12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Региональная (социально-экономическая) политика – сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д.

В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия.

Региональная политика тесно связана с региональным развитием – изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире.

Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран.

К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.

Федерализм – принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Тенденции этих взаимодействий в современной России показаны на схеме 71.

Схема 71.

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

– сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

– повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

– расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

– преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

– преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития.

В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности – их пороговое значение.

Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.

Рассмотрим значения некоторых социальных индикаторов по России и Приморскому краю (таблица 31).

Таблица 31.

Пороговые значения и фактическое состояние социальных индикаторов экономической безопасности в Российской Федерации и Приморскому краю.

Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов.

Еще более острой является ситуация в Приморье, что доказывает необходимость осуществление эффективной региональной политики.

Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия.

При этом центр тяжести должен смещаться от общих экономических проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития отдельных районов в рамках единого экономического пространства государства.

Поэтому в региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования.

Источник: http://bookzie.com/book_1662_glava_62_12.3.%C2%A0Osnovnye_ponjatija,_%D1%81e.html

I. Региональная политика: понятие, цели и задачи

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

  1. II. Региональная.
  2. Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  3. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи
  4. Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
  5. Административный договор: понятие, признаки, виды
  6. Активы таможенных органов: понятие, структура и особенности
  7. Акты применения права: понятие, состав и виды.
  8. Акционерное общество как юридическое лицо ( понятие, виды, понятие и виды акций, органы управления).
  9. Алгоритм метода потенциалов решения транспортной задачи.

Ее цели, направления и инструменты.

Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России.

Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов РФ необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении реформ в России.

Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.

I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.

1. Понятие и виды региональной политики.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран.

Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще.

Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны.

Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий.

Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами.

Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:

1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);

2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);

3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная);

4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

Субъектами региональной политики,осуществляющими непосредственное управленческое воздействие, являются как законодательные и исполнительные органы государственной власти на федеральном и региональном уровне, органы местного самоуправления, различные межрегиональные ассоциации, так и определенные предприятия, учреждения, организации. В этой связи следует различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.

2. Объекты, субъекты и формы региональной политики.

К основным объектам региональной политики относятся.

· Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

· Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

· Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.

2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3. Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

3. Цели и задачи региональной политики.

Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:

1) Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; 2) Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона; 3) Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства; 4) Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;

5) Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

4. Функции региональной политики.

Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации.

В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых.

В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов.

Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:

* Экономические – государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.

* Социальные – регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.

* Политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики – обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические – использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

5. Структура региональной политики.

Структурная «блок-схема» (рис.1) региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.

К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем – налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.

Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории.

К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе.

Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.

Рис. 1 Структура региональной политики.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 179; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-78460.html

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Регион сегоднястановится главным субъектом экономическихи политических отношений. Очень важнов этой ситуации определить спецификуи приоритеты осуществления региональнойполитики с учетом сравнительныхпреимуществах того или иного региона,особенностях его исторического икультурного развития.

Региональная(социально-экономическая) политика –сфера деятельности государства поуправлению политическим, экономическим,социальным и экологическим развитиемстраны в пространственном, региональномаспекте и отражающая как взаимоотношениямежду государством и регионами, так ирегионов между собой.

К основным объектамрегиональной политики относят:производственные (прежде всегопредприятие), социальные (прежде всего– человек как представитель социума,семьи, этноса), денежно-финансовые и т.д.

В качестве субъектов региональногоуправления могут выступать как конкретныепредставители государственной ирегиональной власти, так и отдельныеучреждения, организации и предприятия.

Региональная политика тесно связана срегиональным развитием — изменениемвнутренней социально-экономическойструктуры региона.

Пространственныеразличия в обеспечении ресурсами, уровнеэкономического развития и качествежизни населения, инфраструктурнойоснащенности, в экологическом состояниисреды, остроте национальных и социальныхконфликтов присущи практически всемстранам независимо от их положения вмире.

Цели и задачи региональной политикиразличных государств могут не совпадатьи варьировать в различных пределах.Однако существуют общие цели, присущиерегиональной политике всех стран.

К нимследует отнести: создание и упрочениеединого экономического пространстваи обеспечение экономических, социальных,правовых и организационных основгосударственности; относительноевыравнивание условий социально-экономическогоразвития регионов; приоритетное развитиерегионов, имеющих особо важноестратегическое значение для государства;максимальное использование природных,в т. ч. ресурсных особенностей регионов;предотвращение загрязнения окружающейсреды, экологизация региональногоприродопользования, комплекснаяэкологическая защита регионов и др.Иными словами, современная региональнаяполитика пытается объединить интересыфедерализма и регионализма.

