод снижения коррумпированности власти через частую смену чиновников.

Замечание 2

В Древнем Вавилоне внимание экономическому развитию уделял царь Хаммурапи. Он предлагал поделить общество на свободных, полусвободных и рабов. Так же рассматривал вопросы найма рабочих, однако, не разделял между собой людей и собственность.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/istoriya_ekonomicheskih_ucheniy/ekonomicheskaya_mysl_drevnego_vostoka/

Вопрос 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.: С появлением первых государственных образований — древних

22.1. Экономическая мысль Древнего Востока

С появлением первых государственных образований — древних цивилизаций и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло много проблем, главными из которых были – создание идеальной модели социально-экономического устройства общества и проблема управления государственным хозяйством.

Экономическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с особенностями экономического развития этих стран (Египта, Вавилонии, Китая, Индии и др.).

Так как в большинстве этих стран преобладала государственная собственность на землю, хозяйственная жизнь контролировалась государством, в экономике преобладало натуральное хозяйство и основными производителями были крестьяне, то все эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.

Экономическая мысль Древнего Египта. Именно здесь имеются самые ранние памятники экономической мысли – это:

— «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (датируется XXII в. до н. э.

), здесь приводятся«правила» государственного управления страной и руководства хозяйством, овладение которыми необходимо и крайне важно для правителя.

Призывая опираться сына на богатых, а не на бедных, он обращает внимание также на необходимости приближения к себе не только родовой знати, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле.

— «Речение Ипусера» (датируется XVIII в. до н. э.), здесь главная идея – это недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства, во избежание обогащения простолюдинов и начала гражданской войны.

В этом произведении отражена картина бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс, в котором прекратились внешнеэкономические контакты, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие, захватив власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности.

Ипусер призывал вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

Экономические идеи Вавилонии отражены в Кодексе Законов царя Хаммурапи, действовавшие в стране в XXVIIIв. до н. э.

, в соответствии с которым вводились жёсткие правовые нормы и за нарушение которых предусматривалась экономическая, административная и уголовная ответственность (вплоть до смертной казни).

Правовые нормы вводились во избежание разрушения натурального хозяйства и угрозы суверенитету страны из-за сокращений поступлений налогов в казну, что могло вызвать ослабление государственных структур и армии.

Законы отразили развитие товарно-денежных отношений и меры, способствовавшие расширению торговых сделок, охрану и укрепление частной собственности, признание вечным и естественным деление общества на рабов и рабовладельцев, в котором рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

Экономические мысли древнего Китая в основном представлены учением Конфуция (6 -5 вв. до н. э.), который одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. В основе его общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок.

Он считает естественным деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» – низких, уделом которых является физический труд.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование для этих целей традиционных форм и обрядов, был за укрепление власти верховного правителя.

В его сборнике «Беседы и суждения» высказана мысль, что только образованный правитель способен влиять на равномерное распределение богатства, создаваемого обществом. Он считал, что только тогда у народа будет достаток, когда хозяйствование будет умелым, а труд станет одинаково выгодным как в коллективной собственности общины, так и в частном владении рабовладельцев.

Другое произведение «Гуань-Цзы», созданное в 4 -3 вв. до н. э., принадлежит коллективу авторов, в котором они подобно Конфуцию выдвигали главную задачу – сделать государство богатым, а народ довольным путем равномерного распределения богатства (то есть без обогащения торговцев и ростовщиков).

Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысит цены на хлеб.

Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела и устранять причины, мешавшие благополучию народа.

Главными мерами стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали – создание государственных запасов хлеба для стабилизации цен, меры по преодолению неблагоприятных природных условий и введение льготных кредитов земледельцам; замену прямых налогов — косвенными т.д. Тоже были за сохранение существовавшего деления общества на сословия.

В Китае большой остроты достигла проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства, отсюда столкновение двух тенденций: 1) сохранение патриархально-общинных порядков; 2) рост и укрепление позиций рабовладения. Отсюда борьба стоявших за ними классов, которая для Китая стала важнейшей проблематикой экономической мысли.

Экономические мысли древней Индии отражены:

1) в «Законах Ману» (III тыс. до н. э.),которые составлялись на протяжении ряда столетий и представляющих собой свод предписаний, где отражены формы превращения свободного человека в раба и закреплено его бесправное положение в обществе.

Они содержат взгляды рабовладельцев и отразили существование наследственных каст.

Брахманская концепция экономической политики, обоснованная в них, отводила существенную роль государству, на которое возлагалось: обеспечение доходов; регламентация хозяйственной деятельности; эксплуатация свободного населения и др.

2) в трактате «Учение о доходах» (или Артхашастра), автором которого является Каутилья (4- 3 вв. до н. э.).

Он повествует о социальном неравенстве, которое оправдывает и закрепляет, подтверждает правомерность рабовладения и деление общества на касты, рекомендует меры, ограничивающие развитие рабства для предупреждения классовых конфликтов (так индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и самовыкупа за счёт своего имущества).

В трактате главной отраслью экономики и занятием населения отмечено земледелие, большая роль отводилась строительству и поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая.

Развивались ремёсла и торговля, содержались сведения об общественном разделении труда и обмене, особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны.

Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены — для иностранных товаров).

В его учении большое внимание отводилось экономической роли государства. Именно оно должно было обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и др.

Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм. В работе говориться о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования трудовой прибыли (т.е. её распределении) между купцами и государством.

Ростовщичество противоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны.

ВЫВОД: Таким образом, экономическая мысль Древнего Востока имела общие черты экономических идей: 1) отношение к рабству как к естественному (нормальному) явлению; 2) представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества; 3) большое внимание уделялось экономической политике государства.

Источник: https://economy-ru.com/ekonomicheskih-ucheniy-istoriya/vopros-ekonomicheskaya-myisl-drevnego-23226.html

Refpoeconom
Добавить комментарий