2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория

Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория

2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория

Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Составьте экономический кроссворд с именами известных ученых-экономистов

Сюжеты для небольшого рассказа на конкурс

«Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» (П. А. Столыпин).

«Наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать силу в русских национальных началах» (П. А. Столыпин).

В данной лекции рассматривается широкий круг проблем, связанных с выяснением предмета экономической теории. К ним относятся:

– предмет и метод экономической теории;

– функции экономической теории;

– модели человека в экономической науке.

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений, каждое из которых представлено одним из трех названий: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Конечно, выбор момента, когда «началась» научная политическая экономия, условен. Элементы экономической теории и связанные с ними представления о хозяйственном поведении человека (типа: покупать дешево, а продавать дорого) встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов.

Но эти наблюдения не выходят за рамки житейских представлений и не являются экономической наукой. Для создания систематической экономической науки в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей.

Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования. Не случайно Р.

Люксембург заметила: «Политическая экономия – удивительная наука, трудности и разногласия начинаются уже с первых шагов… с самого элементарного вопроса: каков, собственно, предмет этой науки» (Люксембург Р. Введение в политическую экономию. М., 1960. С. 27).

Причина разногласий на самом деле достаточно прозрачна. Она кроется, с одной стороны, в идеологической ориентации исследователя, в его целях и намерениях.

С другой стороны, в подвижности и изменчивости самого объекта анализа политической экономии – хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете.

Поэтому экономические теории не относятся к числу долгожителей.

Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.

Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве.

Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.

Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения.

Наряду с определением политической экономии как науки о богатстве существовали и другие мнения. Так, представители «исторической школы» (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве.

Они отстаивали приоритет национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки.

Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление.

Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистический способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

Эти идеи Маркса в какой-то мере послужили основой появившихся в 20-е гг. XX в. взглядов советских экономистов на политическую экономию как науку, изучающую только товарно-капиталистические отношения.

Возникновение капитализма считалось ее началом, а исчезновение этого способа производства должно было означать и конец политической экономии. Поскольку Октябрьская революция 1917 г.

в России привела к низвержению капитализма, то и политическая экономия, по мнению авторов данной концепции, исчерпала себя. Такой точки зрения придерживались Р. Гильфердинг, Р. Люксембург, Н. Бухарин и др.

Ограничение предмета политэкономии изучением только капиталистического способа производства подверглось критике со стороны B.И. Ленина. Поэтому начиная с 30-х гг. XX в. в советской экономической литературе стал обсуждаться вопрос не о конце политической экономии, а о ее понимании в узком и широком смыслах слова.

Узкое толкование предмета означало изучение производственных отношений лишь одного способа производства – капиталистического. Политэкономия в широком смысле трактовалась как наука, изучающая различные типы отношений, имевших место в истории развития общества.

Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия».

Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К.

Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как «политическую», внедрив приоритет классового подхода.

Интересно отметить, что официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Христиан Август Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской академии наук. В 1805–1806 гг.

был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный все тем же Шлецером, под названием «Национальные основания государственного хозяйства, или Науки о народном богатстве». Интересно отметить, что в словаре В. Даля понятия «государственное хозяйство» и «политическая экономия» тоже отождествляются (Даль В. Толковый словарь: В 4-х т. М.

: Русский язык, 1991. C.557).

Закончилась же политическая экономия в наши дни, в последнем году XX в. решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России, исключившим политическую экономию из перечня экономических специальностей.

Конец XIX – начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями.

Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс». Сто лет назад, в 1902 г., Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля.

С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

В англо-американской литературе «экономикс» и политическая экономия рассматриваются как синонимы. Однако между политической экономией и экономиксом имеются значительные смысловые различия. Так, А. Маршалл определил предмет экономикса как:

Исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия.

Самуэльсон приводит шесть определений, среди которых выделяет следующее:

Экономикс – это наука о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьми.

Макконелл К. Ф. и Брю С. Л. пишут:

Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.

По мнению Т. Мэнкью:

Экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами.

Экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Политэкономия и экономикс имеют разные методологические корни.

