1. Маркс и его экономическая теория

Экономическая теория марксизма

1. Маркс и его экономическая теория

Возникновение марксизма как системы философских, социально-политических и экономических взглядов произошло в середине 19-го века. Его основоположниками стали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Марксизм представляет собой направление экономической мысли, цель которого заключается в исследовании закономерностей капитализма и определении его места в истории. Появление марксизма в качестве целостной системы, которая отражает интересы пролетариата, вызвано развитием общества.

Материальная предпосылка становления марксизма заключается в развитии производительных сил и дальнейшем изменении системы отношений на производстве в рамках капитализма.

В начале 19-го века произошел промышленный переворот, который стал толчком к развитию машинного производства, быстрому росту фабрик и заводов, изменению старых видов производственных отношений, структуры общества. С развитием машинного производства на ранних стадиях ухудшалось положение рабочего класса и обострялись противоречия между буржуазией и пролетариатом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

С обострением экономических и социальных противоречий, появлялась необходимость переосмысления некоторых положений в экономической теории, связывающих промышленный переворот и общественный прогресс, а также повышение благосостояния народа.

Нарастание противоречий капитализма, неспособность экономических теорий буржуазии отыскать пути решения выступали предпосылками развития марксизма. Помимо этого, возникала потребность в обосновании политических и экономических требований рабочих.

Данные задачи реализовал марксизм.

Определение 1

Предмет политической экономии, по мнению К. Маркса, заключался в историческом исследовании проблем производственной сферы. Однако, производственные отношения людей имеют классовый характер и рассматриваются со стороны интересов пролетариата, объясняя его миссию.

Основные положения теории марксизма

Немецкий экономист К. Маркс, основываясь на теории стоимости труда, разработал учение об эксплуататорском рыночном хозяйстве. При этом Маркс оперировал понятием «капитал». Он считал, что только труд наемных рабочих является основой создания богатства общества.

Под прибылью капиталистов понимается неоплаченный труд рабочих. Внутренние капиталистические законы приводят к поляризации общества, обнищанию трудящихся, возникновению предпосылок внутри капиталистической системы перехода к обществу социалистического типа. Однако, многие прогнозы и положения К.

Маркса, имеющие утопический характер, не подтверждались на практике.

Как уже было отмечено, марксизм появился в 19 веке, когда происходили промышленные революции.

К. Маркс проводит анализ товара и его свойств в своем первом томе «Капитала».

Товар – это продукт труда, который был произведен не для собственного потребления, а с целью реализации третьим лицам. Таким образом, продукт делают товаром не природные, а общественные его особенности.

К. Маркс определил 2 фактора товара:

  1. Потребительная стоимость. Товар является предметом, удовлетворяющим потребности человека в силу своих свойств;
  2. Стоимость, которая выступает субстанцией стоимости, величиной стоимости. Вещи могут быть иметь потребительную стоимость, но не быть стоимостью. Это происходит по причине не опосредованности полезности трудом.

По Марксу деньги появились из товарного обращения. Вначале обмен имел случайный характер, а затем приобрел постоянство, что послужило причиной выделения одного всеобщего эквивалента из массы товаров. С течением времени всеобщий эквивалент подкрепился золотом, которое выполняло функцию денег.

Маркс разделял капитал на постоянную и переменную часть. К постоянной части относился тот капитал, который превращался в средства производства, т.е. ресурсы, вспомогательные материалы, средства труда. Постоянная часть не изменяет свою стоимость. Переменная часть капитала превращается в рабочую силу, а в процессе производства ее стоимость изменяется.

Соотношение постоянного и переменного капитала по Марксу называется органическим его строением, которое связано с динамикой занятости, движением нормы прибыли и рядом других явлений.

К. Маркс заострял внимание на прогрессивной роли акционерной собственности, а также доказал все преимущества коллективных производств, дал объективное обоснование неизбежному увеличению числа крупных предприятий и появлению монополий.

Ф. Энгельс и К. Маркс раскрывали диалектику различных форм собственности, рассматривали возрождение индивидуальной собственности.

