15.4. Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Направления, методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики

15.4. Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Общий перечень возможных направлений государственного

вмешательствав экономику выглядит развернуто:

• разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

• создание государственного сектора и управление им;

• перераспределение доходов;

• разработка и реализация программ развития экономики;

• борьба искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

• контроль над ценами и заработной платой;

• регулирование учетной ставки;

• установление сроков, норм и методов амортизации;

• регулирование налогов;

• эмиссионная деятельность;

• стимулирование внешнеэкономической деятельности, фирм и компаний;

• защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Методы государственного регулированияэкономики делятся на: правовые, административные, экономические.

Правовое регулированиесостоит в установлении государством правил и норм поведения фирм-производителей и потребителей. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулированиевключают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики.

Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов.

Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.

Прямо воздействовать на экономику государство может и через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям: 1) развитие государственного предпринимательства— осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях.

Например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог.

Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров; 2) субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические методыпредполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулированияи включают:

1) Финансовую политику— предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Государственный бюджет— это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов.

Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

2) Денежно-кредитную политику — предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. При помощи средств денежно-кредитной политики государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

3) Программирование, прогнозирование и планирование -их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Инструментами ГРЭ являются:

1. В кредитной политике.

нормирование обязательных банковских резервов. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов ЦБ. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Увеличение нормы резервов ведет к сокращению денежной массы, и наоборот;

• варьирование учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка рефинансирования -это ставка процента, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышение учетной ставки ведет к сокращению предложения денег в экономике, а ее снижение — к увеличению предложения денег;

• проведение операций на валютном рынке. Этот инструмент де-нежного регулирования предполагает покупку или продажу ЦБ страны государственных ценных бумаг. Покупая ценные 'бумаги у коммерческих банков, ЦБ тем самым увеличивает денежные ресурсы коммерческих банков, повышая их кредитные возможности, и способствует предложению денег. Эффект от продажи ценных бумаг — обратный.

2. В бюджетной политике:

рёгулирование государственных расходов;

• осуществление государственных закупок;

• выпуск государственных внутренних займов;

• поддержка и регламентирование государственного предпринимательства. ,

3. В фискальной политике.

регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

• введение муниципальных налогов.

4. В социальной политике.

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5. Во Внешнеэкономической политике.

• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

• использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все приведенные методы и инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из методов не может оказать положительного эффекта.

Для ГРЭ существуют ограничения. Например, в рыночной экономике недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и др.). Однако государство не должно полностью отказаться от планирования.

Планирование на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ является необходимым элементом рыночной экономики.

Но нё надо забывать, что рынок во многом является саморегулирующейся системой, и в основным влиять на него следует косвенными, экономическими методами.

Денежная система государства и ее элементы.

Деньги— важнейшая макроэкономическая категория. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие активы (ценные бумаги, имущество предприятий, патенты, недвижимость и т.д.)

В каждом государстве существует национальная денежная система. Денежная система— это форма организации денежного обращения .* в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.

Основные элементы денежной системы:

• денежная единица (рубль, доллар, евро): масштаб цен способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

• виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

• порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие);

• регламентация безналичного оборота;

• государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения.

Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги— это денежные средства в виде бумажных денег — банковских билетов (банкнот) и разменных монет.

Безналичные деньги— это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой. Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной экономикой наибольшее распространение.

Функционирование этих счетов обеспечивается посредством чеков. Чек — это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

Совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент, определяет денежную массу.Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты— это виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного Состава. Чаще всего используются следующие:

• М„ — наличные деньги;

• М, — наличные деньги, чеки, вклады до востребования в банках;

• М2— наличные деньги, чеки, вклады до востребования и не большие срочные вклады; р • М3 — наличные деньги, чеки, любые вклады; — наличные деньги, чеки, вклады к ценные бумаги (акции, облигации, ГКО, ОФЗ, коммерческие бумаги).

' Цена денег формируется на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения денег.

Спрос на деньгиэто общее количество денег, которое домашние хозяйства, бизнёс и правительство хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по не денежным активам. •

Общий спрос на деньги распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделокобусловлен тем, что населению, предприятиям и правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

; • объема номинального ВВП, с ростом которого спрос на деньги увеличивается;

• скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот.

