2.4.1. Развитие федерализма в России

Вопрос 4. Формирование и развитие федерализма в современной России

2.4.1. Развитие федерализма в России

Были всего 2 попытки сформировать федеративную систему: 1) 1917 – 1922 гг., привела в итоге к реставрации фактически унитарного государства; 2) началась в 1990-е годы.

Ø В свое время советская федерацияоказалась единственной формой государственного устройства, способной остановить распад страны, но 1) применение принципа этнического федерализма подорвало территориальную целостность государства, 2) двухуровневая система советского федерализма — союзные республики и включенные в их состав автономии, вызвала к жизни так называемый «парад суверенитетов», 3) отсутствие единых самосознания и идентичности граждан, 4) усиливающиеся разногласия между исполнительной и законодательной властью (что позднее ярко проявится уже в рамках РФ в противостоянии Верховного Совета и Ельцина Б.Н.) и центральной и региональной властями, последняя из которых стремилась к большей автономии и независимости от центра.

Ø После распада в декабре 1991 года СССР уже российскому руководству было необходимо сохранить территориальную целостность государства.

Результатом стало подписание Федеративного договора (1992 год), который подписали все субъекты федерации, за исключением Чечни и Татарстана, и который распространил федеративный принцип на всю территорию России. Вскоре после этого была принята Конституция РФ, которая закрепила основные принципы федерализма.

Однако все ярче проявлялся асимметричный характер федерации ввиду наличия субъектов с разными статусами (и политическим весом). Был также подписан ряд двусторонних договоров с более чем 50 субъектами.

Однако по мере стабилизации политической системы, обнаружилось, что центр не прочь пересмотреть распределение полномочий между ним и регионами в свою пользу, причем Конституция и Федеративный договор были написаны так, что даже коренной пересмотр порядка взаимоотношений не требует внесения поправок (нечто подобное происходило и в начале 2000-х годов).

Ø С начала 2000-х годов, то есть с приходом к власти Путина В.В., стали наблюдаться смещения в сторону централизованной политики.

1) Центр стремился выровнять асимметрию федеративных отношений (то есть разницу статуса республик и прочих субъектов), в ходе чего был расторгнут ряд договоров об особом порядке разграничения полномочий, заключенных центром с отдельными регионами; 2) изменился порядок формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации (раньше членами этой палаты по должности являлись губернаторы и главы региональных законодательных собраний, теперь же остались лишь их представители, назначение которых неизбежно согласуется в Кремле); 3) с 2004-го губернаторы больше не избираются жителями их регионов, а утверждаются местными парламентами по предложению главы государства. Такое решение, по сути, исключило обратную связь власти с гражданами; 4) единая система исполнительной власти, причем по сути на уровне федерации создается демократическое государство, а на уровне регионов – недемократическое (поскольку власть находится в руках губернаторов, которые назначаются из центра). Также наметилась тенденция снижения влияния и ограничения полномочий региональных парламентов. Таким образом, и исполнительная, и законодательная власти являются более могущественными на федеральном, а не на региональном уровне.

Ø Факторы, препятствующие становлению эффективной федеративной системы: 1) огромная территория, 2) многонациональность, 3) неэффективная партийная система, 4) стремление «выглядеть» федерацией, но не реально выстраивать такую систему.

Ø Дополнительная информация: по состоянию на 1 марта 2008 г. 83 субъекта (21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа). Наметилось укрупнение субъектов (еще в 2004 году субъектов было 89).

(по лекциям ГАМАН)

90-е гг:

Начало 90-х гг. характеризовалось слабостью центра. Национальные Республики были «государствами в государстве», не подчинялись федеральным законам. Центр не особенно занимался регионами, поскольку в Москве в то время происходила борьба за власть.

1. Ельцинскую политику в отношениии регионов можно назвать политикой компромисса и клиентеллистских отношений.

2. Этот период в отношениях центр-регионы можно назвать децентрализацией.

3. Компромисс с регионами подразумевал отдачу им природных ресурсов

4. Конфликты между центром и регионами носили открытый публичный характер (постоянные скандалы на Дальнем Востоке).