К. Марксом была создана теория экономических кризисов, схема воспроизводства, разработано учение об общественно-экономических формациях, причинах их изменения на основе нарастания внутренних противоречий, также раскрыта суть абсолютной ренты, обоснована теория стоимости производства, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

Недостатки марксистского экономического учения

Несмотря на то, что К. Маркс во многом был прав, его экономическое учение имеет и недостатки:

  • Непоследовательное, в большей степени, одностороннее применение закона борьбы и единства противоположностей к отношениям между классами;
  • Игнорирование требований главного закона диалектики;
  • Основоположники марксизма заостряли внимание только на борьбе. По их мнению, разрешение противоречий между классами возможно только лишь путем уничтожения одного другим;
  • Сторонники теории марксизма недооценивали роль частной собственности в реализации возможностей человека. Они полагали, что развитие возможностей несовместимо с частной собственностью;
  • Переоценка в марксистской теории роли крупного производства, значимость вытеснения мелких производств крупными;
  • Необоснованная абсолютизация роли государственной собственности в становлении нового строя;
  • Предположение о несовместимости социализма и товарно-денежных отношений.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/ekonomicheskaya_teoriya_marksizma/

Маркс и его экономическая теория. | Клуб интеллектуалов

1. Маркс и его экономическая теория

В области экономической теории Маркс стоял на позициях трудовой теории стоимости Давида Рикардо. Рабочая сила есть особый товар, покупая который капиталист получает прибавочную стоимость. (суть торговли одна: купил дешевле — продал дороже). Причем Маркс рассматривает наемный труд как единственный фактор производства.

Вот экономическая схема:

У предпринимателя имеется постоянный капитал c, вложенный в средства производства, (здания, сооружения, станки и т.д),, переменный капитал v, затраченный на покупку труда рабочих, выплату налогов и т.п.

Рабочие производят продукцию на сумму превышающую затраты на ее производство, что и образует прибавочную стоимость m. Отношение m/v есть точное выражение степени эксплуатации рабочих.

Норма прибыли равна отношению m/c+v, то есть рабочий своим трудом должен перекрыть потребленный постоянный капитал и израсходованный переменный.

Маркс считал, что, стремясь к прибыли, капиталист будет стараться урезать расходы на рабочую силу, а рабочие, стремясь больше получать, имеют прямо противоположные интересы.

Это по Марксу «антагонистические противоречия труда и капитала», а с математической точки зрения — игра с нулевой суммой: m + v = const. Один покупает – другой (которому «нечего терять кроме своих цепей») продает, если одному лучше, то другому обязательно хуже.

Оказывается все далеко не так просто. Среднее необходимое время труда для производства единицы товара не равно астрономическому времени, и может значительно сокращаться за счет роста сложности труда, внедрения новых технологий, более удачной организации производства, более удачным финансовым операциям капиталиста.

Следовательно, сумма m + v не равна постоянной величине и может расти. На новом оборудовании переобученный рабочий может за меньшее время в более комфортных условиях произвести во много раз больше качественной конкурентоспособной продукции.

Дополнительная прибавочная стоимость и победа в конкуренции оказывается результатом деятельности интеллектуального труда ученых, инженеров, организационных талантов наёмных менеджеров, деятельности самого капиталиста, ТРУДА РАБОЧИХ и должна быть распределена пропорционально средней производительноститрудавсех участников производства.

Основополагающие выводы об абсолютном и относительном обнищании пролетариата и об «антагонистических противоречиях между трудом и капиталом» оказались несостоятельными.

Маркс это понял и в третьем томе Капитала, опубликованном Энгельсом уже после смерти Маркса, говорится уже не об обмене товаров по их трудовой стоимости, а об обмене по цене производства, равной переменному капиталу, плюс потребленный постоянный и плюс средняя прибыль.

Таким образом, Маркс признал непостоянство суммы m + v. Некоторые экономисты говорят, что если бы третий том «Капитала» вышел бы сразу после первых, то учение Маркса было бы невозможно использовать в революционных целях.

Доктор экономических и философских наук В.Н.

Костюк [1] ( имел честь когда-то с ним учиться и работать) пишет, что Маркс не смирился с тем, что развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса делает будущее непредсказуемым и тем самым несовместимым с жестким плановым централизованным управлением экономикой.

Получается, что теория Маркса объединила в единое целое несовместимые альтернативы, каждая из которых вносила вклад в развитие мысли, но соединение их в целое привело к нарушению основного закона логики о противоречиях, а это верный признак несостоятельности всей системы.

