14.3. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МБ) В ЭКОНОМИКЕ

Значение малого бизнеса (стр. 1 из 15)

14.3. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МБ) В ЭКОНОМИКЕ

Введение

Основополагающими документами, определяющими государственную политику в области поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются: Федеральный закон от 14 июня 1995 г.

№88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”, положения, содержащиеся по данной проблеме в посланиях Президента Российской Федерации В.В.

Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), другие нормативные правовые документы, относящиеся к данному вопросу.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г.

№ 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (много-профильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных обследований Госкомстат России осуществляет по распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.10.95 № 1389-р.

При осуществлении выборочного наблюдения используется 20-процентная расслоенная случайная выборка с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий и досчетом на вновь созданные в отчетном периоде малые предприятия.

Статистическое наблюдение за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств проводится методом выборочного обследования с использованием стратифицированной выборки по посевной площади основных сельскохозяйственных культур, поголовью скота по видам с последующим распространением данных на генеральную совокупность.

Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства приведены по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам Российской Федерации.

В работе приведена краткая оценка состояния российского малого предпринимательства, подготовленная на основе данных Госкомстата России, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации и Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

В рассматриваемых материалах кратко отмечены доклады, выполненные в целях реализации Концепции государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; проанализирована информация о состоянии малого предпринимательства в 2006 году и перспективах его развития на среднесрочный период, полученная от органов исполнительной власти 64 субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что каждый регион имеет свой уровень развития, свои проблемы и перспективы, различные ресурсы, выявлены и сформулированы общие проблемы развития малого предпринимательства в регионах и перспективы его дальнейшего развития, которые приведены в соответствующих разделах доклада.

В последние годы наметилась определенная стабилизация в состоянии малого предпринимательства в России. Отсутствие заметной динамики в его развитии свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

В целях обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, диверсификации экономики, устранения из нее теневого сектора, повышения деловой активности и роста занятости населения, обеспечения социальной стабильности в обществе необходимо в ближайшее время решить задачи по дальнейшему развитию малого предпринимательства.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

— нормативно-правовое;

— финансово-кредитное;

— информационно-техническое;

— организационное;

— кадровое и консультационное обеспечение;

— внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

1. Значение и необходимость развития малого бизнеса

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Но дело не только в этом… Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

Источник: https://mirznanii.com/a/234761/znachenie-malogo-biznesa

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

14.3. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МБ) В ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова:малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.

Цель: проанализировать значение и вклад малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Методы: статистический анализ, абстрактно-логический.

Результаты: на основе проведенного анализ, показан современный вклад российского бизнеса в экономику страны. Выявлены слабые стороны и предложен комплекс решений для устранения проблем в развитии малого и среднего бизнеса в стране.

Научная новизна: на основе проведенного анализа сделан вывод, что вклад малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. Выявлены факторы сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.

Практическая значимость: предложены комплексные меры для решения проблем, влияющих на уровень развития малого и среднего бизнеса.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.

Цель данной статьи — определить роль малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Результаты исследования

В первую очередь, мы хотим обратить внимание на основные критерии и черты предпринимательства.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основные критерии субъектов МСП представлены на рисунке 1 [1].

Рис. 1. Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник: Составлено автором.

По мнению к. э.н. Лановой О. Г. малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов.

Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей [2]. На наш взгляд, Лановая О. Г.

раскрывает понятие малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, позволяя определить значение малого бизнеса для экономики страны в целом.

Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны.

В чертах малого и среднего бизнеса прослеживается тот факт, что они проигрывают по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.

По мнению Ж. Ж. Ламбена [3], чье мнение разделяет и профессор С. Г.

 Демченко, устойчивое конкурентное преимущество получают фирмы, осуществляющие «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов» [4]. Соглашаясь с данным выводом, добавим, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Таким образом, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.

По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии [5]. От уровня развития малого бизнеса зависит степень развития экономики государства. Так, достаточно взглянуть на таблицу 1, где приведены основные показатели МСП.

Таблица 1

Показатели малого и среднего бизнеса*

ПоказателиРоссийская ФедерацияСтраны — члены ЕС
Вклад малого бизнеса в ВВП страны, %17–20 %50–70 %
Численность занятых в малом и среднем бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях27 %67,4 %
Доля малого и среднего бизнеса в общем числе всех предприятий, %97,2 %99,8 %

*Источник: составлено с использованием [5, 10, 13].

Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий.

