1. Праксиология и история

Читать книгу «Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность» онлайн— Евгений Егоров — Страница 1 — MyBook

1. Праксиология и история

ISBN 978-5-4483-8498-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Что делать, когда достигнутые результаты «не укладываются в рамки» принятых научных теорий? С этим вопросом сталкивается большинство учёных-исследователей. Часть из них продолжают официально оставаться на позициях следования канонам традиционных наук, часто и в разладе со своими внутренними сомнениями, другие включаются в новый научный поиск.

В любом случае каждый человек в зависимости от своего состояния делает свой личный выбор. Фридрих Ницше, исследуя истоки Добра и Зла в работе «Так говорил Заратустра», писал о личности познающего: «Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть даже своих друзей.

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником…»1

Познать законы общественного развития пытались и (каждый в своей степени) преуспели многие величайшие умы человечества.

От поисков «философского камня» до определения абсолютных истин в человеческом общении – таков диапазон суждений.

В своём большинстве они справедливо выразили мнение о наличии собственной логики общественного развития (праксиологии), никоим образом не идентичной логике математики, логике мышления, логике других пространств.

Праксиология не претендует быть наукой всех наук. Праксиология не «борется» с теми или иными научно-теоретическими взглядами и концепциями.

Праксиология предлагает исследователю, обычному человеку посмотреть на развитие общественных отношений с несколько иных, чем принятые сегодня в общественных науках, оснований.

Праксиология предлагает исследовать зависимости в общественных отношениях и формулирует законы человеческой деятельности.

Праксиология не является «забытой», «второстепенной» наукой. В то же время нельзя сказать, что она сегодня популярна в научных кругах. Одной из причин сложившейся объективной ситуации явилось весьма спорное определение объекта и предмета исследований представителями иных направлений науки. Настоящее исследование в определённой степени позволяет восполнить этот пробел.

Праксиология имеет прикладное значение. Фактически, формулируя законы и закономерности общественных отношений (априори), праксиология выступает одной из теоретических основ формирования методик воздействия на личность и социумы с целью достижения желаемого социального поведения и общественного мнения.

Автор отдаёт себе отчёт в том, что данное издание является практически первой попыткой систематизации знаний о праксиологии. По этой причине в название книги вынесено определение «Основы теории». Результаты исследования изложены в двух книгах: «Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность» и «Праксиология. Основы теории. Часть 2. Субъекты отношений».

Позволю себе утверждать, что, прочитав данную книгу, читатель более не сможет «традиционно» относиться к изучению гуманитарных дисциплин, исследованию общественных проблем. Вы будете вновь и вновь обращаться к основам теории праксиологии и искать все новые и новые данные об этой науке.

Автор убеждён: становление праксиологии в России минует судьба кибернетики и генетики.

Введение

Гуманитарий, не знакомый с основами праксиологии, подобен химику, не сумевшему понять таблицу Менделеева

Мы живём в прекрасное доброе время, в мире красоты и всеобщего счастья бытия, возможности любить и быть любимыми, стремимся развивать свои способности. Живём в радости в семье и атмосфере заслуженного уважения в коллективе.

В то же время мы живём в мире беспощадных войн, погони за богатством и глубочайшей нищеты, повсеместного падения нравственных норм, обострения цивилизационных, культурологических конфликтов и находимся на грани выживания планеты Земля.

Как же мы живём? Как сочетаются в одном человеке душевный трепет от прикосновения любимого человека и участие в политической манифестации, когда с животным инстинктом просто-напросто готов разорвать оппонента или предательски уклоняешься от исполнения гражданского долга?

Как и почему бывшие воины-десантники, орденоносцы, доказавшие своё мужество в бою, становятся марионетками в гражданской жизни и предают своих близких товарищей? Во что они верят и как понимают справедливость?

В ноябре 1993 года в России был расстрелян всенародно законно избранный Высший орган законодательной власти Российского государства. Обороной Белого дома руководил депутат Владислав Ачалов, в прошлом командующий Воздушно-десантными войсками, заместитель Министра обороны, генерал-полковник.

Непосредственно расстреливал Белый дом его бывший подчинённый, обязанный ему всей своей карьерой, да и во многом личной безопасностью, тоже бывший десантник.

Он выполнял приказ или преследовал корыстные статусные цели? Что руководило этими людьми, которые познакомились друг с другом при прохождении совместной службы в сентябре 1973 года в Прибалтике, а через двадцать лет один из них сознательно убивал своего учителя и наставника, которому обязан своим статусом и судьбой?

Уйти от всего и побыть в одиночестве? Почему Робинзон Крузо стремился вернуться к людям, и даже самые отчаянные религиозные отшельники становились святыми и, только очистившись, опять возвращались в общество или осуществляли это возвращение иными способами передачи своих чувств и мыслей всё тому же обществу! Почему высшее наказание для человека – лишение свободы, тюрьма, изоляция от общества, от системы взаимоотношений?

