12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

12.4. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

ЛЭ1) и стиму­лирует расширение национального объема производства. В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Ое2 (Ое2 > Ое1).

Таков краткосрочный эффект государственных закупок.

Однако в долгосрочном плане последствия возрастания госу­дарственных закупок иные.

Рост доходов (как следствие воз­растания государственных закупок) повышает инвестицион­ный спрос, что при неизменном количестве денег в обраще­нии ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уров­не потенциального ВВП), то увеличение объема государствен­ных закупок может произойти лишь за счет сокращения како­го-либо другого элемента совокупного спроса.

Поскольку объ­ем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытесне­ние частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекаю­щими отсюда последствиями, т.е.

в экономике возникает эф­фект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и по­требление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к по­треблению (МРС). Расширение совокупного спроса в резуль-

тате увеличения потребления стимулирует рост объема про­изводства, доходов, снижает уровень безработицы. Со време­нем, однако, когда безработица достигает своего естественно­го уровня, рост совокупного спроса в результате снижения на­логов приведет к повышению цен.

Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и со­ответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.

Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина ко­торых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соот­ветствующему сокращению потребления:

С = Сс+МРС(У-Т), (12.1)

где С — уровень потребления; Со — уровень потребления при нулевом доходе; МРС — предельная склонность к потреблению; У — доход; Т — налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна 1 (У), где 1 — налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит:

У-1(У) = (И)У, (12.2)

а потребление соответственно:

С = Со + МРС(1- 1)У. (12.3)

Влияние введения налогов на объем национального производства представлено на рис. 12.4.

Первоначально экономика находится в состоянии равно­весия в при 0е1. Введение налога (Т) снижает уровень потреб­ления до Со+МРС(У—Т) и, следовательно, совокупный спрос до АЭ2. В результате равновесный объем производства падает до 0е2.

Подобно частным инвестициям правительственные рас­ходы и налоги обладают множительным, мультипликативным эффектом.

Рис. 12.4. Влияние налогов на объем национального производства

Рост государственных расходов ведет к росту ВВП, при­чем росту большему, чем первоначальный импульс. Мульти­пликатор правительственных расходов (MULTS) характери­зует отношение прироста ВВП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

1

MULT, =——— (12.4)

s MRS

Мультипликативный эффект обусловлен тем, что увели­чение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления

281

и т.д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреб­лению продолжается бесконечно.

Поскольку мультипликатор действует в обоих направле­ниях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВВП и доходов на величину боль­шую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликативный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний «сильнее», больше первого. Дело в том, что, правительствен­ные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса.

Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Отсюда налоговой мультипликатор MULTT за­висит от соотношения, в котором предельный доход распада­ется на потребление и сбережение, т.е.

он равен отношению предельной склонности к потреблению МРС к предельной склонности к сбережению MPS:

MPC

MULTT = —bi (12.5)

T MRS

Налоговый мультипликатор имеет знак «минус». Это свидетельствует о том, что изменения налогов вызывают про­тивоположные изменения доходов и продукта.

Дальнейший анализ предполагает объединение мульти­пликационных эффектов бюджетно-налоговой политики.

Фискальная политика, предусматривающая равное уве­личение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВВП на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалан­сированного бюджета равен 1.

Источник: https://finances.social/ekonomika_873_875/124-fiskalnaya-politika-suschnost-mehanizm-127108.html

Место государства в решении вопроса экономического равновесия. Мультипликатор автономных расходов. Кейнсианская теория • Investicii-V

12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

Место государства в решении вопроса экономического равновесия. Мультипликатор автономных расходов. Кейнсианская теория регулирования экономики

Современные развитые экономики — это смешанные экономики. Это означает, что государство является активным участником хозяйственных отношений и воздействует на функционирование рыночной системы. Основные задачи государства в условиях рыночной экономики выдвигаются в виде экономических целей, реализуемых с помощью экономической политики. Наиболее важными задачами можно считать:

·       поддержание макроэкономического равновесия;

·       справедливое распределение доходов;

·       экономическая обеспеченность.

Для реализации поставленных задач государство должно выполнять возложенные на него функции. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными являются:

·       разработка и утверждение правовых основ экономики, т. е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур развивает правовую базу для нормального функционирования рынка;

·       определение приоритета макроэкономического развития, т. е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия;

·       реализация социальных ценностей, поскольку любые законы, результаты экономического роста имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание всей нации;

·       регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Создание системы встроенных стабилизаторов экономики для сглаживания макроэкономических показателей.

Главным и определяющим здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения оказывает определяющее воздействие на размеры и динамику национального производства, занятость населения, динамику цен.

Совокупное предложение представляет собой определенное количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу. Совокупное предложение стремится к достижению потенциального объема производства.

Совокупный спрос — это представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий. На совокупный спрос влияет уровень цен на продаваемые товары, доходы населения, размер налогов, объем государственных закупок, объем инвестиций предприятий и т. д.

