2.3. Принцип альтернативности выбора

Принципы экономической теории (стр. 2 из 4)

2.3. Принцип альтернативности выбора

Особое место в квалификации благ занимают деньги и финансовый капитал (финансы, ценные бумаги). Это блага, которые относят к абсолютно хранимым благам и даже способным количественно прирастать во времени. Последнее происходит, если финансовый капитал используется в производстве неких благ, продажа которых сопровождается наличием прибыли.

Проблема ограниченности ресурсов плавно перетекает в ряд других экономических проблем:

— проблему распределения прав собственности;

— проблему анализа эффективности использования и ранжирования экономических ресурсов;

— проблему распределения ресурсов и доходов (проблема аллокации и распределения);

— проблему выбора производственной функции, т.е. технологии включения ресурсов в производственный процесс;

— проблему распределения производства в пространстве (проблема территориальной аллокации);

— проблему соотношения между выбором размеров потребления, сбережения и инвестирования;

— проблему прогнозирования и планирования.

Необходимо уточнить, что существуют различные виды ограничений. Часть благ ограничены естественным образом, т.е. с ростом спроса предложение данного блага не будет увеличиваться, а значит, одностороннее повышение спроса на него приведет к росту цены именно в таких же пропорциях, в которых прирастет спрос.

Таким свойством обладают земля, природные ресурсы, таланты и т.п. Особая редкость предполагает более высокую цену, в которую включается рента – плата за ограниченный ресурс, в виде дохода, не требующего от получателя дополнительных предпринимательских усилий, т.е. связанная с естественным ограничением.

Также ограничения могут носить временный характер: неразвитость рыночной инфраструктуры, появление товаров новинок, мгновенный период, не позволяющий предложению адекватно отреагировать на изменение спроса. В данном случае в цену товара будет включаться квазирента, т.е. «почти» рента.

Поскольку блага ограничены, а человек не может быть бесконечно богат, он вынужден выбирать. Экономический выбор – это соотнесение потребностей со своими возможностями и принятие решения в пользу той или иной потребности, той или иной цели, того или иного средства и способа её реализации. Это условие деятельности человека экономического, человека рационального.

2 Принцип рациональности деятельности «человека экономического»

В связи с ограниченностью экономических ресурсов возникает необходимость их рационального использования. Таким образом, ко второму принципу экономической теории относится принцип рациональной деятельности человека экономического. Иными словами, рациональность –минимизация затрат и максимизация выгоды – это и есть суть экономического поведения.

Так, в соответствии с базовыми положениями экономической теории, домохозяйства стремятся максимально удовлетворить свои потребности при заданном бюджетном ограничении; предприятия, фирмы рассчитывают на прибыль, минимизируя свои издержки или повышая цены, находясь в рамках все тех же ограничений; правительственные агенты определяют уровень общественного благосостояния, ориентируясь на определенный бюджет.

Принцип рациональности современная экономическая теория заимствовала из классической школы политической экономии, а именно, из работы «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), в которой, следуя концепции экономического либерализма, Адам Смит выводит образ Homo economics — экономического человека, т.е.

лица наделенного эгоизмом и стремящегося к накоплению богатства. А. Смит предполагал, что стимулом к экономической активности является частный интерес. Реализовать свой частный эгоистический интерес человек может путем взаимообмена с другими людьми. Преследуя частные интересы, люди обогащают друг друга.

Процветание общества, таким образом, достигается через стремление к индивидуальному благополучию. Частный же интерес является мощным стимулом, который готов «преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность…».

Индивид, стремясь к преумножению личного капитала, не думая об общественных интересах, стремится к удовлетворению частного интереса, и «в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». Слово «рационализм» происходит от латинского слова, означающего «разумный, культ разума». Рациональное — это то, что доступно пониманию. Рациональная деятельность – это целесообразная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение цели и учитывающая заданные ограничения и имеющиеся возможности.

Принцип «рациональности» всегда находится в тесной зависимости от целевой функции индивида, от его установок.

Разумное с точки зрения общества и морали может оказаться нерациональным с точки зрения конкретного индивида, как и его решения, в свою очередь, могут быть не приняты обществом.

Борьба экономических интересов предполагает выбор компромиссного решения. Обращение к «компромиссу» является стороной проявления все той же рациональности.