Мы интуитивно чувствуем мнение своих родственников, сослуживцев и соратников, земляков и готовы поступать в соответствии с ним вопреки здравому смыслу и сиюминутной выгоде. Наше поведение схоже с поступками людей таких же, как и мы, по гороскопу, мы верим в «шестое чувство».

Невозможно понять явление, изучая его отдельные стороны. На ситуацию нужно обязательно смотреть «в целом». Сегодня подобные научные подходы предлагает праксиология.

Праксиология, прежде всего, наука, раскрывающая логику деятельности субъектов общественных отношений в их взаимозависимостях.

Современная праксиология – довольно молодая, набирающая научную силу отрасль человеческого знания.

Продолжаются дискуссии по уточнению объекта и предмета науки, формированию научных задач и отдельных направлений исследований.

Это естественный процесс, и вполне вероятно, что со временем появятся предметы исследований «Общая теория праксиологии», «История праксиологии», «Методы и методология праксиологии».

В силу жизненных обстоятельств я не останавливаюсь на рассмотрении существующих теорий (целостных и фрагментов) праксиологии. Предлагаю Вам, читатель, вариант систематизации знаний о праксиологии, о человеческой деятельности.

В своё время Дмитрий Менделеев сказал: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса»2. С этого великого открытия началась новая страница в химии. Дмитрий Менделеев сумел понять и показать логику зависимостей посредством главных признаков объекта исследования. Подобное Эйлер осуществил в математике.

Перед открытием аналогичной «страницы» в гуманитарных науках стоят современные исследователи. Попробуем попытаться хотя бы не открыть, а найти эту столь нам необходимую «страницу» гуманитарных знаний.

Начнём с самого простого и с самого главного: праксиология говорит о том, что свойства субъектов общественных отношений зависимы от их собственной структуры, пространств, в которых они проявляются, статусных мотивов.

Законы праксиологии априори раскрывают логику общественных отношений как систему взаимозависимостей и могут быть познаны! Законы праксиологии определяют смыслы в поступках субъектов общественных отношений.

235 000 книг и 42 000 аудиокниг

Источник: https://MyBook.ru/author/evgenij-egorov-3/praksiologiya-osnovy-teorii-chast-1-lichnost/read/

«Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность»

1. Праксиология и история

Обобщая знания о праксиологии, скажем, что исследователи так или иначе говорят о человеческой деятельности. Ответ на вопрос о том, что же составляет содержание категории «деятельность», является одним из центральных в праксиологии.

Людвиг фон Мизес: «Человеческая деятельность суть целеустремленное поведение.

Можно сказать и иначе: деятельность суть воля, приведенная в движение и трансформированная в силу; стремление к цели, осмысленная реакция субъекта на раздражение и условия среды; сознательное приспособление человека к состоянию Вселенной, которая определяет его жизнь». Весьма прогрессивное мнение для времени учёных прошлого столетия. Сегодня в научном поиске человечество накопило новые данные и может внести вклад, дополнить знания наших учителей.

Приведу ещё несколько его высказываний о праксиологии: «Область нашей науки – человеческая деятельность, а не психологические события, которые реализуются в действии…

…Это наука о средствах, а не о целях.

…Рационализм, праксиология и экономическая наука не рассматривают изначальные побудительные причины и цели деятельности, а изучают средства, применяемые для достижения преследуемых целей».

Таково мнение основоположника праксиологии Людвига фон Мизеса. Его предшественник Альфред Эспинас считал: «Праксиология – философия действия».

Под деятельностью следует понимать активность личности (поступок), направленную на производство или порождение определённого объективированного блага (добра-зла).

Мы можем сформулировать объект исследований праксиологии: человеческая деятельность. Определение, очень близкое к мыслям и суждениям Людвига фон Мизеса.

Нельзя путать праксиологию с обществознанием (комплексом общественных дисциплин, преподаваемых в образовательных школах). Праксиология не является «набором» общественных дисциплин, изучающих общественные отношения. Она – самостоятельная общественная наука, опирающаяся на опыт и оперирующая признаками, достаточными условиями.

Людвиг фон Мизес с присущей ему категоричностью утверждал, что вообще существует только две науки о человеческой деятельности: праксиология и история. При этом весьма содержательно высказался о праксиологии как науке: «Праксиология – теоретическая и систематическая, а не историческая наука.

Ее предмет – человеческая деятельность как таковая независимо от внешних, случайных и индивидуальных обстоятельств конкретных действий. Ее знание чисто формально и всеобще безотносительно к материальному содержанию и индивидуальным характеристикам конкретного события.

Она нацелена на знание, действительное для всех случаев, условия которых точно соответствуют ее допущениям и выводам. Ее утверждения и теоремы не выводятся из опыта. Так же как в логике и математике, они априорны. Эти утверждения не подлежат верификации или фальсификации на основе опыта и фактов. Они логически и по времени предшествуют любому пониманию исторических фактов.

Они составляют необходимое условие любого мысленного понимания исторических событий. Без них мы не сможем увидеть в ходе событий ничего, кроме калейдоскопического мелькания и хаотической неразберихи».

