18.1. Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики

18.1. Роль фискальной политики в государственном регулировании

18.1. Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики

Использование возможностей правительства расходовать средства государственного бюджета и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. fiscus — государственная казна).

Фискальная политика преследует следующие цели: 1) ликвидация безработицы; 2) борьба с инфляцией; 3) стабилизация экономического развития; 4) антициклическое регулирование экономики; 5) стимулирование экономического роста; 6) достижение внешнеторговой сбалансированности.

В период экономического спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику, которая включает увеличение государственных расходов или снижение налогов либо сочетание этих мер. Другими словами, при сбалансированном бюджете фискальная политика должна быть направлена в сторону дефицита федерального бюджета в период спада.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция — это сдерживающая фискальная политика. Она включает уменьшение государственных расходов или увеличение налогов либо сочетание того и другого.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо федерального бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией. В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики.

Центральная идея кейнсиан- ской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и одним из слагаемых ее развития. Поэтому Д ж. М. Кейнс рассматривал сокращение налогов как основной фактор росы совокупного спроса и соответственно роста реального ВНП. Согласно теории монетаризма (М. Фридмен, Ф. Кейган, А. Мельтцер, Ф.

Хайек; !!)70—1980-е гг.) налоги наряду с другими компонентами воздействуют на денежное обращение, через них изымается излишнее количество денег. Гсм самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. Геория экономики предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс; 1970—1980-е гг.

), в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования экономики. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский жономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок. Эффект Лаффера. Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 18.1). Общая

Рис. 18.1. Эффект Лаффера

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки: • ставка налога равна нулю — поступлений в бюджет нет; • ставка налога равна 100% — поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в теневую экономику). При всех остальных значениях г налогоплательщики будут платить налоги, а государство — их получать; • точка А — при определенном значении га достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а га считается оптимальным уровнем ставки

налога, Г — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с гя, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е.

при гь > ra, Th < Г, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности. Итак, суть эффекта Лафферазаключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке Б), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (га) в краткосрочный период приве дет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из теневой к легальную экономику. Иными словами, если ставки завышены, то подры ваются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в теневую экономику. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с эффектом Лаффера). Для анализа воздействия фискальной политики на объем национального производства воспользуемся рис. 18.2. Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия фискальной политики на совокупный спрос, а именно: допустим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос; государственные расходы не влияют на потребление

Рис. 18.2. Влияние расходов на объем национального производства

и инвестиции; чистый экспорт равен нулю. Начнем с анализа влияния I осударственных расходов на совокупный спрос. Вспомним график со- иокупных расходов (потребление + инвестиции, или С + /). Введение в жономический анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (С + I) вверх и вызывает рост величины валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии биссектрисы. Мультипликатор государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ИНП в результате изменения государственных расходов: АВНП ДВНП = MPе х AG, (18.1) 8 AG g где AG — государственные расходы; MP — мультипликатор государственных расходов. Количественно мультипликатор государственных расходов можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (МРС):

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины).

Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.

При постоянных I и G график совокупных расходов (С + / + G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз, что иллюстрирует рис. 18.3. Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.

Вместе с тем влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения.

Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения. Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умно

Рис. 183. Влияние налогов на объем национального производства

жить сумму приращения (AT) на МРС, или АС = AT х МРС. Аналогично этому умножение суммы налогового приращения на величину MPS покажет уменьшение сбережения в результате введения дополнительного налога, или AS = AT х MPS. Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликативным эффектом. Но налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на величину ВНП. Налоговый мультипликатор количественно равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС: МР = МРС МРС 1 -МРС МРС (18.3) Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового национального продукта.

Источник: Е. Н. Лобачева. Экономическая теория. 2012

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/181-rol-fiskalnoy-politiki-gosudarstvennom-25206.html

Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

18.1. Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики

ВВЕДЕНИЕ.

Фискальная политика является очень эффективным инструментом воздействия на экономику. «Это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась», — писал Дж. М. Кейнс.

 Тем не менее, в каждой стране фискальная политика всегда активно применяется. У правительства государства нет иного выбора, кроме как стараться направлять фискальную политику в правильное русло.

Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет.

Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной и последовательной или же спонтанной и губительной для национальной экономики.

Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики.

Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер.

В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.

Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотрение фискальной политики.
    2. Изучение бюджета государства, его доходных и расходных статей.
    3. Рассмотрение воздействия государства на налогово-бюджетную политику.
    4. Оценка эффективности проведения фискальной политики Узбекистане.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает государство с целью стабилизации экономики посредством изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Фискальная политика, называемая налогово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска).

Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики.

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды форм финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом, фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики — поиск источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовывать цели экономической политики.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики, государство регулирует экономическую ситуацию в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру. Также они могут способствовать стабилизации экономической ситуации, проведению анти-циклических мер, противодействуют чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающих возникновением кризисных явлений.

Целями фискальной политики являются1:

    1. Обеспечение стабильного экономического роста, т.е. сглаживание колебаний экономического цикла.
    2. Решение проблемы полной занятости трудовых ресурсов и, соответственно, проблемы циклической безработицы.
    3. Поддержание стабильного уровня цен, т.е. борьба с инфляцией.

Обычно выделяют два вида фискальной политики:

    1. Автоматическая (не дискреционная) фискальная политика, основанная на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встраивание их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве».
    2. Дискреционная фискальная политика, представляющая собой законодательное, официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние.

Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.

Встроенный стабилизатор — это экономический «механизм», позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице), система участия в прибылях и т.п. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указаний на то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии. Существует минимальный уровень заработной платы, который устанавливается директивно и т.п.

Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать потерю устойчивости.

Так что заранее вписать в законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы, защищающие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается.

На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет собой совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение к т.н. «стабилизаторам».

Точно так же, как капитан корабля, чувствуя, что сбился с курса, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике.

Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

К числу наиболее распространенных способов осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и т.п. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей.

В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам.

Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, хотя по своей природе они не являются таковыми.

В дискреционной фискальной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране (фазы колебательного цикла).

В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах.

В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, т.е. направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.

Иными словами, применяют следующие типы дискреционной фискальной политики, в зависимости от состояния экономики2:

    1. Стимулирующая фискальная политика. Применяется при спаде. Направляется на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

      1. увеличение государственных закупок;
      2. снижение налогов;
      3. увеличение трансфертов.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов, увеличение трансфертных платежей.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей тесно связано с проведением комплексной денежно-кредитной реформы, сопровождающейся ограничительной монетарной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

    1. Сдерживающая фискальная политика. Используется при «буме». Направляется на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат:
      1. сокращение государственных закупок;
      2. увеличение налогов;
      3. снижение трансфертов.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более долгом периоде это может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития).

Особенно это опасно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально, по всем статьям бюджета, и не создаются приоритеты в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Между этими двумя курсами, зависящими от фазы экономического цикла, пролегает т.н. стабилизационный курс.

Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения. Первая цель — приблизить объем ВВП страны к его потенциальному уровню. Вторая —  удержать в допустимых пределах инфляцию. Третья – добиться высокого уровня занятости населения.

Политика стабилизации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики.

Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах: подбирать оптимальный уровень государственных расходов, поддерживать определённые (оптимальные) ставки налогов и следить за уровнем трансфертов. С другой стороны, она призвана улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Основные инструменты фискальной политики3:

    • Государственные закупки
    • Трансферты
    • Налоги

2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.

Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который, после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.), приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Государственный бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Структура государственного бюджета:

Таблица 1. Доходы и расходы государственногбюджета.

Доходы

Расходы

  1. Социальная сфера и социальная поддержка населения

Налог на прибыль ю/л

Просвещение

Налог на валовой доход предприятий  торговли и общепита

Здравоохранение и спорт

Единый налог с микрофирм, по упрощённой системе налогообложения

  1. Экономика и финансирование централизованных инвестиций

Налог на доходы ф/л

  1. органов государственной власти

Налог на добавленную стоимость

Акцизный налог

  1. Ресурсные платежи и налог  на имущество

Налог на имущество

Налог за пользование недрами

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%A4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%B2/27749_1178971_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Refpoeconom
Добавить комментарий