1. Роль государства в экономическомкругообороте

Государство в экономическом кругообороте. Государственные финансы

1. Роль государства в экономическомкругообороте

ЛЕКЦИЯ 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры.

С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.

Главные цели государственной политики были сформулированы в теме 2, когда рассматривалась роль государства в рыночной экономике.

Формы вмешательства государства в экономический кругооборот бывают прямыми и косвенными.

Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом и состоит из следующих частей:

создание государственного сектора (государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности).

перераспределение доходов (значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице).

экономические программы (государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике).

Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение и включают в себя следующие формы:

кредитно-денежная система — используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.

налоговая система (государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой).

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Термин «финансы» происходит от латинского корня «финис», что означает «денежный платеж».

Важнейшие функции государственных финансов следующие:

· экономическая — заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).

· оборонная — состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

· социальная — заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

· экологическая — заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Выполнение этих функций возлагается на современную финансовую систему.

Структура финансовой системы в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис 9.3.

Государственный бюджет или — бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.

Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности.

Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных предприятий (см. на рис. 9.3.

стрелка вниз), либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными — например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет (стрелка вверх на рис. 9.3.)

Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению — для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти.

Государственный бюджет — это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства.

Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.

Структура госбюджета показана на рисунке 9.4.:

Доходная часть бюджета (или — государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.

Расходная часть бюджета (или государственные расходы) показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей — самые крупные доходы и расходы, — региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов (см. рис. 9.4.). В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства.

Определенную роль в доходах также играют и два других источника — государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент.

Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

Налоги — это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.

Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Основные виды прямых и косвенных налогов в зависимости от источников изъятия отражены на Рисунке 9.4.

Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий.

В местные бюджеты республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество предприятий, за использование природных ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, курортный сбор и ряд других.

К главным налогам по российскому законодательству, пересмотр которого происходил в 2000 г., отнесены:

o налог на прибыль предприятий,

o налог на добавленную стоимость (НДС),

o подоходный налог с физических лиц.

o таможенные пошлины на импортные, экспортные и транзитные товары,

o фискальные монопольные налоги — на товары массового спроса, а также транспортные, коммунальные и культурные услуги.

Основные направления использования государственных расходов производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей.

o Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.

o Используя другой вид расходов — трансфертные платежи (трансферт означает в переводе с английского «передавать»), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения — по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и дотации (субсидии).

Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).

Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо — выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. В среднем в государственных бюджетах они составляют 10-20% от общего объема государственных бюджетов. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают. Так, например, в Японии в 1999/2000 финансовом году дефицит вырос до 43%.

Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.

При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию — внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций).

Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция (см. тему 10), а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.

Государственный долг — общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на:

o краткосрочные (до одного года);

o среднесрочные (от одного года до пяти лет);

o долгосрочные (на срок от пяти до тридцати дет).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_93568_gosudarstvo-v-ekonomicheskom-krugooborote-gosudarstvennie-finansi.html

Экономический кругооборот. Роль государства в кругообороте

1. Роль государства в экономическомкругообороте

Рисунок 1. Кругооборот товаров, доходов и расходов

     В верхней части рисунка показан рынок ресурсов.

С помощью этого рынка домохозяйства поставляют свои ресурсы предприятиям по рыночным ценам, в результате купли-продажи ресурсов домохозяйства получают денежные доходы (заработную плату, ренту) а предприятия несут производственные затраты, что означает, расходы со стороны предприятий превращаются в доходы со стороны домохозяйств. В условиях равновесия расходы равны доходам.

     В нижней части рисунка показано рынок продуктов. Предприятия поставляют на этот рынок товары и услуги, а домохозяйства покупают их по рыночным ценам. В обратном направлении движутся денежные доходы предприятий (выручка от реализации) и потребительские расходы домохозяйств.

     Легко заметить, что в процессе рыночных отношений предприятия и домохозяйства выступают поочередно как продавцы или покупатели.

