2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике

13.3. Основные задачи приватизации в переходной экономике России

2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике

В России переходная экономика формируется в противоречивых, нередко исключающих друг друга условиях: с одной стороны, либерализации экономики, а с другой – все еще жесткий государственный контроль.

Особенности переходной экономики в России таковы:

— ориентация исключительно на одну форму – частную. Это объясняется тем, что политические цели приватизации преобладали над экономическими;

— директивно-принудительный характер. Госкомимущество единолично принимало решения о приватизации тех или иных предприятий, определяя ее масштабы по регионам;

— концентрация капитала в руках узкого круга лиц и отторжение основной массы населения от реальной собственности. В настоящее время дифференциация доходов самых богатых и самых бедных превзошла все разумные пределы, что чревато негативными социальными последствиями;

— становление фондового рынка. Этому способствовала ориентация на преимущественное превращение государственных предприятий в открытые акционерные общества.

— плюрализм форм собственности, т.е.:

а) экономическое и внеэкономическое (бюрократическое и т.п.) отчуждение работников от средств производства и превращение их в наемных работников;

б) трансформация бывшей номенклатуры в собственников, обеспечивающих первоначальное накопление капитала;

в) реорганизация бывших государственных предприятий в закрытые бюрократические корпорации.

— интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования. Экономическая власть в руках крупных корпораций, что превращает их в господствующую экономическую силу общества.

— новые распределительные отношения доходов. На этой основе формируется специфическая структура общества: с одной стороны, капиталистическая элита, с другой – средний класс, обслуживающий элиту (1. служащие СП, 2. средняя гос. корпоративная бюрократия, 3. работники финансовых учреждений, 4. охрана и др.) и нарождение беднейшего класса наемных работников.

Соединение всех названных специфических закономерностей приводит к парадоксальному итогу: чем выше концентрация экономической власти в руках элиты, тем меньше возможности свободного гармоничного развития человека. Тем больше деградация и пауперизм широких слоев населения. Таков классический путь первоначального накопления капитала, который в настоящее время имеет место и в России.

Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличение пропасти между богатыми и бедными.

Основные задачи приватизации в переходной экономике России и сущность приватизации

Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности.

Процесс приватизации необходимо рассматривать как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ. В краткосрочном периоде приватизация приводит к неоправданному обогащению незначительной части общества и обнищанию большинства населения.

Если рассматривать ее в долгосрочном периоде времени, то, ее конечной целью будет создание экономически эффективной общественной системы.

Цель и пути приватизации:

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики.

Частный собственник получает прямую прибыль от максимизации прибыли. В условиях господства государственный собственности ослаблен личный интерес к защите собственности и росту эффективности производства. Поэтому все многочисленные попытки проведения экономических реформ в условиях господства государственной собственности не давали предполагаемого экономического и социального эффекта.

В России процесс приватизации получил место в 90-х гг. в связи с преобразованием командной системы хозяйствования в рыночную.

В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная и смешанная. Появляется свобода выбора и предпринимательства; личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция; новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.

Все это способствует:

— формированию слоя частных собственников;

— созданию конкурентной среды;

— демонополизации экономики;

— повышению эффективности деятельности предприятий;

— привлечению иностранных инвестиций;

— финансовой стабилизации экономики;

— развитию объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации;

То есть формированию рыночной системы хозяйствования.

Таблица 17. Методы и формы приватизации собственности в России

Методы и формы приватизации собственности в России

Формы приватизации в России

Методы приватизации собственности в России

массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределять государственную собственность среди большого числа граждан. Население России получило 146,1 млн. приватизационных чеков. Из ваучерной приватизации были исключены: земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России);

продажа на аукционе. Аукцион – продажа с публичного торга. От покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации;

коммерческий конкурс – открытые аукционные торги или закрытый тендер (предложения, поступающие при проведении торгов). Право собственности передается покупателю, предложившему максимальную цену;

инвестиционный конкурс(инвестиционные оргии) – продажа государственных и муниципальных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности покупает тот, кто предложил максимальный объем инвестиций;

передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий. Данный метод был социально наиболее приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности;

аренда с выкупом – договор аренды имущества с последующим его выкупом, что ведет к перераспределению прав собственности;

приватизация методом прямых продаж государственных активов. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие.

