2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

Теория кооперации (стр. 1 из 3)

2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

План

Введение

1. Кооперация и кооперативное движение

2. Факторы возникновения кооперативного движения

3. Основные понятия теории и истории кооперативного движения и кооперации

Литература

Введение

Кооперативное движение имеет свою историю, современные проблемы и нацелено далеко в будущее.

В настоящее время в мире действует более 120 видов и разновидностей кооперативов, число которых превышает 70 тысяч, а число их членов более 800 миллионов.

Курс истории и теории кооперации дает научное объяснение причин и необходимых предпосылок возникновения кооперативов, специфики их зарождения и развития в разных странах, анализирует их социально — экономическую сущность и природу.

Более чем полуторовековой опыт кооперации разных народов и государств показал и доказал, что кооперация — важный и необходимый компонент рыночных отношений.

Кооперация возникает тогда, когда в сферу рынка начинают втягиваться широкие слои населения, когда у значительной его части возникает потребность в объединении своих усилий для укрепления своей хозяйственной деятельности как производителей, так и потребителей. Масштабы кооперирования расширяются вместе с ростом товарных отношений.

Кооперативы как социальный механизм регулирования противоречий и издержек рыночной экономики у разных народов возникли в разное время и в разных социально-экономических условиях, но везде имели одинаковые результаты и порождали одинаковые надежды на лучшее будущее.

Однако опыт истории доказал, что кооперация – не всеобщая организация населения, она способна удовлетворять лишь определенные хозяйственные потребности далеко не всех социальных слоев населения. Она законная часть рыночной системы, но заполняет только определенную, уготованную ей нишу в системе рыночных отношений.

Это определило ограниченность всех кооперативных теорий прошлого. Лопнули, не выдержав испытания жизнью, теории «кооперативного капитализма» и «кооперативного социализма». Но кооперация не исчезла.

Опыт истории показал, что кооперация способна не только не раствориться в других общественно-экономических структурах, но и наоборот, в разных условиях находить оптимальные варианты защиты интересов своих членов, благодаря системной целостности принципов и механизма функционирования.

В основу деятельности кооперации были положены разработанные в 1844 рочдейльскими пионерами принципы, которые пересматривались всего трижды: в 1937, 1966, 1995 гг.

Но теоретические разработки кооперативных идей за полтора века ничего фундаментального к рочдейльским принципам не добавили. Основные ценности кооперации – добровольность, независимость, демократичность, честность – остаются незыблемыми. Всякие попытки подмены этих принципов и ценностей приводили либо к огосударствлению кооперации, либо к превращению ее в акционерное общество.

В современной истории нет общественно-экономической организации, сравнимой с кооперацией по темпу и широте распространения по планете, количеству участников, выживаемости в разных политических и социально – экономических условиях, оперативности и эффективности в удовлетворении самых разнообразных потребностей людей. Кооперативные формы хозяйствования и управления – не временное явление, вызванное необходимостью решения неких промежуточных и второстепенных задач социально- экономического развития, не следствие политики социального маневрирования.

Мировая экономика и в обозримом будущем останется трехсекторной: частной, кооперативной и государственной и некоторое ослабление кооперативного сектора в отдельных странах мира принципиально не меняет этой конструкции.

1. Кооперация и кооперативное движение

Кооперация рассматривается, как третий сектор экономики (народного хозяйства), наряду с частным (индивидуальным) и государственным (централизованным) секторами экономики.

В рыночной экономике кооперация выступает в качестве «третьей силы» или «третьей альтернативы» частному и государственному производству. Кооперация объединяет в себе экономическую деятельность и общественное движение.

В основе деятельности кооперации лежат кооперативные принципы, принятые Международным Кооперативным Альянсом.

Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — форма организации труда, при которой определенное количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда, или система, состоящая из кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов.