Понять законы человеческой деятельности стремились многие представители гуманитарных наук. Как это обычно бывает, в дальнейшем в исследованиях учёных в области праксиологии (человеческой деятельности) были успехи и просто лженаучные факты и события.

Особую роль играл тот фактор, что научный поиск постоянно сталкивался с необходимостью отвечать на вопросы, связанные с проявлением бессознательного, а это открывало огромное поле для сомнительных утверждений представителям эзотерики, порой просто шарлатанства.

Человеческое невежество «закономерно» обгоняет накопленные знания и опыт. Чего стоят идеи, подобные «Зеркалу Козырева» и «Яйцу Нострадамуса».

Праксиология не изучает физиологию бессознательного и нейропсихическую, нейролингвистическую природу личности. В то же время праксиология опирается на выводы естественных наук в этой области, опыт и формулирует закономерности проявления данных явлений в общественных отношениях.

Праксиология воспринимает способность мозга к сложным организациям. Мозг подвержен морфологическим изменениям. Доказано, и абсолютно точно, что происходят изменения в деятельности личности в связи с изменениями мозга, а вот насколько они влияют на законы праксиологии – считаем предметом возможных исследований.

Не менее «таинственными» представлялись и представляются сегодня исследования пространств, в которых осуществляется человеческая деятельность (интуитивно понимается как место, в котором возможно движение, возможно понятие направления, как арена событий и действий).

Теория пространств применительно к проявлению взаимозависимостей личностей оказалась по состоянию на сегодняшний день наименее изученной темой.

Довольно часто происходит попытка «подменить» данное исследование рассуждениями о субъективном и объективном в сознании, рассуждениями об относительности и прочим.

Праксиология понимает, что движение – всякое изменение вообще. Оно происходит в пространстве. Любое пространство предполагает движение во всех проявлениях: во времени, психике, общественном бытии (в бессознательном).

Мы очень часто употребляем выражения «движение души», «порыв» и многие другие, которые идентифицируем, несомненно, как движение. Подобную трактовку праксиология распространяет как на материальную, так и на идеальную сферы.

Движение всегда было и остаётся центральной темой не только научных, но и научно-фантастических исследований. Попытки понять причины и законы движения – это, прежде всего, попытки человека объяснить логику и прогнозировать развитие бытия и идеальной сферы.

Движение в праксиологии – изменения во взаимозависимостях субъектов отношений.

Правомерно рассмотрение движения как изменения взаимозависимости субъектов отношений в пространстве и времени (один подле другого, один после другого, в предикате отношений).

Понятие «движение» распространяется на изменения во всех пространственных измерениях независимо от того, насколько и какие измерения нами познаны.

Ключевой проблемой остаётся понимание, что движение не существует само по себе. У любого движения есть источник и результат.

В праксиологии результатом является изменение статусного положения субъектов отношений во взаимозависимости. Характеристикой изменений статусов являются достигнутые субъектами отношений состояния.

Именно через состояния, выражающиеся в чувствах и проявляющиеся в эмоциях, происходит социализация личности.

Естественным образом движение находит своё проявление в действии. В праксиологии формой действия субъекта общественных отношений является поступок. Действия изначально носят социальный характер. Действие объективно происходит как зависимо (произвольно), так и независимо (непроизвольно) от нашей воли.

Ключевым моментом для понимания является утверждение, что объектом изучения для праксиологии является только социальная деятельность.

«Наука о человеческом поведении – насколько это не психология – не может отказываться от обращения к смыслу и намерениям. Она ничего не может почерпнуть из психологии животных и из наблюдений бессознательных реакций новорожденных младенцев. Наоборот, как раз психология животных и детская психология не могут отказаться от помощи, предоставляемой наукой о человеческой деятельности».

Важным моментом явилось то, что в погоне за познанием форм человеческой деятельности, познанием логики деятельности провозглашаются необоснованные выводы о содержании общественных отношений, некое «праксиологическое безумие». Скажем так, по цвету обложек книг и журналов отдельные представители гуманитарных областей знания продолжают пытаться угадать их содержание.

Принципиальной для понимания праксиологии является систематизация самих оснований к анализу (онтология в части формального описания предметной области с целью уточнения понятий, определения общей базы терминологии в праксиологии).

С этой целью в книге подробно излагаются положения о признаках, раскрывающих содержание конкретных явлений и закономерностей изучаемой проблемы.

Сердцевиной всех исследований в праксиологии является человек во всём своём многообразии социальных отношений. Не просто человек, а личность. Личность, выступающая субъектом социальных отношений.

Для понимания регулирующих механизмов деятельности субъектов праксиология изучает нормы поведения, право, возникновение норм в отношениях. Изучает сердцевину человеческих отношений – право собственности.

Отношения субъектов строятся в соответствии с объективными законами и закономерностями их деятельности. Законы праксиологии – априори.

Исследования общественных отношений в праксиологии позволяют предложить объективные основания к пониманию содержания отношений.

