1. Содержание, функции и основные направления социальной политики

Социальная политика и ее основные направления (стр. 1 из 5)

1. Содержание, функции и основные направления социальной политики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Преподаватель: доцент кафедры экономической теории

Подлесная Нина Владимировна

Работа выполнена: Вершинина Ирина Николаевна

Учетно-статистический факультет

№06 УБД 10626

Архангельск 2007

План

Введение.

1.Сущность и основные понятия направления социальной политики

1.1Основные направления социальной политики

1.2Пути реализации

1.3Система государственного социального обеспечения

2.Социальная защита населения

2.1Структура социальной защиты

2.2Инструменты и программы социальной защиты населения

2.3Принципы социальной защиты

3.Система социальной защиты в рыночной экономике

3.1Социальные гарантии

3.1.1Социальные гарантии и воспроизводство

3.1.2Гарантии суверенитета и культуры потребления

3.1.3Гарантии экологической безопасности

3.2Государственное социальное обеспечение

3.3Социальная помощь

4.Особенности современной социальной политики в России

Практикум

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Термин «социальный» (от лат.

socialis- общественный) характеризует все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни, которое отражает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и степень удовлетворения духовных потребностей людей, продолжительность их жизни, условия внешней среды, морально-психологический, политический климат в обществе, душевный комфорт.

1.Сущность и основные направления социальной политики

Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности.

Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящей на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны.

В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.

Социальная политика – комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества.

Это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.

В современном понимании социальная политика— это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста.

Рыночный механизм социально несостоятелен в отношении многочисленных членов общества, которые ограниченно в состоянии (или вообще не в состоянии) гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов.

Речь идет о таких социально незащищенных группах населения, как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды.

Рынок, как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том основании, что они не принимают участия в рыночной конкуренции.

Следовательно, социальнаяфункциярынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а так же различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях.

1.1 Основные направления социальной политики

1) Главное внимание уделяется проблемам доходов граждан и уровня жизни.

Цели социальной политики фокусируются в основном на том, чтобы не допустить дальнейшего снижения этого уровня, добиться для начала хотя бы стабилизацииположения в этой области, ограничения, а затем и сокращения масштабовбедности, создания в перспективе условий для роста жизненного уровня населения. Такое усиленное внимание к данной проблеме, особенно в более ранних из упомянутых документов, где порой она чуть ли не вообще заслоняет собой другие социальные проблемы и задачи, вполне объяснимо. Жизненный уровень весьма значительных масс очень сильно упал, и без существенных подвижек в этой области значимость других социальных проблем несколько отходит на второй план. Но тем не менее совсем оставлять их без внимания нельзя, и многие из них определенное внимание в рассматриваемых документах все же получили.

2) В подходах к обеспечению стабилизации жизненного уровня и постепенного создания условий для его повышения предлагается стимулировать активную трудоспособную часть общества высокопроизводительным и эффективным трудом либо предпринимательской деятельностью обеспечить свое благосостояние (а не рассчитывать на «милости» государства или еще кого-то) и благополучие всего общества, предоставить каждому трудоспособному члену общества условия, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью (обратим на это особое внимание!) обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. Что же касается социальной поддержки, она должна быть направлена на слабозащищенные группы населения, которые без нее не могут обойтись, при этом должна усиливаться ее адресность и обеспечиваться оптимальность соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.

3) В качестве очень важной черты современной социальной политики выступает положение о том, что государство должно обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения, т.е.

гарантировать гражданам минимальный доход, а также дать им гарантии медицинского и социального обслуживания, помощи в случае болезни, инвалидности и разных социальных невзгод, гарантии получения образования и культурного развития на уровне, по меньшей мере, не ниже достигнутого.

4) Намечается стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения, в т.ч. строительства, жилья.

5) В качестве особой выдвигается задача решения хотя бы в какой-то степени такой проблемы, как безработица, а именно — сдерживание массовой безработицы и смягчение ее тяжелых социальных последствий.

6) Определенное внимание уделяется проблемам развития отраслей народного хозяйства, непосредственно занятых предоставлением населению услуг социального характера, т.е. здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

7) В отличие от высказываемых порой представлений, сводящих систему социальных явлений и процессов лишь к непроизводственным сторонам жизнедеятельности людей, в рассматриваемых документах к кругу задач и направлений социальной политики совершенно правильно относится решение проблем, связанных с регулированием трудовых отношений, — охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство, вопросы оплаты труда, По дающиеся регулирующему воздействию социальной политики.