Существенную роль в определении способа рационального поведения играет фактор времени. Максимизация прибыли лишь в краткосрочном периоде («модели без искажений») предполагает стремление к снижению всех издержек. Предприниматель, заботясь о своем бизнесе, учитывает перспективу. Он анализирует ситуацию, оценивает возможности, строит планы.

Идя на дополнительные затраты, он расширяет долю рынка для своей продукции. И это поведение тоже можно назвать рациональным, как и поведение Генри Форда, создателя теории эффективной заработной платы.

Он заявил в своей библиографической работе «Моя жизнь, мои достижения» следующее: «Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммы прибыли я полагался на размер сбыта.

Равным образом цель моя в процессе такого производства – уделять внимание максимизации заработной платы, иначе говоря, создавать максимальную покупательную способность». В практике ценообразования малоизвестная фирма, выходя на рынок с «новинкой», может первоначально использовать стратегию «прочного внедрения на рынок», предполагающую продажу товара по заниженным ценам.

Часто в краткосрочном периоде фирмы идут на дополнительные затраты в целях создания лидирующего брэнда, проводят презентации и рекламные кампании. В условиях диверсификации продукции фирма-олигополист в краткосрочном периоде может развязать ценовую войну, продавая товар по цене, не покрывающей его себестоимости.

В современной экономической литературе существует несколько трактовок понятия «рациональность». Под строгой, классической интерпретацией данное понятие означает возможность оценки всех имеющихся альтернатив для выбора наилучшей.

Такая идеализация позволяет оценить максимально возможные перспективы, произвести расчет оптимальных параметров. Такой вариант рациональности принято называть «полной».

Идея «полной рациональности» заложена в построение экономических моделей и основывается на предположении о наличии достаточной информации для наилучшего выбора.

В 50-е гг. XX в. при попытке приблизить экономическую теорию к практике появилась концепция «ограниченной рациональности».

Мотивация человека экономического связывалась со стремлением к достижению наилучшего результата, но его получение практически ограничено неполнотой информации.

В данной концепции была произведена попытка замены принципа «рациональности» принципом «удовлетворительности». Автором концепции «ограниченной рациональности» выступил американский экономист Г. Саймон.

Считается, что слабой формой рациональности выступает рациональность, ограниченная какими-либо запретами: моралью, традициями, юридическими законами, административными или стратегическими барьерами. К создателям данной концепции можно отнести американских экономистов А. Алчиана, Р. Нельсона, С. Уинтера, О. Уильмсона, австрийского экономиста Ф. Хайека.

Действительно, эпоха свободной конкуренции канула в века, упрощенные микроэкономические модели далеко не всегда учитывают вмешательство государства, которое существует на всех рынках без исключения в той или иной степени.

Общество накладывает свой отпечаток на рациональный выбор. Религия, идеология отражают чувственную сторону поведения индивида.

Мир становится многообразным, и по мере развития общества экономический интерес начинает уступать место другим социальным феноменам.

3 Принцип альтернативности выбора

Понятия «альтернатива», «альтернативный» отражают своеобразие мышления человека экономического, который в условиях ограниченных ресурсов неизбежно находится в ситуации выбора, какие блага производить, как и кому распределять имеющиеся блага, какие блага потреблять.

Сущность принципа альтернативности заключается в следующем: принимая решение в пользу того или иного варианта действий, экономический субъект неизбежно отказывается от других вариантов, «упускает возможность» иного варианта использования (производства, распределения и потребления) имеющихся ресурсов. Альтернатива – это путь удовлетворения потребности, исключающий другие пути. Осознание альтернативы позволяет хозяйствующему субъекту понять цену сделанного выбора.

Приведем наиболее значимые варианты ситуаций выбора, которые анализируются экономической теорией.

В разделе «Микроэкономика» изучается поведение потребителя и производителя.

Потребитель, имея бюджетные ограничения, осуществляет выбор товаров или услуг, основываясь на каких-то своих предпочтениях, соотнося товары по критерию «цена-качество», следуя рациональному расчету.

Он стремится к минимизации своих расходов и максимизации полезности, ценности приобретаемых товаров или услуг. Приобретая какие-то товары или услуги, потребитель отказывается от других возможностей, которые предлагает рынок.