Ради чего осуществляется деятельность, как происходят качественные (содержательные) изменения в ценностях, к которым мы стремимся, что исследуется с помощью в том числе и социологических методов?

Отношения – это всегда как минимум две стороны, два субъекта. Огромнейшее влияние на праксиологию оказывают достижения учёных, исследующих психологические аспекты человеческой деятельности, личности, социальной психологии.

В этой связи автор считает, что мысль Людвига фон Мизеса можно продолжить утверждением, что существуют только три общественные науки: философия, история, праксиология. Праксиология сопряжена и с другими научными дисциплинами, в том числе:

• тимологией – областью научных исследований о человеческих оценках и желаниях;

• аксиологией – философской, а сегодня социологической дисциплиной, сосредоточивающей свои научные исследования на категории «ценность», характеристиках, структуре и иерархии ценностного мира, способах его познания;

• другими дисциплинами.

Наше незнание, неосведомлённость о происходящих действиях иных субъектов в общественных отношениях вне нас, отсутствие информации об этом – не более чем стимул к обновлению своих собственных взаимосвязей с другими субъектами общественной жизни, расширение жизненного пространства. цель – собственная идентификация во взаимозависимостях.

Быть информированным о состоянии общества (группы) – один из признаков личности как члена социума. Личность начинается с собственной идентификации. Также и начало процесса самоидентификации социальной группы в общей системе взаимозависимостей переводит её в разряд коллективного субъекта общественных отношений.

Эта проблема была предметом исследований ряда выдающихся российских учёных (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. Гальперина, Н. Ф. Талызина, П. Н. Шихирева), является предметом исследований «психологии общения» и продолжает активно изучаться.

Таким образом, праксиология опирается на закон, объективную потребность личности (иного субъекта отношений) идентифицировать себя в системе общественных отношений.

Отказ субъекта от самоидентификации – также волевой поступок и имеет собственный мотив.

Праксиология изучает человеческую деятельность не только как таковую, но и её зависимость от мироздания вообще: насколько взаимозависимости субъектов, формы и области общественных отношений подвержены влиянию бессознательного и его проявлениям.

Праксиология раскрывает перед учёными совершенно новые горизонты исследований.

Это сродни, и более того – стоит в одном ряду с теорией Буркхарда Хайма о многомерном пространстве в физике, высказываниями Натальи Бехтеревой (со слов коллег): «Я всю жизнь изучала живой мозг человека… Общий вывод наших материалов: какой-то процент людей продолжает существование в другой форме, в виде чего-то отделяющегося от тела, чему бы я не хотела давать другое определение, чем „душа“. Действительно, в организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека».

Науку интересует проблематика, как социальный опыт отношений личности, семьи, группы трансформируется в архетипы, проявляется в общественном мнении и интуиции.

Существуют ли зависимости проявлений социальных отношений между субъектами с физическими и пространственными характеристиками (влияние гравитационных, электромагнитных полей на структуру личности, поведение групп; вероятностные факторы в формировании генных кодов для восприятия будущей социальной информации, поведения личности)?

Трудно предполагать, насколько активно будет развиваться праксиология. Понятно одно – это уже объективная научная потребность. В наши дни появляются первые практические наработки, методические советы, инструкции и прочие формы организации воздействия на сознание личности, малых групп с целью формирования мотиваций и достижения желаемого социального поведения.

Традиционно опережающими темпами развивается военно-прикладной спектр исследований с уклоном в психологические аспекты.

Военные ведомства издают наставления и другие руководящие и методические документы для ведения информационно-психологических операций, создают специальные подразделения и приступили к подготовке специалистов данного профиля.

Существует в военном деле направление по созданию пси-оружия (фактически речь идет о физическом, химическом воздействии на нервную систему для «поражения» личности объекта воздействия).

У процесса есть и другая, более важная гуманитарная сторона. Суть её в возможности защиты личности от нежелательного психологического воздействия сторонних субъектов.

Праксиология предлагает совершенно новые подходы в ведении бизнеса, позволяет управлять спросом больших групп населения, влиять на социально-экономическую политику государств.

Людвиг фон Мизес справедливо подчеркивал: «Исследование отношений между мышлением и деятельностью не входит в предмет праксиологии. Для праксиологии достаточно установления факта единственности логики, понятной человеческому разуму, и единственности способа деятельности, являющегося человеческим и понятного человеческому разуму…»

Человеческая деятельность как объект исследования праксиологии – бесконечна.

Таким образом, для праксиологии человеческая деятельность – это бесконечное движение субъекта общественных отношений, проявляемое в поступках, активность личности, направленная на производство или порождение определённого объективированного блага (добра—зла).

Контрольные вопросы:

1. Понятие «пространство» в праксиологии.

2. Что является «объектом» исследования в праксиологии?

3.Раскройте содержание понятия «человеческая деятельность».

4.Раскройте содержание понятия «движение» в праксиологии.

5. Как связана праксиология с аксиологией?

6. Как связана праксиология с тимологией?