На рынке ресурсов предприятия являются покупателями, а домохозяйства продавцами. На рынке продуктов домохозяйства являются покупателями, а предприятия продавцами.

В конечном итоге через механизм этих рынков ресурсы обмениваются на продукты, а денежные потоки лишь обслуживают этот обмен.

     Экономический кругооборот, представленный на рисунке, вытекает из предпосылки, что домашние хозяйства расходуют весь свой доход на приобретение потребительских товаров и услуг, а производственные издержки предприятий эквивалентны их доходам от реализации продуктов. В действительности это не так. Для того чтобы воссоздать реальную картину экономического кругооборота, нужно учесть еще финансовый рынок, который превращает сбережения в инвестиции.

     3.Роль государства в экономическом кругообороте

     В процессе кругооборота помимо домашних хозяйств и предприятий, принимает участие государство.   Роль современного государства в экономике (иными словами, в экономическом кругообороте) огромна.

Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики.

Поэтому есть необходимость дополнить модель экономического кругооборота государством в лице правительства. (Рис.2)

Рисунок 2. Экономический оборот с участием государства

     На этом рисунке все потоки, отражающие взаимоотношения между предприятиями и домохозяйствами, остаются неизменными. Но теперь на рынке ресурсов и продуктов появился еще один субъект – правительство. Это означает, что домохозяйства и предприятия взаимодействуют  уже не только между собой, но и с правительством, от мероприятий которого тоже зависит равновесие  в экономике.

     В модели экономического кругооборота правительство выполняет три функции.

     Во-первых, он осуществляет на соответствующих рынках государственные закупки ресурсов и продуктов и вследствие этого несет соответствующие расходы, которые влияют на совокупные расходы экономики. На рисунке  это отображают потоки по вертикали.

     Во-вторых, правительство предоставляет домохозяйствам и предприятиям коллективные (общественные) блага, связанные с содержанием бюджетной сферы (образования, науки, культуры, медицины, национальной армии, милиции и т.д.). Это отражают горизонтальные верхние потоки, которые объединяют правительство с субъектами частного сектора экономики.

     В-третьих, для осуществления своих расходов правительство формирует государственные доходы за счет сбора налогов: налог на прибыль с граждан, налоги на прибыль с предприятий, косвенные налоги и т.д.

Это все есть валовые налоги. Но наряду с этим правительство имеет дело с налогами возвратными. К ним относятся трансфертные платежи (пенсии, стипендии, выплаты по безработице и страхованию, дотации, субсидии).

     Валовые налоги за минусом трансфертных платежей являются чистыми налогами.

     Государство должно быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизации противоречий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни для достижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей с субъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенденций в макроэкономике. Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходит перераспределение совокупного общественного продукта.

     Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежат обществу.

Для воспроизводства условий существования и развития общества государство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшего справедливого перераспределения совокупного общественного продукта.

Справедливое перераспределение является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных трансакций и национальной экономики.

     Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфику. Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства и существующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседних странах.

Однако сельхозпроизводители часто оказываются в таких условиях, что приходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек производства.

Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями, во-вторых, низким уровнем технологии и техники, в-третьих, несоответствующей формой организации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых, стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответственностью государства перед производителями, субъектами рыночной экономики.

     Для поддержки и развития сельского хозяйство правительство обязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержек производства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.

      Необходимо на практике в ценообразовании исходить из средней заработной платы наемных работников, которые представляют основную массу покупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услуг коммунальных служб и других.

     Все затраты макроэкономики преломляются через заработную плату, доходы семьи, благосостояние населения. Поэтому соответствие предложения производственных товаров на макроуровне величинам заработной платы и доходов населения, позволяющих удовлетворять развивающиеся потребности, является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим на ценообразование.

      Государственный бюджет пополняется также и за счет отчислений от заработной платы. Данное отчисление должно стимулировать производство, работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство.

Исходя из практики цивилизованных стран можно изымать налоги из заработной платы после вычета суммы за коммунальные услуги, затрат на питание и одежду по нормативу, содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на медицинское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд.

