1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Курс лекций по экономике тема 1. предмет и принципы экономической науки

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

1.Предмет и функции «экономики».

2.Экономические категории и экономические законы.

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д.

Все они могут принимать необходимые решения» в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все.

При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их — результат их хозяйственной и иной деятельности.

Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов[1].

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг.

Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды.

Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень — функционирование фирм и домохозяйств.

Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств.

Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек.

Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках.

В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему.

Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать — микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие.

Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта.

Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки.

Источник: http://kursak.net/kurs-lekcij-po-ekonomike-tema-1-predmet-i-principy-ekonomicheskoj-nauki/

2.1 Экономика и экономическая наука

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Теория по кодификатору. Блок (раздел) ЭКОНОМИКА для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2019.

Три главных вопроса экономики: – что производить? – как производить? – для кого производить? Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.

Экономика— наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Функции экономики как науки:

1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).

2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).

3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).                                            

Субъекты экономики:
– семьи;

– фирмы;

– государства.

В зависимости от объекта исследования экономику разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику).


                                      

Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

 

 Задачи экономической науки

  • поиск путей эффективного ведения хозяйства; 
  • поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.

 Что изучает экономическая наука?
— экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

 Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества. 

 Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей.

Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

 
К объектам микроэкономики относятся: – домашние хозяйства; – фирмы; – отрасли; – рынки товаров и ресурсов.

 Отличия:

 Микроэкономика изу­ча­ет поведение от­дель­ных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, вла­дель­цев первичных про­из­вод­ствен­ных ресурсов. В цен­тре ее вни­ма­ния — цены и объ­е­мы производства и по­треб­ле­ния конкретных благ, со­сто­я­ние отдельных рынков, рас­пре­де­ле­ние ресурсов между аль­тер­на­тив­ны­ми целями. 

 Макроэкономика ис­сле­ду­ет функционирование эко­но­ми­че­ской системы в целом и круп­ных ее секторов. Объ­ек­том изучения ее яв­ля­ют­ся национальный доход и об­ще­ствен­ный продукт, ВВП, эко­но­ми­че­ский рост, общий уро­вень занятости, со­во­куп­ные потребительские рас­хо­ды и сбережения, общий уро­вень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют

 
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.

Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
 
проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

К экономическим ресурсам относятся: природные ресурсычеловеческие ресурсы

капитал (деньги и средства производства)

 

Потребность— это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.
 
– исчерпаемость природных ресурсов; – труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени; – капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при- менения, выбытием по мере износа, использования.
Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается. 

Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона. 

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. 

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью. 

Понятие «общественное воспроизводство»

Основные модели общественного воспроизводства: – модель простого воспроизводства Ф. Кенэ; – модель общественного воспроизводства К. Маркса.

Типы воспроизводства по характеру полученного дохода: – простое; – расширенное; – суженное.
Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства: – интенсивное; – экстенсивное;

 – смешанное

Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство; – распределение; – обмен;

 – потребление.

Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.

Сферы экономической деятельности: – производство; – распределение; – обмен; – потребление.

 1. Производство– процесс создания экономических благ и услуг.

 

 Блага — это всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей. 

 Они делятся на:

  1. неэкономические (даровые блага) (например, солнечный свет, ветер) обычно носят природный характер, их не требуется производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей. 
  2. экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затрат различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределенияэкономических благ.
  3. общественные блага

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сферой услуг. 

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

 

 Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
  • полезность — способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

2. Распределение— определение доли каждого фактора, участвующего в производстве товара или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи. 

3. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Оно является главным стимулом развития производства.

 

4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.

 Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон. 
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).

Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –торговля.Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории былоучение физиократов.
Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которыесчитали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.

Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).

У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.

А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.

Мыслитель и общественный деятель К. Маркс стал основоположником теории «марксизма». Согласно Марксу, труд является единственным источником богатства. Развивая идеи трудовой теории стоимости, Маркс полагал, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. 
Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы – социализма. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма.

Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны. ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/economicege/18-21-jekonomika-i-jekonomicheskaja-nauka-teorija-egje-po-obschestvoznaniju-2019.html

Краткий конспект лекций по курсу экономика

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Вопросы:

Предмети функции экономической науки.

Методыэкономической науки.

Предмет и функцииэкономической науки

Существуетнесколько подходов к определениюэкономики. Само слово «экономика»греческого происхождения (ойкос— хозяйство,номос —закон), оно означает «законы хозяйствования».

Сегодня термин «экономика» используетсяв двух основных значениях: во-первых,как синоним слова «хозяйство» (экономикастраны, региона, предприятия, плановая,рыночная экономика и т.п.

), во-вторых,как название науки, изучающей теоретическиеосновы хозяйствования.

