17.3. Финансовая политика государства

Вопрос 3. финансовая политика государства

17.3. Финансовая политика государства

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.

Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

финансовой политики включает:

• выработку научно обоснованной концепции финансов на перспективу;

• определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе;

• осуществлением практических действий для достижения поставленных целей.

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.

Виды финансового механизма:

1. Директивный: разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство.

В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

2. Регулирующий: финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такой вид характерен для организации внутрихозяйственных отношений на предприятии.

В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач ФП подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегий.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития (что наблюдается в РФ в 2006 г. , например, национальные проекты).

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Рассмотрим бюджетную политикуРоссии. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст.

170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем:

• несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;

• недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;

• избыточности долгового бремени;

• неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

• незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики, к которым относятся:

• обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

• существенное снижение относительных издержек функционирования государства;

• значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

• создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

• приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

• оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач;

• урегулирование кредиторской задолженности государства;

• четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов.

Источник: https://studopedia.su/10_67067_vopros--finansovaya-politika-gosudarstva.html

���������� �������� �����������

17.3. Финансовая политика государства

����������   ..  404  405  406   ..

����������������������� 1. ������������� ���������� � ���� ���������� �������� �����������1.1 ��������, ���� � ������ ���������� �������� �����������1.2 ����������� ���������� �������� ���������������� 2. ���� ���������� �������� �����������2.1 ������������2.2 ������������2.3 �������-���������������� 3. ���������� �������� � ���������� ��������� �� ����������� �����3.1 ���������� �������� �� � �������� �������3.2 ��������� �������� ���������� ��������� �� 2023 �������������������� �������������� ��������������������������������������� � �������� ������ ���������������� ������������ ������������ ������������ � ��������� ������ ������������ �����. �������� ���� ������������ ��������� ��������� � �����, � ����� ��������� ��������� ��������: ����, �������� ���������, �������, ������, �������� ��������� � �.�.���������� �������� � ��������� ����� ������������� �������� �����������. � ��� ���������������� ������� ����������� �������� ��������� ���������, ������������ ����� ����� ���������� ��������, �� ��������� � ����������� �������������, ��������������� �������� ������������� � �������������� ����������� �������� ���������-������������� ���������.� �� �� ����� ���������� �������� � ������������ ��������������� ����� ������������ �����������, ��������� �������� ���������� �������� ����������� � ����� ������� ������������ ������������.������ ����������� ���������� �������� ����������� ������������ �� �� ������������ ��������� �������� � ����������� ��� ���������� �����, � ����� �� ����������� �����������, ���������� �� ������������ ����� � �����.� ������ �������� ������ ����� ����������� ���������� �������� �� ����������� �����, � ������ �������, � ����� ����� �������� ��������� �������� ���������� ��������� �� 2023 ����.����� 1. ������������� ���������� � ���� ���������� �������� �����������1.1 ��������, ���� � ������ ���������� �������� ��������������������� �������� — ������������ ���������������� �������� � �������������� ���������� ��������� (��������). ���������� �������� ������������ ������������ ����� � ������� ���������� ������������ �����; ��� ��������������� ������������� ��������, ������������� � ������������� ��������������� ���������� ��������, ������������� ������� � ��������, ������������ � ���������� ���������������� �������, � ��������� �������������, � ���������� �������� ����������, � ����������� �� ���� ������������ ������.������� ��������� ���������� �������� �������� �����������. ��� ��������: ���������� ������ ������������ ��������� �������� ��������; ���������� �������� ����������� �� �������������; ������������� ����, ������������ �� ���������� ������������ �����.� �������� ��������� ������������ ���������� �������� �� ������ ����������� ���������:� ��������� ��������� ��������� ��������� ���������� ��������� ��������-�������� ��������� �������������� ������������������ �������� �������� ������ ����� ������������� ��������.���������� ���������� �������� ���������� �������, ��� ��� ���������� ������� �������� �����������:� ���������� ����� ��������� ���������� ��������, ����������� �� �������� �����������, �����, ������� �����;� �������� ����������� ����������� ���������;� ���������� ���������� ������������� ����������� � ������ ��������� ���������.������ ���������� �������� ���������� �������������� �����������, ������� ���������� ������������, ������������� ����������� ������������� �������� � ��������������� ������� ������� �����, ���������� �� ������������ ���������������� ��������� � ���������� ����� ������. ������������ � ���� ����������� ������������ ����� ������� ����������� ����� � ����� ������������� ���������� ���������. ��� ������� � ��������� ����������, �������� ����� ������������ � ������� ����������� � ������������ ������������� ���������� ��������, ������������� ������������� � ���������� ��������� � �������������� ��������� ����������� �������� ���������������� ���, ��������� ���������� � �������� ���������. ��� ��� ����������� ����� ������������� � ��������������.���������� ��������� — �������������� ���� ���������� ��������, ������������ �� ���������� �����������, ����������������� ������� ���������������� �����.���������� ������� � ��� ������� ����� ����������� ����� �������� ����������� ����������� ��������������� ���������� ������.���������� �������� �������� ��������� ������ ������������� �������� �����������. ��� ��������� ���������� �������� ������� �������� �� ���������� ������������ ������������� �������� ��������. ��� ������ ��������� ����������� ���������� � ������������� ����������, �������� ������������� � ���������� ����������� ������.���������� �������� �������� ��������� �������:� ������������������ ������������ ���������, ��������� � ��������� �������;� ������������� ��������, ��������� �� �������� � ������� ��������������� � ����������������� ��������.���� ���������� ��������:� ������������ ����, �.� ���������� ����� � ������� ������� � ���������� ��������� ������������� ����, �.�. ���������� ����� � ������� ��������� �� ��������� ������� ���������� ����, �.�. ���������� ����� � ����� ������������ ��������� (������������ ������ � ���� ���������, ���������� �����, ������������� ���������� ����).������ ���������� ��������:� ����������� ������� ��� ������������ ����������� ��������� ���������� ��������;� ������������ ������������� � ����� ������ ����������� ������������� � ������������� ���������� ��������;� ����������� ������������� � �������������� ������������� � ���������� ��������� ����������� ��������;� ��������� ����������� ��������� � ��� �������� � ������������ � ������������� ������ � �������� ���������;� �������� ����������� � ����������� ������� ������� ���������� ���������.����� ���������� �������� �������� �������� ������ ����������� ���������� ��������, ����������� ��� �������������� �������� ������������ �������� ��������. � ������������ � ���� ���������� �������� �������� ������� ������������� ������� ��� ����������� ������������������� ������������. ������� �������� ��������� ����������� ������������ ���� ������� ������� ����������� � ������ �����������, � ����� ���� ������� ��������� � ������������ ���������� ��������. ������ �������� �������� ��������� ������������� ������������� ���������� �������� ���� �� ������������� ����� ������� ������������� ������������, � ����� �� ������������ �� ������� ������������ �������������� � ����������� ��������.� �������� ���������� ���������� �������� �������� ����� ���������� ����������� �� ����������� � ������� ���������� ������� ������������� �������� � ���������, �������, ��������.1.2 ����������� ���������� �������� ���������������������� � ���������� � ��������������� ���������� ���������� �������� �������� � ��������� �����������. ���������������� ������ � ����������� � ������������� �������� ���������� �������� ��� ������������� ������ 1929 � 1933, ����������� ��� �������� ����������� �������� ������� � ����������������� ��� ��������� ������������� ����������� � ������������� �����.

