2.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ: ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН, ПОТРЕБЛЕНИЕ

§ 3. Экономическая сфера общества

2.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ: ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН, ПОТРЕБЛЕНИЕ

  • Что такое экономика?
  • Из чего состоит экономическая деятельность?
  • Что такое деньги?

Что такое экономика?

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них — потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

    Советуем запомнить!Материальное благо — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее.

Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др.

Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика — это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

    Советуем запомнить!Экономика — сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

цель экономической деятельности — удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий — усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта — это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг — основа любой экономики.

    Советуем запомнить!Производство — процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов — от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

    Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство — это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

    Советуем запомнить!Отношения распределения — это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации — фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования.

Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники.

Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

    Советуем запомнить!Обмен — купля-продажа товаров и услуг.Рынок — общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма — спрос и предложение. Предложение — желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос — способность и желание потребителей купить блага.

Рынок — место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг — акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

    Советуем запомнить!Потребление — использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство — начало цепочки, а потребление — её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги — всеобщее средство обмена. То есть деньги — это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара — это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

    Интересные фактыПервоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее — металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*.

    Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Практикум

  1. Что из перечисленного характеризует экономическую сферу общества?

    Покупка продуктов в магазине; выборы президента; борьба с безработицей; выпечка хлеба в пекарне; покупка товаров в интернет-магазине; посещение выставки или театра.

  2. Завершите схему «Экономическая деятельность».
  3. Соберите информацию на тему «Экономика вокруг нас».

    Для этого найдите в окрестностях школы, вашего дома предприятия, которые осуществляют: а) производство материальных благ; б) распределение; в) обмен.

  4. В романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» есть эпизод, в котором главный герой красит забор. Перечитайте его и подумайте: можно ли назвать деятельность Тома экономической? Свой ответ обоснуйте.

Источник: http://tepka.ru/Obschestvoznanie_6/3.html

Производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг

2.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ: ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН, ПОТРЕБЛЕНИЕ

Производство, как уже говорилось, на индивидуальное (в рамках одной микроэкономической единицы) и общественное (в рамках всей макроэкономики страны). Само производство есть единство производства, распределения, обмена и потребления. Связь этих четырех фаз графически может быть выражена на рис. 4.

Производство выступает как двуединый процесс, имеющий материальную и нематериальную стороны. Материальная сторона производства, т.е. само материальное производство – это есть процесс преобразования природных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Это основа всей жизни общества. Роль материального производства имеет целую совокупность проявлений.

1. В процессе материальной практической деятельности человек создает необходимые ему жизненные средства и средства труда. Он тем самым удовлетворяет свои потребности в поддержании и воспроизводстве самой жизни.

2. Человек создает материальные условия для осуществления своей деятельности за пределами материального производства – в науке, искусстве, медицине, образовании и т.д.

3. В процессе материального преобразования природы производители вступают в производственно-экономические отношения, которые во многом определяют все другие отношения в сферах распределения и обмена, личного потребления и др.

4. Преобразуя предметный окружающий мир, человек преобразует себя интеллектуально, духовно. Деятельность человека по преобразованию мира отражается в развитии его сознания.

Роль материального производства по отношению к нематериальному нельзя абсолютизировать. Дело в том, что в самом материальном производстве представлена духовная деятельность общества.

Это, прежде всего, созидательная, творческая деятельность рабочей силы, которая обладает совокупностью физических и духовных сил. Научно-техническая революция углубляет и развивает связь науки и производительных сил.

Это выражается в том, что научные знания, высокий уровень образованности становятся неотъемлемыми качествами личного фактора рабочей силы. Кроме того, изменяется и сам характер связей «производство — рабочая сила — образование».

Производство достигает такого уровня, когда научная деятельность становится неотъемлемым элементом создания и использования средств производства, потребительских товаров, услуг. Особенно это касается развитых стран.

При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Производство ради производства не имеет смысла. Потребление в этом смысле образует цель. Оно диктует социальный заказ производству и тем самым предопределяет объем, структуру и качество общественного продукта.

Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением. Они образуют исторически конкретный механизм их взаимодействия. Все эти четыре фазы не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целостного процесса; они соединены между собой прямыми и обратными связями.

Распределение отчасти входит в производство в виде распределения средств производства и тем самым членов общества по сферам и отраслям производства, по регионам, предприятиям. В то же время распределение образует особую фазу в движении общественного продукта.