Приобретая билет в театр, потребитель отказывается от покупки, допустим, продуктов питания или предметов личного пользования. Цена выбора включает в себя стоимость билета плюс «издержки упущенных возможностей», а именно стоимость неприобретенных товаров, потерю удовольствия от их возможного использования.

Источник: https://mirznanii.com/a/255832-2/printsipy-ekonomicheskoy-teorii-2

2.3. принцип альтернативности выбора • Введение в экономическую теорию, Е.Б. Бедрина, 2009

2.3. Принцип альтернативности выбора

Вопросы к рассмотрению

Сущность принципа альтернативности выбора.

Понятия «издержки упущенных возможностей», «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость».

Модель производственных возможностей экономики.

Эффективность по Парето.

Альтернативность экономических целей и способов их реализации.

Основные понятия и категории: альтернатива, издержки упущенных возможностей, производственные возможности, кривая производственных возможностей, потребление, сбережение, инвестиции, социальная справедливость.

Понятия «альтернатива», «альтернативный» отражают своеобразие мышления человека экономического, который в условиях ограниченных ресурсов неизбежно находится в ситуации выбора, какие блага производить, как и кому распределять имеющиеся блага, какие блага потреблять.

Сущность принципа альтернативности заключается в следующем: принимая решение в пользу того или иного варианта действий, экономический субъект неизбежно отказывается от других вариантов, «упускает возможность» иного варианта использования (производства, распределения и потребления) имеющихся ресурсов. Альтернатива – это путь удовлетворения потребности, исключающий другие пути. Осознание альтернативы позволяет хозяйствующему субъекту понять цену сделанного выбора.

Приведем наиболее значимые варианты ситуаций выбора, которые анализируются экономической теорией.

В разделе «Микроэкономика» изучается поведение потребителя и производителя.

Потребитель, имея бюджетные ограничения, осуществляет выбор товаров или услуг, основываясь на каких-то своих предпочтениях, соотнося товары по критерию «цена-качество», следуя рациональному расчету.

Он стремится к минимизации своих расходов и максимизации полезности, ценности приобретаемых товаров или услуг. Приобретая какие-то товары или услуги, потребитель отказывается от других возможностей, которые предлагает рынок.

Приобретая билет в театр, потребитель отказывается от покупки, допустим, продуктов питания или предметов личного пользования. Цена выбора включает в себя стоимость билета плюс «издержки упущенных возможностей», а именно стоимость неприобретенных товаров, потерю удовольствия от их возможного использования.

Производитель, владея определенными производственными ресурсами, делает выбор той сферы производства, в которую он может эти ресурсы вложить. Допустим, вы стали фермером и арендуете землю (площадь земельного участка составляет 1 га).

Как использовать этот фактор производства? Можно построить свиноферму или выращивать картофель, помидоры, пшеницу и т.д.

Известно, что доход от продажи свинины в 4 раза больше, чем доход от продажи пшеницы, собранной с 1 га, в 3 раза выше дохода от продажи арбузов, в 2 раза больше дохода от продажи помидоров. Какое решение принять? Понятно, что выгоднее разводить свиней.

А если вы примете решение вырастить пшеницу? Тогда к затратам на производство пшеницы вы должны будете прибавить «недополученную прибыль» от разведения свиней. Это плата за то, что вы выбрали наименее выгодную альтернативу использования земли.

Альтернативность, лежащая в основе экономического выбора производителя, зачастую иллюстрируется в экономической теории образом «пушки масло». Образ отражает два возможных варианта производственной деятельности – военное или гражданское производство. Мы же используем в своих рассуждениях другую альтернативу.

Предположим, что предприятие производит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта – продукт А и продукт В. Продукт А символизирует средства производства, товары производственного назначения, т.е. те товары, которые обеспечивают эффективное производство потребительских товаров. Продукт В символизирует потребительские товары, т.

е. те товары, которые непосредственно удовлетворяют человеческие потребности.

При этом допускаем, что:

экономика страны производит два вида продуктов;

имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;

технология производства постоянна.

Страна сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: сколько производить средств производства, сколько производить потребительских товаров. Общий объем имеющихся ресурсов ограничен.

Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов на производство продукта В.

Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство продукта В, то необходимо сократить производство продукта А.

Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую связан с действием закона возрастающих альтернативных затрат: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта.

В графическом изображении закон альтернативных затрат находит отражение в форме кривой производственных возможностей (рис. 3).