Е гг

1. С приходом к власти Путина ситауция изменилась.

2. Он взял курс на политику централизма (рецентрализации) и формирования властной вертикали.

3. Федерализм стал номинальным.

4. Усилилось влияние исполнительной власти.

5. Конфликты с регионами стали носить скрытый характер.

6. Политику Путина в отношении регионов можно разделить на два этапа:

1 этап:

1). Это реформа института полпредов. Были созданы 7 федеральных округов. А полпреды стали:

А). Выполнять функцию контроля над губернаторами

Б). Вносить предложения президенту относительно федерального вмешательства

В). Предлагать президенту кандидатуру губернатора

Г). Иметь доступ к любой информации в своем округе.

2). Введение в 2000г. «Нормы федерального вмешательства»

А). Президент получил право отстранять губернаторов и назначать временно исполняющих их обязанности, если против губернатора было выдвинуто обвинение)

Следовательно, Контроль над регионами существенно возрос.

2 этап:

2005 г. – переход к назначению губернаторов:

-Президент назначает губернатора, которму он «доверяет»

-Президент получил право без ГД отсранять губернаторов

-Местные законодательные собрания будут распущены, если 3 р. не утвердят кандидатуру, предложенную им президентом.

В обмен на это губернаторы получили право сидеть не 2 срока, как было, а сколько президент будет им «доверять».

В результате регионы стали заинтересоываны в поиске столичных лоббистов и их утверждении в качестве губернаторов, что и произошло. (Боос- Калининградская область, Ивановская область – Мень).

Вопрос 5.Великие реформы, их политическое значение для модернизации России.

Главные реформы — отмена крепостного права, земская, городская, судебная и военная.

Отмена крепостного права.

К середине 19 в. крепостное право тормозило дальнейшее экономическое развитие России.

В черноземных землях шел рост эксплуатации крестьянского труда помещиками (увеличение повинностей и платежей), что часто приводило к разорению собственно крестьянских хозяйств, т.к.

у них не хватало времени для обработки своих участков. Как следствие, сокращались доходы и самих поместных дворян -> для поддержания привычного уровня жизни многие закладывали имения. В 1850-х гг.

2/3 помещичьих имений было заложено. -> Кризис помещичьих хозяйств.

В нечерноземных землях крестьяне все больше занимались ремеслом и нанимались на мануфактуры, за счет этих посторонних заработков выплачивая оброк. «Отходничество» крестьян развитию мануфактур, но т.к. рынок свободной рабочей силы был ничтожно мал, а «отходников» помещик мог в любой момент отозвать назад, развитие промышленности так же тормозилось.

После проигрыша в Крымской войне отсталость производства и необходимость отмены крепостного права стала очевидной.

1857г. – создание Секретного комитета (князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И.

Ростовцев) — «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось представить дворянство инициатором решения этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось.

Но комитет действовал очень вяло.

С конца 1857г. – рескрипты о создании губернских дворянских комитетов для обсуждения проектов освобождения крестьян. Обсуждение реформы становится гласным.

1858г. Секретный комитет — > Главный комитет по крестьянскому вопросу.

Главный вопрос: наделение крестьян землей: только со своим участком или с частью земли помещика? С выкупом или без? Три основных варианта:

1) помещики черноземных губерний – освободить крестьян без земли или с минимальными наделами.

2) Нечерноземных – соглашались предоставить крестьянам крупные наделы, но за максимальный выкуп

3) Помещики степной полосы (низкая плотность населения, незанятая земля) – дать крестьянам значительные наделы, но на максимальный срок сохранить барщину.

Созданы Редакционные комиссии – для анализа и обобщения предложений по реформе.

«либералы» (Ростовцев, Милютин, великий князь Константин Николаевич, Самарин) vs.«крепостники» (Муравьев, Панин, Гагарин). «Крепостников» больше, но Александр II поддержал меньшинство и освобождение с землей, но за выкуп.