Основные формы кооперации — кредитная кооперация, страховая кооперация, потребительская кооперация, производственная кооперация (маслодельническая кооперация, сельскохозяйственная кооперация, строительная кооперация).

Кооперативное движение есть целенаправленная деятельность — организационная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная.

Конкретным ее содержанием являются пропаганда идей кооперации, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, повышение ее культуры, законодательная инициатива граждан, материальное содействие своему кооперативу, участие в управлении его делами т.д. Создание кооперативов, развитие кооперации — вот непосредственная цель и прямой результат кооперативного движения.

Сам же термин «кооперативное движение» дает понятие о людях, сотрудничающих для достижения определенных социально-экономических целей и использующих для этого кооперативные начала.

В кооперативном движении принимают участие рабочие, крестьяне, кустари и ремесленники, рыбаки, служащие, очень часто — домохозяйки, пенсионеры, студенты, иногда — мелкие и средние предприниматели. Они участвуют в кооперативном движении в качестве действительных или потенциальных членов кооперативов.

Первоначально в кооперативном движении люди обычно участвовали стихийно, т.е. без какого-либо организованного политического руководства. А идейными вдохновителями этого движения «снизу» тогда выступали отдельные энтузиасты, авторитетные личности.

Со временем кооперативному движению стали содействовать профессиональные союзы, религиозные учреждения, некоторые политические партии. Заявило о себе как стороннике кооперации и стало оказывать на нее свое влияние государство.

По существу с этого момента начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок (правовых, информационных и иных) для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государственном уровне.

2. Факторы возникновения кооперативного движения

Возникновение кооперативного движения и кооперативов было обусловлено становлением и развитием буржуазного общества. Основными причинами, побудившими людей к созданию кооперативов, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму.

Основными факторами, способствующими возникновению кооперативного движения принято считать следующие:

Бурный рост городского населения. Он сопровождался значительным увеличением спроса на потребительские товары, жилища, транспортные и иные услуги. А повышение спроса над предложением в условиях рынка приводило к росту цен.

Отставание темпов развития сферы услуг от темпов роста крупной промышленности. Аппарат личного потребления в больших городах принадлежал купцам и ростовщикам. Будучи владельцами мелких магазинов, трактиров, ремонтных и т.

п. заведений, они привычно обслуживали состоятельных потребителей и имели приличные прибыли, а строить аналогичные предприятия для обслуживания хлынувшей в города новой клиентуры – рабочих и членов их семей – не спешили.

Выдача заработной платы рабочим товарами из так называемых фабричных лавок. Открыв лавку при своей фабрике или заводе, промышленные капиталисты навязывали своим рабочим вместо денег товары, причем не, всегда качественные по завышенным ценам. Они же строили и сдавали рабочим в наем дома. Зависимость рабочих от предпринимателей усиливалась.

Ухудшение экономического положения ремесленников, кустарей, крестьян как мелких товаропроизводителей.

Их мелкое индивидуальное производство теперь не выдерживало конкуренции, и эти слои стали делать выбор в пользу создания собственных, но уже совместных предприятий на кооперативной основе.

Кустари, ремесленники, крестьяне испытывали острую нужду в денежных средствах для поддержания своего хозяйства, в выгодном приобретении орудий труда и выгодном сбыте своей продукции.

Приведенные здесь экономические причины побуждали промышленных рабочих и мелких товаропроизводителей к объединению в различные кооперативы.

Таким образом, возникшие при капитализме кооперативы явились порождением не просто бедности, а потребностей, вернее, необходимости кооперативных способов их удовлетворения.

Ранние кооперативные общества, бесспорно, возникали стихийно и разрозненно, но это происходило не на пустом месте и, конечно, не вдруг. Опыт коллективного быта, совместного труда и управления хозяйством люди накапливали постепенно с незапамятных времен.

Зарождению кооперативного движения способствовали объективные предпосылки, связанные с развитием капитализма: экономические, финансовые, правовые, идеологические.

