17.2. Социальная справедливость и система социаль-ных амортизаторов

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

17.2. Социальная справедливость и система социаль-ных амортизаторов

Ключевым вопросом социальной политики является реализация в ней социальной справедливсти. Чтобы ответить на главный вопрос: есть ли в современной России социальная справедливость, нужно начать с прояснения самого понятия — социальная справедливость.

Что такое справедливость вообще? Говоря абстрактно, это форма распределения социальных благ и социального воздаяния членам общества за их социальную деятельность. Еще классики античной мысли, Платон и Аристотель выделили два основных вида справедливости: 1.дистрибутивную (элитарную) и 2.

эгалитарную. Дистрибутивная справедливость предполагает воздаяние за социальную деятельность в соответствии с личными заслугами граждан. Т.о. она предполагает неравное распределение социальных благ и основана на исходной предпосылке о социальном неравенстве людей.

Эгалитарная справедливость предполагает равное распределение социальных благ с учетом поло-возрастных различий. Она основана на предпосылке о социальном равенстве людей.

В истории человечества эти две формы справедливости получали конкретное социальное содержание в различных типах социально-экономических систем.

В современном мире конкурируют две фундаментальные альтернативные модели социальной справедливости: 1.капиталистическая, элитарная дистрибутивная справедливость и 2.социалистическая эгалитарная справедливость.

Разнообразные дистрибутивные концепции социальной справедливости современной западной мысли опираются на различные модели, но одного и того же капиталистического общества и капиталистический общественный идеал. Общее для них: 1.признание формального юридического равенства граждан (формальная демократия), 2.

защита фактического имущественного и статусного социального неравенства, 3.опора на частную собственность.

Эгалитарные концепции опираются на социалистическую социальную систему, общественную собственность и социалистический социальный идеал, выражая интересы пролетариата, социальных низов, масс. В их основе лежат принципы общественной собственности, социального равенства и гуманизма.

Так, существует ли в современной России социальная справедливость? Какая форма или модель социальной справедливости существует в современной России? Не будем тратить время на доказательство всем очевидных фактов: в современной России действует капиталистическая элитарная, дистрибутивная модель социальной справедливости, согласно которой, социальное неравенство, массовая бедность, с одной стороны, и сверхбогатство олигархов и чиновников, с другой стороны — все это абсолютно справедливо. У нас царит справедливость для богачей. И она их вполне устраивает. Но она совершенно не устраивает 80% населения страны, живущего в нищете, или около нищеты.

Настоящей демократической, народной эгалитарной социалистической социальной справедливости в России нет с 1991 года. Какая же справедливость нужна современной России и нашему трудовому народу? Естественно, что эгалитарная социалистическая.

Возникает опасение: а есть сегодня у страны достаточно средств для реализации эгалитарной справедливости? В принципе есть средства, благодаря богатым природным ресурсам. ВВП России сегодня по официальной оценке Минфина — 58, 6 трл. рублей, или около 2000 млрд. долл. Только лишь 20% ВВП находится в госбюджете — 12,6 трл. руб., или 400 млрд. долл.

И на эту одну пятую часть живет наш народ. А остальную часть ВВП присваивают олигархи и власть. При таком распределении ВВП не достичь нам никогда никакой справедливости.

А чтобы устранить это несправедливое распределение ВВП, нужно устранить фундаментальную его основу — несправедливое распределение собственности, вернуть собственность на средства производства и природные ресурсы страны народу. Кстати, последние даже по действующей Конституции принадлежат народу.

Однако, сегодня, например, из доходов от «черного золота» простым людям достаются гроши. Россия добывает нефти на огромную сумму — 7,5 триллионов рублей в год. Из этих денег государству идет лишь 34%. Это чрезвычайно низкий показатель. В большинстве нефтедобывающих стран доля доходов государства от нефтедобычи составляет примерно 85-95%.

Но даже из государственной части нефтяных доходов почти половина (15%) отправляется в стабилизационный фонд, т.е. практически вывозится на Запад. На финансирование бюджетных расходов, т.е. на нужды россиян, остается лишь 19% — меньше 1/5 части.

Можно, конечно, помечтать о том, что нынешняя власть попытается повернуться лицом к народу и захочет смягчить существующие и признаваемые ей, хоть и частично, не в полном объеме, проблемы социальной несправедливости современного российского общества.

Если предаваться таким мечтам, то для повышения социальной справедливости в современной России нужны многие меры. Во-первых, власть должна стать нравственной, обладать политическим рационализмом и политической волей.

