15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Методы и формы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Оглавление

Введение 3 1. Государственное регулирование рыночной экономики: теоретические аспекты 5 1.1. Понятие рыночной экономики 5 1.2. Государство и его экономические функции 9 1.3. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики 12 2. Механизм государственного регулирования рыночной экономики 15 2.1. Инструменты и формы государственного регулирования экономики 15 2.2.

Методы регулирования экономической жизни 18 3. Государственное регулирование рыночной экономики в РФ 20 3.1. Российская модель государственного регулирования рыночной экономики и ее ключевые черты 20 3.2. Способы государственного воздействия на экономику России 24 3.3.

Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ 30 Заключение 35 Список литературы 36

Введение

Хотелось бы отметить, что различные проблемы определенной роли государства в современной экономике сегодня вышли в экономической науке на центральное место.

Достаточно острой проблемой для экономической теории является проблемы выявления границ и форм, а также методов определенного государственного воздействия на рыночную экономику, актуальность которой высвечивается некоторым несоответствием между существующими возможностями, а также реальными результатами нашей экономики.

В современной экономической науке происходит определенный перелом от практически полного отрицания какого-либо государственного регулирования экономики, которое было навеяно борьбой с существовавшей административно- командной системой хозяйствования в начале 90-х гг.

прошлого столетия, к острой необходимости совершенствования всей государственной экономической политики, к теме определенного государственного регулирования экономики, а также выработке экономической актуальной стратегии государства.

Однако на фоне достаточно интенсивного изучения определенного вопроса о роли государства в экономике все больше высвечивается острая необходимость специального исследования его с учетом существующей взаимосвязи с различными глобализационными процессами в современном мире.

Различные методы государственного регулирования могут существенно меняться, однако за государством всегда сохраняются такие ключевые функции, как, например, защита прав собственности, а также обеспечение свободы предпринимательства, активное стимулирование деловой активности, постоянная борьба с различными монополистическими тенденциями и прочее.

В последнее время существенно усиливается роль государства в регулировании различных социальных процессов, например, минимальной заработной платы, а также прожиточного минимума и прочего. В это же время возникают совершенно новые функции, к которым можно отнести различные вопросы образования, а также поддержки фундаментальной науки и экологии.

Определенная роль государства по большей части заключается в обеспечении поступательного развития экономики в направлении увеличения производства, роста качества продукции, а также достижения полной занятости, достаточно справедливого распределения доходов, стабилизации существующего уровня цен в экономике.

Таким образом, можно сказать, что изучение методов и форм государственного регулирования рыночной экономики представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Басовский Л.Е., Виссарионов А., Журавлева Г.П.

, Михайлушкин П.В., Сидоренко В.В. и других. Целью курсовой работы является изучение методов и форм государственного регулирования рыночной экономики. Задачами курсовой работы являются: — определить понятие рыночной экономики; — рассмотреть государство и его экономические функции; — изучить необходимость государственного регулирования рыночной экономики; — выделить инструменты и формы государственного регулирования экономики; — рассмотреть методы регулирования экономической жизни; — проанализировать государственное регулирование рыночной экономики в РФ. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Современное государство принимает участие в экономике практически повсюду, оно становится намного все более активным участником рыночных отношений. Государство применяет разнообразные методы регулирования всей экономической жизни.

Среди них можно отметить определенные правовые методы, различные финансово-экономические методы, определенное экономическое программирование. Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария.

В условиях рынка государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы.

Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику. Можно сказать, что все инструменты государственного регулирования делятся на 2 группы: административные; экономические. Рыночная система не безупречна.

В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство.

На сегодняшний день ключевыми инструментами государственного регулирования современного рынка являются такие инструменты, как: дотации; налоги; фиксированные цены. Хотелось бы отметить, что самым цивилизованным инструментом регулирования рынка можно считать налоги, так как оно не ограничивают определенную свободу действий всех экономических агентов а, значит, не нарушают работы всех рыночных процессов.

Список литературы

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/102242

Методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

1.2  Методы государственного регулирования рыночной экономики

Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.

Главными формами вмешательства государства в экономику являются административный метод регулирования и экономический метод.

Административные охватывают регуляционные действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, создание наиболее разумных правовых целей для частного производства. Цель – стабильная юридическая обстановка для деловой жизни. Осуществляются через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество.

Экономические методы государственного регулирования имеют не столько предписательный, сколько воздействующий на определенные аспекты характер. Осуществляются с помощью различных мер макроэкономической политики.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения и последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используют прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

Государственное прогнозирование – предвидение будущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основные функции в государственном регулировании рыночной экономики:

—   предвидение социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества;

—   предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического развития;

—   своевременное внесение коррективов или отмены решений, если этого потребует обстановка, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы бала возможность оценить все возможные перемены. Это важно в условиях, переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысила роль и значимость прогнозирования. Спрос на качественные прогнозы значительно возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка.

Согласно федеральному закону от 20,07,95 г.

№115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).

 Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, то есть для стратегического планирования.

Можно выделить три функции стратегического планирования в рыночной экономике:

1.   Определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом внутренних потребностей, этапов развития и трансформации; места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике;

2.   Выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства;

3.   Выработка социально-экономического механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития. [1, с.255 – 256]

Прямое регулирование – это регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

При косвенном регулировании создаются предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений, субъекты тяготели к тому варианту, которые соответствуют целям экономической политики.