Основоположниками, идеологами и пропагандистами кооперативной мысли являются известные социалисты-утописты Р. Оуэн и Ш. Фурье. Многочисленные последователи основоположников внесли значительный вклад в разработку теории кооперации и ее практическое воплощение в разных странах мира. Среди наиболее известных ученых — кооператоров доктор У.Кинг (США), Ф. Бюше (Франция), Дж.

Ледлоу, Ч. Кингсли, Д.Морис, Э. Ванситарт-Нил (Великобритания), Г. Шульце-Делич, В. Райфайзен, В.-Э. Хубер (Германия). Среди российских последователей кооперативных идей — теоретики и практики кооперативного движения: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Зибер, Н.П. Баллин, С.Ф. Лугинин, В.Ф. Лугинин, Н.П. Колюпанов, Н.В. Верещагин, Н.Н. Фирсов, А.И. Васильчиков и мн. Другие.

Источник: https://mirznanii.com/a/252671/teoriya-kooperatsii

Теория капитализма

2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

Начало капиталистической эры Маркс относил к XVI в.

Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, при феодализме составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства.

Генезис капитализма Маркс исследовал на приме­ре Англии — родины промышленной революции, мастерской мира, как на­зывали ее в XIX в. Здесь особо развивалась крупная промышленность, осно­ванная на машинном производстве.

Крестьянская семья сама добывала необходимое сырье, которое затем перерабатывала в готовые продукты (пищу, одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственную утварь) и потребляла. В результате огораживания, когда феодалы сгоняли крестьян со своих земель и огораживали их забора­ми, рвами (конец XV — начала XIX в.

), мелкие крестьяне разоряются и мас­сово мигрируют из деревни в город. На смену им приходит крупный фермер, который превращает в товар то, что раньше служило жизненными средства­ми для миллионов людей, — землю.

Уничтожение старого, домашнего и вместе с тем домашинного типа сельского хозяйства расчищает путь для новых форм организации труда как на селе, так и в городе.

Среди основных характеристик капитализма можно назвать: 1) част­ную собственность на средства производства (она есть у предпринимате­лей, но ее нет у рабочих); 2) превращение формально свободной рабочей силы через механизм рынка труда в товар, который находится в свобод­ном обращении и оплачивается через механизм заработной платы в денеж­ной форме; 3) возможность для собственника извлекать прибыль из вло­женного в производства капитала, безвозмездно присваивать ее на лич­ное потребление или дальнейшее развитие производства; 4) возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том чис­ле рабочую силу.

Капитал, по Марксу, — это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для производства прибавочной стоимости. В резуль­тате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость.

Это центральная экономическая категория капитализма — накапливаемое богат­ство, находящее свое воплощение прежде всего в средствах производства, ис­пользуемых для производства или приобретения новых средств производства.

Капиталистическое общество, по Марксу, безнадежно больно. Оно не способно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Бур­жуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, развивает производительные силы.

Но производственные отношения не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. Результатом становится со­циалистическая революция. Ее приближает другое противоречие.

Капита­лизм создает невиданные богатства на одном полюсе — у кучки миллионе­ров и безобразную нищету на другом — у подавляющей части населения, за­полнившей кварталы бедноты. Поэтому революционный взрыв неизбежен.

Капитализм (разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было) означает торжество машинного производства, он ис­подволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для про­летарской революции. Иными словами, капитализм готовит своего могиль-

щика — организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.

Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна, поскольку с прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капи тал стремится к бесконечности, а переменный — к нулю.

А это означает, что доля живого труда (труда рабочего) относительно масштабов средств произ­водства должна сокращаться, т.е.

численность персонала должна приближать­ся к нулю, а размеры и эффективность средств труда (зданий, технологии станков и т.п.) будут стремиться к бесконечности (рис. 11).