Источник: https://www.livelib.ru/book/196388/read-praksiologiya-osnovy-teorii-chast-1-lichnost-evgenij-egorov/~5

1. Праксиология и история.. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Читать онлайн

1. Праксиология и история

Существуют две ветви наук о человеческой деятельности: праксиология и история.

История это собирание и систематическое упорядочивание всех данных опыта, касающегося человеческой деятельности. Она занимается конкретным содержанием человеческой деятельности. История изучает все человеческие усилия в их бесконечной множественности и разнообразии и все индивидуальные действия с их случайными, специфическими и индивидуальными смыслами.

Она тщательно исследует идеи, влекущие действующих людей, и результаты осуществляемых действий. История охватывает все аспекты человеческой активности. С одной стороны, есть общая история и, с другой история различных узких областей.

Существует история политической и военной деятельности, идей и философии, экономической деятельности, технологии, литературы, искусства и науки, обычаев и нравов и множества других сфер жизни человека. Есть этнография и антропология в части, не являющейся биологией, психология в части, не являющейся ни физиологией, ни эпистемологией, ни философией.

Существует лингвистика, поскольку она не является ни логикой, ни психологией речи[Экономическая история, дескриптивная экономическая теория и экономическая статистика, разумеется, являются историей. Термин социология используется в двух различных значениях.

Дескриптивная социология занимается теми историческими явлениями, которые не интересуют дескриптивную экономику; она в некоторой степени пересекается со сферами интересов этнографии и антропологии. Общая социология подходит к историческому опыту с более универсальной точки зрения, чем остальные отрасли истории.

Собственно история, например, исследует индивидуальный город, или город в определенный период, или определенный народ, или определенную географическую область. Макс Вебер в своем основном трактате (Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. Т??ь??bingen, 1922. Р. 513–600) занимается городом вообще, т.е. всей совокупностью исторического опыта, относящегося к городам, без ограничений исторических периодов, географических областей или конкретных народов, стран, рас и цивилизаций.].

Предмет всех исторических наук прошлое. История не может научить нас ничему, что было бы действительно для всех видов человеческой деятельности, в том числе и для будущего. Изучение истории делает человека мудрым и рассудительным. Но само по себе это не дает знаний и умений, которые могут быть использованы для решения конкретных задач.

Естественные науки также имеют дело с прошлыми событиями. Любой опыт есть опыт чего-то, ушедшего в прошлое; опыта будущих событий не существует.

А опыт, которому естественные науки обязаны всеми своими успехами, это опыт эксперимента, где отдельные элементы изменения можно наблюдать изолированно.

Накопленные таким способом факты могут быть использованы для индукции специальной процедуры вывода, продемонстрировавшей практические доказательства своей целесообразности, хотя ее удовлетворительная эпистемологическая характеристика остается пока нерешенной проблемой.

Опыт, с которым имеют дело науки о человеческой деятельности, всегда представляет собой сложные явления. В отношении человеческой деятельности нельзя ставить лабораторных экспериментов.

Мы не имеем возможности наблюдать изменение только одного элемента при том, чтобы все остальные обстоятельства события оставались неизменными.

Исторический опыт как опыт сложных явлений не предоставляет нам фактов в том значении, в каком этот термин используется в естественных науках для обозначения изолированных событий, проверяемых в экспериментах.

Данные, сообщаемые историческим опытом, нельзя использовать в качестве материала для создания теорий и предсказания будущих событий. Любой исторический опыт не только открыт для различных интерпретаций, но на поверку и интерпретируется различными способами.

Поэтому постулаты позитивизма и родственных направлений метафизики иллюзорны. Науки о человеческой деятельности невозможно реформировать по примеру физики и других естественных наук. Не существует способов создания апостериорной теории человеческого поведения и общественных событий.

История не может ни доказать, ни опровергнуть ни одного общего утверждения подобно тому, как естественные науки принимают или отвергают гипотезы на основе лабораторных экспериментов.

В этой сфере невозможны ни экспериментальное подтверждение (верификация), ни экспериментальное опровержение (фальсификация) общих утверждений.

Сложные явления результат переплетения множества причинных цепочек не могут проверить никакую теорию. Наоборот, такие явления сами становятся понятны только через объяснение в терминах теорий, предварительно разработанных на основе других источников.

В случае явлений природы объяснение события не должно противоречить теории, в достаточной степени подтвержденной экспериментами. Для исторических событий такие ограничения отсутствуют. Комментаторы имеют возможность прикрываться абсолютно произвольными объяснениями.

Когда возникала необходимость что-то объяснить, разум человека без труда изобретал ad hoc[30)] какую-нибудь мнимую теорию, не имеющую никакого логического оправдания.

В области человеческой истории праксиология обеспечивает ограничения, сходные с теми, которые экспериментально подтвержденная теория накладывает на объяснение и понимание конкретных физических, химических и психологических событий. Праксиология теоретическая и систематическая, а не историческая наука.