Отсутствие реального стратегического планирования ограничивает возможности влияния государства на трансформацию экономики России и перспективы ее развития.

Методы стратегического планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при утверждении, а затем реализации плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах.

Индикативное планирование носит преимущественно тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год.

Функции индикативного планирования в рыночной экономики:

4.   Позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов, которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

5.   Производится увязка указанных индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, что делает реализацию этих индикаторов и воздействие на них государства более реальным.

6.   Приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана.

Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализацию выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование выполняет такие функции, как:

—   выявление приоритетов социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи;

—   концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач;

—   взаимная увязка программ между собой и остальной экономикой.

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в деятельности объединений – холдингов, консорциумов, крупных предприятий.

Таким образом прогнозирование, стратегическое планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития. [1, с.257]

1.3  Формы государственного регулирования

1.3.1 Бюджетно-налоговая политика

Основой финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет – это роспись государственных доходов на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.:

1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

2. Принципы полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;

4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

 Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Доходная часть государственного бюджета образуется в основном сбором налогов. Расходная часть бюджета включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры, выплату процентов по государственному долгу.

Бюджетная система выполняет три функции:

1. Фискальная функция – создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

2. Функция экономического регулирования — это использование государством налогов для проведения экономической политики;

3. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Налоговая ставка – определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют целям и задачам экономической политики государства.

Главное требование к налоговой системе в современных условиях – ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.[3, с56 – 78]

… системы госурегулирования. Причем в организации этих систем преобладает общее, а не частное, хотя последнее немаловажно.  Глава 2. Функции государственного регулирования.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.

Деятельность государства направлена на достижение гене­ральной цели — блага человека, его нравственного и физического благо­получия, максимальной правовой …

… , решает вопросы национальной обороны. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.   1.2.

Функции государства в рыночной экономике. Государство играет весомую экономическую роль, выполняя набор хозяйственных и социальных функций.

Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и …

… В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от …

… несостоятельность или неэффективность. 3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е.

правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2.

1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг. 2006 год не отмечен яркими событиями в экономике или …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/116573/2

Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

По степени соблюдения законности

По степени конкуренции

Атрибуты рыночной экономики и классификация рынков

Рыночная экономика – экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством.

Атрибуты:

1. Общественное разделение труда;

2. Товарно – денежные отношения;

3. Доминирование частной собственности;

Собственность:

-экономический смысл (совокупность социально-эк-их отношений по поводу присвоения и отчуждения результатов производства)

-юридический смысл (совокупность правомочий владения, пользования, распоряжения)

4. Частная свобода (Шумпетер: экон. свобода – свобода потребительского выбора, свобода проф. деят-ти, свобода инвестирования)

5. Гибкий механизм цен (цены договорные)

6. Конкуренция

7. Механизм прибыли и убытков.

Классификация рынков:

1. По экономическому назначению:

· рынок потребительских ТиУ

· рынок ФП (рынок землю, труда)

· финансовый рынок (рынок денег, ценных бумаг, драг. металлов и камней)

2. По географическому положению:
1. местный 2. региональный 3. национальный

4. мировой

3. По отраслям(рынок нефти)

4. По участникам рыночных сделок(Розничные и оптовые продажи, гос. закупок)

· Рынок свершенной конкуренции

· Рынок несовершенной конкуренции (монополии, олигополии, монополистической конкуренции)

· Легальный

· Нелегальный (Чёрный – товары запрещенные Уголовным Кодексом; Серый – нарушение хозяйственного законодательства-ремонт квартир, быт. техники)

7. С учетом ассортимента:
1. замкнутый 2. насыщенный

3. смешанный

8. По степени насыщенности:
1. равновесный (спрос = предложение) 2. дефицитный(спрос > предложение)

3. избыточный (спрос < предложение)

Роль государства в экономике

Этатизм (марксизм, истор. школа); Дирижизм (кейнсианство, институцианализм); Либерализм (классическая школа, маржинализм, монетаризм)

Функции:

— административно-правовые

· Законодательное обеспечение эк. деятельности (принятие з-ов, установление процедур и норм)

· Контроль за соблюдением законов, норм, применение санкций за их нарушение

· Принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к гос. и не гос. компаниям

· Помощь в разрешении возникших между хоз-ми субъектами конфликтов (арбитраж);

— экономические функции

· Принятие мер в отношении внешних эффектов (экстерналии) – ущерб или выгода, которую несет или получает сторона не участвовавшая в сделке, и которая не отражается в рыночной цене товара.

· Обеспечение общественными Т и Услугами или общественными благами – блага, которые потребляются коллективно и которые не выгодно производить в частном секторе.

Свойства общ. благ:

1. Неисключаемость;

2. Неконкурентность (если блага предоставлены одному человеку, то и др. людям они будут предоставлены)

· Антимонопольное регулирование

· Помощь отдельным группам населения

· Стабилизация эк-ки

· Управление процессом эк. реформ

· Управление структурной перестройкой экономики (промышленные реформы)

Методы и инструменты государственного воздействия на рыночную экономику. Важный компонент механизма — его методы и инструменты. По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

· Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен и др.

); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.

); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).

· Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы.

По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

· Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы.

· Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.

Источник: https://studopedia.su/15_81459_funktsii-i-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-rinochnoy-ekonomiki.html

Refpoeconom
Добавить комментарий