13.3. Значение теорий цикличности

Цикличность развития экономики: виды и теории циклов

13.3. Значение теорий цикличности

Теория экономических циклов наряду с теорией экономическо­го роста относится к теориям экономической динамики, которая объясняет развитие народного хозяйства. Если теория роста иссле­дует факторы и условия роста как долговременной тенденции, то теория цикла — причины колебаний экономической активности во времени.

На протяжении многих веков проблема нестабильности (цикличности) развития общества оставалась чисто философской проблемой и лишь в начале 19 века экономисты обратили на неё свое внимание. В работах Ж.Сисмонди (1773-1842) и Т.

Мальтуса (1766—1834) появились исследования кризисных и цик­лических явлений в экономике. В работах классиков А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Ст.Милля, А.

Маршалла феномен цикла если и просматривался, то мимоходом, как част­ное и мимолетное явление.

К.Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять этой проблеме пристальное внимание. Он выделял четыре фазы цикла, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрес­сию, оживление и подъем.

Кризис проявляется, прежде всего, в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного процента.

Это ведет к понижению прибылей и падению производства, росту банковских задолженностей, банковским крахам и банкротствам предприятий в других сферах экономики.

После кризиса наступает депрессия. Производство уже не сокра­щается, но и не растет. Товарные излишки постепенно рассасыва­ются, но торговля идет вяло. Ставка ссудного процента падает до минимума.

Однако постепенно в народном хозяйстве появляются «точки роста» и происходит переход к оживлению.

Предприятия, приспособившиеся к новым условиям рынка, увеличивают выпуск товаров, осуществляют новое промышленное строительство, по­вышается норма прибыли, ставка ссудного процента и заработной платы, начинается фаза подъема.

Уровень ВНП превосходит выс­шую докризисную точку, производство продолжает увеличивать­ся, растут занятость, товарный спрос, уровень цен и норма ссудно­го процента. Но постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереа­лизованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

До 50-х годов XX в. во время кризисов происходили всеобщее понижение уровня цен, связанное с падением платежеспособного спроса, ростом безработицы.

В настоящее время монополистический сектор экономики при поддержке государства не только способен удерживать докризисный уровень цен, но нередко способствует их росту.

Такое падение производства при сохранении инфляции на­зывается стагфляцией. Под экономическим циклом понимают время между двумя соседними кризисами (подъемами).

В современной экономической науке выделяют более 1380 типов циклов. Но наиболее известными являются следующие подходы к типизации циклов в зависимости от их продолжительности.

1. Циклы Китчина (циклы запасов). Китчин (1926) сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при дви­жении товарных запасов.

2. Циклы Жуглара (1819—1905). Этот цикл имеет и другие названия: «бизнес-цикл», «про­мышленный цикл», «средний цикл». Первый про­мышленный кризис разразился в Англии в 1825г., когда машин­ное производство заняло господствующее положение в металлургии, машиностроении и других ведущих отраслях.

3. Циклы Кузнеца. В 1930-е годы в США появились исследования так называемого строительного цикла. Дж.Риггольмен, В.

Ньюмен и некоторые другие аналитики построили первые статистические индексы совокупного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интерва­лы быстрого роста и глубоких спадов или застоя.

Тогда и появился термин «строительный цикл», определяющий эти 20-летние коле­бания. В 1946 г. С.

Кузнец (1901 — 1985) в работе «Национальный доход» пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование про­изводственного назначения, а также в здания и сооружения обна­руживают взаимосвязанные 20-летние колебания. При этом он отметил, что в строительстве эти колебания обладают самой боль­шой относительной амплитудой.

4. Циклы Кондратьева. Н.Д.Кондратьев (1892—1938), изложил результаты своих исследований, касающихся динамики индексов товарных цен, процентных ставок, ренты, за­работной платы, производства важнейших видов продукции и т.д. для ряда развитых стран с 1770 по 1926 г.

Начало «большого» подъема Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением но­вых стран в мировое хозяйство, с изменениями объемов добычи золота.

Внедрение технических нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который, в свою оче­редь, стимулирует производство и спрос, способствующий росту цен. В этот период безработица уменьшается, заработная плата, и производительность труда растут.

В начальный период до­полнительные импульсы экономическому росту могут дать локальные войны. По мере развития циклического подъема войны стано­вятся все более разрушительными. Многие крупные социальные потрясения приходятся на конец «большого» подъема, а также на нижнюю точку цикла.