Между тем капитал существует лишь как самовозра­стающая стоимость, а самовозрастание стоимости созда­ется живым трудом. Капитализм собственным развити­ем подрывает основу своего существования.

Пролетари­ат, который самой историей предназначен представлять интересы всего населения, перехватит эстафету у буржу­азии, возглавив скачок к следующей исторической эпо­хе — коммунизму.

Он возьмет власть и перестроит все общество.

К сожалению, считает Маркс, технический прогресс при капитализме работает в одну сторону, причем совер­шенно извращенную. Вместо того чтобы использовать мощь науки для повышения уровня жизни рабочих, бур­жуазия обогащает лишь саму себя, а рабочий класс фи­ зически и морально деградирует. Растут его пролетари­зация (отчуждение от собственности) и пауперизация (обнищание).

Маркс не отрицает, что между капиталистами и про­летариатом существует множество промежуточных групп — ремесленники, мелкая буржуазия, торговцы, крестьяне-собствен­ники, но они незначительны, лишены исторической инициативы, полити­ческого влияния, а самое главное — новых социальных идей, способных коренным образом изменить положение дел. Жалкая прослойка между дву­мя полюсами, один из которых становится все богаче, а другой — все беднее, в скором времени так сократится, что станет невидимой, и тогда два антаго­нистических класса сойдутся в кровавой битве.

Если пролетариат, осознав свои классовые интересы, объединится в мощ­ную политическую силу, то, победив буржуазию, он одновременно упразд­нит старые производственные отношения, а вместе с ними и классы как та­ковые.

В будущем коммунистическом обществе не должно быть господству­ющего класса, даже рабочего, общество станет бесклассовым.

На место вражды, антагонизма, классовых войн, эксплуатации и угнетения придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием сво­бодного развития всех.

Таким образом, капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После него наступа­ет эра совсем другого уклада — коммунистического.

Он, как и первобытно­общинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угне­тения человека, антагонистических отношений.

Мировая история как бы за­вершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более

высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа21, его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей22.

К мысли о необходимости разрушения существующего строя Маркс при­шел в 1844— 1848 гг. — в самом начале своей творческой деятельности, когда еще не имел развернутого эмпирического анализа этого строя. Обычно со­циологи поступают наоборот: сначала ставят диагноз реальности, а затем предлагают рецепт ее изменения.

Уже в молодые годы Маркс определился со своим идеологическим выбором — защита классовых интересов пролета­риата, низвержение капитализма и построение коммунистического общества.

Такого рода целевая заданность, по всей видимости, сказалась на методоло­гии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций.

При чтении произведений Маркса не покидает ощущение, что все его по­строения задумывались с одной-единственной целью — подвести аргумен­ты под необходимость революционного уничтожения капитализма. Но ре­волюция — это всегда кровь и миллионы невинных жертв. После этого со­циализм вряд ли покажется желанной целью.

Так, к сожалению, и произошло на одной шестой части суши. Но Маркс писал о мирном и революционном путях перехода от капитализма к социализму. Мирный история отвергла: на­селение капиталистических стран не пожелало добровольно переходить к коммунизму.

А революционный путь, экспериментально апробированный в нашей стране, не принес успеха.

Капитализм как высшая и последняя из существовавших формаций выс­тупал основным, доминирующим центром научных интересов у Маркса. Другие общественные формации он изучал не сами по себе, а постольку, поскольку сравнение с ними имело значение для исследования капиталис­тической экономики.

Поэтому Маркс сравнивает общее и особенное у всех формаций с единственной целью — более глубоко понять природу капита­лизма, высветить все его стороны и в итоге показать его историческую обре­ ченность.

Изучение других, предше­ствующих капитализму, формаций, как и диалектики перехода от одной формации к другой, подчинено у Мар­кса исследованию капитализма как образующего собственным развитием не­обходимые предпосылки своего упразднения. Интерес Маркса к изучению докапиталистических формаций был вызван, отмечает В.А.