Спрос на деньги как средство сохранения богатстваобъясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Существует 3 варианта сбережения:

• сохранять доходы в виде наличных денег;

• покупать ценные бумаги; n .'

• приобретать недвижимость и другие материальные ценности (особенно в период инфляции).

В нормально функционирующей экономике выбор обычно осуществляется между деньгами и ценными бумагами. У каждого из этих. вариантов есть достоинства и недостатки.

Деньги не приносят дохода, но они абсолютно ликвидные. Это их преимущество. При этом издержки хранения денег равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк. Ценные бумаги (для упрощения сведем их все к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но они менее ликвидные.

Существует также и определенный риск, связанный с падением курса ценных бумаг. Выбор между деньгами и облигациями определяет колебание процентной ставки. Ее повышение ведет к спросу на облигации и сокращению спроса на деньги. Снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом спроса на деньги.

Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Предложение денег— это количество денег, которое предлагается в данный момент центральным и коммерческими банками на рынке. Выделяют две основные формы предложения денег. Первая предложение собственно денег. В этом случае предложение денег связано с наличными деньгами и вкладами на текущих счетах.

Вторая — предложен не почти денег, то есть денежных средств, выполняющих основные функции денег (денежные чеки, краткосрочные сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации). Спрос и предложение денег определяется состоянием денежного рынка.

Равенство спроса на деньги и предложения денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Цена равновесия — это равновесная ставка процента или «цена денег».

Подвижная ставка процента удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.



Источник: https://infopedia.su/8x8722.html

Формы и методы государственного регулирования экономики. — Ответы — Экономика и управление на предприятии

15.4. Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Формы  государственного регулирования экономики

Формы госрегулирования экономики, различаются по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

1.                           Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

2.                           Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3.                           Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию.

Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление.

В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.

4.

                           Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5.                           Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств.

Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6.                           Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7.                           Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач.

Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить «демократизацию» собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Методы государственного регулирования экономики

1. По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

  • Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
  • Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

2. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

  • Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.

), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.).

Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (введение системы тарифов и квот) политику государства.

  • Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.

1.                           налоговая политика —  налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.

2.                           кредитно-денежная политика —  операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

3.                           бюджетная политика —  государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

4.

                           регулирование цен — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

5.                           Внешнеэкономическое регулирование — включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

Источник: https://students-library.com/library/read/14548-formy-i-metody-gosudarstvennogo-regulirovania-ekonomiki

Формы и методы государственного регулирования экономики

15.4. Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Важнейшая роль в реализации функций государства по обеспечению общих условий функционирования экономики, осуществлению жизнедеятельности общества принадлежит государственному сектору.

Государственный сектор – это часть экономики страны, представляющая собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным либо местным государственным органам, полностью контролируемая государством.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место.

С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, и крупным инвестором, и организатором научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также потребителем конечной продукции.

С другой стороны, государственный сектор является самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики, обеспечивает реализацию ряда принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

Наличие действенного государственного сектора позволяет решать следующие задачи:

— усиление контроля со стороны государства за важнейшими народнохозяйственными процессами;

— повышение общего антикризисного воздействия;

— укрепление независимости национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

— противостояние иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

— стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

— поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

— обеспечение приоритета социальных целей.

Количественная оценка влияния государственного сектора на экономику может осуществляться через такие показатели:

— доля валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемых в государственном секторе;

— количество занятых в нем рабочих и служащих;

— удельный вес по отдельным отраслям народного хозяйства;

— число предприятий государственного сектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.

Система государственного регулирования экономики включает субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.

Субъекты государственного регулирования экономики – носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов – отражают индивидуальные и коллективные потребности в материальных и общественных благах, достижение определенных экономических и социально-политических целей. Государство выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Оно является исполнителем хозяйственных интересов и в лице различных органов власти, построенных по определенному иерархическому принципу.

Объектом государственного регулирования может быть экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования могут выступать социально-экономические явления, процессы, ситуации.

Государство обеспечивает свое регулирующее воздействие на экономику с помощью законов, налогов, норм амортизации, таможенных пошлин, бюджетных расходов, цен и т.д.