На этой стадии устанавливается доля различных классов, социальных групп, отдельных индивидов в общественном продукте. Проблема здесь и в том, что делить, а также и в том, как делить. Принципы распределения и его механизм зависят опять же от форм собственности и от исторической эпохи в той или иной стране.

Собственники средств производства, учредители акционерных обществ и прочие хозяева господствуют в производстве, управляют им. Поэтому они всегда получают в процессе распределения больше, чем наемные работники. Странно было бы ожидать другого.

С другой стороны, элементы уравниловки, которые встречались в социалистической экономике, снижали трудовую активность, темпы роста производства, качество товаров.

Обмен опосредует связь между производством и распределением, с одной стороны, и с потреблением – с другой. Надо сказать, что обмен, как и распределение, совершается в самом производстве – в виде обмена деятельностью и способностями. В то же время это самостоятельная фаза в движении продукта.

В первом случае, то есть при обмене деятельностью и способностями, речь идет об отношениях между работниками, которые связаны последовательным выполнением операций, а также между руководителями и исполнителями.

Например, при сборке самолета результат достигается совместными, дополняющими друг друга усилиями большой группы работников разных заводов, цехов и специальностей. Между ними и происходит обмен деятельностью.

Обмен продуктами призван доставлять каждому участнику производства, каждому его звену определенные блага, в соответствии с той долей, которую установило распределение. Понятно, что эти отношения опосредуются деньгами и торговлей.

Обмен развивается вместе с углублением общественного разделения труда. Хорошо налаженный обмен обеспечивает согласованность и непрерывность производства и других фаз. Любые нарушения обмена ведут к остановкам, к потерям, к снижению эффективности.

Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется потребительная стоимость товара, его полезность.

Потребление бывает двух видов.

Производственное потребление (сжигание угля в топках ТЭЦ, расходование металлов при изготовлении машин и т.п.) является составным элементом самого производства. Использование средств производства есть их потребление.

Личное потребление представляет собой удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании и т.п. Начав движение с производства, предметы потребления сразу (хлеб) или постепенно (легковой автомобиль) исчезают в процессе их потребления.

Возникает необходимость в их новом производстве. Личное потребление – это не просто физиологический или культурный акт. Это и элемент экономики, заключительная фаза движения предметов потребления. На этой фазе, т.е.

в сфере личного потребления, происходит воспроизводство рабочей силы: питание, обучение, лечение, отдых и т.д.

Таким образом, все четыре фазы в равной мере нужны и необходимы любому обществу. Они друг без друга невозможны в принципе, а в единстве это и есть производство, в том числе микроэкономическое и макроэкономическое.

Но нужно помнить и другое. весь процесс движения продукта через 4 фазы происходит через противоречия. Если производство слабо ориентируется на потребности, то оно будет малоэффективным и неизбежно разориться или обанкротится. Если распределение доходов на фирме не стимулирует высокопроизводительный труд, то фирму также может лихорадить.

Если на рынках существует неэквивалентный обмен продуктами и услугами, то те производства, которые вынуждены продавать (обменивать) товары по низким ценам будут приходить в упадок и разоряться. Так, например, в России происходит с сельским хозяйством, когда многочисленные перекупщики устанавливают низкие цены на произведенные сельхозпродукты.

В результате сельское хозяйство постепенно разваливается. Если в обществе используются неэффективные системы распределения и обмена, то нельзя наладить достойное для большинства людей потребление товаров и услуг. В результате теряется смысл и самого производства. Потому что любое производство предполагает потребление его результатов.

Производство ради самого производства всегда было, есть и будет бессмысленным.

Лекция 2.ИСТОРИЯ И ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ И

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 3987; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-36008.html

Экономическая деятельность людей: производство, распределение, обмен, потребление

2.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ: ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН, ПОТРЕБЛЕНИЕ

Экономическая деятельность людей ¾ это процесс, совершающийся между людьми и природой с цельюпроизводстваобщественного продукта и дальнейшего егораспределения, обмена и потребления.

Производство ¾ это процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения безграничных потребностей.Производство в неизменных размерах ¾ это простое воспроизводство. Производство в уменьшенных размерах ¾ суженное производство.

Если же в производство поступает новый капитал ¾ то это расширенное воспроизводство. Последнее является типичным для экономически развитых стран. Российская экономика должна стремиться к расширенному воспроизводству.

Необходимо производить такой общественный продукт, который позволит удовлетворить и производственные, и личные потребности, а в совокупности ¾ общественные потребности. Итак, мы ввели в наше знание новую категорию ¾ общественные потребности.