Значительное влияние на современные экономические системы оказывают так называемые внешние эффекты, т. е. выгоды или издержки участников рынка, обусловленные не обстоятельствами их внутренней деятельности, а переливами рациональных и нерациональных факторов и результатов макроэкономического кругооборота, которые от них не зависят.

Различаются следующие виды внешних эффектов:

·       побочные эффекты;

·       эффекты государственных (социальных, общественных) благ.

Побочные эффекты (издержки перелива) связаны с тем, что рыночная экономика производит блага не только с положительной, но и с отрицательной полезностью (это эффекты загрязнения среды, блага, потребление которых наносит вред здоровью, и т. д.).

Кто-то от этого несправедливо выигрывает, а кто-то проигрывает и недопроизводит блага с положительной полезностью.

Государство вмешивается в экономику с помощью налоговой политики, в результате макроэкономика приходит в состояние равновесия без ярко выраженного результата.

Существуют также эффекты государственных благ. Они необходимы и обладают полезностью для всех участников макроэкономики, но могут быть произведены только государством.

Государственные блага обладают специфическими свойствами:

1.     Они не делимы (их эффект распространяется на всех, и благодаря этому их нельзя продать индивидуальному участнику рынка). Это объекты государственной инфраструктуры, правительственные учреждения и т. д.

2.     Они порождают так называемую проблему «фрирайдера» ( люди могут пользоваться государственным благом, не неся никаких рыночных издержек его производства). Это услуги суда, армии, милиции.

В ряде случаев они выступают квазиобщественными (т. е. эти блага может производить и рынок, но в недостаточном для общества количестве, что значительно снижает выгоды для всех).

Это услуги образования, здравоохранения и т. д.

Вмешательство государства в экономику не является спонтанным, а базируется на ряде моделей. Обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную.

Классическая модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой оно является «ночным сторожем» рыночной экономики.

Это означает, что государство должно мягко воздействовать на правила «естественной рыночной игры» предпринимателей, работников и потребителей, вытекающие из закона спроса и предложения.

В то же время государство должно жестко реагировать на отклонения от этих правил, используя право, суд, армию, полицию и другие силовые структуры.

12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
Таков краткосрочный эффект государственных закупок. … фактическихинвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем. … расходы и налоги обладают множительным,мультипликационным эффектом. … Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение …http://bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/112.htm

Кейнсианская модель предполагает активное и максимально допустимое вмешательство в экономику государства с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Государство, как один из важнейших субъектов рынка, принимает участие в инвестировании экономики для достижения равновесия.

Государство воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение с целью повышения эффективного спроса.

Согласно кейнсианской теории, государственные инвестиции могут и должны обладать мультипликационным эффектом.

Под мультипликационным эффектом инвестиций понимается множительный эффект, который достигается инвестициями в результате их «перетекания» из отрасли в отрасль, приводящего к увеличению объемов производства во всех отраслях, через которые проходят инвестиционные средства.

Проходя по отраслям инвестиции, приводят к увеличению объемов производства в геометрической профессии, как если бы в каждую из отраслей были вложены эти инвестиции.

Кроме того, для регулирования совокупного спроса и совокупного предложения государство может использовать денежные средства в качестве автономных инвестиций.

Введение Кейнсом понятия мультипликатора и выявление мультипликационного эффекта показало направление эффективного государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования.

Автономные инвестиции, осуществляемые государством, в состоянии простимулировать одновременно ряд взаимосвязанных отраслей и привести к высоким темпам роста общественного производства.

Значимость же государственных автономных инвестиций связана с тем, что именно государство остается самым богатым субъектом в период экономического спада. Как самый богатый субъект, государство в состоянии преодолеть ситуацию спада в развитии производства, приводя к повышению эффективности спроса.

Государственными автономными инвестициями называются инвестиции в новую технику и повышение качества продукции, приводящие к увеличению совокупного спроса и вновь созданного чистого продукта.

Согласно кейнсианской теории инвестиции, в отличие от текущих затрат на производство, дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов.

Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемыми результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования автономных инвестиций.

Как было показано в предыдущей теме, с ростом занятости происходит рост доходов и рост потребления. Государство в целях регулирования экономики в состоянии повлиять на потребление населения с помощью политики «народного капитализма», предложенной Кейнсом.

Данная политика заключается в инициировании процесса индивидуального инвестирования в производство на основе распространения акций предприятий среди населения. С этой целью акции должны быть малого достоинства, чтобы быть доступными по цене любому субъекту рынка.

Инвестирование в производство делает заинтересованными в результатах деятельности предприятий непосредственных производителей, повышает эффективность их труда на основе личной причастности.

Также на совокупный спрос и совокупное предложение значительное влияние оказывает занятость.

