2. Цели и факторы экономического развития России

2. Цели и факторы экономического развития России: -¦• Геополитическая и геоэкономическая стратегия. В исторической

2. Цели и факторы экономического развития России

-¦• Геополитическая и геоэкономическая стратегия. В исторической перспективе общая доминанта мирового развития, по-видимому, будет определяться императивами постиндустриализма.

От них в немалой степени зависят место и положение стран и регионов в системе геополитических и мирохозяйственных отношений.

Перед мировым сообществом открываются принципиально новые возможности всестороннего прогресса, но наряду с этим возникают и новые противоречия.

Одно из них — противоречие между всеобщим характером тенденции постиндустриализма и ограниченностью ресурсов, исключающее быстрое и одновременное достижение современных потребительских стандартов жизни. Из-за ограниченности доступа к ресурсам неизбежны серьезные коллизии и столкновения интересов стран и регионов. Можно предположить, что и на этот раз проблема возникает вместе со средствами ее разрешения. Несомненно, нас ожидают коренные перемены в рационализации производства и потребления, в ресурсосбережении, которые позволят наращивать богатство общества при ограниченных ресурсах. Проблема с обеспеченностью ресурсами стоит перед Россией не столь остро, но без глубоких положительных сдвигов в ресурсосбережении не обойтись. Формируя экономическую стратегию России на основе мировых тенденций перехода к постиндустриализму, следует всесторонне учитывать и ее место в системе геополитических и геоэкономических отношений, изменения, которые произошли в этой области в последние годы и которые будут происходить в ближайшем и более отдаленном будущем. В послевоенный период Советский Союз был одним из столпов миропорядка, с какой бы стороны он ни рассматривался. Это относится и к модели «трех миров», и к «двухполюсной геополитической системе», и к описанию мировых отношений через формулы «Запад—Восток» и «Север—Юг». Все они отражали реалии послевоенного устройства мира. Но в последние годы на мировой арене произошли коренные подвижки. Деление ее на три мира и двухполюсная система геополити ческих отношений ушли в прошлое. После распада Советского Союза Россия не смогла сохранить статус сверхдержавы. Но угрозе возник новения однополюсного мира с абсолютным доминированием одной сверхдержавы противостоят мощные тенденции полицентризма, в рам ках которого Россия могла бы претендовать на роль одного из центров тяготения, во всяком случае для.стран СНГ.и некоторых других госу дарств. Приобрела существенно другой смысл формула «Запад—Восток», согласно которой Россия не является уже олицетворением Востока, противопоставленного Западу, но может рассматриваться как своеобразное связующее звено между Западом и Востоком. В то же время в системе мировых отношений заметно возрастает роль оси «Север—Юг». Один из вариантов возможной геостратегии России — зафиксировать и принять статус полупериферийной страны, не претендовать на нечто большее, занять именно эту нишу в мирохозяйственных и ми-рополитических отношениях, извлекая выгоды и преимущества из промежуточного положения между центром и периферией. Это — реальная тенденция и реальная угроза. Есть могущественные силы, которые заинтересованы в том, чтобы превратить Россию в сырьевой придаток развитых стран. Другой вариант геополитической и геоэкономической стратегии— добиваться превращения страны в одну из процветающих великих держав с современной высокотехнологичной экономикой, высоким качеством жизни людей, приближающимся к мировым стандартам, развитой системой социально-политических отношений и демократических институтов, являющейся центром тяготения стран бывшего Советского Союза и других государств.

Этот вариант не просто более предпочтителен, он жизненно необходим для сохранения самой России.