Рис. 3. Модель производственных возможностей экономики

Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Чтобы осуществить различные комбинации производства «А» и «В», показанные на кривой, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства.

В модели раскрываются четыре основные идеи:

 ограниченность ресурсов подразумевает, что выпуск продуктов осуществим только при вариантах производства, находящихся внутри или на кривой производственных возможностей;

 возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов;

нисходящий наклон кривой подразумевает наличие альтернативных затрат;

выгнутость кривой показывает увеличение альтернативных затрат с ростом производства какого-либо продукта.

Все сочетания «А» и «В» на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

Полное использование ресурсов – это ситуация, когда рост одного результата может идти только за счет уменьшения другого результата. Данная ситуация называется «эффективностью по Парето», в честь итальянского экономиста В. Парето, который сформулировал суть полного или эффективного использования ресурсов.

Точки, находящиеся выше кривой производственных возможностей (L), оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой, но они недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства в экономике страны. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной выше кривой производственных возможностей.

В «Макроэкономике» рассматривается экономическая деятельность домохозяйств, фирм и государства как экономических агентов. Анализ этой деятельности базируется на выделении альтернативных вариантов экономических целей и способов их реализации.

Так, в основе экономического выбора домохозяйств лежит альтернатива потребления товаров/ресурсов или сбережения их для использования в будущем.

Возможен и другой вариант альтернативы, перед которой оказывается домохозяйство, вариант сбережения ресурсов или инвестирования их в какие-то экономически выгодные, приносящие прибыль проекты.

В основе экономической деятельности фирмы, получающей доход от экономической деятельности, лежит альтернатива между оплатой труда или капитализацией прибыли.

Государство как экономический агент также оказывается в ситуации, когда необходимо принимать решение о выборе политики распределения и перераспределения доходов.

В основе экономического выбора государства лежит альтернатива: либо соблюдать социальную справедливость, поддерживая равенство в обществе, создавая условия одинакового «стартового уровня» для граждан, либо поддерживать эффективного собственника, выстраивая соответствующую налогово-кредитную политику. Цена решения неоднозначна. Так, стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности, разрушением стимулов к труду. С другой стороны, падение уровня жизни, глубокое неравенство даже с ожиданием положительных перспектив для развития экономики в будущем подрывает стабильность общества.

Обобщая вышесказанное, мы видим, что каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, какое бы решение он ни принимал, он всегда несет издержки упущенных возможностей.

Именно в связи с этим в экономической науке используются понятия «альтернативная стоимость», «альтернативные издержки».

Цену товара или услуги, приобретенных потребителем, можно измерить не в денежных единицах, а в количестве других благ (или блага), приобретением которых пожертвовал потребитель.

Величину издержек производителя можно определить через неиспользованный вариант использования имеющихся ресурсов. Так, производитель вкладывает денежные ресурсы в приобретение станков, а не в приобретение такого ресурса, как земля. Величина издержек может состоять из суммы прямых затрат, связанных с созданием товара, + издержки упущенных выгод.

Вопросы для самоконтроля

В чем заключается сущность принципа альтернативности?

Приведите примеры ситуаций выбора для потребителя и производителя.

Какие идеи отражает кривая производственных возможностей?

Приведите альтернативные варианты использования дохода со стороны домохозяйств, фирм и государства.

Что такое альтернативные издержки?

Источник: https://uchebnik.biz/book/332-vvedenie-v-yekonomicheskuyu-teoriyu/14-23-princip-alternativnosti-vybora/

2.3. Принцип альтернативности выбора

2.3. Принцип альтернативности выбора

Вопросы крассмотрению

  1. Сущность принципа альтернативности выбора.

  2. Понятия «издержки упущенных возможностей», «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость».

  3. Модель производственных возможностей экономики.

  4. Эффективность по Парето.

  5. Альтернативность экономических целей и способов их реализации.

Основные понятияи категории: альтернатива, издержкиупущенных возможностей, производственныевозможности, кривая производственныхвозможностей, потребление, сбережение,инвестиции, социальная справедливость.

Понятия«альтернатива», «альтернативный»отражают своеобразие мышления человекаэкономического, который в условияхограниченных ресурсов неизбежнонаходится в ситуации выбора, какие благапроизводить, как и кому распределятьимеющиеся блага, какие блага потреблять.

