2. Политика встроенных стабилизаторов

20.2.3 Дискреционная политика и политика встроенных (автоматических) стабилизаторов

2. Политика встроенных стабилизаторов

Политикаавтоматических стабилизаторовзаключается в том, что расходыгосударственного бюджета и налоги напротяжении рассмотренного периодавремени меняются автоматически, взависимости от экономической конъюнктуры.При этом ставки налогов не пересматриваются,остаются постоянными.

Это приводит ктому, что период подъема увеличиваютсядоходы, которые получают домохозяйства,в результате чего они, при существующемпрогрессирующем налогообложениипопадают под более высокую ставку налогаи реально доходы увеличиваются в меньшейстепени. Соответственно совокупныйспрос увеличивается в меньшей степени.

Одновременно в период подъема сокращаютсярасходы государства в виде трансфертов,таких как:

  1. расходы по выплате пособий безработным;

  2. выплата пособий малообеспеченным слоям населения.

В период экономическогоспада наблюдается противоположнаяситуация. Ввиду падения производстваувеличивается безработица, что требуетроста расходов государства на пособияпо безработице.

Снижаются реальныедоходы и увеличивается количествомалообеспеченных семей, что такжетребует увеличения госбюджета.Одновременно снижается зарплатаработающего населения, что автоматическипереводит их в более низкие ставкиподоходного налога.

В результате этогореальные доходы сокращаются в меньшейстепени, чем спад производства. Темсамым тормозится его дальнейшее падение.

Таким образом,автоматические стабилизаторы препятствуютслишком большому перегреву экономикиили глубокому кризису, но не могутполностью устранить нежелательныетенденции экономического цикла. Этоозначает, что если правительство впериод спада хочет устранить негативныепоследствия, то оно должно проводитьдискреционную фискальную политику.

Дискреционнаяполитикапроявляется в том, что государствоменяет налоги и государственные расходыв зависимости от экономической конъюнктурыи целей. В период спада государствопроводит экспансионистскуюдискреционнуюполитику. Она проявляется в сниженииналогов, увеличении государственныхрасходов, или в одновременном сочетаниипервых двух.

Снижениеналоги приводит к росту располагаемогодохода, что вызывает рост совокупногоспроса. В результате того, что совокупныйспрос превышает совокупное предложение,предприниматели начинают развиватьпроизводство. ВНП увеличивается, чтоозначает сокращение безработицы, а этоприводит к новому увеличению доходов,в результате чего растет национальныйдоход и объем производства. Спадликвидируется.

Государственныерасходы действуют по двум направлениям:

  1. Субсидии (трансферы) и их увеличение, которые приводят в период спада к росту располагаемого дохода домохозяйств и стимулирует увеличение совокупного спроса, что является толчком для развития производств, что означает сокращение безработицы, прекращение спада.

  2. Закупки товаров и услуг; они прямо воздействуют на увеличение совокупного спроса.

В период подъемаинфляции в стране проводится рестриктивнаядискреционная (сдерживающая)фискальная политика. Она осуществляетсячерез увеличение налогов, сокращениегосударственных расходов или сочетаниеэтих двух методов. Механизм воздействияэтой политики, противоположенэкспансионистской политике.

В настоящее времяв экономической литературе идет дискуссияпо поводу предпочтительности использованияналогов или государственных расходовдля борьбы с экономической конъюнктурой.

Кейнсианство предпочитает государственныерасходы, которые должны расти в периодспада, и сокращаться в период подъема.

Неоклассическаятеориясчитает, что усиление роли госбюджетаподрывает рыночные стимулы и поэтомунеобходимо сокращать государственныерасходы, особенно на социальные программы,так как они порождают иждивенческиенастроения в обществе. Необходимоиспользовать налоги и, прежде всего,сокращать их.

Если в странеэкономический кризис, то сокращениеналогов с доходов предприятий позволитим выделить больше средств на инвестициии за счет этого выйти из кризиса. Еслив стране растет совокупный спрос и засчет этого развивается инфляция, тоснижение налогов на прибыль позволитфирмам увеличить производство товарови удовлетворить спрос, уничтоживоснование для роста цен.