Страну с гигантским разнообразием условий, традиций, особенностей социальной психологии населения в ее различных регионах, их связей с определенными государствами удержать от распада в рамках полупериферийного статуса вряд ли удастся. Непременным залогом целостности России, ее притягательной силы являются выдвижение страны па самые передовые рубежи социально-экономического, технологического прогресса, сохранения веса и авторитета в системе мировых политических отношений и в военно-стратегической области. Сегодняшние тенденции развития России не следует считать закономерными и необратимыми. Экономическая и политическая стратегии должны носить активный характер: не только фиксировать сложившиеся отношения сил, Но, напротив, активно способствовать их изменению в лучшую сторону в соответствии с национальными интересами страны. Конечно, активная стратегия должна опираться на трезвую оценку возможностей. К числу благоприятных факторов, определяющих будущее развитие России, можно отнести: уникальные территориально-природные условия и обеспеченность ресурсами; наличие мощной индустриальной базы; высокий научно-образовательный и кадровый потенциал; довольно глубокие прорывы в постиндустриальной технологии; демократический выбор, сделанный в последние годы; невостребованный еще потенциал национального самосознания, способность народа к самомобилизации в трудные исторические периоды. •Ф- Национальные традиции и менталитет. Успешное прохождение странами и народами нынешнего этапа мирового развития во многом зависит оттого, насколько им удастся дать простор новейшим тенденциям социально-экономического прогресса в реально сложившихся условиях своих стран, сочетать их с национальными особенностями, традициями и менталитетом. Дальше всего в этом отношении продвинулись развитые страны Западной Европы и Северной Америки, где, собственно, и зародились новые тенденции. Экономическая система позднего капитализма оказалась способной к трансформации, в ходе которой она претерпела существенные перемены, в том числе в направлении социализации многих своих компонентов. Высокий эффект дало сочетание мировых Тенденций и национальных особенностей в Японии, а также вряде новых индугриальньйс*'стр'ан. Двухсекторный вариант экономической трансформации успешно применяется в Китае, а также во Вьетнаме. В новых условиях перед Россией с ее уникальными национально-историческими особенностями, традициями и менталитетом со всей остротой «встала проблема самоидентификации. Вновь обострилось противоборство двух тенденций — европеизации (вестернизации) и национальной самобытности (традиционализма). . В прошлом, несмотря на внешнюю непримиримость сторон, дискуссия между ними в конечном счете оборачивалась на практике плодотворными результатами, позволяла находить пути сочетания обще-цивилизационных тенденций с национальным своеобразием страны. Во многом этому способствовал тот факт, что Россия всегда являлась местом'встречи и диалога различных культур и цивилизаций. Российская цивилизация по самому своему происхождению и развитию есть результат культурно-цивилизационпого синтеза, и в этом смысле она открыта для любого положительного исторического опыта. • Вместе с тем ее уникальности и самобытность исключают простое копирование или прямое заимствование чужого опыта,тем более его насильственное перенесение на почву российской действительности, диктуют необходимость тщательной селекции зарубежной практики экономических преобразований с учетом' ее совместимости с глубинными российскими традициями и национальным самосознанием. С этой точки зрения весьма уязвимы концепции «догоняющей модернизации» или «возвращения России в мировое сообщество», имеющие в виду слепое следование западным либеральным образцам, равно как и механическое применение «китайской», «японской», «шведской» и других моделей развития. В принципе надо ориентироваться1 на чужой, «завозной» опыт (он может оказаться как полезным, так и непригодным для страны), а на суть мировых цивилизационных тенденций, стремиться найти формы и стимулы их реализации, адекватные национальным ценностям и традициям. Анализ относящихся к этой проблеме факторов позволяет утверждать, что российские национальные особенности не будут серьезным препятствием для реализации основных направлений и тенденций трансформации современной экономики. Напротив, они могут пo-собствойать укоренению последних на российской почве. Отметим некоторые из них. Для; российского уклада жизни характерно то,:что материально-экономические факторы всегда' рассматривались в известной мере как нечто вторичное, служебное по отношению к политике, государству, духовной жизни людей. Традиционно высока была роль внеэкономических факторов успеха, моральных, духовных стимулов к труду как проявлению мастерства и самоутверждения человека. Веками вырабатывались особая биоритмика, этика и дисциплина труда, основанные на взаимопомощи, общинности, артельности, способности к мобилизации, готовности идти на жертвы во имя общих целей. i Столетиями складывались национальные традиции отношения к богатству, собственности в духе коллективизма и общинности, равен ства и социальной справедливости. Частная собственность началараз-виваться в России сравнительно поздно, но революция прервала этот процесс, и она не стала полноценным социальным институтом. В со* знании народа нет отторжения частной собственности, но нет и отношения к ней как к универсальному спасительному средству, панацее от всех бед. Для русского характера традиционно чужд буржуазный Индивидуализм как строй чувств, образ мышления и стиль жизни. В традициях русского менталитета центральное место занимает соборность. Она заложена в психологии людей как общенациональный; всесословный, межкорпоративный, межконфессиональный способ вы-работки и утверждения общенациональных ценностей, достижения национального согласия, как механизм их закрепления в нормах и регуляторах жизни государства и общества. Для России всегда было характерно особое отношение к государ~ ству и его интересам как высшей ценности. В стране сложилась государственность особого рода — наднациональная, универсальная в культурном плане, которая никогда не была государственностью только русских. Уникальность российской государственности состоит в том, что в ней совпадают понятия цивилизации, общества, экономики. Это помогает понять, почему в России именно государство выступало инициа* тором и главным субъектом проведения социально-экономических реформ. Нет оснований полагать, что нынешний период-может быть исключением. В стратегию российских реформ необходимо закладывать не либерально-утопические проекты «обвального» ухода государства из экономики, а парадигму развивающего государства. В то же время было бы, видимо, неправильно утверждать, что особенности российского менталитета имеют исключительно положительное значение и не создают никаких проблем для проводимых преобразований. Нельзя закрывать глаза на то, что достаточно широкое распространение и довольно глубокие корни имеют негативные про* явления в отношении людей к собственности, закону, дисциплине, патриархальные пережитки в семейно-родственных, этническихземляческих отношениях, препятствующие становлению гражданского общества. Почва для такого рода проявлений становится особенно благоприятной в периоды экономических и социальных кризисов. Не считаться со всем этим при выработке и реализации экономической поли- тики и проведении реформ означало бы совершить большую ошибку. Веда менталитет страны — это в конечном счете продукт истории. Источник: Л.И. Абалкин. Курс переходной экономики. 1997

