11.4. Социальная политика

11. 4. Социальная политика

11.4. Социальная политика

Статья 7 КонституцииРФ гласит, что Российская Федерация –социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека.

Экономическаятеория социального государства возниклапосле второй мировой войны и предполагаетпроведение разумной политики в областиналогообложения, кредитов, инвестиций,антимонопольного и таможенногозаконодательства, финансированиясоциальных отраслей и программ. Социальноегосударство создает правовое поле,устанавливает правила поведения нанем, механизмы функционирования иконтроля для достижения следующихцелей:

  • развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
  • реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
  • осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
  • социальной защиты и поддержки нуждающихся;
  • проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
  • активной социальной политики и социального партнерства.

Социальная политикавсегда связана с отношениями междулюдьми по поводу использования имиматериальных и духовных благ и должнарассматриваться как часть общейэкономической политики, конечной цельюкоторой является повышение благосостояниянаселения.

Социальнаяполитика– совокупность мергосударственного воздействия, направленныхна регулирование всего комплексасоциальных процессов и отношений междулюдьми. Основные направления социальнойполитики государства показаны на схеме68.

Схема 68.

Обеспечениеопределенного стандарта благосостояния для всех членов обществаОбеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда
  • Перераспределение доходов в обществе
  • Выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным
  • Общее образование и необходимая медицинская помощь для всех
  • Либерализация бизнеса
  • Поощрение малого бизнеса
  • Поддержка высокой занятости
  • Регулирование трудовых отношений

Важнейшимнаправлением социальной политикиявляется государственная политикадоходов. Она направлена на решение двухглавных задач: оказание прямой помощинаиболее уязвимым слоям населения черезсистему социального обеспечения инейтрализацию инфляционного обесцениваниядоходов и сбережений населения.

Государственная политика доходовзаключается в перераспределении ихчерез госбюджет путем дифференцированногоналогообложения различных группполучателей дохода и социальных выплат.При этом значительная доля национальногодохода переходит от слоев населения свысокими доходами к слоям с низкимидоходами.

Государство перераспределяетдоходы путем выплат социальныхтрансфертов, введением минимальныхставок заработной платы, а также измененияцен, устанавливаемых рынком. Однакоперераспределение доходов внутриобщества ведет к снижению экономическойэффективности, которое американскийэкономист А. Оукен сравнил с «дырявымведром».

Масштабы утечки из этого ведраопределяются тем, в какой мере повышениеналогов и рост социальных трансфертовуменьшают объемы предложения труда.

Вслучае, если эластичность предложениятруда по заработной плате высока,повышение налогов с целью увеличениясоциальных трансфертов приводит кзначительному сокращению предложениятруда в легальном секторе экономики иперетеканию его в теневой сектор.

Особое значениев политике доходов имеет проблема защитыденежных доходов населения от инфляции.С этой целью применяется индексациядоходов– увеличение денежных доходови сбережений граждан в соответствии сростом цен на потребительские товарыи услуги.

Индексация осуществляетсякак на уровне общегосударственном, таки отдельных предприятий через коллективныйдоговор.

Она предусматриваетдифференцированный подход в зависимостиот величины доходов: от полной компенсациисамых низких до близкой к нулю компенсациисамых высоких.

В рыночной экономикеособым направлением социальной политикигосударства является защита населенияот безработицы.

Безработица –такая ситуация, при которой частьтрудоспособного населения не можетнайти работы. Уровень безработицы (УБ)характеризуется нормой, котораярассчитывается как отношение общегочисла безработных (Б) к численностирабочей силы (РС) в процентах.

Экономисты выделяюттри основных типа безработицы.

  • Фрикционная(от английскогоfriction– трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.
  • Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработицы составляет ее естественный уровень (5-6% от трудоспособного населения) и характерны для современного общества, даже в условиях полной занятости.
  • Циклическаябезработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2, 5%.

Безработица такжесопровождается снижением жизненногоуровня людей, потерей квалификацииработников, ростом социальной иполитической напряженности. Озабоченностьэкономистов вызывает и связь безработицыс инфляцией.

Поэтому антиинфляционнаяполитика всегда сопряжена с мероприятиямисоциальной политики и проявляется вдвух подходах: адаптационном (индексациядоходов и контроль за уровнем цен) иликвидационном – снижение инфляциипосредством экономического спада ироста безработицы.

Однако статистикасвидетельствует, что для сниженияинфляции на 1% безработица в течениегода должна быть на 2% выше своегоестественного уровня.

Вместе с темборьба с безработицей (трудоустройствонезанятого населения и оказание помощив профессиональной подготовке черезбиржи труда, правовое обеспечениетрудовых отношений, социальная защитабезработных, создание дополнительныхрабочих мест) неминуемо влечет за собойповышение социальных расходов государства,вызывая дефицит государственногобюджета, и может способствовать инфляции.

В условиях переходнойэкономики России социальная политикаотличается не столько набором своихнаправлений, функций и целей, сколькоих соотношением, устанавливаемымиприоритетами.

С одной стороны, обострениесоциальных проблем требует увеличениярасходов госбюджета на расширениесоциальных программ, с другой – решениеэтой задачи наталкивается на крайнескудный и все более сокращающиесяматериальные возможности государстваи общества.