8) В качестве особых задач выделяется решение специфически социальных проблем некоторых категорий населения: вынужденных мигрантов, военнослужащих, жителей Севера и др.

9) применительно к отдельным этапам периода, на которые рассчитан тот или иной из упомянутых документов, устанавливается приоритетность решения определенных задач социальной политики, ев направлений.

10) Большое внимание уделяется региональным аспектам социальной политики, определяются важнейшие линии взаимодействия федеральных и региональных органов власти в этой области.

Социальная политика — это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики, к которым относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. Успех или неудача в решении проблем зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.

Социальная устойчивость предполагает:

— стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;

Источник: https://mirznanii.com/a/252339/sotsialnaya-politika-i-ee-osnovnye-napravleniya

2. Цели, задачи, функции и основные направления социальной политики

1. Содержание, функции и основные направления социальной политики

2. Цели, задачи,функции и основные направления социальнойполитики

Цельсоциальной политики — 1)создание вобществе благоприятного соци­альногоклимата и социального согласия, условий,обеспечива­ющих удовлетворениеосновных жизненных потребностейна­селения.

СП государства можнорассматри­вать как его специфическуюдеятельность, направленную на реализациюправа каждого гражданина свободноучаствовать во всех сферахсоциально-экономической, трудовой,духовной жизни общества, направленнойна удовлетворение сущностных потребностейчеловека, интересов социальных групппри по­стоянном выявлении и учетесоциальных последствий эконо­мических,политических, мировоззренческихпреобразований.

Задачисоциальной политики:

–подготовка и реализация программзанятости;

–помощь наиболее социально уязвимымслоям населения;

–обеспечение доступности к ценностямкультуры;

–развитие образования, медицины,социального страхования.

Основныенаправления социальной политики: а)мобилизация социальных факторовэкономического развития (СП — факторсовокупного спроса); б) совершенствованиесоциальной защиты; в) развитие базовыхотраслей (образование, наука,здравоохранение, ЖКХ и др.).

Основныефункции социальной политики

Вкаких бы исторических условиях нипротекала социальная политика, какойбы ее исторический тип ни складывался,все­гда есть круг более или менеепостоянных, типовых, возобнов­ляющихсяпроблем, которые и составляют ее реальноесодер­жание. Имеются в виду вопросысостояния и потребностей улучшенияобщественного положения, общественныхусловий жизни различных социальныхгрупп.

Основные функции (главные задачи,направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости,социальной безопас­ности общества.Социальная структура может быть разнойв разных обществах, качественно менятьсяв истории и одного общества в результатереволюций и революционных реформ.

Ноона должна обладать свойствамиустойчивости и самовозобновляемости(динамичности), иначе данное обществоприхо­дит в упадок, разрушается,перестает существовать.

Социаль­наяструктура должна быть настолькоустойчивой, чтобы вы­держать каквнутренние, так и внешние опасности ивместе с тем выносить в себе потенциалкачественного обновления пу­темреформ и революций.

Все существующие ныне общества исовременный мировой порядок основанына принудительном социальном донорствеодних социальных групп и стран в пользудругих (на эксплуата­ции).

Отношенияпринудительного социального донорствав ос­нове своей антагонистичны.

Проблемы социальной устойчивос­ти втом и состоят, чтобы избежать открытыхпроявлений антаго­низма, включаявойны между странами и гражданскиевойны.

Господствующие классы накопилиисторический опыт сило­вой консервацииантагонизмов, подавления восстаний ирево­люций, запрета и дискредитацииосвободительных идеологий, движений ипартий. Но ими же, особенно в XX в.

, накоплени богатый опыт поддержания социальнойбезопасности путем компромисса интересовстран и классов, налаживания меха­низмовсоциальной направленности антагонистическипроти­воречивых процессов.

Примерыизвестны: социальное рыноч­ноехозяйство, социальное государство,международная по­мощь слаборазвитымстранам и др.