Федерализм–принцип разделения политических иэкономических полномочий междуфедеральной, субфедеральной и местнойвластями.

Регионализм– подход к рассмотрению и решениюэкономических, социальных, политическихи других проблем под углом зренияинтересов региона.

Как показываетмировая практика, в условиях кризиснойэкономики между сторонниками федерализмаи регионализма в региональной политикемогут возникать противоречия, выражающиесячерез взаимоотношения «центр-периферия»(развитие «сверху») и посредством«внутри-периферийных диффузий» (развития«снизу»). Тенденции этих взаимодействийв современной России показаны на схеме71.

Схема71.

Центробежная

Цель: уменьшение зависимости от помощи центра. Выражается в стремлении регионов к экономической и политической самостоятельности, финансово-бюджетной независимости

Центростремительная

Цель: изъятие средств у регионов и концентрация их в центре для координации действий, оказания помощи дотационным регионам. Выражается в односторонней привилегии центра по отношению к регионам

В основе региональнойполитики России лежит учет спецификирегионов в общероссийской структуре,перенос основных направлений экономическихреформ на региональный уровень, всемернаяподдержка местного самоуправления ипредпринимательства, решение региональныхсоциально-экономических проблем,рациональное использование природныхресурсов.

цель региональнойполитики в соответствии с указомпрезидента от 3 июня 1996 г.

«Об основныхположениях региональной политики вРоссийской Федерации» заключается вукреплении государственности РФ,совершенствовании федерализма,формировании условий для болееэффективного и гармоничного развитиярегионов, а также обеспечении благосостояниянаселения страны.

Для достиженияэтой цели региональная политика призванавыполнять следующие основные задачи:

сохранение единоговнутреннего рынка России, единстваинфраструктуры систем энергетики,транспорта, связей, общей денежно-кредитнойсистемы, общего контроля за экспортоми импортом продукции при наличии свободыэкономических, научно-технических идругих договорных отношений междупредприятиями по всей территории России,свободной конкуренции производителейразных форм собственности, свободногодвижения товаров и капиталов;

повышениеблагосостояния населения в каждомрегионе, постепенное выравниваниеуровня жизни, исключение чрезмерныхконтрастов в социальных условиях;

расширениегоризонтальных связей между регионами,формирование рынка труда и межрегиональногорегулирования занятости, созданиерынков капиталов путем развития системыакционерных компаний, фондовых бирж,коммерческих банков и др.;

преодоление общегокризиса и реформирование экономики;

преодолениенестабильности в политическом отношении,межэтнической напряженности ипротиворечивости национально-государственногоустройства России и др.

Осуществлениерегиональной политики тесно связано ис решением проблем экономическойбезопасности.

Экономическаябезопасность региона– это совокупностьусловий и факторов, характеризующихтекущее состояние экономики, стабильность,устойчивость и поступательность ееразвития.

В общих чертах структурарегиональной экономической безопасностипредставляется как комплекс факторов,призванных обеспечивать предпосылкидля ее выживания и сохранения еерегиональных структур в условиях кризисаи будущего развития; защиту жизненноважных интересов страны и ее территорийв отношении ресурсного потенциала;создание внутреннего иммунитета ивнешней защищенности от дестабилизирующихвоздействий; конкурентоспособностьрегионов на внутренних и мировых рынкахи устойчивость финансового положениястраны; условия и образ жизни, достойныецивилизованного человека и возможностиустойчивого и нормального воспроизводстваобщественных процессов.

Для анализарегиональной безопасности в литературепредлагается использовать системуиндикаторов, определяющих в видеколичественных показателей параметрысоциальной действительности, несоблюдениекоторых обусловливает превращениепотенциальных угроз нарушения социальногоравновесия в реальные. Отличительнаяособенность индикаторов безопасности– их пороговое значение.

Приближениек их предельно допустимой величинесвидетельствует о нарастании угрозсоциально-экономической стабильностиобщества, а превышение предельных, илипороговых значений – о вступленииобщества в зону нестабильности исоциальных конфликтов, то есть о реальномподрыве экономической безопасности.

Рассмотрим значения некоторых социальныхиндикаторов по России и Приморскомукраю (таблица 31).

Таблица 31.

Источник: https://studfile.net/preview/1003369/page:69/

Refpoeconom
Добавить комментарий