Если истек срок годности строения или дома, квартиры, то также прекращается оплата налога на данную собственность.

     Правительство взаимодействует не только на рынке ресурсов и продуктов. Он является также активным участником финансового рынка. Объясняется  это тем, что он не всегда может сбалансировать свой бюджет, то есть доходную и расходную части  государственного бюджета.

Вследствие этого возникает бюджетный дефицит, который должен покрываться за счет ссуд на финансовом рынке. Обычно эти ссуды осуществляются через продажу государственных облигаций и других ценных бумаг, как финансовым посредникам, так и непосредственно домохозяйствам.

Иногда чистые налоговые поступления в бюджет могут превышать правительственные расходы. В этих условиях правительство возвращает полученные ссуды большей стоимости, чем получает новые, обеспечивает чистый приток денежных ресурсов на финансовый рынок.

Следовательно, государственные закупки товаров и услуг зависят не только от доходов правительства, но и от его ссуд у субъектов частного сектора экономики.

     Приведенная модель экономического кругооборота показывает, как правительство может влиять на параметры экономического равновесия.

     Во-первых, изменяя объем государственных закупок товаров и услуг, правительство имеет возможность адекватно влиять на совокупный спрос экономики и, как результат, на объемы производства.

     Во-вторых, правительство может влиять на спрос частного сектора экономики через величину чистых налогов. Изменяя уровень налогообложения или величину трансфертных платежей, правительство может уменьшать или увеличивать доходы субъектов этого сектора, от которых зависит их спрос.

     Заключение

     Рассмотрев тему экономического кругооборота и влияние государства на него можно сделать следующие выводы.

     Экономический кругооборот – это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в сфере экономической деятельности. В экономическом кругообороте различают финансовый (денежный) и реальный секторы.

 К финансовому сектору относят ту часть экономического кругооборота, которая представлена движением доходов и расходов и денежных фондов (средств) в целом.

 В реальный сектор включают промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.

     Движение продуктов и денежных потоков охватывает четыре основные сферы: производство, распределение, обмен, потребление.

     Производство представляет собой процесс преобразования и приспособления природных материалов для нужд человека. Оно включает сферы: первичную (сельское хозяйство, добычу ископаемых, производство электроэнергии), вторичную (дальнейшую обработку сырья и материалов в отраслях обрабатывающей промышленности), третичную (торговлю, связь, транспорт, услуги).

     Обмен — процесс движения материальных благ и услуг от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, через обмен формируется система экономических отношений в условиях рыночной экономики.

     В процессе распределения выявляются количественные параметры ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. Распределение определяет размеры доходов, получаемых участниками экономической деятельности. Разница в уровне доходов обусловливается различием выполняемых операций, формами собственности на факторы производства.

     Потребление — завершающий акт хозяйственной деятельности. Это конечная цель производства. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары, предприятия (фирмы) — на инвестиционные товары.

     Инвестиционные ресурсы предназначены для обновления и увеличения производства. Инвестиции направляются в финансовые активы, на увеличение основного капитала, пополнение запасов. Принято различать валовые и чистые инвестиции.

     Домашние хозяйства активно участвуют в создании валового внутреннего продукта страны, рост которого обеспечивает динамику всей социально-экономической системы. С этой точки зрения домохозяйства выступают  не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества.

     Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы.

     Одним из аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены государства как общественно необходимой величины.

Проблема государственного регулирования также связана со стимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать экономическое положение.

Справедливое перераспределение также является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных отношений.

