2.2.1. Задачи и функции государства по регулированию национальной экономики

Функции государства в системе государственного регулирования экономики

2.2.1. Задачи и функции государства по регулированию национальной экономики

Функции государства можно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

Сюда следует отнести создание и поддержание правовой базы (защита прав собственности, законодательное регулирование взаимоотношений потребителей, производителей, наемных работников, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство как бы определяет, поддерживает и обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, которые направлены на стабилизацию экономических процессов, обеспечивает экономический рост, социальную справедливость и влияют на инфляционные процессы и т.д.

Важнейшие функции государства:

1) Защита экономического правопорядка и экономической безопасности.

Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования наряду с пресечением самых грубых силовых форм нанесения ущерба.

Государство не должно допускать нарушения норм и правил поведения на рынке, руководствуясь критериями общественного блага.

2) Целевая функция. Предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Можно выделить генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

Генеральная цель государственного регулирования экономики – экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

Достижение генеральной цели обеспечивает большое количество конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют «дерево целей».

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах формируются в виде многоугольников:

— треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

— четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);

— пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

— шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Формирование «дерева целей» социально-экономического развития страны должно исходить из определенной цели и обеспечивать соблюдение интересов всего общества и государственной власти.

Вторая сторона формирования целей связана с государственной властью и реальными трудностями в развитии экономики.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что находит отражение в прогнозных и программных документах страны.

Важнейшими функциями государства являются:

направляющая и координирующая, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей в общественном разделении труда;

распределительная и перераспределительная, связанные, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества субъектов, с распределением дефицитных ресурсов. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая политика и бюджетное регулирование;

стимулирующая, связанная с активизацией движущих сил развития общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и т.д.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

контрольная, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе хозяйственной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_118177_funktsii-gosudarstva-v-sisteme-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.html

2.12 Роль государства экономике. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019

2.2.1. Задачи и функции государства по регулированию национальной экономики
2.12 Роль государства экономике. I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.

 II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. IV. Фискальная и монетарная политика. 
I. Экономическая политика.

Экономические цели и функции государства.

 

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. 

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: 

  • стимулировать экономический рост; 
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу 
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё; 
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); 
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); 
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др. 

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. 

Экономические функции государства: 

1)    Стабилизация экономики 2)    Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.3)    Регулирование денежного обращения 

4)    Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)

5)    Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками 6)    Контроль над внешнеэкономической деятельностью 7)    Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта 8)    Компенсация внешних (побочных) эффектов 9)    Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы 10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции.

С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов. 

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике. 

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития. 

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. 

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. 

III. Общественные блага. 

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:1.    экономические — их запасы ограничены (нефть, газ)2.    неэкономические — к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)

3.    общественные — их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ. 

IV. Фискальная и монетарная политика. 

Методы государственного регулированияФинансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.
Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических. 

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

 

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. 

Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики. 

Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

 

Фискальная политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.  

2.13 Налоги.
 I. Налоги и сборы. Функции налогов. 
Налоговая система — законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания.

В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
Всеобщность — охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом.
Обязательность.

Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом.
Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения.

Однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза.
Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.
Простота и доступность для восприятия.
Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

Справедливость.

В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги.

Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. 

I. Налоги и сборы. Функции налогов. Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов. 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. 

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий. 

Выделяют следующие функции налогов: 

  • фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); 
  • социальную (распределительную) (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); 
  • регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.). 

Также выделяют стимулирующую функцию (обеспечение развития научно-технического прогресса, снижение безработицы)
Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения нало­гового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. 
Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог. 
Объекты налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ре­сурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость.

Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев автотранспортных средств является мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть определена в различных единицах — в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения и будет являться е. н. Выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а т.ж. традициями. Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При установлении акцизов на бензин в качестве единицы налогообложения могут фигурировать литр, галлон, баррель и т.д. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения выступает национальная денежная единица.
Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.).

Налоговые льготы — уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоговые платежи — виды и группы налогов.
Налоговая база — сумма, с которой взимается налог.
Налоговое бремя — отношение налоговой суммы к доходу.
II. Виды налогов. 

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. 

Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.

Объектом налогообложения могут быть:

  • доходы налогоплательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций), 
  • принадлежащее налогоплательщику имущество (например, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог),
  • определённые виды деятельности (например, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов). 

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. 

К косвенным налогам относят:

  • налог на добавленную стоимость, 
  • акцизы, 
  • таможенные пошлины и сборы. 

Та­мо­жен­ная пошлина — налог, взи­ма­е­мый с вла­дель­ца то­ва­ра при пересечении гра­ни­цы (экспорте или им­пор­те товара).
По характеру ставок различают:

  • регрессивные налоги (ставки снижаются при возрастании налоговой базы), 
  • пропорциональные (ставки не зависят от величины налоговой базы),
  • прогрессивные (ставки увеличиваются при возрастании налоговой базы). 

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: 

  • федеральные (налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль(доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, государственная пошлина) 
  • региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) 
  • местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор)  

Граждане РФ могут рассчитывать на получение социального налогового вычета. Для него необходимо одно из следующих оснований: получение образования, оплата лечения, наличие ребенка и так далее. ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ Предыдущая публикация Следующая публикация

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/economicege/29-212-rol-gosudarstva-jekonomike-teorija-egje-po-obschestvoznaniju-2019.html

Функции государства в национальной экономике

2.2.1. Задачи и функции государства по регулированию национальной экономики

В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным – выполнять определенные функции.

Классическими функциями,которые реализует государство в национальной экономике, являются:

1) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов;

2) формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства;

3) искусственное распределение и перераспределение ресурсов – национального богатства;

4) создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей.

Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики они существенным образом отличаются от классических функций.

Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от тех, которые реализуют другие экономически развитые государства.

Одна из основных их особенностей состоит в том, что изменение существовавшего ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых.

В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:

1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики;

2) перераспределяет ресурсы;

3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы;

4) стабилизирует ситуацию;

5) создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повс

Индикативное планирование

Индикативное планирование — «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)».

В рыночной экономике индикативное планирование — метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования.

Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено.

Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с

региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы. Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования. Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др. Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана.

Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах.

Отсюда вытекает одна из главных задач — создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий.

Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно.

Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер.

Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

Предыдущая24252627282930313233343536373839Следующая

Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 426; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-48060.html

Refpoeconom
Добавить комментарий