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельных, но в то же время тесно увязанных между собой направления (формы):

— планирование, программирование и прогнозирование;

— финансово-кредитное регулирование;

— антимонопольное регулирование;

— дерегулирование экономики.

Важнейшими формами государственного регулирования экономики являются планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным и стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения его выполнения.

Методы государственного регулирования экономики

Индикативноепланирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Индикативные планы имеют рекомендательный характер. Без них нельзя обосновать инвестиции.

Стратегическое планирование – это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.

Формирование стратегии – это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, получения представления о будущем, обусловленного закономерностями общественного развития и действием разнообразных и равнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде.

По периоду упреждения прогнозы бывают кратко-, средне- и долгосрочными.

Программирование как форма государственного регулирования призвано решать важнейшие проблемы развития национальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные и экологические и др.

Оно должно обеспечить комплексный подход к выделенной проблеме и целенаправленное распределение ресурсов на ее решение.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, иметь директивный или индикативный характер, охватывать долго-, средне- и краткосрочный периоды.

В зависимости от содержания, объекта и направление действия программы могут быть социально-экономическими, научно-техническими, производственно-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными. Они могут быть также национальными, региональными, чрезвычайными и целевыми.

Национальные и региональные программы отражают предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы являются краткосрочными и разрабатываются в критических ситуациях (в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д.)

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Наиболее распространенными являются среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной корректировкой в рамках последнего предстоящего года (так называемое скользящее программирование).

Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы.

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой совокупность средств, направлений и мероприятий по аккумулированию и наиболее рациональному и приоритетному распределению финансовых ресурсов с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста.

Налоговые регуляторы – это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки и способы взыскания.

Кредитно-денежное регулирование осуществляется в финансовой сфере и в реальном секторе экономики.

Цены – важнейший регулятор общественного производства. Они формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства цены являются инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов.

Важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, документов, законов.

Антимонопольное законодательство является основой антимонопольного регулирования.

Его главные направления – противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.

В системе государственного регулирования экономики следует выделить дерегулирование, которое должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_118178_formi-i-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.html

15. Формы и методы государственного регулирования экономики

15.4. Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Необходимость  осуществления   экономических функций предполагает наличие у государстваопределенного инструмента­рия. Нижеречь пойдет об основных формах и методахгосударст­венного вмешательства вэкономическую жизнь общества, т. е. оспособах государственного регулированияэкономики.

В услови­ях рынка государственноерегулирование экономики —целенаправ­ленное воздействиеправительства на отдельные сегментырынка с помощью микро- и макроэкономическихрегуляторов с целью обеспеченияравновесного роста всей экономическойсистемы (речь идет о динамичном состоянииобщего равновесия, когда достигаетсястабильное ежегодное увеличение объемовнацио­нального производства приполной занятости экономических ре­сурсови низких темпах инфляции, т. е. стабильномуровне цен). Все используемые правительствомрегуляторы эконом и ческой жизни обществаможно отнести либо к способам прямого,либо к способам косвенного влияния наэкономику.

Методы прямогорегулирования базируются навластнораспорядительных отношениях исводятся к административному воз­действиюна деятельность субъектов хозяйствования.эти меры предполагают, что экономическиесубъекты будут вынужденно приниматьрешения, основанные не на самостоятельномэконо­мическом выборе, а на предписанияхгосударства.

Среди методов прямогогосударственною регулирования преобладаютразлич­ные формы безвозвратногоцелевого финансирования отдельныхсекторов экономики, регионов и фирм ввиде субсидирования негосударственныхпредприятий; государственные инвестициив отдельные отрасли также являетсяформой прямого регулирова­ния. Сгосударственными инвестициями связанопонятие госу­дарственногопредпринимательства.

О государственномпредпри­нимательстве говорят, когдаподразумевают создание и функцио­нированиегосударственных производственныхпредприятий в той или иной отрасли.Обычно предприятия государственнойформы собственности возникают вкапиталоемких и малорента­бельныхотраслях (угольная промышленность,судостроение, же­лезнодорожныйтранспорт,  содержание автомобильныхдорог и т. п.