Вазюлин23, не только внутренней логикой исследования капитализма, но и тем обстоятель­ством, что революционное рабочее движение все более выходило за преде­лы развитых капиталистических стран Западной Европы, прежде всего со­вершался переход к новому этапу революционного движения в России.

При описании капитализма и социализма у Маркса прослеживается про­тиворечие. Характеризуя капитализм, он пытался дать как можно более кон-

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 251-253.

!2 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 4. С. 336. 447; Т. 20. С. 294-295. Вазюлин В.А. Вопросы теории общественно-экономических формаций в трудах К. Маркса (истори­ческий аспект). — http://ilhs.narod.ru/statll.htm.

кретное и строгое определение, напротив, социализм у него расплывчат и туманен. Для капитализма Маркс явно завышал уровень требовательности добиваясь операционального, строго экономического анализа, для социализ­ма он занижал критерии, ограничиваясь абстрактными, причем не экономи­ческими, а чисто социальными критериями.

В число признаков развитого капитализма у него входили: особый способ получения прибавочной стоимо­сти, формирование рынка наемного труда, превращение формального под­чинения труда капиталу в реальное, диалектика меновой и потребительской стоимости и великое множество других показателей, теоретически очень сложных для понимания неподготовленным читателем. Зато будущее соци­алистическое общество Маркс описывал с большой любовью — фактически так же, как описывал идеальный капитализм Вебер. Социализм у него — пла­номерная и рациональная организация общественного труда, в которой лик­видированы непроизводительные затраты и члены общества получают то, что заработали. И специфический «дух социализма» у Маркса тоже присутству­ет и называется он духом коллективизма. Видимо, описывая современный капитализм и будущий социализм, оба мыслителя исходили из одного ме­тодологического приема: идеализация и гипертрофирование одних черт, умаление и аннигиляция других, не подходящих к их модели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_142176_teoriya-kapitalizma.html

Теория кооперативного капитализма

2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

8. Теория кооперативного капитализма.

Основоположниками либерально-буржуазного направле­ния кооперативных теорий были немецкие общественные деятели — основатели германского кооперативного движения Г. Шульце-Деличе и Ф. Райффашен.

Они считали кооперацию основным средством защиты мелкой буржуазии и мелкого производства /ремесленников, кустарей, торговцев, крестьян/ от эксплуатации крупным капиталом.

Они исходили из того, что создание кооперации среди этих слоев населения может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, революционные взрывы и таким образом укрепить капиталистическую систему хозяйства.

В 50—60-е годы американские экономисты Р. Миллер, Х.Хэмфри и др. развивали тезисы Шульце-Делича и Райффайзена в применении к современному состоянию капитализма.

Они предлагали улучшить государственно-монополистический капитализм путем распространения на крупные монополии кооперативного принципа демокра­тического управления и контроля.

Другие считали, что капитализм освободится от своих недругов, если экономика капиталистических стран будет состоять из равных по силе трех секторов: частного, государственного и кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм будет исправлен, если развить кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Все эти варианты кооперативного капитализма подтверждают кооперативные модификации концепций «смешанной экономики», «уравновешивающей силы» и других, пропагандируемых в 40—70-е годы в США, Англии и других странах.

Таким образом, развитие кооперативного движения более чем за полуторавековую историю подтвердила жизне­способность кооперации. Во многих странах она достигла значительного уровня развития /Финляндия, Швеция, Англия и др./. И в России она постепенно вписывается в рыночные отношения.

9. Теория марксизма о кооперативном движении и кооперации.

Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения. Его основоположники Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не обош­ли своим вниманием также некоторые вопросы кооперативного движения.

Они в целом положительно оценивали роль кооперативов. По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает лучшие условия труда.

Маркс даже признавал кооперативное движение одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классо­вом антагонизме.

Другой, решающей силой марксизм всегда считал политические организации пролетариата.