Сущностьпринципа альтернативности заключаетсяв следующем: принимая решение в пользутого или иного варианта действий,экономический субъект неизбежноотказывается от других вариантов,«упускает возможность» иного вариантаиспользования (производства, распределенияи потребления) имеющихся ресурсов.Альтернатива – это путь удовлетворенияпотребности, исключающий другие пути.Осознание альтернативы позволяетхозяйствующему субъекту понять ценусделанного выбора.

Приведемнаиболее значимые варианты ситуацийвыбора, которые анализируются экономическойтеорией.

Вразделе «Микроэкономика» изучаетсяповедение потребителя и производителя.Потребитель, имея бюджетные ограничения,осуществляет выбор товаров или услуг,основываясь на каких-то своих предпочтениях,соотнося товары по критерию «цена-качество»,следуя рациональному расчету. Он стремится к минимизации своих расходови максимизации полезности, ценностиприобретаемых товаров или услуг.

Приобретая какие-то товары или услуги,потребитель отказывается от другихвозможностей, которые предлагает рынок.Приобретая билет в театр, потребительотказывается от покупки, допустим,продуктов питания или предметов личногопользования.

Цена выбора включает всебя стоимость билета плюс «издержкиупущенных возможностей», а именностоимость неприобретенных товаров,потерю удовольствия от их возможногоиспользования.

Производитель,владея определенными производственнымиресурсами, делает выбор той сферыпроизводства, в которую он может этиресурсы вложить. Допустим, вы сталифермером и арендуете землю (площадьземельного участка составляет 1 га).

Какиспользовать этот фактор производства?Можно построить свиноферму или выращиватькартофель, помидоры, пшеницу и т.д.

Известно, что доход от продажи свининыв 4 раза больше, чем доход от продажипшеницы, собранной с 1 га, в 3 раза вышедохода от продажи арбузов, в 2 раза большедохода от продажи помидоров. Какоерешение принять? Понятно, что выгоднееразводить свиней.

А если вы приметерешение вырастить пшеницу? Тогда кзатратам на производство пшеницы выдолжны будете прибавить «недополученнуюприбыль» от разведения свиней. Это платаза то, что вы выбрали наименее выгоднуюальтернативу использования земли.

Альтернативность,лежащая в основе экономического выборапроизводителя, зачастую иллюстрируетсяв экономической теории образом «пушки- масло». Образ отражает два возможныхварианта производственной деятельности– военное или гражданское производство.Мы же используем в своих рассужденияхдругую альтернативу.

Предположим, чтопредприятие производит не бесчисленноемножество товаров и услуг, как это имеетместо в действительности, а лишь двапродукта – продукт А и продукт В. ПродуктА символизирует средства производства,товары производственного назначения,т.е. те товары, которые обеспечиваютэффективное производство потребительскихтоваров. Продукт В символизируетпотребительские товары, т.е.

те товары,которые непосредственно удовлетворяютчеловеческие потребности.

Приэтом допускаем, что:

-экономика страны производит два видапродуктов;

-имеющиеся факторы производства постоянныкак по количеству, так и по качеству;

-технология производства постоянна.

Странасталкивается с необходимостью выборамежду альтернативами: сколько производитьсредств производства, сколько производитьпотребительских товаров. Общий объемимеющихся ресурсов ограничен.

Посколькуресурсы ограничены и применяютсяцеликом, всякое увеличение производствапродукта А потребует переключения частиресурсов на производство продукта В.

Правилен также и противоположный вывод:если мы предпочтем увеличить производствопродукта В, то необходимо сократитьпроизводство продукта А.

Переключениересурсов из одной сферы их примененияв другую связан с действием законавозрастающих альтернативных затрат:производство дополнительных единицодного продукта влечет за собойжертвование возрастающим количествомединиц другого продукта.

Вграфическом изображении закональтернативных затрат находит отражениев форме кривой производственныхвозможностей (рис. 3).

Рис.3. Модель производственных возможностейэкономики

Каждаяточка на кривой производственныхвозможностей представляет какой-томаксимальный объем производства двухпродуктов. Чтобы осуществить различныекомбинации производства «А» и «В»,показанные на кривой, общество должнообеспечить полную занятость ресурсови полный объем производства.