Любопытно, что Маркс выслал свежеизданный первый том своего «Капитала» Чарльзу Дарвину. А тот вернул с надписью: «Возвращаю за ненадобностью. Природа единственна и не революционна».

Что же в итоге? Трудовая теория стоимости не работает. Теория двойственности товара как следствие двойственности труда не применима. И ссудный процент диктуется конкуренцией, и рабочая сила не может быть поставлена в ряд с другими товарами.

Маркс это понял, оценил маржиналистскую экономическую теорию с её концепцией предельной полезности, по сути альтернативой трудовой теории стоимости. Рынок, функционирующий по законам человеческого взаимодействия, уравнивает спрос и предложение.

Отсюда следует, что цена определяется спросом, субъективными оценками предельной полезности товара. Концепция максимизации прибыли вытесняет концепцию прибавочной стоимости, экономика – саморегулирующаяся система взаимодействий интересов. Видимо, поэтому в 54 года (1872 год) Маркс забросил работу над завершением «Капитала».

В набросках к третьему тому у него производителем является уже не наёмный рабочий, а предприниматель, который формирует цели деятельности, и поэтому рабочий отчуждён. (Журнал «Вопросы экономики», 2004. № 9).

В письмах последних лет жизни Маркс выражал отрицательное отношение к некоторым своим трудам шестидесятых годов, в том числе и к Манифесту компартии. (см. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Том 30, С. 302).

Он занялся историей, математикой, русским языком, геологией, но только не экономической теорией! У Маркса не найти фразы «От каждого по способности, каждому по труду».

Маркс чтил своего предшественника Оуэна, который заметил: «Когда человек получает по труду, он работает не по способности, а как заплатят и думает как бы не переработать».

Маркс не создал теории политического перехода от капиталистического к пролетарскому управлению обществом. Русский революционер и теоретик анархической версии народничества, считавший государство главным угнетателем и антиподом гражданского общества, а религию видом «коллективного сумасшествия» М.А.

Бакунин спорил с Марксом, особенно в вопросах, касающихся диктатуры пролетариата. «Никакая диктатура не может иметь другие цели, кроме увековечивания себя… она способна породить, воспитать в народе только рабство», – говорил Бакунин.

С его точки зрения, диктатура пролетариата вообще неосуществима, поскольку любая диктатура это власть немногочисленной и привилегированной группы людей.

Бакунин выступал за полное разрушение государства, и не зная о деятельности ультра революционера и террориста Нечаева рассылал его письма в Россию, после чего происходили аресты их получателей. Бакунин был подвергнут Марксом критике в работе «Альянс в России». (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 22).

которая была опубликована в России только в 1928 году, да и читали её редкие историки, для большевиков текст был неудобен, для остальных недоступен. А что касается идеи о постепенном отмирании государства, то оно если в будущем и осуществимо, то в результате совершенствования подлинно правового государства и гражданского общества.

В «Немецкой идеологии» — этой квинтэссенции теории марксизма, Маркс и Энгельс отвергали саму возможность социалистической революции в отсталых странах, в том числе и в России: «Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения… Пролетариат может существовать, следовательно, только во всемирно-историческом смысле, подобно тому как коммунизм — его деяние — вообще возможен лишь как «всемирно историческое» существование» [К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Том 3, с. 33-34]

К сожалению, значительное влияние на Маркса оказал Гегель. Мы видим параллели: у Гегеля война между нациями является средством исторических свершений, у Маркса — борьба между классами.

У Гегеля пестуется историческая миссия нации, у Маркса – историческая миссия всемирного пролетариата. У Гегеля мировая «поступь истории» находит свою вершину в германской нации и прусском государстве, у Маркса она ее находит в победе пролетариата и бесклассовом обществе.

У того и другого – историцизм (вера в незыблемые законы истории) и холизм (всеохватность, всецелостность).

Только у Гегеля поступь Абсолютного Духа через развертывание существующих в потусторонних небесах понятий, а у Маркса – материалистическая поступь истории через развертывание производственно-экономической деятельности и классовой борьбы.