Вболее строгом пониманииэкономика представляет собой совокупностьвсей системы отношений людей междусобой в процессе производства,распределения, обмена и потребленияматериальных благ и услуг, необходимыхдля удовлетворения многообразныхпотребностей. Наукаоб экономике, дающая цельное представлениео всей экономической жизни людей всистеме понятий, категорий, принципов,теорий и экономических законов, называетсяэкономической теорией.

Экономическаятеория – наука,изучающая механизм хозяйствования иэкономические законы, регулирующиеотношения в производстве, распределении,обмене и потреблении материальных благи услуг на различных структурных уровняхэкономической системы – микро-,макроэкономики и мирового хозяйства.

Современнаяэкономическая наука исходит из положенияо безграничности потребностей в условияхограниченности (редкости) ресурсов, чтоопределяет необходимость выработатьэффективный механизм их использования.

Исходя из этого подхода экономика(экономическая теория)определяется как «наука о том, какобщество использует редкие ресурсы дляпроизводства ценных товаров и распределенияих среди людей» (П. Самуэльсон).

Экономика— это наука о выборе наиболее эффективныхспособов удовлетворения безграничныхпотребностей людей ограниченнымиресурсами, которые могут быть использованыдля удовлетворения этих потребностей.Исходя из различных подходов к определениюнауки можно выделить и несколько понятийпредмета науки.

Предметкурса экономики включает:

• разрешениевопросов: чтопроизводить, как и для кого;

• выборпроизводства при ограниченных ресурсахс целью более полного удовлетворениянеограниченных потребностей и болеерационального и эффективного ихиспользования;

• познаниезаконов развития экономических процессови механизма хозяйствования.

Функции экономической науки

познавательная— изучаетэкономические явления, выясняет сутьпроцессов и явлений, раскрывает законы,управляющие хозяйственными процес­сами;теоретически объясняет, как функционируетхозяйство, в чем суть, причины, последствияэкономических процессов (в чем сутьинфляции, как предложение влияет нацены и т.п.). На основе теоретическихобобщений реальных фактов хозяйственнойжизни экономика объясняет, что естьили что может быть,формулирует принципы экономическо­гоповедения (позитивнаяэкономика).

практическая- анализируетсоздавшиеся проблемы и предлагает путиих решения, разрабатывает научныепрогнозы, вы­являет перспективуобщественного развития.

На основепозитивных знаний экономика даетрекомендации, предлагает рецептыдействий. Она объясняет, что должнобыть, какойдолжна быть экономика (нормативнаяэкономика).

Эта функция экономики тесно связана сэкономической политикой.

Экономическаяполитикапредставляет собой систему мероприятий,направленных на достижение экономическихцелей.

Экономика— общественнаянаука. Онаизучает определенную сторону жизниобщества и как таковая тесно связана сдругими общественными науками: историей,социологией, политологией, психологией,юриспруденцией и т.д.

Связь экономикии юриспруденции обусловлена тем, что вхозяйственной жизни общества экономическиеи правовые отношения тесно переплетаются.

Экономика не может нормально функционироватьбез соответствующей правовой основы —совокупности норм, регулирующихдеятельность хозяйствующих субъектовкак на микро-, так и макроуровне.

Разделыэкономической теории

микроэкономика- ис­следуетповедение отдельныхэкономических субъектов —поку­пателей, фирм, анализируетмеханизмы функционирования от­дельныхрынков, распределение ресурсов и ихиспользование, формирование доходов ит.п;

макроэкономика- рассматриваетэкономические процессы на уровненациональной экономики, такие общиеявления и процессы как темпы ростанационального производ­ства, инфляция,безработица, бюджетный дефицит,государственный долг, методыгосударственного регулирования и т.п

мироваяэкономика (мегаэкономика)- рассматриваетэкономические отношения в мировомсообществе.

Прианализе экономических процессовэкономисты отбирают факты, обобщаютих, устанавливают причинно-следственныесвязи, выявляют закономерности, используяобщенаучные методы исследований: научнуюабстракцию, анализ и синтез, индукциюи дедукцию, выдвижение и проверкугипотез, моделирование, экспериментированиеи т.п.

Методы экономическойнауки.

Методнаукипринципы,подходы, формы и способы познанияпредмета данной науки.

Диалектическийметод:

• всеявления и отношения находятся в процессеразвития и изменения;

• развитиеидет от простого к сложному, от низшегок высшему;

• движущейсилой развития являются единство иборьба противоположностей.

Методнаучной абстракции суть —очищение исследуемого предмета отчастного, случайного и выделение наиболеесущественного, постоянного, типичногоРезультат научной абстракции — категории,понятия,выражающие сущностные стороны исследуемыхобъектов (цена, прибыль, рента и т.п.), иэкономическиезаконы (принципы),отражающие постоянные, устойчивые,повторяющиеся причинно-следственныесвязи между экономическими явлениями(закон спроса: повышение цены (причина)ведет к снижению спроса (следствие)).