Это сделано с одной лишь целью: необходимо понять, что каждое индивидуальное производство (добыча нефти или газа, производство стали или строительство дорог и т. д.) работает не на себя, а на общество. Если обществу не нужен газ, то незачем его и производить. Иначе говоря, каждый производимый продукт должен быть социально значимым.

Распределениеобщественного продукта является оборотной стороной производства.В условиях господства частной собственностиобщественный продукт распределяется по капиталу и труду.

Большая часть общественного продукта (в виде ресурсов и дохода) попадает в руки собственников капитала.

При господстве общественной собственности созданный продукт централизованно распределяется по труду.

Обмен ¾ это процесс купли-продажи товаров и услуг на эквивалентной основе.Субъектами обмена являются физические и юридические лица. Объектом ¾ продукт труда. Реализация товара осуществляется через торговую сеть: оптовую или розничную.

Оптовые торговцы продают товар большими партиями.

Розничные торговцы продают товар маленькими партиями, размещая его на прилавках магазинов. Они помогают покупателям советом при выборе товара и осуществляют послепродажное обслуживание.

Фирменные магазины завоевали право на существование за счет независимых торговцев. Наметилась тенденция роста числа крупных магазинов.

Значительно расширился ассортимент продукции, реализуемой через крупные магазины и супермаркеты.

Воспроизводство общественного продукта через распределение и обмен завершается потреблением.

Потребление ¾ это конечное присвоение общественного продукта для удовлетворения как производственных, так и личных потребностей.

Производственное потребление способствует увеличению, или воспроизводству, общественного продукта в расширенном масштабе.

Личное потребление ¾ это обязательное условие для воспроизводства не просто человека, а рабочей силы, так необходимой для возобновления воспроизводства общественного продукта в целом.

В рыночной экономике на первое место выдвигается потребление. Хорошо это или плохо, сейчас обсуждать не будем. Ответ дадим позже ¾ после изучения законов рыночной экономики.

А сейчас попытаемся ответить на вопрос: как ведет себя экономика, решая проблему распределения ресурсов и эффективности, чтобы удовлетворить потребности общества?

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

ЭКОНОМИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Экономика ¾ это наука, исследующая проблему такого использования или применения редких ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства).

Экономика изучает пути «наилучшего использования того, чем мы обладаем». Поскольку наши потребности практически безграничны, а наши ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества.

Единственное, что нам остается, это добиваться возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей.

Суть проблемы экономии в следующем: поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости и полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг.

Более того, необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Ее сущность можно проиллюстрировать, используя для этого таблицу производственных возможностей.

Чтобы наилучшим образом проиллюстрировать проблему экономии, мы принимаем несколько определенных допущений:

¨ экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства;

¨ имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;

¨ технология производства принимается постоянной, т. е. в ходе нашего анализа она не изменяется.

Экономика производит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта ¾ промышленные роботы и пиццу. Пицца символизирует потребительские товары, т. е.

те товары, которые непосредственно удовлетворяют наши потребности. Промышленные роботы символизируют средства производства, товары производственного назначения, т. е.

те товары, которые удовлетворяют наши потребности косвенно, обеспечивая более эффективное производство потребительских товаров.

Экономика ¾ это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Какой именно смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность»? Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты — выпуск».

Конкретно говоря, она характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и количеством и качеством произведенного продукта. Большое количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности.

Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности. При полной занятости используются все пригодные для этого ресурсы. Рабочие не должны вынужденно оказываться без работы; экономика должна обеспечивать занятие для всех, кто хочет и способен трудиться.

Не должны также простаивать пахотные земли или капитальное оборудование. Подчеркиваем, что ресурсы надо распределять эффективно, т. е. таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции, что обеспечит полный объем производства.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА. ТАБЛИЦА И КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Необходимость выбора. Экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Почему? Ответ: общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Следовательно, ограниченна и способность экономики производить промышленные роботы и пиццу.

Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Поскольку ресурсы ограниченны и применяются целиком, всякое увеличение производства промышленных роботов потребует переключения части ресурсов с производства пиццы.

Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов (см. табл. 2.1). Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели.

Образно говоря, «бесплатных обедов не бывает». В этом суть проблемы экономии.

Таблица 2.1

Источник: https://cyberpedia.su/17xf13d.html

Refpoeconom
Добавить комментарий