Источник: https://infopedia.su/6x3389.html

1.1 Становление и развитие федерализма в России

2.4.1. Развитие федерализма в России

Понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Суть его состоит, прежде всего, в том, что федерализм включает в себя систему основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, характеризующих организацию и функционирование федеративного государства любой страны и отличающих его от унитарного.

К основным признакам федерализма относятся: подобный государственному характер объединенных в единое государство территориальных единиц — субъектов федерации; конституционное разграничение компетенции между субъектами федерации и центром; недопустимость изменения границ без согласия субъектов федерации и др. К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; одно порядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы; федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

До революции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому федерализм в России рассматривается с 1918 г., со Всероссийского съезда советов.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в организации государственной власти в условиях сложной организации территории России (1937-1985 гг.);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции РФ 1993 г.

На собственно российской территории начался хаотичные процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г.

Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г) и РСФСР (1937 г) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и пять автономных областей.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития СССР в целом и России в частности. В 1990-1991 гг.

большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации.

На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г.

был включен в Конституцию РСФСР в качестве ее составной части.

Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные образования признавались субъектами Федерации.

Россия относится к самым много субъектным федерациям в мире.

Конституция РФ не предусматривает право субъекта на односторонний выход из состава РФ — право сецессии. Поэтому любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России (ч.3 ст.4).

Применение двух подходов в основание выделения субъектов — национальный и территориальный — также относится к особенностям российского федерализма.

В результате из 82 субъектов 26 (21 республика + 4 автономных округа + 1 автономная область) являются национальными, что преимущественно отражено в названии данных субъектов, и 56 территориальных субъектов (9 краев + 45 областей + 2 города федерального значения).

Российская национальная система территориальной организации по Конституции РФ 1993 года хотя и пыталась придать старой структуре жесткость и неизменность границ между субъектами Федерации, все же имела определенную новизну. Новая федерация была не национально-государственной организацией с различным статусом составляющих ее элементов, а государственно-территориальной федерацией (хотя и асимметричной).

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/118321

2. Развитие федерализма в россии

2.4.1. Развитие федерализма в России

Прежде чем рассмотреть этапы развитияроссийского федерализма, необходимоизучить требования к формегосударственно-территориальногоустройства такой большой и многонациональнойстране, как наша. Их наиболее точносформулировал И.А. Ильин.

По его мнению,чтобы найти для России верный испасительный путь, русское политическоемышление должно прежде всего освободитьсяот формализма и доктринерства и статьпочвенным, органическим инационально-историческим.

Государственныйстрой не есть пустая и мертвая «форма»:он связан с жизнью народа, с его природою,климатом, с размерами страны, с ееисторическими судьбами и — еще глубже- с его характером, с его религиозноюверою, с укладом его чувства и воли, сего правосознанием, — словом, с тем, чтосоставляет и определяет его «национальныйакт».

Государственный строй есть живойпорядок, вырастающий из всех этих данных,по-своему выражающий и отражающий их,приспособленный к ним и неотрывный отних. Это не «одежда», которую народ можетв любой момент сбросить, чтобы надетьдругую; это есть скорее органически-прирожденноеему «строение тела», это его костяк,который несет его мускулы, его органы,его кровообращение и его кожу.

Люди, предлагающие для России федеративныйстрой на том основании, что он некоторымдругим народам «помогает», обязаныпрежде всего спросить себя: «а чтоповествует об этом история самой России?Имеются ли хоть какие-нибудь данные длятого, чтобы уповать на успех в этомделе?»

Внимательно изучая историю России, мывидим, что возможность установитьфедеративное единение была дана русскомународу четыре раза:

1. В Киевский период, до татарскогонашествия (1000-1240);

2. В Суздальско-Московский период, подтатарским игом (1240-1480);

3. В эпоху Смуты (1605-1613);

4. В 1917 году в период так называемой«февральской революции».

Надо быть совсем близоруким и политическинаивным человеком для того, чтобывоображать, будто тысячелетняянеспособность русского народа к федерациисменилась ныне в результате долгихунижений и глубокой деморализации -искусством строить малые государства,лояльно повиноваться законам, блюстивечные договоры и преодолеватьполитические разномыслия во имя общегоблага. На самом деле имеются все основаниядля того, чтобы предвидеть обратное.5

Иван Ильин считает, что «большинстводоморощенных федералистов имеет лишьсмутное понятие о предмете своихмечтаний: они не понимают — ни юридическойформы федерации, ни условий возникновенияздорового федерализма, ни историифедеративной государственности.