Список использованной литературы

1 Экономика: Учебник. 4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Д.э.н. проф. А.С.Булатова.-М.: Экономистъ, 2005 – 831 с

2 Иванов В. М. Деньги и кредит: Курс лекций. — 3-е изд., испр. и доп. — К.: МАУП, 2003. — 288 с

3 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – 4-е изд., доп. – М.: Владос, 1997

4 Иванов Л. Кругооборот «затраты-выпуск» vs МОБ. Экономика и статистика 2008. — №1

5 Косолапова М., Свободин В. Методология определения эффективности кругооборота капитала. АПК: экономика, управление 2007. — №12

6 Общая экономическая теория/Под ред.У.К. Шеденова. Учебник. – Актобе. Изд. «А-Полиграфия», 2004-586 с

7 Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. — 217 с

8 Самофолова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: КРОНУС, 2005. – 890 с

Источник: https://student.zoomru.ru/ekonom/jekonomicheskij-krugooborot-rol-gosudarstva-v/179598.1489843.s2.html

2.2. Экономический кругооборот

1. Роль государства в экономическомкругообороте

Экономическиеблага движутся не сами по себе. Онивыступа­юткак средства связи между экономическимиагентами.

Экономическиеагенты (economicagent)субъектыэкономических отношении, уча­ствующиев производстве, распределении, обменеи потреблении экономическихблаг. Основнымиэкономическими агентами являютсяиндивиды (домохозяйства), фирмы,государство и его подраз­деления.

В свою очередь, среди фирм выделяютпрежде всего ин­дивидуальныеделовые предприятия, партнерства икорпорации. Современнаяэкономическая теория исходит изпредпосылки о ра­циональномповедении агентов. Это означает, чтоцелью является максимизациярезультатов при данных затратах либоминимиза­циязатрат при заданном результате.

Индивидыстремятся к мак­симальномуудовлетворению потребностей при данныхиздержках, государство— к наивысшему росту общественногоблагосостояния при определенном бюджете.

В качестве экономических агентоввы­ступаюттакже, например, профсоюзы, целью которыхявляется по­вышениезарплаты и улучшение социальных условийжизни их членов,средством — борьба за выгодные условиязаключения кол­лективных договоров.

Экономические агенты

Всовременных теориях, развивающихпринципы классичес­коголиберализма, единственно реальнымэкономическим агентом признаетсяиндивид. Все остальные агентырассматриваются как производныеот него формы: фирмы — как юридическиефикции, а государство — как агентствопо спецификации и защите правсоб­ственности.

Традиционная длямикроэкономики раздвоенность на теориюповедения индивида и теорию фирмы темсамым преодоле­вается,а принцип максимизации полезностиприобретает универ­сальноезначение. В теории прав собственностифирма рассматри­ваетсяпрежде всего как определенная форма,сеть контрактов, по которымпередаются пучки правомочий.

Фирмавозникает как не­обходимаяреакция на дороговизну рыночнойкоординации, как свое­образныйспособ минимизации транзакционныхиздержек,

В теорииобщественного выбора принципыметодологического индивидуализмадоводятся до логического завершения:государст­во рассматриваетсяисключительно как совокупность индивидов,преследующихличные цели.

Поэтому государственнаяполитика, помнению сторонников этой теории,определяется не столько об­щественнымипотребностями, сколько бесконечноменяющейся че­хардойчастных интересов.

Абсентизм избирателейобъясняется принципомрационального невежества, принятиерешений в инте­ресахменьшинства — лоббизмом, продажностьи беспринципность депутатов— практикой логроллинга, коррупциябюрократии — по­иском политическойренты (подробнее см. гл. 14).

Экономическиеагенты осуществляют связи друг с другомс помощьюэкономических благ. Движение их образуетсвоеобразный кругооборот.

Экономический круговорот

Экономическийкругооборот (circularflow)–это круговоедвижение реальных экономических благ,сопровождающееся

Рис.2—3.Кругооборот спроса и предложения

встречнымпотоком денежныхдоходов и расходов.

Основнымисубъектами рыночной экономики являютсядомо­хозяйстваи фирмы. Домохозяйства предъявляютспрос на потре­бительские товары иуслуги, являясь одновременно поставщиками

экономическихресурсов. Фирмы предъявляют спрос наресурсы, предлагая, всвою очередь, потребительские товарыи услуги. По­ведениеосновных экономических агентов можетбыть выражено кругооборотом спроса ипредложения (см. рис. 2—3),

При всейусловности схемы кругооборота онаотражает глав­ное— в развитой рыночной экономикесуществует постоянное вза­имодействиеспроса и предложения: спрос рождаетпредложение, а предложениеразвивает спрос.