Бюджетно-налоговаяполитика имеетряд проблемв применении:

  1. Фактор времени. Он проявляется в том, что происходит запаздывание между экономической ситуацией, принимаемым решением и эффективным воздействием этого решения на субъекты хозяйствования, что связано с тем, что:

  1. требуется время для распознания проблему и выявления причины;

  2. административная задержка; она связана с тем, что механизм принятия поправок к государственному бюджету и налогам требует длительного процесса обсуждения и принятия в законодательном органе;

  3. функциональная задержка; существует временной разрыв между принятием решения и началом действия принятого решения, заставляющего изменить хозяйство субъекта свое поведение;

  1. Политическая проблема: фискальная политика используется политиками для решения проблем, которые являются достаточно противоречивыми и содействие одной, вызывает обострение другой проблемы. Одновременно политики используют фискальную политику для решения своих политических целей, которые идут вразрез с экономическими целями.

Источник: https://studfile.net/preview/5613824/page:4/

Результативность действия встроенных стабилизаторов в экономике РФ

2. Политика встроенных стабилизаторов
  

Кафедра общей экономической теории   

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»   

Тема: Результативность действия встроенных стабилизаторов в экономике РФ   

Выполнила: студентка ФФК и МЭО

Научный руководитель:        

Санкт – Петербург  2010

    Введение……………………………………………………………….3          
  1. Раздел 1.
    1. Фискальная политика…………………………………………..4    
    2. Недискреционная фискальная политика (встроенные стабилизаторы)…………………………………………………6        
  2. Раздел 2.
    1. Действие встроенных стабилизаторов в РФ…………………10    
  3. Заключение……………………………………………………………17        
  4. Список литературы……………………………………………………18         

ВВЕДЕНИЕ

     Проведение серьезной экономической ломки обусловило сложность процесса формирования налоговой системы России. Ее адаптация к рыночным условиям началась в 1991-1992 гг. и в период коренного преобразования экономических отношений выполняла задачу бесперебойного пополнения государственного бюджета.

За время создания налоговой системы Российской Федерации в целях усиления ее позитивного влияния на экономику страны был проведен ряд крупных налоговых мероприятий, затрагивающих как изменение структуры взимаемых налогов (отмену некоторых из них и введение новых), так и методику их исчисления и уплаты.

Проблема повышения эффективности налоговой системы, способствующей стабильному экономическому росту, в настоящее время занимает особое место в научных публикациях.

      Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения, она включает постоянные и косвенные налоги. Поэтому при грамотном построении налоговая система может являться мощным инструментом в руках государства для корректировки экономического курса.

     Главной целью осуществления налоговой политики является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Для этого и проводятся налоговые реформы, которые призваны обеспечить справедливое распределение налогового бремени, установить оптимальные налоговые ставки и способствовать упрощению налоговой системы.

     При грамотном построении система налогообложения может эффективно регулировать социально-экономические процессы в обществе, доходы предприятий и населения. Налоги должны быть нацелены на ограничение высоких доходов и поддержку малоимущих граждан путем предоставления льгот.

В идеале, налоги выступают элементом механизма, оказывающего существенное влияние на демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. С их помощью можно регулировать потребление.

Например, высокие акцизные ставки влияют на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. Основными инструментами налоговой политики выступают налоговые ставки и налоговые льготы.

Цель данной работы определить результативность налогов РФ, как стабилизаторов экономики. Установить, в какой степени налоги выполняют роль регуляторов социально-экономических процессов.

РАЗДЕЛ 1

1.1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 

      Главными  средствами перераспределения доходов и наиболее  важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги.

  Это тесно связанные категории,  поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике.  Часто вместо  термина  «бюджетно-налоговый» используют его  синоним  «фискальный»        (от  лат.

  fiscus  — государственная   казна    и     fiscalis    —   относящийся    к    казне).

      Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система  регулирования правительством  экономики  с  помощью  изменений  государственных  расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с  целью  изменения  реального объема  производства  и  занятости,  контроля  над  инфляцией  и   ускорения экономического роста. Налоги и государственные расходы являются  основными инструментами фискальной политики. Фискальная  политика   может как благотворно,  так и достаточно   болезненно   воздействовать   на   стабильность    национальной экономики.