Свидетельством того, что экономика приближается к верхней точке большого цикла, являются начинающиеся на фоне изобилия нехватка отдельных товаров, сдвиги в структуре распределения до­ходов, рост издержек производства, замедление роста прибылей и т.д. Возникает ситуация, известная теперь как стагфляция.

За каждым «большим» подъемом следует короткий период, когда экономика как бы готовится к предстоящему дли­тельному спаду, но в то же время сохраняется видимость процвета­ния: люди по-прежнему полны надежд, легко берут в долг. Происходит нагромождение задолженности, которое в любой момент грозит крахом. Это с неизбежностью и происходит, причем импульс может исходить от незначительного события.

5. Циклы Форрестера, протяженностью 200 лет, причинами которых являются появление новых источников энергии и новых материалов.

6. Циклы Тоффлера, длинной 1000 — 2000 лет, способствующих развитию цивилизаций

В настоящее время не существует единой теории цикла. В экономической науке выделяют три подхода к объяснению цик­личности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники эк­зогенного подхода связывают природу цикла с внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики считают причиной цикличности совокупность внешних и внутренних факторов.

Теории внешних факторов. Основателем этого направления при­нято считать английского экономиста У.С.Джевонса (1835—1882), который связал экономический цикл с 11-летним циклом солнеч­ной активности. В 70-е годы XIX в.

Джевонс опубликовал ряд работ, в которых исследовал влияние солнечных пятен на урожайность, на цены на зерно и на торговый цикл. Его последователи распространили влияние сол­нечного цикла на всю экономику.

В качестве основной причины цикличности также рассматривали внешние факторы ученые экономисты: Р.А.Гордон, А.Х.Хансен, У.К.Митчелл

Теории внутренних факторов. Теория Троцкого и современных «неомарксистов». В 1921 г. незави­симо от Кондратьева Л.Троцкий выдвинул собственную теорию длинных волн.

Он считал, что длинные волны являются историче­скими периодами ускорения и замедления развития капитализма, они вызываются экзогенными факторами: обострени­ем и ослаблением классовой борьбы. Среди современных экономи­стов последователей Л.

Троцкого можно отметить бельгийского исследователя Э.Мандела, автора монографии «Длинные волны капиталистического развития» (1980).

Монетарная теория. Чисто монетарное толкование цикла наи­более полно изложено в работах английского экономиста Р.Хоутри (1879—1975).

Для него цикл есть «чисто денежное явление» в том смысле, что изменение денежного потока является единственной и достаточной причиной изменения экономической активности, чередования процветания и депрессии, оживления и вялой торговли.

Когда спрос на товары, выраженный в деньгах (или денежный по­ток), увеличивается, торговля становится оживленной, производ­ство расширяется, цены растут. Когда спрос уменьшается, торгов­ля ослабевает, производство сокращается, цены падают. Согласно чисто монетарной теории, цикл есть не что иное, как точная копия в небольшом масштабе денежной инфляции и деф­ляции.

Теория перенакопления.

Центральное место в теории перенакоп­ления занимает вопрос о чрезмерном развитии отраслей, изготов­ляющих товары производственного назначения, по отношению к отраслям, производящим потребительские товары: отрасли, изго­товляющие товары производственного назначения, подвержены воздействию экономического цикла гораздо сильнее, чем отрасли, производящие товары повседневного спроса. Во время повышатель­ной фазы цикла выпуск товаров производственного назначения растет, а во время понижательной фазы цикла сокращается гораз­до более резко, чем производство товаров кратковременного пользования. Появляется симптом серьезной диспропорции, возникающей во время фазы подъема и являющийся причиной кризиса.

Теория недопотребления. Родоначальником теории недопотребле­ния является швейцарский экономист Ж.Сисмонди (1773—1842). Существует множество разновидностей этой теории, наиболее обоснованная из них применяет термин «недопотребление» в значе­нии «чрезмерных сбережений».

Депрессии вызываются тем обстоя­тельством, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначительная его часть расходуется на потребитель­ские товары.

Именно добровольные сбережения, совершаемые от­дельными людьми и компаниями, нарушают равновесие между про­изводством и реализацией.

Марксистская теория цикла. Марксисты считают, что экономические кризисы порождает основное противоречие капитализма — между общественным характером про­изводства и частнокапиталистической формой присвоения результатов этого производства.

По мере накопления капитала усиливается концентрация и централизация капитала. Углубляется общественное разделение труда, расширяются эко­номические связи, внешние и внутренние.

Продукты становятся результатом трудов многих миллионов работников, но их присвое­ние остается частнокапиталистическим.

