1. Общая характеристика российской экономики.

Общая характеристика российской экономики

1. Общая характеристика российской экономики.

По оценкам большинства экономистов российскую экономику можно оценить как развивающуюся рыночную. В начале 1990-х гг.

были проведены либеральные реформы, сопровождавшиеся одномоментным освобождением (ростом) цен на большинство товаров, быстрой приватизацией государственной собственности, ликвидацией государственной монополии на осуществление хозяйственной и внешнеэкономической деятельности (так называемая политика «шоковой терапии»).

Эти процессы сопровождались ослаблением государственных институтов, в том числе правоохранительных, а также усилением криминальной деятельности и теневой экономики (на нее приходится около 1/4 ВВП), резким расслоением населения, когда буквально за несколько лет огромная по размерам общенародная собственность оказалась сконцентрированной в руках узкой группы лиц, приближенных к власти и распределительным процессам. Коллапс государственного планирования, разрыв прежних хозяйственных связей, девальвация национальной валюты, непомерное увеличение внешнего долга, специфическая борьба с возникшей в ходе «шоковой терапии» инфляцией посредством сокращения спроса со стороны государства (сократились расходы госбюджета) привели к обвальному сокращению ВВП, значительному снижению уровня жизни населения. Многочисленные финансово-экономические кризисы неоднократно потрясали страну.

После финансового кризиса в августе 1998 г., когда был девальвирован рубль (за период с августа по декабрь его курс снизился более чем в три раза) и объявлен частичный дефолт в отношении государственного долга, начали усиливаться неокейнсианские элементы в экономической политике.

Стабилизация законодательства, проведенные налоговая, бюджетная и административные реформы, а также крайне благоприятная конъюнктура на мировых рынках углеводородов придали существенный импульс для развития отечественной экономики. Уже в середине 2000-х гг. был достигнут дореформенный уровень благосостояния населения, а на 2011 г.

среднестатистический россиянин по этому показателю находится на пороге «золотого миллиарда» с показателем 21 091 дол. США в год, что почти в два раза выше среднемирового. Индекс человеческого развития (ИЧР — рассчитывается по ВВП на душу населения, уровню грамотности, образования и долголетия) высокий — 0,788 (в 2013 г.

55 место в мире, 4 — среди постсоветских государств).

Норма валового накопления в России существенно снизилась с 30,1% в 1990 г. до 15,5% в 1999 г., однако затем начала повышаться, превысив 20% в 2010 гг. При этом основным источником инвестиций стали собственные средства предприятий, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы и фондового рынка.

Сократившаяся в первое десятилетие реформ роль государства стала возрастать в некоторых отраслях и сферах с середины прошлого десятилетия.

В государственных и муниципальных учреждениях, организациях и фирмах в 2013 г. работали более 30% всех занятых, государству принадлежало свыше 40% основных фондов, по средствам бюджета оно осуществляло более 20% всех инвестиций.

Продолжается усиление крупного бизнеса, однако по объему продаж лидирующее положение занимают компании сырьевого, топливно-энергетического, финансового и телекоммуникационного секторов. Практически во всех отраслях слабо развит малый бизнес — на него приходится около 10% работников, 2% основных фондов и около 5% инвестиций.

Мегарегулятором в денежно-кредитной и страховой сферах выступает Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежную эмиссию в размерах, соответствующих золотовалютным резервам страны, предоставляет кредиты коммерческим банкам, регулирует функционирование денежного, валютного и страхового рынков. Ставка рефинансирования (ключевая ставка) в России остается довольно высокой (11% на середину 2015 г.) и ограничивает экономическую активность.

После гиперинфляции 1990-х гг., когда в некоторые годы показатель инфляции превышал 100%, в последнее время она становилась все меньше и за 2013 г. составила 6,5%. В качестве позитивного момента следует отметить постепенное вытеснение из оборота иностранных валют других государств, прежде всего американского доллара и евро.