Политическая экономия, начиная с А. Смита и заканчивая К. Марксом, основывала свой анализ на философском методе. Более того, теоретическая экономия (политэкономия) вышла из философии. Согласно классической философии, познание мира человеком имеет задачу проникновения в сущностный мир, а не сводится к анализу внешних явлений (явленческих).

Из этой же идеи исходила и классическая политическая экономия, которая базирует свои концепции на таком фундаментальном понятии, каким является стоимость (затраты труда), выражающая не явлен-ческое, а сущностное начало.

Наличие понятия стоимости – верный признак классичности науки. Наоборот, отсутствие фундаментального понятия стоимости свидетельствует о неклассичности теоретической концепции. Современный экономикс – характерное неклассическое знание.

Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним.

Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс – теория рыночной организации общественного производства.

А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена – главное «божество» и «боль» экономикса, ее «основной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется.

Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс представляет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п.

Но графическое описание предмета – это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинно-следственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который экономикс не берется.

Но было бы неправильно отрицать позитивные черты в методологии экономикса. В характеристике отдельных аспектов экономической жизни в нем имеются тонкие и глубокие исследования. Более того, классический подход по сравнению с экономиксом иногда выглядит анахронизмом, заслуживающим лишь академического внимания.

Суммируя различия двух ветвей экономической науки, можно сделать следующие обобщающие выводы:

– политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономикса ключевой категорией является цена;

– политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность и складываются в обществе экономические отношения между индивидами, группами и классами.

Экономикс – социально нейтральная дисциплина. Ее основная проблема – экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов.

Поэтому главная задача экономикса – поиски равновесия между спросом и предложением;

– политэкономические исследования основаны на воспроизведенном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, распределение, обмен и потребление. В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях – микро– и макроэкономики.

Классическая политическая экономия известна с 1777 г. (со времени выхода в свет «Богатства народов» А. Смита), марксистская – с 1867 г. (с момента опубликования первого тома «Капитала» К. Маркса), экономикс – с 1902 г. (с первых лекций А. Маршалла). Их возраст – 230, 130 и 100 лет соответственно.

Это значит, что экономикс, будучи самой молодой, отнюдь не является новейшей ветвью в экономической науке. Общим у них является и то, что и политическая экономия, и экономикс несмотря на различные подходы к изучению хозяйственной жизни общества (сущностный – в политэкономии и функциональный – в экономиксе), основаны и функционируют на одной и той же парадигме А.

Смита и исследуют один и тот же тип хозяйства – индустриально-рыночный.

Социальная востребованность и значимость каждой из них определяются прежде всего состоянием общества. Не случайно расцвет политической экономии приходится на период становления и развития капитализма. В дальнейшем оказался востребованным экономикс.

В период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникают новые вопросы, которые не входили в область ее интересов еще несколько десятилетий назад. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономикса.

Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Она является учебной дисциплиной нейтральной по форме и собирательной по существу.

Это значит, что экономическая теория как учебная дисциплина «явочным порядком» объединила обе ветви экономической науки, вобрав в себя «рациональные зерна» каждой из них.

Она призвана дать ответы на новые вопросы, которые встают перед наукой на новом витке развития экономики, на стадии постиндустриального общества, наиболее распространенной социально-экономической формой которого является смешанная рыночная экономика. Именно она становится объектом изучения экономической теории.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_60944_evolyutsiya-idey-o-predmete-ekonomicheskoy-nauki-politicheskaya-ekonomiya-ekonomiks-ekonomicheskaya-teoriya.html

Основные этапы развития экономической теории: Экономика (экономия)

2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория

1 Основные этапы развития экономической теории: Экономика (экономия) — IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия — XVI – XIX вв. Экономикс — XIX – XX вв. Экономика (экономия) — IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия — XVI – XIX вв. Экономикс — XIX – XX вв.

2 Основные этапы развития экономической теории: экономия Экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Возникла в античном обществе, получила дальнейшее развитие в эпоху Средневековья.

Термин «экономия» был предложен греческим мыслителем Ксенофонтом ( гг. до н.э.). Экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Возникла в античном обществе, получила дальнейшее развитие в эпоху Средневековья.

Термин «экономия» был предложен греческим мыслителем Ксенофонтом ( гг. до н.э.).