акционирование – трансформация государственных и муниципальных предприятий в открытые и (или) закрытые акционерные общества путем эмиссии и продажи акций. Предусматривалось три варианта акционирования, отличающихся друг от друга долей голосующих акций, остающихся у трудового коллектива. Большинство предприятий избрало второй, при котором у предприятий оставался 51 % голосующих акций.

Ход приватизации в России: этапы, способы и результаты

Стержень проведения курса реформ в России является приватизация. Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации – ваучерный.

В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались:

— акционерный сектор экономики;

— рынки ценных бумаг;

— система инвестиционных фондов и др. финансовых структур.

Но самый главный результат – это рождение новой классовой структуры общества:

— класса частных собственников,

— наемных рабочих.

Появилось «поле» действия новых экономических законов:- спроса и предложения,

— ценообразования,

— распределения доходов,

— а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.

Результат приватизации (ваучеризации) – концентрация акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.

Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50 % легкой и пищевой промышленности составляли частный сектор экономики; строительство – 35 %, автотранспорт – 42 %, торговля (оптовая и розничная) – около 50 %, общественное питание – 55 %, бытовое обслуживание – 21 %.

Второй этап приватизации в России – денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа явилось наращивание бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него.

Главной целью считалось формирование слоя частных собственников.

В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое перераспределение собственности в пользу действительно эффективных собственников – среднего класса.

Массовая приватизация и акционирование предприятий создали в России новый вид собственника – акционера.

Но основная масса акционеров и ваучеры не могла не только обеспечить приличную жизнь, но и просто существование.

С другой стороны колоссальные богатства сосредоточили в своих руках «новые русские».

Отсюда основная задача приватизации в России остается создание эффективного собственника – среднего класса.

Он может сформироваться:

    1. из акционеров,

    2. представителей малого бизнеса;

    3. наемных работников.

Недостатки приватизации в России:

  • нерациональная последовательность (вначале быстро и за бесценок была приватизирована нефтяная, металлургическая и др. наиболее прибыльные отрасли экономики, дававшие основные доходы в государственный бюджет);
  • не преодолен монополизм экономики (вместо государственных монополий появились частные);
  • неэффективная социальная компенсация (первый этап приватизации не обеспечил справедливого распределения приватизируемого общественного имущества среди граждан);
  • коррупция и правонарушения.

Программа развития экономики страны должна решать главную на сегодняшний день задачу – обеспечение достаточно высоких темпов экономического роста.

Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения.

Реализация такой политики возможна, если будет изменена налоговая система и в стране наступит относительная стабильность.

Одновременно необходимо проводить работу по предотвращению инфляции, улучшению сбора налогов, восстанавливать разрушенную кризисом банковскую систему, осуществлять дополнительные меры по социальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, то наметившаяся стабилизация в экономике укрепится, и страна сможет начать продвижение вперед.

Источник: https://studfile.net/preview/5050759/page:63/

Приватизация в переходной экономике России

2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике

Тема 15 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.

1. и особенности переходной экономики в России.

2. Приватизация в переходной экономике России.

3. Возрождение предпринимательства в России.

4. Институционализация экономики России – важнейшее условие её модернизации.

и особенности переходной экономики в России.

Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, время экономических, политических и социальных преобразований.

Конечно, общество постоянно меняется, но в этих постоянных переменных есть периоды, когда перемены как бы «сгущаются», концентрируются в локальном промежутке времени, когда осуществляется переход от одной стадии развития к другой.

Современная Россия находится в условиях переходного состояния от командно-административной к рыночной экономике. Для такого состояния характерно решение ряда общих задач: либерализация экономики, перестройка отношений собственности, формирование рыночной инфраструктуры.