Неоклассики и неокейнсианцы солидарны в том, что одной из фундаментальных, причин механизма цикличности является про­цесс приспособления запаса капитала к условиям воспроизводства.

Между объемом еже­годно воспроизводимой стоимости («потоком»), с одной стороны, и ее накопленным к данному моменту «запасом» — с другой, су­ществует некая «нормальная», или «равновесная», пропорция.

Если фактическая пропорция поток/запас отклоняется то в одну или в другую сторону от своей нормальной величины происходят колебания как производства, так и капитала, что становится причиной кризиса. Неокейнсианцы считают, что в изменениях указанной пропорции активная роль принадлежит движению запаса, неоклассики же пер­вичным признают движение потока.

Психологические теории цикла. У.Джевонса и В.Парето (1848—1923) — от­водят главную роль в возникновении циклических колебаний спе­кулятивным мотивам в операциях предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже.

В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимате­лей по каналам социально-психологического воздействия.

Спекулятивное раздувание спроса, опирающееся на широкое использование банковского кре­дита, ведет к необоснованному увеличению производства, отклоняющему экономику от равновесной траектории. Конец бума наступает в результате повышения ставки ссудного процента и наметившегося перелома тенденции роста цен.

Кризис оказывается результатом паники, развертывающейся цепной реак­ции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение про­центной ставки в сочетании с возрождением оптимизма, которое связано, в частности, с появлением «нового поколения» предпри­нимателей.

А.Пигу (1877—1959) и Дж.М.Кейнс основную причину цикличности видели в «несовершенстве» рыночной информации. Уровень дохода, превышающий ожидавшуюся ранее величину, порождает оптимизм среди предпринимателей и улуч­шает оценки ожидаемого дохода на будущий период, что ведет к расширению производства и инвестиций.

Однако поскольку предприниматели лишены информации о планах конку­рентов, то предложение товаров в определенный момент неизбежно превысит спрос и фактический доход начнет отставать от ожидаемо­го, т.е. выявляется так называемая ошибка оптимизма.

Осознание этой ситуации ведет к сокращению производства и инвестиций, кото­рое усугубляется кризисом доверия к кредитной сфере.

Теория Р.Лукаса Главную роль в ней играет гипотеза о по­ведении хозяйственных субъектов и об особенностях восприятия ими экономической информации.

Центральным звеном в модели Лукаса является предпо­ложение о том, что предприниматель не может отличить инфляци­онное повышение цен на свой продукт от роста относительных цен на него и потому при всяком росте цен увеличивает инвестиции, растет уровень производства и занятость.

Понижательная фаза цикла наступает тогда, когда производители начинают понимать свою ошибку и сокращают производственные мощности и занятость, а так как это происходит на фоне продол­жающегося роста цен, то возникает стагфляция.

Теории инвестиций в основной капитал. В 1939 г. П.Самуэльсон издал небольшую статью, в которой попытался объяснить теорию цикла на основе кейнсианской модели мультипликатора-акселератора.

идея этой модели основана на предположении колеба­ний инвестирования в основной капитал. Однако инвести­ции в основной капитал не являются причинным фактором цикличности на временных отрезках менее 12 лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_117183_tsiklichnost-razvitiya-ekonomiki-vidi-i-teorii-tsiklov.html

Цикличности теории — это… что такое цикличности теории?

13.3. Значение теорий цикличности

круговорота исторического теории, — концепции обществ. развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ.

образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. т. были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ.

развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. цикла.

Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич.

обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. форм (в Др. Греции — Платон, Аристотель и особенно Полибий).

Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. власти в жизни антич. обществ. В Др. Китае (у Сима Цяня) Ц. т. приняла другую форму — учения о циклической смене «принципов», на к-рых покоится гос. власть. Ц. т.

были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ.

изменений как необходимого, не зависящего от воли отд. человека процесса, догадка о единстве ист. процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).

В средние века господствовал теологич. провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с Ц. т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. мыслителям, идею ист. круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления; Кампанелла).

Развернутая концепция ист. круговорота принадлежит итал. мыслителю кон. 17 — 1-й пол. 18 в. Дж. Вико, согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа — эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш. точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. т. не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж.

обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. т. выдвигаются в число влият. филос.-ист. бурж. концепций. Факт возрождения Ц. т. связан, с одной стороны, со сменой ист. оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич.

системы, а с другой — с науч. несостоятельностью трактовки ист. процесса как плавной поступат. эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц.

развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. ч. теориями циклизма.

Наиболее полно Ц. т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. построениях О. Шпенглера и А. Тойнби.