Кругооборотспроса и предложения может бытьконкретизи­рован с учетом движенияресурсов, потребительских благ идохо­дов. Спрос домохозяйств выражаетсяв расходах, осуществляемых нарынках потребительских товаров и услуг.Продажа этих товаров и услуг составляетвыручку фирм.

Покупка ресурсов, необходимыхдляэтого, означает издержки фирмы.Домохозяйства, поставляя необходимыересурсы (труд, землю, капитал,предпринимательские способности),получают денежные доходы (заработнуюплату, рен­ту,процент, прибыль).

Таким образом, реальныйпоток экономичес­ких благ дополняетсявстречным денежным потоком доходов ирас­ходов(см. рис. 2—4).

Этамодель может быть уточнена включениемоборотов внут­ри секторов. Подчеркиваяглавное, простая модель кругооборотанесколькоидеализирует реальную действительность.

Во-первых, онане учитывает накопления как экономическихблаг, так и денежныхресурсов, а также то, что какие-то ресурсы

Рис.2—4. Простая модель кругооборота

могутвыпадать из процесса оборота. Например,если потребители начинаютсберегать часть полученных доходов,влияние совокуп­ногоспроса уменьшается. Такие обстоятельствамогут в дальней­шем существенномодифицировать элементарную моделькруго­оборота. Самым важным из ихпоследствий является развитие кре­дитнойсистемы.

Во-вторых,схема абстрагируется от роли государства.Роль государствав современном мире весьма многообразна,так как оно влияеткак на агентов рыночной экономики, таки на рынки про­дуктов,факторов производства, кредита. Еслиабстрагироваться от роликредита, то функции государства вкругообороте можно пред­ставитьследующим образом (см. рис. 2—5).

Домашниехозяйства и фирмы платят в пользугосударства налоги,получая от него, в свою очередь,трансфертные платежи и субсидии. Кромеэтого, правительство осуществляет навсех рын­кахкрупные закупки как потребительского,так и производствен­ногохарактера.

В-третьих,модель кругооборота может быть уточненапутем включения в нее международнойторговли.

Модель экономическогокругооборота имеет важное значение нетолько для понимания механизмафункционирования рыночной экономики,но и для исследования спецификифункционирования различныхэкономических систем. Чтобы подойти ких анализу, краткоостановимся на основных экономическихцелях, к которым стремятсяиндивиды, фирмы и общество в целом.

Рис.2—5. Роль государства в кругообороте

Источник: https://studfile.net/preview/5711357/

Экономический кругооборот

1. Роль государства в экономическомкругообороте

Экономический кругооборот товаров является одним из основных понятий микроэкономики. Он представляет собой круговоедвижение экономических благ, с которыми связаны экономическиеагенты— главные действующие лица отношений в экономике. Данное движение сопровождается встречным потоком из доходов и расходов.

Важно понимать процессы распределения, обмена, потребления — чтобы дать полную картину процесса. Также нужно иметь представление о факторах производства — группах ресурсов. Участники, создающие экономический кругооборот — основные субъекты экономики. Они связаны друг с другом, формируют кругооборот.

Давайте разберёмся в данном вопросе подробно, рассмотрим ключевые схемы.

Производство, распределение, обмен, потребление

Весь кругооборот экономических благсостоит из процессов, связанных с созданием и конечным потреблением ресурсов. Предлагаю остановиться на каждом.

Производство — результат соединения факторов производства и предпринимательских способностей, направленный на создание материальных благ. Оно организовано для последующего удовлетворения человеческих потребностей. Важно: работники сферы услуг с точки зрения экономики также являются производителями.

Распределение — этап общественного производства, на котором продукт распределяется, зависимо от формы собственности, вклада отдельных производителей. Наибольшая часть произведённых благ принадлежит собственникам капитала — ресурсы и доходы. Распределение стимулирует производительность и производственное развитие.