Центральным пунктом вта­ких случаях всегда являетсякрупномасштабное властное (госу­дарственное)перераспределение части эффекта впользу соци­альных доноров, что икомпенсирует их потенциальное массо­военедовольство социальной несправедливостьюэксплуата­торской системы.

Видный теоретик и практик социальногорыночного хозяй­ства, бывший канцлерФРГ В.Брандт говорил: «…

Общество можетболее или менее полно удовлетворитьпритязания всех граждан на приличнуюжизнь лишь тогда, ког­да оно возлагаетобязанность заботиться об этом нагосударст­во, лучше сказать, насоциальное государство…

Мы рассматри­ваемсоциальное государство как институциональныйгарант человеческого достоинства, втом числе и человеческого досто­инствапростого мужчины и простой женщины…».

2. Обеспечение политической устойчивостивласти.

Такая ус­тойчивость по-разномудостигается в обществах разного типаи в разных конкретных историческихусловиях, но суть всегда сводится ктакому распределению реального участиясоциаль­ных групп (классов) в политическихрешениях, которое удер­живало быдоминирующее влияние во властигосподствующего класса. В противномслучае меняется классовый тип властии становятся неизбежными революционныепреобразования.

3. Обеспечение такого распределениявласти в хозяйстве (собственности),которое признавалось бы большинствомсправедли­вым, не требующим борьбыза передел.

4. Налаживание такой системы распределенияэкономических ресурсов и экономическогоэффекта, которая более или менееустраивала бы подавляющее большинствонаселения.

От распределения экономическихресурсов в решающей мере зависятматериальные условия жизни людей вобществе, возможности ре­шения проблемразных социальных групп.

Инвестиции иих структура, уровень и дифференциациядоходов, совокупный размер и структураежегодных социальных расходов, условияи размеры социальной помощи и поддержки— эти и иные эконо­мические параметрыимеют социальный смысл и социальноепредназначение.

5. Обеспечение обществом и государствомнеобходимого и достаточного уровняэкологической безопасности.

6.Обеспечение обществом и государствомнеобходимого и достаточного уровнясоциальной защищенности как населенияв целом, так и каждой из социальнойгрупп.

Социальная защищенность — одна изобщественных ценнос­тей, она предполагаетобъективную положительнуюсоциаль­но-психологическую оценкусоциальными субъектами данногоконкретно-исторического общества какжизненной среды.

Чувство социальнойзащищенности возникает и бываетустой­чивым, если социальная группаили население в целом осозна­ют, чтосоциальные риски целенаправленнопонижаются обще­ством и государствомдо степени, когда они не могут сущест­веннонарушить нормальное общественноеположение.

Источник: https://studfile.net/preview/2168193/

Социальная политика государства. 1. и направления социальной политики

1. Содержание, функции и основные направления социальной политики

1. и направления социальной политики. Уровень и качество жизни

2. Государственная политика перераспределения доходов

3. Механизм и основные направления социальной защиты

1. Важной функцией государства, связанной с регулированием социально-экономических условий жизни общества является проведение социальной политики.

Необходимость социальной политики обусловлена тенденцией рыночной экономики порождать неравенство в распределении доходов и богатства, и, как следствие, проблему бедности и снижения совокупной полезности потребления в обществе в целом. Увеличение количества бедняков ведёт к росту социальной напряжённости, снижению образовательного и квалификационного уровня рабочей силы и в итоге падению производства, снижению его эффективности.

Социальная политика – совокупность мероприятий государства, направленных на улучшение качества и повышения уровня жизни общества.

Уровень жизни – степень обеспеченности населением необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами; мера удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Качество жизни – совокупность условий, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благосостояние населения.

При определении качества жизни помимо результатов производства учитываются условия труда, величина и структура свободного времени, состояние образования, экологии и здоровье нации и тому подобное.

Минимальный социально-приемлемый уровень жизни, определяющий черту относительно бедности, рассчитывается с помощью показателя социального прожиточного минимума.

Социальный прожиточный минимум – денежный доход, обеспечивающий минимальные нормы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей.

В РБ социальный прожиточный минимум рассчитывается с помощью показателей: минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума.