Методанализа исинтезапредмет, явление расчленяются насоставные элементы, которые изучаются,и дается определение целого; при синтезепроисходит соединение элементов вединое целое, раскрывается внутренняясвязь между элемента­ми, противоречияи намечаются пути их устранения.

Методиндукции(выводтеории из фактов и наблюдений) идедукции (формулированиегипотез и подтверждение их фактами).

Методисторического и логического исследованияпроисхождения явления, этапов и тенденцийего развития.

Методсистемного подхода экономическийобъект рассматривается как система, свыделением причины и следствий,корреляционной зависимости.

Экономическоемоделирование.Моделипредставляют собой упрощенное,формализованное описание экономическойреальности, они, игнорируя многочисленныевторостепенные детали позволяют лучшепонимать и описывать при­чины,взаимосвязи, последствия тех или иныхэкономических процессов и явлений.

Математическоемоделированиев экономике достаточно сложно, так какэкономика — многомерная система,характер функционирования и развитиекоторой носит в значительной мерестохастический (вероятностный) характер,находится под воздействием множествавнешних факторов.

Функциональныйанализ.Прихарактеристике зависимостей и взаимосвязеймежду экономическими процессами однифакторы рассматриваются как данные,независимые, а другие как зависимые,производные от первых. Например, спросрассматривается как функция цены.

Экономическийэксперимент этоискусственное воспроиз­ведениеэкономических явлений в определенныхусловиях с це­лью их изучения идальнейшего практического изменения.

Экономическаятеория использует и другие методы:графических изображений, статистические,математические, сравнительного анализаи т. д.

Источник: https://studfile.net/preview/3675484/

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории. Развитие экономики как науки

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Структурный план лекции

1. Предмет экономической теории.

2. Экономические законы и категории.

3. Функции экономической теории.

4. Методы экономической теории.

Предмет экономической теории:

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно.

Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство.

Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика– это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие-либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят её предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Экономическая теория – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире.

Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов.

Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием капиталистического способа производства.

Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причём только в сельском хозяйстве.

Выдающимися представителями классической экономической науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, у которых основным объектом исследования выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.

Важный вклад в развитие экономической теории дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Суть их взглядов заключалась в том, что в реальной жизни производства вообще не существует, что общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Особенно ценным у К. Маркса и Ф.

Энгельса является то, что в их работах, во-первых, показано материалистическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости.

В современной экономической теории выделяют неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другие направления.

В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику.

Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением.

Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.).

Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. Г. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я.

Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов.

Объектом их исследования являются «институты», под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства.

Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики.

Сочетание государственного производства и частного предпринимательства даёт смешанную экономику.

В середине 50-х гг. XX в.

возник монетаризм – экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризма профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. Г. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс.

Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям.

Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности.

Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

Экономические законы и категории:

Экономическая категория – это понятие, отражающее определённую существенную сторону того или иного сложного экономического явления, процесса.

Так, например, такое экономическое явление как товарное производство, выражается категориями «разделение труда», «товар», «деньги», «прибыль».

Экономические категории носят объективный характер, так как отображают конкретные производственные отношения. Экономические категории взаимосвязаны между собой и в своей совокупности характеризуют внутреннюю экономическую структуру общества.

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют её закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами.

Экономические законы– устойчивые связи и взаимосвязи экономических представлений в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и услуг.

Различают:

Общие экономические законы– действуют во всех общественных формациях.

Специфические– присущие лишь данному способу производства.

Экономические законы носят объективный характер, т.е. они не зависят от воли и желания людей.

Но в отличие от законов природы, которые являются вечными, некоторые экономические законы изменяются с развитием общества и таким образом носят исторический характер.

В экономике действует целая система экономических законов, которые могут быть общими для всей экономической системы или же действуют в какой-то одной.

Функции экономической теории:

Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую.

Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и представлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.

Практическая функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой.

В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.).

Экономическая теория раскрывает сущность и содержание экономических процессов в системе понятий, категорий и законов, принципов и методов хозяйствования в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности.

Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства представлений, целесообразность их использования.

Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.

Методы экономической теории:

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нём, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1)наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2)метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлечённые понятия (абстракции);

3)метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчленённых и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4)метод индукции и дедукции:

а) индукция– это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция– это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход– вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т.е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобождённые от случайностей исторического развития (рассматривает их логически);

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определённых условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т.е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические(с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

10) расчетно-аналитические;

11) статистическиеи др.

Литература

[1, С. 15-38]; [2, С. 16-48]; [4, С. 14-42]; [5,С с. 12-37]; [6, С. 18-56]; [8, С. 18-49]; [9, С. 15-27].

Источник: https://studopedia.su/9_90760_lektsiya--predmet-i-metod-ekonomicheskoy-teorii-razvitie-ekonomiki-kak-nauki.html

Refpoeconom
Добавить комментарий