Видятво всем этом некую завершительную форму«политической свободы», которая якобыдолжна всех удовлетворить и примирить,и, по старой русской привычке, решают:«Чем больше свободы, тем лучше!» И потомуфедерация заносится ими в список «всеговысокого и прекрасного» и вписываетсяв программу российского оздоровления»6.

2.2. Исторические этапы российского федерализма

Всвоем развитии российский федерализмпрошел три основных этапа:

1)создание основ социалистическогофедерализма (1918— 1936);

2)утверждение фактического унитаризмав государственном устройстве России(1937—1985);

3)реформы государственного устройстваперед принятием Конституции 1993 г.;

4)современный этап.

Федерализмв России возник и развивался поидеологическим схемам большевизма,положившего в основу федерации нереальную демократизацию власти, апреодоление «национального гнета». Вфедерации, кроме того, виделсягосударственно-правовой базис мировойсоциалистической революции, которуюпроповедовали большевики.

РоссийскаяФедерация была провозглашена на IIIВсероссийском съезде Советов в январе1918 г. Этим устанавливалось новоегосударственное устройство всей бывшейРоссийской империи, на территориикоторой впоследствии был создан СССР.

Насобственно российской территорииначался хаотичный процесс созданияавтономий (республик и областей) понациональному или географическомупризнаку, хотя ясных границ национальногорасселения не существовало, да и населениев национальном отношении часто былосмешанным. Тем не менее этот процессактивизировался после принятияКонституции РСФСР 10 июля 1918 г.

Былисозданы Башкирская, Татарская, Дагестанскаяи другие АССР, а также ряд автономныхобластей(Чувашская, Карельская, Марийскаяи др.). Ясного представления о различияхмежду республикой и областью (а былиеще трудовые коммуны и округа) не было,так как разграничения компетенции междуцентральным правительством и автономиейне проводилось.

Поэтому они часто менялистатус, а в ходе Гражданской войнынекоторые автономии вообще прекратилисвое существование. Но большинствоадминистративно-территориальных частейРоссии оставались в статусе областейи губерний, в которых были созданыадминистративные органы для решениявопросов национальных меньшинств. Всегов 1923 г.

в составе РСФСР находилось 11автономных республик, 14 автономныхобластей и 63 губернии и области.

Созданный в 1922 г. СССР являл собойсовершенно иное федеративное государство,ибо состоял из равных субъектов с правомвыхода из федерации. Это объединениенародов было тесно увязано сантидемократической сущностьютоталитарного государства и являлособой фиктивную федерацию.

Считалось,что субъекты федерации являютсянациональными по форме и социалистическимипо содержанию, но главное звено реальногоуправления, каковым была Коммунистическаяпартия, рассматривалось как силаинтернациональная, что и превращалоформально федеративное государство вфактически унитарное.

Ковремени принятия Конституций СССР (1936г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже,по существу, унитарным. В КонституцииРСФСР были поименно перечислены 16автономных республик и 5 автономныхобластей (10 имевшихся национальныхокругов не были названы).

Что касаетсякраев и областей, в которых проживалоподавляющее большинство населениястраны, то они субъектами Федерациипо-прежнему не признавались. Автономныереспублики стали рассматриваться какнесуверенные государства, их конституции,например, подлежали утверждению ВерховнымСоветом РСФСР.

Весьма неопределеннымоставалось положение автономныхобластей.

Опытгосударственного устройства советскогопериода ясно указывает, что тоталитаризми федерализм несовместимы. Идеипреодоления «национального гнета» иутверждения «национальной государственности»служили средством, отвлекающим народыот создания подлинной демократии иправового государства.

Интернационализми «дружба народов», которыми так гордилиськоммунистические лидеры, держались настрахе и насилии, федерализм являл собойтолько прикрытие для жестко централизованногогосударства.

