2.6. Модель человека в экономической теории

Модели человека в экономической теории

2.6. Модель человека в экономической теории

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой спе­цифический предмет исследования и использует при анализе этого пред­мета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее ме­тод.

Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности опре­деляют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Экономическая теория является гуманитарной дисциплиной, поэтому изучает экономическое поведение людей.

Экономическая теория анализирует процесс производства жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без ко­торой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.

Экономическая теория исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и произ­водителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и тех­нологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физи­ческим и интеллектуальным параметрам человека.

Модель человека – унифицированное представление о человеке, действующем в опре­деленной системе социально‑экономических координат.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е.

индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных мате­риальных и духовных благ, их распределения и использования.

При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека услов­но можно выделить четыре. Различия между ними определяются, во‑пер­вых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характерис­тик человека и, во‑вторых, учетом экономической, политической и психо­логической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направлениепредставлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Представители этих направлений экономической мысли рассматривали поведение «экономическо­го человека».

Модель «homo economicus» (разработана в XVIII в.

) предполагает, что индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рам­ках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

Важно заметить, что «homo economicus» – это рациональный индиви­дуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и ком­петентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной, конкуренции. Выделяют полную, ограниченную и органическую рациональностьэкономического поведения.

Полная рациональностьпредполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющую­ся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми ре­зультатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).

Ограниченная рациональностьотражает невоз­можность при принятии хозяйственных решений использовать всю полно­ту имеющейся информации из‑за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном слу­чае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чи­стый выигрыш (т. е.

разница между общими выгодами и общими издерж­ками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизи­рует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимает­ся поиском первого доступного ему уровня удовлетворения.

Здесь сама процедура поискаудовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.

В случае органической рациональностиособое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил по­ведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ог­раничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными института­ми человеческого общества.

Моделирование человека во второй половине XX в. все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.

Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности.

Стимулы включают в себя не только стремление к матери­альным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, же­лание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей.

Причинами здесь являются не­полнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интел­лекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных уста­новок и т. п.

В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддер­жания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государ­ства в экономические отношения.

Третье направлениепредставлено принципиально новой разновиднос­тью модели «экономического человека», отражающей современные реалии.

Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворен­ность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.).

Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, уста­новления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно‑политических взглядов.

Эта модель социально‑индиви­ду­аль­но­го человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между со­циальными общностями.

Заслуживает упоминания и такая специфическая модель, как «советский экономический человек»,уходящая своими корнями в сталинский тота­литарно‑репрессивный режим и отражающая основные черты экономичес­кого поведения человека в командно‑админист­ративной системе хозяйства: доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хище­ния государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Создается благоприятная почва для оппортунистического поведения. Термин «оппор­тунистическое поведение», или «оппортунизм»,в экономической теории означает экономическую недобросовестность, представление заведомо ис­каженной или неполной информации контрагентом обменной сделки.

Нерыночное поведениеэто поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно‑командной си­стемы: приверженность патернализму со стороны государства, экономичес­кая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответ­ственности и т. п.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в лю­бой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды.

Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической тео­рии, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни.

Исполь­зование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людейполучило название «экономического империализма».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_78251_modeli-cheloveka-v-ekonomicheskoy-teorii.html

2.6. Модель человека в экономической теории

2.6. Модель человека в экономической теории

В современнойэкономической науке большое вниманиеуделяется человеку.

Задачей экономическойтеории является анализ соотношенияцелей хозяйствующих индивидов и целейэкономической системы, в рамках которойразвертывается эта деятельность.

Интереск роли человека проявлял уже Аристотель.Он полагал, что «экономический человек»– это человек, стремящийся к удовлетворениюсвоих разумных потребностей.

С развитиемрыночного хозяйства внимание экономическойнауки к человеку постоянно возрастает.Среди многочисленных направлений«моделирования» человека, разработанныхэкономической наукой, можно выделитьчетыре.

Первоенаправление представлено английскойклассической школой, маржинализмом инеоклассиками.

Главным в моделях,разработанных в рамках этого направления,становится эгоистический материальный(денежный) интерес, являющийся основнымстимулом деятельности «экономическогочеловека» (homo economics).