      Фискальная политика  объединяет  в  себе  такие  крупные  виды,  формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

      Современная  фискальная  политика  определяет   основные   направления использования  финансовых  ресурсов  государства,  методы  финансирования  и главные источники пополнения казны.

В зависимости от  конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе  с тем используется общий набор мер.

Он включает прямые и косвенные  финансовые методы регулирования экономики.

      К  прямым  методам   относятся   способы   бюджетного   регулирования.

Средствами государственного бюджета финансируются:

     — затраты на расширенное воспроизводство;

     — непроизводительные расходы государства;

     — развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

     — проведение структурной политики;

     — содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

      С помощью косвенных методов  государство  воздействует  на  финансовые возможности производителей товаров и услуг  и на  размеры потребительского спроса.

      Важную роль  здесь  играет  система  налогообложения.  Изменяя  ставки налогов на различные виды доходов,  предоставляя  налоговые  льготы,  снижая необлагаемый  минимум  доходов  и  т.п.,  государство   стремится   добиться возможно более устойчивых темпов  экономического  роста  и  избежать  резких взлетов и падений производства.

      К числу важных косвенных методов, содействующих  накоплению  капитала, относится  политика  ускоренной  амортизации.   По   существу,   государство освобождает  предпринимателей   от   уплаты   налогов   с   части   прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

      В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов  экономическая  наука  различает  два   типа   фискальной   политики государства:

     — дискреционную;

     — автоматическую (недискреционную).

      Инструменты  фискальной  политики  используются  государством,   чтобы оказать влияние на совокупный спрос и  совокупное  предложение,  воздействуя тем самым на общую экономическую  конъюнктуру,  способствовать  стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические  меры,  противодействующие чрезмерным колебаниям экономических  параметров,  угрожающим  возникновением кризисных явлений.

1.2. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (встроенные стабилизаторы)

      Один из видов фискальной  политики  – недискреционная,  или   политика автоматических   (встроенных)   стабилизаторов.

   Ограниченные   возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям,  вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает  необходимым  дополнить  ее  иным видом фискальной политики,  способной  непрерывно  корректировать  налоговые поступления. Это  осуществляется  автоматически  с  помощью  так  называемых встроенных стабилизаторов.

      Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

      «Встроенный» (автоматический) стабилизатор —  экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических  колебаний  уровней  занятости  и выпуска,  не   прибегая   к   частым   изменениям   экономической   политики правительства.

В качестве  таких  стабилизаторов  в  индустриальных  странах обычно   выступают   прогрессивная    система    налогообложения,    система государственных трансфертов (в  том  числе  страхование  по  безработице)  и система участия в прибылях.

      Встроенные стабилизаторы экономики  относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов  дискреционной  фискальной

политики,  так  как  эти  механизмы   «включаются»   без   непосредственного

вмешательства государства.

      На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей.

Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

 
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств.

      Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с  величиной получаемого дохода.

Почти все налоги построены таким образом, что  позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений с  увеличением  чистого  национального  продукта.

Это  касается  подоходного  налога  на   физических   лиц,   который   имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость;  налога с продаж, акцизов.

      Размеры государственных расходов  постоянно меняются.  Но  эти изменения зависят от  решений парламента  и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта).  Поэтому нет прямой связи  государственных  расходов  от  увеличения ЧНП.

Налоговые же  поступления  во  время  подъема  растут.  Это  происходит потому, что  увеличиваются  продажи  и  доходы.  Изъятие  же  части  доходов налогами сдерживает темпы экономического  роста  и  инфляции.

  В  результате действующих  сил,  помимо  усилий  правительства,  предотвращается  перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

      В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G).  Возникает излишек—  профицит  государственного   бюджета,   который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым  в депрессивный период экономики.

      Также происходит и падение налоговых поступлений в период, когда  ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что  ведет  к  образованию  дефицита государственного  бюджета  (G>T).

  Если  бы  объем   налоговых   поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса,  хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски,  что спровоцировало  дальнейшее  свертывание  производства.