Вмодели раскрываются четыре основныеидеи:

— ограниченность ресурсов подразумевает,что выпуск продуктов осуществим толькопри вариантах производства, находящихсявнутри или на кривой производственныхвозможностей;

— возможность выбора находит выражениев необходимости для общества проводитьотбор из разных достижимых комбинацийпродуктов;

— нисходящий наклон кривой подразумеваетналичие альтернативных затрат;

— выгнутость кривой показывает увеличениеальтернативных затрат с ростомпроизводства какого-либо продукта.

Всесочетания «А» и «В» на кривой представляютмаксимальные их количества, которыемогут быть получены лишь в результатенаиболее эффективного использованиявсех имеющихся ресурсов.

Полноеиспользование ресурсов – это ситуация,когда рост одного результата может идтитолько за счет уменьшения другогорезультата. Данная ситуация называется«эффективностью по Парето», в честьитальянского экономиста В. Парето,который сформулировал суть полногоили эффективного использования ресурсов.

Точки,находящиеся выше кривой производственныхвозможностей (L), оказались быпредпочтительнее любой точки на кривой,но они недостижимы при данном количествересурсов и при данной технологиипроизводства в экономике страны. Барьерограниченности ресурсов не допускаеткакого-либо сочетания производствасредств производства и предметовпотребления в точке, расположенной вышекривой производственных возможностей.

В«Макроэкономике» рассматриваетсяэкономическая деятельность домохозяйств,фирм и государства как экономическихагентов. Анализ этой деятельностибазируется на выделении альтернативныхвариантов экономических целей и способових реализации.

Так, в основе экономическоговыбора домохозяйств лежит альтернативапотребления товаров/ресурсов илисбережения их для использования вбудущем.

Возможен и другой вариантальтернативы, перед которой оказываетсядомохозяйство, — вариант сбереженияресурсов или инвестирования их в какие-тоэкономически выгодные, приносящиеприбыль проекты.

Воснове экономической деятельностифирмы, получающей доход от экономическойдеятельности, лежит альтернатива междуоплатой труда или капитализациейприбыли.

Государствокак экономический агент также оказываетсяв ситуации, когда необходимо приниматьрешение о выборе политики распределенияи перераспределения доходов.

В основеэкономического выбора государствалежит альтернатива: либо соблюдатьсоциальную справедливость, поддерживаяравенство в обществе, создавая условияодинакового «стартового уровня» дляграждан, либо поддерживать эффективногособственника, выстраивая соответствующуюналогово-кредитную политику. Ценарешения неоднозначна.

Так, стремлениек большему равенству может обернутьсядля общества потерями в экономическойэффективности, разрушением стимулов ктруду. С другой стороны, падение уровняжизни, глубокое неравенство даже сожиданием положительных перспективдля развития экономики в будущемподрывает стабильность общества.

Обобщаявышесказанное, мы видим, что каким бывидом деятельности ни занималсяэкономический субъект, какое бы решениеон ни принимал, он всегда несет издержкиупущенных возможностей.

Именно в связис этим в экономической науке используютсяпонятия «альтернативная стоимость»,«альтернативные издержки».

Цену товараили услуги, приобретенных потребителем,можно измерить не в денежных единицах,а в количестве других благ (или блага),приобретением которых пожертвовалпотребитель.

Величину издержекпроизводителя можно определить черезнеиспользованный вариант использованияимеющихся ресурсов. Так, производительвкладывает денежные ресурсы в приобретениестанков, а не в приобретение такогоресурса, как земля. Величина издержекможет состоять из суммы прямых затрат,связанных с созданием товара, + издержкиупущенных выгод.

Вопросы длясамоконтроля

  1. В чем заключается сущность принципа альтернативности?

  2. Приведите примеры ситуаций выбора для потребителя и производителя.

  3. Какие идеи отражает кривая производственных возможностей?

  4. Приведите альтернативные варианты использования дохода со стороны домохозяйств, фирм и государства.

  5. Что такое альтернативные издержки?

Источник: https://studfile.net/preview/1449510/page:10/

Урок 3. выбор и альтернативная стоимость — Экономика — 10 класс — Российская электронная школа

2.3. Принцип альтернативности выбора

Название предмета и класс: экономика, 10 класс.

Номер урока и название темы: урок №3 «Выбор и альтернативная стоимость».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Почему возникает проблема выбора?
  • В чём заключается компромиссный выбор?
  • Как рассчитывается цена выбора – альтернативная стоимость?

