17.2. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Проблема бюджетного дефицита и государственного долга

17.2. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Бюджетный дефицит –это превышение расходной части бюджета над доходной.

При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны.

Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия.

Причины дефицита госбюджета:

1. Рост теневого бизнеса.

2. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

3. Спад общественного производства и уменьшение поступления налогов в госбюджет.

4. Увеличение бюджетных расходов на оборону и реализацию принятых социальных программ.

5.Непоследовательная финансово-экономическая политика.

6.Рост инфляции и выпуск «пустых» денег.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера.

Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам.

Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием.

Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% – критическим. Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

7. Приватизация государственной собственности.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) государственные займы (выпуск и продажа государственных ценных бумаг);

2) ужесточение налогообложения;

3)эмиссия денег, или “сеньораж”, т.е. печатание денег. Однако в настоящее время “сеньораж” не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный “сеньораж” выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.

Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита. Первая концепция: бюджет должен сбалансироваться ежегодно.

Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились.

Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция.

Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут быть внутренние и внешние займы:

Внутренними заимствованиями являются: кредиты, полученные Правительством РФ от крупных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешними заимствованиямиявляются: кредиты правительств иностранных государств и международных финансовых организаций; средства от продади государственных ценных бумаг на внешнем рынке.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением.

Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Довольно распространена точка зрения, что рост бюджетного дефицита и государственного долга, направленного на его покрытие, влекут за собой реальные негативные последствия:

1. выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.

Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

2. повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

3. существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

4. рост внешнего долга, безусловно снижает международный авторитет страны.

5. когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал.

Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций.

В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

6.психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Государственный долг и его формы. Структурно государственный долг включает: финансовую задолженность – денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств в административную задолженность – долги по платежам (например, задолженность по выплате заработной платы).

Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности). Происхождение кредитных средств позволяет рассматривать их как внутренний и внешний долг государства.

В качестве кредиторов государства выступают банковская система, небанковский сектор (например, система социального страхования), а также зарубежные государственные и частные организации.

Государственный долг выступает в двух основных формах – государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах.

Государственные ценные бумаги и записи ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться.

В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

Основное назначение государственного долга – быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной – получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей – использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

Регулирование государственного долга. Двойственная природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обусловливает противоречивое воздействие государственной задолженности на экономику – стимулирующее и дестабилизирующее.

Отсюда возникает необходимость регулирования государственного долга (чтобы снять дестабилизирующее его воздействие на экономику), определение его границ. От методов регулирования государственного долга во многом зависит, будет ли государственная задолженность бременем или стимулом для экономического развития.

Основное направление регулирования государственного долга – это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности.

Методы регулирования государственного долга многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга.

Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику.

Важный канал регулирования государственного долга – приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т.е. уменьшить государственный долг. Использование приватизации как средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств от приватизации и их сильная зависимость от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

Источник: https://studopedia.su/1_46439_problema-byudzhetnogo-defitsita-i-gosudarstvennogo-dolga.html

1.3. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

17.2. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Припринятии бюджета планируемые поступленияи расходы не совпадают. Бюджетный процесспредполагает балансирование государственныхдоходов и расходов. Несбалансированностьбюджета означает количественноенеравенство между доходами и расходамибюджета.

Бюджетныйдефицит отражает определенные измененияв национальной экономике, фиксируетрезультат этих изменений.

Подбюджетным дефицитом понимается превышениерасходов государственного бюджета надего доходами. Обратное явление — профицитбюджета — означает превышение доходовбюджета над расходами.

Существует такжепонятие «первичный профицит»,которое означает превышение доходовнад расходами без учета расходов наобслуживание государственного долга.

Как правило бюджетный дефицит выражаетсяв процентах к ВНП (ВВП).

Причинбюджетного дефицита может быть много:

-спад общественного производства;

-рост предельных издержек общественногопроизводства;

-массовый выпуск «пустых» денег;

-значительные социальные программы;

-возросшие затраты на финансированиеВПК;

-крупномасштабный оборот «теневого»капитала;

-огромные непроизводственные расходы,прописки, хищения, потери произведеннойпродукции и многое другое, поканеподдающееся общественному учету.

Наличиебюджетного дефицита обычно рассматриваетсякак негативное явление. Его финансированиена основе денежной эмиссии гарантированноведет к инфляции, с помощью не эмиссионныхсредств росту государственного долга.Но это не всегда так. Бюджеты оченьмногих государств являются дефицитными.