Власть также должна быть внутренне и по сути своей демократичной.

Для повышения социальной справедливости в современной России власть в лице ее представителей на всех уровнях должна внутренне перестроиться, установив для себя как главные ценности не на словах, а на деле — защиту интересов народа, обеспечение социальной справедливости.

Во-вторых, для качественного исправления существующего неприемлимого, слишком значительного имущественного неравенства целесообразными могут быть следующие меры: плоскую шкалу подоходного налога следует заменить прогрессивным налогом; необходимо государственное вмешательство в распределение доходов для обеспечения социальной справедливости.

Источник: https://newsland.com/user/4297740700/content/sotsialnaia-spravedlivost-i-sotsialnaia-politika/4342983

Система социальных амортизаторов

17.2. Социальная справедливость и система социаль-ных амортизаторов

Блоки Основные мероприятия
Регулирование занятости — законодательное сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в период безработицы; — увеличение занятости путем «разделения» рабочих мест между работниками на предприятиях; — создание новых рабочих мест; — организация общественных работ, особенно для молодежи и хронически безработных; — сокращение предложения рабочей силы за счет ограничения иммиграции иностранных рабочих.
Биржи труда — осуществление посредничества между предпринимателями и рабочими, способствующего трудовому найму безработных; — аккумулирование информации о рынке рабочей силы и предоставление ее всем желающим найти работу; — профотбор и профессиональная ориентация молодежи.
Фонды страхования по безработице — оказание материальной помощи безработным из соответствующих фондов.

Данная система социальных амортизаторов компенсирует негативные последствия потери работы, выступает своего рода «подушкой безопасности» для незащищенных слоев населения.

Необходимо отметить, что проводимая на федеральном уровне политика занятости активно дополняется усилиями на региональном и местном уровнях.

С целью преодоления негативных последствий безработицы на местном уровне широко используется политика формирования спроса на рабочую силу. При этом наибольшую активность проявляют непосредственно предприниматели, которые реализуют комплекс соответствующих мероприятий по формированию спроса на рабочую силу.

Основными направлениями этой политики являются:

· формирование новых рабочих мест на основе развития малого предпринимательства;

· сохранение и модернизация рабочих мест, а также ликвидация неэффективных;

· организация общественных работ находящихся в ведении местных органов управления (строительство объектов, уборка территории, различные садово-парковые работы и благоустройство территорий и др.);

· создание новых рабочих мест для лиц с ограниченными трудовыми возможностями.

Большое внимание в зарубежной практике уделяется формированию предложения рабочей силы, которое отражает потребности и интересы работников, желающих получить работу.

Этот аспект проявляется в повышении профессионально — квалификационного уровня работника, развитии самозанятости (стимулирование различных направлений индивидуальной трудовой деятельности), регулировании продолжительности участия в производственном процессе с учетом индивидуальных особенностей и т.д.

В целом приведенные направления по регулированию занятости способствуют решению проблем, связанных с естественной и циклической безработицей.

Таким образом, в мировой практике выработано два основных типа воздействия на уровень занятости:

· активный тип, включающий меры по созданию новых рабочих мест, сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;

· пассивный тип, включающий выплаты всевозможных пособий безработным.

Эффективное регулирование занятости населения включает использование прямых и косвенных методов.

Прямые методы включают законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы. Особое значение имеют коллективные договора и трудовое законодательство.

Косвенные методы включают проведение государственной финансовой политики (ассигнования, субсидии), монетарной политики (регулирование денежного обращения), фискальной политики (налоговое регулирование).

Биржа труда как основной элемент рынка труда.

Биржа труда является основным элементом инфраструктуры рынка труда. Мировая практика показывает, что биржи труда являются государственными учреждениями.

Хотя наряду с государственными учреждениями функционируют и негосударственные службы занятости (частные платные агентства, посреднические бюро занятости при различных организациях и т.д.).

Например, в России получили развитие следующие негосударственные службы занятости: молодежная биржа труда, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и др.

· Биржа труда — учреждение, выполняющее посреднические функции между работодателями и наемными работниками.

Государственная биржа труда выполняет следующие основные функции:

· регистрирует спрос и предложение рабочей силы;

· оказывает регулирующее воздействие на рынок труда;

· организует профессиональную подготовку и переподготовку безработных;

· помогает населению в трудоустройстве, профориентации, выборе и смене профессии;

Источник: https://studopedia.su/10_138222_sistema-sotsialnih-amortizatorov.html

Refpoeconom
Добавить комментарий