), в отраслях, определяющихНТП, накопление и производ­ствочеловеческого капитала, проведениенаучных исследований. Государственноепредпринимательство развивается в техоблас­тях, где функционированиекакой-либо негосударственной фор­мысобственности может привести котрицательным последстви­ям.

Так,государство реализует программыподдержания таких сфер, как образование,здравоохранение, охрана окружающейсреды, которые без прямого государственногоучастия в виде го­сударственныхсубсидий развивались бы медленнее.Постоянный объект субсидирования вомногих государствах — аграрноепро­изводство, добывающая промышленностьи т. п.

Реализация мер прямого регулированияимеет свои «плюсы» и «минусы» — высо­каястепень эффективности из-за оперативногодостижения эко­номического результата,с одной стороны, и создание помех ра­ботерыночного механизма и его ослабление,с другой.

Методы косвенногорегулирования предполагают, чтогосудар­ство закладывает условия,чтобы при самостоятельном принятииэкономических решений субъекты экономикитяготели к вариан­там, соответствующимэкономическим целям государства.

Вме­стес тем при косвенном регулированиинеизбежны временные лаги между принятиемгосударством экономических решений имер, их «восприятием» субъектами рынкаи коночными экономи­ческими результатами,соответствующими государственнымэко­номическим целям.

Исходя изорганизационно-институциональныхособенностей применяемых государствомрегуляторов, методы государст­венногорегулирования можно разделить направовые, админист­ративные,экономические. Правовые рычагигосударственного воздействия наэкономику призваны обеспечить ееправовую ин­фраструктуру,  создатьдля частного сектора  —  домохозяйств и бизнеса — разумныеправовые условия функционирования.

Пра­вовое регулирование экономикисостоит в установлении государ­ствомправил экономического поведения дляфирм-производите­лей и потребителей.Система законодательных норм и правилоп­ределяет формы и права собственности,условия заключения хозяйственныхдоговоров, порядок регистрации ифункциониро­вания фирм, обеспечиваетзащиту конкурентной среды и т. д.

Административные меры подразделяютсяна меры запрета (про­изводство иторговля оружием, наркотиками, некоторымивида­ми лекарств и пр.), меры разрешения(лицензия, дающая право на производство,торговлю каким-либо товаром, или наосущест­вление какого-либо видадеятельности), меры принуждения (уп­латаналогов, установка очистных сооруженийи пр.).

Админист­ративные меры несвязаны с созданием дополнительногоматери­ального стимула для частногосектора и базируются на силе государственнойвласти. Административные меры могутисполь­зоваться при государственномконтроле над ценами, доходами, учетнойставкой, валютным курсом.

Административныемеры ре­гулирования в странах сразвитой рыночной экономикой исполь­зуютсяв незначительных масштабах, чаще всегоони ограничива­ются охраной окружающейсреды, социальной защитой населе­ния.Роль административных методов возрастаетв критических ситуациях — во времявойны, тяжелого положения в экономике.

Экономические инструменты государственногорегулирования включают совокупностьмер, воздействующих на характер ры­ночныхсвязей, на рыночный процесс в целом. Этоосуществля­ется путем воздействияна спрос и предложение на националь­номрынке, на структуру экономики, путемактивизации факто­ров экономическогороста и т. п.

Для достижения этих целейиспользуют бюджетно-налоговую политику,денежно-кредитную политику, программирование,прогнозирование и планирование.Программирование, прогнозирование ипланирование — высшая форма государственногорегулирования экономики и отражаеткосвенный вариант государственноговоздействия. Государствен­ные программыносят рекомендательный характер длячастного сектора.

Государственноепрограммирование может быть нацелено на отдельные отрасли» регионы; объектамигосударственных программ могут статьотдельные направления научныхисследо­ваний и т. д. В качестве примерагосударственных программ можно упомянутьшироко применявшиеся во многих странах в XX в. общенациональные программыпо восстановлению экономики, структурнойперестройке экономики, приватизации,послекризисной стабилизации.

Достижение целейэкономической политики государстватребует использования взаимосвязанногоинструментария, т. е. комплексногоиспользования всех методов и способовгосудар­ственного воздействия наэкономику.

Источник: https://studfile.net/preview/4701133/page:15/

Refpoeconom
Добавить комментарий