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/tseli-faktoryi-ekonomicheskogo-razvitiya-27888.html

Экономический рост: понятие, цели, типы, факторы

2. Цели и факторы экономического развития России

План:

1 Экономический рост: понятие, цели, типы, факторы.

2 Основные формы привлечения необходимых ресурсов из-за рубежа.

Общество тем богаче,
чем богаче каждый его гражданин.

А. Смит. Исследования о природе
и причинах богатства народов

Перефразируя данное положение А. Смита в отношении международной экономики, можно сказать, что мировое хозяйство будет тем богаче и стабильнее, чем богаче и благополучнее будет каждая страна. Каждая страна будет богаче в том случае, если будет обеспечивать стабильный экономический рост своей экономики, опираясь на свои и иностранные ресурсы.

В настоящее время термин «экономический рост» – один из наиболее часто встречаемых. Его употребляют для характеристики развития национальных хозяйств, межстрановых сравнений.

Оценка деятельности высших органов той или иной страны производится прежде всего с привлечением показателей динамики экономического роста.

Экономический рост, его темпы, качества и другие характеристики зависят не только от экономической деятельности внутри страны и ее ресурсов, но и от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Под экономическим ростом (ЭР) принято понимать увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ЭР измеряется темпами роста этих показателей за определенный период времени, как правило, за год.

Цели экономического роста:

1) увеличение предложения товаров и услуг производственного и непроизводственного (личного) назначения, что означает насыщение внутреннего рынка, увеличение экспорта, расширение ассортимента, снижение цен;

2) увеличение доходов населения, что повышает совокупный спрос на товары и услуги непроизводственного назначения, который, в свою очередь, стимулирует развитие предприятий и отраслей, работающих на население (легкая, пищевая отрасли, сельское хозяйство и т.п.);

3) увеличение доходов хозяйствующих субъектов, что означает повышение совокупного спроса на товары и услуги производственного назначения, что, в свою очередь, стимулирует развитие соответствующих производств.

Таким образом, конечная цель ЭР – увеличение потребления, что обеспечивает достойную жизнь населению и динамику экономике.

В истории национальных экономик выделилось два основных типа ЭР:

1. Экстенсивный – увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования все большего (возрастающего) количества факторов производства: работников, земли, сырья, капитала, оборудования и т.д.

Данный тип ЭР оправдан при освоении территорий, восстановлении экономики (например, Западная Европа в послевоенные годы), при создании новых отраслей и т.п.

В длительном периоде экстенсивный тип ЭР приводит к тому, что национальная экономика приобретает затратный, неэффективный характер, так как ресурсы страны не безграничны и рано или поздно их станет не хватать для постоянного строительства новых фабрик и заводов.

2.

 Интенсивный – предполагает увеличение объема производства товаров и услуг за счет применения более совершенной техники и технологии, за счет максимального использования достижений НТП.

Если, например, ВВП увеличится на 20% за счет интенсивных факторов, это означает, что 20% товаров и услуг произведено на новом техническом оборудовании и по новым технологиям, 20% номенклатуры товаров обновилось.