  Значит,   уменьшение налоговых  поступлений  в  этот  период  объективно  оберегает  общество  от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

      Циклический дефицит (излишек)  —  дефицит  (излишек)  государственного бюджета,  вызванный  автоматическим  сокращением   (увеличением)   налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на  фоне спада (подъема) деловой активности.

      Встроенные стабилизаторы не  устраняют  причин  циклических  колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального  уровня,  а  только  ограничивают размах этих колебаний.

      На основании данных  о  циклических  бюджетных  дефицитах  и  излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной  политики,  так  как   наличие   циклически    несбалансированного бюджета не  приближает   экономику   к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место  при  любом  уровне выпуска.  Поэтому   встроенные   стабилизаторы   экономики,   как   правило, сочетаются  с  мерами  дискреционной  фискальной   политики   правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Источник: https://www.turboreferat.ru/economic/rezultativnost-dejstviya-vstroennyh-stabilizatorov-v/114092-588486-page1.html

Встроенные экономические стабилизаторы

2. Политика встроенных стабилизаторов

Определение 1

Встроенный стабилизатор в экономике – это любая мера, которая призвана стимулировать производство и спрос во время спада и сдерживать экономический рост при «перегреве» без стороннего вмешательства, т.е. такие стабилизаторы поддерживают экономику в стабильном состоянии путем ее саморегуляции.

Определение 2

Фискальная политика – это меры, применяемые правительством с целью воздействия на экономику при помощи изменения уровня доходов или расходов госбюджета.

К целям фискальной политики, которая направлена на сглаживание циклических колебаний и достижение равновесия в экономике в краткосрочном периоде, относятся:

  • Поддержание стабильного уровня ВВП;
  • Поддержание полной занятости в стране;
  • Поддержание стабильного уровня цен.

Фискальная политика проводится правительством. Ее инструменты оказывают влияние и на совокупный спрос (совокупные расходы), и на совокупное предложение (издержки компаний и деловую активность).

К инструментам фискальной политики относятся доходы и расходы государственного бюджета, а именно:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Налоги;
  2. Трансферты;
  3. Государственные закупки.

Государственные закупки – это один из компонентов совокупного спроса, именно поэтому их изменение прямо и непосредственно влияет на уровень совокупных расходов, а это изменяет совокупный выпуск и доход.

При изменении налогов и трансфертов совокупный доход всего лишь перераспределяется, их влияние на совокупный спрос является косвенным.

Замечание 1

Каждый инструмент фискальной политики воздействует на экономику с эффектом мультипликатора.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы одних экономических агентов становятся дополнительными доходами других и служат предпосылкой для повышения их расходов, это создает дополнительный доход третьим экономическим агентам, а их расходование увеличивает доходы других и т.д. Таким образом, совокупный доход будет гораздо больше первоначального изменения расходов.

Замечание 2

Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей, что зависит от фазы экономического цикла.

Применение стимулирующей фискальной политики связано со спадом в экономике, ее целью в такой ситуации является повышение деловой активности и борьба с безработицей.

При стимулирующей фискальной политике осуществляют следующие меры:

  • Увеличивают государственные закупки;
  • Снижают налоги;
  • Увеличивают трансферты.

Использование сдерживающей фискальной политики наблюдается при буме, поскольку необходимо снизить деловую активность для борьбы с инфляцией.

К мерам фискальной политики сдерживающего типа относятся:

  • Уменьшение объемов государственных закупок;
  • Повышение налогов;
  • Уменьшение трансфертов.

Фискальная политика также может быть дискреционной и автоматической, что зависит от способа влияния ее инструментов на экономику.

Дискреционная фискальная политика – это официальное законодательное изменение правительством числа государственных закупок, трансфертов и уровня налогов.

При автоматической фискальной политике действуют встроенные стабилизаторы, которые уравновешивают экономику.

Встроенные стабилизаторы в экономике

Определение 3

Под встроенными стабилизаторами понимаются такие экономические механизмы, действие которых снижает реакцию экономики на изменение совокупного спроса, что способствует сглаживанию колебаний.

