19. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?

Скачать учебник Бартенева С.А.

19. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ1. КАКОВ ПРЕДМЕТ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»?2. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КУРС «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»? КАКОВО ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ?3. ПОД ВЛИЯНИЕМ КАКИХ ФАКТОРОВ ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИСТОВ?4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ.5.

КАК РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ «СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЫ» АРИСТОТЕЛЬ В ДОШЕДШЕМ ДО НАС ТРАКТАТЕ?6. ФОМА АКВИНСКИЙ О «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЕ И БОГАТСТВЕ.7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И НОРМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ПРАВДЕ.8. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕРКАНТИЛИЗМА – ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ.10. В ЧЕМ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ» — Ф. КЕНЭ?11.

ПО МНЕНИЮ МЕРКАНТИЛИСТОВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СПОСОБСТВУЕТ УМНОЖЕНИЮ БОГАТСТВА НАЦИИ. НАСКОЛЬКО СПРАВЕДЛИВО ДАННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ?12. ЧТО ПРЕДЛАГАЛ И. Т. ПОСОШКОВ В «КНИГЕ О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ»?13. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ АФОРИЗМ У. ПЕТТИ «ТРУД ЕСТЬ ОТЕЦ БОГАТСТВА, А ЗЕМЛЯ – ЕГО МАТЬ».14. ПОЧЕМУ МЫ И СЕГОДНЯ ОБРАЩАЕМСЯ К КЛАССИКАМ, К РАБОТАМ А.

СМИТА, Д. РИКАРДО, ДЖ. С. МИЛЛЯ?15. КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РОСТА БОГАТСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО ВЗГЛЯДАМИ А. СМИТА, Д. РИКАРДО?16. В ТРУДЕ А. СМИТА МОЖНО НАЙТИ НЕ ОДНУ, А НЕСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЙ СТОИМОСТИ. ОБРИСУЙТЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ.17. ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ А. СМИТ, ФОРМУЛИРУЯ ПОЛОЖЕНИЕ О «НЕВИДИМОЙ РУКЕ» ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ?19. ПО МНЕНИЮ Д.

РИКАРДО, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ – ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКТА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ. КАК РЕШАЛ РИКАРДО ЭТУ ЗАДАЧУ?20. С ИМЕНЕМ Д. РИКАРДО СВЯЗЫВАЮТ СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ РЕНТЫ. КАК ОБОСНОВЫВАЕТ ОН ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ?21. СРАВНИТЕ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК Д. РИКАРДО С ПРИНЦИПОМ АБСОЛЮТНЫХ ИЗДЕРЖЕК А.

СМИТА (ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ).22. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНУЮ ЗАСЛУГУ А. СМИТА И Д. РИКАРДО – ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ?23. ДЖ. С. МИЛЛЬ ПРЕДПОЛАГАЛ НАПИСАТЬ ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ «БОГАТСТВА НАРОДОВ». В КАКОЙ МЕРЕ УДАЛОСЬ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАМЫСЕЛ?24. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИНУТУЮ Т. МАЛЬТУСОМ В ЕГО ИЗВЕСТНОМ ТРУДЕ.

КАК ТРАКТУЕТСЯ ОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?25. Ж.-Б. СЭЙ ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК АВТОР ФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ?27. ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ВЫСКАЗАЛ ИДЕИ, ВОШЕДШИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ В ТЕОРИЮ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, НЕМЕЦКИЙ ЭКОНОМИСТ Г. ГОССЕН. ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНЫ ДВА ЗАКОНА; В ЧЕМ ИХ СУЩЕСТВО?29.

ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО «ТЕОРИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК» Ф. ВИЗЕРА.30. ЧТО ТАКОЕ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА? ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ?31. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, ОБОСНОВАННЫЙ А. МАРШАЛЛОМ?32. ДАЙТЕ ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А. МАРШАЛЛА.33. КАК СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Б.

КЛАРКА РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОХОД МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ?34. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ДИВИДЕНДА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ А. ПИГУ.35. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА.36. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИСХОДЯ ИЗ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА?37.

РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ «ОПТИМУМА ПАРЕТО».38. КАКИЕ ИДЕИ ОБОСНОВЫВАЛ Ф. ЛИСТ В КНИГЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»?

39. ПОЧЕМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ К НЕТРАДИЦИОННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ?

41. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ИДЕИ, ВЫДВИНУТОЙ Т. ВЕБЛЕНОМ:«ИНСТИТУТЫ – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ».42. В ЧЕМ СОСТОИТ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТРУДА У. МИТЧЕЛЛА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПРОБЛЕМА И ЕЕ ПОСТАНОВКА»?43. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ, ВЫДВИНУТОЙ С. СИСМОНДИ?44. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СЕН-СИМОНА – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.45.

В ЧЕМ СОСТОЯТ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТEOРИИ К. МАРКСА?46. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА В ТРАКТОВКЕ К. МАРКСА.47. К. МАРКС: ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ.48. Э. БЕРНШТЕЙН: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕФОРМИЗМ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗМА.49. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.).50.

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г. В. ПЛЕХАНОВА.51. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ В. И. ЛЕНИНА.52. В ЧЕМ СУТЬ «ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» И. ШУМПЕТЕРА?53. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ «СПОНТАННОГО»ПОРЯДКАМ Ф. ХАЙЕКА.54. К. КАУТСКИЙ, Р. ГИЛЬФЕРДИНГ – ТЕОРЕТИКИ «ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА».55. ЧТО ПОНИМАЛ ДЖ. М. КЕЙНС ПОД ЭФФЕКТИВНЫМ СПРОСОМ?56.

ОТ ЧЕГО СОГЛАСНО ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА ЗАВИСИТ ДИНАМИКА ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ?57. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ «ОСНОВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА» ДЖ. М. КЕЙНСА.58. ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ? КАКУЮ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ В ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА?59. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КОНЦЕПЦИИ, ВЫДВИНУТОЙ ДЖ. М. КЕЙНСОМ, ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ТЕОРИЙ?60.

ПОЯСНИТЕ, В ЧЕМ СМЫСЛ ИДЕИ «НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА», ВЫДВИНУТОЙ П. САМУЭЛЬСОНОМ.61. КАК МЕНЯЮТСЯ ФОРМЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОГЛАСНО ТЕОРИИ «НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ» ДЖ. РОБИНСОН?62. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОДХОДА К АНАЛИЗУ «МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ» Э. ЧЕМБЕРЛИНА ОТ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. РОБИНСОН?63. СУЩЕСТВО И ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ IS–LM, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ДЖ. ХИКСОМ.64.

ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ОДНОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ Р. ХАРРОДА И Е. ДОМАРА.65. КАКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОТРАЖАЕТ УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И. ФИШЕРА?66. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ М. ФРИДМЕНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ.67. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ «ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» М. ФРИДМЕНА?68. В ЧЕМ СОСТОЯТ МОНЕТАРИСТСКИЕ РЕЦЕПТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ?69. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КРИВОЙ И ЭФФЕКТА А. ЛАФФЕРА.70.

КАКИЕ ВЫВОДЫ СЛЕДУЮТ ИЗ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ?71. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ДЖ. БЬЮКЕНЕНА?73. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ И ОБЩЕСТВО «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» (Д. БЕЛЛ И Э. ТОФФЛЕР).74. КАК ПРЕДЛАГАЕТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ «ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ» Р. КОУЗ?75. СТАНОВЛЕНИЕ ШВЕДСКОЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ.77. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ В.

ОЙКЕНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ.78. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕФОРМА Л. ЭРХАРДА.79. Г. БЕККЕР: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.80. В ЧЕМ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ НУЛЕВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА?81. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ, ИЗ КОТОРЫХ ИСХОДЯТ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ?82. ПОЯСНИТЕ СВЯЗЬ ИЗДЕРЖЕК С ФАКТОРНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ В ТЕОРИИ Э.

ХЕКШЕРА–Б. ОЛИНА.83. КАКУЮ РОЛЬ В ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИГРАЕТ ВЫДВИНУТОЕ М. ПОРТЕРОМ ПОЛОЖЕНИЕ О «НАЦИОНАЛЬНОМ РОМБЕ»?84. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. Ю. ВИТТЕ.85. М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.86. АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕМЕЙНОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ТРУДАХ А. В. ЧАЯНОВА.88. Л. Н.