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/003_lekcii_finansi_04_raznoe_/405.htm

Финансовая политика государства: содержание, задачи, типы

17.3. Финансовая политика государства

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов).

Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

· бюджетная политика

· налоговая политика

· таможенная политика

· кредитно-денежная политика

· инвестиционная политика

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика — это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Задачи финансовой политики:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

· организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

· создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Типы финансовой политики государства:

1 Классическая.До конца 20-х годов 20 в. основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей.

Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2 Регулирующая.Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике.

Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике.

В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

3 Планово-директивная.Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_43326_finansovaya-politika-gosudarstva-soderzhanie-zadachi-tipi.html

3. Финансовая политика государства

17.3. Финансовая политика государства

Финансовая политика– совокупность государственныхмероприятий по использованию финансовыхотношений для выполнения государствомсвоих функций: 1. финансовая политикаявляется частью экономической политики.В ней определяются главные направленияразвития народного хозяйства, общийобъем финансовых ресурсов, источникинаправления их использования.

Целифинансовой политики: 1. фискальная задачагосударства(сбор налогов) связана сбалансированием доходов и расходовгосударства. Механизм воздействиянагрузки на объем поступающих доходовопределяется законом Лэффера. Сутьэтого закона заключается в следующем:первоначально увеличение налоговприводит к увеличению доходов вгосударстве.

Достигается точка оптимума,которая характеризует наилучший уровеньналогового изъятия, в случае дальнейшегоповышения налогов, доходы государстваснижаются, их изъятие стремится к нулю.2. регулирование. Связано с тем, чтогосударство обладает инструментами,которые оказывают влияние на интересэкономических субъектов: государственныйкредит, бюджетные ассигнования.

Существует2 механизма финансового регулирования:1. стимулирующий. 2. рестрикционный.Стимулирующее регулирование — направленона увеличение финансовых ресурсов спомощью снижения налогов. Рестрикционное– связано с сокращением денежных средствза счет увеличения налогов.