Переходная экономика в России имела специфические исходные условия в сравнении со странами Центральной Европы, что определило и своеобразие самого переходного периода. Отметим эти условия:

-длительность существования административно- командной системы (плановой экономики) — 70 лет строительства социализма в нашей стране искоренили в памяти народа традиции рыночных отношений;

-сложившийся к началу реформ уровень макроэкономического неравновесия — имел место перекос в пользу отраслей тяжёлой промышленности и отраслей ВПК;

-преобладающий менталитет и трудовая этика населения — в России отсутствие традиций рыночной экономики сочеталось с неразвитым институтом частной собственности.

Приватизация в переходной экономике России.

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает, прежде всего, изменения в господствующих формах собственности. Преобразование отношений собственности осуществляется с целью создания более эффективной хозяйственной системы.

Основным средством является разгосударствление и приватизация.

Можно выделить две основные модели приватизации:

— медленно, за деньги, эффективному собственнику – западная модель;

— быстро, бесплатно или за символическую цену, — восточная модель.

Приватизация по первой модели осуществлялась на Западе в 70-х годах (в Англии, Германии, во Франции). Наиболее последовательно она была реализована Маргарет Тэтчер. Приватизация по этой модели предполагает:

— подготовку объекта к продаже, т.е. его реорганизацию, и инвестиции, позволяющие сделать объект привлекательным для инвестора;

— продажу объект за деньги из принципа “То, что досталось даром, не ценится”;

— наличие рынка капиталов, с которого могут быть привлечены инвесторы;

— возможность привлечения квалифицированных менеджеров, консультантов, оценщиков, способных грамотно подготовить объект к приватизации.

В странах с переходной экономикой, т.е. в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР таких условий не было:

— отсутствовали капиталы, необходимые для приобретения приватизируемых объектов, и их владельцы, которых можно считать эффективными собственниками;

— полное отсутствие рынка капиталов и специалистов, которые обеспечили бы решение задач оценки и подготовки объекта к продаже. Единственно доступной оценкой была балансовая стоимость основных фондов;

— сложные политические условия переходного периода, революционный сдвиги, в результате которых происходила смена элит.

Российская модель приватизации ориентировалась на начальном этапе на восточную модель, хотя в дальнейшем возникли и элементы западной модели.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи: 1) вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки; 2)провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ; 3) не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущества была в значительной степени затруднена. Одной из главных причин было отсутствие в России крупных легальных капиталов.

Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, «теневой» характер, поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы, достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов.

Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политические и коммерческие риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

— директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

— приоритет частной собственности;

— широкие права трудовых коллективов;

— бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

Этапы приватизации в России.

1. Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 — 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена “Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” от 11 июля 1992 г.

программы приватизации следующее:

Программа запретила любые методы, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был проложен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности. Процесс был введен в какие-то законные, пусть несовершенные, рамки.

В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации по решению правительства.

Остальные подлежали приватизации после подачи заявок. Кроме того, в этот период началась так называемая малая приватизация – т.е.

продажа небольших предприятий, прежде всего в сфере торговли и бытового обслуживания на аукционах за деньги.

Предприятия преобразуются в форму акционерных обществ открытого и закрытого типа, при этом закрытыми могли быть предприятия с небольшим числом работников или с незначительной величиной производственных фондов.

Приватизационные чеки – ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности.

Номинальная стоимость приватизационного чека — чисто условная – 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий.

Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий.

В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приблизительно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков. Все это должно было возникнуть в итоге рыночных преобразований.

Принципиальное положение – полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать, что создавало возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов. Для этого создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы выплачивать дивиденды своим акционерам.

Создана система органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество, Российский фонд федерального имущества. Эти органы были разделены, чтобы избежать конфликтов интересов, возникающих в том случае, если бы один орган принимал решение о приватизации и организовывал саму продажу (аукционы, инвестиционные торги и т.д.).

Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являясь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.

3. Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за “живые” деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства. Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

— пополнение госбюджета;

— инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

Вместе с тем, значительный дефицит бюджета Российской Федерации вследствие спада промышленного производства, уклонения от уплаты налогов и слабого налогового администрирования при значительных величинах социальных обязательств госбюджета привел к тому, что государство было вынуждено срочно изыскивать неналоговые источники поступлений в бюджет. В связи с этим правительство попыталось обратиться на рынок капитала, в частности выпустив государственные ценные бумаги (ГКО и ОГСЗ) и кредитуясь в крупнейших коммерческих банках. Однако в качестве обеспечения по полученным правительством от банков кредитам выступали пакеты акций ряда наиболее привлекательных для инвесторов предприятий (главным образом, в сфере добывающей промышленности). В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий под частное управление. На результативности этих аукционов сказался очевидный олигархический характер переходной экономики России. Залоговые аукционы были закрыты для большинства банков, создавались условия только для “своих”.

В дальнейшем приватизация проходила по так называемому “точечному методу”, предполагавшему продажу на основе коммерческих и инвестиционных аукционов как муниципального имущества, так и крупных федеральных предприятий.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации, т.е. о деприватизации и национализации. Таким образом, говорить о завершении приватизационных процессов, о полном переделе собственности в постсоветской России преждевременно.

Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов относятся следующие:

— ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;

— новый класс собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;

— возник российский фондовый рынок;

— созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;

— масштабное перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.

Отрицательные результаты приватизации:

— не сформировался “эффективный собственник”. В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определённого собственника, на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;

— не произошло сколько-нибудь заметного повышения эффективности приватизированных предприятий;

— не были привлечены крупные инвесторы в российскую экономику;

— не оправдались надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета;

— произошедший в результате “залоговых аукционов” (характеризующихся высокой степенью непрозрачности и обвинениями организаторов в коррупции в пользу ограниченного числа победителей аукционов) переход наиболее “лакомых кусочков” российской промышленности в руки отдельных ФПГ не был эффективен для бюджета экономически и создал основу для будущих дискуссий о деприватизации;

— произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу.

Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 1070 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-76307.html

2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной

2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике

Процесс приватизации имеет длительную историю. В Древнем Егип-те частная собственность складывалась на основе государственной. Собст-венность египтянина включала и то государственное имущество, которым он владел благодаря своей службе в государственном аппарате.

А.

Смит более двух веков назад писал, что продажа земель могла бы принести значительную сумму денег; когда коронные земли станут част-ными, они будут улучшены. В любой исторической эпохе акт продажи государственного имуще-ства в частную собственность можно отнести к приватизации. В 20-м веке приватизация в современном ее понимании началась в конце 70-х годов. Генезис приватизации: Египет, А. Смит, 70-е годы 20 века — в стра-нах с рыночной экономикой, 90-е годы — в постсоциалистических стра-нах. Для понимания современной природы процессов приватизации, важ-но учитывать наличие двух типов приватизиции. Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой стран Запада в конце 70-х годов, с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Свыше 80-ти промышленно-развитых стран в 80-х — 90-х годах 20-го века осуществили приватизацию. Мотивы приватизации первого типа: — увеличение доходов бюджета; — оздоровление государственных финансов; — повышение эффективности экономики; — оживление конкуренции; — специализация и демонополизация. Этот тип приватизации осуществляется в уже сформировавшейся рыночной среде при наличии частного сектора, в ходе развития экономи-ки. Второй тип приватизации начался с 1989 года в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль второго типа привати-зации заключается в переходе от административно-командной системы хо-зяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах. Различия в определениях приватизации обусловлены различиями в понимании категории «собственность»: • собственность отождествляется с ее объектом, • собственность понимается как система (структура) отношений между субъектами; • собственность — это экономическая реализация традиционных имущественных отношений на микроуровне (способ присвоения объек-тов) и макроуровне (функционирование системы хозяйства). Система определений приватизации: • техническое: процесс продажи имущества госпредприятий ча-стному лицу, сектору или разгосударствление — это узкое понимание приватизации, • системное: приватизация — длительное системообразующее яв-ление, включающее 2 процесса: 1. самоустранение государства от функций регулятора собствен-ности, 2. сознательный процесс формирования новых экономических и правовых институтов. Советская экономика была самой огосударствленной и потому самой монополизированной. Становление рынка — это развитие конкуренции, ко-торое осуществляется через демонополизацию путем разгосударствления (коммерциализацию деятельности госпредприятий) и приватизации гос-собственности. Приватизация — по закону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» — это приобретение у государства и муни-ципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, произ-водств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зда-ний, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) госу-дарства и местных органов в капитале АО. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “О при-ватизации государственного имущества и об основах приватизации муни-ципального имущества в РФ” под приватизацией понимается “возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муни-ципальных образований имущества (объектов приватизации) в собствен-ность физических и юридических лиц” оборудования, зданий, других ма-териальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и мест-ных органов в капитале АО. Цели приватизации: • исходная — создание слоя частных собственников (ваучеризация), • аккумулирование средств в госбюджет — основной мотив в странах с ры-ночной экономикой, • обеспечение экономической и имущественной самостоятельности, • повышение эффективности экономики. Способы приватизации: 1. Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации.

2. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т.ч.

с ограничением состава участников). 3. Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу. 4. Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликви-дируемых предприятий по конкурсу и на аукционе. 5. Выкуп имущества, сданного в аренду. 6. Продажа долей, принадлежащих государству. Способ приватизации выбирает трудовой коллектив, но должно быть соблюдено одно условие: 1. при приватизации мелких предприятий с балансовой стоимостью основных фондов на 1 июля 1992г. не более 1 млн. руб. трудовой коллек-тив мог избрать метод продажи — на аукционе или по инвестиционному конкурсу без ограничения состава участников, 2. все остальные предприятия могли избрать любой из 6 способов приватизации. Наиболее распространенный способ приватизации в РФ — акциони-рование, т.к. в Росссии сложилось высококонцентрированное и централи-зованное производство. Например, в Ростовской области в 1993 г. было продано 192 объекта госсобственности путем выкупа арендованного иму-щества на сумму 486,6 млн. руб. (13 — по конкурсу, 179 — аренда с выку-пом), закрытой подписки на акции трудовых коллективов — на 382 пред-приятиях с уставным капиталом почти 4 трлн. руб. Преимущества акционерной формы приватизации: • возможность эффективного применения капиталов в отраслях с низкой рентабельностью; • гибкость использования аккумулированных средств; • универсальная применимость в любой сфере деловой активно-сти; • возможность комбинирования и диверсификация, создание пе-рекрестного владения акциями; • демократизация управления хозяйственной деятельностью. Варианты льгот трудовым коллективам на чековом этапе прива-тизации при открытом акционировании: 1. 25% привилегированных акций передаются безвозмездно тру-довому коллективу, но не более 20 минимальных оплат на 1 работника; 10% (но не более 6 минимальных оплат) обыкновенных акций продают-ся по закрытой подписке членам трудового коллектива со скидкой 30%; 5% обыкновенных акций продаются по номиналу администрации, но не более 2000 минимальных оплат на 1 лицо. 2. 51% обыкновенных акций продается по номиналу без льгот трудовому коллективу. 3. Если инициативная группа берет на себя ответственность за вы-полнение плана приватизации, то ей продается 30% обыкновенных ак-ций по номинальной стоимости, а всему коллективу — 20% обыкновен-ных акций. Льготы после завершения продажи 80% акций за приватизационные чеки: — трудовой коллектив может начать выкуп акций из фонда акциони-рования работников предприятия (после 1.02.94 не создается) — 10% устав-ного капитала (из доли Фонда имущества) в случае выбора 1 или 3 вариан-та и 5% — если избран 2 вариант, — выкупить земельный участок под предприятием. Этапы приватизации 1. до 1 июля 1994 — ваучерная приватизация, 2. денежная. Результат приватизации: в 1993 г. из 86 тыс. предприятий привати-зировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования — 31%, продажи — 69%. Общая стоимость — 753 млрд. руб. 2вариант — 3/4 акционированных предприятий, 3 вариант льгот — 1/6 предприятий, 1 вариант — 1%, выкуп арендованных предприятий — 3,3%, контрольный пакет остался за государ-ством — в 4,1% предприятий. На этом этапе были приватизированы все ма-газины, рестораны, сфера обслуживания. Продажа небольших предпри-ятий: на коммерческом конкурсе — 44%, аренда с выкупом — 43%, на аук-ционе — 9%, курс (отношение продажной цены к начальной) — 5,7 . Перспективы приватизации: 1. Уточняется законодательство, исправляются выявившиеся не-соответствия, поскольку это движение «на ощупь» . 2. Продолжается продажа государственных долей. 3. При массовой продаже акций их стоимость падает ниже номи-нала, что позволяет скупать значительные пакеты и распределять в пользу этих покупателей прибыль. Для предотвращения этого руково-дство скупает акции у работников (не утрачивается контрольный пакет, но прибыль может уйти). Если предприятие выкуплено коллективом, но не ОАО, то по примеру ESOP целесообразно создавать народное ак-ционерное предприятие с уставным капиталом в размере полученных при акционировании акций предприятия трудовым коллективом. 4. Отладить инвестиционные торги, привлечь иностранных инве-сторов. 5. Помощь приватизированным предприятиям по программе ока-зания им технической помощи, на реализацию которой ЕС выделяет 500 — 1500 тыс. долл. для каждого отобранного предприятия.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/ekonomicheskaya-rol-tempyi-etapyi.html