В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного «жизненного цикла» зарождения, развития и гибели культурно-ист. систем.

Это достигается с помощью релятивистского тезиса «эквивалентности» локальных цивилизаций, при к-ром в единый «параллельный ряд» могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, Др. Рим и совр. капиталистич. общество.

Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма — П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. п.

Для собственно историков возрождение Ц. т. связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков — Э. Мейер). Ц. т. 20 в. глубоко реакционны. Ист. пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни — характерные их черты.

Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии. Ист.

материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. формаций (см. Формация общественно-экономическая), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. е.

нек-рые присущие прежним ступеням ист. развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.

Лит.: Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, «ВИМК», 1957, No 2; его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Штаерман Е. М.

, О повторяемости в истории, «ВИ», 1965, No 7; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972; Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962; Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L.

, 1961.

Э. С. Маркарян. Ереван.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/19708/%D0%A6%D0%98%D0%9A%D0%9B%D0%98%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98

Цикличности теории

13.3. Значение теорий цикличности

Цикличности теории, теории исторического круговорота, социально-философской концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов.

Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе: смена времён года, развитие биологических организмов и т.п.).

Эти взгляды имели известное практическое значение (способствуя, например, созданию календарей), в то же время они, как правило, выражались в установлении космически и божественных периодов, длящихся сотни и даже тысячи лет, сочетались с мистическим учением о переселении душ, многократном сотворении и гибели мира и т.п. Ц. т.

имели также определенное познавательное значение.

Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести интересные параллели между историей разных народов и эпох (Полибий и Сыма Цянь) и т.д. Тем самым Ц. т. способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении. Идеи кругооборота получили широкое распространение в Древнем Китае, Древнем Египте, Вавилоне, а также у античных философов и историков, что было связано с крайне медленным поступательным развитием общества.

  Вклад в разработку Ц. т. внёс арабский мыслитель 14—15 вв. Ибн Хальдун, выделивший во всемирной истории четыре эпохи, связанные с деятельностью различных народов. В каждой из этих эпох он пытался выявить закономерности развития и упадка культуры, смены династий и т.п.

  Особую популярность Ц. т. приобрели в 17—18 вв. в западноевропейской общественной мысли, многие представители которой восприняли экономический и культурный подъём той эпохи как возрождение античности после средневекового упадка. Ц. т.

имели прогрессивное значение, ибо противопоставляли естественный порядок и определенную закономерность в истории различным теологическим, провиденциальным (см. Провиденциализм) концепциям, а также изображению истории как сферы господства случайности и произвола великих людей. Наиболее видный представитель Ц. т. того времени — Дж.

Вико, выдвинувший идею круговорота — развития всех народов по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной, героической и человеческой. Взгляды Ибн Хальдуна и Вико оказали влияние на последующее развитие философии истории. Представления о циклическом характере общественного развития разделялись многими социалистами-утопистами, в частности Ш.

Фурье, разработавшим концепцию о четырёх фазах человеческой истории («райская» первобытность, дикость, варварство и цивилизация).

  После открытия материалистического понимания истории Ц. т. приобретают всё более реакционный характер. Идея исторического круговорота противопоставляется идее общественного прогресса. Сторонники Ц. т. отрицают поступательный характер всемирной истории (Э.

Мейер), изображают её как разорванные во времени и пространстве циклы развития и упадка локальных цивилизаций, не связанных друг с другом (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Д. Тойнби и др.). Ц. т. получили широкое распространение на Западе, особенно после 1-й мировой войны 1914—18.

Некоторые буржуазные философы и социологи (П. Сорокин), будучи не в состоянии разрешить противоречие между циклическим и линейным развитием, пытаются эклектически сочетать их в своих концепциях.

Историческая обречённость капитализма воспринимается буржуазными исследователями как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями.

  Марксизм-ленинизм противопоставляет всем ненаучным концепциям общественного развития, в том числе Ц. т., исторический материализм, диалектико-материалистическую теорию поступательного развития общества (см. Прогресс).

  Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., К вопросу о диалектике, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; его же, Философские тетради, там же; Араб-Оглы Э. А., Концепция исторического круговорота, в кн.

: Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Конрад Н. И., Запад и Восток, 2 изд., М., 1972; Чесноков Г. Д., Современная буржуазная философия истории, Г., 1972. См. также лит. при ст.

Философия истории, Цивилизация.

  Э. А. Араб-Оглы.

Оглавление

Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/120/931.htm

Refpoeconom
Добавить комментарий