2.3.3. Зарубежный опыт регулирования естественных Монополий

Государственное регулирование естественных монополий: зарубежный опыт и российская практика

2.3.3. Зарубежный опыт регулирования естественных Монополий

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

       Государственное образовательное учреждение

        высшего профессионального образования 

       ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

       Социально – экономический факультет 

       Кафедра финансов и кредита      

       Государственное регулирование естественных монополий:

       зарубежный опыт и российская практика.  

       Курсовая работа по

       экономической теории.      

       Студента 1 курса СЭФ

       Специальность Финансы и кредит

       Котенко Никиты Андреевича  

       Руководитель  

       Дата защиты: «__» _________________ 2009 г.

       ______________________      

       Киров, 2009 г.

       .

   Введение…………………………………………………………………….  3 

  1. Естественные  монополии, механизм их функционирования.
    1. Понятие естественной монополии…………………………………   5
    2. Механизм естественной монополии……………………………….   9

 

  1. Анализ естественной монополии в экономике России.
    1. Примеры функционирования отраслей экономики России как естественных монополий……………………………………………….   13
    2. Негативные последствия функционирования российских естественных монополий……………………………………………….   21
    3. Роль государства в регулировании работы естественных
    монополий……………………………………………………………….   25
    2.3.1 Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов………………………………………………………….   26
    2.3.2 Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности……………………………………    27
    2.3.3 Использование конкурентных механизмов……………………   28

    2.4. Отличия в размерах наказаний…………………………………….   32  

   Заключение………………………………………………………………..   33 

   Библиография……………………………………………………………..   35

         С учётом современной экономической ситуации в России проблема преобладания монополий на рынке всё еще остаётся актуальной. И если в других странах эта проблема решается очень активно и последовательно,  то российская политика в этой сфере недостаточно разработана, поэтому внимание к опыту зарубежья должно быть особенно пристальным.

Рыночный тип экономики в России ещё очень молод, а значит новы и проблемы, влекомые таким способом устройства производственной деятельности. Ещё 20 лет назад все монополии находились под полным контролем государства, но с наступлением нового этапа развития России все старые способы контроля монополий оказались бесполезными и неприменимыми.

Это стало одной из причин возникновения большого количества естественных монополий (РАО «ЕЭС» и др.), которые начали пользоваться своим привилегированным положением, эксплуатируя конечного потребителя.

Это привело к большому количеству негативных последствий, таких как завышение цен на продукцию монополий, неоправданное использование средств государства на льготное кредитование из бюджета и огромные расходы на содержание управленческого аппарата.

Фантастически высокие зарплаты топ – менеджмента естественных монополий стали настоящей «притчей во языцех» и это впоследствии усугубило и без того вызывающее опасения социальное расслоение общества, усилило антагонизм между социальными группами.

         Хоть монополия и считается в экономической теории скорее отрицательным, нежели положительным явлением, тем не менее при верных действиях со стороны контролирующих государственных органов вредные для экономики последствия могли бы быть сведены к минимуму, а полезные использовались бы наиболее полно. Впрочем, в теории эти инструменты эффективны, при использовании на практике же выясняется, что проблема контроля является очень нетривиальной. Каждая фирма стремится максимизировать свою прибыль, даже если это возможно лишь за счет обхода государственных ограничений. Это выливается в скрытое противостояние между руководством естественной монополии и инспекторами регулирующих органов. Именно для преодоления этого противостояния предназанчены всевозможные инструменты регулирующей политики, которые я постарался изучить в этой работе помимо других вопросов.

         Монополия сама по себе – лишь экономическая модель, реализация которой на практике может отличаться от теоретического представления. Это в полной мере относится и к одному из её подтипов – естественной монополии.

Каждый рынок так или иначе в процессе своего развития влияет на процесс появления и дальнейшего развития монополии, и, в свою очередь, сам оказывается под влиянием уже сформировавшейся монополии или особенностей, присущих данному национальному или региональному рынку.

Наиболее чётко это отслеживается на примере естественной монополии, которая потенциально может оказаться наиболее влиятельной среди других. Формирование естественной монополии на каждом отдельно взятом национальном рынке сильно зависит от конкретных исторических условий и политических факторов.

Эти закономерности на основе российского опыта я и попытался выявить и раскрыть в этой работе.

         1.Естественные монополии, механизм их функционирования. 

       1.1 Понятие естественной монополии. 

       Монополия — исключительное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д.

В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию на производство или торговлю определённым товаром.

В неоклассическом подходе экономической теории, монополия — один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

  • существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;
  • существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

 

       Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран рассматривает занятие одной фирмой 30-70 % рынка как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т. д.

       Рынок монополии характеризуется неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же монополии спрос «неэластичен», т.е. практически не зависит от увеличения цены. «Неэластичный» спрос можно проиллюстрировать на следующем примере.

При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара — маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло.

При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.

       Для некоторых сфер монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие «сети».

Например, в газовой отрасли монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация.

В электроэнергетике монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.

       Одним из типов монополий является естественная.

       Естественная монополия — особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

       Таким образом, все указанные выше свойства монополии (отсутствие конкуренции, различные привилегии со стороны государства) в случае естественной можно считать второстепенными. Они являются скорее следствием возникновения естественной монополии из – за целесообразности в некоторых случаях такой формы организации производства, нежели причиной.

       Субаддитивность затрат.

       Естественной монополии присуща субаддитивность функции затрат. Наличие у функции затрат свойства субаддитивности показывает, что весь объем производства может быть произведен с меньшими затратами единственной фирмой.