Если государство стремится ежегоднопринимать бездефицитный бюджет, этоможет усугублять циклические колебанияэкономики за счет сокращения важныхрасходов и излишнего повышения налогов.

Поэтому при регулировании дефицитаважно учитывать не только текущие задачибюджетной политики, но и ее долгосрочныеприоритеты.

Еслибюджет на очередной год принимается сдефицитом, в законе о бюджете необходимопредусмотреть источники его финансирования.К ним относятся различные виды заемныхсредств, которые привлекаются государствомс денежного, кредитного и финансовогорынка.

Различаютследующие виды финансирования бюджетногодефицита — денежное и долговое.

Денежноефинансирование означает, что для покрытиябюджетного дефицита правительствополучает кредиты центрального банкаили напрямую продает ему свои долговыеобязательства.

Но при таком подходецентральный банк увеличивает денежнуюмассу на величину, не обеспеченнуютоварами и услугами.

В результате растетинфляция, нарушается нормальный механизмценообразования, падает курс национальнойвалюты, ухудшаются рациональные ожиданияв экономике и возникает ряд другихнеблагоприятных последствий.

Вотличие от денежного, долговоефинансирование дефицита осуществляетсяпутем выпуска доходных государственныхобязательств, которые размещаются нафондовом рынке, свободно покупаются ипродаются на нем, а по истеченииопределенного срока погашаютсягосударством. Поскольку деньги занимаютсяне у центрального банка, а на рынке,прироста денежной массы не происходит.В этом состоит преимущество долговогофинансирования.

Помимогосударственных займов, источникамифинансирования дефицита могут бытькредиты и ссуды, полученные от бюджетовдругих уровней, частных банков и компаний,правительств других стран, а такжемеждународных финансовых организаций- Международного валютного фонда (МВФ),Международного банка реконструкции иразвития (МБРР).

Структураисточников финансирования дефицитабюджетов различных уровней в Россииопределяется Бюджетным кодексом (ст.94-96). В соответствии с ним выделяютсяследующие источники финансированиядефицита федерального бюджета:

1)внутренние источники:

-кредиты, полученные от кредитныхорганизаций в рублях;

-государственные займы, осуществляемыепутем выпуска ценных бумаг от имениРоссийской Федерации;

-бюджетные ссуды, полученные от другихуровней бюджетной системы;

2)внешние источники:

-государственные займы, осуществляемыев иностранной валюте путем выпускаценных бумаг от имени РФ;

-кредиты в иностранной валюте, полученныеот правительств иностранных государств,банков, фирм, международных финансовыхорганизаций.

Бюджетныйкодекс устанавливает ограничения наего объем дифицита. Так, размер дефицитафедерального бюджета не может превышатьсуммарный объем бюджетных инвестицийи расходов на обслуживание государственногодолга РФ.

Дефицитбюджета субъекта РФ не может быть больше5 процентов от объема его доходов безучета финансовой помощи из федеральногобюджета.

При этом доходы бюджета должныполностью покрывать его текущие расходы.

Источники финансирования дефицитарегиональных бюджетов могут использоватьсятолько на покрытие инвестиционныхрасходов, эти средства нельзя направлятьна обслуживание и погашение долгасубъектов РФ.

Ограничениена размер дефицита местного бюджета -не более 3 процентов от объема доходовбез учета финансовой помощи из федеральногои регионального бюджетов. Поступленияиз источников финансирования дефицитатакже могут направляться только наинвестиционные расходы.

Бюджетныйдефицит и государственный долг тесносвязаны, так как, во-первых, государственныйзайм — важнейший источник покрытиябюджетного дефицита; во-вторых, определить,насколько опасен тот или иной размердефицита бюджета, невозможно без анализавеличины государственного долга. Сдругой стороны, для оценки величиныгосударственного долга необходимоисследование роста бюджетного дефицита.

Обычнов государственном долге видятся двеопасности: банкротство нации и опасностьпереложения налогового бремени набудущие поколения.

Долговоефинансирование дефицита в мирераспространено очень широко. Подгосударственным долгом в общем случаепонимается величина накопленногобюджетного дефицита, которая былапокрыта путем выпуска и размещениядолговых обязательств.

Таким образом,государственный долг представляетсобой совокупность долговых обязательствисполнительных органов власти передфизическими и юридическими лицами,иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектамимеждународного права.

Внешнийгосударственный долг — это долг иностраннымгосударствам, организациям и отдельнымлицам. Этот долг — наибольшее бремя длястраны, так как необходимо отдаватьценные товары, оказывать определенныеуслуги, Чтобы оплатить проценты по долгуи сам долг.