Государство, как самый значимый субъект, в период нестабильности должно стимулировать повышение уровня занятости за счет расширения государственного производства, создания рабочих мест, привлечения незанятого населения к общественным работам. Это приведет к увеличению номинальных доходов населения и росту потребительского спроса.

Еще одним способом регулирования экономики на основе достижения эффективного спроса является ограничение реальной заработной платы. Это приводит к более быстрому возврату денег в экономику и осуществлению инвестиций на их основе.

Институционально-социальная модель предполагает реализацию трех функций государства (путем его исторически оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества): силовой, экономической и социальной.

 Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечить минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране она имеет свои особенности. К числу таких наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся:

1.     Правительственные закупки.

2.     Трансфертные платежи.

3.     Государственные кредиты.

4.     Дотации, субсидии, субвенции.

5.     Фискальный федерализм.

6.     Государственное предпринимательство.

7.     Национализация и приватизация объектов собственности.

Правительственные закупки рассматриваются в качестве фактора роста рынков и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства.

Трансфертные платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.

Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату — процент.

Дотация — это безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги.

Субсидия является финансовым расходом государства для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Она может выступать в форме дотации или в виде субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.

Фискальный федерализм — это система межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях наилучшего использования. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов, сокращаются или полностью покрываются дефициты бюджетов, сдерживаются ввод налогов и рост налогового бремени.

Государственное предпринимательство рассматривается как хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство: федеральное, республиканское, местное.

Государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточно эффективном уровне, и там, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют существенных дополнительных нечастных источников.

Национализация и приватизация объектов собственности являются инструментами государственного регулирования, направленными на изменение структуры, доли и результатов функционирования государственного и частного секторов предпринимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики.

В конечном счете все инструменты государственного регулирования направлены на то, чтобы соотнести макроэкономическое развитие с каким-либо предусмотренным вариантом движения. Постоянная изменчивость рынка, неопределенность результатов и их последствий создают основу для вмешательства в его механизм, стремление «подправить» работу рыночной системы.

Источник: https://investicii-v.ru/215-mesto-gosudarstva-v-reshenii-voprosa-ehkonomicheskogo-ravnovesija-multiplikator-avtonomnyh-rashodov-kejnsianskaja-teorija/

Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели. Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции.

Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах. Влияние государственных закупок на ВВП показано на рис. 12.3. Рис. 12.3.

Влияние государственных закупок на ВВП При совокупном спросе, включающем потребительские и инвестиционные расходы (AD1 = С + I), макроэкономическое равновесие достигается при ВВП, равном Qе. Присоединение к частным расходам государственных закупок D2 = С+ + I + G) увеличивает совокупный спрос D2 gt; AD1) и стимулирует расширение национального объема производства.

В этом случае макроэкономическое равновесие достигается при Ое2 (Qe2 gt; Ое1). Таков краткосрочный эффект государственных закупок. Однако в долгосрочном плане последствия возрастания государственных закупок иные.

Рост доходов (как следствие возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВВП), то увеличение объема государственных закупок может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е.

опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций. Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в экономике возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина «вытеснения» зависит от уровня процентной ставки.

Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в резуль-

тате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы.

Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен. Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы. Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода. Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления: С = Ggt;+MPC(Y-T),              (12.1) где С — уровень потребления; Со — уровень потребления при нулевом доходе; МРС — предельная склонность к потреблению; У — доход; Т — налог. Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна t (У), где t — налоговая ставка. Величина располагаемого дохода тогда составит: Y-t(Y) = (1-t)Y,              (12.2) а потребление соответственно: С = Со + МРС(1- t)Y.              (12.3) Влияние введения налогов на объем национального производства представлено на рис. 12.4. Первоначально экономика находится в состоянии равновесия в при Qe1. Введение налога (T) снижает уровень потребления до Сo+МРС(У—Т) и, следовательно, совокупный спрос до AD2. В результате равновесный объем производства падает до Qe2. Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликативным эффектом. Рис. 12.4. Влияние налогов на объем национального производства Рост государственных расходов ведет к росту ВВП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MULTS) характеризует отношение прироста ВВП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

(12.4)

Мультипликативный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления Экономика и т.д.

Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВВП и доходов на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликативный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний «сильнее», больше первого.

Дело в том, что, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение.

Отсюда налоговой мультипликатор MULTT зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению МРС к предельной склонности к сбережению МРБ:

(12.5)

Налоговый мультипликатор имеет знак «минус». Это свидетельствует о том, что изменения налогов вызывают противоположные изменения доходов и продукта. Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики.

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВВП на ту же величину.

Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. 

Источник: Горяйнова Л.В.. ЭКОНОМИКА: Учебно-методическое пособие. 2009

Источник: https://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-rf/fiskalnaya-politika-suschnost-mehanizm-65275.html

Refpoeconom
Добавить комментарий