3 Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 1. Аристотель ( гг. до н.э.). Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономия» — хозяйство ради самообеспечения, «хрематистика» — хозяйство с целью обогащения.

Исследуемые проблемы: взаимосвязь экономики и хрематистики; проблема справедливой цены; роль денег в экономике. Основные представители: 1. Аристотель ( гг. до н.э.). Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономия» — хозяйство ради самообеспечения, «хрематистика» — хозяйство с целью обогащения.

Исследуемые проблемы: взаимосвязь экономики и хрематистики; проблема справедливой цены; роль денег в экономике.

4 Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 2. Римские агрономы: Катон (234–149 гг. до н.э.) Варрон (116–27 гг. до н.э.) Колумелла (I в н.э.).

Исследуемая проблема: Организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств. Основные представители: 2. Римские агрономы: Катон (234–149 гг. до н.э.) Варрон (116–27 гг. до н.э.) Колумелла (I в н.э.).

Исследуемая проблема: Организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств.

5 Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 3. Фома Аквинский ( гг. н.э.) Рассматривал экономические проблемы с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага.

Исследуемые проблемы: естественное и искусственное богатство, оценка различных видов деятельности значение труда и его виды проблема справедливой цены. Основные представители: 3. Фома Аквинский ( гг. н.э.) Рассматривал экономические проблемы с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага.

Исследуемые проблемы: естественное и искусственное богатство, оценка различных видов деятельности значение труда и его виды проблема справедливой цены.

6 Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления капитализма и укрепления централизованных государств (XVI – XVII вв.

) Автор термина «политическая экономия» — Антуан де Монкретьен ( ) Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления капитализма и укрепления централизованных государств (XVI – XVII вв.

) Автор термина «политическая экономия» — Антуан де Монкретьен ( )

7 Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 1. Меркантилизм (XVI — XVIII вв.). Основной формой богатства меркантилисты считали золото и серебро, а основной источник его накопления видели в активной внешней торговле. Стадии развития меркантилизма: ранний меркантилизм (монетаризм) — XVI в.

поздний меркантилизм (мануфактурный) — XVII в. Практическим воплощением идей меркантилистов стала протекционистская политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка в целях максимально возможного накопления богатства нации. Основные школы: 1. Меркантилизм (XVI — XVIII вв.).

Основной формой богатства меркантилисты считали золото и серебро, а основной источник его накопления видели в активной внешней торговле. Стадии развития меркантилизма: ранний меркантилизм (монетаризм) — XVI в. поздний меркантилизм (мануфактурный) — XVII в.

Практическим воплощением идей меркантилистов стала протекционистская политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка в целях максимально возможного накопления богатства нации.

8 Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 2. Экономическая школа физиократов (XVIII в.). Источник богатства нации и прироста капитала — чистый доход, возникающий в земледелии как дар природы.

Глава школы физиократов — Франсуа Кенэ ( ) — создал первую макроэкономическую модель, отражающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (земледельцы), классом земельных собственников и непроизводительным (все лица, не связанные с земледелием). Основные школы: 2.

Экономическая школа физиократов (XVIII в.). Источник богатства нации и прироста капитала — чистый доход, возникающий в земледелии как дар природы.

Глава школы физиократов — Франсуа Кенэ ( ) — создал первую макроэкономическую модель, отражающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (земледельцы), классом земельных собственников и непроизводительным (все лица, не связанные с земледелием).

9 Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Источник богатства нации и накопления капитала находится в сфере производства.

Существуют «естественные законы экономики» Естественным состоянием экономики является либерализм, взаимодействие индивидов регулируется «невидимой рукой» Концепция «экономического человека» Интересы общества есть сумма интересов отдельных лиц В экономике существует свободная конкуренция, текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы Основные школы: 3.

Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Источник богатства нации и накопления капитала находится в сфере производства.

Существуют «естественные законы экономики» Естественным состоянием экономики является либерализм, взаимодействие индивидов регулируется «невидимой рукой» Концепция «экономического человека» Интересы общества есть сумма интересов отдельных лиц В экономике существует свободная конкуренция, текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы

10 Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.

) Адам Смит ( ) Давид Рикардо ( ) Жан Батист Сэй ( ) Джон Стюарт Милль ( ) Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.