Полностью экстенсивного или интенсивного типа ЭР не существует. Практически всегда они сочетаются. В зависимости от того, какой из них доминирует, можно условно говорить, какой тип экономического роста преобладает в стране.

Если, например, ВВП в стране возрастает лишь на 20–30% в год за счет интенсивных факторов, то в этом случае для данной страны характерен экстенсивный тип ЭР (бывший СССР).

Если, например, прирост ВВП превышает 50% и обеспечивается новейшими техникой и технологиями (в развитых странах Западной Европы, США, Японии), здесь интенсивный тип экономического роста.

Экономический рост, его темпы, масштабы, качество всецело определяются его факторами (движущая сила, причины).

Можно выделить следующие факторы экономического роста:

1. Природные ресурсы: земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы, воздух и др. Для обеспечения ЭР главное – наиболее полное их извлечение, комплексная и глубокая переработка, рациональное использование.

2.

Трудовые ресурсы: численность населения страны, людей трудоспособного возраста, их квалификация, число студентов, получающих образование (будущие работники), удельный вес мужского населения, которое в большей степени занято в национальной экономике. Для обеспечения ЭР главное – повышение образования и квалификации, сохранение и улучшение здоровья, совершенствование организации труда и, в конечном итоге, повышение производительности труда.

3. Основной капитал: оборудование, станки, производственные здания, транспортные средства. Главное для ЭР – такое совершенствование организации производственного процесса, которое обеспечило бы увеличение фондоотдачи, ускорение возмещения основных производственных фондов.

4. Научно-технический прогресс: увеличение затрат в НИОКР, внедрение и использование новых технических новшеств и технологий в производстве и, в конечном итоге, повышение его эффективности, производительности, что положительно влияет на динамику ЭР.

5. Совокупный спрос: рост доходов населения и хозяйствующих субъектов, государственных заказов, зарубежных потребностей стимулирует производство товаров и услуг не только в условиях бездефицитной, но и дефицитной экономики.

6. Социально-культурные и институциональные факторы: обычаи, традиции, «философия жизни», мировоззрение, состояние образования и здравоохранения, политические и экономические условия и т.п.

Например, «философия жизни» большинства стран Африки: «То, что предопределено свыше, то и должно быть» – вряд ли будет способствовать каким-либо переменам, прогрессу, экономическому росту в этих странах.

Таковы основные факторы, от которых зависит экономический рост страны. Эффект их влияния на ЭР может быть достигнут лишь в совокупности, не изолированно друг от друга.

Сегодня все страны испытывают дефицит или отсутствие тех или иных ресурсов.

Поэтому в условиях сложившегося мирового хозяйства каждая страна может обеспечивать экономический рост не только за счет внутренних источников, но и за счет экономических связей с другими странами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_119632_ekonomicheskiy-rost-ponyatie-tseli-tipi-faktori.html

1.2 Цели экономического развития

2. Цели и факторы экономического развития России

Безопасность граждан и общества.

Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям:

Развитие человеческого потенциала России.

Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:

-направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

-улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Забота о гражданах и их интересы неотъемлемая часть в развитии, если не будут учитываться их мнения то мы не сможешь определить как будет лучше, и устраивает ли наших граждан их положение в стране. Опираясь на мнения, мы сможем усовершенствовать какие либо отрасли.

К примеру возьмем Пенсионную сферу, учитывая мнение людей пенсии им не достаточно для прожиточного минимума, продукты дорожают, медикаменты тоже поднимаются в цене, и это все на значительные суммы, в то время как пенсия увеличивается на копейки, но государство старается это исправлять, поэтому хоть понемногу но пенсия повышается, а значит людей слышат и прислушиваются к мнению людей.

Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

Формирование современной, то есть адекватной вызовам постиндустриальной эпохи, системы институтов является важнейшей предпосылкой достижения стратегических целей Концепции.

Необходимо обеспечить согласованное и эффективное развитие институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны.

Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках следующих направлений: -политико-правовые институты, нацеленные на обеспечение гражданских и политических прав граждан, а также на исполнение законодательства;

-институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала;

-экономические институты, то есть законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики;

-институты развития, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста;

система стратегического управления, позволяющая обеспечить гармоничность формирования и развития указанных типов институтов и направленная на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы.

Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

Перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации определяются возможностью решения следующих задач:

-обеспечение поступательного развития нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличение спроса на российские машины и оборудование;

-модернизация сырьевого и перерабатывающего производства, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производства и повышение его экологичности, расширение присутствия на мировых рынках сырьевых товаров;

-ускорение роста высоко- и среднетехнологичного производства, экономики интеллектуально емких услуг, выход предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.

-переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового социального характера.

Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, а так же поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. В настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. Ценность нашего товара не так велика как примеру товар из за рубежа, ну почему мы не можем сделать то же самое, чтобы именно наш товар ждали и заказывали везде, чтобы мы были достойными конкурентами другим странам. Развитые страны к примеру такие как США могут пользоваться тем что мы почти ничего не можем поставить в их страну, чтоб оно пользовалось довольным спросом, мы не можем делать такие машины как делают наши конкуренты. И если наши технологии дойдут до такого развития, то они уже будут задумываться «А может Россия сможет стать нашим конкурентом?», и вот именно тогда у нас подымиться экономическое развитие, ведь мы будем стремиться преподнести на рынок что то новое, то что всем будет интересно и мы сможем составить конкуренцию.

Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах.

Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса. Важно не упустить лидерство, и искать больше месторождений, чтобы не утерять лидерство.

Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции.

Если мы потеряем лидерство или хотя бы выйдем из 10-ки лидеров, будет очень трудно догнать наших иностранных коллег, и у них пропадет интерес с нами сотрудничать, потому что мы теряем место рождения и выгоды им от нас нету никакой.

Правительство находит важным развитие не только энергетической инфраструктуры и нефтегазового комплекса, но и аграрного, рыбохозяйственного комплексов, а так же развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Мы стремимся показать себя со всех сторон хорошо.

На одну энергетическую промышленость надеяться не стоит, все ресурсы исчерпаемые, а если у нас будет чистый воздух, все условия для приемлемой жизни, развиты другие сферы природопользования, соответственно у наших иностранных коллег будет смысл продолжать с нами сотрудничество, так мы вполне способны экспортировать полезный товары. И так же вполне можем импортировать из за рубежа, что тоже не мало важно.

Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России.

Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в государствах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка.

В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики России как одного из важнейших факторов ее социально-экономического развития, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.

Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Приоритетные направления внешнеэкономической политики:

-обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;

-содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

-интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;

-повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;

-формирование интегрированного евразийского экономического пространства;

-создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте;

-усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.

Региональное развитие.

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

А ведь стоит задуматься, мы же не можем сразу взять и подняться из низов в самые высоты, в плане экономического развития, для этого нам следует начинать с чего то, и в роли этого «чего то» выступают регионы.

Мы начинаем именно с них, нужно сначала все довести до ума тут а потом переходить на новый уровень, будет порядок в малых сферах, а значит и будет порядок в стране, постепенно развивая регионы, и улучшая их условия жизни, мы может и не так заметно, но приближаемся к совершенству.

Да можно говорить что это все нам дается трудно, ведь развить каждый регион это проблематично, и на это уходит множество финансовых средств государства.

Стоит вложить несколько раз деньги в ту сферу которая не развита, и держать все это под контролем, то именно тогда нам будет заметен прогресс, а иначе деньги влаживаются, но мы не видим изменений, они может и есть но не значительные, прежде всего нужен контроль.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Переход экономики государства на новый тип развития невозможно осуществить в один миг, поэтому инновационное развитие российской экономики будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

-Первый этап (2008 — 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. -Второй этап (2013 — 2020 годы) — рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Источник: https://mo.bobrodobro.ru/10817

Направления экономического развития

2. Цели и факторы экономического развития России

Определение 1

Под экономическим развитием понимается качественное изменение хозяйственной системы, которое оказывает влияние на социальную, культурную, научную, производственную, политическую и другие сферы жизни общества.

Вопросами экономического развития и роста занимается экономическая теория. Она исследует закономерности функционирования хозяйственных систем, образованных отдельными субъектами или их группами.

Важно отметить, что данные структуры действуют в условиях рынка, где каждый субъект обособлен и независим, а также преследует собственные цели и выгоды.

Экономическая теория в данном случае изыскивает пути роста и развития для хозяйственных систем в условиях ограниченности ресурсов и постоянно возрастающих потребностей общества.

Экономическое развитие и рост часто рассматривают в качестве синонимов. Однако в действительности, под экономическим ростом понимается количественное изменение параметров хозяйственной деятельности субъекта или системы.