Минимальный потребительский бюджет – расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг («потребительской корзины»), рассчитанного для определённых категорий населения (семья из 4 человек, мужчины и женщины трудоспособного возраста, молодой семьи с 1 ребёнком и с 2 детьми, семьи пенсионеров, мужчины-пенсионеры, женщины-пенсионеры, студентам, студентки, детей различного возраста) и обеспечивающего удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей.

Величина бюджета прожиточного минимума составляет 60% от минимального потребительского бюджета. Он ежеквартально утверждается правительством РБ в ценах последнего месяца квартала.

Для определения черты абсолютной бедности используют показатель физиологического прожиточного минимума.

Физиологический прожиточный минимум – денежный доход, обеспечивающий удовлетворение только главных физических потребностей.

Основными направлениями социальной политики являются:

1) Политика доходов

2) Политика занятости населения

3) Социальная защита населения

4) Развитие социальной сферы

2. Политика доходов – совокупность государственных мер, направленных на уменьшение социальной нежелательной дифференциации доходов.

Для определения степени дифференциации доходов используют 2 подхода: функциональное распределение доходов означает определение доли национального дохода, приходящейся на различные факторы производства; персональное распределение доходов отражает его распределение между домашними хозяйствами (семьями и отдельными лицами).

Основными причинами дифференциации доходов является:

1) Различие в способностях, профессиональной подготовке, образовании и роде занятий

2) Различие в размере собственности на капитал и степени господства на рынке

3) Личная удачливость

Уровень персональной дифференциации доходов графически интерпретируется с помощью кривой Лоренца.

Кривая Лоренца – совокупность точек, показывающих процентную долю, которую занимают в совокупном доходе определённый процент домашних хозяйств при условии процентной кумуляции домашних хозяйств по принципу роста получаемого ими дохода. (График 1)

Линия OE является биссектрисой координатного угла и показывает абсолютное равенство в распределении доходов.

Ломаная линия OFE показывает абсолютное неравенство в распределении доходов, когда 1 домашнему хозяйству принадлежит 100% доходов.

Чем больше кривая Лоренца (линия OABCDE) отклоняется от линии OE, тем больше площадь фигуры, образуемой кривой Лоренца и линии OE и тем выше неравенство в распределении доходов.

Количественно степень неравенства в распределении дохода определяется коэффициентом Джини, который рассчитывается как отношение площади фигуры, образуемой кривой Лоренца и линией OE к площади треугольника OEF. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов используется и такой показатель как децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокообеспеченных членов общества и средними доходами 10 наименее обеспеченных.

Государство с целью уменьшения социально неприемлемой дифференциации доходов проводит их перераспределение посредством установления прогрессивных налогов на доходы, выплаты трансферт, взимание подтоварных налогов на предметы роскоши и выплаты товарных субсидий производителям предметов первой необходимости.

Вместе с тем, чрезмерное выравнивание доходов снижает стимулы к труду и предпринимательской деятельности, что приводит к падению объёмов производства, снижению его эффективности, уменьшению доходов.

3. Политика социальной защиты – система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих права членов общества в производстве и потреблении, а также защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным независящим от них причин (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и так далее).

Для проведения политики социальной защиты создаётся и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.

Механизм социальной защиты включает:

1) Меры социальной защиты всех членов общества: обеспечение интересов потребителей, компенсация и индексация доходов, законодательная регламентация труда (определение продолжительности рабочей недели, порядка предоставления отпусков, охраны труда и так далее) и его оплата (установление минимальной заработной платы и тарифной системы); определение прав работника при приёме на работу и увольнении и так далее.

2) Меры социальной защиты отдельных групп населения: социальное страхование – выплаты, имеющие целью возмещение потерь заработков, связанных с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти меры финансируются за счёт налогов на заработную плату и поступлений в специальные фонды.

Государственная помощь — материальная помощь лицам, имеющим низкий уровень доходов в виде пособий нетрудоспособным, бедным и малоимущим; пособий на детей, предоставление образования и медицинской помощи.

Эти меры финансируются за счёт общих налоговый поступлений и имеют форму либо денежных выплат, либо бесплатного (полного или частичного) предоставления материальных благ и услуг.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 680 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-56203.html

Основные направления социальной политики

1. Содержание, функции и основные направления социальной политики

Социальная политика государства.

В Конституции Российской Федерации (ст. 7) социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие. Ведущая роль в обеспечении этих условий принадле­жит социальной политике.