Внутреннийдолг — это долг государства своемунаселению.

В соответствии с законодательствомРФ, государственным внутренним долгомРФ являются долговые обязательстваправительства РФ, выраженные в национальнойвалюте, перед юридическими и физическимилицами.

Долговые обязательства могутиметь форму кредитов, полученныхправительством, государственных займов,осуществленных посредством выпускаценных бумаг от имени правительства,других долговых обязательств,гарантированных правительством.1

Нарастаниевнутреннего долга менее опасно длянациональной экономики по сравнению сростом ее внешнего долга. Утечки товарови услуг при погашении внутреннего долгане происходит, однако возникаютопределенные изменения в экономическойжизни, последствия которых могут бытьзначительными.

Это связано с тем, чтопогашение государственного внутреннегодолга приводит к перераспределениюдоходов внутри страны. Возникновениеи рост государственного долга обусловливаютнеобходимость управления им.

Управлениегосударственным долгом — это совокупностьфинансовых мероприятий государства,связанных с погашением займов, организациейвыплат доходов по ним, проведениемконверсии и консолидации государственныхзаймов.

Конверсияи консолидация государственного долгаявляются важнейшими приемами, используемымив процессе управления государственнымдолгом.

Конверсия государственныхзаймов предполагает изменение ихпервоначальных условий, например срока,процента и др.

Как правило, правительствастремятся максимально отодвинуть вовремени выплату задолженности, поэтомучаще всего конверсия сводится кпревращению краткосрочных займов всредне — и долгосрочные обязательства.

Консолидациягосударственного долга производитсяпутем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путемунификации ранее выпущенных кратко — исреднесрочных займов в один долгосрочныйзаем. Так формируется консолидированныйдолг как часть общей суммы государственнойзадолженности в результате выпускадолгосрочных займов. Это приводит ктому, что отодвигаются сроки выплат подолгу.

Чрезмерныйрост государственного долга несет всебе угрозу для экономической безопасностистраны и стабильности бюджетной системы.Поэтому законодательством предусматриваютсяразличные механизмы, направленные наограничение объема заимствований,накопленных долговых обязательств ирасходов по их обслуживанию.

Такимобразом, в законе о бюджете ежегодноутверждаются предельные объемыгосударственного внутреннего, внешнегодолга и пределы внешних заимствований.Общие требования к предельным объемамвнешних заимствований РоссийскойФедерации таковы: заимствования недолжен превышать годовой объем платежейпо обслуживанию и погашению государственноговнешнего долга РФ.

При этом Правительствовправе осуществлять займы сверхустановленного лимита, если это неприводит к превышению предельнойвеличины долга и позволяет сократитьрасходы по его обслуживанию.

Максимальныйобъем долга субъекта федерации имуниципального долга не должен превышатьобъем доходов соответствующего бюджетабез учета финансовой помощи из бюджетовдругих уровней.

Источник: https://studfile.net/preview/6018329/page:4/

Бюджетный дефицит и госу­дарственный долг

17.2. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного.

Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства.

Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой — к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.

Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от ВНП.

Государственный долг.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату.

Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

По мнению экономистов, бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего.

При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что негативно сказывается на развитии экономики; при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые “неудобны” заемщику; большой внешний долг снижает международный авторитет страны.

В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит.

Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по таким показателям, как доля внешнего долга в ВНП; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25 %.

Существуют различные варианты погашения внешнего долга:

1. Традиционный путь (за счет золото-валютных резервов). Такой вариант недоступен для старых должников.

2. Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). Такой вариант возможен при продление долгов через другие кредитные организации, например, кредитные клуба.

3. Конверсия (предложение в качестве долга государственную собственность для инвестирования).

4. Другие (например, право пользования морским и континентальным шлейфом, строительство станций слежения за спутниками и военных баз и т.п.)

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга заключаются в следующем:

· снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из реального сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· усиливается неравенство в доходах;

· рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

· создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

· возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

· выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

· может появиться угроза долгового и финансового кризиса.

При внутреннем долге не происходит “утечки” товаров и услуг за границу, однако и он вызывает целый ряд серьезных проблем.

Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все.

Во-вторых, чтобы погашать долг, выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит, замедляет развитие экономики.

Кроме того, повышение налоговых ставок может вызвать социальную напряженность в обществе.

В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов.

И наконец, в-четвертых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.

Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга — важнейшая макроэкономическая задача, стоящая перед РБ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_118944_byudzhetniy-defitsit-i-gosudarstvenniy-dolg.html

Refpoeconom
Добавить комментарий