Привнесение в философию гегелевской «борьбы противоположностей» и «раздвоения единого» как источника развития открывало путь к спекулятивно-метафизическим построениям. В реальном же мире источником развития являются взаимодействия, а не противоречия.

Маркс оценивал частную собственность как источник и основу эксплуатации рабочих, а также присвоения прибавочного продукта капиталистом, и считал, что, став общественной она перестанет быть источником эксплуатации.

Маркс совершено прав, утверждая, что монополистическая государственная собственность не является общественной, а является доведенной до абсолюта и абсурда частной собственностью, где собственник не персонифицирован, обезличен, но корпоративен и вполне конкретен.

Никто до Маркса не видел так ясно связи между собственностью и властью. Бюрократическое государство — это «всеобщий капиталист», эксплуататорская административно-командная система, которая распределяет блага не по вкладу человека в успех экономики, не по труду, а по занимаемой должности.

Капиталист может разориться, пишет Маркс, – чиновник нет. И потому безответственен. Казарменный социализм основан на принципе «производить как можно больше и потреблять как можно меньше» при «всеобщем обобществлении и всеобщей регламентации».

Где «во главе всего, в качестве высшего руководителя, безымянный и никому неизвестный «наш комитет». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 18 с.414.)

Но ведь это портрет советской экономической системы! В которой не общественная, а именно монополистическая государственная собственность господствовала и формировала нравственность поколений.

Она стала почвой для переплавки власти чиновников в их же капиталистическую собственность, зачастую и с сохранением власти. Появились олигархи, но инерция советской экономической системы сохраняется.

Президент России в ноябре 2006 года говорил о необходимости разделить власть и деньги: «Хотите служить государству – живите на зарплату, хотите зарабатывать деньги – идите в бизнес». Вряд ли это получилось…

Казарменный социализм достигался бы, считают Маркс и Энгельс, «вероломством, ложью, страхом, насилием и безнравственностью». Это «грубый и непродуманный коммунизм – лишь иллюзорное отрицание частной собственности, а на деле лишь отрицание личности человека», лишь завершение зависти и нивелирования.

А что такое «упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился, но даже не дорос до нее». (Т. 42. С.114 – 115).

Обратите внимание: не дорос! До частной собственности надо ещё дорасти, пройти ее, и только потом можно думать о социалистических преобразованиях.

Анализ казарменного социализма не только рисует тоталитарный режим, но и позволяет лучше понять противоречия в учении самого Маркса.

Приняв идею положительного гуманизма, раскритиковав современный ему капитализм, Маркс в то же время для достижения гуманизма рекомендовал отнюдь не гуманные средства.

Противоречия между средствами и целью (хотя и сказано «средства должны быть достойны величия цели») разделили марксизм и либерально-демократическое движение в Европе. Оказалось, что осуществление революции не привело к избавлению от отчуждения. В тоталитарном государстве и отчуждение тотально.

Выводы:

По Марксу вся предыдущая история это, в сущности, история развития частной собственности, это «предыстория», «царство естественной необходимости».

Коммунизм же в целом есть переходная историческая эпоха сознательного преодоления частной собственности и «производство новой формы общения», это «царство осознанной необходимости».

И только после завершения эпохи коммунизма наступает эпоха гуманизма, «царство свободы», где уже не будет ни труда, ни частной собственности, будут преодолены основы отчуждения личности, и «свободное развитие каждого (станет) условием свободного развития всех».

Но история пошла не по Марксу, нигде пролетарские революции не состоялись, а в России получилась не диктатура пролетариата а диктатура НАД пролетериатом. Если удастся избежать глобальной катастрофы то путь к созданию общества «положительного гуманизма» будет далёе и долог.

Попытки его насильственного осуществления неизменно приводили к тоталитарным режимам, способствующих не преодолению частной собственности, а вполне по Бакунински доводящих ее до бюрократического монополизма с последующей коррупцией, экономической и нравственной деградацией и развалом, не имеющим ничего общего с исходными идеалами Маркса. Капитализм же оседлал научно-технический прогресс и быстро менялся. Численно сокращался и качественно менялся рабочий класс. Тот капитализм, о котором писали Маркс и Энгельс, тот прозябающий в нищете пролетариат и то общество исчезли.