Обмен — процесс, целью которого является удовлетворение потребностей потребителя. Товар реализуется посредством купли-продажи. Происходит обмен продуктами между товаропроизводителями.

Потребление — конечная стадия движения товара: потребитель присваивает его и удовлетворяет свои потребности. Оно бывает личное (когда употребляются собственные человеческие потребности) и производственное (обеспечиваются производства и рабочая сила). Потребление — процесс, напрямую влияющий на формирование новых производственных циклов.

Факторы производства

В рыночной экономической системе факторы производства принадлежат домашним хозяйствам.Фирма как экономический субъект в модели кругооборота отвечает за управление, принятие решений. Существует четыре фактора производства.

  • Труд. Деятельность, физическая или интеллектуальная. Вознаграждается заработной платой.
  • Капитал. Созданные человеком средства. Это здания, техника, сырьевые запасы, материалы. Физический капитал отличается от финансового, к которому относятся вкладываемые в финансовую деятельность деньги. Капитал вознаграждается процентом.
  • Природные ресурсы. Всё, что не является результатом человеческого труда. Земля вознаграждается рентой.
  • Предпринимательство. Трудовая деятельность: управление остальными факторами. Вознаграждается прибылью. В экономике прибыль трактуется как вознаграждение управленческого, предпринимательского труда — важное отличие от традиционного понимания данного термина.

Агенты, участвующие в обороте

Участники экономического кругооборота называются агентами. Они связаны движением экономических благ. Два основных агента:

  1. домохозяйство;
  2. фирма (коммерческое предприятие, партнёрство, корпорация).

Учитывается роль государства: оно защищает права собственности, регулирует экономические отношения, участвует в обороте. Важную функцию выполняют финансовые рынки — банки, биржи. Рассмотрим закономерности, используя схемы.

Стандартная схема

Рис1 Рис2

Наиболее простая модель экономического кругооборота в рыночной экономикеявляется несколько идеализированной (рис. 1). Но она выражает главное — взаимодействие спроса и предложения на рынке.

Оборот конкретизируется при учёте движения ресурсов, благ расходов. Спрос домохозяйствапредполагает расходы на рынке товаров иуслуг. Продавая товары, фирмы получают выручку.

Покупка ресурсов фирмой — это её основные издержки, домохозяйства предлагают ресурсы, получая вознаграждение. Поток всегда дополнен встречным движением.

Схема с учётом сбережений: банки и биржи

Участники рыночных отношений покупают акции предприятий, сберегают ресурсы, доверяют сбережения банкам. Банковские организации дают фирмам кредиты. Результат — финансовые рынки (банки, биржи) берут средства домохозяйств, капиталовложения позволяют фирмам увеличить капитал. Итог — фирма связана с домохозяйством, платит процент за пользование деньгами.

Схема экономического кругооборота, учитывающая финансовые рынки, наглядно показывает невозможность инвестиций без сбережений. Сохранённые средства + инвестиции = экономический рост. Темпы экономического развития государства растут.

Чтобы ответить на вопрос, какая модель не является моделью экономического кругооборота, нужно понимать специфику микро-/макроэкономики. Кроме агентов и банков, необходимо также учитывать работу государственного аппарата, принимающего участие в кругообороте.

Государство в обороте благ

Модель экономического кругооборота с участием государстваучитывает налоги. Оно отвлекает на себя потоки, налоги собираются с домашних хозяйств, коммерческих предприятий.

Чистые налоги возвращаются обратно. Государство оказывает услуги с помощью закупленных товаров, собственных ресурсов. Это касается хозяйств, фирм.

Примеры: организация общественного порядка, образование, медицина, внешняя оборона.

Государство в обороте благ

Что делать в случае дефицита?

Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благбывают под угрозой. Случается дефицит государственного бюджета, поэтому гос. аппарат вынужден брать займы — если налоги уже не могут быть собраны. Источником заимствования средств становится Центральный банк РФ. Организуется дополнительная эмиссия, что постепенно вызывает инфляцию, обесценивание средств.