ЮРОВСКИЙ: КОНЦЕПЦИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ.89. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. РАБОТЫ В. К. ДМИТРИЕВА, Е. Е. СЛУЦКОГО.90. «ТЕКТОЛОГИЯ» А. А. БОГДАНОВА: ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.91. Л. В. КАНТОРОВИЧ: РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.92. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ 50 – 90 ГГ.93.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ «ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»: ДИСКУССИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА.94. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.95. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Источник: https://www.vse-ychebniki.ru/istoriya-ekonomiki-uchebnik/bartenev-s-a-istoriya-ekonomicheskix-uchenij/

Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах — файл n1.doc

19. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?
приобрести
Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах
скачать (230.1 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc808kb.23.06.2006 10:52скачать

Как известно, Д. Рикардо последовательно придерживался трудо­вой теории стоимости.

Труд имеет свою цену, которая, по его мнению, определяется стоимостью жизненных средств, требуемых для содер­жания рабочего и его семьи. Изменение заработной платы не влияет на стоимость (и цену) производимых продуктов. Изменяется лишь соотношение между размером заработной платы и прибыли, получае­мой предпринимателем: «Все, что увеличивает заработную плату, не­обходимо уменьшает прибыль».

Таким образом, заработная плата и прибыль находятся в обратной взаимосвязи. Что касается ренты, то она носит дифференцированный характер; ее получают владельцы лучших участков, более плодородных земель.

Но источником ренты служит не плодородие земли, а труд, затрачи­ваемый на производство хлеба и других сельскохозяйственных про­дуктов.

Избыток продукции, получаемый на лучших землях, транс­формируется в ренту, уплачиваемую собственнику земли (подробнее о ренте – в ответе на вопрос 20).

Рикардо стремился определить динамику доходов, получаемых тремя основными классами. С развитием производства реальная зара­ботная плата остается неизменной (она обусловлена стоимостью средств существования). Рента растет, так как хорошие земли ограни­чены, в производство вовлекаются все худшие земли, а цена хлеба оп­ределяется затратами на наихудших землях. Уровень прибыли падает: «Прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с про­грессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего и большего труда». По­вышение заработной платы (номинальной) не повышает цены това­ров, но неизменно понижает прибыль. Рикардо придерживался принципа, получившего впоследствии на­звание «железного закона» заработной платы. Она удерживается в пределах жесткого физического минимума. Ибо в случае его пре­вышения начинает увеличиваться рождаемость, растет предложение на рынке труда, и плата за труд неизбежно снижается до весьма низко­го, физического минимума. Концепция распределения доходов, выдвинутая Рикардо, по­служила исходным пунктом для последующих разработок. Этой проблемой занимались К. Маркс, Дж. Б. Кларк, К. Визер, А. Пигу, Дж. М. Кейнс, И. Шумпетер и другие экономисты. Проблема оптимального распределения общественного продукта – одна из наиболее сложных, многоаспектных и противоречивых. Ее реше­ние связано с эффективностью экономики, ее социальной структурой, целевым назначением. Проблема распределения – экономическая и вместе с тем этическая. Не случайно она до сих пор не имеет однозначно­го решения, порождает острые споры. Существует несколько направле­ний исследований. При этом каждое выявляет необходимые факторы, которые следует принимать в расчет, чтобы прийти к более точному по­ниманию распределения в современных экономических системах.
Рикардо показал неправомерность утверждений физиократов, будто рента (чистый продукт) является даром природы.Он обратил внимание и на неточность в трактовке Смита, который допускал, что часть дохода, полученного в земледелии, обязана своим происхождени­ем силам природы. Природа, доказывает Рикардо, в создании ренты не участвует и не определяет уровень цен. Источником ренты является не плодородие земли, а труд работников, занятых в сельском хозяйстве. Стоимость хлеба и другой сельскохозяйственной продукции опре­деляется затратами труда на относительно худших участках земли. Это регулирующая цена. По ней продается продукция (одинакового каче­ства), получаемая и на других, средних и лучших землях. На землях более плодородных образуется избыток продукции, который и стано­вится источником рентного дохода собственников земли (рис. 2). Цена зерна

худшие средние лучшие

Земельные участки

Рис. 2. Образование ренты по теории Рикардо:

заштрихованные области – издержки, светлые – рента

Земельные участки обладают неодинаковой продуктивностью. Поэтому издержки на производство центнера зерна также неодинако­вы: самые высокие – на худших участках. Поскольку зерно продается на рынке по единой цене, то владельцы лучших и средних участков получают дополнительный доход (ренту) в виде разницы между ценой и издержками. Владельцы худших участков ренты не получают. Здесь цена совпа­дает с издержками. Итак, предпосылки образования ренты: – ограниченность земли при сохранении спроса на сельскохозяй­ственные продукты; – цена на хлеб не может опуститься ниже уровня издержек на худших землях; – ренту получают собственники земли. Земельная рента – плата за фактор производства (это своего рода незаработанный доход). При отсутствии земельных собственников ренту получает фермер. Рента создается не в результате «щедрости» природы, а в результа­те ее «бедности», недостатка богатых и плодородных участков земли. Потребности в сельскохозяйственных продуктах растут (что связано с увеличением численности населения), и в сельскохозяйственный обо­рот вовлекаются все новые и новые земли. Цена продуктов, произво­димых на этих землях, неизбежно повышается, в итоге растет рента. Механизм образования и присвоения ренты связан с тем, что земля является собственностью ее владельцев. «Цена хлеба нисколь­ко не понизилась бы, если бы даже землевладельцы отказались от всей своей ренты». В этом случае рента досталась бы фермерам, а затраты на производство хлеба и цена хлеба сохранились бы на преж­нем уровне. Теория ренты Рикардо имела (особенно для того времени) практи­ческое значение. Обосновываемые им положения были направлены против установления высоких пошлин на хлеб. Впоследствии эта ка­тегория претерпела известную трансформацию и стала рассматри­ваться в более широком плане как дополнительный доход, образуе­мый не только в сельскохозяйственном производстве. При определении преимуществ внешнеторговых связей одним из основных критериев служат цены. При сравнении внутренних и миро­вых цен оказывается, что экспортерам выгоднее продавать свою про­дукцию в том случае, если внутренние цены ниже мировых цен. Отсю­да Смит приходит к заключению, что специализироваться надо на той продукции, в производстве которой страна обладает абсолютным пре­имуществом перед другими странами. Во внешней торговле следует придерживаться того же принципа, которого придерживаются в каж­дом семейном хозяйстве. «То, что представляется разумным в образе действия любой част­ной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевст­ва. Если какая-нибудь чужая страна может снабжать нас каким-ни­будь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изго­товлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом». А. Смит выступает против меркантилистов, против ограничений торговли. Он обосновывает принцип, согласно которому следует импортиро­вать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспорти­ровать те товары, издержки производства которых ниже у экспортера. А как быть, если страна не располагает абсолютным преимущест­вом? Будет ли для нее возможным участвовать во внешнеторговом обмене? Окажется ли торговля выгодной для обеих сторон? Д. Рикардо в отличие от Смита считал, что предпосылкой для международного обмена не обязательно служат различия абсолютных издержек. Достаточно, чтобы отличались сравнительные издержки. Хотя издержки производства сукна в Англии несколько выше, чем в Португалии, Англии все равно выгодно экспортировать сукно, а Пор­тугалии – его покупать (хотя у нее издержки несколько ниже). Со своей стороны Португалия будет заниматься экспортом вина, произ­водство которого там дешевле, чем в Англии. В обмен на вино Португалия получит больше сукна из Англии, нежели бы она производила его сама. Внутри одной страны такой картины не будет, ибо там существует свободный перелив капитала. А во внешней торговле она вполне есте­ственна. Выгодность торговли устанавливается на основе различий в отно­сительных издержках. Выгода состоит в том, что посредством специа­лизации страна получит больше товаров лучшего качества, чем могло быть произведено внутри страны при тех же затратах. Практически специализация производства выгодна для любой страны.

В дальнейшем экономисты, занимавшиеся проблемами внешней торговли, модифицировали теорию сравнительных издержек Рикардо (см. вопросы 81, 82).

19. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?

Источник: https://nashaucheba.ru/v33546/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2_%D1%81.%D0%B0._%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%85_%D0%B8_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85?page=5

Refpoeconom
Добавить комментарий