Хотелось бы закончить тему на оптимистичесой ноте, но не получается… Социальные европейские реформы оказались далеко не в гармонии с замедленной планетарной исторической эволюцией. Нарастающий наплыв беженцев из бедных стран Африки и Азии потревожил относительно благополучную Европу.

В посткапитализме началось «производство самой формы общения», преодоление отчуждения, но добавились новые проблемы общества массового потребления… В какой-то мере современное постиндустриальное технотронное общество пытается отвечать на вызовы переходной эпохи, но это плохо получается.

Одно ясно: самонадеянный рационализм насильственной переделки мира оказался не состоятельным.

О марксизме после Маркса — послезавтра…

[1] В.Н. Костюк. История экономических учений. М.,1997 С.80

Источник: https://maxpark.com/community/88/content/6903441

Экономическая теория К. Маркса (стр. 1 из 3)

1. Маркс и его экономическая теория

Введение

1. Экономическая теория К. Маркса

2. Критика марксовской теории

3. Особенности применения теории К. Маркса в условиях финансового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с возрастанием интереса к теоретическому наследию К. Маркса на современном этапе экономического развития.

Глобальный финансовый кризис во всем мире вызвал небывалый всплеск интереса к главному труду Карла Маркса. В Великобритании и Германии, к примеру, спрос на «Капитал» за последнее время вырос втрое. По всей Европе книгу публикуют издательства, не разделяющие принципы марксизма.

В Японии в список бестселлеров попал комикс по мотивам «Капитала», а в Китае фундаментальное творение положат на язык песни и танца.Тем временем, на страницах капиталистических газет все чаще появляются положительные рецензии на учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага.

В британской газете The Guardian высказывается мнение, что коммунизм – это, возможно, жизнеспособная альтернатива капитализму в современных экономических условиях.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные положения учения К. Маркса и возможности ее применения в современных условиях финансового кризиса.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать основные положения теории К. Маркса.

2.Описать направления критики Марковской теории.

3.Определить особенности применения теории К. Маркса в условиях современного финансового кризиса.

Объектом исследования является процесс развития финансового кризиса в современных условиях экономического развития.

Предметом исследования являются основные положения теории К. Маркса.

При разработке основных положений данной работы использовался метод диалектического познания, метод единства исторического и логического, методы структурного анализа, а также метод экспертных оценок.

При написании данной работы нами была использована в основном учебная литература. Также в процессе работы над данной темой нами использовалась монографическая литература, а также переводные издания.

1. Экономическая теория К. Маркса

Карл Маркс родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем – в Англии, где он жил и работал с 1849 года.

Идеи Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания – историю, социологию, политологию, политическую экономию [7, с. 156].

На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю XX века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.

Для Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней как социальный философ, искавший в экономике пружины общественного развития.

Это случилось в 40‑е годы XIX века, когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже миновала, и тон в ней задавали эпигоны. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к собственным политико-экономическим исследованиям [7, с. 157].

Свою теорию он рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX века.

Сочетание преемственности и самобытности в экономической мысли Маркса отразило главную особенность ее происхождения: она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля [6, с. 94].

В своем представлении об экономике как объекте познания Маркс следовал за Рикардо; в своем подходе к осмыслению этого объекта он руководствовался методом Гегеля.

Основу теории составляютсхемы воспроизводства – абстрактные теоретические модели, построенные на целом ряде упрощающих предпосылок [6, с. 95].

В самом способеопределения стоимости заключается первая принципиальная особенность теории К. Маркса.

Стоимость товара распадается, по Марксу, на три части, из которых только одна имеет прямой эквивалент в формуле цены Смита:

q= с + v + т

где с – затраты постоянного капитала, соответствующие затратам средств производства, израсходованным при производстве данного товара;

v – затраты переменного капитала, соответствующие затратам на заработную плату рабочих;

т – прибавочная стоимость, составляющая конечный доход самих капиталистов.

В то время как стандартное деление капитала на основной и оборотныйсвязано со способом возмещения капитальных затрат в цене продукта.

В рамках экономической теории К. Маркса деление капитала на постоянный и переменныйвытекает из его теории прибавочной стоимости.

Постоянный капиталэто часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине – речь идет о капитальных затратах на средства производства, будь то оборудование или сырье и материалы.