.Маркс и Энгельс иногда сравнивали кооперативные общества и частнокапиталистические предприятия и отмечали некоторые преимущества первых: рабочие рассматривали кооперативы как свои предприятия, в них они трудились и участвовали в самоуправ­лении.

Энгельс заявлял, что многочисленные производственные и потребительские общества там, где полиция не подрывала их наме­ренно, управлялись так же хорошо и гораздо более честно, чем буржуазные акционерные общества.

В III томе «Капитала» Маркса кооперативные фабрики рабочих определены как ''первая брешь» в капиталистической системе: «в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между ка­питалом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие, как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т.е.

применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда». Здесь отмечено заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом: капитал имеется налицо, но он кооперативный; капиталиста нет, но его функции выполняет сам кооператив.

Классики марксизма вовсе не отождествляли существующие при капитализме кооперативы с социалистическими объединения­ми.

Но это не помешало Марксу оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно предо­стерегая рабочих от переоценки значения этого опыта.

По словам Энгельса, потребительские и производственные кооперативы дока­зали «на практике полную возможность обходиться как без купцов, так и без фабрикантов .

Маркс и Энгельс дали рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов.

1. Пролетариату необходимо развивать кооперацию, незави­симую от буржуазии.

2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю. Последняя затрагивает только по­верхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы.

3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению но­вых производственно-кооперативных обществ.

Во избежание вырождения кооперативов в акционерные общества основная часть дохода должна распределяться между все­ми участниками кооперативного предприятия — пайщиками и не­ пайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе материально, может начисляться еще дополнительный процент.

Основоположники марксизма резко критиковали тех коопера­торов, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым отвлекал пролетариат от классовой борьбы. Некото­рым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки «сектант», «лжепророк», «лжехристос».

В свою очередь отдельные положения Маркса о коопера­тивном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потре­бительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами.

Классики марксизма в своей революционной практике опира­лись и на современное им кооперативное движение. Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что «кооперативная система никогда не сможет преобразовать капита­листическое общество»1.

По их мнению, кооперативные фабрики и товарищества являются переходной формой от капитализма к со­циализму и после установления диктатуры пролетариата национали­зации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организа­ции, ведущиеся на общегосударственные средства.

10. Ленинская концепция строя «цивилизованных кооператоров».

В России марксистская теория революционного преобразова­ния общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам коопе­рации.

Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение коо­перативов в единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.

В своих дооктябрьских работах «По поводу одной газетной за­метки» (1897), «К деревенской бедноте» (1903) и др. Ленин диффе­ренцированно, по-разному характеризовал те или иные виды коопе­ративных обществ.

Так, земледельческие артели и кредитные това­рищества среди крестьянства он относил к разновидности буржуазных прогрессов, иронично на­зывая их «либеральными полумерами», «мизерными паллиатива­ми», «жалкими экспериментами».

Сыроваренные артели, писал Ле­нин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают.

Что же делать последним? Ле­нин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с город­скими рабочими для борьбы против всей буржуазии. Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно. В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности, потребительских обществ.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-25096-7.html

Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение

Отнюдь не все энтузиасты и теоретики кооперации, кото­рые осмысливали её общественную роль, рассматривали коо­перативные формы как средство преобразования капитализма в социализм.

Были и есть деятели, прагматики и учёные, для которых создание и развитие кооперативных обществ — это прежде всего способ сохранения и укрепления существующего строя.

Конечно, видимой связи между развитием кооперации и упрочением устоев общества нет; но это упрочение в той; или иной степени достигается, если с помощью кооперации, удаётся положительно влиять на уровень жизни малодоста­точных граждан, содействовать средним слоям в подъёме их хозяйства, подтянуть небогатые кооперированные массы до уровня состоятельных. Тогда побочной, но важной задачей становится — при сохранении частной собственности и свободы предпринимательства—обеспечение социального мира в рамках капиталистического общества. Кажется, раньше многих других кооператоров это понял Г. Шульце-Делич — отец кооперативного движения в Германии.