Лекция 2 Трансформация собственности приватизация и ее эффективность

2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике

Лекция 2. Трансформация собственности, приватизация и ее эффективность n n План: 1. Структура форм собственности в переходной экономике. 2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике 3. Перспективы развития частной, государственной, переходных и корпоративных форм собственности. 4. Динамика постприватизационной структуры акционерного капитала.

Собственность как экономическая категория включает в себя следующие моменты: n n — субъекты – стороны отношений собственности; — объект (материальный или нематериальный), по поводу которого складываются отношения между субъектами, — это вещественное содержание собственности; — собственно система отношений между субъектами; — экономическая реализация сложившихся отношений между субъектами на микроуровне — через конкретные способы присвоения объектов и на макроуровне — через функционирование системы хозяйства в совокупности ее элементов.

Историческая эволюция форм собственности: n Первобытно-общинная собственность рабовладельческая феодальная капиталистическая (частная) общественная (государственная) смешанная.

Эволюция способов соединения факторов производства n n 1. Внеэкономический способ соединения факторов производства, присущий эпохам рабовладения и феодализма, основывается на положении работника как объекта собственности собственника основного фактора производства — земли. 2.

Экономическое, опосредованное соединение факторов производства появляется в условиях экономической свободы работника, вынужденного для соединения с принадлежащими капиталисту средствами производства продавать свой фактор производства — труд, рабочую силу. 3.

Ренессанс внеэкономического соединения (принуждения) в условиях тоталитарного государства, когда работник должен обладать штампом о прописке в паспорте для соединения со средствами производства, являющимися государственной собственностью. 4.

Прямое экономическое соединение работника-собственника с принадлежащими ему средствами производства, получившее широкое распространение в условиях возрождения малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и в постсоциалистических странах.

Структура форм собственности

Формы трансакционных издержек: n n n издержки поиска информации, связанные с асимметричностью информации, поиском производителей или потребителей; издержки ведения переговоров и заключения контрактов; издержки измерения (возможны ошибки); издержки спецификации и защиты прав собственности (особенно если нет надежной защиты); издержки оппортунистического поведения, поскольку поведение сторон после заключения контракта трудно предсказать.

Этапы разгосударствления в переходной экономике

Для понимания современной природы процессов приватизации, важно учитывать наличие двух типов приватизации.

Второй тип приватизации начался с 1989 года в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль второго типа приватизации заключается в переходе от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах.

n n Цели приватизации: исходная — создание слоя частных собственников (ваучеризация); аккумулирование средств в госбюджет — основной мотив в странах с рыночной экономикой; обеспечение экономической и имущественной самостоятельности; повышение эффективности экономики.

Способы приватизации: n n n Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т. ч. с ограничением состава участников).

Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу. Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемых предприятий по конкурсу и на аукционе. Выкуп имущества, сданного в аренду.

Продажа долей, принадлежащих государству.

