2. Шкала ценности

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу)

2. Шкала ценности

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
  3. ценности организованы в системы,
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.

Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу):

Инструкция:

Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

 Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями.

Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.

Список А (терминальные ценности):  1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 

3) здоровье (физическое и психическое); 

4) интересная работа;  5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  8) наличие хороших и верных друзей;  9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  15) счастливая семейная жизнь;  16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,  человечества в целом);  17) творчество (возможность творческой деятельности); 

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 

Список Б (инструментальные ценности):  1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  2) воспитанность (хорошие манеры);  3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  4) жизнерадостность (чувство юмора);  5) исполнительность (дисциплинированность);  6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  7) непримиримость к недостаткам в себе и других;  8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);  9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);  10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;  13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  16) честность (правдивость, искренность);  17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 

18) чуткость (заботливость). 

Ключ, обработка результатов, интерпретация.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.

Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов. 

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.  

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

 
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы. 

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни? 2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали? 3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях? 4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей? 5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад? 6. …через 5 или 10 лет? 

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди? 

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу)    

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»

2. Шкала ценности

Тест Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентация – один из наиболее популярных опросников для диагностики ценностно-смысловой сферы личности. Во многом это определяется его простой какдля испытуемого, так и для экспериментатора:

  • респонденту вместо ответов на многочисленные вопросы нужно проранжировать (оценить значимость) 36 ценностей (2 группы по 18 в каждой);
  • психологу не нужно тратить силы на трудоемкую обработку данных по ключам – достаточно записать ответы испытуемого в сводную таблицу результатов эмпирического исследования.

Описание теста Рокича

Теория Рокича

Процедура проведения

Обработка результатов

Шкалы теста Рокича

Интерпретация результатов

Пример анализа результатов опросника Рокича

Описание теста Рокича

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценностей по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

Теория Рокича

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

https://www.youtube.com/watch?v=hWtibbcfXlk

Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  3. ценности организованы в системы;
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

  • Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценностирангИнструментальные ценностиранг
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Здоровье (физическое и психическое)Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Интересная работаЖизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)Исполнительность (дисциплинированность)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)Непримиримость к недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных друзейОбразованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)Смелость в отстаивании своего мнения
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)Чуткость (заботливость)
Счастливая семейная жизньТерпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Творчество (возможность заниматься творчеством)Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)Честность (правдивость, искренность)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Обработка результатов

Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.

Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:

  • чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента;
  • чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:

  1. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
  2. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
  3. ЗДОРОВЬЕ
  4. ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
  5. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
  6. ЛЮБОВЬ
  7. МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
  8. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
  10. ПОЗНАНИЕ
  11. ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
  12. РАЗВИТИЕ
  13. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  14. СВОБОДА
  15. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
  17. ТВОРЧЕСТВО
  18. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Инструментальные ценности:

  1. АККУРАТНОСТЬ
  2. ВОСПИТАННОСТЬ
  3. ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
  4. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
  5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  6. НЕЗАВИСИМОСТЬ
  7. НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
  8. ОБРАЗОВАННОСТЬ
  9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  10. РАЦИОНАЛИЗМ
  11. САМОКОНТРОЛЬ
  12. СМЕЛОСТЬ
  13. ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
  14. ТЕРПИМОСТЬ
  15. ЧЕСТНОСТЬ
  16. ЧУТКОСТЬ
  17. ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
  18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

Интерпретация результатов

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

  • предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
  • индифферентные, безразличные (7-12);
  • отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.

Пример анализа результатов опросника Рокича

На рис. 3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп.

Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.

Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii

Шкала ценностей человека

2. Шкала ценности

Шкала ценностей человека стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности

с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтру­изм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верх­нюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью (рис. 18).

Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обще­стве — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система цен­ностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности

отражают не просто дефицит, нужду че­ловека в чем-либо, но и процесс социаль­ного сравнения.

Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским со­циологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, «такие же работники»?

По-видимому, этот парадокс открыва­ет нам новую грань сознания — ценностно ориентированную. Люди не просто ощу­щают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с други­ми. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной соци­ альной ступеньке, т.е.

«такими же, как они» — выражает стремление к самореа­лизации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осоз­ нанных намерений), суть также стремле­ния к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.

Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в самореализации, а они раскрывают специфи­ку личности.

Если две системы ценностей — индивидуальная и общественная — в зре­лой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности — не только механизм, но и результат социально­го сравнения, способ упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, пра­вила и даже материальные памятники не навалены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение — это субъективный процесс распределения по приори­тетности социальных благ. Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить стиральную машину, а любов­нице украшения.

Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились бы ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподобие «нумеров» в романе-антиуто­пии Е. Замятина «Мы», то у него сформировалась бы одномерная шкала ценностей.

Общество все спланировало и расставило по местам, иначе го­воря, провело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказались бы коллективные ценности, неприоритетными — индивидуальные. Пове­дение человека в такой ситуации легко прогнозируется.

Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индиви­дуальных ценностей жестко не закреплена.

Это значит, что ценности по­стоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне мо­жет находиться сразу несколько альтернативных ценностей.

Это много­мерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом. В ос­нове иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценно­стей другим.

Когда иерархия ценности человека совпадает с общественной шкалой, появляются уверенность и уважение к себе, чувство того, что человек жи­вет и поступает правильно. Общественные ценности — добра, справедли­вости, честности, героизма, патриотизма — выступают по отношению к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к которым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.

Источник: https://studopedia.su/18_77738_shkala-tsennostey-cheloveka.html

Refpoeconom
Добавить комментарий