Социальная политикаэто совокупность мер воздействия государства на жизнедеятельность различных групп населения в целях повы­шения уровня и качества их жизни, создания благоприятных условий для самореализации и развития человека.

Ведущим субъектом социальной политики является государство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческие ор­ганизации гражданского общества, бизнес и население.

Основные функции социальной политики:

— стабилизация — приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

функ­ция развития, реализуемая прежде всего в процессе производства соци­ально значимых благ, создаваемых преимущественно в отраслях нема­териального производства.

Принципы социальной политики.

Социальная политика строится на основе определённых принципов:

принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.

принцип социальной солидарности предполагает существование осознанных и поддерживаемых взаимоотношений в обществе, когда здоровый платит за больного, молодой платит за старого, богатый платит за бедного. В первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий.

принцип социальной справедливости предполагает:

• с одной стороны — равенство в обеспечении всем членам общества независимо от их индивидуальных и социальных различий одинаковых возможностей ( уравнительный тип справедливости).

* Государство гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе, социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т.п.

• с другой стороны — справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (распределительный тип справедливости).

* Активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.

Принцип справедливости, таким образом, содержит в себе оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство.

принцип социального партнерства.

В документах Международной организации труда выработаны общие принципы социального партнерства :

• равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

• равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

• обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

• принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей

Основные направления социальной политики

Специфику социальной политики отражают ее основные направления:

• политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

• политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

• социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).

• основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

• экологическая политика.

политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

• демографическая и миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

• политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождении ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий, семьям с детьми.

В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система финансирования социальных программ: государство, работодатель, получатель этих средств.

Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем направлениям: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования.

Основная часть государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.

Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям:

— программы специальной помощи в денежной форме, престарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;

— пособия в натуральной форме (продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, спец. питание для беременных и матерей с детьми)

— медицинское обслуживание, жилищные субсидии, ссуды студентам и др.).

Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства путем материальной поддержки социально уязвимым, незащищенным и неконкурентным на рынке труда слоям населения.

Источник: https://poisk-ru.ru/s5243t7.html

Основные цели, задачи и функции социальной политики

1. Содержание, функции и основные направления социальной политики

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества.

В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы.

Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:

1.                  Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;

2.                  Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

3.                  Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

4.                  Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

1)                 оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;

2)                 регулирование доходов населения;

3)                 демография, семья, материнство и детство, молодежь;

4)                 социальная защита;

5)                 пенсионное обеспечение;

6)                 социальное обслуживание;

7)                 социальное страхование;

8)                 образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

9)                 наука;

10)             здравоохранение;

11)             обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

12)             культура;

13)             физическая культура, спорт, туризм;

14)             экологическая безопасность;

15)             защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

—                   повышение уровня жизни населения;

—                   формирование эффективной системы социальной защиты;

—                   регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

—                   совершенствование пенсионной системы;

—                   совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:

—                    социальной справедливости;

—                    социальной ответственности;

—                    социального партнерства;

—                    социальных гарантий;

—                    преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

1.                  стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

2.                  усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

3.                  обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

4.                  сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

1.                  Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной

безопасности общества;

2.                  Обеспечение политической устойчивости власти;

3.                  Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

4.                  Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

5.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

6.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества.

Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества.

Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.

Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.

Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1.                  Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.

—                   Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

—                   Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.

2.                  Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок.

Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций.

Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

3.                  Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором.

Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды.

Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.

Больший вес имеют такие факторы как:

— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,

— присутствие сильных демократических политических институтов,

— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,

— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет.

Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично.

В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:

—                   Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;

—                   Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.

Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы.

Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:

—                   Демографические показатели;

—                   Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;

—                   Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;

—                   Уровень девиации и преступности;

—                   Индекс нравственного состояния общества;

—                   Индекс развития человеческого потенциала;

—                   Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;

—                   Уровень социальной конфликтогенности в обществе;

—                   Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;

—                   Уровень стабильности институциональной системы;

—                   Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.

Литература:

1.                  Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.

2.                  Студопедия [электронный ресурс] // Формирование государственной социальной политики и ее реализация. — 2015. URL: http://studopedia.org/8–166156.html

Источник: https://moluch.ru/archive/91/20113/

Refpoeconom
Добавить комментарий