Количество банков в стране постепенно сокращается, на начало 2014 г. их общее число было чуть менее 900. Почти в трети из них долевое участие принимает государственные структуры, большей частью принадлежащие региональным властям.

Несколько крупнейших банков контролируются государством, в том числе два крупнейших — Сбербанк и Внешторгбанк, а также государственная корпорация развития «Внешэкономбанк», полностью принадлежащая государству и играющая особую роль в обеспечении внешнеэкономической деятельности Правительства РФ и подконтрольных ему структур, а также реализации особо значимых проектов внутри страны. Доля банков с иностранным капиталом в банковских активах невелика, составляет около 17%, а в свете введения санкций странами Запада против Российской Федерации в связи с присоединением Крыма и событиями в Украине можно предположить, что она незначительно сократится. Совокупные банковские активы за последние годы существенно увеличились и на январь 2013 г. составили почти 80% от ВВП. Небольшие размеры активов, ориентация на простые и доходные операции с иностранной валютой, недостаточная прозрачность большинства потенциальных заемщиков и отсутствие кредитных историй мешают росту кредитования: банковские кредиты в 2013 г. составили всего 44% по отношению к ВВП, что несколько меньше, чем в ведущих странах Центральной и Восточной Европы или в Китае[12].

Налогово-бюджетная сфера обеспечивает бесперебойное удовлетворение потребностей государства в финансовых ресурсах.

По объему собираемых средств лидируют доходы от внешнеэкономической деятельности (22,4%), взносы на обязательное страхование (16,9%), налог на добавленную стоимость (15,6%), налог на прибыль организаций (10,9%), налог на добычу полезных ископаемых (10%), налог на доходы физических лиц (9,6%), налоги на имущество (3,3%) и акцизы (3,1% — подакцизными товарами считаются те, производство которых исторически обеспечивает получение сверхприбыли, не обусловленной использованием уникальных технологий, бизнес-процессов и т.п.). Проведенная в начале 2000-х гг. в стране налоговая реформа привела к незначительному снижению налогового бремени, существенному упрощению и унификации налогового законодательства, четкому разграничению бюджетных полномочий (Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации).

Расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (их совокупность называют консолидированным бюджетом) в 2013 г. составили более 35% от ВВП. Структура общих расходов следующая:

— социально-культурные мероприятия — 56,2%;

— национальная оборона — 7,6%;

— национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 7,6%;

— общегосударственные вопросы — 6,8%;

— жилищно-коммунальное хозяйство — 6,0%;

— обслуживание государственного долга — 1,6%;

— развитие национальной экономики — 14,0%, из них:

— топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — 0,3%;

— сельское хозяйство и рыболовство — 1,3%;

— транспорт — 2,5%;

— дорожное хозяйство — 3,6%;

— прикладные исследования в области национальной экономики — 0,9%

— связь и информатика — 0,4%.

При этом большая часть социально-культурных расходов связана с выполнением пенсионных обязательств. Так, в 2014 г. бюджет Пенсионного фонда РФ составил 6,29 трлн руб., что превышает 8,6% ВВП.

С начала и до конца 1990-х гг. консолидированный бюджет сводился с дефицитом, начиная с 2000 г. — с профицитом, а начиная с 2012 г. — снова с дефицитом.

Внешний долг России на конец декабря 2013 г. составлял чуть более 720 млрд дол. США, при этом долг органов государственного управления — всего 56 млрд дол.

, что менее 34% и 2% ВВП, соответственно, и может считаться очень низким показателем на фоне других развитых стран (Великобритания — 396%, Франция — 236%, Германия — 164%, Италия — 144%, США — 101%, Япония — 120%) или относительных размеров внешнего долга России в конце 1990-х гг., когда он составлял 84% ВВП.

За последние годы внешний долг в относительном выражении довольно быстро сокращался, что стало следствием значительного сокращения масштабов заимствований, досрочного погашения ранее взятых на себя обязательств.