Существует иной способ, исключающий инфляцию — займы у домашних хозяйств. За счёт сбережений покупаются облигации. Говоря простым языком, деньги временно меняют хозяина. Но здесь присутствует другой риск — вытеснение.

Процентные ставки по вынужденным займам растут, по новым ставкам фирмы не могут занимать. Они остаются без инвестиционных возможностей, с трудом покупают оборудование. Частное инвестирование вытесняется государственными расходами.

Из-за этого экономический рост в стране становится затруднительным.

Третьим способом нормализации ситуации является привлечение средств из других государств. Удаётся избежать текущих внутренних проблем, но рост государственного долга негативно сказывается на положении дел страны.

Представленная на обозрение полная модель экономического кругооборотадаёт более полноценную, объективную картину. Схемы отражают важнейшие процессы экономики государства. Отражается роль инвестиций, способствующих экономическому росту, формируется понимание основ современной рыночной экономики.

Источник: http://surzhyk.info/ekonomicheskij-krugooborot/

1. Роль государства в экономическом кругообороте: Рисунок 28-1 показывает, каким образом прави­тельство оказывается

1. Роль государства в экономическомкругообороте
Рисунок 28-1 показывает, каким образом прави­тельство оказывается вовлеченным в кругооборот доходов, расходов и выпуска продукции.

Государст­венные расходы оказываются непосредственно включенными в совокупный спрос, как это пред­ставлено на правой стороне рисунка А наличие на­логов и государственных социальных выплат на ле­вой стороне рисунка определяет разницу между той суммой средств, которую фирлш непосредственно выплачивают за факторы производства, и суммой, которая будет реально доступна частному сектору для осуществления его расходов Прежде чем при-

Личный располагаемый доход

Домашние хозяйства Правительственные закупки Потребление Инвестиции I

Совокупный
выпуск
продукции
= доходы
Сонокупныи спрос па товары

РИС. 28-1.

Роль государства в экономическом кругообороте Государство включается в экономический кругооборот, изымая часть доходов в форме налогов и производя социальные выплаты населению, и оказывает, таким образом, воздействие на величину доходов домашних хозяйств, которая будет реально находиться в их распоряжении для осуществления расходов. Кроме того, правительство саг мо закупает товары и оплачивает услуги и тем самым непосредственно вносит свой вклад в совокупный спрос на товары и услуги

ступить к анализу того, каким образом все эти из­менения будут влиять на выпуск продукции, давай­те посмотрим внимательно, как правительство рас­ходует свои средства и откуда оно получает доходы.

Тосу дарственные закупки и правительственные расходы Правительство осуществляет расходы на оборону, образование, стороительство дорог, больницы и дру­гие общественные нужды.

В Соединенных Штатах правительства штатов, а также органы местного са­моуправления обычно тратят на закупку товаров и оплату услуг даже больше, чем само Федеральное правительство. В табл 28-1 представлено распреде­ление государственных расходов.

Заметим, что в таблице проводятся два разграничения: первое — между расходами Федерального правительства, пра­вительств штатов и органов местного самоуправле­ния, а второе — между общей суммой государ­ственных расходов и той ее частью, которая идет

ТАБЛИЦА 28-1.

Расходы правительства США и государственные закупки товаров и услуг в 1986 г. (в % ог ВНП)

ПравительстваШтатов
всех уровнейФедеральноеи местное
Всего расходов 37,824,513,3
На закупки
товаров и услуг 20,58,711,8
Источник: Economic Report of the President, 1987, Tables B-2, B-78, and B-79.

только на закупку товаров и оплату услуг (т. е. ис­ключая социальные выплаты). 0 Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Он соответ­ствует пункту в в рассмотренной нами систе­ме национальных счетов. Социальные выпла­ты (трансферты) — это платежи, которые осуществляются без соответствующего предо­ставления их получателям каких-либо товаров или услуг.