Нецелесообразно, скажем, иметь сеть параллельных газопроводов, принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам, поскольку затраты на их строительство и дальнейшую эксплуатацию настолько велики, что в условиях конкурентной борьбы будут расти издержки и, соответственно, цены на услуги по транспортировке газа.

Такая ситуация не отвечает интересам и хозяйствующих субъектов, и потребителей оказываемых ими услуг.

       Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.

       Эффект масштаба.

       Эффект масштаба заключатся в значительном уменьшении (увеличении) средних затрат при росте уровня производства.

       На графике при положительном эффекте масштаба это отражается следующим образом: средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса.  

       Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба:

  • по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;
  • на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;
  • больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

 

       Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

  • снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
  • затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
  • в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
  • с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

 

       Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса.

С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города.

Деятельность естественных монополий регулируется государством.

       В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на  одном уровне — горизонтальные участки.

На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы.

Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.

Источник: https://student.zoomru.ru/ecoteo/gosudarstvennoe-regulirovanie-estestvennyh-monopolij-zarubezhnyj/150513.1160860.s1.html

Зарубежный опыт регулирования естественных монополий

2.3.3. Зарубежный опыт регулирования естественных Монополий

Ценовое регулирование будет применяться к деятельности субъектов естественных монополий в соответствии со ст. 8 проекта. По смыслу данной статьи ценовое регулирование – это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по определению (установлению) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Объектом ценового регулирования является деятельность субъектов естественных монополий по формированию и применению цен (тарифов). По существу, правовое содержание ценового регулирования субъектов естественных монополий сводится к возложению на них дополнительных обязанностей применять регулируемые уполномоченным органом цены (тарифы).

Субъекты естественных монополий используют затратные методы ценообразования, обеспечивающие расчет цены реализации товаров (услуг) посредством прибавления к издержкам конкретной величины.

В связи с этим орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий должен установить такую цену, которая бы обеспечила обоснованную прибыль сверх издержек производства. [12, с. 258]

Субъект естественной монополии, как и любой другой хозяйствующий субъект, может осуществлять виды деятельности, которые не подлежат регулированию, и тем самым применять на выпускаемую продукцию (услуги) свободные цены.

В этом случае контроль за тем, чтобы такой субъект не злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке и не устанавливал монопольно низкие (высокие) цены, ведется в соответствие с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г.

«О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». [10, с. 28]

Важной проблемой является государственный контроль за издержками производства субъектов естественных монополий, которые не заинтересованы в их сдерживании, инвестициями этих субъектов и перекрестным субсидированием (финансированием убыточных видов деятельности за счет прибыльных). Поэтому в проект введены особые меры государственного контроля за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. [11]

Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. [7, с. 163]

Кроме того, орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляет контроль за сделками, совершаемыми субъектами естественных монополий, а именно за:

  • любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, которые отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, которые не отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий, если эти инвестиции составляют более 10 процентов собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, которые отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения вышеуказанных действий субъект естественной монополии обязан заявить в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления определяются органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий. [12, с. 261]

Предполагается также осуществлять государственный контроль за сделками с акциями (долями в уставных фондах) субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов.

Для осуществления контроля орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов сведения об их акционерах (участниках), располагающих более чем 10 процентами общего количества . [11]

В области антимонопольной политики предусматривается:

  • совершенствование  законодательной базы;
  • выработка  подходов  к  выявлению злоупотреблений  доминирующим положением хозяйствующих субъектов, картельных соглашений, изменение ценового регулирования предприятий-монополистов;
  • участие  антимонопольного  органа в разработке  и  согласовании проектов  законодательных  и  нормативных  правовых  актов   органов государственного   управления;
  • предупреждения монополистической деятельности органов управления;
  • пересмотр  подходов антимонопольной политики в  части  контроля над   экономической   концентрацией  в   ряде   отраслей   экономики. [11]

Для  формирования  и  развития  добросовестной  конкуренции  на товарных  рынках  республики  необходимо продолжить  демонополизацию экономики по следующим направлениям:

  • демонополизация  товарных  рынков с учетом  дифференцированного подхода   к  выбору  методов  и  средств  формирования  конкурентных отношений  с учетом социальных приоритетов, отраслевых (продуктовых) и  региональных особенностей товарных рынков, в том числе устранение организационных и экономических барьеров вхождения в рынок;
  • совершенствование   регулирования  естественных   монополий   – идентификация  сферы естественной монополии в конкретной  отрасли  и выработка  мер  по  регулированию этой  сферы  в  целях  обеспечения общественно  приемлемого поведения со стороны субъектов естественных монополий;
  • ограничение    монопольной   практики   в   сфере    управления экономикой. [11]

3 Зарубежный опыт регулирования естественных монополий

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах). [13, с. 35]

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией. [14, с.324]

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения.

Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания.

Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике. [15, с. 221]

Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях можно свести к следующим:

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;
  • использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;
  • управление развитием экономики в регионах. [16, с.52]

Прежде чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. [17, с. 147]

Например, производство, как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией.

Такие отрасли связи, как междугородная и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в Республике Беларусь должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию.

На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями железнодорожного транспорта.

В идеале объективно обусловленные структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования.

Однако правильно проведенное реструктурирование не только не ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.

Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. [18, с. 17]

Итак, в отраслях естественных монополий необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:

  • регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы.
  • регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
  • потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в Республике Беларусь. Однако уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами;
  • должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими системе естественных монополий. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. [19]

Источник: https://www.referat911.ru/Ekonomika/zarubezhnyj-opyt-regulirovaniya-estestvennyh-monopolij/210519-2395480-place3.html

Refpoeconom
Добавить комментарий