Его общественные взгляды формировались под влиянием французских социалистов, но сам он социалистом не стал, был проникнут идеологией экономического либерализма.

Развитие капитализма в Германии сопровождалось кризисом мелкой промышленности и торговли, падением благосостояния всех трудящихся классов.

Фабричное производство энергично вы­тесняло ремесло, и это вызывало недовольство обширных кругов самостоятельных мастеров-ремесленников.

Работая судьёй в родном г. Делич, Шульце хорошо узнал нужды и потребности народных низов и по возможности старался им помочь. Шульце-Делич становится сторонником и пропагандистом идеи кооперации. Будучи депутатом прусскогя ландтага, в 1847 г. он основал несколько касс взаимопомощи ре­месленников.

Тогда же он развернул среди немецких кустарей, ремесленников и рабочих кампанию за создание кооперативных товариществ: разъезжал по стране и выступал с лекциями, зна­комил слушателей с принципами кооперации, разъяснял полез­ность и преимущества этой формы организации хозяйственной деятельности, излагал свои взгляды в прессе.

Речь он вёл не об освобождении трудящихся от гнёта капитала, а исключительно об экономической самопомощи путём объединения в производственные ассоциации.

Неуспех последних заставил его организовать в интересах.

ремесленников другие виды кооперативов, причём очень скоро центральное положение в его деятельности заняли кредитные товарищества под названием ссудо-сберегательных.

Правилами деятельности этих товариществ были солидарная ответствен­ность членов, внесение ими паевого взноса для образования собственного капитала, выплата высокого процента на паевой взнос.

В год смерти Шульце-Делича (1883) только в Германии этих товариществ насчитывалось 4000 и они объединяли 1,2 млн членов. Годовой кредитный оборот товариществ превышал два миллиарда марок.

Товарищества Шульце-Делича, поставленные на коммер­ческую основу, имели сильную тенденцию к превращению в акционерные общества, и многие из них, утратив кооперативные черты, впоследствии превратились в благополучные капитали­стические банки.

Первопроходец кооперации во многих отношениях Г. Шульце-Делич практически содействовал капиталистическому преуспеянию членов ссудо-сберегательных товариществ: ре­месленников, кустарей, мелких торговцев и отчасти наёмных рабочих.

Утверждают, что его лозунгом был: «Некапиталист должен стать капиталистом».

Ближайшая цель, которую перед участниками кооперативного движения ставил Шульце-Делич, заключалась в обеспечении ими себя необходимыми финансовыми средствами, упрочение своих экономических по­зиций, обогащение.

Простейшие виды кооперативов (сырьевые, кредитные, потребительские) Шульце-Делич рассматривал как переход­ные формы к производственным ассоциациям.

В ряде книг, брошюр, статей именно такую ассоциацию он назвал вершиной своей кооперативной системы и «цехом будущего», способным лучшим образом заменить старый цех ремесленников эпохи средневековья.

Полагал, что в этих ассоциациях ремесленники смогут восстановить свою хозяйственную самостоятельность и воспользоваться выгодами совместного крупного производства. Однако историческим делом Шульце-Делича стали всё-таки ссудо-сберегательные товарищества.

Главный теоретик коопера­тивного капитализма был сторон­ником политического нейтрали­тета кооперации и гражданского мира в обществе; именно за это его критиковали, иногда в крайне грубой форме, коммунистиче­ские вожди, склонные возбудить классовую ненависть и вражду. Широко известны политические столкновения между Г. Шульце-Деличем как сторонником самопо­мощи членов кооперации и социа­листом Ф. Лассалем, призывавшим Ф. В. Райфайзен к созданию производственных ассоциаций при финансовой под­держке государства.

Г. Шульце-Делич состоял в переписке со своим фактическим учеником Ф. В. Райфайзеном — творцом сельских кредитных кооперативов (сельских банков).