Анализ экономическогоповедения людей в рамках модели «homoeconomics» предполагает использованиепостулата о рациональном поведениичеловека в условиях ограниченностиресурсов. Для реализации своегорационального поведения индивидуумыдолжны обладать свободой выбора.

Второенаправление присуще кейнсианской школе,институциона-лизму, исторической школе.Модели человека здесь более сложные,они включают в себя не только стремлениек денежным благам, но и определенныемоменты психологического характера:милосердие, преодоление «экономическогоэгоизма» и т. д.

Третьенаправление было разработано К. Марксом.В его концепции человек предстает какперсонификация объективных экономическихкатегорий: капиталиста как олицетворениякапитала и рабочего – как персонифицированногонаемного труда.

Четвертоенаправление представлено принципиальноновой моделью. Для нее характерноизменение мотивации деятельности внаправлении возрастания значения нестолько материальных, сколько духовныхпотребностей личности.

Особоговнимания заслуживает концепциячеловека В. И. Вернадского,согласно которой человек – планетарноеявление. Инициатива и активность требуюткультурного и мыслящего человека.

Тольков этом случае возможны самоорганизацияи саморазвитие личности. Такова краткаяхарактеристика моделей человека вэкономической теории.

Они имеютабстрактный характер, однако отражаютв обобщенной форме основные параметры,присущие «человеческому фактору» вхозяйственном процессе.

Практикум по теме лекции 2

Плансеминара

Эволюцияидей о предмете экономической науки.Политическая экономия, экономикс,экономическая теория.

Философскиеосновы экономической теории, ее предмети метод. Определение предмета экономическойтеории представителями разных школ.

Экономическаяполитика и экономические цели,экономические интересы. «Что? Как? Длякого?»

Вопросыдля дискуссий, контрольных работ иолимпиад

В чемкроется причина разногласий экономистовна предмет экономической теории?

Какуюсмысловую нагрузку несет термин«политическая» в названии науки (отМонкретьена до Маркса)?

Когда икем впервые был прочитан курс политическойэкономии в России и вышел первый учебникна русском языке?

Чемобъясняется (теоретически и экономически)появление экономикса?

Кем, гдеи когда был впервые прочитан курсэкономикса?

Как выпонимаете выражение «сущностный анализ»?

Чтоозначает выражение «функциональныезависимости в экономике»?

Назовитекардинальные различия в методе анализа,которым пользуются политическая экономияи экономикс.

Как выпонимаете утверждение о том, что «началом»политической экономии является стоимость,а «началом» экономикса – цена?

Изучалили вы экономическую теорию в школе(гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйтесвое понимание ее предмета. Случалосьли применять полученные знания в жизни?Где, когда, при каких обстоятельствах?Расскажите.

Каковосоотношение между экономикой и политикой?Приведите примеры из жизни обществасовременной России.

Что такое«ценностные суждения» правительства?Могут ли они определять векторэкономической жизни страны?

Каксместились акценты в решении трехвопросов экономической науки: чтопроизводить, как производить, для когопроизводить в современной экономическойтеории? Какая роль отводится потреблению?

Прокомментируйтеслова Г. Мюрдаля: «Беспристрастнаяобщественная наука никогда не существовалаи логически не может существовать». Окакой функции экономической теории онисвидетельствуют?

Объясните,какова взаимосвязь между экономикой иполитикой. Растолкуйте тезис В. И. Ленина:«Политика есть концентрированноевыражение экономики».

Тесты,ситуации, задачи

Выберитеправильные ответы

1. Какаяиз школ экономической теории считала,что предметом политической экономииявляется:

а) изучение«чистого продукта», создаваемого всельском хозяйстве;

б) анализсферы обращения, обеспечивающей притокденег в страну;

в) исследованиебогатства, условий его производства инакопления;

г) изучениенародного хозяйства и его особенностейв каждой отдельной стране;

д) анализэкономических законов, регулирующихобщественное производство, распределение,обмен и потребление;

е) поискэффективного использования редкихресурсов? 2. Кто, когда и где прочиталвпервые курс «Экономикс»:

а) ДжонСтюард Милль;

б) АдамСмит;

в) А.Маршалл;

г) П.Самуэльсон?