Глоссарий по теме: экономический выбор, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:

— ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;

— люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.

Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.

Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.

Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.

Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.

Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:

АС = явные затраты + упущенные возможности

Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.

При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:

  • принцип максимума – получить наибольшую выгоду, используя имеющиеся ограниченные ресурсы;
  • принцип минимума – с минимальными затратами достичь определённого заданного результата.

Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и заполните пропуски в таблице.

Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:

  • Курт – 5 фунтов стерлингов в час;
  • Стив – 10 фунтов стерлингов в час;
  • Ганс – 12 фунтов стерлингов в час.
Зарплата, фунтов/часАС поезд, фунтов/часАМ самолет, фунтов/час
5
10
12

Рисунок 1 — Условие задачи

Решение.

Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:

АС = явные затраты + упущенные возможности.

Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.

Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:

АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.

Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.

Зарплата, фунтов/часАС поезд, фунтов/часАМ самолет, фунтов/час
585105
10110110
12120112

Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.

Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?

Решение.

Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).

Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил., с. 17-18.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5979/conspect/

6-1.2 Альтернативные возможности — Как свобода становится проблемой?

2.3. Принцип альтернативности выбора

Курс знакомит слушателей с основными проблемами классической и современной философии. Его авторы рассказывают о наиболее важных и влиятельных идеях в их экспертных областях.

Главными задачами курса являются развитие у слушателей навыков самостоятельного критического мышления, привычки к рефлексии о наиболее важных мировоззренческих вопросах современности, способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие проблемы и находить пути их решения.

Мы начнем с прояснения вопроса о том, что такое философия как область исследований и образ жизни. Затем авторы познакомят вас с основными областями современной философской мысли — онтологией, эпистемологией и философией науки, философией языка и сознания, философией действия, этикой, политической философией и философией истории.

Мы вместе в вами попробуем найти ответы на вопросы о том, можно ли выйти из “платоновской пещеры”, как устроено человеческое мышление, возможен ли искусственный интеллект, стоит ли бояться восстания машин, откуда берется власть, кто и как пишет историю, что такое достойная жизнь, обречен ли человек быть свободным, а также на многие другие головоломки, из которых соткана жизнь современного мыслящего человека. Курс будет интересен тем, кто хочет овладеть навыками критического мышления, интересуется вопросами о природе реальности, человека и этики. Этот курс создан как приглашение в современную философию. Приняв его, слушатели рискуют начать думать самостоятельно. Авторы курса выражают благодарность замечательному художнику Светлане Олейниковой за яркие и живые иллюстрации к курсу. Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес: coursera@hse.ru

View SyllabusКак свобода становится проблемой?

На этой неделе вы познакомитесь с проблемой свободы и воли и различными решениями этой проблемы. Вопрос о свободе воли непосредственно связан с проблемой моральной ответственности.

В зависимости от позиции по вопросу о свободе воли, нам требуется либо радикально пересмотреть отношение к себе и другим людям, либо, по крайней мере, пересмыслить собственное представление о границах доступной нам свободы действий.

Вы узнаете о том, как формулируется проблема свобода воли, какие существуют решения данной проблемы, в чем их сильные и слабые стороны. Для успешного освоения данной лекции рекомендуется составить «карту» существующих позиций, с кратким указанием их сильных и слабых мест.

[МУЗЫКА] [МУЗЫКА] Итак, какой же свободе мог бы угрожать детерминизм? Давайте порассуждаем. Допустим, всё предопределено. Что из этого следует для вопроса о свободе воли? Нужно ли определить в мире какую-то часть, которая наиболее важна, и, конечно, в случае со свободой воли мы будем говорить о наших поступках. Если всё предопределено, предопределены и все наши поступки.

Ну и пусть. Наши поступки предопределены? Ничего страшного. Нужно сделать еще один шаг, чтобы понять, где возникает проблема. Давайте его сделаем. Если наши поступки предопределены, значит, мы никогда не могли поступать иначе. И тут мы уже можем задать очень важный вопрос.

А обладаем ли мы свободой воли, если никогда не могли поступать иначе? Очень многие философы в истории философии полагали, что нет. Если никогда человек не может поступить иначе, то он не обладает свободой воли. И специально для того, чтобы четко определить это условие свободы воли, они сформулировали так называемое условие альтернативных возможностей.