Источник: https://infopedia.su/16x2c08.html

Характеристика экономики России

1. Общая характеристика российской экономики.

Российская экономика — уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом экономики сверхдержавы — СССР с одной стороны, а с другой является наследницей плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретенными в 90-е годы.

А если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого передела, а с другой Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, ВПК.

Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI века, Россию можно отнести к группе стран с развивающейся экономикой. В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Экономика России — восьмая (по данным Международного валютного фонда) по номинальному объёму ВВП национальная экономика мира по состоянию на 2008 год. Вклад России в мировой ВВП составил в 2007 году 3,18 %.

ВВП страны за 2007 год составил 32 987,4 млрд. руб., а рост его за 2007 год оценён ФСГС в 8,1 %. То есть номинальная величина ВВП страны в 2007 году в долларах по среднему номинальному курсу составила 1290,129 млрд. долл.

Объём российского ВВП в 2007 году составил 32 987,4 млрд рублей, что по рыночному курсу составляет более 1280 млрд долларов (10-е место в мире).

По ППС ВВП России в 2005 году составлял только 13,7 % от американского (данные глобального раунда сопоставления ВВП), но уже в 2007 году увеличился до 15,2 % (рост ВВП в 2006 году — 7,4 %, в 2007 8,1 %; в США в 2006 — 2,9 %, в 2007 — 2,0 %), а по паритету покупательной способности 2103,3 млрд долларов, на душу населения — 14 800 долларов, паритет покупательной способности — 15,68 рублей за 1 доллар США. По ВВП (ППС) в 2007 российская экономика была на 6-м месте в мире.

Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил 8,1 %, а промышленного производства 6,3 %, инфляция за год — 11,9 %.

Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 году составил (в фактически действовавших ценах) 578,2 млрд долларов США (14 791,2 млрд рублей), в том числе экспорт — 355,2 млрд долларов (9085,4 млрд рублей), импорт — 223,1 млрд долларов (5705,8 млрд рублей). Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару — 14,15 %, к евро — 4,2 %).

С 2008 г. Россия вместе с другими развитыми и ведущими развивающимися странами переживает структурный кризис, постепенно формирующий новые экономические, политические и социальные реалии. При наличии ряда общих характеристик в России он имеет ряд важных экономических и политических особенностей, предполагающих проведение существенно отличной от других стран социально-экономической политики.

С институциональной точки зрения структурный кризис в России был связан с двумя группами обстоятельств: с одной стороны, с логикой глобальных проблем, необходимостью формировать новую модель экономического роста вместо модели, сложившейся после кризиса 1970-х годов, а с другой — со специфическими институциональными проблемами России, в которой к концу 2000-х годов завершился восстановительный процесс: экономика достигла уровня, на котором она находилась к моменту трансформационного спада на рубеже 1980 — 1990-х годов. Тем самым были исчерпаны возможности экстенсивной модели роста, основанной на вовлечении в производство незадействованных мощностей и трудовых ресурсов, а также более быстром росте доходов по сравнению с ростом ВВП и производительности. Это проявилось в снижении структурных темпов роста. Иными словами, переход к новой модели роста диктовался не только глобальными обстоятельствами, но и особенностями институциональной динамики самой России.

В цифровом выражении рост ВВП с 2010г интерпретируется так:

2010 г. 4,504 %
2011 г. 4,264 %
2012 г. 3,507 %
2013 г. 1,279 %
2014 г. 0,747%
2015 г. -3,746 %
2016 г. -1,849 %
2017 г. 0,4 %

С макроэкономической точки зрения Россия столкнулась с проблемами стагфляции, а не дефляции, то есть должна обеспечивать восстановление роста при подавлении, а не стимулировании, инфляции. Соответственно весьма ограниченную роль здесь могут играть методы денежного и бюджетного стимулирования, несмотря на низкий государственный долг и значительные накопленные резервы.