Отбросьтеневерные утверждения

1. Экономикс– это:

а) теорияи практика рыночной организациипроизводства;

б) наука,изучающая производство, распределение,обмен и потребление материальных благ;

в) концепция,базирующаяся на анализе стоимости;

г) наука,которая большое внимание уделяетсоциально-кассовым отношениям;

д) пособиена тему: «Как делать деньги»;

е) исследованиеэкономических мотивов поведения людей;

ж) исследованиеиспользования ограниченных ресурсовобщества.

2. Политическаяэкономия – это:

а) наука,основанная на классической философии;

б) наука,базирующаяся на анализе цены;

в) концепция,изучающая функциональные зависимостимежду явлениями;

г) социально-нейтральнаядисциплина.

Разграничьтепозитивные и нормативные утверждения

а) запоследнее время в экономике Россиинаблюдается замедление инфляции;

б) необходиморазработать комплекс мер по замедлениюили прекращению спада производства иснижению темпов инфляции;

в) структурнаяперестройка экономики России помимодругих целей направлена на повышениеуровня потребления людей;

г) структурнаяперестройка должна осуществлятьсяпостепенно.

Вопросдля сообразительных

Согласныли вы с известным выражением «Бесплатныхобедов не бывает»? Если да, то какововаше отношение к идее «Бесплатногообразования не бывает»? Если положительное,то кто за него должен платить: государство,ваша семья или вы сами? Что рациональнее:всеобщий налог на образование илиадресная оплата вами услуг того вуза,где вы учитесь?

Выберитеправильный ответ

Рациональноеповедение хозяйствующих субъектовозначает:

а) бегствоот налогов;

б) сопоставлениевыгод и издержек;

в) завышениецен на свою продукцию.

Отбросьтеневерные утверждения

1. Экономическиезаконы – это законы, которые:

а) проявляютсячерез экономическую деятельность людей;

б) имеютобъективный характер;

в) являютсявечными;

г) имеютисторически преходящий характер.

2. Подиндукцией понимается:

а) проведениеэксперимента;

б) конструированиесистемы законов и категорий;

в) выведениетеории из фактов;

г) умозаключениеот общих суждений к частным выводам.

3. Анализ– это:

а) соединениеразличных элементов в единое целое;

б) разделениеисследуемого предмета на составныечасти;

в) изучениеисследуемого предмета на макроуровне.

4. Социально-экономическаяполитика – это:

а) абстрактнаяэкономическая теория;

б) способрешения конкретных социальных иэкономических вопросов;

в) политика,направленная на достижение толькоэкономической

эффективности.

5. мэкономической политики правительствана микроуровне является:

а) стремлениек полной занятости населения;

б) обеспечениеоптимальной кредитно-денежной политики;

в) эффективноеиспользование ограниченных ресурсов;

г) обеспечениестабильности цен;

д) управлениевалютным курсом;

е) проведениеразумной фискальной политики;

ж) достижениеравновесного платежного баланса;

з) обеспечениеэкономического роста.

Темыдля экономического анализа, рефератов,кроссвордов и эссе

Обратитеськ статистике

Экономистыдля наглядности часто пользуютсятаблицами и графиками.

Ответьтена вопросы:

а) Чтотакое таблица и как грамотно ее составить?

б) Чтотакое график и как его построить?

в) Придумайтепример, характеризующий функциональнуюзависимость двух переменных; оформитеэту зависимость графически и покажитев таблице.

Напишитереферат на выбранную тему

Рольэкономической науки в развитии общества.

Философия– основа политической экономии.

Математическийанализ – кредо экономикса.

Началоначал: Аристотель.

Золотойфетиш и научный анализ: меркантилисты.

Становлениеклассической школы политическойэкономии: физиократы.

Шотландскиймудрец: Адам Смит.

Гений изСити: Давид Рикардо.

Переведите

Источник: https://studfile.net/preview/5723137/page:19/

Refpoeconom
Добавить комментарий