Ее предмет человеческая деятельность как таковая независимо от внешних, случайных и индивидуальных обстоятельств конкретных действий. Ее знание чисто формально и всеобще безотносительно к материальному содержанию и индивидуальным характеристикам конкретного события.

Она нацелена на знание, действительное для всех случаев, условия которых точно соответствуют ее допущениям и выводам. Ее утверждения и теоремы не выводятся из опыта. Так же как в логике и математике, они априорны. Эти утверждения не подлежат верификации или фальсификации на основе опыта и фактов. Они логически и по времени предшествуют любому пониманию исторических фактов.

Они составляют необходимое условие любого мысленного понимания исторических событий. Без них мы не сможем увидеть в ходе событий ничего, кроме калейдоскопического мелькания и хаотической неразберихи.

  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30

Источник: https://bzbook.ru/Chelovecheskaya-deyateljnostj-Traktat-po-ekonomicheskoj-teorii-1.22.html

Евгений Егоров — Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность

1. Праксиология и история
Здесь можно купить и скачать «Евгений Егоров — Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность» в формате 2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На В ТвиттереВ InstagramВ ОдноклассникахМы

Описание и краткое содержание «Праксиология. Основы теории. Часть 1.

Личность» читать бесплатно онлайн.

В книге рассмотрены фундаментальные основы теории человеческой деятельности – праксиологии.

Книга представляет несомненный интерес для ученых-гуманитариев, студентов, специалистов, работающих в области управления поведением.

Понимание основ праксиологии несет в себе важнейшую гуманитарную функцию, поскольку позволяет личности защититься от нежелательного на него информационно-психологического воздействия.

Праксиология

Основы теории. Часть 1. Личность

Евгений Егоров

© Евгений Егоров, 2017

ISBN 978-5-4483-8498-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Что делать, когда достигнутые результаты «не укладываются в рамки» принятых научных теорий? С этим вопросом сталкивается большинство учёных-исследователей. Часть из них продолжают официально оставаться на позициях следования канонам традиционных наук, часто и в разладе со своими внутренними сомнениями, другие включаются в новый научный поиск.

В любом случае каждый человек в зависимости от своего состояния делает свой личный выбор. Фридрих Ницше, исследуя истоки Добра и Зла в работе «Так говорил Заратустра», писал о личности познающего: «Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть даже своих друзей.

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником…»1

Познать законы общественного развития пытались и (каждый в своей степени) преуспели многие величайшие умы человечества.

От поисков «философского камня» до определения абсолютных истин в человеческом общении – таков диапазон суждений.

В своём большинстве они справедливо выразили мнение о наличии собственной логики общественного развития (праксиологии), никоим образом не идентичной логике математики, логике мышления, логике других пространств.

Праксиология не претендует быть наукой всех наук. Праксиология не «борется» с теми или иными научно-теоретическими взглядами и концепциями.

Праксиология предлагает исследователю, обычному человеку посмотреть на развитие общественных отношений с несколько иных, чем принятые сегодня в общественных науках, оснований.

Праксиология предлагает исследовать зависимости в общественных отношениях и формулирует законы человеческой деятельности.

Праксиология не является «забытой», «второстепенной» наукой. В то же время нельзя сказать, что она сегодня популярна в научных кругах. Одной из причин сложившейся объективной ситуации явилось весьма спорное определение объекта и предмета исследований представителями иных направлений науки. Настоящее исследование в определённой степени позволяет восполнить этот пробел.

Праксиология имеет прикладное значение. Фактически, формулируя законы и закономерности общественных отношений (априори), праксиология выступает одной из теоретических основ формирования методик воздействия на личность и социумы с целью достижения желаемого социального поведения и общественного мнения.

Автор отдаёт себе отчёт в том, что данное издание является практически первой попыткой систематизации знаний о праксиологии. По этой причине в название книги вынесено определение «Основы теории». Результаты исследования изложены в двух книгах: «Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность» и «Праксиология. Основы теории. Часть 2. Субъекты отношений».

Позволю себе утверждать, что, прочитав данную книгу, читатель более не сможет «традиционно» относиться к изучению гуманитарных дисциплин, исследованию общественных проблем. Вы будете вновь и вновь обращаться к основам теории праксиологии и искать все новые и новые данные об этой науке.

Автор убеждён: становление праксиологии в России минует судьба кибернетики и генетики.

Гуманитарий, не знакомый с основами праксиологии, подобен химику, не сумевшему понять таблицу Менделеева

Мы живём в прекрасное доброе время, в мире красоты и всеобщего счастья бытия, возможности любить и быть любимыми, стремимся развивать свои способности. Живём в радости в семье и атмосфере заслуженного уважения в коллективе.

В то же время мы живём в мире беспощадных войн, погони за богатством и глубочайшей нищеты, повсеместного падения нравственных норм, обострения цивилизационных, культурологических конфликтов и находимся на грани выживания планеты Земля.

Как же мы живём? Как сочетаются в одном человеке душевный трепет от прикосновения любимого человека и участие в политической манифестации, когда с животным инстинктом просто-напросто готов разорвать оппонента или предательски уклоняешься от исполнения гражданского долга?