Свою роль играл и феномен сочетания кризисов (структурного, финансового, внешних шоков), которые требуют различных, нередко разнонаправленных, антикризисных мер — и стимулирующих (в ситуации структурного кризиса), и консолидирующих (при внешних шоках). Это изначально делало антикризисную политику очень сложной и внешне не всегда последовательной, а потому уязвимой для критики.

С политической точки зрения с 2014 г. Россия находится в противостоянии с рядом ведущих стран и, помимо поиска новой экономической модели (и «новой нормальности»), ведет активную работу по политическому перепозиционированию в глобальном пространстве.

Финансовые и технологические санкции выступают дополнительным специфическим фактором структурного кризиса.

Падение цен на основные товары российского экспорта задало принципиально новые рамки решения назревших экономических проблем, потребовав принятия жестких мер, направленных на адаптацию страны к новым реалиям.

К началу 2017 г. в России практически остановлен экономический спад, а отрасли материального производства (промышленность и сельское хозяйство) и оптовая торговля вышли на положительную динамику уже в 2016 г. Тем самым завершен период антикризисной политики и на первый план выдвигаются задачи обеспечения экономического роста.

В последние годы существенно сократился отток капитала — со 152,1 млрд долл. в 2014 г. до 57,5 млрд в 2015 г. и до 15,4 млрд долл. в 2016 г. (предварительная оценка ЦБ РФ). Отток частного капитала в 2015 — 2016 гг.

в большей степени связан с выплатой внешней задолженности банков и корпораций, то есть его нельзя характеризовать как «бегство капитала» в другие юрисдикции. Соответственно снижался совокупный внешний долг страны. В 2015-2016 гг. сокращался внешний долг государственных корпораций. Так, в 2015 г.

государственный внешний долг в расширенном определении13 снизился на 12,1%, достигнув 268,1 млрд долл., а внешний долг органов государственного управления сократился на 26,6% — до 30,6 млрд долл. Последнее, впрочем, не однозначно позитивное явление с точки зрения финансирования роста, поскольку стало результатом финансовых санкций.

Естественно, что после острого кризиса и девальвации 2014 г. состояние платежного баланса улучшилось и его стабильность повысилась: счет текущих операций оставался положительным, а отток капитала быстро стабилизировался в условиях плавающего валютного курса14.

Формируя институциональную основу будущего экономического роста, Банк России продолжал последовательную и жесткую работу по оздоровлению банковского сектора, по выводу с рынка кредитных организаций, не удовлетворяющих надзорным требованиям регулятора. За 2016 г.

было отозвано 97 лицензий на осуществление банковских операций, что несколько больше, чем в предшествующие годы (в 2015 г. было отозвано 93 лицензии, в 2014 г. — 86). Суммарный объем активов кредитных организаций, у которых в 2016 г. была отозвана лицензия, составил 1,2 трлн руб., или 1,4% совокупных активов банковского сектора на начало 2016 г.

(в 2015 г. — 1,1 трлн руб., или 1,4%, в 2014 г. — 0,4 трлн руб., или 0,8% соответственно).

На этом фоне произошли позитивные сдвиги в работе банков. После резкого спада прибыли в 2015 г., когда банковский сектор заработал 192 млрд руб., в 2016 г. ее объем начал восстанавливаться: банки получили 930 млрд руб. прибыли. Но рентабельность собственных средств — 11% в годовом выражении в 2016 г. — значительно ниже, чем в 2011-2013 гг. (17-19%).

Важным фактором обеспечения социально-политической стабильности стал низкий уровень безработицы, который на протяжении последних двух лет составлял 5-6% трудоспособного населения. С одной стороны, продолжала сокращаться численность населения в трудоспособном возрасте из-за выхода на пенсию людей достаточно многочисленного поколения.