Именно данный показатель характеризует динамику развития МСП, но в тоже время не всегда отражает реальную ситуацию, которая характеризует положение предпринимательской активности, так как фактически большая часть зарегистрированных предприятий не осуществляет реальную деятельность.

В этой связи становится понятным, что рост числа зарегистрированных предприятий не связан с развитием сектора МСП. Все это в совокупности находит прямое отражение и на показателях вклада в ВВП страны и численности занятых в малом и среднем бизнесе.

Получается, что основной вклад в экономику страны, по крайней мере, в России, вносит в настоящее время крупный бизнес. Об этом свидетельствуют и данные, которые приводит Президент ассоциации российских банков Г.

Тосунян по словам которого, позитивная динамика по корпоративным кредитам его «не успокаивает», поскольку здесь 60 % — это крупный бизнес, а не малый и средний, на котором, как убежден банкир, и должна держаться экономика нашей страны.

А МСП при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей [6].

По мнению известного банкира, на рост и развитие сегмента МСП способствует, доля кредитов, направленная в данный сегмент. Однако, это не единственно сдерживающее условие. Согласно материалу Всемирного банка приведенного в докладе об экономике России [7] диверсификация российской экономики не возможна без выживания новых предприятий.

Как показывают результаты анализа, одной из причин недостаточного уровня диверсификации российской экономики может быть то, что относительно небольшие сектора в меньшей степени, чем крупные отрасли, способны справляться с периодами спада.

Низкий уровень выживания новых компаний может объясняться тем, что новые предприятия сталкиваются с трудными условиями ведения бизнеса и жесткой неконкурентной средой.

Эти результаты подчеркивают важность экономической политики, направленной на улучшение перспектив для появления новых предприятий, повышение эффективности распределения производственных факторов и усиление конкуренции на пути к более диверсифицированной экономике.

Следует сделать вывод, что на развитие МСП влияние оказывают множество факторов.

Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства — создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса [8]. Развитие малого и среднего бизнеса объявлено в России одним из приоритетных направлений государственной политики. Практически сразу после избрания на пост Президента Российской Федерации Дмитрий Медведев стал уделять этому вопросу пристальное внимание. Уже в мае 2008 года был подписан указ, нацеленный на снятие ограничений для предпринимательской деятельности, а малый бизнес назван «способом возрождения России» [9].

Субъекты Российской Федерации в настоящее время уделяют особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства.

Так, в Республике Татарстан традиционно разрабатываются программные действия и новые подходы к развитию малого и среднего бизнеса [10].

Состояние малого и среднего предпринимательства и основные направления его дальнейшего развития обсуждается на уровне руководства Республики и вызывает огромный интерес у общества.

Малый и средний бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро реагирующей на происходящие изменения на рынке, способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики.

Теория точек, введенная в практику французским экономистом Ф.

Перру, не утратила своей актуальности и в современных экономических условиях, и применительно к малым формам хозяйствования позволяет их рассматривать в качестве инструментов моделирования экономического роста российской экономики [11].

По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения.

Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г.

№ 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской Федерации» [12], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт [11, с.364].

К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации уровень развития малого и среднего бизнеса, который своими налогами приносит в бюджет все больше доходов, не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании валового внутреннего продукта.

Превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса способно расширение этого сектора экономики.

Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.

Выводы

В целом учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличении регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создания более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения и следующих задач:

—          усиление роли местных органов власти в координации деятельности всех структур поддержки малого и среднего бизнеса;

—          большая активация процессов разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

—          обеспечение малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам;

—          активное совершенствование действующего законодательства по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса;

—          усиление информационно-консультативной поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях российской власти.

В период высокой турбулентности, нестабильности внешней среды, отразились на объемах и динамике развития предпринимательского сектора в стране.

Но все же, в такой тяжелый период, малый бизнес удержал позиции и показал неплохие результаты по сравнению с другими сегментами рынка.

Наряду с этим, эксперты отмечают гибкость и быструю адаптацию малого бизнеса, что позволяет ему быстрее остальных восстановиться.

Динамическое развитие предпринимательского сектора для стабилизации экономики страны очень важно.

Если субъектам МСП будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с малым бизнесом, то мы сможем не только укрепить нашу экономику, но и выйти на новый уровень развития и построить новую модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5778/

Роль малого бизнеса в экономике

14.3. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МБ) В ЭКОНОМИКЕ

   Роль малого бизнеса в экономике развитых стран огромна. В прошлой статье мы сделали попытку дать определение малого бизнеса. Ну а сейчас мне хочется поднять вопрос о месте малого бизнеса в экономике развитых государств.  Ведь многие ошибочно считают, что малый бизнес не является двигателем экономики, что только крупные предприятия играют в ней главенствующую роль.
       