На макроуровне существуют две модели акционерной собственности, в различной степени влияющих на емкость рынка ценных бумаг: n n Англосаксонская, когда у постоянных акционеров находится 20 -30% акций (контрольные пакеты), а 70 -80% — поступают на фондовый рынок. Континентальная, характеризуется обратным соотношением – 70 -80% акций у постоянных акционеров, 20 -30% — свободно обращаются на фондовом рынке.

В РФ в результате первого этапа приватизации сформировалась континентальная модель, т. к: n n этому способствовали условия акционирования по Госпрограмме приватизации; окончательно не сформирован рынок ценных бумаг; государство участвует в собственности приватизируемых предприятий; в приватизации участвуют широкие слои населения.

Изменения в структуре акционерного капитала российских приватизированных предприятий: — сокращение доли работников; n — стабилизация или рост доли администрации; n — рост доли внешних крупных инвесторов; n — стабилизация или незначительный рост доли мелких внешних инвесторов; n — сокращение доли государства; n — рост доли иностранных инвесторов. n

Лекция 3 Предпринимательство и его организационно-правовые формы в России ПЛАН 1. Современные теории предпринимательства 2. Функции и характеристики предпринимательства 3. Риск в предпринимательской деятельности 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО n n Эмпирическое понятие предпринимательства осуществление производства продукции и услуг, т. е. любой бизнес. Научное определение предпринимательства осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности: освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Предпринимательство это: процесс создания нового, обладающего ценностью; n процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; n процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение. n

Классификация теорий предпринимательства

Условия функционирования предпринимательства

Цели предпринимателя производство товаров и услуг; n прибыль; n социальные цели; n развитие бизнеса. Вывод: извлечение прибыли совместимо с обеспечением благосостояния общества. Предпринимательская культура — инновационная культура, носителем которой является средний класс — стабилизатор, творческая, мобильная, динамичная часть общества. n

Функции предпринимателя

Общие черты предпринимателя

Цель предпринимателя — получение нормальной (покрытие полных вмененных издержек) и экономической прибыли.

Экономические выгоды существования предпринимательства n n Увеличение КПВ (РРС) или изменение ее наклона. Создание новых продуктов Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении с другими факторами равновесия). Минимизация Х-неэффективности, связанной, по Х. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.

Фирма как единство воспроизводственных и инновационных процессов

Риск в предпринимательской деятельности Риск – это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь. Риски классифицируются: n по источнику возникновения хозяйственный, личностный, природный; n по причине возникновения неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.

Кривая вероятностных потерь Кривая вероятности возникновения потерь строится при условиях (допущениях): n 1) вероятность нулевых потерь равна нулю; n 2) вероятность исключительных потерь равна нулю.

Способы уменьшения риска

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ (различаются по формам собственности)

Организационно-экономические формы (различаются по деятельностному признаку) n n n n Картель — соглашение о ценах, рынках, квотах. Синдикат — объединение сбыта. Консорциум — объединение для крупных инвестиций.

Концерн — многоотраслевое объединение на основе системы участия одних предприятий в капитале других. Холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних. Трест — объединение предприятий одной отрасли с полной потерей самостоятельности.

Пул – объединение для любой деятельности с общей прибылью, распределяемой по квотам.

Классификация предприятий по размерам n n n Мельчайшие — основаны на личном труде товаропроизводителя — мелкотоварное и ремесленное производство (семейные — 2 — 3 человека). Малые (с 1 июля 1995 г.

): в производстве — до 100 чел. , в науке – до 60 чел. , в непроизводственной сфере — до 50 чел. , в торговле — до 15 чел. Средние — от 50 до 500 чел. Крупные — более 500 чел. Сверхкрупные – более 10. тыс.

чел.

В 2009 году в России функционировало (вместо 47 тыс. предприятий и организаций на конец 1989 года): n 2, 3 млн. юридических лиц n 4, 8 млн. предпринимателей.

Государственная политика по развитию малого предпринимательства

Основные направления социальноэкономической политики Правительства РФ по преодолению административных барьеров

Источник: https://present5.com/lekciya-2-transformaciya-sobstvennosti-privatizaciya-i-ee-effektivnost/

Refpoeconom
Добавить комментарий