Как и почему бывшие воины-десантники, орденоносцы, доказавшие своё мужество в бою, становятся марионетками в гражданской жизни и предают своих близких товарищей? Во что они верят и как понимают справедливость?

В ноябре 1993 года в России был расстрелян всенародно законно избранный Высший орган законодательной власти Российского государства. Обороной Белого дома руководил депутат Владислав Ачалов, в прошлом командующий Воздушно-десантными войсками, заместитель Министра обороны, генерал-полковник.

Непосредственно расстреливал Белый дом его бывший подчинённый, обязанный ему всей своей карьерой, да и во многом личной безопасностью, тоже бывший десантник.

Он выполнял приказ или преследовал корыстные статусные цели? Что руководило этими людьми, которые познакомились друг с другом при прохождении совместной службы в сентябре 1973 года в Прибалтике, а через двадцать лет один из них сознательно убивал своего учителя и наставника, которому обязан своим статусом и судьбой?

Уйти от всего и побыть в одиночестве? Почему Робинзон Крузо стремился вернуться к людям, и даже самые отчаянные религиозные отшельники становились святыми и, только очистившись, опять возвращались в общество или осуществляли это возвращение иными способами передачи своих чувств и мыслей всё тому же обществу! Почему высшее наказание для человека – лишение свободы, тюрьма, изоляция от общества, от системы взаимоотношений?

Мы интуитивно чувствуем мнение своих родственников, сослуживцев и соратников, земляков и готовы поступать в соответствии с ним вопреки здравому смыслу и сиюминутной выгоде. Наше поведение схоже с поступками людей таких же, как и мы, по гороскопу, мы верим в «шестое чувство».

Невозможно понять явление, изучая его отдельные стороны. На ситуацию нужно обязательно смотреть «в целом». Сегодня подобные научные подходы предлагает праксиология.

Праксиология, прежде всего, наука, раскрывающая логику деятельности субъектов общественных отношений в их взаимозависимостях.

Современная праксиология – довольно молодая, набирающая научную силу отрасль человеческого знания.

Продолжаются дискуссии по уточнению объекта и предмета науки, формированию научных задач и отдельных направлений исследований.

Это естественный процесс, и вполне вероятно, что со временем появятся предметы исследований «Общая теория праксиологии», «История праксиологии», «Методы и методология праксиологии».

В силу жизненных обстоятельств я не останавливаюсь на рассмотрении существующих теорий (целостных и фрагментов) праксиологии. Предлагаю Вам, читатель, вариант систематизации знаний о праксиологии, о человеческой деятельности.

В своё время Дмитрий Менделеев сказал: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса»2. С этого великого открытия началась новая страница в химии. Дмитрий Менделеев сумел понять и показать логику зависимостей посредством главных признаков объекта исследования. Подобное Эйлер осуществил в математике.

Перед открытием аналогичной «страницы» в гуманитарных науках стоят современные исследователи. Попробуем попытаться хотя бы не открыть, а найти эту столь нам необходимую «страницу» гуманитарных знаний.

Начнём с самого простого и с самого главного: праксиология говорит о том, что свойства субъектов общественных отношений зависимы от их собственной структуры, пространств, в которых они проявляются, статусных мотивов.

Законы праксиологии априори раскрывают логику общественных отношений как систему взаимозависимостей и могут быть познаны! Законы праксиологии определяют смыслы в поступках субъектов общественных отношений.

Человеческая деятельность. Объект исследования праксиологии

Обобщая знания о праксиологии, скажем, что исследователи так или иначе говорят о человеческой деятельности. Ответ на вопрос о том, что же составляет содержание категории «деятельность», является одним из центральных в праксиологии.

Людвиг фон Мизес: «Человеческая деятельность суть целеустремленное поведение.

Можно сказать и иначе: деятельность суть воля, приведенная в движение и трансформированная в силу; стремление к цели, осмысленная реакция субъекта на раздражение и условия среды; сознательное приспособление человека к состоянию Вселенной, которая определяет его жизнь»3. Весьма прогрессивное мнение для времени учёных прошлого столетия. Сегодня в научном поиске человечество накопило новые данные и может внести вклад, дополнить знания наших учителей.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/661731-evgeniy-egorov-praksiologiya-osnovy-teorii-chast-1-lichnost.html

1. Праксиология и история: Существуют две ветви наук о человеческой деятельности: праксиология

1. Праксиология и история

Существуют две ветви наук о человеческой деятельности: праксиология и история.
История это собирание и систематическое упорядочивание всех данных опыта, касающегося человеческой деятельности. Она занимается конкретным содержанием человеческой деятельности.

История изучает все человеческие усилия в их бесконечной множественности и разнообразии и все индивидуальные действия с их случайными, специфическими и индивидуальными смыслами. Она тщательно исследует идеи, влекущие действующих людей, и результаты осуществляемых действий. История охватывает все аспекты человеческой активности.