Положительные тенденции в увеличении количественных макроэкономических показателей дают возможности для экономических преобразований. Экономическое развитие же в свою очередь становится фундаментом для хозяйственного роста.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В современном мире все страны принято делить на три группы в соответствии со степенью их экономической развитости:

  • Слаборазвитые страны строят свою экономическую деятельность на сельском хозяйстве. В них наблюдается низкий уровень жизни, социальная напряженность, сильное отставание в технологиях.
  • Развивающиеся страны находятся на этапе завершения индустриализации. В них развиты добывающие и промышленные отрасли. Постепенно в экономику этих стран внедряются инновации и научно-технические разработки
  • Развитые страны формируют свой доход преимущественно за счет сферы услуг. Часть из них стремится к построению постиндустриального общества.

Замечание 1

Развитые страны представляют собой количественное меньшинство, однако, они формируют до восьмидесяти процентов мирового дохода. Таким образом, благодаря экономическому могуществу они могут воздействовать на геополитические события в мире.

Экономическое развитие России: факторы

Российская Федерация на современном этапе сталкивается с большим числом проблем в социальной, политической и экономической жизни. Для мировой экономики так же характерен структурный кризис. Его отличительными чертами являются:

  • Падение производственных объемов.
  • Рост числа безработных.
  • Общее снижение уровня жизни населения.

Помимо воздействия глобальных изменений в мире, экономика России подвергается действию внутренних факторов.

К ним можно отнести экономическую деформацию, экспортную зависимость от энергоресурсов, низкий уровень конкурентоспособности несырьевых отраслей, неразвитость рыночных и финансовых структур.

Перед населением и государственной властью страны встает задача о поиске оптимальных путей развития экономики, которые можно начать реализовывать уже сейчас.

Для того, чтобы решать общие задачи государства создаются стратегии хозяйства в целом и каждой отрасли в отдельности, внедряются программы развития, проводятся мероприятия нормативно-правового характера.

В России органом, ответственным за реализацию этих программ, является Министерство экономического развития.

Именно от его деятельности зависит будущее благосостояние граждан, их уровень жизни, возможности экономического роста.

Замечание 2

Россия имеет большой экономический потенциал, который требует грамотного управления, а также внедрения плана по достижению определенных экономических целей и задач.

Направления экономического развития России

Ряд назревших проблем в российском обществе позволил выявить цели, которые необходимо реализовать в ближайшие десятилетия сфере экономического развития. К этим целям можно отнести:

  1. Достижение высоких стандартов уровня жизни человека, которые включают в себя безопасность, доступность социальных услуг, экологическую безопасность, доступность жилья и так далее.
  2. Преодоление социальной поляризации, а также повышение доверия населения к государственной власти.
  3. Внедрение в производство инноваций, а также освоение высокотехнологичных методов производства.
  4. Формирование новых региональных и территориальных центров экономического роста.
  5. Проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности экономики государства на международных рынках

проблема в реализации целей экономического развития России заключается в том, что необходимо догонять развитые страны, а также совершать шаги, чтобы выйти на передовой конкурентоспособный уровень.

Для этого важно перейти от экспортно-сырьевого экономического уклада к инновационному.

Так же необходимо поддерживать рыночные отношения и соблюдать сбалансированность предпринимательской свободы, международную конкурентоспособность, социальную справедливость.

Развитые экономики отличают не только инновации и сильный научный комплекс. Здесь большое внимание уделяется человеческому ресурсу. В России так же важно сделать упор на развитие человеческого потенциала.

Здесь работа должна проводиться в двух направлениях. Прежде всего, надо улучшать социальную среду и условия жизни человека. Так же важно работать с кадровым потенциалом, социальными секторами экономики.

Чтобы повысить конкурентоспособность российской экономики надо уделять внимание укреплению предпринимательства. Для этого необходима крепкая юридическая база, способная решать споры различного характера.

Создание институтов экономического развития позволит внедрять инновации не только в производственную сферу, но и в сферу услуг.

Последняя становится ведущей во всех развитых странах и формирует до половины общего национального дохода этих стран.

Еще одним этапом на пути повышения конкурентоспособности экономики и экономической интеграции в мировое пространство станет диверсификация российской хозяйственной системы — поступательное развитие добывающей промышленности с постепенным переходом к обрабатывающим отраслям. Многие предприятия требуют модернизации и переориентации на новые технологии и инновации в технической сфере.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/napravleniya_ekonomicheskogo_razvitiya/

Refpoeconom
Добавить комментарий