Ну, сейчас вы его видите в таком достаточно формализованном виде. Если объяснить его простыми словами, речь идет всего лишь о том, что человек свободен в отношении какого-то действия только тогда, когда он мог воздержаться от него или сделать нечто иное. К примеру, давайте представим такую ситуацию: я раздумываю о том, съесть ли мне, к примеру, мороженое.

Думаю: «Съесть — не съесть, съесть — не съесть?». И решаю наконец-то съесть. В каком случае я был свободен? Согласно условию альтернативных возможностей, я свободен в том случае, если я мог не есть его или съесть вместо него, к примеру, пирожное.

Вот если я мог съесть пирожное или вообще не есть мороженое, тогда по условию альтернативных возможностей я свободен в отношении действия съесть пирожное и в отношении действия съесть мороженое. Таким образом, условие альтернативных возможностей позволяет нам четко определить, о каком понимании свободы идет речь. Давайте теперь вернемся к проблеме свободы воли.

И попробуем выстроить всю цепочку. Как мы подходим к проблеме? Итак, первый тезис: всё в мире детерминировано. Второй тезис: если всё в мире детерминировано, то никто и никогда не мог поступить иначе. И тут мы применяем условие альтернативных возможностей. Если никто никогда не мог поступить иначе, то никто и никогда не обладал свободой воли.

Собираем три посылки вместе и получаем вывод: никто и никогда не обладал свободой воли.

Соответственно, уже с помощью тезиса детерминизма и условия альтернативных возможностей, мы можем в первом приближении поставить проблему свободы воли: почему детерминизм и свободу воли трудно совместить? Однако кто-то мог бы сказать, что «Ну, знаете, это какое-то очень метафизическое понимание, очень неясное понимание того, что такое свобода.

Ну и что, что никто и никогда не обладал свободой воли в этом смысле. Какие у этого будут последствия?» И здесь мы должны обратиться к тому понятию, которое, пожалуй, в первую очередь связано со свободой воли и объясняет то, почему проблема свободы воли столь значима. В частности, это понятие моральной ответственности.

Заметим, что моральная ответственность не равна юридической ответственности, не равна некоторым другим формам ответственности.

Моральная ответственность — это вопрос о том, справедливо ли хвалить или порицать человека за его действия? Насколько оправданы наши порицания или наши похвалы? И в случае с условием альтернативных возможностей мы можем легко перенести его на вопросы моральной ответственности. В частности, мы можем сформулировать так называемый «принцип альтернативных возможностей».

Согласно принципу альтернативных возможностей человек ответственен за некоторое действие, только если он мог поступить иначе. Представим, к примеру, некоторого человека по фамилии Джонс. Джонс думает, ограбить ему банк или не ограбить. У него очень тяжелые рассуждения по этому поводу. Наконец, он решает: «Ограблю». И понеслось.

Джонс ограбил банк, попал в тюрьму, теперь он сидит в тюрьме и ему плохо. Почему мы считаем, что Джонс ответственен не только юридически, но и морально? Потому что у Джонса была альтернатива. Он мог принять другое решение. Он мог не грабить банк. Именно постольку поскольку у него была эта альтернатива, мы считаем, что он морально ответственен за свое поведение.

Таким образом, мы можем воспроизвести проблему не только относительно свободы воли, но и относительно моральной ответственности. Посмотрим. Человек несет моральную ответственность за свой поступок, только если он мог поступить иначе. Однако если детерминизм истинен, никто не мог поступить иначе. Но тогда по нашему допущению детерминизм истинен, и, следовательно, никто никогда не был морально ответственен за свои поступки. И мы сразу понимаем, что проблема есть. Если никто никогда не был морально ответственен за свои поступки, — это действительно проблема, потому что мы привыкли считать, что люди могут отвечать за свое поведение. Мы хвалим тех людей, которые поступают здорово. И мы порицаем тех людей, которые поступают плохо. Если они не могли поступить иначе, все это оказывается под угрозой. Но философы очень вредные. И им требовался какой-то дополнительный, еще более ясный аргумент, который может показать, почему все-таки свобода требует способности поступить иначе. О нем мы сейчас и поговорим. [МУЗЫКА]

Источник: https://www.coursera.org/lecture/osnovy-filosofii/6-1-2-al-tiernativnyie-vozmozhnosti-ZZw5s

Refpoeconom
Добавить комментарий