На сегодняшний день существуют следующие встроенные экономические стабилизаторы:

  1. Ставка налогообложения. При снижении автономных планируемых расходов будет сильнее сокращаться ВВП. Ставка налогообложения позволяет смягчить эффект мультипликатора, уменьшив мультипликатор расходов, а это снижает темпы падения ВВП;
  2. Пособие по безработице. Поскольку при циклическом спаде растет число безработных, то будет увеличиваться сумма выплачиваемых пособий, а это затормозит уменьшение совокупного спроса, а значит, уровня доходов.

Перечисленные стабилизаторы позволяют:

  • Увеличить дефицит госбюджета при экономическом спаде;
  • Уменьшить дефицит при инфляции спроса.

Встроенные стабилизаторы в экономике действуют автоматически, т.е. без каких-либо решений правительства, в следующих случаях:

  • Во время циклического спада уменьшаются доходы, значит, при определенной ставке подоходных налогов автоматически сократятся расходы госбюджета; увеличение числа безработных автоматически приведет к повышению государственных расходов на пособия по безработице;
  • Во время инфляции спроса увеличиваются доходы, а значит, автоматически при данной ставке подоходных налогов увеличиваются доходы госбюджета, снижается число безработных, следовательно, автоматически сокращаются госрасходы на пособия по безработице.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vstroennye_ekonomicheskie_stabilizatory/

Политика встроенных стабилизаторов

2. Политика встроенных стабилизаторов

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Политика встроенных стабилизаторов —автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы —прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов.

В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства.

В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице.

Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада в экономике. Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабили­заторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии.

Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства.

Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:

• стимулирующей (экспансионистской);

• сдерживающей (рестриктивной).

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в пери­од спада и предполагает снижение налогов и увеличение пра­вительственных расходов, что ведет к возникновению или уве­личению бюджетного дефицита.

Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис.

Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:

— если это «либеральный» курс, предполагающий широкое уча­стие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;

• если проводится «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыноч­ный механизм, то в целях стабилизации экономики более ши­роко используются налоги.

Ограниченность возможностей фискальной политики обус­ловлена следующими обстоятельствами:

• изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживаю­щей политики, может противоречить другим целям расходования

• государственных средств:

• укреплению обороноспособности страны;

• охране окружающей среды;

• финансированию научных исследований и т. п.;

• необходимость поддерживать твердый обменный курс и долго­срочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня заня­тости и цен;

Максимальный эффект фискальная политика дает в кратко­срочном периоде — в долгосрочном плане фискальная полити­ка может приводить к негативным последствиям:

• наличие «эффекта запаздывания» — требуется определенное вре­мя, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воз­действие на экономику.

• часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры);

• затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут да­вать результат;

• к этому моменту экономическая ситуация может изменить­ся, и меры по расширению экономики начнут давать эф­фект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада;

— в таком случае фискальная политика будет играть дестаби­лизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с приведением соответствующей денежно-кредитной политики.

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1119 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-67069.html

Налогово-бюджетная (фискальная) политика. Встроенные стабилизаторы и дискреционная политика

2. Политика встроенных стабилизаторов

Вопрос 41.

Фискальная политика представляет собой меры, которые применяют правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, -поддерживание:

-стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

-полной занятости ресурсов;

-стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

-государственные закупки;

-налоги;

-трансферты.

Вспомним формулу совокупного спроса: АД = C+I+G+Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяют величину совокупного выпуска и дохода.

Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

Все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора (Кейнс).

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

— увеличение государственных закупок;

— снижение налогов;

— увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмами (субсидий ) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

-сокращение государственных закупок;

-увеличение налогов;

-снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя финансовую активность при спаде и сдерживая её при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относится:

-подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

-косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

-пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.

Налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов, и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при «перегреве» максимальны.

Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС является косвенным налогом, частью цены товара. Поэтому в период регрессии, когда общий объем продаж падает, налоговое поступление от косвенных налогов – изъятия из экономики – сокращаются. При «перегреве», наоборот.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде – по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Преимущество встроенных стабилизаторов в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие.

Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной политики и только на 1/3 – за счет воздействия встроенных стабилизаторов.

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций (растет ставка процента по кредитам).

Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_116705_nalogovo-byudzhetnaya-fiskalnaya-politika-vstroennie-stabilizatori-i-diskretsionnaya-politika.html

Refpoeconom
Добавить комментарий