С другой стороны, проявлялась специфика российского рынка труда, в котором уменьшение экономической активности (кризис) сопровождается не снижением занятости, а сокращением рабочего времени и выплат.

Оба названных фактора взаимосвязаны, поскольку демографическая ситуация побуждает работодателей сохранять формальную занятость и не рассчитывать на открытый рынок труда.

С наибольшими трудностями при падении цен на нефть столкнулись отрасли, которые больше всего выигрывали от «голландской болезни», — прежде всего услуги (особенно торговля) и строительство. Их адаптация и восстановление начались только в 2016 г.

, что проявляется в показателях спроса на потребительские и ипотечные кредиты. В этих сферах наблюдается медленная положительная динамика, естественная в условиях сдувания потребительского пузыря, характерного для периода бума рентных доходов.

В прогнозе экономического развития России в 2017-2020 гг.говорится о том, что существует вероятность в ближайшие 3 года появления новой кризисной волны, Внешэкономбанка (ВЭБа). Если читывать циклический характер мировой экономики, в 2018-2019 гг.

вероятен новый кризис и он может сопровождаться торможением мировой торговли и новым понижением цен на нефть. Поскольку в настоящее время нельзя отметить явных финансовых пузырей, как в прошлые предкризисные периоды, новая кризисная волна может сдвинуться и на 2020 г., сообщается в прогнозе.

Прогноз подготовила команда экономистов ВЭБа во главе с Андреем Клепачем — заместителем председателя правления, бывшим замминистра экономического развития, который отвечал в 2004-2014 гг.за составление для правительстваэкономических прогнозов.

Базовый сценарий ВЭБа предполагает, наоборот, рост цены нефти с $51/барр. в 2017 и 2018 гг.

до $55 и $57 в 2019 и 2020 гг. соответственно; а также ускоренный рост мировой экономики с 3,1% в прошлом году до 3,4% в текущем и 3,7% в среднесрочной перспективе.

Данный вариант основан на предположении о выходе стран Латинской Америки и СНГиз рецессии, на ускорении роста экономики США за счет реализации запланированных президентом Дональдом Трампом налоговых реформ, контролируемом плавном замедлении роста экономики Китая и торможении Великобритании по причине негативного влияния Brexit.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_6917_harakteristika-ekonomiki-rossii.html

Характеристика экономики России (стр. 1 из 5)

1. Общая характеристика российской экономики.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тольяттинский Государственный Университет Сервиса

Кафедра : «Экономика и внешнеэкономическая деятельность»

Реферат на тему:

«Характеристика экономики России»

Введение

Особенности экономического развития

Российская Федерация в мировом хозяйстве

Характерные черты социальной структуры хозяйства

Российская Федерация в мировых хозяйственных связях

Российская Федерация в движении капитала

Внешнеэкономические связи со странами СНГ

Отношение Российской Федерации с другими странами СНГ

Заключение

Литература

Введение

Российская Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира — 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,4% населения мира. Она производит 1,1-2,4% ВМП (1998 г.).

РФ образовалась в 1991 г. в результате развала Советского Союза.

Современная хозяйственная система — следствие слома государственного строя, разрушения единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

В составе СССР Российская Федерация обладала крупнейшим научным и промышленным потенциалом.

В наследство ей достались высокоразвитые авиакосмическая промышленность, энергомашиностроение, судостроение, металлургия, базовая химия, атомная энергетика, морской флот, одни из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы.

По оценкам, на долю Российской Федерации приходится 1/5 часть мировых минеральных ресурсов. На ее территории расположено 33% мировых запасов природного газа, крупнейшие запасы каменного угля, железа и никеля, олова и свинца, золота, алмазов и нефти.

Особенности экономического развития

Основной тенденцией экономического развития РФ в 90-е годы являлись падение производства и снижение производственного потенциала. ВВП уменьшился в 1,4 раза, составив 62,5% от уровня 1991 г.