         Малый бизнес — неотделимый элемент экономики.

   Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.

     Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки малого предпринимательства, государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения процента  среднего класса в государстве (граждан со средним уровнем дохода).

    Налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета государств с развитой экономикой.

 Кроме того, малый бизнес позволяет повысить конкуренцию, экономическую инициативу и активность граждан отдельно взятого государства.

Ну а  конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

      Роль малого бизнеса в решении государственных проблем

  Малый бизнес во многом решает в государстве проблемы с безработицей, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого бизнеса в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно малый бизнес является  гарантией существования развитой рыночной экономики.

    Малый бизнес — сложный и многообразный механизм, развитие его или упадок очень существенно воздействует на экономику любого современного государства. Исторически малое предпринимательство зародилось еще в древности. Именно малый бизнес лежит в основе появления и развития предпринимательства.

   Исторически малый бизнес  представлял собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, а руководитель и предприниматель  обычно совмещались в одном лице.

Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой.

 Именно из малого бизнеса,  по мере его развития, разделения труда, накопления капитала и роста потребления товаров и услуг, выросли крупные фирмы.

   Сферами деятельности малого предпринимательства являлись и  являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство (фермерство), большая доля сферы услуг и многое другое. Историей доказано, что малый бизнес был и  будет  в будущем (по крайней мере, ближайшем) основным двигателем рыночной экономической системы.

   Малый бизнес приобретает все большую роль в экономике

Ошибки некоторых государств в огосударствлении малого бизнеса привели и приводят к невосполнимым потерям в экономике и даже к их краху.  В настоящее время меняется отношение большинства стран к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в экономике, в социально-политической сфере.

Ему уделяет достаточно много внимания законотворческие органы и правительства  большинства государств. Улучшаются механизмы  взаимодействия государства, крупного бизнеса и малого предпринимательства. С другой стороны и малый бизнес, становясь все более весомой частью экономики, приобретает все более устойчивую форму и специфику своего существования.

В настоящее время эта специфика выражается в следующем:

   1)  Малый бизнес является неотъемлемой частью существования современного общества;

   2) Не только малый бизнес нуждается в государственной поддержке, а государство нуждается в поддержке малого бизнеса;

   3)Малый бизнес — не малый, а равноправный партнер в любом бизнесе;

   4)Развитый  малый  бизнес способствует увеличению среднего класса – самой креативной части общества, обеспечивающей его прогресс;

 5)Большой бизнес увеличивает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес  увеличивает  прибыль за счет роста эффективности;

  6)Малый бизнес  во многих странах решает вопросы безработицы и стабильности доходов населения, а это гарантия социально политической стабильности в обществе.

   7)Налоговые поступления от малого бизнеса составляют значительную долю бюджета всех развитых государств.

    8)Малый бизнес решает вопрос расширения ассортимента и увеличения производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;

   9)Малый бизнес решает проблему  обслуживания  крупных предприятий, изготовляя для них комплектующие изделия, осуществляя ремонт и обслуживание оборудования;

   10)Малый бизнес позволяет решать проблему  монополизма крупных предприятий, формирует рыночные отношения в  экономике;

   11)Малый бизнес, благодаря своей доступности для большинства граждан, способствует вовлечению в производство материальных и финансовых сбережений населения;

  12)Малый бизнес, благодаря своей гибкости и способности перестраиваться, гораздо устойчивее крупных предприятий к кризисным явлениям в экономике. Именно малый бизнес обеспечивает занятость населения без государственной подпитки в кризисы.

                                          Заключение

    Как видите, малый бизнес перерос период неуважительного отношения к нему. Ведь до сих пор многие обыватели считают малый бизнес несерьезным занятием, снисходительно называя, например, небольшие торговые предприятия лавчонками, магазинчиками.

Но во многом благодаря этим лавочкам, мастерским и пр. малым предприятиям государство может платить всевозможные социальные пособия, соблюдать порядок внутри государства и обеспечивать свой авторитет в мире.

 В дальнейших публикациях рассмотрим роль малого бизнеса в экономике конкретных высокоразвитых государств.

Источник: https://malbusiness.com/rol-malogo-biznesa-v-ekonomike/

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2020 году

14.3. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МБ) В ЭКОНОМИКЕ

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство.

Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСП

Выручка без НДС за год

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya

Refpoeconom
Добавить комментарий