Несмотря на то что в 1986 г. общая сумма расходов Федерального правительства составила 24,5% ВНП, на долю закупок товаров и оплаты услуг приходи­лось меньше 9% ВНП. Эта разница возникает из-за того, что для Федерального правительства покупка товаров и услуг занимает меньшую часть в общей величине его расходов.

А около 2/3 федеральных рас­ходов составляют социальные выплаты населению, субсидии штатам и органам местного самоуправле­ния2, а также выплаты процентов. Социальные вы­платы Федерального правительства включают выпла­ты по социальному обеспечению и пособия по без­работице.

Проценты как компонент расходов Феде­рального правительства также представляют собой своего рода выплаты держателям государственного внутреннего долга В 1986 г. общая сумма процент- 1 Ввиду того что Федеральное правительство осуществляет также некото­рые платежи правительствам штатов и органам местного самоуправле­ния, общая сумма правительственных расходов в табл.

28-1 дает несколь­ко обманчивую картину относительно их реальной величины. Так, в дей­ствительности, субсидии Федерального правительства правительствам штатов, например на образование, представлены в таблице дважды. Пер­вый раз — как затраты Федерального правительства, второй — как зат­раты правительства данного штата, когда оно расходует средства этой субсидии.

ных выплат по государственному долгу составила около 3% ВНП. Социальные выплаты, или трансфер­ты, осуществляемые правительствами штатов и орга­нами местного самоуправления, представляют собой величину намного меньшую, чем аналогичная статья федеральных расходов, — всего лишь около 2% ВНП.

Большая часть закупок товаров и услуг, осущест­вляемых Федеральным правительством, предназнача­ется для нужд обороны, расходы на которую состав­ляют около 7% ВНП. Закупки товаров и услуг пра­вительствами штатов, а также органами местного са­моуправления, напротив, идут в основном на образо­вание, строительство дорог, содержание полиции и больниц.

В целом же государственный сектор заку­пает около 20% выпускаемой в стране продукции. Налоги, и социальные выплаты В табл. 28-2 представлены налоги, социальные вы­платы, а также чистые налоги в 1986 г. В Соединен­ных Штатах общая сулила доходов правительств всех уровней составила почти 32% ВНП*.

Более тре­ти этой суммы было затем возвращено частному сектору, в основном в форме выплат по социально­му обеспечению, различных государственных посо­бий, пособий по безработице и процентов по госу­дарственному долгу. Разница между суммами нало­гов и социальных выплат носит название чистых на­логов.

О Чистые налоги — это сумма, которую ча­стный сектор уплачивает правительству после учета величины всех социальных выплат, по­лучаемых от правительства. В 1986 г. чистые налоги составили около 20% ВНП. Федеральное правительство изымает в форме на­логов около 20% ВНП.

Главным источником поступ­лений в федеральный бюджет является личный по­доходный налог, общая сумма которого составляет около 9% ВНП. Второй по величине источник дохо­дов Федерального правительства — это отчисления на социальное страхование Отчисления на социаль­ное страхование частично оплачиваются самими людьми и удерживаются из султы их платежных чеков, а частично — их работодателями.

Правительства штатов и органы местного самоу­правления получают сумму, равную 12% ВНП, в ви­де различных поступлений от частного сектора, большую часть которых составляют налоги на соб­ственность и налоги с продаж. Эти органы власти получают также дотации от Федерального прави­тельства, величина которых находится на уровне 3% ВНП.

ТАБЛИЦА 28-2. Налоги и социальные выплаты в США в 1986 г. (в % от ВНП)
ПравительстваШтатов
всех уровнейФедеральноеи местное
Общая сумма налого­
вых поступлений 31,919,612,3
Социальные выплаты
населению 11,69,12,5
Источник: Economic Report of the President, 1987, Tables B-l, B-78, and B-79.

Рассмотрим теперь, каким образом государствен­ные расходы и налоги могут оказывать влияние на уровень доходов.

Источник: https://all-sci.net/predpriyatiy-ekonomika/rol-gosudarstva-ekonomicheskom-245608.html

Refpoeconom
Добавить комментарий