Кромефинансовых инструментов государстворегулирует экономику с помощьюкредитно-денежных инструментов: — ставкарефинансирования; — операции на валютном,кредитном и фондовом рынках. Типыфинансовой политики: 1. классическийтип. 2. регулирующий. 3. планово-директивный.1. классический. Основоположникамиклассического направления являютсяАдам Смит, Риккардо.

Основные направления:невмешательство государства в экономику,сохранение свободной конкуренции,снижение расходов. 2. регулирующий.Основоположник- Кеийнс. Основныенаправления: необходимость вмешательствагосударства в экономику, увеличениегосударственных расходов, развитиедолгосрочных и среднесрочных займов.3. планово-директивный.

Применяется прикомандно-административной системе.Основные направления: все финансовыересурсы в руках государства, отсутствиечастной собственности, регулированиедоходов населения, осуществляющихся спомощью подоходного налога.

4. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовоепланирование — это процесс определениябудущих действий по формированию ииспользованию финансовых ресурсов.Цель финансового планирования -обеспечение воспроизводственногопроцесса соответствующими как по объему,так и по структуре финансовыми ресурсами.

Существуют следующие виды планов:Стратегические планы — планы генеральногоразвития бизнеса. В финансовом аспектеэти планы определяют важнейшие финансовыепоказатели и пропорции воспроизводства,характеризуют инвестиционные стратегиии возможности реинвестирования инакопления.

Стратегические планыопределяют объем и структуру финансовыхресурсов, необходимых для функционированияпредприятия. Текущие планы разрабатываютсяна основе стратегических путем ихдетализации.

Если стратегический пландает примерный перечень финансовыхресурсов, их объем и направленияиспользования, то в рамках текущегопланирования проводится взаимноесогласование каждого вида вложений систочниками их финансирования, изучаетсяэффективность каждого возможногоисточника финансирования, а такжепроводится финансовая оценка основныхнаправлений деятельности предприятияи путей получения дохода. Оперативныепланы — это краткосрочные тактическиепланы, непосредственно связанные сдостижением целей фирмы (план производства,план закупки сырья и материалов и т.п.).

Любой план действийдолжен сопровождаться сметой расходов- составлением бюджета, который являетсяколичественным воплощением плана,характеризуя доходы и расходы наконкретный период и определяя потребностьв ресурсах для достижения заданныхпланом целей.

Бюджет создается довыполнения предполагаемых действий,что определяет его роль как основы дляконтроля и оценки эффективностидеятельности предприятия.

Отличиефинансового прогнозирования отфинансового планирования заключаетсяв том, что при прогнозировании оцениваютсявозможные будущие финансовые последствияпринимаемых решений и внешних факторов,а при планировании фиксируются финансовыепоказатели, которых компания стремитсядостичь в будущем.Финансовое прогнозированиепредставляет собой основу для финансовогопланирования на предприятии (т.е.

составления стратегических, текущих иоперативных планов) и для финансовогобюджетирования (т.е. составления общего,финансового и оперативного бюджетов).Отправной точкой финансовогопрогнозирования является прогноз продажи соответствующих им расходов; конечнойточкой и целью — расчет потребностей вовнешнем финансировании. Основные этапыпрогнозирования потребностейфинансирования:

Составлениепрогноза продаж статистическими идругими доступными методами. Составлениепрогноза переменных затрат. Составлениепрогноза инвестиций в основные иоборотные активы, необходимые длядостижения необходимого объема продаж.

Расчет потребностей во внешнемфинансировании и изыскание соответствующихисточников. Первый этап осуществляетсяна основе маркетинговых исследований.Остальными занимаются финансисты.Существует два главных метода финансовогопрогнозирования.

Один из них основанна концепции денежных потоков и сводится,по существу, к расчету финансовой частибизнес-плана.

По второму методувсе вычисления делаются на основеследующих предположений:

Переменные затраты,текущие активы и текущие обязательствапри наращивании объема продаж наопределенное количество процентовувеличиваются в среднем на столько жепроцентов.

Процент увеличения стоимостиосновных средств рассчитывается подзаданный процент наращивания оборотав соответствии с технологическимиусловиями бизнеса и с учетом наличныхнедогруженных основных средств наначало периода прогнозирования, степеньюматериального и морального износаналичных средств производства и т.п.

Долгосрочные обязательства и акционерныйкапитал берутся в прогноз неизменными.

Нераспределенная прибыль прогнозируетсяс учетом нормы распределения чистойприбыли на дивиденды и чистой рентабельностиреализованной продукции: к нераспределеннойприбыли базового периода прибавляетсяпрогнозируемая чистая прибыль ивычитаются дивиденды. Просчитав всеэто, выясняют, сколько пассивов нехватает, чтобы покрыть необходимыеактивы — это и будет необходимая суммадополнительного внешнего финансирования.

Источник: https://studfile.net/preview/849258/page:2/

Refpoeconom
Добавить комментарий