В то же время идея национальнойгосударственности пустила глубокиекорни, многие народы видели в ней некуюгарантию национального самосохранения.

Мощнаядемократическая волна, вызваннаяперестройкой и последующими реформами,обострила процессы государственно-правовогоразвития страны в целом и России вчастности. Народные массы поддерживалимеры по преодолению наследия тоталитаризма,ликвидации формализма федеративногоустройства.

В1990—1991 гг. большинство автономныхреспублик и многие автономные областиРоссии провозгласили себя сувереннымигосударствами в составе РСФСР. В рядереспублик (Чечня, Татарстан и др.)сепаратистские силы стали требоватьвыхода из состава Федерации.

Вусловиях усилившихся центробежныхтенденций, создававших опасность распадаРоссийской Федерации, большое значениеимело заключение 31 марта 1992 г. Федеративногодоговора. Он состоял из трех договоров,заключенных между Российской Федерациейв лице ее Президента Б. Н.

Ельцина иорганами государственной властисубъектов РФ в лице их высших должностныхлиц или глав администраций (президентов,губернаторов). Первый из договоровкасался разграничения предметов веденияи полномочий между федеральными органамигосударственной власти РоссийскойФедерации и органами власти суверенныхреспублик в составе Российской Федерации.

Второй Договор — о разграничениипредметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственнойвласти Российской Федерации и органамивласти краев, областей, городов Москвыи Санкт-Петербурга.

Третий Договорустанавливал разграничение предметовведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной властиРоссийской Федерации и органами властиавтономной области, автономных округовв составе Российской Федерации. Подробнееполномочия каждого субъекта будутрассмотрены ниже, в соответствующейглаве.

Договорыне решили основных проблем государственногоустройства Российской Федерации и непривели к полной ликвидациинационалистических устремлений в рядерегионов. Хотя права субъектов Федерациии были расширены, но их равноправие, посуществу, закреплено не было.

А.В.Зуйков выделяет четыре этапа трансформациинсовременного российского федерализма:федерализм стихийный (1993 — 1995); федерализмнаправляемый (1996 — 1999); федерализмуправляемый (2000 -2003); федерализмадминистративный (2004 — 2008). Первый этап,по его мнению, связан с реализациейинтересов действующего ПрезидентаРоссии.

Второй этап «характеризуетсяобретением по-прежнему слабым федеральнымцентром некоторого контроля надситуацией, но преимущественно за счетуступок требованиям региональныхвластей и перераспределения полномочийв пользу регионов в результате заключениядоговоров». Особенность третьегоэтапа в том, что с 2000 г.

федеральный центрперестает действовать по ситуации ипереходит к решительным шагам внаправлении федерализма управляемого.

Предприняты такие основные меры, как:создание федеральных округов и институтаполномочных представителей Президентав них; изменение порядка формированияСовета Федерации; курс на отказ отдоговоров между федеральным центром исубъектами; приведение конституций изаконодательства субъектов в полноесоответствие с федеральной Конституциейи законами. Четвертый этап, начавшийсяс 2004 г., характеризуется централизациейфедеративных отношений: отказ от прямыхвыборов глав субъектов; реформаисполнительной власти; укрупнениесубъектов Российской Федерации; сужениесферы полномочий регионов и т.д.7

Н.Н.Арзамаскин предлагает иную периодизациюроссийского федерализма. На первомэтапе (примерно 1991 — 1993 гг.), по его мнению,складывались политические и идеологическиепредпосылки федерализма.

На второмэтапе, начавшемся с принятия КонституцииРоссийской Федерации 1993 года, сформированановая страница в отечественнойгосударственности, которая характеризуетсясовершенно иными вертикальными игоризонтальными связями.

Третий этап(начиная с 1997 года) характеризуетсяпоиском новых, отвечающих времени путейукрепления федеративного устройства.Основная цель этого периода — созданиестройной и результативной модели,рассчитанной на стабильное функционирование.8

Источник: https://studfile.net/preview/4165043/page:4/

Refpoeconom
Добавить комментарий