Хотя последний разработал оригинальные принципы подлинной крестьянской кредитной кооперации, Шульце-Делич подверг их острой критике.

Райфай­зен, по сути, явился вторым идеологом кооперативного капита­лизма в Германии: никаких задач социального переустройства перед кооперативами он не ставил. Кооперативные принципы Райфайзена оказались жизненными.

Немецкие крестьяне, как и ремесленники, беспощадно эксплуатировались ростовщиками. В Германии среди крестьян была распространена поговорка: «Если тебе хоть раз придётся прибегнуть к услугам ростовщика, ты погибнешь, как муха в паутине».

Однажды обратившись к ростовщику за деньгами, крестьянин оставался навсегда привязанным к нему долгами, которые постоянно росли.

Райфайзеном руководило желание организовать кооперативный кредит для основной массы кре­стьян и сохранить существующие устои, а также осуществление нравственного возрождения человечества через солидарность и взаимопомощь в духе христианского учения.

Представителем кооперативного капитализма был талант­ливый немецкий кооператор В. Гааз, основатель сельскохозяй­ственных закупочных и сбытовых кооперативов. Он также выступал за самопомощь, но дополняемую государственной помощью.

Возглавляемый Гаазом Имперский союз германских сельскохозяйственных обществ объединял 25 тыс. кооперативов, членами которых состояли 2,2 млн фермеров.

Свой богатый опыт доктор Гааз использовал в Международной федерации сельско­хозяйственных обществ, президентом которой он являлся.

Прозвище «итальянский Шульце-Делич» закрепилось за организатором ссудо-сберегательных кооперативов либералом Л. Луццати — профессором, государственным и кооперативным деятелем, который объявил крестовый поход против ростовщи­чества.

В 1860-е годы он основал народные банки в Лоди, Падуе, Милане и других городах. В Италии возникли сотни кредитных кооперативов. Они обслуживали преимущественно нужды мел­ких предпринимателей.

Треть паевого капитала этих кооперати­вов формировалась за счёт взносов крупных землевладельцев, торговцев, фабрикантов.

Во Франции на позициях кооперативного капитализма стояли сельские хозяйственные синдикаты — объединения крестьян, призванные улучшать экономические, нравственные и социальные условия жизни своих членов. Идеологом и руко­водителем движения синдикатов был экономист, кооператор граф Р.

де Рокиньи — страстный противник государственного социализма, считавший идею социализма преступной утопией. Французские сельские хозяйственные синдикаты являлись кооперативами, но нередко уклонялись от кооперативных прин­ципов и попадали в зависимость от богатых землевладельцев.

В этом отношении они были похожи на товарищества Шульце-

Делича.

Духом кооперативного капитализма были пропитаны коопе­ративные общества, которые в западноевропейских странах соз­давались при деятельном участии католического духовенства.

Кооперативный капитализм известен также под названием либерально-буржуазного направления кооперативной мысли. Возникнув в середине XIX в., это направление получило широкое распространение в кооперативных движениях большинства экономически развитых стран.

Даже спустя целое столетие от­дельные буржуазные экономисты (например, в США) предпри­нимали попытки развивать идеи кооперативного капитализма в применении к современному состоянию западного общества.

В частности, они предлагали улучшить государственно-моно­полистический капитализм путём распространения на крупные компании кооперативного принципа демократического управле­ния и контроля и «исправить» недостатки капиталистического общества развитием кооперации до масштабов, позволяющих регулировать с её помощью рыночные отношения.

Современная кооперация органически вросла в капитали­стическую систему хозяйства. В настоящее время теоретики и практические деятели кооперации выступают не против ка­питала вообще, а лишь против давления крупного капитала, и рассматривают свои организации как объединённую силу в конкурентной борьбе.

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 764; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-39368.html

Refpoeconom
Добавить комментарий