Наиболее крупное сокращение производства произошло в обрабатывающей промышленности — в два раза. Постоянно сокращалось сельскохозяйственное производство, снизились его товарность и производственные возможности.

Падение производства парализовало спрос, и особенно производственный спрос. Объем капиталовложений за 1990 — 1998 гг. сократился в 4 раза.

В структуре производственных капиталовложений резко упала доля сельского хозяйства. Снизились капиталовложения в отрасли конечного спроса (машиностроение, легкая промышленность). Инвестиционный процесс в значительной степени поддерживался жилищным строительством для богатых.

Доля капиталовложений в ВВП сократилась до 15% (1990 г. — 30%), причем доля производственного накопления не превышала 10%. Как показали результаты обследований, только половина предприятий направляла свои доходы на развитие производства.

Норма накопления оказалась ниже общемирового уровня.

С 1997 г. коэффициент ввода основных фондов стал отставать от выбытия, что вызвало нарастание износа основных фондов, их старение. Деградация технического уровня проявилась в падении доли оборудования молодых возрастов (до пяти лет).

Средний возраст промышленного оборудования возрос с 10,8 до более 16 лет, износ основных фондов промышленности — с 46,4 до 52%.

Несмотря на то, что на реконструкцию и техническое перевооружение действовавших предприятий использовалось более половины капиталовложений производственного назначения, этого было недостаточно для массового обновления производственных мощностей из-за значительного сокращения общего объема инвестиций.

Разрушение реального сектора экономики особенно отрицательно отразилось на эффективности производства. Фондоотдача уменьшилась по национальному хозяйству в целом и по промышленности.

В условиях резкого сокращения производственного спроса основным элементом общего спроса стали домашние хозяйства. Потребление домашних хозяйств достигло 65% в 1999 г. (1990 г. — 49%).

При сокращении производства поддержка потреблением была возможна только при условии перераспределения национального дохода от производителей к потребителям (домашним хозяйствам). Это стало возможным за счет приватизации расходов предприятий и государства и сосредоточения их в руках нескольких процентов населения — «новых русских».

В абсолютном выражении потребление домашних хозяйств также сократилось. В итоге образовался резкий дисбаланс между производством и потреблением.

Потребление населения уменьшилось на 1/5 часть. Основу потребления стали составлять продукты питания (52%, в том числе хлеб — 9% потребительских расходов), потребление качественных продуктов питания сократилось на 40-50%.

У поло вины населения потребление животного белка, витаминов, упало ниже минимального уровня. Подобная картина сложилась по энергетической ценности продуктов питания.

По уровню потребления основных продуктов на душу населения РФ скатилась на 45 место в мире против 6-7 места в 1990 г.

Негативные сдвиги в личном потреблении — результат снижения доходов основной массы населения. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня, в 1999 г.

составляла 30%, разрыв между доходами 10% самых богатых групп населения и 10% самых бедных групп населения — 14 раз.

Стремительный раскол общества на узкий круг богатых и огромную массу бедных создало две противоположные по своим социальным целям группы населения.

Резкое сокращение производства и платежеспособности предприятий привело к падению спроса на научно-технические разработки, к абсолютному и относительному уменьшению их финансирования. Ассигнование науки из бюджета уменьшилось в 10 раз. Доля финансирования НИОКР из всех источников опустилась до 0,2% ВВП (0,9% в 1992 г.). Разрушился научно-технический комплекс как взаимосвязанная система.

Произошел массовый отток научных кадров за рубеж, практически утрачен ряд научных школ, сократился потенциал фундаментальной науки. Значительно снизилась эффективность исследовательских и научных разработок. Если в 80-е годы около 70% фундаментальных и прикладных разработок соответствовало мировому уровню, а 20% превосходило его, то в середине 90-х годов эти показатели снизились до 25 и 7%.