Это определяет ориентациюсоциальной политики на выполнениепринципа экономической рациональности,в соответствии с которым задачагосударства – создание условий дляповышения доходов.

Источник: https://studfile.net/preview/1003426/page:50/

11.4. Социальная политика. Конспект лекций по курсу «Экономическая теория»

11.4. Социальная политика

Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

– развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;

– реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;

– осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

– защиты и поддержки нуждающихся;

– проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

– активной социальной политики и социального партнерства.

Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме 68.

Схема 68.

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром».

Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда.

В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.

Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.

Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах.

Экономисты выделяют три основных типа безработицы.

– Фрикционная (от английского friсtiоn – трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.

– Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе.

Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров.

Фрикционная и структурная безработицы составляет ее естественный уровень (5–6 % от трудоспособного населения) и характерны для современного общества, даже в условиях полной занятости.

– Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5 %.

Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Озабоченность экономистов вызывает и связь безработицы с инфляцией.

Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидационном – снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Однако статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня.

Вместе с тем борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, и может способствовать инфляции.

В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами.

С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества.

Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Konspyekt-lyektsiyi-po-kursu-Ekonomichyeskaya-tyeoriya.65.html

Читать — Оглавление — Книга

11.4. Социальная политика

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И.

Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме 66.

Схема 66.

Структура основных денежных агрегатов.

Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.

Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.

Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции (таблица 29).

Таблица 29.

Типы инфляции.

Причины инфляции обуславливаются ее механизмами.

Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены».

Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.

Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен.

где Р2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1 – средний уровень цен в прошлом году.

Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д.

При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег.

К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру.

Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.

Антиинфляционная политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.

Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны на схеме 67.

Схема 67.

Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.

В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни.

Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

11.4. Социальная политика

Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

– развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;

– реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;

– осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

– защиты и поддержки нуждающихся;

– проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

– активной социальной политики и социального партнерства.

Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме 68.

Схема 68.

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром».

Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда.

В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.

Источник: https://litlife.club/books/210509/read?page=35

Социальная политика государства (стр. 4 из 11)

11.4. Социальная политика

III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества ( капитала ).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты

Социальная защита — это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей.

Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером.

В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов.

В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель; социал-демократическая модель. В научной литературе имеются другие представления о количестве моделей социальной политики, но эти количественные различия не имеют принципиального значения.

Государство на основе социальной защиты, переданной в его компетенцию, создает систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке.

Содержательной стороной системы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного государственного страхования. Обязательность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного.

Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики.

От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социальной политики. Социальная политика может вбирать в себя одни политики в одних странах и не вбирать их в себя в других странах. Для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством, для США и Японии характерен меньший охват.

Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны.

Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные.

Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей. Наиболее развитая система социальной политики может быть представлена в следующей схеме структуры социальной политики датского государства. Таблица 1.

Основная структура социальной политики датского государства всеобщего благосостояния

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

1.3. Основные направления социальной политики

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное страхование — наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода.

Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая — выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время.

Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования — как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия.

Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты.

В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями.

Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета.

Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

Источник: https://mirznanii.com/a/185575-4/sotsialnaya-politika-gosudarstva-4

Основные цели, задачи и функции социальной политики

11.4. Социальная политика

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества.

В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы.

Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:

1.                  Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;

2.                  Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

3.                  Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

4.                  Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

1)                 оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;

2)                 регулирование доходов населения;

3)                 демография, семья, материнство и детство, молодежь;

4)                 социальная защита;

5)                 пенсионное обеспечение;

6)                 социальное обслуживание;

7)                 социальное страхование;

8)                 образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

9)                 наука;

10)             здравоохранение;

11)             обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

12)             культура;

13)             физическая культура, спорт, туризм;

14)             экологическая безопасность;

15)             защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

—                   повышение уровня жизни населения;

—                   формирование эффективной системы социальной защиты;

—                   регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

—                   совершенствование пенсионной системы;

—                   совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:

—                    социальной справедливости;

—                    социальной ответственности;

—                    социального партнерства;

—                    социальных гарантий;

—                    преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

1.                  стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

2.                  усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

3.                  обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

4.                  сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

1.                  Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной

безопасности общества;

2.                  Обеспечение политической устойчивости власти;

3.                  Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

4.                  Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

5.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

6.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества.

Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества.

Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.

Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.

Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1.                  Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.

—                   Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

—                   Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.

2.                  Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок.

Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций.

Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

3.                  Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором.

Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды.

Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.

Больший вес имеют такие факторы как:

— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,

— присутствие сильных демократических политических институтов,

— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,

— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет.

Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично.

В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:

—                   Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;

—                   Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.

Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы.

Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:

—                   Демографические показатели;

—                   Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;

—                   Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;

—                   Уровень девиации и преступности;

—                   Индекс нравственного состояния общества;

—                   Индекс развития человеческого потенциала;

—                   Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;

—                   Уровень социальной конфликтогенности в обществе;

—                   Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;

—                   Уровень стабильности институциональной системы;

—                   Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.

Литература:

1.                  Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.

2.                  Студопедия [электронный ресурс] // Формирование государственной социальной политики и ее реализация. — 2015. URL: http://studopedia.org/8–166156.html

Источник: https://moluch.ru/archive/91/20113/

Refpoeconom
Добавить комментарий