) Адам Смит ( ) Давид Рикардо ( ) Жан Батист Сэй ( ) Джон Стюарт Милль ( )

11 Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 4. Марксизм (вторая половина XIX века) Основоположники: К.Маркс ( ) и Ф.Энгельс ( ).

Основные достижения: теория прибавочной стоимости; изучение сущности капитала и капиталистического хозяйства; исследование динамики экономической системы, теория общественно-экономических формаций. Основные школы: 4. Марксизм (вторая половина XIX века) Основоположники: К.Маркс ( ) и Ф.Энгельс ( ).

Основные достижения: теория прибавочной стоимости; изучение сущности капитала и капиталистического хозяйства; исследование динамики экономической системы, теория общественно-экономических формаций.

12 Основные этапы развития экономической теории: экономикс Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов Возникла в последней трети XIX века Автор термина «экономикс» – Альфред Маршалл ( ). Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов Возникла в последней трети XIX века Автор термина «экономикс» – Альфред Маршалл ( ).

13 Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 1. Маржинализм (последняя треть XIX века) Маржиналисты перешли от исследования проблем формирования богатства нации к исследованию поведения отдельных экономических субъектов.

Основное внимание уделяли не производству, а распределению и обмену. Все экономические процессы рассматривали со стороны субъективных оценок индивидов, в первую очередь — потребителей. Создали теорию предельной полезности как основы ценности и цены благ. Основные школы: 1.

Маржинализм (последняя треть XIX века) Маржиналисты перешли от исследования проблем формирования богатства нации к исследованию поведения отдельных экономических субъектов. Основное внимание уделяли не производству, а распределению и обмену.

Все экономические процессы рассматривали со стороны субъективных оценок индивидов, в первую очередь — потребителей. Создали теорию предельной полезности как основы ценности и цены благ.

14 Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 2.

Неоклассическая школа (конец XIX – первая треть XX века) Основные достижения: изучение мотивов и механизма поведения потребителей и производителей на различных рынках теория ценообразования – цена как результат взаимодействия спроса и предложения теория денег теория процента теория благосостояния. Основные школы: 2.

Неоклассическая школа (конец XIX – первая треть XX века) Основные достижения: изучение мотивов и механизма поведения потребителей и производителей на различных рынках теория ценообразования – цена как результат взаимодействия спроса и предложения теория денег теория процента теория благосостояния.

15 Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 3. Кейнсианство ( гг.) Основоположник – Дж.М.Кейнс ( ) Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономического анализа. Его представители перешли к анализу агрегированных рынков и совокупных величин.

Кейнс утверждал, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, экономика не может самостоятельно достичь равновесия и нуждается во вмешательстве государства. Основные школы: 3. Кейнсианство ( гг.) Основоположник – Дж.М.

Кейнс ( ) Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономического анализа. Его представители перешли к анализу агрегированных рынков и совокупных величин.

Кейнс утверждал, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, экономика не может самостоятельно достичь равновесия и нуждается во вмешательстве государства.

16 Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 4. Неолиберальное направление (1930 – 1990 гг.) Данное направление рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Основные школы этого направления: неолиберализм монетаризм теория рациональных ожиданий Основные школы: 4. Неолиберальное направление (1930 – 1990 гг.) Данное направление рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Основные школы этого направления: неолиберализм монетаризм теория рациональных ожиданий

17 Основные этапы развития экономи- ческой теории: институционализм Развитие институционализма – конец XIX в. – наст. время Институционализм рассматривает экономическую деятельность людей и процесс социально-экономического развития общества в целом как результат действия институтов. Институт — совокупность правовых норм, обычаев, привычек.

Институционализм отрицает существование «рационального человека», цели и предпочтения субъектов формируются обществом и его институтами. Экономика — часть социальной системы, экономические процессы включают в себя и неэкономические факторы. Развитие институционализма – конец XIX в. – наст.

время Институционализм рассматривает экономическую деятельность людей и процесс социально-экономического развития общества в целом как результат действия институтов. Институт — совокупность правовых норм, обычаев, привычек. Институционализм отрицает существование «рационального человека», цели и предпочтения субъектов формируются обществом и его институтами.

Экономика — часть социальной системы, экономические процессы включают в себя и неэкономические факторы.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/656254

Refpoeconom
Добавить комментарий