С одной стороны, есть общая история и, с другой история различных узких областей. Существует история политической и военной деятельности, идей и философии, экономической деятельности, технологии, литературы, искусства и науки, обычаев и нравов и множества других сфер жизни человека.

Есть этнография и антропология в части, не являющейся биологией, психология в части, не являющейся ни физиологией, ни эпистемологией, ни философией. Существует лингвистика, поскольку она не является ни логикой, ни психологией речи[Экономическая история, дескриптивная экономическая теория и экономическая статистика, разумеется, являются историей.

Термин социология используется в двух различных значениях. Дескриптивная социология занимается теми историческими явлениями, которые не интересуют дескриптивную экономику; она в некоторой степени пересекается со сферами интересов этнографии и антропологии.

Общая социология подходит к историческому опыту с более универсальной точки зрения, чем остальные отрасли истории. Собственно история, например, исследует индивидуальный город, или город в определенный период, или определенный народ, или определенную географическую область. Макс Вебер в своем основном трактате (Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft.

T??ь??bingen, 1922. P. 513600) занимается городом вообще, т.е. всей совокупностью исторического опыта, относящегося к городам, без ограничений исторических периодов, географических областей или конкретных народов, стран, рас и цивилизаций.]. Предмет всех исторических наук прошлое.

История не может научить нас ничему, что было бы действительно для всех видов человеческой деятельности, в том числе и для будущего. Изучение истории делает человека мудрым и рассудительным. Но само по себе это не дает знаний и умений, которые могут быть использованы для решения конкретных задач. Естественные науки также имеют дело с прошлыми событиями.

Любой опыт есть опыт чего-то, ушедшего в прошлое; опыта будущих событий не существует. А опыт, которому естественные науки обязаны всеми своими успехами, это опыт эксперимента, где отдельные элементы изменения можно наблюдать изолированно.

Накопленные таким способом факты могут быть использованы для индукции специальной процедуры вывода, продемонстрировавшей практические доказательства своей целесообразности, хотя ее удовлетворительная эпистемологическая характеристика остается пока нерешенной проблемой.

Опыт, с которым имеют дело науки о человеческой деятельности, всегда представляет собой сложные явления. В отношении человеческой деятельности нельзя ставить лабораторных экспериментов. Мы не имеем возможности наблюдать изменение только одного элемента при том, чтобы все остальные обстоятельства события оставались неизменными.

Исторический опыт как опыт сложных явлений не предоставляет нам фактов в том значении, в каком этот термин используется в естественных науках для обозначения изолированных событий, проверяемых в экспериментах. Данные, сообщаемые историческим опытом, нельзя использовать в качестве материала для создания теорий и предсказания будущих событий. Любой исторический опыт не только открыт для различных интерпретаций, но на поверку и интерпретируется различными способами. Поэтому постулаты позитивизма и родственных направлений метафизики иллюзорны. Науки о человеческой деятельности невозможно реформировать по примеру физики и других естественных наук. Не существует способов создания апостериорной теории человеческого поведения и общественных событий. История не может ни доказать, ни опровергнуть ни одного общего утверждения подобно тому, как естественные науки принимают или отвергают гипотезы на основе лабораторных экспериментов. В этой сфере невозможны ни экспериментальное подтверждение (верификация), ни экспериментальное опровержение (фальсификация) общих утверждений. Сложные явления результат переплетения множества причинных цепочек не могут проверить никакую теорию. Наоборот, такие явления сами становятся понятны только через объяснение в терминах теорий, предварительно разработанных на основе других источников. В случае явлений природы объяснение события не должно противоречить теории, в достаточной степени подтвержденной экспериментами. Для исторических событий такие ограничения отсутствуют. Комментаторы имеют возможность прикрываться абсолютно произвольными объяснениями. Когда возникала необходимость что-то объяснить, разум человека без труда изобретал ad hoc* какую-нибудь мнимую теорию, не имеющую никакого логического оправдания.

В области человеческой истории праксиология обеспечивает ограничения, сходные с теми, которые экспериментально подтвержденная теория накладывает на объяснение и понимание конкретных физических, химических и психологических событий. Праксиология теоретическая и систематическая, а не историческая наука.

Ее предмет человеческая деятельность как таковая независимо от внешних, случайных и индивидуальных обстоятельств конкретных действий. Ее знание чисто формально и всеобще безотносительно к материальному содержанию и индивидуальным характеристикам конкретного события.

Она нацелена на знание, действительное для всех случаев, условия которых точно соответствуют ее допущениям и выводам. Ее утверждения и теоремы не выводятся из опыта. Так же как в логике и математике, они априорны. Эти утверждения не подлежат верификации или фальсификации на основе опыта и фактов. Они логически и по времени предшествуют любому пониманию исторических фактов.

Они составляют необходимое условие любого мысленного понимания исторических событий. Без них мы не сможем увидеть в ходе событий ничего, кроме калейдоскопического мелькания и хаотической неразберихи.

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/praksiologiya-istoriya8060.html

Refpoeconom
Добавить комментарий