Переменный капитал –это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих – источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат, но и приращение первоначальной капитальной стоимости.

Таким образом, для стандартного капитала в сфере производства будет справедливо следующее соотношение:

Рис. 1 Структура капитала

Во-вторых,экономика разделена на два сектора: производство средств производства и производство предметов потребления, в рамках которых создается весь общественный продукт. Таким образом, стоимость общественного продукта может быть представлена как сумма стоимости продуктов двух подразделений:

Q1=C1 + V1 + М1

Q2 = C2+V2 + M2

В-третьих,Маркс лишь в особо важных для него случаях проводит различие между авансированным капиталом и потребляемым капиталом.

Как правило, он исходит из предположения, что годовые затратыпостоянного и переменного капитала совпадают по величине с их запасом по состоянию на начало соответствующего периода.

Главной темой исследования Маркса было накопление капитала,так что абстракция простоговоспроизводства была для него не более чем промежуточным логическим этапом на пути к более важной цели – анализу расширенноговоспроизводства [1, с. 178].

Однако выигрывая в реалистичности, схема расширенного воспроизводства заметно уступает в наглядности. Здесь нет четкой увязки между подразделениями и видами доходов: прибавочная стоимость обменивается на продукцию обоих подразделений, а чистый продукт охватывает не только фонд потребления, но и фонд накопления.

В теориях прибавочной стоимости, воспроизводства и в целом в первых двух томах «Капитала» Маркс исходил из предпосылки, что каждая единица усредненного рабочего времени создает равную величину прибавочной стоимости, независимо от сферы производства.

В то же время он разделял общее убеждение в том, что рыночная конкуренция ведет к усреднению норм прибыли между отраслями [1, с. 181].

Оба эти условия могут выполняться одновременно только при допущении, что соотношение затрат на заработную плату и прочих капитальных затрат также едино во всех сферах экономики. Однако такое допущение заведомо нереалистично. В I томе «Капитала» Маркс ограничился констатацией важности проблемы и обещанием обстоятельно рассмотреть ее позднее, в третьей книге своего сочинения.

Решение проблемы, предложенное Марксом в III томе «Капитала», вытекало из общей логики его анализа капитализма: первоначальным объектом такого анализа была лишь базовая структура общества–отношения между основными его классами, и лишь на последующих этапах рассмотрение переходило на более конкретные уровни, в частности включало в свою орбиту внутреннюю структуру капитала и, соответственно, отношения внутри класса капиталистов [1, с. 182].

Кризисы перепроизводства – одно из самых ярких свидетельств противоречивости капитализма – не могли не привлечь пристально го внимания Маркса.

Постоянство, с которым они повторялись в се редине XIX века, и социальные потрясения, которыми они сопровождались, служили для Маркса свидетельством того, что капитализм как носитель общественного прогресса себя исчерпал, и эпоха его господства подходит к концу.

Анализ различных аспектов экономических кризисов можно найти во многих работах Маркса, в том числе во всех томах «Капитала».

Хотя эти разбросанные фрагменты так и остались, по выражению И. Шумпетера, «ненаписанной главой» в теоретическом наследии Маркса, впоследствии они стали отправной точкой для многих исследователей темы экономических кризисов и циклов.

2. Критика марксовской теории

Критика основных положений теории К. Маркса сформировалась практически сразу же после выхода в свет его работ.

Одним из главных источников теоретических и практических ошибок марксизма является ошибочность трудовой теории стоимости вообще и теории прибавочной стоимости в частности [1, с. 183].

В соответствии с этими теориями наемный работник производит необходимую стоимость, равную стоимости воспроизводства своей рабочей силы и прибавочную стоимость, отчуждаемую собственником средств производства.

Так как необходимая стоимость – по Марксу – целиком используется для воспроизводства наемной рабочей силы, то источником накопления любых видов богатства может служить только прибавочная стоимость.

А прибавочная стоимость в марксизме изначально криминальна: она рождается исключительно посредством эксплуатации через увеличение продолжительности рабочего времени сверх необходимого, за пределами которого как раз-то и производится прибавочная стоимость.

Источник: https://mirznanii.com/a/253230/ekonomicheskaya-teoriya-k-marksa

Refpoeconom
Добавить комментарий