Под влиянием сокращения производства и сдвигов в спросе произошли важные изменения в структуре хозяйства. Доля материального производства снизилась с 65 до 41%, а сфера услуг увеличилась. Внешне это соответствовало тенденциям мирового развития, но по экономическому содержанию сфера услуг не соответствовала своему целевому назначению.

Основное место в ней занял, как и в других странах, финансовый сектор, который в отличие от многих стран имел ростовщический, спекулятивный характер и оказывал негативное влияние на экономическое развитие страны. Серьезно изменилась структура промышленного производства.

В ней возросла доля электроэнергетики, добычи топлива, черной и цветной металлургии и резко сократилась доля машиностроения и легкой промышленности.

На изменение структуры промышленного производства повлияли существенные сдвиги в спросе. Отрасли, которые в основном удовлетворяли внутренний спрос, резко снизили свое производство (машиностроение, легкая промышленность, строительные материалы).

Сырьевые отрасли и отрасли первичной обработки, спрос на которые в условиях рухнувшего внутреннего рынка определялся развитыми странами, могли поддерживать свое существование. Самое тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях и смежном с ними оборонном . промышленном комплексе. Ряд производств почти полностью прекратил свое существование.

По оценкам, пороговое значение доли наукоемкой продукции не должно быть ниже 6% обрабатывающей промышленности. Фактически эта доля не превыша-2-2,5%.

Анализ показателей динамики и структуры промышленного производства показывает устойчивую тенденцию к разрушению ложившихся в предыдущие десятилетия пропорций. Резкое сокращения производства привели к дисбалансу в структуре производства: сырьевые отрасли — обрабатывающая промышленность — конечные продукты потребления, что порвало единое производственное пространство страны.

Переход от централизованно планируемой экономики к методам рыночного регулирования сопровождался обострением региональных проблем. Расширился состав кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, возросли региональные различия в уровне развития.

Воспроизводственные диспропорции, сопровождаемые региональными разрывами, соседствуют с усилением хозяйственного обособления отдельных районов. В результате ряд приграничных районов включился в зарубежную экономику в большей степени, чем во внутренний рынок.

Произошла чрезмерная концентрация факторов производства в немногих зонах с высоким уровнем городского населения и крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге.

Разрывы уровнях экономического развития между субъектами РФ достают несколько сот раз. Негативное влияние на экономическое развитие оказывала инфляция. За 1992-1996 гг. индекс потребительских цен вырос в 2,2 тыс. раз.

В конце 90-х годов темпы инфляции замедлились — 30-86% в год, что превышает уровень развивающихся стран.

Стремление властей сгладить растущие диспропорции и острые социальные проблемы привело к хроническому бюджетному дефициту, достигавшему в отдельные годы 2-10% ВВП. Это побуждало правительство прибегать к крупным заимствованиям на внешних и внутреннем рынке.

Одной из характерных черт развития российской экономики является ее долларизация. Общий объем долларов на руках у населения близок к объему наличной денежной массы. Иностранная валюта выполняет не только функцию сбережения:, а также платежного средства, особенно в теневой деятельности. Это подрывает устойчивость национальной денежной единицы.

Кроме того, граждане бесплатно кредитуют США, теряя при этом несколько миллиардов долларов в год.

Диспропорциональность производства и обращения не могла не сказаться на товарно-денежных отношениях. Их роль снизилась, и возросла доля примитивных форм обмена — товар на товар. Бартерный обмен в промышленном секторе возрос примерно с 8% в 1993 г. до почти 50% в 1998 г.

, опустившись затем до 35%. Многие компании, которые получают наличные во внешней торговле, используют бартерный обмен на внутреннем рынке.

Это результат огромных дисбалансов в хозяйстве, приведших к недостатку ликвидности (отпуск цен не сопровождался соответствующим ростом денежной массы).

Источник: https://mirznanii.com/a/252962/kharakteristika-ekonomiki-rossii

Refpoeconom
Добавить комментарий